них 14,6% скорее не удовлетворены и 12,2% совсем не удовлетворены.
Следовательно, исходя из анализа ответов, полученных в ходе социологического исследования, можно сделать вывод что, работа группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии в области преодоления проблем осужденных, достаточно эффективна, но требует немного больше индивидуального подхода. Так как осужденные, попадающие в исправительное учреждение, довольно разные (срок осуждения, количество судимостей и т.д.), поэтому специфика проблем различна. Но, к сожалению, не все они решаются, в силу следующих обстоятельств: для полного преодоления проблем, нужно расширять спектр предоставляемой помощи, вводить новые технологии работы с данной категорией, как в исправительной колонии, так и за её пределами.
Список литературы:
1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 янв. 1997г. №1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г., одобрен Советом Федерации 25 дек. 1996 г.: ввод Фед. Законом Рос. Федерации от 08 янв. 1997 г. №2-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1997. - №2. - Ст. 198.
2.Краткая характеристика уголовно-исполнительной си-стемы//Федеральная служба исполнения наказания. Статистическая информация.
URL: http://www.fsin.su/&mcture/inspector/iao/&ati&ika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 02.03.2016).
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ
Кукушкина Аида Александровна
Аспирант Адыгейского государственного университета, г. Майкоп
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности правового образования в поликультурном пространстве Юга России. С точки зрения автора, для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать в молодых людях гражданах России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества.
ABSTRACT
The article discusses the features of legal education in a multicultural area of Southern Russia. From the point of view of the author, for the implementation of legal education goals and objectives necessary to bring in young people the citizens of Russia a real idea of the place and the role of law in the life of each and every member of the modern society, which is certainly a positive impact on improving the credibility of Russia as a European democratic Sate of law and the formation of civil society in Russia.
Ключевые слова: правовое образование, правовая культура, правовые ценности, закон, общество.
Keywords: legal education, legal culture, legal values, law, society.
В современных модернизирующихся условиях российского общества происходит трансформация института правового образования. При этом, система правового образования начала свое становление в первой половине 90-х гг. ХХ в. В начале же XXI века разнообразные курсы правового обучения становились более содержательными и выстраивались в образовательную систему, которая находила свое отражение на начальном этапе обучения и продолжалась в дальнейшем. Такая система способствовала основательному изучению правовых вопросов, и это повлияло на общественное осознание важности роли права и государства в современных социально-экономических условиях развития общества.
В Российской Федерации характерной особенностью современной образовательной системы является наличие в ней двух основополагающих элементов. К ним относятся:
1) воспитание;
2) обучение [1, с. 37].
При этом, процессом воспитания и обучения должны руководить разнообразные учебно-воспитательные учреждения, который имеет основную цель удовлетворение потребности обучаемых в получении знаний и навыков.
Образовательный процесс в своем построении основывается на требованиях, зафиксированных в государственных образовательных стандартах. По окончании образования выпускники получают соответствующие документы государственного образца (сертификат, удостоверение, аттестат, дипломы различного характера). Образовательная система должна обеспечивать обучаемых соответствующими знаниями и навыками, которые необходимы для успешной жизнедеятельности в современном мире [4, с. 127].
Образовательная система в нашей стране это сфера, которая относится к наиболее важным и приоритетным социальным элементом в современном мире. При этом, одним из основных компонентов образования является правовое образование, которое направленно на правовое просвещение граждан на всех уровнях образовательной деятельности.
В соответствии с программами школьного образования предметами, направленными на правовое обучение являются: «Основы права», «Граждановедение», «Обществозна-ние» и др., способствующие развитию знаний и навыков в правовой сфере, а также формированию позитивного правосознания [3, с. 236].
В систему СПО и ВПО в рамках правового обучения включены специальных юридических дисциплин, но еще и такие науки как политология, история, социология, культурология, психология и др., которые позволяют формировать правопонимание, правосознание личности. Помимо обучения специальным правовым дисциплинам в систему правового образования важно включить гуманитарный и естественнонаучный блок, ибо это является залогом успеха в достижении формирования правомерного поведения граждан.
Современная ситуация в России характеризуется тем, что в общественном сознании право не воспринимается как основная социокультурная ценность. Помимо всего прочего, обновилась законодательная база, накопился соответствующий правоприменительный опыт и более явно обнаруживается разница между обновленным законодательством и степенью правосознания и правопонимания людей. Также в настоящее время можно столкнуться с тем, что уровень правовой культуры и юридической грамотности людей не высок, либо вовсе отсутствует. И основными факторами являются безразличие, отсутствие веры, либо нежелание признавать право как основную социокультурную ценность. В связи с этим, проблема правового образования и правовой культуры является для государства наиболее приоритетной.
При этом, появляется острая необходимость уделять особое внимание развитию правового образования современной молодежи. Поэтому в современный период важно проводить комплексное правовое просвещение граждан, которое может быть реализовано посредством целенаправленного воздействия государственных институтов правового информирования, законных общественных и политических организаций, средств массовой информации, образовательных учреждений, призванных обеспечивать граждан знаниями о нормах действующего законодательства. А также, в целях правового просвещения важное место отводится семейному воспитанию, так как взгляды, потребности, интересы, нравственные ценности, духовное богатство личности, способности во многом зависят от того в каких условиях и как воспитывалась личность в детстве. В семье закладываются основы понимания ребёнком моральных, нравственных ценностей, социальных норм, культурных традиций, правомерного поведения.
Основой правового образования является формирование современного правового мышления, правосознания и пра-вопонимания, а также привитие молодому поколению терпимости (толерантности) и миролюбия в отношении окружающих, что позволит молодежи жить свободно и мирно сосуществовать в современном многонациональном обществе [2, с. 258].
Основными задачами правовообразовательной деятельности, направленной на формирование правового сознания относятся:
1) формирование системы знаний о праве;
2) укрепление правовой убежденности;
3) формирование мотивов, норм и принципов правомерного проведения в современных социокультурных условиях развития общества.
Для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать у молодых людей граждан России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества [2, с. 314].
В связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что в современных социокультурных условиях развития общественного устройства, качественная система правового образования, включающая два основных компонента правовое обучение и воспитание, с учетом толерантности как основной правовой ценности, направленная на молодое поколение Юга России позволит достигнуть стабильности в развитии, как молодых людей, так и региона в целом. Помимо этого, система правового образования в поликультурном пространстве Юга России со всеми присущими ей компонентами будет способствовать мирному, бесконфликтному и толерантному (терпимому) сосуществованию граждан региона, а также установится позитивное взаимодействие между властью, правом и молодежью.
Таким образом, в современном поликультурном пространстве Юга России особо актуальной становится проблема повышения уровня правосознания, правопонимания и правообразованности каждой личности, и общества в целом.
Список литературы:
1. Айвазян, О.О. Правовое воспитание молодежи в современных социально-экономических условиях региона / О.О. Айвазян // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. - Майкоп, 2012. - С. 37.
2. Зубова, Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. ... докт. соц. наук / Я.В. Зубова. - Майкоп, 2010. - 341с.
3. Колотилин, А.В. Правовое образование в России как важнейшее условие повышения правового сознания и правовой культуры общества. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей / А.В. Колоти-лин // Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- Вып. 13. - 364 с.
4. Саакян, М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества / М.В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - Вып. 2. - С. 127-129