Использованные источники:
1. Приказ от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
2. Сметанкина Г.И., Дашко С.А. К вопросу об оптимизации системы государственного управления в области пожарной безопасности // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2 (5). С. 333-335.
УДК 614.842.8
Трофимов Ю.Д. студент магистратуры Сметанкина Г. И., к т. н.
профессор кафедра ОГО и УЧС Дорохова О.В. ст. преподаватель кафедра ГН
ВИ ГПС МЧС России - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России
Россия, г. Воронеж ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрены особенности пожаров на железнодорожном транспорте, перечислены действия, которые необходимы при тушении пожаров, обозначена основная задача пожарных подразделений при тушении пожаров на железнодорожном транспорте
Подвижной состав, депо, железнодорожный транспорт, пожар, пассажиры, горючее, водяные стволы
Trofimov Yu.D. master student VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh Smetankina G.I. Ph.D. Professor of the Department of CSOs and UES VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh Dorokhova O. V. Art. teacher Department of HN
VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh FEATURES OF FIRES ON RAILWAY TRANSPORT
The features of fires in railway transport are considered, the actions that are necessary for extinguishing fires are listed, the main task of fire departments in extinguishing fires in railway transport is indicated
Rolling stock, depot, rail transport, fire, passengers, fuel, water trunks
К особенностям пожаров на железнодорожном транспорте относятся:
1. Высокая скорость распространения пламени и температура пожара (до 1100°С).
2. Невысокая огнестойкость конструкций и материалов (сплавов алюминия и магния и др.) температура плавления и загорания, которых в 1,5— 2 раза меньше температуры горения топлива.
Во всех случаях при пожарах на железнодорожном транспорте необходимо:
1) Обеспечить эвакуацию пассажиров.
2) Установить место пожара, определить вероятные пути его распространения и возможные последствия.
3) Подачу огнетушащих веществ организовать на решающем направлении.
4) Использовать все огнетушащие средства, имеющиеся в частях — пожарные автомобили и мотопомпы, первичные средства тушения (огнетушители), тепловые машины, азотные автомобили, поливо-моечные машины и т. п. При этом, они должны работать в комплексе, соблюдая определенную очередность и выполняя указания руководителя тушения пожара.
При тушении пожаров в депо основной задачей пожарных подразделений является обеспечение сохранности подвижного состава и материальных ценностей.
Разведка пожара должна установить: место пожара, его размеры, направление распространения, число подвижного состава которому угрожает огонь, и его состояние, расположение горящих машин внутри помещения и возможность их эвакуации, число обслуживающего персонала для оказания помощи при тушении, наличие свободных площадок для размещения эвакуированного транспорта, конструктивные особенности покрытия и возможность предотвращения обрушения, наличие противопожарных преград и их состояние, необходимость вызова дополнительных сил и средств и т.д.
Горящие составы целесообразно тушить воздушно-механической пеной или распыленными водяными струями. При одновременном горении вагонов и разлитого вокруг них горючего в первую очередь тушат горючее.
Одновременно подают водяные стволы А на защиту покрытия, если ему угрожает опасность. Сгораемые покрытия тушат стволами А или лафетными. Одновременно разбирают покрытия на путях распространения огня и тушат их стволами Б. Металлические фермы охлаждают водой, чтобы предупредить их деформации и обрушение.
При одновременном горении тепловозов и сгораемого покрытия внутрь депо подают стволы А и лафетные для тушения основного очага пожара, на покрытие вводят стволы Б с одновременной его разборкой на путях распространения огня. При необходимости внутрь помещения подают воздушно-пенные стволы.
При распространении горения в канализацию снимают крышки люков и в колодцы подают воздушно-механическую пену. Чтобы предотвратить попадание топлива в канализацию, создают обвалование на путях его растекания или около люков колодцев.
Во всех случаях немедленно эвакуируют подвижной состав. Исправную технику вывозят дежурные машинисты. Неисправные подвижные средства прикрепляют на буксире к исправным тросами или выкидными рукавами. Для безопасности работ на защиту путей эвакуации вводят стволы.
Пожары гидрожидкости быстро и эффективно тушатся раствором пенообразователей, пеной низкой кратности и отработанными газами тепловых машин.
Горение магниевых сплавов начинается через 7—9 мин после начала горения гидрожидкости. При его горении создается большая температура — порядка 3000° С. Для его тушения не рекомендуется применять составы, содержащие углекислый газ, так как процесс горения при этом увеличивается. Приемлем способ тушения 4—6% водным раствором пенообразователя стволом СА со снятыми насадками. Давление воды 1,5—2 атм.
При тушении магниевых сплавов личный состав пожарной команды должен быть одет в теплоотражательные костюм, защитные колпаки которых защищают от попадания капель расплавленного металла под боевую одежду пожарных.
Самый эффективный способ тушения магниевых сплавов при помощи азотной машины. Во-первых, очаги горения быстро блокируются или локализуются за счет введения в зону горения негорючего, инертного газа. И, кроме того, за счет высокого скоростного напора и истечения азота, выпускаемого под большим давлением (120—130 атм.) частицы (капли) горящего магния отбрасываются на значительные расстояния (10—15 м) от транспорта.
Использованные источники:
1. Крупенин С.С. Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте / С.С.Крупенин, К.Б.Кузнецов // Научно-технический и производственный журнал «Наука и техника транспорта». - М., 2004. - С. 16-29.
2. Обстановка с пожарами на подвижном составе железнодорожного
транспорта Российской Федерации // В.В.Гармышев, А.В.Малыхин, В.А. Тарасенко, И.В.Черных. - М.: Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2001. -№1. - С.48-52.
УДК 109.343
Филимонов М. С. студент магистратуры Сметанкина Г. И., к. т. н.
профессор кафедра ОГО и УЧС Дорохова О.В. ст. преподаватель кафедра ГН
ВИ ГПС МЧС России - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России
Россия, г. Воронеж ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГПН ФПС МЧС РОССИИ В СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУППАХ Рассмотрены вопросы взаимодействия сотрудников органов государственного пожарного надзора с правоохранительными органами при выполнении различных розыскных и следственных действий. Особое внимание уделено специфике и сложности расследования дел о пожарах в современных условиях, которое заключается в необходимости привлечения лиц, обладающих пожарно-техническими знаниями
Следователь, дознаватель, оперативно-следственная группа, предварительное расследование, следственные действия, оперативно -розыскные мероприятия
Filimonov M.S. master student VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh Smetankina G.I. Ph.D.
Professor of the Department of CSOs and UES VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia Russia, Voronezh Dorokhova O. V. Art. teacher Department of HN
VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations
of Russia