НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.843
DOI 10.25257/FE.2022.3.99-109
® С. Н. АНИКИН1, М. М. ДАНИЛОВ1, А. Н. ДЕНИСОВ1, П. С. КОРОЛЕВ1, А. А. ЛИТВИНОВ1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Алгоритм действий пожарной охраны по сращиванию (наращиванию) рукава высокого давления при тушении пожара на железной дороге
АННОТАЦИЯ
Тема. Железнодорожный транспорт относится к одному из самых безопасных видов транспортирования, тем не менее, возникающие на нём аварии и катастрофы влекут за собой гибель людей и значительный материальный ущерб. Актуальным вопросом представляется бесперебойная подача огнетушащего вещества при пожарах на железной дороге. Авторы представляют результаты эксперимента по разработке опытного образца (соединительного приспособления) для сращивания (наращивания) рукавов высокого давления (РВД) при пожаротушении.
Методы. Применён комплексный разбор факторов обстоятельств на основании практического опыта ведения действий по тушению пожаров, предварительного планирования и описаний оперативной обстановки на месте пожара. Проведено моделирование действий подразделений пожарной охраны при тушении пожара в местах перегона между станциями. Осуществлены испытания разработанного образца - соединительного приспособления рукавов высокого давления.
Результаты. Определена существенная степень влияния действий подразделений на эффективность решения основной боевой задачи, а также возможность использования руководителем тушения пожара оптимизированного маршрута управленческой задачи. Авторским коллективом был разработан опытный образец для сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления при тушении пожаров.
Область применения результатов. Результаты исследования направлены на рационализацию процесса пожаротушения и организации управления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида. Применять результаты планируется для совершенствования сил подразделений, участвующих в решении основной боевой задачи, увеличения учебно-технических баз и мощностей пожарной охраны и внедрения в учебный процесс учебных заведений пожарной охраны.
Выводы. Представлены результаты эксперимента по разработке опытного образца для сращивания (наращивания) рукавов высокого давления ствола высокого давления при тушении пожаров в труднодоступных местах. Предложен алгоритм использования ствола высокого давления на железнодорожном транспорте, использование которого позволит сократить расход огнетушащего вещества относительно стволов нормального давления и увеличить расстояние для его использования.
Ключевые слова: управление, пожарное подразделение, организационные системы, задача управления, алгоритм, тактический эффект, эксперимент, моделирование, ситуационные факторы, пожар, планирование
© S.N. ANIKIN1, M.M. DANILOV1, A.N. DENISOV1, P.S. KOROLEV1, A.A. LITVINOV1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Algorithm of actions of fire service to extend high-pressure hoses when extinguishing a fire on the railway
ABSTRACT
Purpose. Rail transport is one of the safest types of transportation, however, train accidents and catastrophes entail loss of life and significant property damage. A topical issue is the uninterrupted fire suppressant supply in case of fires on the railway. The authors present the results of an experiment on the development of a connecting device prototype to extend high-pressure hoses during firefighting.
Methods. The authors have applied a comprehensive analysis of situational factors on the basis of practical experience in conducting fire extinction, preliminary planning and descriptions of the operational situation at a fire scene. The simulation of fire unit actions in extinguishing a fire on the route between stations has been carried out. Tests of the developed sample, a connecting device for high-pressure hoses, have been carried out as well.
Findings. The authors have determined a significant degree of influence of fire unit actions on the effectiveness of performing the major combat mission, as well as the possibility of using the optimized management task route by the Fire-Ground Commander. The author team has developed a connecting device prototype to extend high-pressure hoses during fire fighting.
Research application field. The study results are aimed at rationalizing the fire extinguishing process and organizing management to perform the main combat mission on the infrastructure of rail-type transport. The results can be applied to improve the forces of units involved in performing the main combat mission, increase the training facilities and capacities of Fire Service and introduce fire protection educational institutions into the process of training as well.
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
Conclusions. The results of the experiment on the development of a connecting device prototype to extend high-pressure hoses during fire fighting in hard-to-reach places are presented. An algorithm for using a high-pressure hose in railway transport is proposed. It will allow reducing the consumption of a fire extinguishing agent relative to normal pressure hoses and increasing the distance for its use.
Key words: management, fire unit, organizational systems, management task, algorithm, tactical effect, experiment, simulation, situational factors, fire, planning
ВВЕДЕНИЕ
Решение задач управления в сложных организационных системах [1] обусловливается многофакторным процессом, протекающим во времени и имеющим взаимодействия как внутренние (между составными, структурными элементами данного процесса), так и внешние (между элементами процесса и окружающей средой). Так, условия выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида являются такой организационной системой со своими особенностями. Пожары на железнодорожном транспорте могут произойти в любом месте: на станции, переезде, перегоне между станциями. Наиболее сложными по различным условиям являются пожары на перегоне между станциями [2-5]. Существующие противоречия между необходимостью привлечения большего числа участников тушения пожара и организацией управления привлекаемыми пожарными подразделениями при пожаре обостряются - чем выше число применяемых сил, тем более усложняется структура управления пожаротушением.
Организация тушения пожаров, возникающих в разных частях железнодорожной инфраструктуры, даже при едином органе управления сопряжено с практическими трудностями. За последние 50 лет изменился инженерный подход к конструированию [6]. С учётом того, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций страны, в Российской Федерации вопрос эффективности пожаротушения является приоритетным, а техническое оснащение пожарных подразделений передовыми образцами техники и современным оборудованием становится одной из главных задач [7].
Несмотря на регулярное переоснащение подразделений пожарной охраны, основным средством механизации доставки огнетушащих веществ в эпицентр пожара продолжают оставаться насосно-рукавные системы, история развития которых неразрывно связана с этапами становления общества [8-13].
Вопросы бесперебойной подачи огнетуша-щего вещества в современных условиях являются актуальными и рассматриваются как критерий
проблемно-ориентированного управления в организационных системах пожаротушения при принятии решений для совокупности подачи огнетуша-щих веществ, задействованных в тушении пожара в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида.
Транспортные средства - неотъемлемая часть экономической системы населённых пунктов, государств и всего мира. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт относится к одному из самых безопасных видов транспортирования, аварии и катастрофы на нём нередко приводят к человеческим потерям и значительному материальному ущербу [14, 15], принимая существенные масштабы на прилегающей территории инфраструктуры транспорта рельсового вида (опасные факторы, взрывы, распространение токсичных веществ).
Характерной особенностью пожарной опасности объектов железнодорожного транспорта является наличие на железнодорожных путях большого количества различных подвижных составов (пассажирские, рефрижераторные, грузовые крытые вагоны, цистерны, тепловозы и электровозы). Рядом с составами часто располагаются специальные складские помещения (открытые и полузакрытые) с пожаровзрывоопасными ядовитыми и отравляющими веществами и материалами [16-18], которые могут иметь недостаточную противопожарную защиту [19]. Кроме того, организация тушения пожаров, возникающих на железнодорожном транспорте, сопряжена с трудностями управления пожарными подразделениями в оперативно-тактическом отношении.
Старшему оперативному должностному лицу на месте пожаротушения - руководителю тушения пожара (РТП) необходимо учитывать особенности развития и распространения пожаров на железнодорожном транспорте для наиболее эффективной организации взаимодействия пожарных подразделений и решения задач управления.
Комплексный анализ показывает, что количество пожаров, которое ежегодно регистрируется на железнодорожном транспорте, начиная с 2018 г. значительно увеличилось: 2018 г. - 23 пожара, 2019 г. - 108 пожаров, 2020 г. - 120 пожаров [6-8].
Исходя из анализа работ [20-22], основными задачами (влияющими на время начала эффективных действий) при организации управления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида являются планирование путей и способов прокладки рукавных линий с учётом движения и маневрирования поездов (тактических условий местности), определение решающего направления и возможности применения используемых сил и средств в тактической обстановке действий (спасение людей, условия крайней необходимости при выполнении основной боевой задачи [23], отвод близкорасположенных объектов (вагонов) в огнебезопасное место, защита объектов инфраструктуры, действия с опасными грузами и т. д.).
Как следствие, возникает необходимость в оперативном наращивании маневренной линии и организации подачи огнетушащего вещества в условиях, не удовлетворяющих стандартным действиям, при использовании линии высокого давления на расстояние, превышающее тактические возможности стандартной одной единицы.
В настоящее время при оценке эффективности деятельности пожарно-спасательных подразделений (ПСП), как правило, используются статистические показатели [9, 10]. С помощью метода многомерного анализа статистических данных [11] оценим деятельность ПСП в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида.
В целом аналитическое сопровождение оперативной деятельности МЧС России оценивается путём анализа и сравнения статистических данных между различными категориями сведений. В связи с этим целесообразно выявить основные взаимосвязи факторов, влияющих на показатели оперативного реагирования [9, 10].
Для многомерного статистического анализа пожаров на железнодорожном транспорте предлагается рассматривать взаимное влияние факторов в карточках учёта пожара (табл. /).
Влияние рассматриваемых факторов отражает характер анализа и сравнения статистических данных между различными категориями сведений зависимого фактора. Некоторые связи могут опосредованно определяться влиянием любого показателя и быть только статистическими. Так, факторы показывают случаи, когда увеличение влияющего значения приводит к пропорциональному уменьшению зависимого при тушении пожаров [9, 10].
Исходя из проведённого комплексного анализа значений многомерного статистического ана-
Таблица 1 (Table 1)
Факторы пожара, учитываемые при составлении карточек учёта Fire factors taken into account when compiling accounting cards
Обозначение Фактор пожара
F„Œl Дата возникновения пожара, год
F„2 Код субъекта Российской Федерации
F„3 Код района субъекта Российской Федерации
F Дата возникновения пожара, месяц
F„5 Тип пожара (пожар/загорание)
F„6 Объект пожара;
F„„7 Продолжительность свободного горения
F«b Время следования первого ПСП к месту вызова, мин
F Условие достижения факта выполнения основной задачи «локализация», мин
^пожЮ Условие достижения факта основной задачи «ликвидация», мин
^ож11 Количественный показатель наличия людей в зоне пожара, чел;
F ' „ож12 Факторы летального поражения людей в зоне пожара, код
^пож13 Условия сокращения количества людей в зоне пожара по показателю «гибель», код
F пож14 Количественный показатель травмированных в зоне пожара, чел
^пож15 Территория, подверженная активному влиянию пожара, м2;
^пож1б Количественный показатель наличия технических средств по показателю «пожарные автомобили» в зоне пожара, ед.
F„„17 Эквивалентный урон в зоне пожара, руб.
^пож1В Показатель отрезка пути до зоны пожара, км
^пож19 Количественный показатель учёта пожарных приборов тушения, применяемых в зоне пожара, ед.
F ' „oж20 Наличие нештатного органа управления на месте происшествия, код
F„21 Показатель фактора наличия индивидуальной защиты от воздействия непригодной для дыхания среды, код
^пож25 Первый РТП, код
^пож2б Наиболее старший по должности РТП, код
FL Условия, не позволяющие реализовать достижение боевой задачи имеющимися силами и средствами и способствующие увеличению урона в зоне пожара
лиза пожаров на железнодорожном транспорте и ситуационных факторов оперативной обстановки по описаниям произошедших пожаров и научных работ, очевидно, что объекты подвижного железнодорожного транспорта нуждаются в разработке алгоритма, повышающего эффективность реализации РТП тактических возможностей пожарных подразделений.
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Руководитель тушения пожара располагает множеством альтернатив организации взаимодействия и распределения сил и средств, а также реализации оперативных задач для них. Для выполнения основной боевой задачи РТП необходимо решить задачу управления по поиску и реализации наиболее подходящих в конкретной тактической обстановке альтернатив в кратчайшее время.
Не все варианты организации взаимодействия и распределения сил и средств при реализации оперативных задач равноценны, поэтому из существующего множества необходимо выбрать рациональный вариант. Обоснованный и качественный выбор позволяет снизить гибель, травматизм и ущерб от пожара.
Необходимым условием для реализации на пожаре успешного исхода действий пожарных подразделений является организация бесперебойного водоснабжения в объёмах, необходимых для пожаротушения и создания резерва. Для реализации данного условия РТП обязан организовать установление местонахождения ближайших водоисточников и поиск всех возможных способов их использования, а также выбрать наиболее эффективный в конкретной тактической обстановке. Наиболее сложно исполняемым является процесс доставки огнетушащего вещества. Стоит учитывать, что в условиях изменения оперативной обстановки на пожаре на железнодорожном транспорте может возникнуть необходимость наращивания используемой рукавной линии высокого давления для решения тактических задач. Для реализации бесперебойной подачи веществ (воды) в зону пожара, РТП следует добиться выполнения следующих условий:
1) кумулятивное время работы автоцистерн на пункте расхода воды должно соотноситься с циклом доставки веществ, подаваемых в зону пожара;
2) дебит веществ, подаваемых в зону пожара на пункте заправки, должен удовлетворять фактическому сценарию подачи веществ для обеспечения работы стволов, подаваемых в зону пожара пожарных приборов тушения.
Если объёмы доставляемого вещества, подаваемого в зону пожара, значительно не различаются (не более 20 %) в цикле доставки, то количество единиц техники для тактического цикла подвоза следует определять как
2т + т N = -Э-+Д
где тсл - временной параметр доставки от водоисточника, мин; тн - временной параметр наполнения на пункте, мин; тр - временной параметр опорожнения емкости в зоне пожара, мин; А -параметр резерва автоцистерн, исходя из тактической обстановки на местности, принимается А = 1 (исходя из конкретных обстоятельств на пожаре данный резерв может быть и больше), зависит от схемы подвоза, расстояния и реализации условий в зависимости от профессионализма, знаний и освоенных компетенций руководителя тушения пожара.
Примем во внимание условия логистики автоцистерн от места заправки веществ, подаваемых в зону пожара к зоне пожара (в соответствии с Приказом МЧС России от 3 июля 2015 г. № 341 «Об утверждении свода правил "Пожарная охрана предприятий. Общие требования"».). Таким образом представляется возможным провести выбор скоростных параметров реагирования к зоне пожара ксл, км/ч. Условия зависимости типа дорожного покрытия: твёрдое 50 км/ч, щебёночно-гравийное 40 км/ч, грунтовое 30 км/ч. При наличии нескольких типов параметр логистики автоцистерн рекомендуется принимать 40 км/ч.
Логистический временной параметр передвижения к зоне ведения действий от пункта дислокации, мин, принимаем:
1 =
601
где 1 - показатель отрезка пути по дорожной сети до зоны пожара, км.
Значение показателя логистики t может
сл
быть определено с использованием номограммы, приведённой на рисунке 1.
Параметр начала эффективных действий по тушению пожара будет считаться устоявшимся режимом по условию логистики автоцистерн от места заправки веществ, подаваемых в зону пожара, к зоне пожара (интервал устоявшегося режима, t ,, мин, по формуле:
нач. эфт 1 т г 3
t ф = t б + t + t6 + t + t + t ,
нач. эф об с сб сл р реж '
где - параметр времени от возникновения пожара до обнаружения, мин; tc - параметр времени от обнаружения пожара до сообщения о нем, мин; ^ - параметр времени на сбор сил и средств по тревоге, мин; ^ - параметр времени от прибытия до подачи первого пожарного прибора тушения, мин; t - параметр времени от прибытия
v, км/ч
10 20 30 40 50 60
Рисунок 1. Номограмма для определения логистики от водоисточника к зоне пожара Figure 1. Nomogram to determine logistics from a water source to a fire scene
на пожар до условия устоявшегося режима логистики автоцистерн от места заправки веществ подаваемых в зону пожара к зоне пожара, мин.
Параметр наполнения веществ, подаваемых в зону пожара, определяется как
где Wц - наименьшая вместимость из используемых в цикле логистики автоцистерн, л; фн - расход веществ, подаваемых в зону пожара, на наполнение, л/мин.
Параметр расходования веществ, подаваемых в зону пожара из цистерны:
V/
т =—^—
Р ^прОпрбО
где Wц - минимальный объём цистерны в цикле логистики, л; Мпр - количество пожарных приборов тушения, расходующих вещество, подаваемое в зону пожара, л/с; Опр - расход веществ, подаваемых в зону пожара, из приборов тушения, л/с.
Если объёмы доставляемого в зону пожара вещества различаются (более 20 %) в цикле доставки техническими единицами, то при определении количества автоцистерн для подвоза необходимо добиться выполнения следующего неравенства:
Х^^Жц1 + (2тсл+тн1)Сн, (1)
1=1
где Wц; - объём вещества, подаваемого в зону пожара ¡-й цистерны, л; п - количество автоцистерн для цикла логистики, ед.; Wц1 - объём вещества, подаваемого в зону пожара первой в цикле логистики цистерны, л; тн1 - временной параметр наполнения на пункте первой автоцистерны.
При использовании в логистике хозяйственной техники целесообразно оставлять головной пожарный автомобиль (автоцистерну). Прибывающие к месту пожара цистерны сливают запас воды в ёмкость головной цистерны, которая обеспечивает подачу вещества в зону к пожарным приборам тушения. Головная автоцистерна не участвует в цикле логистики, в расчёт не принимается, учитывается как коэффициент А, не вошедший в формулу (1).
Смоделируем, что одной из задач РТП является удовлетворение интеллектуальных потребностей в решении основной задачи. Также предположим, что потребность состоит в определении наиболее высоких личных способностей участников тушения пожара. При этом формирование мер безопасности в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида обеспечивается так же выбором решения РТП.
Раскрыто, что увеличение объёма информации, поступающей РТП, и широта спектра решаемых оперативно-тактических задач обуславливают многозадачность при тушении пожара. Так возникает условие моделирования пожаротушения (рис. 2) с учётом тактических параметров привлечения ПСП, алгоритма сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления при тушении пожаров. Успеха в создании такой модели следует ожидать при использовании таких конструктивных понятий, как модели оперативно-тактических задач при взаимодействии системы факторов по формализованной модели (рис. 2).
Планирование управления подразумевает под собой нормативную структуру расчёта
Не распространяющийся пожар
Рисунок 2. Формализованная модель Figure 2. Formalized model
ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ. 2022. № 3
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
тактических возможностей, определяющего управленческое решение при пожаротушении - количество личного состава для выполнения поставленных задач.
Само планирование управления пожарными подразделениями находится на один уровень выше, чем управленческое решение, принимаемое при ведении реальных действий, поэтому в расчёт предварительных действий необходимо закладывать модель формирования требуемого количества личного состава при пожаре - Л^:
МД _ла1Д,ЛА2Д *рез — 'УПП
где N¡¡¡1 - количество личного состава по формализованной модели расчёта, чел.; Л^ - количество личного состава, обеспечивающего принятое решение при тушении пожаров, чел.
Комплексный анализ результатов проведённого эксперимента и разбор факторов обстоятельств на основе практического опыта ведения действий по тушению пожаров, предварительного планирования и описаний оперативной обстановки на месте пожара показали:
- моделирование действий в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида наиболее эффективно в моделируемых условиях;
- использование заложенного алгоритма действий в документах предварительного планирования повысит потенциал тактического эффекта.
Применение алгоритма действий при тушении пожара на железнодорожном транспорте позволяет произвести выбор оптимального решения по выбору сил и средств пожарной охраны, что позволит РТП повысить эффективность принимаемых решений.
При моделировании действий ПСП, прибывающих на тушение пожара в перегоне между станциями, силы пожарной охраны сталкиваются с проблемой отсутствия подъездных путей к железной дороге [25]. Вследствие этого пожарные выполняют основную задачу в ситуационных условиях (время на прокладку рукавных линий и иные условия). Авторами разработан алгоритм сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида. В данных ситуациях предлагается использовать стволы-распылители высокого давления (расход воды 2 л/с (струя сплошная и компактная), объём рукава на 60 м - 8 л (для сравнения рукав с условным проходом ЭЫ50 имеет объём 40 л), меньшее количество соединений, меньший диа-
Рисунок 3. Соединительное приспособление
Figure 3. Connecting device
метр рукава для прокладки под железнодорожными путями).
Разберём ситуацию на примере использования ствола-распылителя высокого давления с катушкой рукавной СРВДК-2/400-60. Ствол-распылитель высокого давления поставляется с РВД длиной 60 и 90 м. Данные стволы с рукавами длиной 60 м устанавливаются на пожарные автоцистерны АЦ 3,2-40 (433114) в количестве 2 штук, но их совместное использование (наращивание РВД) невозможно, так как они используются как самостоятельные единицы.
Авторским коллективом был разработан опытный образец для сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления при тушении пожаров (далее - соединительное приспособление) (рис. 3).
Для определения возможности применения соединительного приспособления было проведён эксперимент на базе специальной пожарно-спасательной части № 1 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 12 МЧС России» в г. Ангарске Иркутской области. Испытания проводились при максимально допустимых условиях реагирования ПСП при тушении пожара, с одновременной отработкой документов предварительного планирования.
Предлагаемый алгоритм сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления при тушении пожара на железнодорожном транспорте обеспечивает оперативность доставки огнетуша-щего вещества. Формализуем поэтапные действия эксперимента для обоснования алгоритма.
В ходе подготовительных работ была демонтирована одна катушка и отсоединён РВД (рис. 4, 5) (примерное время работы составило до 20 мин).
При проведении эксперимента отмечено, что конструкция рукавной катушки нуждается
Таблица 2 (Table 2)
Алгоритм сращивания (наращивания) РВД ствола высокого давления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида Algorithm for extending high-pressure hoses to perform major combat mission on rail-type transport infrastructure
Должность лица, выполняющего тип работы Действия Фото
Демонтаж и разборка ^Д АЦ-3,2^ (433114)
B-№ 2
Открутить конец РВД на катушке № 1, крепящийся на 5 винтах «крестообразный шлиц», который идёт от КРВД к НЦПК
КО-№ 1
Открутить 4 болта ключом с размером внутреннего шестигранника 17, крепление (кронштейны) КРВД от отсека автомобиля
B-№ 2
Отвести в стороны крепление (кронштейны) КРВД и вынуть катушку из отсека автоцистерны
КО-№ 1
С торцевой стороны КРВД открутить крышку, крепящуюся на 8 болтах
B-№ 2
После демонтажа крышки внутри
барабана катушки открутить РВД ключом с размером
внутреннего шестигранника 30
.<0
КО-№ 1
Полностью размотать катушку с РВД, чтобы открутить хомут крепления рукава снаружи барабана (один винт, отвертка «крестообразный шлиц»), полностью отсоединив РВД от катушки
B-№ 2
На катушке № 2 открутить ствол СРВД-2/300 (ключом 24x30). Ключ с размером внутреннего шестигранника 24 установить на шлицы ствола, а ключ с размером внутреннего шестигранника 30 - на гайку РВД
B-№ 2
Вкрутить в РВД катушки № 2 сгон и к нему накрутить РВД от катушки № 1 ключом 24x30
Примечания:
1. КРВД - катушка рукавная высокого давления; КО - командир отделения; № 1 - первый пожарный; № 2 - второй пожарный; В - водитель.
2. Перед установкой соединительного приспособления отделение разбивается на пары: КО-№ 1, В-№ 2. В паре КО-№ 1, старший КО, в паре В-№ 2, старший В.
3. Демонтаж производится в обратном порядке.
4. При производстве работ по демонтажу КРВД рекомендуется использовать аккумуляторный электроинструмент (шуроповерт (гайковерт) с насадками) для уменьшения времени демонтажа.
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
a (a)
б (b)
Рисунок 4. Демонтаж катушки (открепление соединительного рукава (а) и снятие катушки (б)) Figure 4. Removing a hose reel (unfastening a connecting hose and removing a hose reel)
Рисунок 5. Отсоединение рукава от рукавной катушки Figure 5. Disconnecting a hose from a hose reel
в изменениях. Комплексный анализ привел авторов к выводу о необходимости наличия в ней «ревизионного люка» и быстросъёмного соединения-штуцера (на примере гидравлического аварийно-спасательного инструмента).
Следующий этап представляет снятие ствола-распылителя с недемонтированного рукава и установку на его месте соединительного приспособления, а также присоединение демонтированного рукава со стволом распылителем (рис. 6). Длина рукавной линии составляет 120 м.
В ходе испытания увеличенной рукавной линии были получены следующие показатели:
- время развертывания рукавной линии 3 мин и выход воды из ствола 50 с;
- длина компактной струи 23 м, длина распылённой струи 15 м;
- расход воды 1,95 л/с;
- давление на насосе 35 кгс/см2 при частоте оборотов вращения вала насоса 2 250, мин-1.
ВЫВОДЫ
Сравнительные характеристики и хронометраж работ показали, что увеличение рукавной линии в моделируемых условиях не повлияли на технические характеристики и работу ствола-распылителя. Разработанный и опробованный алгоритм действий ПСП по сращиванию (наращиванию) рукавов высокого давления ствола высокого давления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида имеет свои преимущества: повышение оперативности работы (прокладка рукавной линии при использовании быстросъёмных штуцеров), повышение манёвренности при работе ствольщиков на позициях, экономное использование огнетушащих веществ в условиях недостаточного противопожарного водоснабжения (безводные районы); эффективность использования тонкораспыленных струй для тушения пожаров в замкнутых пространствах и осаждения продуктов горения.
a (a) б (b) в (c)
Рисунок 6. Соединение двух рукавов Figure 6. Connecting two hoses
Новый подход к управлению и организации привлечения сил и средств, в условиях прокладки рукавных линий с учетом тактических действий и условий местности позволит удовлетворить требованиям «стандартных действий», превышающих тактические возможности стандартной одной единицы. Реализация данного алгоритма в условиях многозадачности позволит РТП организовать предлагаемый выбор условия в конкретной тактической обстановке, при необходимом наборе инструментов и навыков сращивания (наращивания) рукавов высокого давления. Навыки применения данного алгоритма руководителем тушения пожара позволят расширить количество и качество возможных альтернатив, повышая эффективность принимаемых решений, зависящих от обстановки пожаротушения.
Исследование организации и алгоритмов решений задач управления в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида с организацией на-
ращивания (сращивания) рукавных линий проводится с целью повышения качества деятельности руководителя тушения пожара и принимаемых им решений. Предложенный в публикации опытный образец и алгоритм позволяют не только смоделировать и организовать работу, но и развить навыки, расширяя их качество и повышая эффективность принимаемых решений в процессе управления действиями в условиях выполнения основной боевой задачи на инфраструктуре транспорта рельсового вида.
Пожары, оперативные действия ПСП и уровень их боеготовности представляют интерес для исследования. Основные задачи в рамках работы не являются окончательными и будут дополнены соответствующей разработкой и изучением. Так, например, вопрос применимости представленного в публикации алгоритма и опытного образца при тушении пожаров в сооружениях таких объектов, как метрополитен. Данная работа будет продолжена в дальнейших исследованиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вилисов В. Я. Моделирование уровня риска решений, принимаемых при управлении ликвидацией пожаров // Пожаровзрывобезопасность. 2019. Т. 28. № 3. С. 36-49. DOI:10.18322/PVB.2019.28.03.36-49
2. Медведев В. И., Ощепков З. П., Рублев М. Г. Анализ защищенности критически важных объектов железнодорожного транспорта и обеспечение безопасности персонала // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. №1 (44). С. 33-39.
3. Кошкаров Р. В, Королева Л. А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта // XXI век. Техносферная безопасность. 2020. Т. 5. № 4 (20). С. 374-383. DOI 10.21285/2500-1582-2020-4-374-383
4. Катцын Д. В., Малыгин И. Г., Таранцев А. А. Математические закономерности пожаров на железнодорожном транспорте // Пожаровзрывобезопасность. 2011. № 3. С. 15-21
5. Ольховский И. А., Меженов В. А., Данилов М. М. Применение вычислительной гидрогазодинамики при конструировании пожарных стволов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2020. № 3. С. 69-76. D0I:10.25257/FE.2020.3.69-76
6. Ольховский И. А, Лебедев А. Н., Меженов В. А, До-ротюк А. А. История и перспективы развития насосно-рукавных систем, комплексов и оборудования // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2020. № 2. С. 58-65. D0I:10.25257/FE.2020.2.58-65.
7. История пожарной охраны. Курс лекций / под ред. проф. В. А. Абрамова. М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 151 с.
8. Малютин О. С., Васильев С. А, Осавелюк П. А. Прямой и обратный методы расчёта насосно-рукавных систем // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2019. № 3 (14). С. 54-60.
9. Чуприян А. П., Бондар А. И., Доротюк А. А. Ключевые аспекты развития водоподающих технических средств нового поколения и тактики их применения // Пожарное дело: техника и технологии. 2020. № 6. С. 46-51.
10. Хоанг З. Б. Гидравлическое сопротивление напорных пожарных рукавов и его снижение при введении в поток воды геля полиакриламида при тушении пожаров на объектах энергетики: автореф. дис. ... канд. тех. наук: 05.26.03 / Хоанг Зань Бинь. М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 24 с.
11. Рассохин М. А, Перевалов А. С, Сащенко В. Н. Опыт применения насосно-рукавного комплекса на шасси Урал 63701
(6х6) в ходе проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации наводнений // Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции «Пожарная и аварийная безопасность». Иваново. 2018. С. 475-477.
12. Меженов В. А, Ольховский И. А, Неровных А. Н., Скворцов С. С. К вопросу достоверности применяемых исходных данных для расчёта сил и средств в документах предварительного планирования // Материалы III Международной научно-практической конференции «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 155-161.
13. Мурылёв О. В. Особенности чрезвычайных ситуаций при авариях на железнодорожном транспорте // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2012. Т. 2. № 2.
14. Бычкова А. А. Обеспечение безопасности железной дороги в масштабах страны: отечественный и международный опыт // Вестник университета. 2021. № 9. C. 60-65. DOI 10.26425/1816-4277-2021-9-60-65
15. Хайдаров А. Г., Королева Л. А, Ивахнюк Г. К. Эксерге-тическая оценка пожарной опасности перевозок на железнодорожном транспорте // Пожаровзрывобезопасность. 2018. Т. 27. № 10. С. 26-37. D0I:10.18322/PVB.2018.27.10.26-37
16. Думнов С. Н, Тарасенко В. А. Количественная оценка пожарной опасности и безопасности объектов железнодорожного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 4 (67). C. 44-52.
17. Арканов П. В. Обеспечение пожарной безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1-2 (6). C. 157-159.
18. Katsman M., Kryvopishyn O, Lapin V. Mathematical models of decision support system for the head of the firefighting Department on railways // RT&A. 2011. № 3 (22). C. 86-93.
19. Кошкаров Р. В. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта // Наука-2020. 2020. № 6 (42). C. 109-119.
20. Касторных А. В., Кузовлев А. В. О разработке методики тушения пожаров на железнодорожных вокзалах // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. № 9. Т. 1. С. 322-324.
21. Гавкалюк Б. В., Гуменюк В. И. Проблемы обеспечения пожарной безопасности при обращении с опасными грузами
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3
на железнодорожном транспорте // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2019. № 4. C. 43-47.
22. Данилов М. М., Денисов А. Н., Латышева Л. А. Комплексные условия крайней необходимости при выполнении основной боевой задачи пожарно-спасательными подразделениями // Lus publicum et privatum: сетевой научно-практический журнал частного и публичного права 2022. № 3 (18). С. 59-67. DOI: 10.46741/2713-2811.2022 18.3 006
23. Данилова М. А., Данилов М. М, Денисов А. Н, Заха-ревский В. Б., Шилина А. Н. Модель оперативного управления в принятии опорных решений с учётом оптимальности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 3. С. 94-101. 001 10.25257/РБ.2018.3.94-101
24. Щукин В. А, Сафонова Н. Л. Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2 (5). С. 112-114.
REFERENCES
1. Vilisov V.Ya. Modeling the level of risk of decisions accepted at management fire elimination. Pozharovzryvobezopasnost -Fire and Explosion Safety, 2019, vol. 28, no. 3, pp. 36-49 (in Russ.). DOI 10.18322/PVB.2019.28.03.36-49
2. Medvedev V.I., Oschepkov Z.P., Rublev M.G. Security analysis of critical railway transport facilities and ensuring personnel safety. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija - The Siberian Transport University Bulletin, 2018, no. 1 (44), pp. 33-39 (in Russ.).
3. Koshkarov R.V., Koroleva L.A. Analysis of emergency situations at railway transport facilities. XXI vek. Tehnosfernaja bezopasnost - Technosphere Safety. XXI Century, 2020. T. 5. № 4 (20). C. 374-383 (in Russ.). D0I:10.21285/2500-1582-2020-4-374-383
4. Kattsyn D.V., Malygin I.G., Tarantsev A.A. Mathematical appropriateness of fires on the railway transport. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety, 2011, no. 3, pp. 15-21 (in Russ.).
5. Olkhovsky I.A., Mezhonov V.A., Danilov M.M. Applying computational fluid dynamics in the design of fire nozzles. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination, 2020, no. 3, pp. 69-76 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2020.3.69-76
6. Olkhovsky I.A., Lebedev A.N., Merzhanov VA., Dorotyuk A.A. History and prospects for developing pump and hose systems, complexes and equipment. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination, 2020, no. 2, pp. 58-65 (in Russ.). D0I:10.25257/FE.2020.2.58-65
7. Istorija pozharnoj ohrany. [History of fire protection]. Moscow, State Fire Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2001. 151 p. (in Russ.).
8. Malyutin O.S., Vasilev S.A., Osavelyuk P.A. Straight and reverse pump-hose systems computation methods. Sibirskij pozharno-spasatelnyj vestnik - Siberian fire and Rescue Bulletin, 2019, no. 3 (14), pp. 54-60 (in Russ.).
9. Chupriyan A.P., Bondar A.I., Dorotuk A.A. Key aspects of the development of water-supplying technical environments of a new generation and tactics of their application. Pozharnoe delo: tekhnika i tekhnologii - Fire Business: equipment and technologies, 2020, no. 6, pp. 46-51 (in Russ.).
10. Khoang Z.B. Gidravlicheskoe soprotivlenie napornykh pozharnykh rukavov i ego snizhenie pri vvedenii v potok vody gelia poliakrilamida pri tushenii pozharov na ob"ektakh energetiki [Hydraulic resistance of pressure fire hoses and its reduction when introducing polyacrylamide gel into the water stream when extinguishing fires at energy facilities. Abstract of PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2011. Available at: https:// www.elibrary.ru/ item.asp?id=30350459 (accessed March 12, 2022) (in Russ.).
11. Rassokhin M.A., Perevalov A.S., Sashchenko V.N. Opyt primeneniia nasosno-rukavnogo kompleksa na shassi Ural 63701 (6x6) v khode provedeniia avariino-spasatelnykh rabot pri likvidatsii navodnenii. Sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Pozharnaia i avariinaia bezopasnost» [The Experience of Using a Pump and Hose Complex on the Chassis Ural 63701 (6x6) in the Course of Rescue Works at Liquidation of Floods. Collection of materials of the XIII International scientific and practical conference "Fire and emergency safety"]. Ivanovo. 2018, pp. 475-477 (in Russ.).
12. Mezhenov V.A., Olkhovsky I.A., Nerovnykh A.N., Skvortsov S.S. K voprosu dostovernosti primeniaemykh iskhodnykh dannykh dlia rascheta sil i sredstv v dokumentakh predvaritelnogo planirovaniia. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Grazhdanskaia oborona na strazhe mira i bezopasnosti» [On the Reliability of the Applied Source Data for Calculating Forces and Means in the Documents of Preliminary Planning]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2019, pp. 155-161 (in Russ.).
13. Murylev O.V. Features of emergency situations in case of accidents on railway transport. Bjulleten medicinskih Internet-konferencij - Bulletin of Medical Internet Conferences, 2012, vol. 2, no. 2. (in Russ.).
14. Bychkova A.A. Ensuring railway safety on a national scale: national and international experience. Vestnik universiteta -Bulletin of the University, 2021, no. 9, pp. 60-65 (in Russ.). DOI:10.26425/1816-4277-2021-9-60-65
15. Khaydarov A.G., Koroleva L.A., Ivakhnyuk G.K. Exergetic assessment of fire hazards of cargo transportation on railway transport. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 26-37 (in Russ.). DOI:10.18322/PVB.2018.27.10.26-37
16. Dumnov S.N., Tarasenko V.A. Quantitative assessment of fire danger and safety of railway transport facilities. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 4 (67), pp. 44-52 (in Russ.).
17. Arkanov P.V. Ensuring fire safety of railway transport infrastructure. Sovremennye tehnologii obespechenija grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij -The Voronez Institute of the State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, 2015, no. 1 (6), pp. 157-159 (in Russ.).
18. Katsman M., Kryvopishyn O., Lapin V. Mathematical models of decision support system for the head of the firefighting Department on railways. RT&A. 2011, no. 3 (22), pp. 86-93.
19. Koshkarov R.V. Analysis of emergency situations at railway transport facilities. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42), pp. 109-119 (in Russ.).
20. Kastornykh A.V., Kuzovlev A.V. On the development of methods of extinguishing fires at railway stations. Pozharnaja bezopasnost: problemy i perspektivy - Fire safety: problems and prospects, 2018, no. 9, vol. 1, pp. 322-324 (in Russ.).
21. Gavkaluk B.V., Gumenyuk V.I Problems of fire safety when handling dangerous goods on railway transport. Nauchno-analiticheskij zhurnal "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii" -Scientific and analytical journal "Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia", 2019, no. 4, pp. 43-47 (in Russ.).
22. Danilov M.M., Denisov A.N., Latysheva L.A. Complex Conditions of Extreme Necessity when Performing the Main Combat Task by Fire and Rescue Units. Lus publicum et privatum: setevoj nauchno-prakticheskij zhurnal chastnogo i publichnogo prava - Online scientific and practical journal of Private and Public law). 2022, no. 3 (18), pp. 59-67. DOI:10.46741/2713-2811.2022 18.3 006
23. Danilova M.A., Danilov M.M., Denisov A.N. The operational management model in key-decision making with consideration of their optimality. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies:
Prevention, Elimination, 2018, no. 3, pp. 94-101 (in Russ.). D0l:10.25257/FE.2018.3.94-I01
24. Shchukin V.A., Safonova N. L. Features of risk assessment of emergency situations on railway transport.
Problemy obespechenija bezopasnosti pri likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij - Problems of safety during liquidation of consequences of emergency situations, 2016, no. 1-2 (5), pp. 112-114 (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Сергей Николаевич АНИКИН
Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9419-3590 Аи^огЮ: 1072687 [email protected]
Михаил Михайлович ДАНИЛОВ Н
Кандидат технических наук, доцент,
доцент кафедры пожарной тактики и службы,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 1539-8110
Аи^огЮ: 853796
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Sergey N. ANIKIN
Postgraduate student of research and teaching staff training faculty, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9419-3590 AuthorlD: 1072687 [email protected]
Mikhail M. DANILOVH
PhD in Engineering, Associate Professor,
Assistant Professor of the Department of Fire Tactics and Service, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 1539-8110 AuthorlD: 853796 H [email protected]
Алексей Николаевич ДЕНИСОВ
Доктор технических наук, профессор,
профессор кафедры пожарной тактики и службы,
Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 1845-4634
Аи^огЮ: 231119
Павел Сергеевич КОРОЛЕВ
Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9540-0557 Аи№о^: 989070 [email protected]
Андрей Анатольевич ЛИТВИНОВ
Магистрант института подготовки руководящих кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация [email protected]
Поступила в редакцию 18.06.2022 Принята к публикации 13.09.2022
Aleksey N. DENISOV
Grand Doctor in Engineering, Professor,
Professor of the Department of Fire Tactics and Service,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
SPIN-KOA: 1845-4634
AuthorlD: 231119
Pavel S. KOROLEV
Postgraduate student of research and teaching staff training faculty, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9540-0557 AuthorlD: 989070 [email protected]
Andrey A. LITVINOV
Master Student of the Department of Fire Tactics and Service,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation
Received 18.06.2022 Accepted 13.09.2022
Для цитирования:
Аникин С. Н, Данилов М. М, Денисов А. Н, Королев П. С, Литвинов А. А. Алгоритм действий пожарной охраны по сращиванию (наращиванию) рукава высокого давления при тушении пожара на железной дороге // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 3. С. 99-109. 001:10.25257/РЕ.2022.3.99-109
For citation:
Anikin S.N., Danilov M.M., Denisov A.N., Korolev P.S., Litvinov A.A. Algorithm of actions of fire service to extend high-pressure hoses when extinguishing a fire on the railway. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya - Fire and emergencies: prevention, elimination, 2022, no. 3, pp. 99-109. D0I:10.25257/FE.2022.3.99-109