Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ»'

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кадзуо Исигуро / «Не отпускай меня» / роман-антиутопия / особенности повествования / трансгуманизм / лингвистика / Kadzuo Isiguro / «Never let me go» / dystopia nobel / specific of the narration / transhumanism / linguistics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ломакина Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основные особенности повествования в романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», в том числе стилистические и жанровые, помогающие читателю в восприятии основного философского вопроса романа. Рассматриваются такие приемы, как повествование от первого лица и психологические особенности восприятия главной героини, контрастность повествования, где система ставит под сомнение ценность человеческой жизни, раскрывается тема памяти, которой пронизано все произведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC OF THE NARRATION IN K. ISHIGURO’S NOVEL “NEVER LET ME GO”

The article considers the specific of the narration in Kadzuo Ishiguro's novel ";Never Let Me Go", its stylistic and genre features, which help the reader to perceive the main philosophical question of the novel. Such stylistics devices as first-person narration and psychological peculiarities of the main character's perception, contrast, where the system decides the value of human life, the theme of memory, which accompanies the whole story, are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ»»

УДК 81

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ К. ИСИГУРО «НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ»

© 2024

Е.А. Ломакина, студент

Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: Кадзуо Исигуро; «Не отпускай меня»; роман-антиутопия; особенности повествования; трансгуманизм; лингвистика.

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности повествования в романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», в том числе стилистические и жанровые, помогающие читателю в восприятии основного философского вопроса романа. Рассматриваются такие приемы, как повествование от первого лица и психологические особенности восприятия главной героини, контрастность повествования, где система ставит под сомнение ценность человеческой жизни, раскрывается тема памяти, которой пронизано все произведение.

Роман «Не отпускай меня» является произведением известного японско-британского писателя Кадзуо Исигуро. Он был опубликован в 2005 году и получил восторженные отзывы критиков и признание читателей. Так же за данный роман писатель получил Нобелевскую премию в 2017 году. Премия за романы «Не отпускай меня» и «Погребённый великан» была вручена победителю с формулировкой: «В романах большой эмоциональной силы раскрыл бездну, таящуюся под нашим иллюзорным чувством связи с миром».

В романе «Не отпускай меня» писатель обратился к одной из самых злободневных проблем в современной цивилизации - этическим аспектам клонирования человека. Конечно, Исигуро не первый, кто в своём творчестве поднимает схожие темы, яркий пример -Олдос Хаксли в романе «О дивный новый мир». Однако Кадзуо Исигуро имеет несколько иной взгляд на данную проблему. Большинство подобных трудов изобличают безжалостную и бесчеловечную машину генной инженерии, рассматривая ситуацию как бы со стороны, несколько отстраняясь от внутреннего состояния тех, кто был рождён и вынужден жить в этой системе. Исигуро же рассматривает проблемы трансгуманизма с точки зрения «несчастных созданий», рожденных иначе, чем обычные люди, однако не уступающих им ни в эмоциональном, ни в интеллектуальном восприятии.

Одной из особенностей повествования в этом романе является глубокая психологическая проникновенность. Роман написан от первого лица, рассказчиком выступает главная героиня, Кэти, которая ведет нас через свои воспоминания и размышления. Именно через призму её сознания и мировоззрения читатель видит все описанные в книге события, а также переживания и эмоции самой главной героини. Эта внутренняя интроспекция помогает нам полнее понять характеры героев и их мотивы.

Также одной из центральных тем романа является воспоминание и память. В тексте мы постоянно встречаем указания на данный мотив: "remember" "look back to" "remind" "never forget" "call back" "reminder" [3, с. 34-35]. Кадзуо Исигуро - писатель, имеющий японское происхождение, потому можно говорить о том, что тема памяти является культурологической особенностью произведения.

Тема исторической памяти имеет колоссальное значение для японской культуры. Достаточно вспомнить: один из главных критериев красоты в японской эстетике «саби», который предусматривает «очарование в следах возраста», «архаическое несовершенство», «прелесть старины», «печать времени».

Человеку вообще, а японцу в особенности, свойственно искать, идентифицировать и ценить свои корни, поскольку человек не может жить без корневых связей, без социума. Не в меньшей мере почитаются корни и в такой глубоко консервативной стране, как Великобритания, которая стала второй родиной для Исигуро. Писатель с такой «японско-английской ментальностью» сосредоточен на главной экзистенциальной беде «нации клонов» - отсутствии у них семейных, родовых, этнических корней, исторической памяти. В повествовании мы видим данную связь в том, как ведут себя главные герои, оказавшись в большом городе. Каждый из них пристально выглядывает, пытается найти так называемое «Возможное Я» - человека, чьей копией они, вполне вероятно, могли бы быть. Жизнь такого «Возможного Я» воспринимается как те самые корни, как что-то, за что лишенная исторической памяти и каких-либо связей, не ограниченных лишь стенами интерната, социальная группа, пытается зацепиться.

Также можно отметить подобные психологические попытки «якорения» с помощью вещей, принадлежавших им в Хэйлшеме. Можно судить об этом на примере пластинки, к которой очень была привязана главная героиня, и самого концепта Норкфолка - «края потерь», куда та, якобы, отправилась в момент потери вместе с другими исчезнувшими вещами [2].

Другой особенностью повествования является контрастность между реальностью, описываемой автором, и эмоциональным фоном, переживаниями главных героев. С одной стороны, мы видим прогрессивный, удивительный мир, в котором люди больше не умирают от онкологических заболеваний, опухолей и других серьезных недугов, являющихся самым настоящим страхом для любого из нас. С другой стороны, бездушная экономическая и бюрократическая машина, обеспечивающая это благополучие, и тысячи прерванных жизней, убийства, мотивированные одним лишь убеждени-

ем, что умирают в самом деле не люди, а лишь бездушные клоны. На этом фоне яркая, наполненная радостью, грустью, смехом, влюбленностью и творчеством, бесконечными разговорами,секретами,привязанностями, дружбой и настоящими чувствами жизнь, принадлежащая этим самым «клонам», кажется еще более священной, неприкосновенной ценностью [2].

Также можно отметить и жанровую контрастность -«Не отпускай меня» может быть охарактеризован и как воспитательный роман, и как роман-антиутопия. На протяжении всего повествования мы видим становление личности героев - их взросление, их ошибки, даже их планы и мечты, что характерно для воспитательного романа, однако тут же мы осознаем, что это само понятие «становление личности» не применимо к главным героям, прежде всего потому, что общество, в котором они были рождены, не считает «неполноценных» клонов личностями. А значит, и их фантазиям сбыться не суждено, а развитые за годы жизни в Хейлшеме качества не сослужат пользу на их жизненном пути.

Еще одной характерной чертой повествования в романе являются эвфемизмы. Кадзуо Исигуро не раскрывает всей трагичности жизненного пути главных героев сразу. Мы видим это через призму воспоминаний Кети. Использование эвфемизмов "complete" или "switch off" вместо прямого указания на смерть,"donate" или шутливое "unzip yourself" вместо прямого указания на трансплантацию органов придают повествованию некую таинственную атмосферу, которая по ходу произведения становится всё более и более напряженной [3, с. 36].

Также на протяжении всего произведения мы встречаем такие понятия, как "The gallery", "donors" "donate" "completion", "guardians", "carers" "recovery center" -лишь добавляющие тревожности повествованию. Из их значения вне контекста произведения мы не можем понять полноту происходящего, они как бы лишь намекают на то, что автор говорит о страшных вещах спокойным тоном, простыми словами. Исигуро действительно подводит читателя к страшной истине, о которой ему предстоит размышлять самостоятельно [1, с. 47-53].

Помимо вышеописанных особенностей произведения, можно также отметить факт того, что ни один персонаж романа не пытается бороться с существующей системой. Для романа-антиутопии характерно неприятие главным героем существующих ценностей, его противопоставление им, однако тема бунта не затрагивается на протяжении произведения. С одной стороны, это может быть воспринято как нежелание героев побороться за свою судьбу, отчаяние и беспомощность перед огромной экономическо-медицинской машиной, не способной увидеть в них большее, чем расходный материал. Но с другой стороны, подобное принятие собственной участи мы можем трактовать как смирение перед волей судьбы или Бога, служение другим людям самой своей жизнью [3, с. 36-37].

На протяжении всего произведения мы видим, как поддерживается идея превращения человека, личности в социальный продукт, расходный материал для чьих-то нужд. Приемы контрастности, восприятие произведения через призму мировоззрения «недочеловека» создают особую близость читателя к рассказчику, а ненавязчивое, медленное раскрытие страшных истин романа - особый путь к личному осознанию, позволяющий читателю самостоятельно дать ответ на поставленные в произведении экзистенциальные вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Особенности повествовательной структуры в романе К. Исигуро «Не отпускай меня» // Тропа. 2008. № 2.

2. Ирсалиева М. Облик человеческой природы в художественном произведении Кадзуо Ишигуро // ОИИ. 2021. № 3/S.

3. Лустре Л.Х. Речевая структура сверхфразовых единств в художественном тексте // Стилистика разговорной речи в иностранной художественной прозе. Ростов н/Д,1987. C.47-53.

4. Ishiguro К. Never let me go. URL: www.kkoworld.com/ kitablar/Kazuo_Isiguro_Meni_hech_vaxt_buraxma-eng. pdf

SPECIFIC OF THE NARRATION IN K. ISHIGURO'S NOVEL "NEVER LET ME GO"

© 2024

E.A. Lomakina, student

St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: Kadzuo Isiguro; «Never let me go»; dystopia nobel; specific of the narration; transhumanism; linguistics.

Abstract. The article considers the specific of the narration in Kadzuo Ishiguro's novel "Never Let Me Go", its stylistic and genre features, which help the reader to perceive the main philosophical question of the novel. Such stylistics devices as first-person narration and psychological peculiarities of the main character's perception, contrast, where the system decides the value of human life, the theme of memory, which accompanies the whole story, are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.