УДК 330.8
РО! 10.23672/и5712-4804-4106-е
Сахбиева Амина Ильдаровна
кандидат экономических наук, доцент,
Университет управления «ТИСБИ» aminasmile@mail.ru
Amina I. Sakhbieva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, University of Management «TISBI» aminasmile@mail.ru
Особенности поведения
потребителей в условиях цифровой экономики
Features
of consumer behavior in the digital economy
Аннотация. В статье рассмотрены особенности поведения потребителей в условиях цифровой экономики. Автор приходит к выводу о том, что цифровая экономика на современном этапе позволила потребителям общаться друг с другом посредством сети Интернет, производя данные, которые стали очень мощными инструментами как в политике, так и в экономике. Кроме того, экономика данных изменила принципы работы рынков в нескольких областях, превратив совместное использование автомобилей, аренду жилья и другие формы совместного использования и распространения в новые формы экономической деятельности. Она в новом разрезе объединила частных лиц и компании, превратив потребителей в просьюмеров.
Ключевые слова: цифровая экономика, поведение потребителей, трансформация потребительских предпочтений.
Annotation. The article discusses the features of consumer behavior in the digital economy. The author concludes that the digital economy at the present stage has allowed consumers to communicate with each other via the Internet, producing data that has become very powerful tools in both politics and economics. In addition, the data economy has changed the way markets work in several areas, turning car sharing, rental housing, and other forms of sharing and distribution into new forms of economic activity. It combined individuals and companies in a new context, turning consumers into prosumers.
Keywords: digital economy, consumer behavior, transformation of consumer preferences.
Роль потребителей в меняющейся экономике нельзя недооценивать. Цифровая экономика способствовала формированию нового, более мобильного потребителя, который переходит на новый уровень взаимодействия с корпорациями [2]. Интернет, социальные сети и цифровые устройства превратили роль и имидж потребителей из зависимой аудитории в очень важный источник формирования экономической стоимости. На заре развития экономики данных еще больше внимания уделяется активной роли потребителя по сравнению с традиционным взглядом на потребителя как на пассивного получателя потока новинок. Под термином «экономика данных» необходимо понимать развитие цифровой экономики, в которой массивные данные собираются всеми, в том числе и обычными гражданами, и где данные распространяются быстрее, чем когда-либо [5].
Потребительство возникло как центральный механизм общества и демонстрация модели распределения благ между гражданами. На современном этапе, в эпоху доминирования Интернета, социальных сетей и цифровых устройств, потребитель есть не что иное, как «производитель данных» и важнейший источник создания ценности в экономике данных. В указанный период развитие потребителя базируется на четырех постулатах:
- сбор крупномасштабных данных с помощью различных устройств и инструментов отслеживания;
- быстрая скорость передачи данных из одного домена в другой;
- появление тенденции к сбору, анализу и обмену данными о своей повседневной жизни;
- растущее доминирование в развитии экономики данных за счет экономии от масштаба и размаха.
Данные, созданные в оцифрованной жизни потребителей, стали основным источником формирования экономической стоимости. Благодаря этим шагам масштаб экономики данных радикально расширился за последние несколько десятилетий. Как следствие, появилась глобальная цифровая платформа с различными обратными связями.
Данные, созданные в ходе оцифрованной жизни потребителей стали основным источником глобализированного формирования экономической стоимости в 2010-х годах, что привело к появлению таких гигантских организаций, как Google, Apple, Facebook, Amazon и Microsoft. Поток данных предоставил возможности для сбора информации о предпочтениях и мнениях потребителей, тем самым, облегчая новые способы влияния на общественное мнение.
Бизнес, связанный с персональными данными, расширяется, особенно в областях здравоохранения, финансов и пр., постоянно расширяется. Все традиционные методы маркетинга в доциф-ровую эпоху позиционировали потребителя как отдельного субъекта. Новые маркетинговые технологии формируют потребительские предпочтения на основе анализа массового поведения, спонтанного интереса, географического интереса и пр. В результате рынки не разбиваются на отдельных потребителей, а в большей степени строятся из компонентов, извлеченных из анонимных и агрегированных данные потребителей. Uber - хороший пример алгоритмической системы, объединяющей крупнейшие в мире пулы данных о предложении водителей и спросе пассажиров на личный транспорт. Секрет Uber заключается в его способности «наращивать аудиторию» и «подбирать партнеров» на основе анализа данных потенциальных потребителей услуг.
Сильная сторона купных интернет-компаний состоит в том, что они практически монополизируют одновременно несколько рынков за счет осуществления глобального поиска, распространения рекламы и проведения оперативной аналитики могут отслеживать множество аспектов жизни потребителей. Так, Ата20пнаращивает мощности на продуктовых рынках (AmazonFresh), Google - в сфере транспорта (автомобили без водителя), Apple и Microsoft - в секторе оздоровления (AppleWatch, MicrosoftHealth), а Facebook направляет значительные усилия в банковские и платежные системы. Когда гиганты данных объединяют данные из разных источников и аспектов жизни, они выходят за рамки границ между секторами бизнеса. В медицинском и страховом бизнесе будущего личные данные могут быть дополнены повседневными данными, которые гораздо более важны для здоровья человека - от потребительских предпочтений человека, которые оцениваются на основе финансовых и временных затрат, до истории его физической активности. Например, «сенсорная деятельность» Google влечет за собой мониторинг поисковых запросов людей, их генетики, здоровья, использования средств массовой информации и данных о расходах, хранящихся «в облаке».
Будущее - это поле битвы за идеи. На современном этапе развитие экономики данных осуществляется в большей степени под контролем американских «гигантов данных». Их основной экономический интерес заключается в возможности влиять на основе анализа данных и вычисления
Технологические изменения, которые
вероятностей на повседневный выбор, которые делают миллионы людей. Таким образом, диагностический взгляд таких компаний сосредоточен не на конкретных индивидах, а на «обособленных» группах потребителей. В мире «социальной физики» индивидуальный потребитель - это только один электрон в группе электронов. На сегодняшний день необходимо признать, что полной, обособленно существующей защиты конфиденциальности сегодня не существует.
Потребительские рынки больше не будут контролироваться посредством однонаправленной рекламной пропаганды, когда отдельный потребитель мог бы просто быть получателем сообщений; Уже сейчас контроль осуществляется с помощью моделей и производных, которые описывают и аппроксимируют среднюю реальность и совокупности потребителей. Потребитель также становится «проводником» ко всем данным, которые можно отслеживать с помощью Интернета вещей, и поток данныъ будет стимулироваться новыми моделями бизнеса, в которых решения вместо товаров являются способами создания стоимости.
База данных - это фабрика будущего. Распространение данных создает новые рынки и разрушает старые информационные монополии. В будущем борьба будет усиливаться между американскими гигантами GAFAM (Google, Apple, Facebook, Amazon, Microsoft) и их китайскими «родственниками» BAT (Baidu, Alibaba, Tencent).
На ранних этапах развития общества потребитель был главным образом получателем товаров и услуг. Свобода выбора и способность рационального принятия решений потребителя были признаны современным потребительским духом, сформировавшимся в 1960-х годах. Неолиберализм 1980-х годов еще больше укрепил такое экономическое мышление. Однако в 1990-е годы понятие «потребитель» получило новый акцент. Новые бизнес-модели в сферах бизнеса, ориентированного на услуги, и экономики совместного использования также усилили роль потребителей как производителей, а их участие в цикле создания стоимости было официально признано в концепции экономики замкнутого цикла.
В таблице 1 представлены технологические изменения, которые повлияли на эволюцию потребителя.
Таблица 1
I на эволюцию гражданина-потребителя
Технологические изменения Эволюция потребителя
Подъем автомобильной промышленности Потребителя получают свободу передвижения
Потребители голосуют своими деньгами
Расширение информационного пространства Потребители как пассивные получатели
Появление сети Интернет Расширение свободы общения
Первые смартфоны
¡РИопе Потребители как активные участники экономических отношений
Интеграция данных и агрегаторы (например, платформы социальных сетей) Потребители как производители (просьюмеры) и соиннова-торы
В эпоху цифровых технологий часть работы, связанной с потреблением (создание потребительских настроений, обмен мнениями и пр. стала доступной для медиаиндустрии. Цифровая экономика радикально изменила схему производства и потребления, сделав социальную работу более заметной. Интернет, социальные сети и цифровые устройства, которые следят за потребителями повсюду, изменили экономическую природу их активности. Например, потребитель стал производителем контента для «гибридных СМИ» и распространителем новостей.
Таким образом, в начале 20-го века расширение предложения товаров и услуг сделало потребителя пассивным получателем различных благ. В 1950-х и 1960-х годах потребитель начал восприниматься каксвоего рода информационный процессор, напоминающий компьютер. К концу века потребитель рассматривается как сопродюсер и соинноватор. Текущий статус потребителя представляет собой продукт синтеза данных сети
Литература:
1. Земскова Е.С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений / Е.С. Земскова // Вестник евразийской науки. 2019. № 5.
2. Земскова Е.С. Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителя в цифровой экономике / Е.С. Земскова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 3. С. 17-27.
3. Погудаева М.Ю. Особенности поведения потребителя в условиях информационной экономики / М.Ю. Погудаева, Я.А. Семенова-Слабкович // Экономический журнал. 2012. № 28.
4. Тищенко Н.Ю. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb / Н.Ю. Тищенко и [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019. № 2.
5. Boyce A.M. When does it stop being peanut butter?: FDA food standards of identity, ruthdesmond, and the shifting politics of consumer activism, 1960s -1970s Technol. Cult. 2016. № 57(1). P. 54-79.
Интернет, социальных сетей и цифровых устройств. Данные, созданные в оцифрованной жизни потребителей, стали основным источником формирования экономической стоимости.
Цифровая экономика на современном этапе позволила потребителям общаться друг с другом посредством сети Интернет, производя данные, которые стали очень мощными инструментами, как в политике, так и в экономике. Кроме того, экономика данных изменила принципы работы рынков в нескольких областях, превратив совместное использование автомобилей, аренду жилья и другие формы совместного использования и распространения в новые формы экономической деятельности. Она в новом разрезе объединила частных лиц и компании, превратив потребителей в просьюмеров. Можно утверждать, что это изменение открыто перед потребителями новые перспективы выбора, однако позитивные стороны последствия такого выбора на сегодняшний день предсказать довольно сложно.
Literature:
1. Zemskova E.S. Analysis of consumer behavior in the digital economy from the perspective of generational theory / E.S. Zemskov // Bulletin of Eurasian Science. 2019. № 5.
2. Zemskova ES. Schering as a reflection of consumer values in the digital economy / E.S. Zemskova // Scientific Journal of NIU ITMO. Series: Economics and environmental management. 2019. № 3. P. 1727.
3. Pogudaeva M.Yu. Features of consumer behavior in the information economy / M.Yu. Pogudaeva, Ya.A. Semenova-Slabkovich // Economic Journal. 2012. № 28.
4. Tishchenko N.Yu. Factors of consumer behavior in the field of joint consumption economy in Russia on the example of Airbnb / N.Yu. Tishchenko and [et. al.] // Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics. 2019. № 2.
5. Boyce A.M. When does it stop being peanut butter?: FDA food standards of identity, ruthdesmond, and the shifting politics of consumer activism, 1960s -1970s Technol. Cult. 2016. № 57(1). P. 54-79.