130
о выгодоприобретателях цифровой экономики
about
the beneficiaries of the digital economy
В статье рассматриваются элементы цифровой экономики согласно ЮНКТАД (2017 г.) с позиций определения основных ее выгодоприобретателей. Показано, что к их числу относятся компании - лидеры глобального мирового полупроводникового рынка, выпускающие «полупроводниковый ширпотреб» и глобальные компании новой
бетелин Владимир Борисович
Доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, Научный руководитель Федерального научного центра «Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук»
VLADIMIR B. BETELIN
Doctor of physical and mathematical Sciences, Professor, academician of the Russian Academy of Sciences, Scientific Director of the Federal scientific center «Research Institute of system studies of the Russian Academy of Sciences»
АННОТАЦИЯ
экономики нематериального «информационного ширпотреба»,
в которой победитель забирает все.
ABSTRACT
The article examines the elements of the digital economy according to UNCTAD (2017) from the standpoint of determining its main beneficiaries. It is shown that these include companies - leaders of the global semiconductor market, producing «semiconductor consumer goods» and global companies of the new economy of intangible «information consumer goods», in which the winner takes all.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровая экономика, выгодоприобретатели, «полупроводниковый ширпотреб», интернет вещей, массовые дешевые короткоживущие услуги, нематериальный «информационный ширпотреб», мировой тренд. KEY WORDS
Digital economy, beneficiaries, «semiconductor consumer goods», Internet of things, mass cheap short-lived services, intangible «information consumer goods», global trend.
I. «Цифровая экономика» — ОТСУТСТВУЕТ ДОСТАТОЧНОЕ понимание ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ
Это прямо декларируется в разделе В. «Что такое цифровая экономика?» «Доклада о цифровой экономике 2019» (далее Доклад), подготовленного в рамках конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [1]. Утверждается также, что отсутствие определения этого термина — «следствие новизны и отсутствия достаточного понимания и ясности рассматриваемого явления». В этой связи в докладе вводится «рабочее определение термина цифровая экономика, которое и служит базой для анализа, проведенного в настоящем докладе» [1]. Однако этот анализ, сделанный в Докладе, не
132
привел к достаточному пониманию и ясности рассматриваемого явления. Действительно, в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», который озаглавлен «Цифровая экономика для многих, а не для некоторых», нет никаких конкретных политических, экономических и технических рекомендаций, обеспечивающих достижение справедливого распределения выгод от цифровизации. Основное содержание этого раздела — общие рассуждения о том, что цифровые технологии могут как способствовать, так и препятствовать достижению цели устойчивого развития (ЦУР) в зависимости от принятых политических решений. Указаны «несколько простых решений, но еще меньше было опробовано и проверено». Более того констатируется, что «существует общая нехватка надежных фактических и статистических данных, свидетельствующих в пользу (или против) той или иной политики, которая обеспечивала бы прежде всего эффективное распределение потенциальных выгод от цифровизации».
Тем не менее, несмотря на отсутствие достаточного понимания и ясности рассматриваемого в Докладе явления, а также путей обеспечения справедливого распределения выгод от цифровизации, в заключении доклада сообществу по вопросам развития предлагается «изучить новые пути оказания поддержки странам, которые отстают в своей готовности участвовать в цифровой экономике и пользоваться ее преимуществами», а также оказывать помощь, направленную на «сокращение цифрового разрыва, укрепление благоприятных условий для создания стоимости в цифровой экономике...» [1].
Более того, в условиях этой неопределенности в Докладе рекомендуется создание альянса учреждений-доноров и поощрение практики в области донорской поддержки
цифровой экономики в развивающихся странах, с особым акцентом на доступность цифровых технологий. Руководящим и директивным органом развивающихся стран рекомендуется: «принятие и осуществление национальных стратегий и программ в области цифрового развития...», «интеграция донорской поддержки цифровой экономики в местные системы мобилизации и распределения ресурсов, включая ... управление государственными финансами».
Другими словами, в Докладе развивающимся странам фактически предлагается финансировать из собственных и заемных средств дорогостоящие эксперименты (например, «нормативные песочницы») по пониманию того, что же такое цифровая экономика и как обеспечить справедливое распределение выгод от участия в ней.
Согласно ЮНКТАД (2017а), объектами финансирования в развивающейся цифровой экономике могут быть такие ее элементы, как робототехника, искусственный интеллект, «Интернет вещей», облачные вычисления, большие данные и 3Д принтеры, а также цифровые платформы, в том числе и Е-торговля. Для этого частного случая цифровой экономики как совокупности перечисленных в ЮНКТАД (2017а) ее элементов можно определить и соответствующих выгодоприобретателей, и сформированную ими систему распределения выгод, в которой нет места России, что, собственно, и является целью этой работы.
II. Полупроводниковая промышленность СшА —
ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ ПРОЕКТА СОзДАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО
информационного общества
В Докладе к главным компонентам цифровой экономики и, следовательно, всех ее элементов (раздел 2) относятся
134
полупроводники, вычислительная и коммуникационная техника, включая каналы передачи данных и базовые технологии передачи сообщений. Ключевыми компонентами, определяющими функциональные возможности и себестоимость этой вычислительной и коммуникационной техники, являлись и являются массово производимые полупроводниковые приборы — универсальные и коммуникационные микропроцессоры и микросхемы памяти. Поэтому, до последнего времени научно-технический прогресс в области производства полупроводников был нацелен прежде всего на снижение себестоимости базового элемента этих изделий — транзистора, за счет уменьшения его размеров (проектных норм), и тем самым размещения на единице площади кремния большего их количества. Так, например, за счет перехода к меньшим проектным нормам стоимость одного бита в микросхемах памяти ежегодно снижалась на 30-35% [2]. К 1998 году объем глобального мирового рынка полупроводников составлял более $134 млрд, 50% которого контролировали полупроводниковые компании США, которые к этому времени уже апробировали модель товарного производства короткоживущих (1-3 года) высокотехнологичных товаров массового спроса («полупроводникового ширпотреба»), основанную на стратегии «двойного сокращения». То есть сокращения времени жизни производимого продукта, сокращения сроков разработки нового продукта с новыми возможностями и меры принуждения потребителя к приобретению нового продукта взамен старого.
22 июля 2000 г. главы государств и правительств стран «Группы восьми» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Государства, подписав-
шие хартию, включая Россию, взяли на себя обязательство обеспечить каждому гражданину возможность приобретения навыков работы с ИТ и «в целях получения социальной и экономической выгоды» создать благоприятные рыночные условия для оказания населению платных услуг в области коммуникаций, в том числе путем открытия внутреннего рынка для информационных технологий, телекоммуникационной продукции и услуг. И прежде всего для вычислительной и коммуникационной техники и программного обеспечения компаний США, уже контролирующих к этому времени большую часть этих глобальных мировых рынков [4].
Всемирный саммит по информационному обществу, состоявшийся в декабре 2003 г. в Женеве, фактически распространил на все страны, подписавшие эти документы, обязательства «Группы восьми» приобретать вычислительную и коммуникационную технику и программное обеспечение прежде всего у компаний США, тем самым гарантировав многократное увеличение объемов выпуска как их продукции, так и полупроводников, на основе которых эта продукция изготовлена [4]. Действительно, годовой объем продаж полупроводников компаниями США в 2018 году увеличился более чем в три раза, по сравнению с 1998 г., и составил $208,9 млрд. При этом полупроводниковая промышленность США обеспечивала около 250 тыс. рабочих мест и еще порядка 1 млн в других отраслях экономики этой страны. То есть выгодоприобретателями, наряду с акционерами полупроводниковых компаний США, являлись 1,25 млн граждан этой страны, а также государство, получавшее налоговые отчисления от этих компаний.
13
В то же время в связи с необходимостью выполнения Россией обязательств «Группы восьми» приобретать радиоэлектронику и программное обеспечение в основном у компаний США, импортозависимость нашей страны в ИКТ-оборудовании составила к 2016 г. от 80 до 100% по различным классам [2]. При этом оборот крупнейшей российской компании «НИИМЭ и МИКРОН» в 2016 году составил всего около $0,11 млрд при численности персонала 1,5 тыс. человек. То есть ни российские производители полупроводников вычислительного и телекоммуникационного оборудования, ни государство не являются выгодоприобретателями проекта создания глобального информационного общества. Другими словами одна из основных целей этого проекта — получение социальной и экономической выгоды в России не достигнута.
III. Полупроводниковая промышленность СшА —
НАИБОЛЕЕ значимый ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ ПРОЕКТА
«Интернет вещей» СшА
В течение последних 20 лет ключевым фактором роста доходности и объемов производства полупроводников являлось снижение стоимости одного транзистора при переходе на меньшие проектные нормы. К настоящему времени модель развития лидирующей полупроводниковой отрасли США, в основе которой снижение стоимости транзистора за счет перехода на меньшие проектные нормы, практически себя исчерпала [2, 3].
Концепция новой модели развития полупроводниковой отрасли США, как катализатора роста всей экономики страны, фактически была сформулирована в решении Сената США в 2015 г. об ускорении разработки и внедрения «Интер-
нета вещей». Инициаторами и наиболее активными участниками обсуждения этой проблемы являлись представители компаний INTEL и Samsung, а также Ассоциация производителей полупроводников США. Проект закона об «Интернете вещей» был одобрен Сенатом в 2017 г. и передан на рассмотрение в Палату представителей. В преамбуле этого закона прогнозируется, что к 2020 г. к интернету будут подключены более 50 млрд устройств, что может генерировать триллионы долларов оборота в новой экономической деятельности по всему миру [5].
Основой этой новой экономической деятельности будет производство компаниями США сотен миллиардов полупроводников и десятков миллиардов цифровых систем управления этими устройствами. Именно эти компании и будут в числе основных получателей триллионов долларов, то есть основными выгодоприобретателями «Интернета вещей» США.
Россия не владеет технологиями и не располагает предприятиями, способными обеспечить производство таких количеств полупроводников и цифровых систем управления на их основе. Продукцию, относящуюся к категориям как потребительского, так и промышленного «Интернета вещей» США, Россия всего лишь импортирует или собирает из импортных комплектующих. Так же как и серверы, вычислительную и коммуникационную технику, мобильные устройства, необходимые для организации облачных вычислений и работ по искусственному интеллекту, обработки больших данных, робототехники, цифровых платформ и Е-торговли. То есть выгодоприобретателями этих элементов развивающейся цифровой экономики в России будут прежде всего полупроводниковые и радиоэлектронные компании США, но не российские компании и государство.
138
IV. О массовых дешевых короткоживущих услугах на основе массовых дешевых цифровых технологий
Формирование этой модели оказания услуг непосредственно связано с созданием в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века отдельных сегментов сети Интернет (далее Сеть) и цифровой технологии по передаче текстовых сообщений («электронная почта»). Стоимость услуг по передаче текстовых сообщений, определялась стоимостью аппаратуры передачи данных, включающей вычислительное и коммуникационное оборудование Сети. В свою очередь, стоимость этой аппаратуры определялась стоимостью полупроводников, на основе которых она изготовлена. То есть удешевление стоимости полупроводников в соответствии со стратегией «двойного сокращения» в конечном счете приводило к снижению стоимости передачи текстовых, а затем графических и видео сообщений в Сети. По данным Dr Peering.net, стоимость передачи сообщения объемом 1 Мбайт в Сети с 1998 по 2010 г. снижалась в среднем на 61% в год, с более чем $1 тыс. до нескольких центов. Очевидным следствием этого явилось интенсивное удешевление цифровых технологий и услуг на их основе. При этом доходность этого нематериального «информационного ширпотреба» оказалась значительно выше, чем полупроводникового. Прежде всего из-за огромного числа ежедневно оказываемых услуг (многие сотни миллионов передаваемых сообщений), а также потому, что для нематериальной услуги отсутствуют затраты на разработку и постановку на производство, а время ее жизни фактически определяется временем прохождения сообщения в Сети. О высокой доходности этих услуг свидетельствуют экономические показатели компаний FACEBOOK, GOOGLE, AMAZON и APPLE, которые
специализируются на доставке потребителю информации и товаров массового спроса. Действительно, совокупная стоимость этой «ЧЕТВЕРКИ» составляет $2,8 трлн. В 2017 году FACEBOOK и GOOGLE инвестировали в развитие $29 млрд, а на зарубежных счетах APPLE в том же году хранилось $250 млрд. При этом капитализация FACEBOOK в 2018 году составила $448 млрд, а INTEL — только $165 млрд. Ежедневно 1,2 млрд пользователей тратят на обращение к FACEBOOK в среднем 50 минут. Обращение к FACEBOOK — это одна из шести минут в Интернете и одна из пяти минут в мобильном телефоне [6]. Очевидно, что стратегическая задача и этой компании, и всей «Четверки» — увеличение числа обращений как за счет предложения новых услуг, так и за счет увеличения численности сообщества своих пользователей, или, по крайней мере, неуменьшение этой численности. Необходимое условие решения этой задачи — владение технологиями анализа больших объемов данных, получаемых от пользователей, и формирование на основе этого анализа новых типов услуг, обеспечивающих увеличение и числа обращений, и числа пользователей. Другими словами, компании «Четверки», а точнее акционеры этих компаний, являются основными выгодоприобретателями и научно-технического прогресса в области массовых дешевых цифровых технологий, и таких элементов цифровой экономики, как большие данные и искусственный интеллект, которые являются для «Четверки» ключевыми инструментами увеличения доходности нематериального «информационного ширпотреба». По сути — это инструменты мягкого закрепощения человека обилием предлагаемых удобных и привлекательных услуг, лишающих его, в итоге, существенно важных для самостоятельной и независимой от этих компаний жизни умений
140
и навыков. Таких, например, как запоминать и анализировать большие объемы данных, выстраивая длинные цепочки умозаключений, письменно излагать результаты проведенного анализа, читать и понимать сложные тексты и т.д. Человек, лишенный таких умений и навыков — идеальный потребитель все новых услуг, предоставляемых каждой из компаний «Четверки», поскольку практически безоговорочно им доверяет и, фактически закрепощается ими.
Как отмечается в книге «Четверка» профессора бизнес-школы университета Нью-Йорк Скотта Галлоуэя [6], интенсивное удешевление цифровых технологий и высокая прибыльность замены сотрудников этими технологиями привели к ускоренному уничтожению рабочих мест и опустошению смежных секторов экономики. Впервые со времен Великой депрессии тридцатилетние американцы живут хуже, чем в том же возрасте жили их родители. [6]. Компании «Четверки» создают высокооплачиваемые рабочие места, но в ничтожном количестве, то есть существенно меньше, чем уничтожают. Они строят Америку, в которой будет 3 миллиона хозяев и 350 миллионов крепостных. [6]. То есть платой за пользование удобными и привлекательными услугами «Четверки» является уничтожение рабочих мест и снижение уровня жизни населения Америки, которое, очевидно, не является выгодоприобретателем научно-технического прогресса в массовых дешевых цифровых технологиях и технологиях больших данных и искусственного интеллекта.
Примером планов ускоренного уничтожения в России рабочих мест и закрепощения пользователей является планируемое к 2025 году сокращение половины из 330 тыс. сотрудников ПАО СБЕРБАНК. Конечно, за счет активного перевода услуг банка в цифровую сферу [7], а также выстра-
ивания персональной работы с каждым клиентом и повышения лояльности своих пользователей, то есть по сути их закрепощения, на основе технологий больших данных и искусственного интеллекта.
Планируется, что через пять лет 80% решений смогут приниматься с помощью искусственного интеллекта. Наблюдательный совет ПАО СБЕРБАНК одобрил трансформацию этой кредитной организации, которая выйдет далеко за пределы банковских услуг. Следствием этих преобразований будет закрытие физических отделений и тем самым сокращение штата сотрудников [7]. То есть, по сути, в результате этой трансформации на основе ПАО СБЕРБАНК, будет создана компания, аналогичная «Четверке», которая будет создавать высокооплачиваемые рабочие места, но в ничтожном количестве, то есть существенно меньше, чем уничтожает, и строить Россию, в которой будет 1,4 миллиона хозяев и 140 миллионов крепостных. Конечно, основными выгодоприобретателями планируемой трансформации ПАО СБЕРБАНК будут его акционеры, в числе которых 45% иностранцы.
Однако, миром уже правит новая экономика нематериального «информационного ширпотреба», в которой победитель забирает все. Лидеры этой новой экономики — «Четверка» — AMAZON, GOOGLE, FACEBOOK и APPLE, вся экономическая мощь которых направлена на уничтожение конкуренции. «Четверка» либо поглощает конкурентов, либо душит их, повторяя функции продукта-конкурента, то есть в обозримом будущем, вполне вероятно, что и трансформированный ПАО СБЕРБАНК, и российские компании ЯНДЕКС и OZON, многократно уступающие по финансовой мощи «Четверке», будут либо куплены ею, либо уничтожены.
142
Это очевидно ставит под большое сомнение утверждение Г. Грефа о том, что создание цифровой экономики крайне необходимо для экономики нашей страны, поскольку это мировой тренд [7]. Тем более, что двадцатипятилетнее слепое и бездумное следование различным мировым трендам привело в конечном счете к необходимости решать проблемы вывода экономики страны из «серьезной застойной ямы», победы над бедностью и вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира.
Библиографический список
1. Digital economy report 2019, united nation conference on trade and development (UNCTAD), Geneva 2019, united nation publication, 300 East 42nd Street New York, New York 10017, United States of America.
2. Бетелин В.Б. Проблемы и перспективы формирования цифровой экономики в России. Вестник РАН, 2018, № 1, с. 3-9.
3. Бетелин В.Б. О проблеме импортозамещения и альтернативной модели экономического развития России. Стратегические приоритеты, 2016, № 1(9), с. 11-21.
4. Бетелин В.Б. Проблемы и перспективы образования в постиндустриальном информационном обществе. Вестник РАН, 2019, № 6, с. 582-592.
5. Бетелин В.Б. О проблеме диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России. Инновации № 7(237), 2018, с. 3-7.
6. S. Galloway. «The Four. The hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook and Google». Portfolio/Penguin. An Imprint of Penguin Random House LLC 375 Hudson Street. New York, New York 10014.
7. РБК.ру. Новости от 19 января 2017 г. https://www.rbc.ru/rbcfreenew s/5880ab7e9a794732f8c15c6f.
References
1. Digital economy report 2019, united nation conference on trade and development (UNICTAD), Geneva 2019, united nation publication, 300 East 42nd Street New York, New York 10017, United States of America.
2. Betelin V.B. Problemy i perspektivy formirovaniya tcifrovoy economiki v Rossii. Vestnik RAN, 2018, № 1, p. 3-9.
3. Betelin V.B. O probleme importozameshcheniya i alternativnoj modeli razvitiya Rossii. Strategicheskie prioritety, 2016, № 1(9), p. 11-21.
4. Betelin V.B. Problemy i perspektivy obrazovaniya v post-industrialnom informatsionnom obshchestve. Vestnik RAN, 2019, № 6, p. 582-592.
5. Betelin V.B. O probleme diversifikatsii proizvodstva na predpriyatiyah oboronno-kompleksa Rossii. Innovatsii № 7(237), 2018, p. 3-7.
6. S. Galloway. «The Four. The hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook and Google». Portfolio/Penguin. An Imprint of Penguin Random House LLC 375 Hudson Street. New York, New York 10014.
7. RBK.ru. Novosty ot 19 yanvarya 2017 g. https://www.rbc.ru/rbcfreene ws/5880ab7e9a794732f8c15c6f
Контактная информация
Бетелин Владимир Борисович
117218, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 36, корп. 1
Тел: +7 495 719-7651, факс: +7 495 719-7681,
сайт: www.niisi.ru, e-mail: niisi@niisi.msk.ru