Научная статья на тему 'Особенности постприватизационного развития'

Особенности постприватизационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПОСТПРИВАТИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / PRIVATIZATION / POSTPRIVATIZATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптев Василий Иванович

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития России после приватизации. Показаны слабые и сильные стороны экономики нашей страны. Выявлена проблема структурных сдвигов и роста в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the features and prospects of Russia afterprivatization. Showing the strengths and weaknesses of our economy. The problem of structural change and economic growth in the economy.

Текст научной работы на тему «Особенности постприватизационного развития»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264).

Экономика. Вып. 38. С. 122-127.

В. И. Коптев

ОСОБЕННОСТИ ПОСТПРИВАТИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности и перспективы развития России после приватизации. Показаны слабые и сильные стороны экономики нашей страны. Выявлена проблема структурных сдвигов и роста в экономике.

Ключевые слова: приватизация, постприватизационное развитие.

Приватизация не решила проблем экономического роста. Анализ экономического роста показывает в 1990-1998 годы падение ВВП, с 1999 по 2008 год наблюдались высокие темпы экономического роста — около 6 % ВВП в среднем за год. С конца 2008 года в России наблюдается снижение экономического роста, вызванное финансовым кризисом и резким снижением цен на нефть. Восстановление роста в России произошло в 2010 году. Основные факторы, которые влияют на проблемы экономического роста в России: 1) современный технологический этап развития России; 2) особенности постпри-ватизационного развития и структурной трансформации экономики; 3) воздействие мирового рынка на экономику.

Экономический рост служит фундаментом для реализации экономической политики страны. Изменяющийся структурно сектор реального производства и растущая доля услуг от перехода из индустриального общества в постиндустриальное вызваны особенностями постприва-тизационного развития России. Стратегия пост-приватизационного развития должна быть ориентирована на усиление высокотехнологичного производства и услуг. Главными особенностями экономического роста являются кризисный спад экономики и последующее восстановление роста, а также большие трансакционные расходы, вызванные слабостью административных, судебных и правоохранительных институтов.

Основные диспропорции, которые сдерживают экономический рост:

1) несбалансированность структуры экспорта и зависимость доходов экономики от конъюнктуры сырьевых рынков;

2) слабая диверсификация экономики (более 40 % доходов федерального бюджета обеспечивает нефтегазовый комплекс);

3) низкая конкурентоспособность российских товаров;

4) низкая доля прямых иностранных инвестиций.

Проблема экономического роста многоаспектна и наряду с чисто экономическими сторонами связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера. Экономический рост является объективно необходимым для всех стран с целью преодоления экономической отсталости.

Одна из проблем обеспечения экономического роста в России — сокращение промышленного производства. В 2005 году темпы роста промышленного производства сократились наполовину по сравнению с 2004 годом (с 8,3 % до 4 %). Основной рост экономики и экспорта по-прежнему опирался на добывающие отрасли, государственный бюджет формировался за счет добычи и экспорта сырья.

Большой промежуток времени экономика России обеспечивала экономический рост за счет экстенсивных факторов, увеличивая количество экономических ресурсов. В СССР экономический рост за счет интенсивных факторов составлял 20—30 % от всего роста.

Не решило проблему институциональное развитие экономики. В долгосрочном периоде политические и экономические факторы разнона-правлены. Политические институты приобретают особую роль в формировании эффективных экономических институтов. Происходит сужение социальной базы при формировании эффективных экономических институтов. Государство усиливает свое вмешательство в экономику, существуют риски, вносимые в предпринимательскую деятельность регулярной деятельностью государства и институтов. Взаимодействие институтов защиты прав собственности и институтов финансовой системы несет негативный характер для экономики. В экономике России происходит формирование двойного стандарта и правил — на уровне Российской Федерации и регионов, что препятствует формированию благоприятного институционального окружения в сфере корпоративного управления, финансовых рынков, защиты прав собственности.

Рис. 1. Динамика изменения реального ВВП РФ (в ценах 2008 года)

В процессе приватизации не возникло специфической модели, которая адекватна экономике России.

Возможно выделить три качественно специфические модели:

1. Австралийская модель предполагает диверсификацию экономики с сохранением институтов современного европейского общества.

2. Мексиканская модель основана на рыночной экономике с преобладанием нефтегазового сектора, но при значительной диверсификации.

3. Нигерийская модель предполагает малую диверсификацию, экономика базируется на нефти и слабых политических институтах.

Опыт Австралии показывает, что несмотря на обеспеченность природными ресурсами, она смогла обеспечить диверсификацию своей экономики. Австралийская модель применительно к России предполагает:

- высокие или средние темпы роста ВВП;

- значительный уровень иностранных инвестиций;

- укрепление рубля и повышение производительности труда;

- ограничение бюджетной нагрузки и консервативную бюджетную политику;

- формирование единого экономического пространства с ЕС.

Мексиканская модель предполагает высокие темпы экономического роста за счет развития ТЭК. Данная модель предполагает умеренное развитие диверсификации, основная роль уделяется ТЭК. ТЭК остается доминирующий в экспорте и высокой в структуре ВВП. Диверсификация в экономике происходит медленно. В данной модели велика вероятность усиления роли государства в экономике, что связано с инвестиционной

активностью государства и защитой отечественного производства от иностранных конкурентов.

В нигерийской модели темпы роста экономики полностью зависят от спроса мирового рынка на ресурсы ТЭК. Из-за притока нефтяных денег и укрепления сырьевой экономики будут ухудшаться качество экономической политики и общий уровень эффективности экономики. Модель способствует появлению авторитарного режима. Таким образом, нигерийская модель представляет собой высокую политическую нестабильность, устойчивый уровень коррупции и упадок социальной сферы.

При приватизации значительного числа государственных предприятий и корпораций в Великобритании использовалась «золотая акция». Данная акция позволяла контролировать правительству стратегические моменты деятельности предприятий в течение определенного времени.

Основные ограничения, которые накладывала «золотая акция» в Великобритании:

1) запрет держать иностранным инвесторам более 15 % акций компании, владеть одному лицу более 15 % акций компании;

2) главным исполнительным лицом компании был британский гражданин;

3) запрет смещать назначенных правительством директоров;

4) ограничение на перепродажу значительной части активов (25 %);

5) ограничение на добровольную ликвидацию или расформирование.

Однако «золотая акция» не давала прав правительству участвовать в текущем ведении дел и в распределении прибылей. Таким образом, текущая финансово-производственная деятельность оставалась независимой. Главной формой контроля за деятельностью предприятий общественного пользования (аэропорты, водоснабжения, электроэнергетики и др.), в которых возможны злоупотребления, являются установление тарифов и регулирование цен.

В настоящие время диверсификация экономики России остается актуальным вопросом. В данном вопросе пересекаются политика и экономика, а основой руководства в стране является ручное управление. Ручное управление является неэффективным, так как данная модель является источником сильной коррупции, служит снижением мотивации к предпринимательской и творческой работе.

Приватизация не создала эффективный предпринимательский климат. С момента приватизации

в России возникла проблема создания благоприятного предпринимательского климата.

Основу предпринимательского климата составляют:

1. Барьер для входа на рынок. Барьеры тормозят развитие конкуренции и ограничивают возможность создания новых предприятий. Главными барьерами являются регистрационный и лицензированный режим, а также чрезмерное регулирование государственных стандартов (пожарных, строительных, санитарных, экологических и других норм). В России применяются кратковременные попытки снижения и реформирования барьеров.

2. Таможенная и налоговая система. Налоговая система России далека от идеала, хотя присутствуют определенные сдвиги в области прямых налогов. Основным показателем можно считать реализацию плоской шкалы налога на доходы физических лиц в России. Присутствуют моменты двойного налогообложения по налогу на прибыль предприятий и доходам, получаемым акционерами. НДС не соответствует западным требованиям. Значительные уклонения от уплаты налогов, теневая экономика, вывод капитала в оффшорные зоны свидетельствуют, что налоговая система России носит исключительно фискальный характер. В таможенной и налоговой системах присутствует запутанность, существуют лазейки, что дает мотив для преследования соответствующими органами. Таким образом, появляется возможность лоббировать интересы определенных групп бизнеса против других.

3. Правовая система и исполнение законов. Законы в России подвергаются частым изменениям, лоббируя интересы отдельных субъектов экономики.

4. Качество финансового сектора и финансовых услуг. Финансовые услуги отстают от таковых в развитых странах Европы. Основная причина отсталости финансового сектора связана с недостатками правовой системы. Ограничение входа на рынок отдельных иностранных банков и финансовых институтов, определенные валютные ограничения и лимиты вложений иностранного капитала. Особенностью является то, что финансовые институты России не пользуются доверием международного бизнеса, что ограничивает приток инвестиций.

5. Инфраструктура. Слаборазвитость инфраструктуры сильно повышает издержки и ограничивает развитие некоторых отраслей России. Особенно данное обстоятельство

затрагивает отрасли, связанные с железнодорожным и автотранспортом. Также обширная малонаселенная территория и суровые климатические условия не способствуют созданию благоприятного предпринимательского климата.

Финансовый сектор не слился с промышленностью, и банки не заинтересованы в развитии промышленности.

Основным элементом, который помогает развитию промышленного производства, является финансовая система. В случае слияния финансового сектора и промышленности возникают финансово-промышленные группы, которые более прочны, эффективны и устойчивы. Согласно российскому законодательству финансовые институты не могут участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Таким образом, не происходит слияния промышленности с банками, уменьшается возможность всестороннего и гибкого финансирования.

Организация в рамках «промышленное предприятие — банк» цикла расширенного воспроизводства с учетом заинтересованности финансовых структур в инвестировании предприятий, имеющих определенные производственно-технические и организационно-экономические взаимосвязи. Существующие на сегодняшний день промышленные предприятия мало интересны финансовым институтам, так как производство является низкорентабельным. Капитал в основном вкладывается в топливно-энергетическую и экспортирующую отрасль (черная, цветная металлургия). Слияние финансового сектора с банковским, образование финансово-промышленных групп позволит заинтересовать банки в развитии промышленности и обеспечит беспрепятственное перемещение собственных, привлеченных и заемных средств.

Не ликвидирована имущественная экспансия государства. В России с 2000-х годов наблюдаются укрупнение хозяйственных структур, находящихся под контролем государства, объединение пакетов акций и унитарных предприятий в холдинги. В настоящие время происходят усиление контроля на предприятиях со смешанным капиталом, реализация определенных неформальных норм во взаимоотношениях власти и частного бизнеса. В корпоративном секторе и общем по экономике за 2008—2009 годы усилился государственный контроль. В частном секторе экономики в отношении крупнейших предприятий происходит разделение на лояльных к власти

и «космополитов». Государственная экспансия официально не декларируется, но происходит тенденция к государственному капитализму.

Деятельность государства в области корпоративного контроля осуществляется в виде трех ключевых функций:

1) приватизационные продажи;

2) приобретение тех или иных активов;

3) законодательное регулирование и ведомственный контроль.

С 2000 года распыленные активы интегрируют в государственные холдинговые структуры с целью эффективного управления. Данный эффект наблюдается в отраслях атомной энергетики, железнодорожного транспорта, оборонной и алкогольной промышленности, на морском транспорте, в почтовой связи. Увеличение государственной доли. Постепенно в этот же период происходит процесс реструктуризации естественных монополий. Усиление государственного контроля над крупными предприятиями создало технологическую интеграцию, усилило международную конкурентоспособность, повысило налоговые платежи. Основной задачей стало формирование в стратегических отраслях от одного центра «государственной силы».

Тенденция усиления государственного контроля через укрупнение хозяйственных субъектов переносится на частные предприятия. Создание крупнейшего алюминиевого холдинга «Российский алюминий» было бы невозможно без санкции государства на высшем уровне. Появились отдельные группы крупного бизнеса, которые лояльны к властям, по соглашению с ними проявляют социальную ответственность, некоторые компании увеличили долю государства и передали государству часть активов.

Власти используют метод, который получил название «собственность в обмен на свободу» («СИБУР», «ЮКОС»), тем самым запрещая выводить активы в пользу третьих лиц. Государственная экспансия и строгий контроль проявляются и в задачах реформирования структуры государственных предприятий и последующего моделирования государственных холдингов. Компонентом восстановления государственных холдингов и контроля в базовых отраслях становится национализация активов. В Конституции России допускается возможность национализации. С 2003 года началось формирование ядра государственной экспансии и контроля; сюда относятся «Газпром», «Роснефть»,

лояльные нефтяные компании, структуры ВПК. Одним из направлений государственной экспансии оказались лицензии и аукционы в нефтегазовой отрасли, в том числе перераспределение имеющихся и распределение новых. Таким образом, определенный слой государственных компаний пополняется активами.

С 2005 года государство расширило прямое присутствие в экономике, и появилась тенденция к доминированию в ведущих отраслях российской экономики. По существующим оценкам, доля акций российских компаний, принадлежащих государству, в 2006 г. равнялась 29,6 %, в 2007 г. — 35,1 %, в 2008 г. — около 40 %. Государство контролировало в 2004 г. 81 предприятие из 400 наиболее крупных (с общей выручкой 145 млрд долл.), в 2006 г. — 103.

Увеличились риски после приватизации. Основные риски в результате приватизации сводятся к риску банкротства предприятия, риску рейдерского захвата, риску сохранения суверенитета предприятия, появлению острейшей конкуренции.

В принципе все системы несостоятельности и банкротства можно разделить на две крайние группы, ориентированные на должника (США, Франция) и на кредитора (Великобритания, Германия). Так, модель, сложившаяся в Германии, нацелена на повышение эффективности удовлетворения требований кредиторов, при этом реабилитационные процедуры направлены на максимизацию активов должника для последующего распределения среди кредиторов. Модель, характерная для Великобритании, призвана защитить кредитное обращение, создать эффективные и оперативные механизмы распределения активов должника среди кредиторов. В течение процедуры банкротства контроль над предприятием получает третья сторона, действующая от имени кредиторов. Очевидным недостатком этой модели является тот факт, что в ее рамках явное поощрение отдается ликвидации предприятия, а не его оздоровлению, поскольку кредиторы заинтересованы в первую очередь в продаже активов попавшей в трудное положение компании, а не в ее спасении.

Не возникла триада движущих сил (собственник — менеджер — рабочий). Движущими силами корпоративного законодательства, охватившего многие страны мира, объективно являются интернационализация, высокий рост количества, появление новых отраслей, конкуренция акционеров,

развитие финансовых рынков. Государство отстает в решении проблем непосредственно в сфере корпоративного управления. Это видно из Закона «Об акционерных обществах» 2000-х годов и «антирейдерских» поправок 2007 года. Важной проблемой является сложившиеся «распыление» сфер ответственности между определенными ведомствами Минэкономразвития, ФСФР и Минфина, данное обстоятельство блокирует полезные инициативы разных ведомств, пересекающихся между собой.

Можно выделить основные моменты становления корпоративного управления в России. Первый период (с начала 1990-х годов), связан с постприватизационным распределением собственности в корпоративном секторе. Второй период (начиная с 2000 года) характеризуется интересом российских компаний к вопросам корпоративного управления. В данный период продолжают нарастать процессы концентрации акционерного капитала, объединения предприятий и межотраслевой экспансии, происходит увеличение количества независимых директоров в акционерных советах, возрастает количество выплачиваемых дивидендов своим акционерам.

Анализ 307 открытых акционерных обществ показал, что среди российских компаний нет большой приверженности к внедрению «хорошей» практики КУ. Третий период начинается с 2005 года. Для него характерно «замораживание» дальнейших корпоративных инициатив, происходит прозрачность структуры собственности, бенефициарные владельцы, финансовая открытость. В данный период появились инфраструктуры корпоративного имиджа: кодексы корпоративного управления, внутренние нормы, квоты для независимых директоров, отделы по работе с акционерами. Принятие стратегических решений акционерами в 1990-е годы происходило по партнерскому принципу, не обращая внимания на миноритариев, с 2000-х годов наметилась тенденции, учитывающая мнения аутсайдеров.

Не решены вопросы структурных сдвигов. С 2000 года в России наблюдается неравномерный, но устойчивый экономический рост. Данному росту поспособствовало повышение цен на нефть и металл в мире. В результате повысились уровень жизни населения, товарооборот и заработные платы. Однако в экономике страны проявились моменты замедления экономического роста, вызванные опережающим повышением стоимости на первичное сырье, укреплением

рубля и увеличением зарплаты в сравнении с производительностью труда. В 2008 году из-за резкого падения цен на сырьевые ресурсы в России снизился экономический рост.

Остается проблема регулирования и реформирования естественных монополий. Некоторые секторы отраслей согласно закону являются естественными монополиями, что ограничивает свободу хозяйственной деятельности. Существующая государственная политика в области естественных монополий реализуется по трем пунктам:

- поправки и модернизация ФЗ «О естественных монополиях»;

- изменение отраслевых законов;

- финансирование важных объектов инфраструктуры на базе частно-государственного партнерства.

Энергокомплексы ряда регионов РФ подконтрольны семейным кланам. Из проверенных 352 человек руководящего состава энергетического комплекса у 169 должностных лиц выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями, кроме, конечно, тех, в которых они работают. Руководители российских энергокомпаний используют схемы вывода активов из электроэнергетики страны. Потребители проводят оплату за электроэнергию на счета аффилированных

компаний, которые выступают агентами энергетических сбытовых компаний. Далее часть средств обналичивается через фирмы-однодневки и присваивается членами семьи. Коррупция в электроэнергетическом секторе России достигла беспрецедентных масштабов, почти каждый второй руководитель в этой отрасли каким-либо образом связан с коммерческими структурами. Вывод средств из отрасли осуществляется через оффшорные фирмы и аффилированные структуры, зарегистрированные на родственников руководителей этих энергокомпаний. Таким образом, имеются неединичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов РФ оказываются подконтрольны просто семейным кланам. С появлением монополий возникает непрозрачность принятия решений, происходит развитие коррупции.

Не решена проблема инновационного развития. Существующий в России образовательный и научный потенциал достаточно высок, но условия для реализации инновационной деятельности не самые благоприятные. Россия с 2000-х годов стала больше закупать и продавать технологий. Анализ данных, приводимых зарубежными агентствами, показывает, что наша страна отстает по большинству показателей, характеризующих результативность науки, в сравнении со странами Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.