□□□□
Трухин А. С.1
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ КУВЕЙТА ПО ПРАВОВОМУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ
Государство Кувейт (^-Ы ^ ^ Л) придает серьезное значение борьбе с современными вызовами и угрозами. Руководство Кувейта считает, что на данном этапе развития терроризм, экстремизм, наёмничество, наркоугроза, пиратство, киберпреступность во всех формах своего проявления превратились в чрезвычайно опасную по своим масштабам и непредсказуемым последствиям проблему. Эти явления все больше угрожают не только внутренней безопасности Кувейта, но и безопасности стран всего региона, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Кувейтские власти исходят из понимания, что чрезвычайное значение приобретает задача координации международных усилий в борьбе с терроризмом и другими современными угрозами. Кувейт активно выступает за консолидацию усилий всех государств региона Персидского залива и мирового сообщества, является участником наиболее важных международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество
1 Трухин Александр Сергеевич - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье автор кратко анализирует нормативные правовые акты национального, регионального и международного характера, регламентирующие вопросы противодействия современным вызовам и угрозам.
Ключевые слова: Кувейт; ССАГПЗ; безопасность; терроризм; экстремизм; наркоугроза.
Truhin A.S. Features of Kuwait policy for legal counteraction of modern challenges and threats
Author briefly analyses national, regional and international normative legal documents, which regulate actions against new challenges and threats problems.
Keywords: Kuwait; GCC countries; security; terrorism; extremism; drugs threat.
государств в борьбе с международным терроризмом и современными угрозами.
В Кувейте террористическая деятельность никогда не была распространена. На протяжении всего периода развития страны, начиная с момента обретения независимости в 1961 года, только в середине 80-х годов прошлого века были зарегистрированы отдельные террористические акты. Их совершали представители шиитской общины Кувейта, которых провоцировали и оказывали им финансовую поддержку специальные службы Ирана, применявшие на практике доктрину «экспорта исламской
революции».
В целом, обстановку в Кувейте можно охарактеризовать как спокойную. Правовая и судебная система в эмирате работают эффективно. Кувейтские власти полностью контролируют ситуацию в стране, проводят социально ориентированную сбалансированную внутренную политику.
Благодаря эффективной работе правоохранительных органов, стабильной политической и социальной ситуации уровень террористической угрозы в Кувейте оценивается как минимальный, несмотря на сложную обстановку в регионе Персидского залива. Уровень преступности низкий. Силы правопорядка в полной мере контролируют ситуацию в стране.
Осуществляются все необходимые меры по обеспечению законности и внутренней безопасности.
Несмотря на огромное значение, которое кувейтские власти придают обеспечению внутренней безопасности, каких-либо специальных законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов в области противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, наёмничеству, пиратству, киберпреступности и обеспечению информационной безопасности, не принято.
Базовыми документами, регулирующими правовые отношения и деятельность компетентных органов Кувейта, являются Конституция страны (1963 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы (1960 г.) и дополнения к ним в виде Закона № 31 (1970 г.), а также Закон № 74 «О борьбе с наркотиками, их употреблением и торговлей» (1983 г.).
Деятельность правоохранительных органов в Кувейте осуществляется в соответствии со специальным Законом № 23 «О статусе и регламенте полиции» (1968 г.).
При этом правоохранительные органы эмирата активно используют соглашения, которые Кувейт заключил на международном и региональном уровне. Международные соглашения и взятые по ним обязательства имеют приоритет над национальным законодательством и гармонично дополняют его. Следует отметить, что существенное значение и положительное влияние на ситуацию оказывает государственная политика поощрения умеренного ислама, проводимая властями эмирата, базирующаяся на жестких нормах шариата, осуждающих любые преступления против личности и государства.
Необходимо отметить, что особое внимание в уголовном законодательстве Кувейта, обозначенном выше, уделено преступлениям против безопасности государства1. Такие преступления относятся к наиболее тяжким и подлежат строгому наказанию вплоть до применения смертной казни. Смертная казнь предусматривается в качестве обязательного наказания за преступления против государства, включая покушение на жизнь, безопасность или свободу Эмира либо наследного принца, попытку насильственного свержения правительства, за умышленное убийство и отравление. (Среди других преступлений, за которые смертная казнь предусмотрена в качестве обязательного или альтернативного наказания, похищение людей при отягчающих обстоятельствах, изнасилование при определенных обстоятельствах, лжесвидетельство, приведшее к казни подсудимого и причинение смерти во время нападения).
В настоящий время Кувейтский институт судебных исследований ведет работу по подготовке отдельного закона о терроризме, в котором, по мнению кувейтян, будет учтен имеющийся богатый практический опыт не только кувейтской судебной системы, но и других стран.
Для борьбы с распространением наркотиков был принят закон № 74 «О борьбе с наркотиками, их употреблением и торговлей» (1983 г.). Данный
1 Так, в Уголовный кодекс Кувейта Законом № 31 (1970 г.) внесены изменения, в части внесения специального раздела «Преступления в отношении внутренней государственной безопасности».
законодательный акт достаточно подробно регулирует вопросы производства, экспорта и транспортировки наркотиков (статьи 3-12); незаконного оборота наркотических веществ и препаратов (статьи 10-19) и их владения (статьи 15-22); производства, изготовления и хранения лекарственных препаратов, содержащих наркотические вещества (статьи 2324) и прочее.
Кувейт принимает активное участие в международных антитеррористических конференциях с участием глав антитеррористических ведомств, силовых структур, органов финансового контроля, экспертов в области безопасности под эгидой международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), Лигу арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК), Интерпол.
Кувейт выступает за координацию международных усилий в борьбе с терроризмом, придавая особую значимость унификации норм международного и национального законодательств. Эмират является участником конвенций, заключенных под эгидой ООН: Конвенции о
правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на воздушном транспорте (Токио, 1963 г.; присоединился в 1979 г.); Конвенции о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 г.; присоединился в 1988 г.); Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г;. присоединился в 2003 г); Конвенции о пресечении незаконных действий против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (Рим, 1988г.; присоединился в2003 г.); Конвенции по борьбе с финансированием терроризма (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1999 г.;
присоединился в 2001 г.) и другие.
Кувейт принимает активную работу в рамках ЛАГ. В 1998 г. главами Министерств внутренних дел арабских стран подписано Соглашение о борьбе с терроризмом, где содержатся основные понятия, касающиеся терроризма, а также меры для его предотвращения. Арабские государства обязались не организовывать, не финансировать и не осуществлять любые акты терроризма.
С этой целью в статье 5 указанного Соглашения определены обязательства по предотвращению использования террористами территории стран-участниц; усилению мер безопасности на границах и в различном транспорте во избежание проникновения преступников, а также в дипломатических представительствах иностранных государств и международных организаций на своей территории; проведению кампании в СМИ по разъяснению опасности терроризма и информированию населения о террористических группировках; обмену информацией в области безопасности; созданию и обновлению базы данных о террористах; экстрадиции в страны, где они находятся в розыске; оказанию помощи жертвам терроризма и свидетелям преступлений.
Кроме того, в рамках ОИК Кувейт учувствует в Конвенции о борьбе с терроризмом (1999 г.). Конвенция, которая распространяет свое действие на ряд преступлений, закрепленных в международных соглашениях по борьбе с терроризмом, однако делает исключения для преступлений, которые не признаются террористическими актами по национальному законодательству, а также для «народной борьбы, включая вооруженную борьбу против иностранной оккупации, агрессии, колониализма, гегемонии, направленной на освобождение и самоопределение в соответствии с международным правом» (пункт «а» статьи 2). Как и в межарабском соглашении, под действие конвенции подпадают нападения на глав государств, наследных принцев, членов правительства, дипломатов, атаки на государственные учреждения и объекты иностранных государств, а также торговля оружием, взрывчаткой и другими веществами с целью совершения терактов (пункт «с» статьи 2).
Наиболее тесное сотрудничество в области борьбы с терроризмом, наркоугрозой, контроля за финансовыми средствам, киберпреступностью Кувейт осуществляет в рамках Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ). 4 мая 2004 г. члены ССАГПЗ подписали Соглашение о борьбе с терроризмом, которое стало первым подобным документом, заключенным между аравийскими монархиями. В соответствии с положениями указанного Соглашения министерства внутренних дел членов ССАГПЗ обязались составить «черный» список террористических
организаций и физических лиц. Заключение этого соглашения стало важным шагом, позволило организовать эффективное сотрудничество и значительно ускорить обмен информацией между спецслужбами стран ССАГПЗ. В соответствии с соглашением в практику введены персональные гражданские идентификационные номера для всех граждан стран ССАГПЗ и иностранцев, проживающих на их территориях.
В то же время следует отметить, что хотя законодательная база в сфере борьбы с терроризмом в формате ССАГПЗ довольно хорошо проработана, правоприменительной практике мешают долгие согласования, а иногда и различия в подходах. Основная работа по противодействию терроризму сосредоточена на уровне национальных сил государственной безопасности стран-членов Совета сотрудничества.
Также необходимо отметить, что в декабре 2006 г. Кувейтом и НАТО подписано Соглашение по обеспечению безопасности, которое предполагает, прежде всего, обмен информацией по связанным с этой проблемой вопросам. При этом НАТО осуществляет помощь в подготовке специализированных кадров, в проведении стажировок офицеров сил безопасности, в проведении совместных семинаров, посвященных проблеме терроризма, обмену информацией, разведывательными данными между специализированными ведомствами с обеих сторон. Другим направлением сотрудничества является борьба с распространением оружия массового поражения. Члены НАТО и их партнеры из региона Залива способны прилагать, прежде всего, совместные политические усилия с тем, чтобы поставить преграду перед государствами, которые стремятся обладать подобным оружием и средствами его доставки. НАТО и государства-члены ССАГПЗ предполагают обсуждать эти проблемы на конференциях и семинарах с участием политических и военных делегаций на высоком уровне.
В качестве члена ССАГПЗ Кувейт учувствует в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ), созданной в декабре 2004 г. со
штаб-квартирой на Бахрейне, имеющей статус Ассоциированного члена ФАТФ. Целями МЕНАФАТФ являются построение в регионе эффективной системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, реализация рекомендаций ФАТФ, исследование типологий и сотрудничество с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Специфической чертой государственной антитеррористической политики Кувейта является тот факт, что контролем за финансовыми потоками религиозных благотворительных организаций занимается Министерский совет во главе с Министром по делам вакуфов и исламских дел Кувейта. Данное обстоятельство свидетельствует об осторожном подходе руководства эмирата к проблеме религиозной составляющей международного терроризма и весомости исламского фактора во внутренней политике.
Предпринятые Кувейтом меры имеют целью не допустить незаконного использования благотворительных средств, предусматривают ограничение расчетов наличностью, запрет на сбор наличных денег в качестве пожертвований в мечетях, крупных магазинах и культурных центрах, а также исключение практики выдачи наличности со счетов благотворительных организаций. Следует отдельно отметить, что действующим законодательством эмирата запрещается деятельность любых политических партий и организаций за исключением благотворительных обществ и общественных объединений.
□□□□