Особенности поклонения египетским богам в Северном Причерноморье в I в. до н. э.
С. А. Чеховская (Московский гуманитарный университет)*
В статье на основе археологических источников рассматривается проблема культа египетских богов в Северном Причерноморье в I в. до н. э.
Ключевые слова: Египет, Северное Причерноморье, античность, история религии.
В настоящей работе сделана попытка рассмотреть некоторые особенности поклонения египетским богам в Северном Причерноморье в I в. до н. э. К наиболее ранним находкам этого периода относится фанаго-рийский комплекс (Россия, Краснодарский край). Раскопки Фанагории М. М. Кобыли-ной велись в 1947-1958 гг. (Краткие сообщения..., 1967). Вопросы классификации и датировки сделанных находок были рассмотрены Б. Б. Пиотровским (Пиотровский, 1958).
В одном из захоронений вокруг шеи ре-бенка-девочки было обнаружено ожерелье из амулетов голубого фаянса, в том числе миниатюрного бюста-протомки египетского бога Гора с руками, сложенными в апотро-пеическом (охранительном) жесте. Протома Гора — круглый медальон с ушком для подвешивания, на котором изображена голова в высоком рельефе с ожерельем вокруг шеи, заканчивающимся крыльями. Почти точная копия этого медальона найдена в некрополе Пантикапея в детской могиле среди различных фаянсовых украшений. Можно назвать еще несколько подобных находок из некрополя Пантикапея. Довольно часто встречаются подобные подвески-медальоны и в некрополях Ольвии и Херсонеса. Не исключена возможность, что какой-то из трех крупных центров Северного Причерноморья является местом изготовления по привезенным образцам (Коровина, 1971: 100).
Помимо изображений богов, в могилах комплекса также были найдены изображе-
ния тотемов. Скорее всего, культ египетских тотемов был ближе к верованиям, сформировавшимся на территории Северного Причерноморья, чем верования в «человеко-бо-гов». В склепе I в. до н. э. — I в. н. э. были найдены подвески из голубого фаянса — черепаха, крокодил и урей. Фаянсовые фигурки черепах и крокодилов довольно часто встречаются в могилах Пантикапея. В одной детской могиле были найдены подвески в виде черепах и крокодила вместе с другими, а также с лигнитовыми и пастовыми бусами, терракотовой фигуркой Амура с собачкой. Можно привести ряд аналогий из других гробниц Пантикапея. Реже встречается урей. Аналогию ему удалось найти лишь в некрополе Херсонеса (там же: 101).
На том же участке некрополя Тирамбы в слое могильной земли было найдено несколько фаянсовых подвесок: фигурка задрапированного в плащ бородатого мужчины, амфоровидная подвеска и две ребристые бусины. Аналогий этой подвеске среди находок некрополей Пантикапея и Херсонеса много. На некоторых подвесках правая рука, прижатая к груди, держит мешочек, очевидно, с деньгами. Что представляют собой эти фигурки, для ученых остается загадкой. Неясен и вопрос происхождения этого типа подвески, возможно, это разновидность фетиша, помогающего легко пройти путь в загробный мир.
Подвески в виде задрапированной фигурки встречаются только в Северном Причерноморье. Изображение лица, окаймлен-
* Чеховская Светлана Александровна — аспирант кафедры истории Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-55-81. Эл. адрес: [email protected]
ного бородой и пышной прической, дает возможность предположить, что это бог-покровитель Александрии Серапис в какой-то местной интерпретации. Возможно, этот тип украшения возник и изготовлялся в городах Северного Причерноморья.
Во время раскопок Фанагории М. М. Ко-былиной в 1964-1965 гг. подвески из фаянса были найдены в двух могилах. От одного погребения сохранился лишь череп с ожерельем около него, состоящим в основном из подвесок из голубого фаянса, которые представляли собой три ребристые бусины, фигурку льва, лежащую на постаменте, фигурку египетско-ближневосточного божества Патеки, двух черепах и муху. Здесь же находилась группа керамики: гуттос, чашка типа котиллы, ойнохоя, кувшин с яйцевидным туловом, украшенным полосами белой краски, флакон веретенообразной формы. Присутствие флакона в данном комплексе указывает на датировку — до начала I в. н. э. Это дает основание датировать весь комплекс находок этой могилы I в. до н. э. (Коровина, 1971: 110). Тем самым и украшения из фаянса относятся к этому времени. По размерам черепа и присутствию среди инвентаря гуттоса (сосуда, употребляемого для кормления детей) эта могила определяется как детская. Так же как для подвесок из предыдущих погребений, аналогии данным украшениям мы находим в изобилии прежде всего в некрополях Пантикапея, Ольвии и Херсонеса.
Могилы с египетскими амулетами среди общей массы одновременных им погребений не выделяются богатством инвентаря. В них были захоронены рядовые жители Тирамбы и Фанагории (там же: 104).
Интересен тот факт, что рассматриваемые амулеты встречаются исключительно в детских погребениях. Очевидно, это связано с тем, что дети у всех народов считались менее защищенными созданиями. Возможно, исходя из более высокого уровня развития культуры египтян обитатели Причерноморья их богов считали сильнее собственных.
Помимо разнотипных охранных амулетов, найденных в городах, расположенных в близости от морских торговых центров, известен своим египетским фаянсом сарматский некрополь Кобяково на Нижнем Дону, открытый археологической экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Ростовского областного музея краеведения в 1956-1962 гг. Изделия из египетского фаянса, найденные в 13 погребениях, делятся на две группы: 1) собственно амулеты в виде фигурных предметов и 2) бусы.
Амулеты часто представляют собой сидящего бога молчания Гарпократа и грозди винограда. В одном погребении — три амулета. Один полностью сохранился, нижняя часть второго — отбита, третий — представлен обломком. Все три — столпообразные статуи-гермы в виде задрапированной в плащ мужской бородатой фигуры. Задрапированная фигура стоящего Гарпо-крата, опирающегося на колону, выполнена из темно-бирюзовой массы. К данной фигурке близка по общему облику фигурка из Фанагории. Точно из такого же по качеству и цвету материала выполнена и фигурка из другого погребения — лев, лежащий на четырехугольной с закругленными углами подставке. Фигурка наиболее сходна с вещами, происходящими из Горгиппии и Ольвии.
Анализ распространения изделий из египетского фаянса в погребениях Кобяков-ского некрополя дает следующую картину. Семь амулетов в виде фигурных изделий открыты в двух детских погребениях, два — в погребении взрослой женщины. Девять бусин найдены в детских погребениях, семь — в погребениях взрослых. Количество бусин в одном погребении небольшое — одна-две.
В детских погребениях кроме амулетов и бус находят бронзовые колокольчики. Некоторые исследователи считают и их амулетами (Фармаковский, 1903: 25, 62). В трех детских погребениях вместе с египетскими изделиями были положены бусы из сердоли-
ка, которому в античное время приписывались лечебные и защитные свойства (Марко-вин, 1965: 274). В одном случае охраняющее действие амулетов из египетского фаянса «подкреплено» не только наличием бронзового колокольчика, но и подвесками в виде «ведерка», лунницы и лепной курильницы, а в другом — бронзовым амулетом в виде собаки. Погребения взрослых с египетскими изделиями ни по ориентировке, ни по положению костяков также не выделяют в особую группу среди остальных захоронений могильника. В двух случаях установлено погребение женщин зрелого возраста. В погребениях взрослых вместе с амулетами и бусами из египетского фаянса обнаружены также сердоликовые бусы, зеркала-подвески, галька и мел. Большинство детских погребений относится к I в. н. э.
В Неаполе Скифском в ходе исследований П. Н. Шульца и др. в 40-60-х годах прошлого века (Шульц, 1947; Сымонович, 1961) также найдены египетские изделия, которые, по сути, представляют собой тотемы и фетиши. Там во вскрытых 77 могилах содержится около 300 погребенных, только в трех склепах зафиксированы вещи египетского происхождения. Таким образом, процент египетского фаянса невероятно мал.
Поскольку в основном речь идет о детских погребениях, а в греко-римский период в Египте наряду с образом Гарпократа-юно-ши распространяется образ Гарпократа-ре-бенка, то можно сделать вывод, что египетские божества покровительствовали преимущественно детям.
С культом египетских божеств связаны также находки в Ольвии и Пантикапее терракотовых статуэток, изображающих богиню Исиду, сидящую на троне и кормящую грудью Гора (Кобылина, 1978: 22), египетских подвесок с изображением Гора-Гарпо-крата из некрополя Горгиппии (Алексеева, 1986: 43), бронзового бюста Исиды из той же Горгиппии (Кругликова, 1971). На светильнике из Херсонеса по сторонам Исиды изображен справа Анубис, слева Гарпократ. Светильник из Херсонеса — импортная, уни-
кальная находка. Слева от Исиды стоит Гар-пократ, который как божество хтоническое и вместе с тем покровитель детей был особенно популярен в Северном Причерноморье (Кобылина, 1978: 104). Очень распространенным являлось изображение Гарпокра-та в виде стоящего мальчика с пальцем у рта, держащего рог изобилия в руке. Этот образ был создан в греко-римский период на почве египетских изображений. Но уже в I в. до н. э. в Северном Причерноморье создаются статуэтки Гарпократа местными короплас-тами. Так к I в. н. э. относится статуэтка Гар-пократа из Пантикапея из местной глины. Он стоит около гермы юного Диониса. Гар-пократ нередко изображался или с гусем, или сидящим на гусе. Так, в Херсонесе найден фигурный сосуд в виде Гарпократа, сидящего на гусе и левой рукой держащегося за его шею.
Известны несколько статуэток из Пан-тикапея местной работы, сочетающие в себе как греческие, так и египетские образы, характерные для первых веков нашей эры: изображения Гарпократа, Афродиты и При-апа. Эта группа имеет ряд повторений, в основном из Пантикапея. Существуют другие варианты — с Афродитой в центре: слева герма Приапа, справа — Эрота, здесь Гарпократ занимает место Эрота, сына Афродиты.
Стоит также заметить, что есть небольшое количество статуэток Беса — хранителя семейного очага и местного благополучия. Статуэтка Беса из Пантикапея передает обычный образ этого египетского божества в виде карлика с широким добродушным лицом, высоко поднятыми выпуклыми бровями, коротким широким книзу носом, с выпуклыми щеками и высунутым языком, с огромными ушами (Кобылина, 1978: 105).
Подводя итоги, можно сказать, что в I в. до н. э. — I в. н. э. египетские божества рассматривались в Северном Причерноморье почти исключительно как покровители детей. Судя по всему, уже первое появление фаянса в Северном Причерноморье взаимо-
связано с зарождением этого культа. Египетские культовые предметы встречаются в могилах людей разного достатка, как в скифо-сарматских, так и в греческих. Одно остается неизменным — это, как правило, могилы детей. Доля египетских изделий сравнительно мала, что свидетельствует об ограниченном распространении чужеземных верований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, Е. М. (1986) Культы Горгип-пии // Советская археология. №4. С. 34-52.
Кобылина, М. М. (1978) Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века нашей эры. М. : Наука.
Коровина, А. К. (1971) Фаянсовые подвески из некрополей Тирамбы и Фанагории // Вестник древней истории. № 1. С. 104-112.
Краткие сообщения Института археологии АН СССР. (1967) Т. 109 : Античные памятники на территории СССР. М. : Наука.
Кругликова, И. Т. (1971) Бронзовый бюст Исиды из Горгиппии // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. № 128. С. 93-96.
Марковин, В. И. (1965) Сердолик — «камень счастья» // Материалы и исследования по археологии СССР. № 130. С. 270-275.
Пиотровский, Б. Б. (1958) Древнеегипетские предметы, найденные на территории СССР // Советская археология. № 1. С. 20-27.
Сымонович, Э. А. (1961) Египетские вещи в могильнике Неаполя Скифского // Советская археология. № 1. С. 270-273.
Фармаковский, Б. В. (1903) Раскопки некрополя древней Ольвии в 1901 году // Известия императорской археологической комиссии. Вып. 8. С. 1-70.
Шульц, П. Н. (1947) Тавро-скифская экспедиция // Известия АН СССР. Серия истории и философии. Т. 4. № 3. С. 275-292.
THE FEATURES OF DEVOTION TO THE EGYPTIAN GODS IN THE NORTHERN BLACK SEA REGION IN THE I CENTURY B.C.
S. A. Chekhovskaia (Moscow University for the Humanities)
The article discusses the problem of the cult of the Egyptian gods in the northern Black Sea region in the 1st century B.C. on the basis of archaeological sources.
Keywords: Egypt, the northern Black Sea region, antiquity, the history of religion.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Alekseeva, E. M. (1986) Kul’ty Gorgippii // Sovetskaia arkheologiia. №4. S. 34-52.
Kobylina, M. M. (1978) Izobrazheniia vos-tochnykh bozhestv v Severnom Prichernomor’e v pervye veka nashei ery. M. : Nauka.
Korovina, A. K. (1971) Faiansovye podveski iz nekropolei Tiramby i Fanagorii // Vestnik drevnei istorii. № 1. S. 104-112.
Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii AN SSSR. (1967) T. 109 : Antichnye pamiatniki na territorii SSSR. M. : Nauka.
Kruglikova, I. T. (1971) Bronzovyi biust Isidy iz Gorgippii // Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii AN SSSR. № 128. S. 93-96.
Markovin, V. I. (1965) Serdolik — «kamen’ schast’ia» // Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR. № 130. S. 270-275.
Piotrovskii, B. B. (1958) Drevneegipetskie predmety, naidennye na territorii SSSR // Sovet-skaia arkheologiia. № 1. S. 20-27.
Symonovich, E. A. (1961) Egipetskie veshchi v mogil’nike Neapolia Skifskogo // Sovetskaia arkheologiia. № 1. S. 270-273.
Farmakovskii, B. V. (1903) Raskopki nekro-polia drevnei Ol’vii v 1901 godu // Izvestiia im-peratorskoi arkheologicheskoi komissii. Vyp. 8. S. 1-70.
Shul’ts, P. N. (1947) Tavro-skifskaia ekspedit-siia // Izvestiia AN SSSR. Seriia istorii i filosofii. T. 4. № 3. S. 275-292.