Научная статья на тему 'О роли музыки в жизни варваров и эллинов Северного Причерноморья'

О роли музыки в жизни варваров и эллинов Северного Причерноморья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
917
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вдовиченко И. И.

This article explains the role of musical instruments in the myths and ordinary life of the ancient population of Black Sea Coast region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вдовиченко И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Music in Life of Barbarians and Greeks in the Nothern Black Sea Coast Area

This article explains the role of musical instruments in the myths and ordinary life of the ancient population of Black Sea Coast region.

Текст научной работы на тему «О роли музыки в жизни варваров и эллинов Северного Причерноморья»

И.И.ВДОВИЧЕНКО (Симферополь)

О РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ВАРВАРОВ И ЭЛЛИНОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Музыкальная культура греков и варваров, живших в античное время на территории Северного Причерноморья, мало изучена. Сведения письменных источников скудны, а находки, полученные во время многочисленных археологических изысканий, не всегда интерпретированы. Поэтому, хотелось бы восстановить хотя бы некоторые проявления музыкальной жизни в материальной культуре этого контактного региона, выявить особенности, характерные для эллинов, с одной стороны, и варваров — скифов и сарматов, а также родственных им кочевых народов степного пояса Евразии, с другой. Без такого сравнения исследование не будет достаточно полным, потому что греко-римский и степной миры существовали в тесном, когда прямом, когда опосредствованном контакте друг с другом на протяжении многих столетий.

В то же время, здесь следует решать две отдельные задачи, различные по своей сложности. Музыкальная культура местных варваров пока не изучена. Несомненно, она не столь сложна как античная и развивалась в более простых социальных организмах. С другой стороны, и количество источников крайне ограничено. Поэтому, здесь основной целью был сбор всех доступных автору упоминания древних авторов об отношении северопричерноморских варваров к музыке и дополнение их данными археологии. Представление же о музыкальной культуре античных полисов Северного Причерноморья, можно в принципе получить, интерполируя обильные данные источников письменных и археологических, относящихся к другим регионам эллинского мира. Однако нашей главной задачей было кроме сообщений античных авторов, собрать те свидетельства, которые предоставляют местные памятники — это и данные эпиграфики, и остатки музыкальных инструментов, найденные в регионе, и изображения сцен музицирования на вазах, терракотах, резных камнях, художественном металле. Важно, что эти артефакты, представляющие собой самые разные категории вещей: либо привозные, но использовавшиеся местным населением, либо изготовленные местными ремесленниками, помогают создать не умозрительное построение, а вполне материальный ряд объектов, делающих более конкретными наши представления о музыкальной культуре греческих городов Северного Причерноморья.

Обстоятельные исследования, посвященные музыкальной культуре античности, древним музыкальным инструментам проведены как отечественными, так и зарубежными исследователями. Фундаментальные и в то же время новаторские работы

В.Е.Герцмана восстанавливают как элитарную так и народную музыкальную культуру античности, особенности развития музыки в этот период1. В работе Марты Маас2 подробнейшим образом рассмотрена история происхождения струнных музыкальных инструментов, технология их изготовления, мифы и культы, с которыми связаны эти инструменты в представлении древних. Даниэль Пакет3 характеризует несколько иной аспект — использование музыкальных инструментов в различных сферах жизни античного общества. Несомненно, такой взгляд диктует материал, с которым работает исследователь. Античные расписные вазы дают нам изображения бесчисленного множества ситуаций и сцен, в которых фигурируют музыкальные инструменты.

К сожалению, подробного исследования, посвященного музыкальной культуре греческих городов-колоний Северного Причерноморья, не существует. Очень краткие сведения можно найти лишь в небольшой главе, посвященной культуре античных городов в многотомном издании «Археология СССР с древнейших времен до средневековья»4. Некоторые данные о музыкальной культуре Ольвии есть в новой

книге М.В.Скржинской5, театральная и музыкальная жизнь древнего Боспора освещена довольно подробно в научно-популярном издании «Мельпомена в Пантика-пее. Керчь театральная»6. Сведения о музыкальной культуре скифов собраны Е.Е.Фиалко7 в написанном ею для учебного пособия «Великая Скифия» разделе «Искусство народов Скифии». Исследования музыкальных инструментов скифов были предприняты В.М.Басиловым8 и Т.М.Кузнецовой9.

Греческие писатели единодушно отмечают равнодушие скифов к музыке, неразвитость их вкуса. Геродот, который дал подробное описание быта скифов, отмечает, что они избегают заимствований чужеземных обычаев. В качестве примера он рассказывает историю гибели знаменитого скифского мудреца Анахарсиса: «он отправился в так называемое Полесье (оно лежит у Ахиллова бега и все покрыто разнородными деревьями) и совершил в честь богини полное празднество, с тимпаном в руках и увешанный изображениями богини. Кто-то из скифов, подметив действия Анахарсиса, донес об этом царю Савлию; последний, прибыв туда лично и увидев, что Анахарсис совершает это праздн ество, убил его стрелой из лука» (Herod., IV, 76-80). Такое неприятие культа чужих богов и отрицательное отношение к греческим музыкальным инструментам было характерно для скифов архаического и классического времени. Домитий Каллистрат в I веке до н.э. возвращается к образу скифского мудреца — он вкладывает в его уста проклятие флейте. В письме к царскому сыну Анахарсис говорит: «У тебя флейты и кошельки, у меня стрелы и лук. Поэтому естественно, что ты раб, а я свободен, и у тебя много врагов, а у меня — ни одного» (Domit. Callicr., Epist., 6). В «Нравственных рассуждениях» Плутарха (50-120 гг. н.э.) приводятся изречения царей и полководцев, в том числе знаменитого скифского царя Атея: «захватив в плен превосходного флейтиста Исмения, он приказал ему сыграть на флейте; между тем как прочие выражали удивление его игре, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня» (Plutarch., Moralia., At.) Составитель схолий к «Позднейшей аналитике» Аристотеля10 снова отсылает нас к скифскому мудрецу Анахарсису, который объяснял отсутствие у скифов флейтисток тем, что у них нет винограда и пьянства (очевидно, в представлениях эллинизированных скифов, да и греков игра на флейте была тесно связана с распитием вина во время совместных пиров-симпозиев и других ритуалов, связанных с Дионисом). Неужели музыка, пение, игра на музыкальных инструментах напрочь отсутствовали в жизни скифов? Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», в биографии Деметрия Полиоркета упоминает об одном странном скифском обычае: «Скифы во время попоек и опьянения щиплют тетивы луков, как бы призывая ослабляемое удовольствием мужество» (Plut., Vitae., XIX). Натянутая тетива лука издает вибрирующий приятный звук — это прообраз всех струнных инструментов. И действительно источники сохранили сведения о скифских струнных инструментах. Юлий Полидевк грамматик и софист, живший во 2 в.н.э. в своем сочинении «0N0MA2TIK0N» сообщает, опираясь очевидно на более древние источники: «пятиструнник изобретен скифами и связывался сыромятными ремнями, а плектрами служили козьи копытца» (IV, 60). Здесь же он опровергает сведения об отсутствии у скифов духовых инструментов: «Скифы и между ними в особенности андрофаги, меланхлены и аримаспы дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт» (IV, 76). Относительно пения мы имеем лишь скупое упоминание Аристотеля. В «Проблемах», пытаясь разобраться в этимологии греческого слова «ном», он пишет: «Почему некоторые песни называются «номами» (ньмпй), т.е. законами? Не потому ли, что еще до изобретения письменности пели законы, чтобы не забыть их, как и теперь еще в обычае у агафирсов» (Aristot., XIX, 28). К сожалению, не сохранились сведения о каких-либо других разновидностях песенного творчества скифов, хотя многие произведения эпоса, сказания (например, история любви Одатиды и Зариандра) могли исполняться в сопровождении музыкальных инструментов как мелодекламация.

Итак, анализ античных источников убеждает нас в том, что, по мнению греков, музыкальное искусство у скифов и других варварских народов Северного Причерноморья (за исключением мифических гипербореев) было развито слабо. Однако археологические находки позволяют увидеть проблему несколько по-иному. У варваров евразийских степей уже в античное время существовали собственные струнные инструменты. Наиболее древний датируется VI в. до н.э. Он найден на Урале во 2-м Башадарском кургане. Это «скифская арфа» — струнный щипковый инструмент. Корпус ее был вырезан из цельного куска дерева, дека-мембрана была кожаной и приклеена к дереву. Струнодержатель вставлялся в специальное ушко на корпусе11. В богатом сарматском женском погребении V в. до н.э в 8-м Мечетсай-ском кургане был найден инструмент типа домбры12. Во втором Пазырыкском кургане на Алтае, также датируемом V в. до н.э., обнаружен еще один струнный инструмент, реконструкция которого, предложенная В.Н.Басиловым13, позволяет увидеть в нем древнейший смычковый инструмент типа скрипки (рис.1,7). Корпус его вырезан из целого куска дерева — он представлял собой колоду, полую внутри, суженную в средней части, она закрывалась кожаной мембраной, прикрепленной гвоздиками, в средней части располагалась дека в виде тонкой деревянной дощечки с прорезным узором. Две струны крепились на струнодержатель и гриф. Звуки извлекались с помощью смычка. При игре инструмент держали вертикально или наклонно. Инструмент принадлежал мужчине и игра на нем имела, очевидно, ритуальное значение. На золотой пластинке от головного убора из Сахновского кургана (4 в. до н.э.) изображен скиф, играющий на струнном инструменте типа кифары (рис. 1, 2). Следует отметить, что исследователи обычно подчеркивают ритуальный характер этой сцены14. Итак, на струнных инструментах играли в основном мужчины. Так, «праскрипка» из второго Пазырыкского кургана была найдена в мужском погребении. «Арфа» из второго Башадарского кургана найдена в парном погребении мужчины (царя) и женщины (наложницы?). По мнению В.Н.Басилова, эта традиция обращения к божеству, вызывания божества посредством игры на струнном инструменте была привилегией царя-жреца и она сохранилась в этом регионе до недавнего времени — у казахов на сходном музыкальном инструменте — кобызе играли преимущественно шаманы15. Эллинизированные поздние скифы использовали для этих целей и греческую лиру. В склепе №9 (первые вв.н.э.) некрополя Неаполя Скифского изображен мужчина, играющий на лире16 (рис. 1, 5).

Ударные инструменты, возможно, чаще использовались женщинами. В савро-матских и сакских могилах найдены музыкальные зеркала-трещотки, два — на Алтае во 2-м Пазырыкском и 5-м Рогозихинском курганах и одно на Урале — в 8-м Мечетсайском курганах17 (рис. 1, 4). Такие зеркала, очевидно, ближневосточного происхождения, представляли собой круглый диск с отростком-ручкой, состоящий из двух соединенных половинок. Одна половинка была абсолютно гладкой и служила зеркалом, другая имела выступ — полость, внутри которой находились мельчайшие капельки олова, издававшие при сотрясении приятные мелодичные звуки. Музыкальные зеркала были обнаружены в женских захоронениях, женщины были танцовщицами и музыкантшами. В пользу этого свидетельствует и то, что у погребенной в 8-м Мечетсайском кургане был также инструмент типа домбры. По мнению К.Ф.Смирнова, захоронения с музыкальными зеркалами принадлежали жрицам18. В таком случае, можно предположить, что на упомянутом выше изображении культовой сцены на золотой пластинке от головного убора из скифского Сахновского кургана мы видим двух музыкантов — царя-жреца, играющего на струнном инструменте типа кифары и богиню или жрицу, которая держит в руках музыкальное зеркало-трещотку, она задает ритм исполняемому произведению (рис.2).

Примитивные костяные флейты, упоминаемые Юлием Полидевком, на скифских памятниках пока не выявлены, однако на Неаполе Скифском (II в. до н.э. —

Рис.1.7. Смычковый инструмент типа скрипки, найденный во втором Пазырыкском кургане на Алтаев в. до н.э.; 2.Изображение скифа, играющего на струнном инструменте типа кифары на золотой пластинке от головного убора из Сахновского кургана. IV в. до н.э.; 3. Мужчина, играющий на лире. Склеп №9 (П-Ш вв. н.э.) некрополя Неаполя Скифского; 4. Музыкальное зеркало-трещотка, найденное в Мечетсайском сарматском могильнике (курган 8, погребение 5). По К.Ф.Смирнову; 5. Шумящие подвески и украшения в одежде скифских женщин. По Петренко; 6. Конские шейные уборы с укрепленными на них лунницами и колокольчиками; 7. Скифские навершия — а) Александропольский курган; б) курган Старшая Могила.

III в.н.э.) найден обломок флейты античного типа19. Она сохранилась не полностью и представляет собой фрагмент трубки длиной 10 см и диаметром в наиболее широком месте около 2 см, а в узком — 1,4 см. Поверхность трубки разделена поясками на несколько частей, имеющих форму оливки. В одной из них было отверстие, закрытое впоследствии свинцовой пломбой. Технология изготовления и внешний вид инструмента очень напоминает античные флейты-авлосы, хотя трубка изогнута, что нетипично для авлоса. Инструмент этот, скорее всего, привозной или из готовленный на месте мастером-греком. Возможно, что это свидетельство распространения античных музыкальных традиций в эллинизированной варварской среде. Очевидно, такие флейты заменили у скифов примитивные дудки, изготовленные из костей птиц.

Нужно отметить популярность у скифов, сарматов и поздних скифов трещоток, погремушек, колокольчиков, издававших ритмичный музыкальный шум. Украшения, парадная одежда скифских женщин изобиловала шумящими подвесками, которые могли аккомпанировать танцу20 (рис.1,5). Скифы любили прокатиться «с колокольчиком» — в убранстве скифских коней находят шейные уборы с укрепленными на них медными лунницами и колокольчиками21 (рис. 1, 6). Колокольчики находят в позднескифских погребениях22. Это апотропеи, отгонявшие злых духов. На навер-шиях также навешивались колокольчики, внутри прорезных наверший помещался металлический шарик23 (рис. 1, 7). Можно предположить существование трещоток, которые делались из астрагалов, позвонков животных — они встречаются на поселениях и в могилах скифов24.

Итак, немногочисленные пока археологические находки существенно дополняют наше представление о роли музыки в жизни кочевников. Они предпочитали струнные музыкальные инструменты, сделанные из подручных, доступных в условиях кочевой жизни материалов — дерева, кожи, жил животных. Использовались как привозные, так и местного производства трещотки и погремушки. Музыка звучала во время ритуальных культовых церемоний — ее исполнял на струнном инструменте царь-жрец и, возможно, жрица, отбивавшая ритм религиозного песнопения или танца при помощи музыкального зеркала или другой трещотки. Несомненно, звучала она и на пирах, и во время мирного домашнего досуга. Парадная одежда скифских женщин дополнялась шумящими подвесками, которые могли аккомпанировать танцу. Сбруя лошадей при езде издавала мелодичные звуки благодаря лунницам и колокольчикам, подвешенным на ней. Навершия, украшавшие ритуальные жезлы были шумящими. Скифские стрелы свистели на лету. Выступление войска сопровождались различными музыкальными шумами. Таким образом, простая, но достаточно разнообразная по тембру, силе звучания музыка была неотъемлемой частью духовной культуры кочевников евразийского степного пояса.

Музыка играла огромную роль в жизни древних греков. Они считали, что музыка, поэзия и танцы выражают чувства человека с помощью звуков, движений и слов, служат для смягчения и успокоения чувств, для очищения души (катарсиса). Музыка достаточно рано выделилась из этой триединой хореи и переняла у нее главную функцию экспрессивного искусства — служить выразительницей чувств25. При этом она сохраняла связь с культом и религией — пеан пели в честь Аполлона, дифирамб — в честь Диониса, просодии — во время процессий. Музыка была составной частью мистерий, ее считали даром богов, ей приписывали особые свойства, магическую силу, она имела свойство очаровывать, отнимать у человека и животных свободу действий. Орфические секты считали, что музыка может на некоторое время освобождать душу из тела.

Музыкальная культура греческих городов-колоний в Северном Причерноморье была очень высокой. В Херсонесе раскопан единственный сохранившийся в Северном Причерноморье античный театр, в Пантикапее найдено мраморное театральнее кресло. Театры, несомненно, существовали и в других значительных городах.

В них ставились трагедии и комедии, о чем свидетельствуют надписи и изображения актеров, а также терракотовые комические и трагических маски, большинство которых — местного производства. Кроме представлений в театрах происходили музыкальные и литературные состязания, особенно в эллинистический период. В Херсонесе сохранилась надпись, содержащая каталог мусических состязаний26. Были и виртуозы — профессиональные музыканты. Боспорский музыкант и поэт Исилл, живший в первой половине III в. до н.э., участвовал в музыкальных состязаниях в Дельфах27. В Мирмекии найдена надгробная надпись флейтиста Пасафили-каты IV в.до н.э. (КБН, №875). Возможно, один из боспорских музыкантов принимал участие в музыкальных агонах, проводившихся во время Панафинейских праздников в Афинах. В конце V в. до н.э. вместо золотых венков и денежных призов участникам музыкальных агонов на Панафинеях начали вручать специальные чернофигурные амфоры со священным маслом из оливковых рощ, посвященных богине. Одна из пяти известных призовых амфор, с изображением музыкальных состязаний кифаредов найдена на территории Боспора — при раскопках некрополя Елизаветинского городища на Дону28. Об интересе к этим состязаниям у местного населения свидетельствует и находка в Керчи (раскопки В.В.Шкорпила) псевдопа-нафинейской амфоры конца VI в. до н.э., расписанной мастером Эвхарида с изображением музыкальных состязаний авлетов29. Такие сосуды попадали в Северное Причерноморье либо как сувениры, привезенные участниками Панафиней, либо как товар, поскольку некоторые исследователи считают их тран спортными афинскими амфорами для масла30.

Во время раскопок обнаружено также большое количество артефактов, свидетельствующих о широком распространении в быту горожан различных музыкальных инструментов — найдены детали флейты, лиры, терракоты с изображениями сиринги, лиры, арфы, кифары, тимпана, других инструментов. Очень важно, что основная масса терракот — местного производства, то есть, они дают представление о каких-то устойчивых культурных запросах местного населения, не удовлетворявшихся вполне импортной продукцией. Но особенно информативны изображения на расписных вазах, преимущественно аттических, найденных во время раскопок городов Северного Причерноморья31. Поражает обилие сюжетов с изображением музицирования — это и вакхические танцы, и другие ритуальные действа, сопровождаемые музыкой, и театральные сцены, и пиры, и музыкальные агоны, и мирный домашний досуг. Такой выбор сюжетов росписи подтверждается и сведениями античных письменных источников о любви греков к музыке, пению и танцам.

Античные источники упоминают 146 видов музыкальных инструментов, из них только 26 точно идентифицируется. Музыкальные инструменты греков были простыми, их звучание негромким, они не давали простора для демонстрации мастерства, а использовались для аккомпанемента пению и танцу. Наиболее распространенные струнные инструменты — лира, барбитон, кифара, арфа-тригон; духовые — авлос, сиринга, керас, сальпинга, орган; ударные — тимпан, кроталы, кимвалы, систр. Чаще всего использовались одновременно 1 или 2 инструмента, игравших в ансамбле, реже 3 или 432. Ударные инструменты использовались почти во всех ансамблях, поскольку отбивали ритм. Вообще в греческой музыке ритм преобладал над мелодией. Как писал Дионисий Галикарнасский « мелодии услаждают слух, а ритм возбуждает его»33.

Лира — инструмент очень древний и само слово, по мнению лингвистов — неиндоевропейского происхождения, возможно заимствовано у одного из народов Средиземноморья34. Гомер и Гесиод не используют слово «лира» и лишь в VII в. до н.э. впервые оно упоминается Архилохом. В более позднее время популярность инструмента стремительно растет, это слово употребляется очень часто. Причем оно употребляется как родовое, общее для всех струнных инструментов, поскольку если

на вазе изображен Аполлон, играющий на кифаре, надпись называет его «еэлхспт» (хорошо играющий на лире). Размеры лиры — 50-60 см. Резонатором служил первоначально панцирь черепахи, покрытый с вогнутой стороны мембраной из воловьей кожи, ручки (в древности они делались из рогов животных, а потом из дерева) и поперечина держали и натягивали струны, камышовая или тростниковая подставка отделяла вибрирующую часть струн от струнодержателя. Струн было разное количество — от 3 до 11 (в эллинистическое и римское время количество струн увеличилось до 18), делались они изо льна и конопли, а также из кишок животных. В древности поперечина, была круглой в сечении, струны натягивались посредством ее поворота. Позднее она стала более массивной, четырехугольной, на ней закреплялись колки для каждой струны, практически не отличавшиеся от современных35. Звук из струн извлекали при помощи плектрона — плотной металлической, деревянной или костяной пластинки. Плектрон держали в правой руке, левой рукой прекращали вибрацию струн, когда это требовалось. В отличие от тяжелой кифары, играющий на которой держит этот инструмент вертикально и обычно стоит, легкую лиру можно было наклонять под любым углом во время исполнения музыки, идти, танцевать с нею, продолжая в это время наигрывать мелодию. Лира — компактная, легкая, несложная в освоении техники игры была очень популярна в античную эпоху.

Во время раскопок в Пантикапее были обнаружены остатки двух лир. В 1830 г. в гробнице Куль-Оба были обнаружены деревянные детали инструмента, к сожалению утерянные. В декабре 1910 г. в земляной гробнице римского времени на территории некрополя Пантикапея был найден бронзовый резонатор в виде щита черепахи, другие детали корпуса и деревянные колки лиры36. В античных слоях Пантикапея была обнаружена роговая поделка в форме подставки для струн музыкального инструмента (так называемая «кобылка»)37. Лира изображена на медном оболе Пантикапея периода архонтства Асандра и на ольвийских монетах, этот же инструмент мы видим на фронтоне декрета в честь Антестерия38. Многочисленны изображения лиры на античных вазах из Северного Причерноморья. Укажем на несколько новых, не публиковавшихся ранее расписных ваз с такими рисунками. Устройство пятиструнной лиры хорошо показано на рисунке, украшающем пелику (рис.2, 1) из Ялтинского музея (КП-502). Сидящая на стуле женщина (возможно, одна из муз) играет на двойном авлосе, к ней летит Эрот, который держит лиру (она показана с внутренней стороны) в левой руке, а правой протягивает женщине плектрон. Роспись близка манере мастера Кристи «The Christie Painter» и относится ко времени около 430 гг. до н.э.39 На пиксиде из этого же музея (КП-496) (рис. 2,2) Эрот наблюдает за свадебными приготовлениями, в руках он держит лиру, которая изображена с внешней, наружной стороны. Рисунок близок по стилю пиксиде из Афин (Athens 1585), которую относят к Koine Class и датируют концом V в. до н.э.40

Эрот с палицей Геракла, опирающийся на пятиструнную лиру (рис. 2,3), изображен на пантикапейской терракоте — III-II вв.до н.э.41 Из античного городища Ми-хайловки на Керченском полуострове происходит фрагмент терракоты с изображением Эрота, играющего на лире42.

Одна из разновидностей лиры — барбитон имела более длинные боковые стойки и струны (их число было разным — от 3 до 7). Он издавал густой низкий звук. Изображение барбитона встречается на вазах архаческого и классического времени43.

О популярности кифары мы имеем убедительное свидетельство Полиена (II в.н.э.). Он рассказывает о разведывательной акции полководца Филиппа Македонского Мемнона: «Мемнон, во время борьбы с боспорским тираном, желая узнать о величине неприятельских городов и о числе их жителей, послал на триере в качестве посла к Левкону византийца Архибиада, под предлогом переговоров о

дружбе и связях гостеприимства, и вместе с ним отправил олинфского кифареда Аристоника, в то время пользовавшегося наибольшей славой у эллинов, для того, чтобы посол мог познакомиться с численностью населения в то время, как они будут мимоходом приставать к берегам и кифаред станет показывать свое искусство и жители будут поспешно собираться в театры» (Ро1уаеп., 81га1ея., V, 44). Этот отрывок очень живо передает жгучий интерес жителей боспорских городов к заезжей знаменитости, их любовь к музыке. Кифара, инструмент Аполлона и виртуозных музыкантов — наиболее совершенный инструмент классической Греции. Конструкция и способы извлечения звука на этом инструменте в принципе те же, что и у лиры. Громким звучанием она обязана корпусу значительного размера и сильно натянутым струнам. Корпус кифары изготавливали из дерева, он имел подпрямо-угольную или закругленную внизу форму. Из-за своей низкой тесситуры инструмент подходил, в основном, для аккомпанемента мужским голосам — тембр кифары соответствует баритону.

Из Фанагории происходит фрагмент терракоты I в.н.э. с изображением Эрота, играющего на кифаре44. Правая рука с плектром в руке касается струн. Видна деревянная перекладина, на которую накручены струны, она показана очень массивной, бесформенной. На терракотах Северного Причерноморья I в.до н.э. — I в.н.э. чаще всего именно Эрот изображен играющим на кифаре. Кифара у него маленькая, по росту ребенка. Очень обобщенно сюжет «Эрот-кифаред на дельфине» передан на статуэтке из Фанагории45. На терракоте из Пантикапея изображен Эрот или Арион на дельфине с очень схематично изображенной маленькой кифарой, которая подвешена через плечо на лямочке (фелбмюн). Струны не показаны (рис. 2, 4)46. На таких же небольших кифарах играют женщины, изображенные на терракотовых статуэтках из Пантикапея. В отличие от сидящего Эрота, женщины стоят, причем инструменты водружены на некую подставку-столбик47. Хорошо виден плектрон в правой руке. Возможно, это женская манера игры на инструменте (поскольку на вазах архаического и классического периода мужчины изображены идущими и стоящими, держащими кифару на весу или уперев ее в левый бок во время игры, причем их кифары — крупнее). Или, возможно, изменилась исполнительская манера и сам инструмент несколько уменьшился. На терракоте из Фанагории, который датируется 4 в. до н.э., изображена Сирена48 (рис. 2, 5). Правой рукой она держит инструмент фронтально, зажав рукой стойку. Левая рука с плектром отведена в сторону. Инструмент закруглен внизу, это так называемая сводчатая кифара. Видны струны — их кажется пять. Лира и кифара — равнострунные инструменты, музыкальные возможности их ограничены и были исчерпаны уже в эллинистическое время — количество струн обусловливалось шириной корпуса.

Изображение другого популярного струнного инструмента — арфы или триго-на мы видим на терракотовых статуэтках Ш-П вв. до н.э. из Пантикапея (рис.2, 6) и Херсонеса (рис. 2, 7)49. На нем играют только женщины. Треугольный корпус арфы сделан из дерева, струны натянуты через дырочки, просверленные в корпусе, играют пальцами без плектра — это хорошо видно на статуэтках (пальцы не собраны в горсть как при игре на лире и кифаре, а расставлены). Струны у арфы разной длины и количество их можно было легко увеличить. Арфа либо держится на весу (рис.

2. 7), либо установлена на столбике-постаменте (рис.2, 6). Этот инструмент в почти неизменном виде сохранил свою популярность в эпоху средневековья и развивался, и эволюционировал в более позднее время.

Наиболее распространенный духовой инструмент, который мы видим чаще всего на терракотах, фресках, вазовых росписях из Северного Причерноморья — авлос. Наибольшее количество авлосов найдено в Пантикапее и малых городах Боспора50: 1) моноавлос из слоновой кости, найденный в Пантикапее (рис.3, 7); 2) костяные трубочки с отверстиями — очевидно фрагменты трости флейты (рис.3, 2), найденные в Ак-Бурунском кургане, в черепичной гробнице; 3) составная костяная

Рис.2.7. Пелика из Ялтинского музея, КП-502. Пятиструнная лира, вид с внутренней стороны; 2. Лира на пиксиде из Ялтинского музея (КП-496); 3. Эрот с палицей Геракла, опирающийся на пятиструнную лиру. Пантикапейская терракота — Ш-П вв.до н.э.; 4. Эрот или Арион с кифарой на дельфине. Терракота из Пантикапея; 5. Сирена с кифарой на терракоте из Фанагории IV в. до н.э.; 6.Женщина, играющая на арфе-тригоне. Терракотовая статуэтка Ш-П вв. до н.э. из Пантикапея; 7.Женщина, играющая на арфе-тригоне. Терракотовая статуэтка Ш-П вв. до н.э. из Херсонеса.

флейта, сделанная из кости, бронзы и дерева (рис.3, 3), была найдена в некрополе Пантикапея эллинистического времени во время раскопок 1834 года; 4) фрагмент костяной флейты с тремя отверстиями с одной стороны и одним — с другой (рис.3,4) происходит из раскопок 1949 г. на горе Митридат в слое 4 в. до н.э.; 5) часть костяной флейты с боковым отверстием найдена на Эспланадном раскопе Пантикапея в слое 3-4 вв.н.э.; 6) часть костяной флейты с медной втулкой, надетой на один ее конец, найден в слое античного времени в Пантикапее в 1958 году; 7) фрагмент еще одной флейты с тремя боковыми отверстиями с одной стороны и одним боковым отверстием — с другой, заканчивающейся втулкой для крепления мундштука, был обнаружен в 1948 г. во время раскопок Пантикапея (рис. 3, 5); 8)фрагмент составной костяной флейты с двумя отверстиями найден в Китее в 1976 г.;51 9)костяная флейта с двумя боковыми отверстиями найдена при раскопках Тиритаки в слое 3-1 вв. до н.э. (рис. 3, 6). Еще два фрагмента костяных флейт, хранящихся в Керченском музее не имеют конкретной привязки. Но скорее всего происходят с территории Пантикапея или Боспорского царства.52 В Херсонесе известно 4 обломка костяных флейт, которые можно датировать первыми веками н.э.53

Простой авлос состоит из трубки с цилиндрическими или коническими отверстиями. Эта трубка снабжена наконечником-мундштуком, в который вставляется камышовый «язычок» — т.е. по конструкции авлос приближается к современному кларнету.54 Авлосы были продольные, в которых мундштук и трость соединены друг с другом в длину, и поперечные — с мундштуком, расположенным сбоку. Поперечные очень редки. Чаще же встречается двойной авлос (диавлос), составленный из двух трубок, которые звучат одновременно. На вазах УГ-ГУ вв. до н.э. авлос рисуют белой краской — это свидетельствует о том, что для его изготовления использовалось дерево со светлой древесиной. Использование дерева для изготовления свирелей — вещь обычная, так как оно легко поддается обработке и дает хороший акустический эффект. Для изготовления авлосов использовались главным образом тростник, бузина, букс, вишня, слива и клен. Намного реже использовали металл и слоновую кость, так как они более дорогие, к тому же кость труднее обрабатывать. Громкость звука менялась при помощи движения авлоса в пространстве. При поднятии трубок свирелей звук становился громче. Но самое большое влияние на звучность авлоса оказывала форма трубок. На вазах изображены цилиндрические и конические трубки. Конические, напоминающие современный кларнет, относительно редки. Такие инструменты в основном широкие и короткие. Цилиндрические трубки были более распространены. Они в основном длинные, так как обладают обратным недостатком — здесь нужно было располагать отверстия недалеко друг от друга, чтобы добиться низких звуков и при одинаковой длине с коническими они играют на октаву ниже. Греческая музыка, опирающаяся в основном на человеческий голос, использовала авлос с цилиндрическими трубками более охотно. Обычно авлос имеет 4 отверстия, расположенных ближе к раструбу. Иногда есть еще пятое, расположенное сбоку, с внутренней стороны, ближе к мундштуку (для большого пальца). На трубке с 5 отверстиями можно сыграть 6 разных звуков, так как 6-й звук, самый высокий издавался тогда, когда все отверстия были открыты. При частично открытом отверстии издавался полутон, а немного приподнимая пальцы, получали звук в 1/4 тона. Раструб не влияет на тембр, но служит усилителем звука. На некоторых вазовых рисунках можно увидеть полоски, которые закрывали щеки игрока. Это — форбея. Она изготавливалась из кусочков кожи или ткани с отверстием для того, чтобы дать возможность мундштуку проникнуть в ротовую полость. Форбея выполняла две функции: уберегала щеки от деформации и поддерживала губы исполнителя прижатыми к мундштуку. Вот почему использование форбейи оказывалось необходимым в тех случаях, когда музицирование происходило на открытом воздухе или если нужно было играть долго и громко (палестра, театр). Иногда мы видим ее у Силенов — так как обстановка Дионисий требует громкого

пронзительного звучания инструмента, слышного в большой шумной толпе. На многочисленных изображениях мы видим в основном авлосы, состоящие из двух одинаковых трубок. Играя на таком инструменте, авлет мог, положив пальцы одной руки плашмя, одновременно закрывать отверстия, находящиеся на одном уровне на параллельно расположенных трубках. В таком случае сила звучания усиливалась, образовывался эффект стереозвучания. Если же закрывались разные отверстия на трубках, звучал интервал. На вазовых росписях и на других изображениях мы видим инструменты различных размеров. Это свидетельствует о существовании настоящей семьи авлосов, соответствующих 5 тембрам человеческого голоса. Подсчитывая примерные размеры инструментов относительно изображенных на вазах персонажей, можно установить следующую классификацию: сопрано (от 20 до 30 см); альт (от 40 до 50 см); тенор (около 50 см); баритон(около 80 см); бас (1 м и более).

Судя по археологическим находкам, средний размер авлосов был около 40 см. Несколько более крупные инструменты (авлос-тенор) представлены на фрагменте кратера из Херсонесского музея (№КП — 2877/09) (рис. 3, 7), кратере из Киевского исторического музея с изображением театральной сцены55 (рис. 3, 8), пелике из Ялтинского музея (КП-502) (рис. 2, 2), стамносе из Пантикапея с изображением праздника Леней56. Выразительная фигурка флейтистки найдена в мастерской коропла-ста конца 6 — нач. 5 в. до н.э. в Пантикапее57. Девушка, одетая в длинный хитон с рукавами, идет, играя на двойном авлосе. Длина инструмента — около 40 см, это — альт. Создается впечатление, что одна из трубок авлоса несколько длиннее другой. Грубое, но экспрессивное изображение авлета мы видим на терракоте из Михай-ловки, конец 1 в.н.э. (рис. 3, 9)58. Он с воодушевлением дует в короткие, конические трубки диавлоса-сопрано, на каждой трубке — 3 отверстия. На таком же коротком авлосе-сопрано играет музыкант, изображенный на очень грубой статуэтке с подвесными ногами (рис.3, 70). Такие культовые статуэтки музыкантов с большими оттопыренными ушами И.Д.Марченко отнесены к третьей группе, датирующейся П-Ш в.н.э. Все они местного производства, круг аналогий — среди боспорских памятников. Кроме авлетов встречаются исполнители на сиринге, трубе, роге59.

Изображение авлетов мы видим и на росписи саркофага I в. н.э из Пантикапея. Авлосы у них длинные — баритон или бас, с 6 отверстиями и с клапанами (рис. 3, 77). Здесь помещено изображение музыканта, играющего на небольшом органе — духовом клавишном инструменте, в котором воздух подавался в трубки при помощи насосов. Достижения эллинистической техники позволили усовершенствовать этот инструмент, сделать сильным и сочным его звучание. Это пока единственное изображение органа, найденное в Северном Причерноморье60.

Греки знали тромбон — сальпингу в самой простой его форме — прямая (из меди)или изогнутая(из рогов животных) трубка, заканчивающаяся с одной стороны раструбом, с другой — мундштуком61. Сальпинга могла быть длинной — от 60 до 120 см, она не имела никаких боковых отверстий. Раструб был оформлен в виде шарика, овала, конуса. Сальпинга имела альтовый тембр, сходный с нашей виолончелью. Делали этот инструмент в основном из бронзы, но были и железные. Несмотря на это, он был относительно легким, так как при игре его держали одной рукой. Поскольку сальпинга имеет довольно слабые музыкальные возможности, она использовалась в основном как инструмент для сигнала тревоги. В военной жизни им давался сигнал атаки или к отступлению (рис.3, 72). В театре сальпинга призывала к вниманию, к тишине. На вазовых росписях мы видим его в руках амазонок или Ники. С этим инструментом связан очень интересный эпизод из истории античной Феодосии. Полководец Тинних следующим образом освободил этот город от осады: «Отправившись из Гераклеи на круглом корабле с одной триерой и взяв с собой сколько можно было воинов, трех трубачей и три челнока-однодеревки, в каждом из которых мог поместиться только один человек, Тинних отплыл ночью и прибли-

н

Рис.3.1-6. Авлосы из Пантикапея и городов Босиора; 7. Авлос-тенор на росписи фрагмента кратера с изображением девушки, исполняющей пиррихий, и флейтистки из Херсонес-ского музея (№ КП — 2877/09); 8. Авлос-тенор на росписи кратера из кургана у села Пи-щальники с изображением театральной сцены; 9. Изображение авлета (авлос-сопрано) на терракоте из Михайловки, конец I в.н.э.; 10. Культовая статуэтка с подвесными ногами из Пантикапея. Музыкант играет на авлосе-сопрано; 11. Изображение авлетов и музыканта, играющего на органе на росписи саркофага I в. н.э из Пантикапея; 12. Сальпинга. Килик, Ватикан БЯ, п°498,ЛЯУ2; 13. Надгробие Аврелия Сальвиана, трубача XI Клавдиева легиона, из Херсонеса Таврического.

2 4

Рис.4. 7. Пан с сирингой в руке на терракотовой марионетке из Пантикапея; 2. Мужская рогатая фигурка с подвесными ногами, играющая на сиринге. Пантикапей; 3. Изображение тимпана на пелике из Крымского республиканского музея КП-1094; 4. Кибела с тимпаном на терракоте из Мирмекия.

зившись к городу, спустил на воду челноки, посадил в каждый по одному трубачу и приказал им, разъехавшись друг от друга на умеренное расстояние, по данному с триеры и с круглого корабля сигналу, трубить одному за другим с небольшими промежутками, так чтобы звуки казались идущими не от одной трубы, а от нескольких. Они затрубили, оглашая звуками труб воздух в окрестностях города; осаждавшие, предположив что явился значительный флот, ушли в беспорядке, покинув караулы. Так Тинних подплыл к Феодосии и освободил ее от осады [Ро1уаеп., Б1га1ея., V, 23].

В качестве сигнального инструмента использовался также рог. Более примитивный сигнальный инструмент, изготовленный из раковины морского моллюска был найден при раскопках Калос-Лимена (колонии Херсонеса Таврического в юго-западном Крыму)*. Инструмент был обнаружен в слоях разрушения, связанных с последней осадой города скифами, в окружении артефактов, свидетельствующих о том, что это инвентарь военного корабля, вытащенного на берег.

Сигнальные музыкальные инструменты играли большую роль в жизни римской армии. В каждом легионе находилось 35 музыкантов «энеаторов». Трубы (тубы), букцины, литиусы и рожки давали различные сигналы — к бою, к отступлению, использовались для устрашения врага62. Жизнь военных музыкантов была тяжелой и почти всегда короткой. Аврелий Сальвиан, трубач XI Клавдиева легиона, надгробие которого найдено в Херсонесе, прожил всего 36 лет, из которых 14 воевал. На надгробии он изображен держащим в руке длинную трубу — литиус, имевшую форму латинской буквы ‘Т’63 (Рис. 3, 73).

И, наконец, сиринга — любимый инструмент Пана. Термин «сиринга» относится к любому инструменту, в который дуют непосредственно, без участия язычка. Существовали 2 типа сиринг: простая трубочка (греческое монокаламос — камыш, тростник, стебель), и сиринга, состоящая из нескольких трубочек — флейта Пана или поликаламос. Происхождение сиринги относят к возникновению человеческой расы. Мраморные кикладские идолы 3-го тысячелетия до н.э. изображены играющими на сирингах64. Инструмент, упоминаемый в «Илиаде» (X, 13; XVIII, 526), состоял из соединенных тростниковых трубочек. Трубочек могло быть 5, 6, 7 или 9, что возможно показывает тенденцию к эволюции сиринги, отраженной в керамике. Сиринга представлена на вазах и других изображениях как прямоугольный блок, вытянутый в длину или в ширину, или дугообразный. Благодаря льняным веревочкам соединение было достаточно гибкое, чтобы ее можно было сжать в руке. Иногда ремешки были расположены по диагонали, чтобы препятствовать трубкам скользить. Можно определить среднюю высоту сиринги — всегда от 10 см до 30 см. Трубочки поликаламоса бывают и разные и одинаковой длины (такие сиринги были более распространены). Греки пользовались очень простым способом, чтобы согласовать равные трубки одинакового диаметра, дающие одинаковый звук — они наливали пчелиный воск в трубку, чтобы уменьшить длину воздушного потока

— чем больше воска, тем выше звук. Отверстие, просверленное возле мундштука каждой трубки, позволяло услышать более высокую октаву, что принимая во внимание 7 трубок, давало возможность покрыть две октавы человеческого голоса. Однако, несмотря на различные усовершенствования, сиринга никогда не использовалась профессионалами, это инструмент пастухов, реальных и мифических с помощью которого они пасли свои стада, поэтому на вазах и терракотах из Северного Причерноморья с сирингами в руках представлены в основном Пан, сатиры и другие существа из свиты Диониса, Аттис. Сиринги, на которых они играют, разные. Так Пан на терракотовой марионетке из Пантикапея65 сжимает в левой руке маленькую сирингу из 7 трубок одинаковой длины. Благодаря гибким льняным креплениям (показаны поперечными полосками на трубочках) она компактно по-

Любезное сообщение В.Б.Уженцева.

мещается в руке, приобретя дугообразную форму (рис. 4, 7). Мужские рогатые фигурки с подвесными ногами из Пантикапея держат сиринги обеими руками66.Это связано, очевидно, с тем, что инструменты их довольно крупные. У одного из них она пятиствольная, перевязана поперечными веревочками в верхней и нижней части. Второй играет на сиринге, состоящей из 7 трубочек разной длины, которые образуют косой край внизу (рис. 4, 2). У третьего инструмент также состоит из 7 трубок, но равных, образующих прямоугольный блок. В верхней части этих двух последних инструментов — поперечные широкие рельефные полосы, обозначающие, очевидно, устройство, в котором закреплены трубки сиринг. Похожий инструмент

— в руках Аттиса, изображенного на терракотовой статуэтке из Пантикапея67.

Среди наиболее распространенных ударных инструментов, которые мы часто видим на вазах и терракотах из Северного Причерноморья — тимпан (бубен), состоящий из обода с натянутой на него кожей. Размеры инструмента различны — от 30 до 80-90 см. Иногда он размером со щит и закрывает всю верхнюю половину тела, как на росписи пелики из Крымского республиканского краеведческого музея (рис. 4, 3), а иногда — как небольшая тарелка. На вазах с тимпаном часто изображены Дионис, менады, сатиры, Эрот, бегущие женщины, преследуемые Владыкой преисподней, мисты, оплакивающие покойников68. С внешней стороны тимпан украшен различными орнаментальными мотивами, нередко покрыт белой или желтой краской. Многочисленны терракотовые статуэтки эллинистического времени из Пантикапея, Ольвии, Мирмекия и других памятников Северного Причерноморья с изображением менад и Кибелы с тимпаном (рис. 4, 4)69. Кроме тимпанов в шумных оргиастических культах Диониса и Кибелы использовали такие ударные инструменты, как кимвалы, кроталы, систры. Кимвалы — металлические тарелки, которые держали в двух руках и равномерно, в ритме танца, ударяли друг о друга. Изображение на пластинке из слоновой кости: сирена с кимвалами найдено в кургане Большая Близница70. Бронзовые, костяные или деревянные кроталы состояли из двух полых частей, которые прикреплялись к пальцам, их равномерно чередующиеся удары поддерживали ритмические фигуры танца. Эти инструменты часто бывают изображены на вазах в дионисийских сценах. В кургане на Таманском полуострове найден фигурный сосуд с изображением сирены с кроталами в руках71. На золотой бляшке из кургана Куль-Оба изображена менада, отбивающая ритм танца кроталами72. Систр — небольшой металлический подковообразный предмет с ручкой. На подкове прикреплялись свободно висящие металлические стержни или колокольчики. Возможно, он изображен на терракотовой погремушке из катакомбы П-Ш вв.н.э. некрополя Пантикапея73.

Итак, античные источники, археологические находки свидетельствуют о том, что жители античных городов Северного Причерноморья в быту, в своей профессиональной деятельности, во время проведения различных религиозных ритуалов пользовались такими струнными инструментами, как лира, барбитон, кифара, ар-фа-тригон. Среди духовых инструментов известны авлос, сиринга и различные виды труб и рожков. В эллинистическое время здесь, как и в других регионах античного мира стал известен орган. Наиболее распространенный ударный инструмент — тимпан, но были распространены и другие ударные инструменты: кроталы, кимвалы, систры. Несомненно, что они изготавливались в мастерских ремесленников здесь, в Северном Причерноморье и звуки их радовали слух местных любителей музыки, которых по сведениям античных авторов было немало. На варварских памятниках памятниках рубежа 5 — начала 4 вв. до н.э. фиксируется появление различных предметов: ваз, изделий торевтики и т.д. с изображением греческих музыкальных инструментов. Пример — панафинейская амфора с изображением музыкального агона в некрополе греко-варварского Елизаветовского городища. Эллинизированные варвары, в том числе и скифы, перестали быть столь нетерпимыми в своих музыкальных пристрастиях как их отцы. На Сахновской пластинке

скиф изображен с кифарой. На стенке склепа в Неаполе Скифском изображен скиф с греческой лирой в руках. На этом же памятнике найдены фрагменты флейты. Трудно сказать заменили ли греческие инструменты варварские или они сосуществовали. Итак, можно сказать, что музыка была неотъемлемым элементом д уховной жизни как эллинов, так и варваров, жителей Северного Причерноморья. Для того, чтобы сделать наше представление о музыкальной культуре местных обществ более детальным, необходимо собрать все виды источников — и сведения античных авторов, и археологические находки — остатки музыкальных инструментов, изображения сцен музицирования на вазах, терракотах, монетах, резных камнях, художественном металле, глиптике и других артефактах, найденных в этом регионе. Создание такого свода — наша ближайшая задача. Мы надеемся, что это исследование будет интересно и полезно музыковедам, искусствоведам и широкому кругу любителей античности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986; Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995.

2. Maas M. Stringed instruments of ancient Greece. Connecticut : Brevis Press. Bethany, 1989.

3. Paquette D. L’instrument de Musique dans la ceramique de la Grece Antique. Etudes d’Organologie. Paris, 1984.

4. Кобьыина М.М. Театр, актеры, музыкальные инструменты //Античные государства Северного Причерноморья. М., 1983. С. 219. Табл. CXIX.

5. Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н.э. СПб., 2000. С. 63-72.

6. Матковская Т.А., Умрихина Т.В., Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее. Керчь театральная. Керчь, 2001. С. 47-83.

7. Фиалко Е.Е. Искусство народов Скифии //Великая Скифия. Киев-Запорожье, 2002. С. 127-139.

8. Басилов В.Н. «Скифская арфа»: древнейший смычковый инструмент//Советская эт-нография.1991. №4 . С. 140-154.

9. Кузнецова Т.М. Восточные музыкальные зеркала //Петербургский археологический вестник. СПб., 1993. №7. С. 82-87.

10. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифиии Кавказе. СПб., 1992-1993. Вып. 1-4. С. 147.

11. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960. С. 62-63.

12. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975. С. 142-143.

13. Басилов В.Н. «Скифская арфа»... С. 140-154.

14. Бессонова С.С., Раевський Д.С. Золота пластинка 1з Сахшвки// Археолопя.К., 1977, №21. С.30-50.

15. Басилов В.Н. «Скифская арфа». С. 150-152.

16. Высотская Т.Н. Неаполь — столица государства поздних скифов. Киев, 1979. С.183.

17. Кузнецова Т.М. Восточные музыкальные зеркала. С.82-87.

18. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. С. 142-143.

19. Высотская Т.Н. Неаполь — столица государства поздних скифов. С. 127. Рис. 57, 18.

20. Петренко В.Г. Украшения Скифии VII-III вв. до н.э. САИ. Вып. Д4-5. М., 1978. С.40; Клочко Л.С. Скифские налобные украшения VI-III вв. до н.э. //Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Киев, 1982. С.37-53; Миро-шина Т.В. Некоторые типы скифских женских головных уборов IV-III вв. до н.э. //СА., 1981. №4. С. 46-69.

21. Мелюкова А.И. Краснокутский курган. М., 1981. С. 50-53. Рис.14.

22. Черненко Е.В., Бессонова С.С., Болтрик Ю.В., Полин С.П., Скорый С.А., Бокий Н.М.,

Гребенников Ю.С. Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья. Киев, 1986. С. 221, 264.

23. Мелюкова А.И. Оружие, конское снаряжение, повозки, навершия//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. Табл. 36, 5, 17.

24. Черненко Е.В., Бессонова С.С., Болтрик Ю.В., Полин С.П., Скорый С.А., Бокий Н.М., Гребенников Ю.С. Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья. С. 216, 217, 222, 238, 270, 279.

25. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977. С.17.

26. Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Лапидарные надписи. Киев, 1973. С. 99, 103.

27. Петрова Э. Б. Античная Феодосия. Симферополь, 2000. С. 156.

28. Радлов Н.Э. Две панафинейские амфоры, найденные в Южной России в 1911 г. //ИАК, 1912. №45. Табл. V, VI.

29. Радлов Н.Э. Две панафинейские амфоры, найденные в Южной России в 1911 г. С. 76-83. Табл. V, VI; Beazley J.D. Attic Black-Figure Vase-Painters. Oxford, 1956. P.396.

30. Neils J. Panathenaic Amphoras. Their Meaning, Makers and Markets//Goddess and Polis.The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton, 1992. P.145.

31. ОАК. 1870. Табл^, 2; ОАК. 1873. Табл. IV, 2; ОАК. 1861. Табл. IV, II; ОАК. 1878. ТаблУП, 1; Скуднова В.М. Архаический некрополь Ольвии, Л., 1988 . С. 64; Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. М., 1985. №46; Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Пелики, IV в.до н.э., керченский стиль. М., 2000. С. 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, 170; Вдовиченко И.И. Керченские вазы //Боспорские исследования. Симферополь, 2003. Т. III. Рис. 45.

32. Папашаууои Г.Г. АрхаюХоу'ьа, т. 14//... ка'ь |ае фи? ка'ь |ае бауатоу акатюташти?. Х0Р1Г02 INTPAKOM. А0г|уа, 1995. 2. 21.

33. Татаркевич В. Античная эстетика... С. 19.

34. Maas M. Stringed instruments of ancient Greece. P. 80-81.

35. Алексеевская Л.М. Лира из Керчи //Известия Археологической Комиссии. СПб., 1915. №58. С. 146. Рис. 5.

36. Алексеевская Л.М. Лира из Керчи. С.140-152.

37. Матковская Т.А., Умрихина Т.В., Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее. С.81.

38. Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии . С.63-72.

39. Matheson Susan B. Polygnotos and Vase Painting in Classical Athens. The University of Wisconsin Press.London, 1995. P.128. Pl. 113.

40. Roberts S. R. The Attic Pyxis. Chicago, 1978. P.110, Pl. 69,1.

41. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея //Терракотовые статуэтки.Пантикапей. САИ Г1-11. М., 1974. Табл. 17, 3. С. 23.

42. Петерс Б.Г. Терракоты из городища у с.Михайловка //Терракоты Северного Причерноморья, САИ Г1-11, М., 1970. Табл. 54,1. С. 113.

43. Скржинская М.В. Изображение поэта на лекифе из Одесского археологического музея //ВДИ. 1997. №2. С. 130-137; Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии. С.65-66.

44. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Фанагории//Терракотовые статуэтки. При-донье и Таманский полуостров. САИ. Г1-11. М., 1974. Табл. 35, 1. С. 28.

45. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Фанагории. Табл. 32. 1. С. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. Табл. 31, 4. С. 29.

47. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. Табл. 21, 4, 5. С. 25.

48. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Фанагории. Табл. 35, 4. С. 113.

49. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. Табл. 21, 1, 2. С. 25; Белов Г.Д.Террако-ты из Херсонеса //Терракоты Северного Причерноморья. САИ. Г1-11. М., 1970. Табл. 15, 7. С. 71.

50. Кобылина М.М. Театр, актеры, музыкальные инструменты. C. 219, табл. CXIX;

Матковская Т.А., Умрихина Т.В., Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее...

С.80-81.

51. Матковская Т.А., Умрихина Т.В., Федосеев Н.Ф. Мельпомена в Пантикапее. С. 81. Рис. — цветная вкладка.

52. Там же.

53. Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. С. 102.

54. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 42.

55. Онайко Н.А. Античный импорт в Приднепровье и в Побужье в IV-II вв. до н.э. САИ. Вып. Д 1-27. М., 1970. С. 28, 29, 62.

56. Сидорова Н.А.,Тугушева О.В.,Забелина В.С. Античная расписная керамика.Табл.

46.

57. Кобылина М.М. Мастерские пантикапейских коропластов //Терракотовые статуэтки. Часть III. Пантикапей. САИ, Г 1-11. М., 1974. Табл. 57. С. 49.

58. Петерс Б.Г.Терракоты из городища у с.Михайловка. Табл. 54, 6. С. 114.

59. Марченко И.Д. Марионетки и культовые статуэтки Пантикапее //Терракотовые статуэтки. Пантикапей. САИ. Г1-11. М., 1974. С. 41. Табл. 54, 4.

60. Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913 .Табл. 93.

61. Paquette D. L’ instrument de Musique dans la ceramique de la Grece Antique. Etudes d’Organologie. Paris, 1984. P. 74-75.

62. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. С. 242-247.

63. Кобылина М.М. Театр, актеры, музыкальные инструменты. Табл.CV.

64. Paquette D. Op. cit. P.63-71.

65. Марченко И.Д. Марионетки и культовые статуэтки Пантикапея //Терракотовые статуэтки. Пантикапей. САИ. Г1-11. М., 1974. С. 44. Табл. 53, 5.

66. Там же. Табл. 54,1-3.

67. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. С. 27. Табл. 28. 3.

68. Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи. С. 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, с. 170; Вдовиченко И.И. Керченские вазы. Рис. 45,

43.

69. Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. С. 25. Табл. 22, 2; Леви Е.И. Терракоты из Ольвии //Терракоты Северного Причерноморья. САИ Г1-11. М., 1970. Табл. 16,

3, 6; 17, 2; Табл. 18, 2; 34, 3; Пругло В.И. Статуэтки из Мирмекия //Терракоты Северного Причерноморья. САИ Г1-11 М., 1970. Табл. 40. 5.

70. ОАК. 1866. Табл. I, 28.

71. Известия Археологической Комиссии. 1880. С. 6. Табл. I, 6.

72. Мозолевский Б.М. Сюфський степ. К., 1983. С. 60.

74. Силантьева П.Ф.Терракоты Пантикапея. С. 36. Табл. 49, 2.

I.I.VDOVICHENKO

THE ROLE OF MUSIC IN LIFE OF BARBARIANS AND GREEKS IN THE NOTHERN BLACK SEA COAST AREA

This article explains the role of musical instruments in the myths and ordinary life of the ancient population of Black Sea Coast region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.