Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

II Бе ЛУК. АР ТУРДУУ РАЗДЕЛ 2. РАЗНОЕ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ

ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Баялиев С.А. - директор Бишкекского медицинского колледжа

Соцку саламаттык сактоодогу орто медициналык персоналды дафярдоодогу езгечвлуктвр

Баялиев С.А.

Characterization of the education of paramedical personnel in today's health care

Bayaliev S.A. Bishkek Medical College

Изменение идеологии развития здравоохранения, происходящие реформы и развитие системы управления здравоохранением привели к переосмыслению роли врачебного и сестринского персонала в оказании медицинской помощи.

Развитие различных разделов медицинской науки привело к тому, что оказание медицинской помощи становилось все более трудоемким, требующим постоянного расширения рамок трудовой деятельности медицинского персонала. Все эти преобразования повлекли за собой выделение из общемедицинской практики врачебных и сестринских специальностей.

В пятидесятые годы двадцатого столетия медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

К периоду социальных и экономических реформ в Кыргызской Республике медицинские сестры подошли в большей мере исполнителями назначений врача, нежели специалистами по уходу за больным человеком во всей многогранности его личности. Подготовка медицинских сестер в рамках среднего специального образования не позволяла им соответствовать в полной мере требованиям рекомендаций ВОЗ.

Поэтому в 1989 году Комиссия Европейского сообщества рекомендовала проводить подготовку медицинских сестер на вузовском уровне.

Венская декларация по сестринскому делу в поддержку европейских задач достижения здоровья для всех, впервые позволила медицинской общественности пересмотреть роль, систему обучения и практическую деятельность медицинских сестер (Ishikawa К., 1985; Reaves R., 1993), указала на необходимость осознания роли сестринского персонала в первичной медико-санитарной по-

мощи, внесение изменений в подготовку, практику и управление сестринским делом.

По свидетельству ряда зарубежных исследователей (Lighter D.E, 1999; Neuhauser D., 2002) после принятия указанных документов сестринская практика стала постепенно трансформироваться в странах Европы в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. По свидетельству вышеназванных исследователей, в некоторых европейских странах (Англия, Швеция, Норвегия, Шотландия) среди медицинских терминов стали появляться такие, как «сестринский процесс», «сестринский диагноз» и т.д. В частности, так называемый «сестринский диагноз» в Великобритании отличался от врачебного тем, что определял не болезнь, а ответную психофизиологическую реакцию пациента в связи с его болезнью (Lun К. С, Watanabe R., Kaihara S., 1986).

В современной реформе здравоохранения Кыргызской Республики, средний медицинский персонал рассматривается как реальный потенциальный ресурс для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной помощи. Его особая роль заключается в использовании современных технологий профилактики и формирования медицинской активности населения по таким важным направлениям, как укрепление здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и т.д.

Самыми важными причинами реформирования сестринского дела, по мнению Сопиной Е.В., 2004,являются:

• полная несамостоятельность сестринского дела;

• авторитарная подчиненность его врачебной деятельности по всем вопросам;

• невостребованность в практическом здравоохранении интеллектуального потенциала медицинской сестры;

• несоответствие содержания сестринского образования содержанию практической деятельности медицинской сестры.

В связи с этим возникает необходимость создания отраслевой программы развития сестринского дела в Кыргызской Республике целью, которой является создание условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению.

Приоритетными направлениями ее реализации будут формирование медицинской сестры новой формации, высококвалифицированного специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего самостоятельностью, а так же обеспечение эффективного управления сестринским персоналом.

Одной из проблем успешного реформирования сестринского дела является низкая информированность врачей о том, что может современная медицинская сестра. Практически во всех регионах современное развитие здравоохранения не дает средним медицинским работникам выполнять должностные обязанности в полном объеме.

Для решения другой проблемы автономности и полномочий требуется конкретное определение роли медицинской сестры, круга ее обязанностей и сферы ответственности, разработанные стандарты практики и описание соответствия действий сестринского персонала этим стандартам, что послужит также юридическим подтверждением ее компетенции. До тех пор, пока этот вопрос остается открытым, ни о каком эффективном применении сестринского процесса не может быть и речи.

Для организации управленческого процесса и построения концептуальной модели управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению. Сестринский процесс подразумевает мобилизацию необходимых ресурсов системы здравоохранения и общества в целом; планируется и реализуется при активном и заинтересованном сотрудничестве всех участников процесса и направлен, в конечном счете, на достижение наилучшего качества жизни пациента в конкретных условиях (Лапотников В.А., Самойленко В.В., Поляков И.В., 2000; Смойленко В.В., 2004).

Технология сестринского процесса - это система взаимосвязанных минимально необходимых, но достаточных и научно обоснованных действий среднего медицинского персонала, выполнение которых позволяет наиболее рациональным образом провести диагностические и лечебные мероприятия и обеспечить достижение максимального соответствия научно прогнозируемых результатов с реальными. Согласно современной

концепции сестринского процесса-состоящего из пяти этапов: этап сестринского обследования пациента; выявления его проблем; планирования ухода и сестринских вмешательств; реализации этого плана; оценки результатов сестринской деятельности. При несомненной важности каждого из этапов сестринского процесса уход за больным является приоритетным.

Отсутствие двух важных элементов сестринского процесса, сестринского выявления проблем пациента и оценки действий медицинской сестры для достижения желаемых целей в лечении больного имеет под собой несколько причин, а именно недостаточность обучения, окружение, негативное отношение к сестринскому процессу со стороны опытного персонала и врачей, отсутствие соответствующей документации. Констатация сестринским персоналом проблем пациента и умение определять приоритеты в уходе за больным - достаточно трудное дело, особенно для неопытной медицинской сестры, это очередная актуальная проблема на этапе реформирования.

Основными задачами врачей являются профилактика, диагностика и лечение заболевания, а медицинские сестры концентрируют свое внимание на проблемах пациента, его отношении к вопросам здоровья и болезни, умении позаботиться о себе в интересах своего здоровья (Tucker S.M., Canobbio MM., 1996; Перфильева Г.И., 1997).

Важной проблемой для практического здравоохранения является также вопрос о необходимости формирования клинического мышления медицинских сестер. Последние являются не просто и не только помощниками врача, осуществляющим зависимые действия, а специалистами, выполняющими и независимые действия в рамках сестринского процесса. Она является не только манипулятором, работающим по указаниям врача, а медицинским работником, у которого расширились рамки самостоятельной деятельности. Медицинская сестра сегодня должна заниматься прогнозированием, связывая задачи диагностики и данные, полученные в ходе наблюдения, с задачами ухода за пациентом (Кузнецов В.П., 2004).

Чем выше уровень клинического мышления у медицинской сестры, тем лучше она сможет организовать сестринский процесс, тем более высоким будет качество ухода за пациентом и лучше результаты ухода за ним, тем более эффективными будут назначения и действия лечащего врача пациента. Известно, что выздоровление больного определяется не только назначениями врача-терапевта, профессионализмом хирурга, выполнившим операцию, но и последующим уходом за пациентом, осуществленным медицинской сестрой, душевным, психическим состоянием больного, его волей к жизни, стремлением к правильному образу жизни.

Ряд новых сестринских технологий уже внедряется в практическое здравоохранение, а не-

МЕДИЦИНА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана

которые находятся в стадии эксперимента и разработки. Это медико-социальная помощь ге-ронтологическим больным на дому, сестринская школа пациента, отделение сестринского ухода, «школа самоконтроля больного сахарным диабетом», «диабет-школы», «астма-шлолы», хосписы, стационарные отделения медико-социального ухода, реабилитация больных и т.д.

Таким образом, основные направления реформы сестринского дела связаны с развитием тех видов помощи и медицинских услуг, которые полностью и качественно может выполнить средний медицинский персонал (профилактическая работа, медико-социальная помощь, работа с семьей, ведение «школ пациента» и т.д.). Отдельные врачебные функции, в том числе по оказанию некоторых видов медицинской помощи, передаются среднему медицинскому персоналу, постепенно изменяется управление сестринским делом.

Требованием сегодняшнего дня является продолжение дальнейшего обучения всех медицинских работников для того, чтобы изменить психологию восприятия врачами и руководителями сестринских технологий и необходимости их внедрения в практическое здравоохранение (Аббясов И.Х., 2004).

Должны быть разработаны и оптимизированы в практическом здравоохранении сестринская документация по уходу и наблюдению за пациентом, критерии оценки качества работы среднего и младшего медицинского персонала, созданы учебно-методические центры по обучению медицинского персонала новой системе организации сестринского дела, внедрению инновационных технологий с учетом региональных особенностей.

Современные условия диктуют необходимость расширения сферы деятельности медицинских сестер, перед ними открывается все больше новых возможностей: от традиционного ухода за больными до руководства клиникой и участия в формировании политики здравоохранения (Мухина Л.И., 2004)

Нужно отметить, что в настоящее время в Кыргызской Республике осуществляется переход на принцип семейной медицины. Увеличение объема работы семейного врача и медсестры за счет взятия им на себя части медицинских услуг от врачей-специалистов, необходимость снижения внешних расходов (на госпитализацию, вызовы скорой помощи) за счет улучшения качества оказываемой на амбулаторном этапе помощи, развитие профилактического направления - все это возможно только при слаженной работе равноправных членов команды - врача и медицинской сестры. В этих условиях медицинская сестра не может оставаться просто помощницей врача и исполнительницей его назначений. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.

Формирование структуры управления по вертикали позволяет анализировать, планировать, организовывать и контролировать сестринскую деятельность в семейной практике.

Немаловажная роль отводится в проведении занятий с пациентами в форме «обучающих школ». В задачи медицинской сестры, ведущей школу, входит разъяснение в доступной форме причин и механизмов развития заболевания, риска возможных осложнений, принципов терапии и профилактики, обучение больных методам самоконтроля за состоянием, приемам оказания самопомощи. Темы для самостоятельно проводимых занятий определяет врач в рамках компетенции медицинской сестры. В основном это занятия, посвященные правилам соблюдения диеты, режи -ма дня, немедикаментозным способам лечения, фототерапии, обучению методам самоконтроля. В результате пересмотра контингента диспансерного наблюдения и выделения приоритетных направлений диспансеризации переданы следующие группы больных: с хроническими гастритами, хроническими, некалькулезными холециститами, хроническими латентными панкреатитами, хроническими необструктивными бронхитами, верифицированным диагнозом «нейроциркуляторная дистония» и др.

Медсестра в настоящее время должен рассмат-риватся не как исполнитель врачебных назначений, а как думающий, грамотный, профессиональный специалист, который берет на себя долю ответственности за состояние здоровья населения на участке, является полноправным членом команды семейной медицины и способен самостоятельно решать определенные медико-социальные проблемы в рамках своей компетенции.

В последнее время все более ясно вырисовывается еще один важный аспект самостоятельной работы медицинской сестры. В ее повседневную деятельность все больше проникают элементы менеджмента, что вызвано необходимостью принятия самостоятельных организационных, решений (Федосеева Л.С., КантемироваН.И., 2001).

Использование новых организационных форм работы сестринского персонала, когда квалифицированный уход осуществляется подготовленным; спе-. циалистому самостоятельно принимающим решения в рамках своей компетенции, отмечается не только клинико-экономический эффект, но и моральная удовлетворенность медицинских сестер в своей профессиональной деятельности; меняется отношение к медицинской сестре со стороны врачей, пациентов и их родственников. Такими новыми организационными формами являются введение новых должностей среднего медицинского персонала: медицинской: сестры-координатора, медицинской сестры-консультанта, персонала, отделений хирургии одного дня, мини-госпиталей; хосписов и т.д.

Медицинская сестра — координатор является

связующим звеном между медицинскими сестрами, лечащими врачами, социально-значимыми для пациентов лицами, также она обеспечивает связь отделения с различными службами больницы и целым рядом организаций и лиц вне больницы.

Медицинской сестре — координатору делегируют часть своих функций старшая медицинская сестра, палатные медицинские сестры, лечащие врачи, в меньшей мере — процедурная медицинская сестра и заведующий отделением, тем самым появляется возможность эффективно использовать значительные временные и кадровые ресурсы. По данным исследований Сопраненковой М.В., 2000, средний срок пребывания пациентов в стационаре при такой организации работы сестринского персонала снижается на 2,9 койко-дня, в то время как в аналогичных отделениях, не имеющем в штатном расписании должности медицинской сестры - координатора, — на 2,2, а в целом по больнице — на 0,7 койко-дня. Эти данные показывают, что на эффективность лечения влияют не только внедрение новых методов лечения, грамотная организация сестринского ухода, но и совершенствование работы медицинской сестры — координатора. Создание новых форм медицинских учреждений по типу "Мини-госпиталя" где оказывается стационарная медицинская помощь высокого качества в условиях повышенной комфортности с использованием медицинской техники и диагностической аппаратуры. Особенность заключается в том, что помимо врачебного проводится интенсивное сестринское наблюдение с ежедневным осмотром пациентов медицинской сестрой, ведением сестринской истории болезни, где представлены план ухода, обследования и решения проблем пациента (Накатис Я.А., Григорьева Р.Н., 2002).

В сферу обязанностей медицинских сестер хосписов и отделений паллиативной помощи входят не только ставшие привычными в представлениях о работе медицинских сестер и занимающие большую часть рабочего времени функции: кормление, санитарно-гигиеническое обслуживание пациента, выполнение назначений врача, ведение медицинской документации, раздача лекарств, а также такие функции ухода, как беседа, разъяснение, обучение пациента и членов его семьи, присутствие рядом с пациентом, когда ему это необходимо.

Произошедшая в специальности "сестринское дело" подмена понятия ухода за пациентом выполнением назначений абсолютно неприемлема в работе медицинских сестер хосписов и отделений паллиативной помощи, где работа оценивается не по степени сложности, быстроте, качеству выполненных манипуляций и отсутствию осложнений, а по степени выраженной пациентом удовлетворенности. Важно заметить изменения в настроении пациента, знать, какие проблемы его

волнуют, уметь поддержать.

Такой подход к организации и оценке работы медицинских сестер хосписов и отделений паллиативной помощи подразумевает не только тесное взаимодействие медицинских сестер с другими участниками команды, но и четкое планирование ухода за каждым конкретным пациентом. Это обеспечивает ведение сестринской истории болезни, позволяющей планировать действия и проводить мероприятия по преемственности ухо -да (Липтуга М.Е., Поляков И.В., Зеленская Т.М., 2001). Существует положительный опыт организации отделения хирургии одного(ОХОД) дня в ЦСМ и ЛПУ. В условиях ОХОД выполняются довольно сложные операции, такие, как лапароскопическая холицистэктомия, удаление варикозно-расширен-ных вен и т.д. Организация ОХОД предполагает качественные изменения при сохранении преимуществ амбулаторной помощи: меньшие расходы, сохранение социальных связей больного, отсутствие риска развития госпитальной инфекции. Все вопросы, связанные с формированием потоков больных, оформлением медицинской документации, подготовки больных к операционным вмешательствам, психологической поддержки до и после операции, выхаживание в послеоперационной палате, ведение истории болезни с записью медицинской информации по минутам или часам, определение критериев готовности к выписке и оформление выписных документов, решают медицинские сестры. Работа этого отделения показала его экономическую эффективность и полную состоятельность (Суслина Е.А., 2001).

Таким образом, роль и функции сестринского персонала в лечебном процессе нуждаются в переосмыслении, переработке. Медицинская сестра имеет реальную возможность расширить свои функции, работать автономно от врача, и предоставлять большему числу больных квалифицированную медицинскую помощь, что является и более экономически эффективным. Без изменения статуса медицинской сестры, изменение сферы ее профессиональной деятельности путем рационального перераспределения обязанностей между врачами и медицинскими сестрами невозможно удовлетворить потребности общества в качественной медицинской помощи.

Литература:

1. Аббясов, И.Х. Современные требования к образованию в период реформирования сестринского дела/И.Х. Аббясов // Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: Материалы II Всероссийского съезда средних медицинских работников. - М.:ГОУ ВУНМЦ, 2004. - С. 244-248.

2. Кузнецов, В.П. Некоторые проблемы преподавания теории сестринского дела в колледже и на факультете высшего сестринского образования /В.П. Кузнецов, Н.М. Хамошина, Т.Н. Исаева // Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: Материалы II

МЕДИЦИНА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Кыргызстана

Всероссийского съезда средних медицинских работников. -М.:ГОУ ВУНМЦ, 2004. - С. 329-332. Кушельман, А.Х. Новые формы организации медицинской помощи населению и работа врача общей / А.Х. Кушельман // Здравоохранение. - 2001. - №6. -С 21-34. Лапотников, В.А. Сестринская оценка проблем больного как методологический компонент повышения качества сестринской помощи / В.А. Лапотников, В.В. Самой-ленко, И.В. Поляков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2000. - №5. - С. 32-36.

Липтуга, М.Е. Организация работы медицинских сестер стационаров хосписов и отделений паллиативной помощи / М.Е. Липтуга, И.В.Поляков, Т.М. Зеленская // Главная медицинская сестра. - 2001. - №10. - С. 39-52. Накатис, Я.А., Григорьева Р.Н. Опыт создания и работы "Мини-госпиталя " по типу отделения сестринского ухода /Я.А. Накатис, Р.Н. Григорьева //Главная медицинская сестра. - 2002. - №1. - С. 19-28.

Сопина, З.Е. Повышенный уровень образования. Задачи и перспективы развития / З.Е. Сопина // Сборник докладов участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников на пленарных и секционных заседаниях. -М.:.ГОУ ВУНМЦ, 2004. - С. 248-254. Сопраненкова, М.В. Опыт работы медицинской сестры - координатора терапевтического отделения городской клинической больницы / М.В. Сопраненкова // Главная медицинская сестра. - 2000. - №4. - С. 37-56. Суслина, Е.А. Концепция развития сестринского дела в Самарской области /Е.А. Суслина //Главная медицинская сестра. - 2001. - №2. - С. 11-18.

10. Лапотников В.А. Сестринский уход: Пособие. / В.А. Лапотников, В.Н. Петров, А.Г. Захарчук. —Издательство: Диля, 2007. - 384 с.

11. Мухина, Л.И. Взаимодействие медицинского колледжа и лечебно-профилактических учреждений в процессе реформирования сестринского дела / Л. И. Мухина // Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: Материалы II Всероссийского съезда средних медицинских работников. - М.:ГОУ ВУНМЦ, 2004. - С. 344-348.

12. Перфильева, Г.И. Сестринский диагноз / Г.И. Перфильева //Медицинская помощь. - 1997. -№3. - С. 27-28.

13. Федосеева, Л.С., Кантемирова Н.И. Опыт работы медицинских сестер врача общей практики / Л.С. Федосеева, Н.И Кантемирова //Главная медицинская сестра. - 2001.

- №8. - С. 11-18.

14. Ishikawa K. What is Total Quality Control? I The Japanese Way. - London: Prentice Hall. - 1985. - 254 p.

15. Reaves R. The Law of Professional Licensing and Certification. Montgomery. Ala.-1993.-P. 160-170.

16. Lighter D.E. Continuous Quality Improvement —What every physician leader needs to know II Stahl M.J., Dean P.J. The Physician's Essential MBA. - Gaithers-burg: Aspen Publications. - 1999. - 250 p.

17. Neuhauser D. Heroes and Martyrs of Quality and Safety: Ernest Amory Cod-man MD. II Qual Saf Health Care. - 2002.

- Vol. 11. - P. 104-105.

18. Lun K. C, Watanabe R., Kaihara S. II Meth. Inform. Med. -1986. - Vol. 25. -P. 4-14.

19. Tucker S.M., Canobbio M.M. Patient Care Standards. St. Louis: Mosby. -1996.- 1014p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.