Научная статья на тему 'Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях перехода на ФГОС'

Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BASIC GENERAL EDUCATION / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / FINAL ATTESTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люлин Александр Анатольевич

В статье рассмотрены особенности обучения информатике в школе при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты. Приведены причины недостаточной подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации в современных условиях. Обращено внимание на несоответствие содержания учебников и учебных программ разделам контрольно-измерительных материалов ГИА. Выделены меры, направленные на совершенствование преподавания курса информатики и подготовки обучающихся по предмету. Рассмотрен опыт введения элективного курса по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люлин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки обучающихся к ГИА в условиях перехода на ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Люлин А.А. Email: [email protected]

Люлин Александр Анатольевич - магистрант, кафедра математики и информатики, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассмотрены особенности обучения информатике в школе при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты. Приведены причины недостаточной подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации в современных условиях. Обращено внимание на несоответствие содержания учебников и учебных программ разделам контрольно-измерительных материалов ГИА. Выделены меры, направленные на совершенствование преподавания курса информатики и подготовки обучающихся по предмету. Рассмотрен опыт введения элективного курса по информатике. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, основное общее образование, информатика, итоговая аттестация.

PECULIARITIES OF PREPARATION OF TRAINING TO SFC IN CONDITIONS OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS Lyulin AA.

Lyulin Alexander Anatolevich - Graduate Student, DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND INFORMATICS, PACIFIC NATIONAL UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: in the article features of training of computer science at school at transition to federal state educational standards are considered. The reasons for the insufficient preparation of students for passing the state final certification (SFC) in modern conditions are given. Attention is drawn to the discrepancy between the content of textbooks and curricula in the sections of SFC control and measuring materials. Measures aimed at improving the teaching of the course of informatics and the training of students on the subject are singled out. The experience of introducing an elective course in informatics is considered.

Keywords: federal state educational standard, basic general education, informatics, final attestation.

УДК 372.8

DOI: 10.20861/2304-2338-2018-121-001

Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика» [3]. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах на базовом и профильном уровне. Во многих образовательных учреждениях, в зависимости от конкретных условий, изучение курса информатики начинается с 5 класса за счет часов школьного учебного плана,

выстраивая непрерывный курс информатики в 5-9 классах и обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.

Особенностью ФГОС ООО являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Они формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики [3].

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты нацелены на развитие регулятивных и знаково -символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий прием решения задач [3].

Основной оценкой качества образования обучающихся сегодня, а также оценкой деятельности педагога является успешное прохождение государственной итоговой аттестации (ГИА).

ГИА представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

Анализ выполнения заданий государственной итоговой аттестации за последние несколько лет выявил основные недостатки в уровне образования обучающихся по информатике:

- недостаточная сформированность учебных умений, в том числе, понимание смысла задания, постановка которого выполнена через описание;

- слабая математическая подготовка обучающихся;

- недостаточные умения применять имеющиеся знания при выполнении заданий в измененной, и тем более в новой ситуации;

- нерациональное решение задач, требующих нестандартного подхода;

- неумение оценивать реальность полученных результатов.

Систематизируя контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации разных лет по тематике, можно выделить четыре основных раздела:

- информация и информационные процессы;

- алгоритмы и исполнители;

- основы логики;

- информационные технологии.

Однако, в ходе изучения обучающимися образовательных программ возникают проблемы. С одной стороны, это изменение требований к уровню подготовки, с другой, отставание совершенствования учебно-методической литературы.

Использование регламентированных действующих примерных программ, учебников и УМК периода 2010-2014 годов делает невозможным подготовку обучающихся в соответствие с требованиями ФГОС, а также к прохождению ГИА на достаточно высоком уровне, так как содержание учебников и учебных программ в некоторой степени не соответствует разделам контрольно-измерительных материалов. Переход на учебники и УМК (2016-2017 гг.), разработанные с учетом современных требований, ставит проблему преемственности и выпадения ряда рассматриваемых тем (основы логики, использование графов при решении задач, синтаксис и построение алгоритмов в языках программирования и т.д.).

Вариантом выхода из данной ситуации является пересмотр действующих учебных программ и введение в 9 классе элективных курсов за счет региональной

составляющей, в ходе которых могут быть рассмотрены недостающие темы, что, безусловно, позволит повысить средний бал по ГИА информатике, следовательно, и качество образования.

Исходя из анализа результатов ГИА за период 2013-2017 годов, личного опыта, опыта подготовки обучающихся к прохождению ГИА многих педагогов Хабаровского края рекомендуется применение ряда мер, направленных на совершенствование преподавания курса информатики и повышение уровня подготовки учащихся по предмету:

- определение причин низких результатов по выявленным разделам, темам учебной программы, анализ методических просчетов учителя, связанных с единообразием подходов к обучению и минимальной активностью учащихся, с отсутствием системы в формировании ключевых предметных компетенций, заменой системы достижения планируемых результатов «подготовкой к государственной итоговой аттестации»;

- планирование курса информатики с учетом его особенностей и выявленных проблем, обращение внимание на повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе;

- сосредоточение усилий на развитии аналитического, логического и системного мышления, на овладение умениями применять теоретические знания на практике, больше внимание уделить изучению теоретических законов и методов информатики;

- использование эффективных методик, помогающих повышать качество умений и навыков, формируемых в процессе изучения предмета;

- использование индивидуальных и дифференцированных подходов образовательного процесса в школе, понимаемых как совместная деятельность учителя и обучающихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и скорости обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся, уровень их способностей к учению, как способ повышения уровня усвоения всех компонентов содержания по информатике;

- обеспечение развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями стандартов с целью формирования умений применять свои знания в различных ситуациях;

- использование на уроках информатики заданий с применением устного счета и математического аппарата, которые существенно влияют на результаты выполнения экзаменационной работы.

В ходе реализации этих мер, в 2014-2015 годах для обучающихся 8 и 9 классов МКОУ СОШ с. Аян Аяно-Майского района Хабаровского края был разработан и включен в ученый план элективный курс «Информатика». Особое внимание в курсе было уделено рассмотрению ряда тем, не входящих в рабочую программу по предмету (основы логики, графы, массивы и т.д.). Результатом введения элективного курса в школе служит рост среднего балла учащихся при прохождении ГИА по информатике с 3,57 в 2014 году до 4,01 в 2017 году.

На сегодняшний день заметно меняется линейка учебников и учебно -методических комплектов по информатике, по которым можно достаточно хорошо подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий.

Для эффективной реализации современного взгляда на школьную информатику требуется разработать соответствующие учебно-методические материалы. То есть еще предстоит большая работа по совершенствованию методики обучения информатике в школе, которая позволит школьной информатике занять достойное место в системе общего образования, учитывая ее огромный потенциал.

Список литературы /References

1 Захарова Т.Б., Захаров А.С. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования // Наука и школа, 2015. № 5. С. 101-108.

2 Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование, 2014. № 10. С. 3-6.

3 Федеральные государственные стандарты основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/докумен ты/938/ (дата обращения: 28.12.2017).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ C ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ Носова Е.А. Email: [email protected]

Носова Елена Алексеевна - магистрант, Институт педагогики и психологии, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

Аннотация: статья посвящена проблеме организации проектной деятельности в урочной и неурочной деятельности с целью повышения качества исследовательских умений. Выполнение учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия. Раскрывается понятие «исследовательские умения», приводится характеристика уровня сформированности данных умений, определяющего умение учиться. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, а также применение проектной деятельности в учебной практике, как эффективного метода формирования исследовательских умений у младших школьников.

Ключевые слова: исследовательские умения, учебный проект, исследовательские умения, учебный проект, готовность проводить исследование, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN FOR THE IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF RESEARCH DECISIONS Nosova EA.

Nosova Elena Alexeyevna - Graduate Student, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, CHEREPOVETS STATE UNIVERSITY, CHEREPOVETS

Abstract: the article deals with the organization of project activities in the lessons and out of class activities to enhance quality research skills. The implementation of educational projects in primary school lays their basis of formation of educational activity, creates conditions for the manifestation of children's curiosity, cognitive activity, provides the opportunity to understand and evaluate their own thoughts and actions. Explores the concept of "research skills", provides a description of the level of these skills that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.