ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАРКЕТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Никишкин Валерий Викторович,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 [email protected]
Панасенко Светлана Викторовна,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 [email protected]
Твердохлебова Мария Дмитриевна,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36 [email protected]
В условиях экономической нестабильности будущие специалисты в области маркетинга должны обладать расширенным спектром профессиональных компетенций. В статье рассматривается важность и необходимость обновления образовательных стандартов третьего поколения, развитие компетентностного подхода с учетом особенностей подготовки бакалавров-маркетологов.
Ключевые слова: образовательный стандарт; маркетинг; подготовка бакалавров-маркетологов; профессиональные компетенции.
На сегодняшний день одной из важных проблем маркетингового образования работодатели называют его недостаточную связь с реальными процессами и проблемами,которые возникают в практике бизнеса. На Западе этот вопрос не стоит так остро из за того, что само образование жестко нацелено на практические задачи, а учебные планы составляются, как правило, при участии отраслевых ассоциаций, и многие предприниматели не только в конце карьеры, но и в ее активной фазе часто преподают и имеют возможность передавать свой опыт студентам. В России же они пока, за редкими исключениями, заняты только своим бизнесом.
Реформа высшей школы образовательной системы России на современном этапе направлена на формирование специалистов нового типа, которые должны обладать всеми необходимыми компетенциями для профессиональной деятельности, предусмотренными государственными стандартами. Это является необходимым условием конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда.
Специалисты в области маркетинга должны владеть самыми разносторонними компетенциями. То есть, кроме определенных навыков в области маркетинга, им необходимо обладать знаниями в области экономики, психологии, менеджмента и т. д. Отличитель-
ная особенность подготовки бакалавра по профилю маркетинг должна учитывать то, что его навыки должны быть применимы к любой отрасли, и ему необходимо обладать уникальной технологией работы с рынком. Вопросы, которые решают маркетологи, разнообразны: от разработки свойств товара, организации продаж, установления расходов на продвижение, до выбора шрифта для надписей на упаковке. Это — сочетание творческой, аналитической и технической работы, т. е. абсолютно разные множественные компетенции [1].
Исследование, проведенное в РЭУ им. Г.В. Плеханова при подготовке студентов-бакалавров по
«Практический маркетинг» № 1 (215). 2015
направлению «Менеджмент» по профилю «Маркетинг», показало, что особенности реализации ком-петентностного подхода в современных условиях предполагают необходимость учета следующих факторов при формировании компетенций: многофункциональность, надпредметность компетенций, субъективную связь компетенций с уровнем способностей обучаемых, отсроченность характера проявления компетенций, сложную динамикутребований со стороны работодателей к наполняемости компетенций. Следует также учитывать, что каждая компетенция маркетолога формируется не только изучением отдельных учебных дисциплин или в ходе прохождения практики, научно-исследовательской работы, а их совокупностью. Кроме того, вопросы практического контроля и мониторинга уровня освоения профессиональных компетенций в процессе перехода на стандарты третьего поколения до сих пор являются дискуссионными и не до конца проработанными.
Эти вопросы получили новый импульс осмысления в процессе активного обсуждения проектов обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+), находящихся на согласовании в Министерстве образования науки России и опубликованных на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения [2, 3]. В частности, анализ проекта ФГОС 3+ по направлению «Менеджмент» (используемого при подготовке маркетологов) показал, что проектируются значитель-
ные коррективы в обучении бакалавров. Так, по итогам освоения образовательной программы планируется присвоение квалификации «академический бакалавр» или квалификации «прикладной бакалавр». Эти квалификации в частности предусматривают различные формы обучения («прикладной бакалавр» — только в очной форме, «академический бакалавр» — в очной, очно-заочной или заочной форме). Различаются и планируемые области профессиональной деятельности. Для «академических бакалавров» и «прикладных бакалавров» это компании любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) и органы государственного и муниципального управления, а также структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело. Однако «академические бакалавры» рекомендуются для работы в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления, а «прикладные бакалавры» — в качестве исполнителей и координаторов по проведению организационно-технических мероприятий и администрированию реализации оперативных управленческих решений.
В проекте ФГОС 3+ сокращено и количество общекультурных компетенций (в старой версии ФГОС 3 их количество составляло 22 единицы, в новом проекте ФГОС 3+ их количество сократилось до 9). Особо значимые коррективы коснулись профессиональных компетенций. В предыдущей версии ФГОС было 49 профессиональных компетенций, в проекте ФГОС 3+ представлены общепрофессиональные компе-
тенции (7 единиц), профессиональные (15 единиц) и профессионально-прикладные компетенции (13 единиц). Первый вид компетенций проектируется к освоению и «академическими», и «прикладными» бакалаврами. Второй вид — к освоению «академическими», третий вид компетенций — к освоению «прикладными бакалаврами».
Можно сделать выводы, что формат «прикладного бакалавра» действительно более практико-ориентированный (эта нацеленность нашла отражение и в структуре образовательной программы). Так, согласно проекту ФГОС 3+ на учебную, производственную и преддипломную практики для «академических бакалавров» выделено 9—15 зачетных единиц, для «прикладных бакалавров» — 54—63). Как видим, это весьма существенная разница. Причем соотношение между освоением первого блока дисциплин обратное: для «академических бакалавров» — 219—222 зачетные единицы, а для «прикладных бакалавров» — 171—177 зачетных единиц. В то же время проект ФГОС 3+ по-прежнему придерживается принципа разделения первого блока дисциплин на обязательные дисциплины (например, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и др.) и дисциплины, которые определяются вузами самостоятельно, исходя из профиля программы. После согласования проектов в Министерстве образования и утверждения обновленных стандартов ФГОС 3+ предстоит большая работа по коррекции учебных планов, рабочих программ, учебно-методического обеспечения, повышения квалификации преподавательского состава по адаптации к новым образовательным реалиям.
Тел./факс редакции: (495) 365 0255
В. Никишкин, С. Панасенко, М. Твердохлебова. Особенности подготовки маркетологов в условиях перехода на новые .
До сих пор компетентностный подход к образованию пользовался поддержкой большинства представителей вузовского сообщества, однако в его адрес можно услышать и некоторую критику. Высказываются опасения, что качественный состав компетенций не всегда репрезентативен, что слишком мало внимания уделяется теоретическим знаниям, что довольно сложно зафиксировать набор компетенций, который бы соответствовал «требованиям современности», т. к. мы живем в неустойчивую эпоху и данные требования меняются чуть ли не с каждым годом. Предусмотреть все это и является задачей обновленного образовательного стандарта. Мы считаем, что для решения данных проблем и в дальнейшем целесообразно и модульное построение учебных планов (особенно в части цикла профилирующих дисциплин), разработка паспортов компетенций, картирование компетенций, применение рейтинговой системы оценки знаний (устных опросов, письменной и практической проверки, стандартизированного контроля в виде тестов), и использование возможностей интерактивных форм работы со студентами (тренингов, деловых игр, мозговых штурмов,
самооценки, взаимопроверки и др.), а также усиление сотрудничества с общественными объединениями работодателей и профессионалов (например, с Гильдией маркетологов), что поможет обучающимся не отставать от современных бизнес-реалий.
Очевидная необходимость подготовки высокопрофессиональных кадров подтверждается тем, что переходная экономика России все больше будет приобретать черты традиционной конкурентной экономики. И даже монопольные образования тоже начинают осознавать, что их положение не вечно. У нас пока еще очень часто многие вопросы решаются нерыночными методами, но время постепенно расставляет все на свои места, и мы приближаемся к использованию методов, принятых в цивилизованном мире [4]. Иногда кажется, что спрос на маркетологов упал. Однако анализ показывает, что спрос падает только на недостаточно квалифицированных маркетологов. В докризисное время спрос на маркетологов превышал предложение, и были востребованы даже посредственные работники, однако сейчас компаниям необходимы только настоящие, профессионально обученные специ-
алисты, умеющие предлагать долгосрочные стратегические концепции, и в то же время имеющие в своем арсенале широкий спектр маркетинговых инструментов. Именно на это и должны сделать ставку вузы, обучающие будущих маркетологов.
От эффективного внедрения новых образовательных стандартов во многом зависит результативность образовательного процесса и качество подготовки специалистов. Результаты работы могут стать основой для повышения качества обучения, конкурентоспособности высших учебных заведений, повышения места в рейтингах, востребованности выпускников со стороны работодателей [5]. Ориентация на рынок и оптимизация процесса подготовки специалистов на основе ключевого фактора знаний,интерактивности, инноваций, а также усовершенствованного компетентност-ного подхода действительно является залогом для интенсификации потенциала образовательной деятельности, развития связей с различными организациями, привлечения внимания к целевой подготовке специалистов и расширению сотрудничества в самых разных формах и видах.
ИСТОЧНИКИ
1. Никишкин В.В. Новые перспективы развития маркетинга // Практический маркетинг. № 9. 2011.
2. Проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+) // Электронный ресурс. Адрес доступа: http://kpfu.ru/umu/normativnoe-obespechenie/obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3.
3. Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://regulation.gov.ru/.
4. Сидорчук Р.Р. Роль малого бизнеса в инновационной модели развития экономики России. Маркетинг MBA // Маркетинговое управление предприятием. 2014. Т. 5. № 1.
5. ФедюнинД.В. Основные способы инновационного развития и оценка их влияния на уровень конкурентоспособности отечественных предприятий // Интеграл. 2008. № 5.
«npaKTMHecKMM MapKeTUHr» № 1 (215). 2015
Peculiarities of Marketing Training in New Conditions of Educational Standarts Transition Nikishkin Valeriy Viktorovich,
PhD., professor of marketing department, Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny per. 36, 117997, Moscow, Russia ([email protected])
Panasenko Svetlana Viktorovna,
PhD., professor of marketing department, Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny per. 36, 117997, Moscow, Russia ([email protected])
Tverdokhlebova Maria Dmitrievna,
PhD., associated professor of marketing department, Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny per. 36, 117997, Moscow, Russia ([email protected])
In economical instability future specialists in marketing have to possess expanded spectrum of professional competences. In the article are reviewed importance and necessity of 3g educational standarts renovation, elaboration of competence approach taking into account peculiarities of bachelors-marketers training.
Keywords: educational standart; marketing; bachelors-marketers training; professional competences. REFERENCES
1. Nikishkin, V.V. (2011) Novie prespektivy razvitiya marketinga [New prospects of marketing development]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], no. 9.
2. Updated Projects Federal state educational standards (FSES 3+). Available at: http://kpfu.ru/umu/normativnoe-obespechenie/obrazovatelnye-standarty/proekty-fgos-3.
3. A united portal for information about the development of the Federal bodies of Executive power projects of normative legal acts and their results public comment. Electronic resource. Available at: http://regulation.gov.ru/
4. Sidorchuk, R.R. (2014) Rol" malogo biznesa v innovatsionnoy modeli razvitiya ekonomiki Rossii. Marketing MBA [The Role of SMEs in the innovation model of economic development of Russia. Marketing MBA]. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem [Marketing management company], t. 5, no. 1.
5. Fedyunin, D.V. (2008) Osnovnie sposobi innovatsionnogo razvitiya i otsenka ikh vliyaniya na uroven" konkurentosposobnosti otechestvennikh predpriyatiy [Main ways of innovative development and evaluation of their impact on the competitiveness of domestic enterprises]. Integral, no. 5.
Tefl./$aKC pefla^MM: (495) 365 0255