УДК: 378
Никишкин Валерий Викторович
доктор экономических наук, профессор
кафедры маркетинга Российского
экономического университета
им. Г.В. Плеханова
Твердохлебова Мария Дмитриевна
кандидат экономических наук, доцент
кафедры маркетинга Российского
экономического университета
им. Г.В. Плеханова
Гонтар Екатерина Анатольевна
ведущий специалист учебно-научного
центра по переподготовке
и повышению квалификации работников
высшей школы ФДПО маркетинга
Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
katya_shibanova@mail .ru
Valery V. Nikishkin
Doctor of Economics, professor of chair
of marketing of G.V. Plekhanov Russian
Academy of Economics
Maria D. Tverdokhlebova
Candidate of Economic Sciences, associate
professor of marketing of marketing of G.V.
Plekhanov Russian Academy of Economics
Ekaterina A. Gontar
the leading expert of educational scientific
center on retraining and professional development
of employees of the higher school
of FDPO of marketing of G.V. Plekhanov
Russian Academy of Economics
katya_shibanova@mail .ru
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ЭФФЕКТИВНОМ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ROLE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN HIGH SCHOOL
IN THE EFFECTIVE COMPETENCE ACQUISITION
Аннотация. В статье рассматривается влияние и роль интерактивных методов обучения в овладении студентами профессиональными компетенциями. Подчеркивается важность внедрения в образовательный процесс методов деловых игр, кейс-стади, проектного моделирования и др., описывается процесс проведения заключительной рефлексии.
Ключевые слова: высшее образование, интерактивные методы обучения, профессиональные компетенции, образовательный стандарт.
Annotation. The article examines the impact and role of interactive teaching methods in students learningprofessional competence. Emphasised the importance of implementation in the educational process methods, business games, case studies, project modeling, and others, describes the process of conducting final reflection.
Keywords: higher education, interactive teaching methods, professional competences, educational standard.
При традиционной организации учебного процесса в высшей школе используется односторонняя форма коммуникации как основной способ передачи информации, суть которого заключается в трансляции преподавателем информации и последующей попытке её воспроизведения обучающимися. При этом основным источником обучения являются опыт и знания преподавателя, а обучающийся чаще всего находится в пассивной позиции. Односторонность может нарушаться лишь в случае возникновения вопросов у обучающихся, тогда возникает двухсторонняя коммуникация. Односторонняя форма коммуникации характерна и для семинарских занятий, меняется только субъект и объект воспроизведения информации.
Такая форма коммуникации оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности её получения иными способами, кроме как из рассказа преподавателя. В век информационных технологий чаще всего это не так. При этом американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу описана следующая закономерность: человек запоминает около 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - услышанного и увиденного; 80% -воспроизведенного самостоятельно; 90% - приобретенных в процессе деятельности знаний и навыков.
Особенно острым вопрос эффективности традиционной организации процесса обучения становится в рамках введения ФГОС поколения 3+, в основе которых лежит компетентностный подход построения учебных программ. Последний предусматривает иную роль студента в учебном процессе. Студент должен не просто уметь воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым принимать решения в реальных производственных ситуациях.
Наиболее эффективно компетенции формируются исключительно в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках обучающегося самостоятельно справиться с какими-то проблемами. Для реализации актуальных требований сегодняшней по-
литики в сфере образования должны быть разработаны новые методы обучения. Занятия целесообразно проводить с использованием интерактивных форм обучения, которые бы заставляли обучающихся самостоятельно находить пути и варианты решения поставленной учебной задачи с использованием ранее полученных знаний.
Одним из важнейших направлений совершенствования процесса подготовки обучающихся современных вузов является внедрение интерактивных форм обучения. Под интерактивным обучением понимают специальную форму организации познавательной деятельности, одной из основных задач которой является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс обучения.
В основе построения учебных занятий с использованием интерактивной модели обучения лежит использование ролевых игр, моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем. При этом исключается доминирование не только участников учебного процесса, но даже каких-либо идей. Обучающийся приобретает статус субъекта взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, генерирует собственные идеи и способы решения поставленных учебных задач.
Основанное на использовании интерактивных методов обучения учебное занятие должно быть организовано посредством совместной деятельности всех без исключения участников учебного процесса. При этом каждый вносит собственный вклад в достижение поставленной цели, в ходе занятия происходит обмен знаниями, навыками, идеями. Обучение, как правило, организуется в парах или группах, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с источниками информации. В основе интерактивных методов обучения лежат принципы активности, взаимодействия, опоры на групповой опыт, обязательной рефлексии. Необходимо создать среду образовательного общения, характеризующуюся открытостью, равенством идей и аргументов обучающихся, накоплением совместного знания посредством постоянного взаимодействия, возможностью получения независимой оценки и взаимного контроля. При этом активность обучающихся выходит на первый план по отношению к активности преподавателя, задачей которого становится создание благоприятных условий для успешного взаимодействия с целью обмена знаниями и совместного поиска решений поставленной проблемы.
Выделяют следующие основные интерактивные методы обучения:
• мозговой штурм;
• деловые и ролевые игры;
• case-study (анализ практических ситуаций);
• проектное моделирование;
• учебные групповые дискуссии, дебаты;
• тренинги;
• интерактивные экскурсии.
Интерактивные методы обучения не смогут полностью вытеснить лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала
и, что особенно важно, формируют навыки самостоятельной генерации идей, свободного обмена мнениями, навыки делового общения. Можно выделить следующие предполагаемые результаты использования интерактивных методов обучения:
• повышение эффективности освоения материала;
• развитие у обучающихся коммуникативных навыков, формирование эмоциональных контактов;
• формирование навыков планирования (способность прогнозировать изменения ситуации, развитие событий);
• развитие аналитического мышления, ответственного отношения к собственным решениям (умение делать обоснованные выводы; способность критически мыслить; умение самостоятельно решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций; умение нести ответственность за принятые решения).
Для достижения описанных результатов с использованием интерактивных методов обучения необходимо соблюдение следующих принципов проведения занятий:
• Занятие - совместная деятельность, а не монолог преподавателя.
• Суммарный опыт обучающихся больше опыта преподавателя.
• Все участники учебного процесса равны вне зависимости от возраста, опыта или социального статуса.
• Каждый участник учебного процесса имеет право на собственное мнение по поставленным вопросам.
• Подвергнуться критике может только идея, но не личность.
• Результаты занятия - информация к размышлению, а не универсальное руководство к действию.
Также каждому участнику интерактивной формы обучения следует соблюдать следующие примерные правила работы на занятиях:
• быть активным и открытым для взаимодействия;
• уважать мнение участников;
• быть пунктуальным, ответственным, придерживаться регламента;
• стремится найти верное решение поставленной задачи, быть креативным;
• уважать правила проведения учебного занятия.
Поскольку необходимым условием эффективности проведения занятий с использованием интерактивных форм обучения является высокий уровень взаимно направленной активности обучающихся и преподавателя, благоприятный социально-психологический климат, важной функцией преподавателя становится снятие, так называемых, эмоциональных зажимов. С этой целью используются следующие упражнения:
• «игры-ледоколы» (от англ. «ice-breaker») - короткие упражнения, которые используются при групповом взаимодействии для создания атмосферы доверия между участниками;
• «игры-разминки» - упражнения, использующиеся для снятия напряжения между участниками путем переключения на иную деятельность при появлении признаков потери внимания, усталости группы.
Заключительным этапом проведения учебных занятий с использованием интерактивных методов обучения является рефлексия. Данный этап следует начать с концентрации обучающихся на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытали в процессе занятия. Второй этап - оценочный, основанный на отношении участников к содержательному аспекту занятия, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия следует закончить общими выводами преподавателя, словами благодарности.
Выделим примерный перечень вопросов, которые целесообразно использовать для эффективного проведения рефлексии:
• Какие чувства вы использовали в процессе занятия и почему?
• Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?
• Что вам помогало в достижении поставленной цели, а что наоборот мешало?
• На чём основывалось принятое вами окончательное решение?
• Учитывали ли вы мнение других участников при совершении собственных действий?
• Как вы оцениваете собственные действия и действия других участников?
• Что бы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке учебных занятий с использованием интерактивных методов рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты:
• Возраст участников, их интересы, будущую специальность и сферу деятельности.
• Продолжительность занятия.
• Техническое оборудование.
• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе
ранее.
• Цель занятия, проблемы, которые предстоит решить.
• Последовательность основных вопросов, структурированность материала.
• Создание благоприятной социально-психологической атмосферы (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
• Адаптированные к особенностям аудитории раздаточные материалы.
• Использование графиков, иллюстраций, схем, других наглядных методов представления информации.
• Наличие практические примеров.
• Возможность реализации полученных знаний на практике.
Таким образом, использование интерактивных форм обучения в вузе позволяет обучающимся:
• приобрести опыт активного освоения профессиональных и общекультурных компетенций;
• освоить опыт профессионального взаимодействия с коллегами;
• развить навыки общения и взаимодействия в малой группе;
• подготовиться к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
• освоить нравственные нормы и правила совместной деятельности;
• сформировать навыки анализа и самоанализа полученных результатов и методов их достижения;
• развить способности разрешать конфликты путем нахождения компромисса;
• выработать нетривиальное отношение к организации учебного процесса;
• сформировать мотивацию к активному межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
Все эти навыки отражают современные тенденции и преобразования в системе высшего образования, связанные с переходом на двухуровневую систему обучения и реализацией компетентностно-ориентированного подхода, а внедрение интерактивных методов обучения является обязательным условием достижения осуществляемых преобразований.
Литература:
1. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации /Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. и др. М: Алъпина Паблишер, 2014. 278 с.
2. Сальникова О.А. Совершенствование профессиональной компетенции учителя. М: Флинта, МПСУ, 2014. 84 с.
3. Космин В.А. Основы научных исследований. М.: Инфра-М, 2014.
224 с.
4. В. Козлов, А. Кондаков Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2014. 79 с.
5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. -М.: Издательство Юрайт, 2013 г. 567 с.
Literature:
1. Capacity building of staff: Professional competence, leadership, communication andIvanov S., Buldogov D., Bircaninova E. and others - M.: Alpinapublisher, 2014. 278р.
2. Salnikova O. A. enhancement of the professional competence of teachers. -M: flint, MPCs, 2014. 84 р.
3. The cosmina Century A. Fundamentals of scientific research. M.: Infra-M, 2014. - 224 S.
4. Century Kozlov, A. Kondakov Fundamental core content of General education. M: Enlightenment, 2014. 79 р.
5. Shapovalenko I. C. developmental Psychology and developmental psychology. - M.: Publishing house yurayt, 2013 567р.