Научная статья на тему 'Особенности подготовки кадров для структур антитеррора'

Особенности подготовки кадров для структур антитеррора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / УМЕНИЕ / НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Б.А.

Одной из целей правоохранительных органов Азербайджанской Республики является подготовка высококвалифицированных специалистов для борьбы с преступностью. В настоящее время одной из главных задач образовательного учреждения становится формирование практических навыков офицеров, работающих в антитеррористических организациях. В статье подчеркивается необходимость проведения тренингов в правоохранительных органах Азербайджанской Республики для формирования практических навыков, эффективного выполнения военных заданий, обслуживания и продвижения профессиональных качеств у офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR ANTI-TERROR ORGANIZATIONS

The main purpose of the law enforcement agencies of Azerbaijan Republic is to prepare highly qualified specialists for fighting against criminality. Nowadays one of the main objectives of an educational institution is to develop practical activity officers of anti-terror organizations. It is necessary to conduct trainings at the law enforcement agencies of the Azerbaijan Republic for the formation of practical action, knowledge and skills, effective execution of military service assignments and promotion of professional qualities at the officers.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки кадров для структур антитеррора»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 343

Б.А. Алиев*

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СТРУКТУР АНТИТЕРРОРА

Одной из целей правоохранительных органов Азербайджанской Республики является подготовка высококвалифицированных специалистов для борьбы с преступностью. В настоящее время одной из главных задач образовательного учреждения становится формирование практических навыков офицеров, работающих в антитеррористических организациях. В статье подчеркивается необходимость проведения тренингов в правоохранительных органах Азербайджанской Республики для формирования практических навыков, эффективного выполнения военных заданий, обслуживания и продвижения профессиональных качеств у офицеров.

Ключевые слова: правоохранительные органы, борьба с преступностью, антитеррористические подразделения, оперативно-тактические учения, умение, навыки, практические действия.

В настоящее время приоритетным направлением совершенствования учебно-воспитательного процесса учреждений системы высшего образования, является усиление практической направленности обучения сотрудников антитеррористических подразделений. Для формирования умений и навыков сотрудников антитеррористических подразделений к практическим действиям, необходимых для грамотного выполнения служебно-боевых задач, а так же развития у обучающихся профессионально-деловых качеств целесообразно проведение оперативно-тактических учений.

Оперативно-тактические учения занимают важнейшее место в подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов и являются наиболее эффективной формой практического обучения, позволяющей закрепить теоретические знания при обработке типовых ситуаций и выполнении конкретных действий. Кроме того, на всех этапах проведения оперативно-тактических учений происходит формирование высоких моральных и психологических качеств, необходимых при решении задач в сложной, динамично меняющейся обстановке.

* © Алиев Б.А., 2016

Алиев Бахтияр Абдурахман оглы (phillaw@phill.ab.az), Институт философии и права Национальной академии наук Азербайджана, Л7 1143, Баку, Азербайджан, пр. Г. Джавида, 115.

Подготовка и проведение оперативно-тактических учений осуществляется в строгом соответствии с требованиями законов Азербайджанской Республики и подзаконных актов соответствующих министерств и ведомств (приказы, инструкции и т. п.) [8].

Данные учения являются комплексными, поскольку в ходе их проведения сотрудники антитеррористических подразделений, обладая определенными знаниями, навыками и умениями, полученными при изучении ряда дисциплин, решают комплекс типовых оперативно-служебных и служебно-боевых задач в рамках основных направлений оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.

Опыт ведущих образовательных учреждений правоохранительных органов (Академия полиции МВД, Академия Министерства национальной безопасности имени Гейдара Алиева, Академия МЧС Азербайджанской Республики и др.) показывает, что достижение высоких результатов в подготовке специалистов возможно только при грамотном междисциплинарном взаимодействии структур, участвующих в подготовке и проведении оперативно-тактических учений, а также качественном организационно-методическом и материально-техническом обеспечении.

Практические задания, решаемые в ходе учения, должны быть взаимосвязаны между собой, последовательно вытекать одно из другого. Грамотные действия при обработке одной ситуации должны закладывать фундамент для принятия правильного решения на выполнение следующего задания и наоборот. Практические задания, конкретные ситуации и вводные необходимо разрабатывать таким образом, чтобы в конечном итоге были достигнуты как основные цели оперативно-тактических учений, так и цели, стоящие перед каждой задействованной структурой.

Оперативно-тактические учения проводятся в целях:

а) усиления практической направленности обучения сотрудников правоохранительных органов;

б) определения качества подготовки сотрудников антитеррористических структур.

Оперативно-тактические учения имеют широкий спектр задач и зависят от участвующих антитеррористических структур. Однако их основные задачи остаются неизменными:

— выработка и совершенствование умений и навыков сотрудников антитеррористических структур при выполнения ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях, максимально приближенных к реальным;

— выработка и совершенствование навыков руководителей в управлении подчиненными подразделениями;

— выработка у сотрудников антитеррористических подразделений высоких морально-волевых качеств, психологической устойчивости, инициативы и самостоятельности, находчивости при выполнении задач в различных террогенных условиях;

— внесение изменений и дополнений в учебные программы специальных образовательных учреждений правоохранительных органов (МВД, МНБ, МЧС Азербайджанской Республики) с учетом итогов проведения учений.

Основной метод обучения в оперативно-тактическом учении — это практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях максимально приближенных к реальной оперативно-служебной деятельности. Цели оперативно-тактического учения могут быть достигнуты лишь в том случае, когда при организации и проведении учений соблюдаются определенные требования. Сложность выполняемых правоохранительными органами повседневных оперативно-служебных и служебно-боевых задач требует от сотрудников антитеррористических структур проявления высоких морально-волевых качеств, отличной психологической и физической подготовленности, высокого профессионального умения выполнять служебные задачи в экстремальных условиях [6, с. 4].

Исходя из этого к основным требованиям, предъявляемым к оперативно-тактическим учениям, относятся:

— воспитание на учениях личного состава, подготовка его в духовном, профессиональном и физическом отношении к выполнению поставленных задач;

— умелое применение на учениях основного принципа обучения — учить сотрудников антитеррористических структур тому, что необходимо для выполнения служебных задач в различных условиях, создавая обстановку, максимально приближенную к реальной;

— обеспечение постоянной готовности обучаемых к выполнению реальных оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

— соблюдение принципа наглядности в обучении.

При подготовке учений необходимо вызвать у обучаемых интерес к ним, в ходе учений этот интерес поддерживать, так как он является важным условием формирования профессионального мастерства, воспитания инициативы и решительности.

Особое место при подготовке оперативно-тактического учения отводится разработке тактического замысла. Он должен соответствовать характеру выполняемых антитеррористическими подразделениями задач, обеспечивать создание сложной и поучительной криминогенной обстановки, острых ситуаций, требующих глубокого анализа и творческого подхода сотрудников к принятию решений, и обеспечивать полную отработку учебных целей и вопросов.

В процессе разработки тактического замысла определяется продолжительность каждого этапа и учения в целом. При определении этапов учения особое внимание уделяется их формулированию и определению содержания учебных вопросов, которые должны логически вытекать из содержания тактического замысла и отражать его. В этапах учения и учебных вопросах необходимо последовательно раскрывать содержание темы и его замысел. Деление учения на этапы позволяет руководителю обеспечить последовательную и целеустремленную отработку поставленных учебных вопросов.

Оперативно-тактические учения целесообразно проводить в 4 этапа:

1-й этап — формирование из числа сотрудников учебного оперативного штаба и разработка плана профилактических мероприятий по условиям общей и частной обстановки, а также с учетом справочных данных (оперативно-розыскные и разведывательные мероприятия, мероприятия по линии полиции, инженерное, морально-психологическое, тыловое, техническое и медицинское обеспечение);

2-й этап — выработка решения на проведение специальной операции по замыслу, разработанному штабом по организации и проведению оперативно-тактического учения;

3-й этап — непосредственное проведение специальной операции (силовых действий) с целью пресечения террористической акции и нормализации оперативной обстановки на обслуживаемой территории в возникших (по условиям оперативно-тактического учения) особых условиях;

4-й этап — оформление отчетных документов специальной операции (журнал боевых действий, решение, боевой приказ, распоряжения, схемы и др.), а также всего этапа оперативно-тактического учения (подготовка фото- и видеоматериалов, отчетной справки) [2, с. 73—75].

Разработка оперативно-тактического учения включает разработку замысла, оперативного задания и плана-календаря его подготовки и проведения, также может быть предусмотрен и план наращивания обстановки.

Отработка учебных вопросов начинается с объявления руководителем оперативного времени. После этого между сотрудниками распределяются игровые роли должностных лиц учебного оперативного штаба (групп оперативно-служебного применения).

В зависимости от содержания учебных вопросов оперативно-тактическое учение может начинаться с оценки обстановки, докладов принятых решений, отдачи распоряжений (доведение боевого приказа). По ним заслушиваются два-три обучаемых (сотрудники в роли должностных лиц оперативного штаба или старших групп оперативно-служебного применения), проводится обсуждение докладов. После этого руководитель (посредник) указывает на недостатки, причины их допущения и меры по их устранению. При отработке вопросов в составе групп оперативно-служебного применения руководителем (посредником) могут оцениваться: действия старшего группы; занятие группой исходного рубежа (позиции); осуществление силовых действий и так далее. При необходимости руководитель (посредник) предлагает наиболее целесообразный вариант отработки вводных задач [1].

При проведении 3-го этапа оперативно-тактического учения из курсантов и слушателей, ранее выполнявших обязанности членов учебных оперативных штабов, формируются группы оперативно-служебного применения, которые действуют в соответствии с ранее принятыми ими же решениями. В процессе проведения данного этапа целесообразно дополнять оперативную обстановку вспомогательных вводными, которые заранее неизвестны условным должностным лицам оперативного штаба и старшим групп оперативно-служебного применения. Это позволит проявлять инициативу и изобретательность при выполнении заданий, уходить от шаблонных вариантов решений. Непосредственное проведение специальной операции осуществляется в соответствии с приказами и иными нормативными документами правоохранительных органов и других взаимодействующих органов.

В рамках 4-го этапа оперативно-тактического учения отрабатываются вопросы подготовки отчетных документов (планы, решения, схемы и др.). Отчетные документы оформляются в соответствии с требованиями нормативных документов правоохранительных органов, регламентирующих деятельность антитеррористических подразделений в террогенных условиях, и передаются для оценки в штаб оперативно-тактического учения.

Решение о проведении специальной операции и другие отчетные документы по условиям оперативно-тактического учения разрабатываются оперативным штабом в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов. Качество их разработки оценивается штабом учений [3].

При поведении оперативно-тактических учений большое значение имеют разъяснение сотрудникам значения воспитания в себе высоких морально-волевых и профессиональных качеств, высокая дисциплинированность всего личного состава. Невозможно достичь высоких результатов в воспитании и обучении сотрудников без высокой и постоянной требовательности.

Особое место в этих учениях принадлежит подведению итогов в оценке действий каждого обучаемого. На разборе оперативно-тактического учения анализируются действия каждого сотрудника, указываются причины допущенных недостатков и просчетов, а также наиболее правильные решения и действия отдельных сотрудников, игровых коллективов. Актуальность приобретает введение и соблюдение единого порядка выставления оценок обучаемым.

В соответствии с основным предназначением данной формы профессиональной подготовки каждому сотруднику предоставляется возможность самостоятельного решения типовых оперативно-служебных заданий в обстановке, максимально приближенной к реальной, в том числе в условиях осложнения террогенной обстановки и противодействия террористических структур [5, с. 234—235].

В основу практического обучения учебно-игровых оперативных штабов должны быть заложены элементы командно-штабных учений и штабных тренировок.

Опыт автора в проведения оперативно-тактического учения в Академии полиции МВД Азербайджанской Республики и Академии МНБ Азербайджанской Республики им. Гейдара Алиева подтвердил тот факт, что для большинства сотрудников эти учения стали действенным стимулом развития межпредметной интеграции учебно-воспитательного процесса для решения одной из основных задач — усиления практической направленности обучения. Учения являются решающим этапом системного закрепления и проверки профессионального значимых качеств, знаний, умений и навыков сотрудников антитеррористических подразделений.

Библиографический список

1. Xususi teyinatli qrup / tagim / boluk / tabur komandirinin el kitabi. Azerbaycan Respublikasi DiN, Daxili Qo§unlar Komandanligi Qala tedris mekteb komandanligi. Baki: Nerbi ne§riyyat, 2000. 265 s.

2. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. 149 с.

3. Салимов К.Н., Алиев Б.А. Методика расследования террористических преступлений: учебно-прак. пособие. Баку: Ганун, 2003. 536 с.

4. Алиев Б.А. Переговорный процесс как важный этап в специальный операциях по борьбе с терроризмом // Mehkeme ekspertizasi, kriminalistika ve kriminologiyanin aktual meseleleri (elmi eserler mecmuesi № 53). Azerbaycan Respublikasi Qdliyye Nazirliyi MEM, 2011. С. 55—59.

5. Алиев Б.А. Криминалистическое обеспечение антитеррористической деятельности правоохранительных органов и спецслужб: монография. Баку: Ганун, 2010. 336 с.

6. Aliyev B.A. Historical method of fight against terrorizm. International symposium dedicated to Grigol Robakidzes 130 th anniversary // Criminological aspects of fight against criminality, Abstracts. Tbilisi, 2010.

7. Тактические особенности проведения контртеррористических мероприятий на объектах жизнеобеспечения и повышенной опасности // Mehkeme ekspertizasi, kriminalistika ve kriminologiyanin aktual meseleleri2. Elmi eserler mecmuesi. № 46. Azerbaycan: ETMEK ve KPi, 2007. С. 167-169.

8. Qliyev В.Э. Terrorfuluga qar§i mubarizenin mili ve beynelxalq huquqi esaslari (normativ senedler toplusu). Baki: Qanun ne§riyyati, 2011. 320 с.

References

1. Khtssusi tiaiinatly grupp / ta'ym / biultsk / tabur komandirinin ial kitaby. Aziarbai"an Respublikasy DIN, Dakhili Goshunlar Komandanly'y Gala tiadris miaktiab komandanly'y [Xusu-si teyinatli qrupp / tagim / boluk / tabur komandirinin el kitabi. Azerbaycan Respublikasi DiN, Daxili Qo§unlar Komandanligi Qala tedris mekteb komandanligi]. Baki, Nerbi ne§riyyat, 2000, 265 s. [in Azerbaijan].

2. Sovershenstvovanie fizicheskoi, ognevoi i taktiko-spetsial'noi podgotovki sotrudnikov pravookhranitel 'nykh organov. Sbornik materialov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii., v2-kh chastiakh [Improvement of physical, fire and tactical and special training of law enforcement personnel. Collection of materials of All-Russian research and practice conference, in 2 parts]. Orel: OrluI MVD Rossii, 2010, 149 p. [in Russian].

3. Salimov K.N., Aliev B.A. Metodika rassledovaniia terroristicheskikh prestuplenii. Uchebno-prak. posobie [Methods of investigation of terroristic crimes. Workbook]. Baku: izd-vo «Ganun», 2003, 536 p. [in Russian].

4. Aliev B.A. Peregovornyi protsess kak vazhnyi etap v spetsial'nykh operatsiiakh po bor'be s terrorizmom [Negotiation process as an important stage in special operations connected with antiterror]. Mehkeme ekspertizasi, kriminalistika ve kriminologiyanin aktual meseleleri (elmi eserler mecmuesi № 53). Azerbaycan Respublikasi Qdliyye Nazirliyi MEM, 2011. P. 55-59 [in Azerbaijan].

5. Aliev B.A. Kriminalisticheskoe obespechenie antiterroristicheskoi deiatel'nosti pravookhranitel'nykh organov i spetssluzhb. Monografiia [Criminalistic securing of antiterrorism of law-enforcement agencies and secret services. Monograph]. Baku: Ganun, 2010, 336 p. [in Russian]

6. Aliyev B.A. Historical method of fight against terrorizm. International symposium dedicated to Grigol Robakidzes 130th anniversary. Criminological aspects of fight against criminality, Abstracts. Tbilisi, 2010, p. 4 [in English].

7. Takticheskie osobennosti provedeniia kontrterroristicheskikh meropriiatii na ob"ektakh zhizneobespecheniia i povyshennoi opasnosti [Tactical peculiarities of carrying out counter-terror measures on site of life necessities and higher risk]. In: Miashchkiamia ekspertizasy, kriminalistika via kriminoloeiianyn aktual miasialialiaril. Elmi iasiarliar mia"muiasi, №°46, Aziar-bai"an ETMEK via KPI [Mehkeme ekspertizasi, kriminalistika ve kriminologiyanm aktual meseleleri2. Elmi eser-ler mecmuesi, № 46, Azerbaycan ETMEK ve KPi], 2007, pp. 167—169 [in Russian].

8. Yaliyev B.Ya. Terrorchulu'a garshy mtsbarizianin mili via beinialkhalg shchtsgugi iasaslary (normativ sianiadliar toplusu [Terrorfuluga qar§i mubarizenin mili ve beynelxalq huquqi esaslari (normativ senedler toplusu)]. Baku: Ganun, 2011, 320 p. [in Azerbaijan].

B.A. Aliev *

SPECIAL ASPECTS OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR ANTI-TERROR

ORGANIZATIONS

The main purpose of the law enforcement agencies of Azerbaijan Republic is to prepare highly qualified specialists for fighting against criminality. Nowadays one of the main objectives of an educational institution is to develop practical activity officers of anti-terror organizations. It is necessary to conduct trainings at the law enforcement agencies of the Azerbaijan Republic for the formation of practical action, knowledge and skills, effective execution of military service assignments and promotion of professional qualities at the officers.

Key words: law enforcement agencies, struggle against criminality, counter-terror units, battle exercise, skills, habits, practical activity.

* Aliev Bakhtiyar Abdurokhman ogly (phillaw@phill.ab.az), Institute of Philosophy and Law of the National Academy of Sciences of the Republic of Azerbaijan, 115, G. Dzhavid Avenue, Baku, AZ 1143, Republic of Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.