Научная статья на тему 'Особенности подготовки кадров для сферы производства продукции животноводства в современных условиях'

Особенности подготовки кадров для сферы производства продукции животноводства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Зенина Н. В.

Проведен анализ современного состояния отрасли животноводства, обеспеченности предприятий АПК кадрами. Приведены необходимые меры для повышения качества подготовки специалистов и закрепляемости выпускников вузов в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки кадров для сферы производства продукции животноводства в современных условиях»

____________ЗООТЕХНИЯ И ВЕТЕРИНАРИЯ_____________________________________

УДК 331.52:658.36:637

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

PERSONNEL TRAINING FEATURES FOR ANIMAL INDUSTRIES PRODUCTION SPHERE IN MODERN CONDITIONS

H. В. Зенина, ассистент

ФГОУВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

N. V. Zenina

Volgograd state agricultural academy

Проведен анализ современного состояния отрасли животноводства, обеспеченности предприятий АПК кадрами. Приведены необходимые меры для повышения качества подготовки специалистов и закрепляемое™ выпускников вузов в сельскохозяйственном производстве.

Animal industries branch current state, agrarian and industrial complex enterprises security analysis was carried out by workers. Necessary measures for workers’ preparation quality improvement and higher educational institution in agricultural manufacture graduates finding work are given here.

Ключевые слова: аграрная политика государства, научное и кадровое обеспечение, научные исследования, высококвалифицированные кадры.

Keywords: state agrarian policy, scientific and people ware, scientific researches, highly-skilled personnel.

В сельскохозяйственном производстве животноводство является одной из важнейших отраслей, которая поставляет населению биологически полноценные, незаменимые продукты питания: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйцо, а также снабжает необходимым сырьем пищевую, текстильную, кожевенно-обувную и другие отрасли перерабатывающей промышленности.

Обеспечение населения страны животноводческой продукцией высокого качества является приоритетной народно-хозяйственной задачей. Для ее решения необходимо задействовать все генетические ресурсы животных как отечественного, так и импортного происхождения. В последние годы повсеместно расширяется использование высокопродуктивных пород, совершенствуются системы кормления и содержания животных, формы организации и технологии производства говядины. В современных условиях Россия располагает огромными возможностями

для наращивания объемов производства высококачественной животноводческой продукции [1].

В настоящее время, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в агропромышленном комплексе, ситуация на продовольственном рынке улучшается медленно. Велики объемы импортных поставок основных видов продовольствия, снижаются закупочные цены на зерно, молоко, мясные продукты, сокращается поголовье скота, уменьшаются производство и реализация продуктов животноводства.

Аграрная политика государства в отрасли животноводства ориентирует российских производителей и потребителей животноводческой продукции на высокие наукоемкие технологии и отечественные экологически чистые продукты питания. Россия способна заявить о себе не только как крупный покупатель, но и как перспективный экспортер молока и молочных продуктов. Причем государство, обладая ресурсными возможностями экстенсивного пастбищного скотоводства и значительного сокращения использования минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов в растениеводстве, может удовлетворить новый развивающийся сегмент мирового продовольственного рынка «натурализованных» продуктов, не предусматривающих при производстве применение генно-инженерных технологий.

Среди основных стратегических задач, которые необходимо решить для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, следует отметить модернизацию отрасли, оснащение производства новой техникой, внедрение новых технологий. Реализация планов по модернизации отрасли должна сопровождаться научным и кадровым обеспечением.

Подготовка зооинженеров ведется в 51 вузе с ежегодным выпуском около 5 тыс. человек. Выпускники зооинженерных факультетов работают главными специалистами на животноводческих комплексах, птицефабриках, племхозах, племзаводах и животноводческих фермах сельскохозяйственных предприятий. К сожалению, значительные объемы подготовки специалистов не решают проблему обеспечения предприятий квалифицированными кадрами. За последние два года в хозяйствах численность молодых специалистов до тридцатилетнего возраста уменьшилась с 54 до 51 тыс. человек, за это же время общее количество специалистов в хозяйствах уменьшилось на 32,3 тыс. человек. Ухудшается качественный состав руководящих кадров и специалистов. Только 35 % должностей инженеров занимают специалисты с высшим образо-

ванием. Укомплектованность животноводческих ферм и комплексов главными зоотехниками составляет около 60 %.

Уровень развития животноводческой отрасли в значительной мере зависит от ее кадровой обеспеченности, качества подготовки специалистов и состояния инженерно-технической базы в животноводстве. Выпускники инженерных факультетов должны обладать хорошими знаниями техники и технологии производства продукции животноводства, правил эксплуатации и монтажа оборудования, методов ремонта и технического обслуживания машин. Для успешной разработки и внедрения инновационных проектов инженеры должны уметь пользоваться современными информационными ресурсами, компьютерной техникой и выполнять расчеты с помощью компьютерных программ.

Важной проблемой является кормопроизводство и нормированное кормление животных, применение многофункционального оборудования для подготовки и выдачи многокомпонентных полнорационных кормо-смесей с электронным взвешиванием ингредиентов, что значительно улучшает поедаемость кормов, повышает продуктивность животных.

Владение специалистами новыми технологиями и системами машин в животноводстве позволит более эффективно вести производство, осуществить техническое и технологическое перевооружение отрасли и производить конкурентоспособную продукцию.

Поэтому в магистерских программах предусмотрено изучение перспективных автоматизированных комбикормовых цехов, технологий и технических средств для возделывания трав и их заготовки на корм, плющения зерна, консервирования грубых кормов, а также методы качественного технического обслуживания, ремонта машин и технологического оборудования, применяемого для обслуживания животных.

Учитывая большое разнообразие ферм, важной инженерной задачей является разработка и создание автоматизированных линий блочно-модульного типа для приготовления и раздачи кормов с применением мобильных кормораздатчиков и дозаторов с программным управлением миксеров, комплектов оборудования для содержания животных, обеспечения микроклимата, удаления и переработки навоза, автоматизации процессов производства с применением компьютерной техники.

Требуются новые инженерные решения в птицеводстве. Выпускники зооинженерных факультетов должны быть знакомы с работой инкубаторов, поэтому важно обеспечить бесперебойную и точную работу автоматических систем для сбора яиц, укладки их на лотки и транспор-

тировки, установки лотков в шкафы и перемещения лотков, приема и сортировки цыплят.

Ученые вузов проводят исследования по актуальным проблемам механизации и автоматизации животноводства. Важно, чтобы в эти научные исследования вовлекались студенты - будущие инженеры, которым предстоит внедрять новые машины и технологии в производство.

Как обеспечить качество подготовки инженеров и улучшить их закрепляемость на производстве?

Прежде всего, качество определяется тем, кто пришел учиться в вуз, какова его подготовка к обучению, насколько велики его мотивы к обучению, насколько он готов в будущем пойти работать на производство. Для обеспечения качественного приема ведется широкая профориентационная работа в сельских школах, организуются подготовительные курсы, совместно с администрациями областей формируется целевой прием. Планируется открытие сельских лицеев, где учащиеся будут изучать устройство и эксплуатацию сельскохозяйственной техники.

Качество приема в вуз тесно переплетается с проблемой закрепляемое™ кадров. По данным региональных органов управления АПК, в последние годы в хозяйствах остаются работать не более 20 % выпускников вузов. Продолжают оставаться высокими текучесть рабочих кадров и сменяемость руководителей предприятий (в целом по России сменяемость составляет около 20 %).

Как известно, Россия в 2003 г. присоединилась к Болонскому процессу, который предусматривает создание единого Европейского образовательного пространства. Одним из основных принципов Декларации является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, который потребовал перестройки учебного процесса. Несомненно, открытие в сельскохозяйственной академии магистратуры приведет к росту квалификации профессорско-преподавательского состава, поскольку участие в обучении магистров требует значительно более высокого уровня профессиональной подготовки самих преподавателей. Это связано и с участием в научных исследованиях, в которые вовлекаются магистры, и с необходимостью серьезного наполнения учебных планов подготовки магистров наукоемкими дисциплинами, отражающими последние достижения быстро развивающейся науки и техники.

Основная цель работы вуза - обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами. Для повышения качества подготовки специа-

листов и закрепляемости выпускников вузов в сельскохозяйственном производстве необходимо:

• тесное взаимодействие с органами управления АПК, предприятиями агропромышленного комплекса, становление и развитие договорной системы отношений с заказчиками кадров, установление долговременных прямых связей с определением конкретных мер ответственности вуза за качество обучения и участия заказчика в укреплении учебно-материальной базы подготовки;

• целевая подготовка специалистов для конкретных предприятий с определенными требованиями к их компетенции;

• прием сельской молодежи для реализации программы целевой контрактной подготовки;

• создание в вузах центров по трудоустройству выпускников;

• приведение в соответствие программ подготовки инженеров современным потребностям агропромышленных предприятий различной организационно-правовой формы, особенно крупных агропромышленных объединений;

• создание и совершенствование системы контроля качества подготовки специалистов в вузах с участием работодателей;

• совершенствование лабораторной, научной и материально-технической базы вузов;

• существенное улучшение практического обучения студентов, используя для этого базу передовых предприятий и потребителей 300-инженерных кадров;

• создание системы мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах для АПК;

• повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава и принятия мер по росту престижа работы преподавателя.

Агропромышленному комплексу страны необходимы специалисты, готовые работать в условиях жесткой конкуренции продукции на отечественном и мировом рынке. Они должны владеть необходимыми не только инженерными знаниями, но и знаниями в области экономики и менеджмента и быть способными доводить разработки до реализации.

Библиографический список

1. Коломейцева, A.C. Эффективность производства говядины за счет выращивания на мясо молодняка русской комолой породы / A.C. Коломейцева, А.И. Сивков // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2010. -№1 (17).-С. 87-91.

E-mail: zenina.76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.