Научная статья на тему 'Особенности подготовки и реализации участия ансамбля народной песни в выездных фестивалях-конкурсах'

Особенности подготовки и реализации участия ансамбля народной песни в выездных фестивалях-конкурсах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование взрослых / народная песня / народный коллектив / фестиваль-конкурс / complementary adult education / folk song / folk group / festival / contest.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Новоселов

Одной из важнейших задач творческой деятельности ансамбля народной песни является систематическое участие в фестивалях-конкурсах различного уровня. Для решения этой задачи руководитель коллектива должен обладать определенными компетенциями. Так, чтобы принять участие в состязании с другими творческими объединениями, необходимо провести огромную работу, начиная с подготовительного этапа, который включает в себя постановку руководителем задачи участия в фестивале-конкурсе, изучение информационного письма о фестивале-конкурсе, обращение к спонсору, проведение общего собрания участников будущей поездки, оформление конкурсных документов и их пересылку по электронной почте в оргкомитет мероприятия, творческую репетиционную работу по подготовке конкурсной программы и др. Этап реализации включает представление программы на суд жюри и участников конкурса. Целью настоящей статьи является обобщение опыта и анализ собственных наблюдений за творческой жизнью взрослого коллектива, ансамбля народной песни «Золотые купола», осуществляющего свою деятельность на базе Медвежье-Озерского сельского дома культуры Московской области. Автором предложены методические рекомендации для молодых руководителей народных ансамблей по сопровождению участия коллектива в фестивалях-конкурсах, что выступает в качестве элемента новизны данной работы. Рекомендации помогут молодому руководителю коллектива избежать ошибок и минимизировать риск неуспешного участия взрослого коллектива в конкурсах как на своей площадке, так и в выездных проектах, сделав участие в фестивале-конкурсе для его участников социально-значимым и запоминающимся на долгие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF TRAINING AND PARTICIPATION OF A FOLK SONG ENSEMBLE IN CONTEST EVENTS IN NOT NATIVE TOWNS

One of the most important creative tasks for a folk song ensemble is a systematic participation in festivals and competitions on various levels. In order to conduct these activities director of such an ensemble should have certain competences. Therefore, taking part in the competition with other teams and ensembles requires a great amount of workload to be done. The ensemble director must commence the preparation with setting a goal, namely to participate in a festival or a contest, and studying an information letter about the event. After that, it is necessary to address the sponsors and organize a general meeting with all the participants. Besides the paperwork and application processing, it is necessary to organize and conduct the rehearsal work and the performance program. Implementation of stage includes the presentation of the program to the jury and other participants. The research paper is aimed to summarize the experience and to analyze our own observations of the creative processes in the adult folk song ensemble “Zolotye kupola”, which works on the base of a cultural center of Medvezhje Ozera Village, Moscow Region. The author provides innovative methodological recommendations for young leaders and directors working with folk ensembles on supporting of a festival and contest activity of the group. These recommendations will help the unexperienced workers to avoid mistakes and minimize the risks of unsuccessful performances both in the local and side projects, making participation in such events for the ensemble members socially significant and memorable for many years.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки и реализации участия ансамбля народной песни в выездных фестивалях-конкурсах»

их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [9]. Педагогическое пространство рассматривается через такие понятия, как форма, система, среда. При этом можно выделить территориальный аспект, который можно рассматривать в качестве формы, характеризующийся размещением материальных объектов; аспект целостной сопряжённости элементов, под которым понимаются субъекты педагогического процесса, средовой аспект, раскрывающийся через взаимодействие микросред, обеспечивающих педагогическое взаимодействие [10]. Важно, чтобы у ребенка было и «пространство подвижности». Безусловно, размеры групповых комнат позволяют применять игры малой физической активности в помещении, но даже такие ограничения не являются препятствием для использования двигатель-но-дидактических игр, к примеру, на координацию действий. При этом важно контролировать безопасность поведения детей. Участок детского сада позволяет проводить утренние пробежки по периметру, организовывать туристские слеты, зарницы. Данные формы оздоровительно-патриотической работы вызывают детский интерес, стимулируют к выполнению заданий, развивая скоростные, силовые способности, точность выполнения, что, с одной стороны, определяется уровнем развития познавательных процессов и, с другой, влияет на их развитие. Пространство взаимодействия расширяется организацией секций, кружков.

Пространство взаимодействия двигательно-дидактической игры - это среда игрового взаимодействия ребенка с самим собой, с другими детьми, детей и воспитателя при решении мыслительной и двигательной задачи, достижения

Библиографический список

результата интегрированной деятельности в процессе диалога, принятия совместного решения, взаимопомощи. Пространство взаимодействия предполагает самостоятельную деятельность ребенка в выборе способа действия, в осмыслении поставленной задачи.

Технология двигательно-дидактической игры обеспечивается совокупностью последовательных действий воспитателя (табл. 1).

ДДИ успешно реализуется при соблюдении следующих педагогических условий:

- взаимодействие с детьми на принципах гуманизма;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, специфики социокультурного окружения;

- учет уровня развития ребенка;

- готовность воспитателя (взрослого) к проведению развивающей игры;

- создание комфортной предметно-развивающей среды в дошкольной организации;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Реализация технологии строится на диагностической основе. Последовательность действий воспитателя обеспечивает развитие интереса детей к решению умственно-двигательных задач, поддерживает инициативу ребенка, его самостоятельность в принятии решения и выбора способа действия. Все это в целом помогает ребенку развиваться, совершенствовать физические и умственные способности.

1. Cotman C. & Berchtold N. Exercise: a behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends Neuroscience. 2002; № 25: 295 - 301.

2. Gomez-Pinilla F., Vaynman S. & Ying Z. Brain-derived neurotrophic factor functions as a metabotrophin to mediate the effects of exercise on cognition. European Journal of Neuroscience. 2008; № 28 11: 2278 - 2287.

3. Jeon Y. & Ha CThe effect of exercise intensity on brain derived neurotrophic factor and memory in adolescents. Environmental Health and Preventive Medicine. 2017; № 22 (1): 27.

4. Yamada K. & Nabeshima T. Brain-Derived Neurotrophic Factor/TrkB Signaling in Memory Processes. Journal of Pharmacological Sciences. 2003; № 91 (4): 267 - 270.

5. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. Автореферат ... кандидата психологических наук, Ставрополь, 2002.

6. Головкина А.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2002.

7. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Набережные челны, 2011.

8. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. Образовательные технологии и общество. 2001; № 4 (4): 48 - 55.

9. Пономарев РЕ. Образовательное пространство. Москва: МАКС Пресс, 2014.

10. Лескова И.А. Педагогическое пространство как пространство возможностей реализации субъектной активности студента в процессе обучения в вузе. Фундаментальные исследования. 2014; № 11 - 9: 2055 - 2060. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35895

References

1. Cotman C. & Berchtold N. Exercise: a behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends Neuroscience. 2002; № 25: 295 - 301.

2. Gomez-Pinilla F., Vaynman S. & Ying Z. Brain-derived neurotrophic factor functions as a metabotrophin to mediate the effects of exercise on cognition. European Journal of Neuroscience. 2008; № 28 11: 2278 - 2287.

3. Jeon Y. & Ha CThe effect of exercise intensity on brain derived neurotrophic factor and memory in adolescents. Environmental Health and Preventive Medicine. 2017; № 22 (1): 27.

4. Yamada K. & Nabeshima T. Brain-Derived Neurotrophic Factor/TrkB Signaling in Memory Processes. Journal of Pharmacological Sciences. 2003; № 91 (4): 267 - 270.

5. Bondarenko E.V. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na razvitie psihomotornyh i poznavatel'nyh sposobnostej shkol'nikov. Avtoreferat ... kandidata psihologicheskih nauk, Stavropol', 2002.

6. Golovkina A.A. Integraciya dvigatel'nojipoznavatel'nojdeyatel'nostidetejstarshego doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2002.

7. Scherbakova T.A. Celevoe, soderzhatel'noe i tehnologicheskoe obespechenie intellektual'nogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Naberezhnye chelny, 2011.

8. Atanov G.A. Deyatel'nostnyj podhod v obuchenii. Obrazovatel'nye tehnologii iobschestvo. 2001; № 4 (4): 48 - 55.

9. Ponomarev R.E. Obrazovatel'noe prostranstvo. Moskva: MAKS Press, 2014.

10. Leskova I.A. Pedagogicheskoe prostranstvo kak prostranstvo vozmozhnostej realizacii sub'ektnoj aktivnosti studenta v processe obucheniya v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 11 - 9: 2055 - 2060. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35895

Статья поступила в редакцию 02.03.20

УДК 784.071.2:7.091.4

Novosyolov V.A., choirmaster, folk ensemble "Zolotye kupola" (The Golden domes), Medvezje Ozerskaya CKS (Shchelkovo, Russia),

E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

SPECIFIC FEATURES OF TRAINING AND PARTICIPATION OF A FOLK SONG ENSEMBLE IN CONTEST EVENTS IN NOT NATIVE TOWNS. One of the

most important creative tasks for a folk song ensemble is a systematic participation in festivals and competitions on various levels. In order to conduct these activities director of such an ensemble should have certain competences. Therefore, taking part in the competition with other teams and ensembles requires a great amount of workload to be done. The ensemble director must commence the preparation with setting a goal, namely to participate in a festival or a contest, and studying an information letter about the event. After that, it is necessary to address the sponsors and organize a general meeting with all the participants. Besides the paperwork and application processing, it is necessary to organize and conduct the rehearsal work and the performance program. Implementation of stage includes the presentation of the program to the jury and other participants. The research paper is aimed to summarize the experience and to analyze our own observations of the creative processes in the adult folk song ensemble "Zolotye kupola", which works on the base of a cultural center of Medvezhje Ozera Village, Moscow Region. The author provides innovative methodological recommendations for young leaders and directors working with folk ensembles on supporting of a festival and contest activity of the group. These recommendations will help the unexperienced workers to avoid mistakes and minimize the risks of unsuccessful performances both in the local and side projects, making participation in such events for the ensemble members socially significant and memorable for many years.

Key words: complementary adult education, folk song, folk group, festival, contest.

В.А. Новоселов, хормейстер Народного коллектива, ансамбля народной песни «Золотые купола» МБУК ГОЩ «Медвежье-Озерская ЦКС»,

г.о. Щёлково, E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТИЯ АНСАМБЛЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В ВЫЕЗДНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ-КОНКУРСАХ

Одной из важнейших задач творческой деятельности ансамбля народной песни является систематическое участие в фестивалях-конкурсах различного уровня. Для решения этой задачи руководитель коллектива должен обладать определенными компетенциями. Так, чтобы принять участие в состязании с другими творческими объединениями, необходимо провести огромную работу, начиная с подготовительного этапа, который включает в себя постановку руководителем задачи участия в фестивале-конкурсе, изучение информационного письма о фестивале-конкурсе, обращение к спонсору, проведение общего собрания участников будущей поездки, оформление конкурсных документов и их пересылку по электронной почте в оргкомитет мероприятия, творческую репетиционную работу по подготовке конкурсной программы и др. Этап реализации включает представление программы на суд жюри и участников конкурса. Целью настоящей статьи является обобщение опыта и анализ собственных наблюдений за творческой жизнью взрослого коллектива, ансамбля народной песни «Золотые купола», осуществляющего свою деятельность на базе Медвежье-Озерского сельского дома культуры Московской области. Автором предложены методические рекомендации для молодых руководителей народных ансамблей по сопровождению участия коллектива в фестивалях-конкурсах, что выступает в качестве элемента новизны данной работы. Рекомендации помогут молодому руководителю коллектива избежать ошибок и минимизировать риск неуспешного участия взрослого коллектива в конкурсах как на своей площадке, так и в выездных проектах, сделав участие в фестивале-конкурсе для его участников социально-значимым и запоминающимся на долгие годы.

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, народная песня, народный коллектив, фестиваль-конкурс.

Любой творческий коллектив, осуществляющий деятельность на базе учреждения культуры, обязан решать задачи, поставленные в официальных документах РФ [1], а также, что в последнее время особенно значимо, популяризировать культуру народов России средствами исполнительского искусства, при этом никаких ограничений по возрасту для участников коллектива нет

Рассматривая взрослый творческий союз, отметим, что в каждом случае он имеет свои особенности. В нашем случае, исходя из опыта работы с ансамблем «Золотые купола», остановимся на модели взрослого народного коллектива, возраст участников которого 18+, без верхнего предела, причём в основном это люди «элегантного» возраста. Среди участников: студенты средних и высших (не музыкальных!) учебных учреждений (10%), ветераны труда и пенсионеры (70%), работающие люди «бальзаковского» возраста (20%). Забегая вперед, отметим, что в практике работы с разновозрастными категориями любителей народной песни распространённой ошибкой молодого руководителя коллектива является возложение большой нагрузки на старшее поколение при меньшей занятости молодежи, что постепенно влечет понижение интереса последней к результату общего дела. Следует избегать этой ошибки и привлекать подрастающее поколение к активному участию в творчестве: уделять внимание сценическому движению, сольному исполнительству и т.п. Особое значение приобретает отказ от каких-либо форм авторитаризма, что не раз подчеркивает профессор Б.Д. Критский [2, с. 83]. В работе с взрослыми нужно проявлять уважение, интерес к ним, ведь только так можно осуществлять эффективную совместную деятельность участников народного вокального коллектива.

Исходя из того, что в «элегантном» возрасте люди имеют большую мотивацию к проявлению себя в каком-либо хобби, желают быть полезными обществу, они нередко находят себя в творческих союзах художественной самодеятельности, в частности любительских ансамблях народной песни, организованных при Домах культуры, где рождается особая творческая лаборатория любителей песен, и успех существования союза определяется совместными усилиями участников коллектива, направленными на решение разного рода задач, таких как создание содержательного досуга, благотворное влияние собственным творчеством на личность другого человека, сохранение славных традиций своего региона. Особенно это актуально, если в коллективе есть представители подрастающего поколения.

Следует подчеркнуть, что народный коллектив, ансамбль народной песни - это вокальный коллектив, осуществляющий свою деятельность с опорой на культурные традиции народов России, имеющий в репертуаре лучшие образцы русской народной, авторской песни. Творческая деятельность таких коллективов охватывает множество аспектов, среди них:

- участие в выездных культурно-просветительских, социально значимых мероприятиях;

- пение в ансамблях, малых формах;

- участие в фестивалях-конкурсах, продвижение солистов;

- инсценировка вокально-песенного русского народного репертуара;

- использование в номерах элементов народной хореографии;

- активное участие во встречах с деятелями искусства;

- сотрудничество с коллективом-спутником и мн. др.

Заметим, что если коллектив, у которого отсутствует звание, имеет больше свободы выбора траектории своего существования, участия в том или ином фестивале-конкурсе, то коллектив, имеющий звание, должен осуществлять свою деятельность с учетом определенных норм, рекомендаций [3]. Чтобы удостоиться звания «Народный коллектив», следует принимать участие в фестивалях-конкурсах [3, с. 7 - 10], совершенствовать исполнительское мастерство, выкристаллизовывать самобытность, из традиционной народной культуры, отбирать её богатейшие традиции и преломлять их в деятельности, постоянно пополнять и обновлять репертуар лучшими образцами песенного искусства, приобретать новые творческие связи и др.

Форма дружеского диалога культур, взаимодействия людей в формате мероприятия «фестиваль-конкурс» сегодня прочно вошла в жизнь, ведь «фести-

валь (от анп и франц. festival, от лат festivus - веселый, праздничный) - показ (смотр) достижений музыкального театрального или киноискусства» [4, с. 283]. Действительно, это особый праздник живого искусства, содружества людей, которые считают важным укреплять культурные связи между народностями. Конкурс, а учитывая, что в нашей статье речь идет о творческом народно-песенном коллективе, музыкальный конкурс, - «соревнование музыкантов (исполнителей, композиторов), проходящее на заранее объявленных условиях» [4, с. 170]. На основе собственного опыта работы с самодеятельным вокальным народным коллективом «Золотые купола» можем сказать, что для нас в конкурсе важным является элемент соревновательности, состязания, здоровой конкуренции. Однако фестиваль-конкурс позволяет избежать излишней состязательности, а переводит такого рода событие в творческое мероприятие, пде каждый получает положительный заряд эмоций, реализует себя. Без участия в фестивалях-конкурсах сегодня не обходится ни один творческий коллектив. Для одних это возможность интересно провести время, для друпих - поиск новых знакомых по интересам, для третьих - смысл жизни, возможность хоть на время быть вместе с людьми, не испытывать одиночество. А кто-то стремится всерьез побороться за победу. Способность участия в конкурсах свидетельствует о жизнестойкости, разносторонней деятельности коллектива, епо здоровой активности, желании заниматься популяризацией своепо творчества.

Однако если участие творческих коллективов в фестивалях-конкурсах «у себя дома» не представляет существенных сложностей, то по-иному обстоит дело с участием в выездных мероприятиях. Прежде всепо, следует условно развести участие в состязании на два этапа: подготовительный и этап реализации. Рассмотрим каждый.

Подготовительный этап начинается с постановки руководителем коллектива задачи участия в фестивале-конкурсе на ближайший творческий под: определяется ранп конкурса - от районнопо до международнопо, осуществляется внесение сведений об участии в конкретном фестивале-конкурсе в перспективный план работы коллектива.

Затем руководитель коллектива изучает информационное письмо о потенциальном фестивале-конкурсе, определяя целесообразность участия коллектива: место и дата проведения, орпанизатор, наличие нужнопо жанра (песня или фольклор), формы представления творческопо номера (ансамбль, хор, малые формы), требования к конкурсной пропрамме, финансовые условия участия, критерии оценки, условия награждения и т.п.

Если конкурс оказывается коммерческим, участие в котором не всеми участниками ансамбля может быть поддержано, рассматривается возможность обращения к спонсору. Как показывает собственный опыт, финансовая спонсорская поддержка коллектива, пде основной состав - пенсионеры и ветераны труда, является существенной социальной помощью. Привлечение инвестиций на поддержку поездок творческих коллективов - дело непростое, однако, имея некоторый опыт обращения к спонсорам, предлапаем рекомендации, как правильно составить специальное письмо-прошение:

- адресат (должность, род деятельности, Ф.И.О.), от копо направлено (должность, род деятельности, Ф.И.О.);

- сроки проведения фестиваля-конкурса с указанием места проведения, ранпа (международный, всероссийский и т.п.), названия;

- социальная значимость участия в фестивале-конкурсе ветеранов труда;

- планируемый численный состав участников фестиваля-конкурса;

- номинации, в которых планируется принять участие (ансамбль, солист);

- основные расходы, с фиксацией суммы затрат, связанные с участием: оплата орпвзноса, приобретение ж/д билетов туда и обратно; взнос орпанизато-рам конкурса за проживание, питание, трансфер, обзорную экскурсию по породу коллектива-участника и т.п.; после описания всех затрат целесообразно указать итоповую сумму затрачиваемых денежных средств на поездку и форму, в которой следует произвести оплату (наличная или безналичная), с указанием реквизитов для спонсорской помощи и датой, копда спонсорская помощь реализуется в виде проведения оплат, связанных с участием в фестивале-конкурсе.

Не лишним будет указать срок составления отчета о расходовании средств на поездку, а к прошению прикрепить информационное письмо о фестивале-конкурсе. В заключение прошения указывается дата, Ф.И.О. руководителя, подпись, контактные данные для связи. Подготовленный документ лучше всего передать спонсору в ходе личной встречи или через его помощников, по электронной почте.

На данном этапе молодой руководитель может допустить досадные просчеты: поверхностное изучение положения, вследствие чего неудачно выбран конкурсный репертуар коллектива; формальный характер обращения к спонсору, при котором спонсор не увидел ясных причин своего участия в поддержке коллектива; избегание личной встречи с потенциальным спонсором, в то время как именно личная встреча играет чаще всего решающую роль в принятии спонсором положительного решения.

Помимо основных затрат (оплата дороги, оргвзноса и т.п.) по приезде на место может возникнуть необходимость в передвижении общественным транспортом, дополнительных услугах по размещению участников в гостинице, организации питания и др. Все эти вопросы руководителю коллектива следует заранее проработать, а затем обсудить на организационном собрании участников поездки. Необходимо выяснить:

- пожелания участников фестиваля-конкурса по условиям проживания в отеле;

- нужен ли завтрак (если коллектив прибывает рано утром);

- нуждается ли коллектив в организованной экскурсии по городу;

- сколько требуется личного времени для самостоятельного осмотра достопримечательностей.

В качестве рекомендации отметим, что руководителю коллектива предварительно необходимо собрать максимум информации о месте, где организуется фестиваль-конкурс, подыскать отели для размещения участников ансамбля, узнать номера телефонов такси, изучить маршруты общественного транспорта и т.п.

Далее руководитель коллектива производит оформление и отправку в оргкомитет пакета конкурсных документов: заявка на участие, фотография и резюме коллектива, согласие на обработку персональных данных (руководителя или каждого участника), договор об оказании услуг и т.п. Документы оформляются в строгом соответствии с требованиями оргкомитета. Сокращения в названиях учреждения, творческого коллектива, исполняемых произведений не допускаются во избежание неверного отражения сведений в дипломе участника или победителя. Фотография коллектива должна быть высокого качества.

После отправки пакета документов чаще всего приходит подтверждение о его поступлении, а также сведения о расчетах по организационному взносу. Во избежание недоразумений, оплату и оформление всех необходимых документов следует производить одному лицу.

Документы об участии в конкурсе руководитель (или помощник, по его поручению) накапливает в одной папке:

- положение о фестивале-конкурсе;

- договор об оказании услуг;

- копии паспортов участников фестиваля-конкурса;

- справка об общем состоянии здоровья каждого члена коллектива;

- копии ж/д биллетов туда и обратно;

- ведомость сбора средств на поездку всех членов коллектива, чеки и т.п.

Все эти документы могут потребоваться при составлении отчета о поездке.

Заблаговременно приобретаются билеты на поезд, при этом следует учесть

время на отдых участников ансамбля перед выступлением, особенно если в коллективе имеются люди «элегантного» возраста. Оптимальным является приезд за день до мероприятия. Билеты лучше раздать участникам коллектива непосредственно перед посадкой в поезд или предоставить их проводнику вагона. Это помогает избежать недоразумений, связанных с потерей билета, сэкономить время посадки, избавиться от волнения.

Одновременно с приобретением билетов ведется работа по выбору отеля для проживания. Сервисы в Интернете, специализирующиеся на предоставлении такого рода услуг, помогут сделать верный выбор. Критериями выбора являются: комфортабельность, приемлемая ценовая политика, пешая доступность от вокзала и места проведения конкурса, возможность забронировать один из номеров для репетиции в день конкурса. Можно связаться с администрацией отеля по телефону и обсудить возникшие вопросы.

Творческая репетиционная работа является ключевым этапом подготовки к фестивалю-конкурсу. В данной работе мы имеем возможность представить лишь некоторые аспекты, связанные с репетиционным процессом. Главное, чего необходимо добиваться, - это чистота пения, музыкальность, эмоциональность, выразительность, соответствие репертуара возрасту и жанровой принадлежности ансамбля, раскрытие образа песни, гибкое ансамблевое исполнительство, вырисовывание индивидуального стиля коллектива. Сведения об этом можно почерпнуть из специальных источников [5].

Имеются разнообразные подходы к организации репетиционного процесса, однако должна постоянно осуществляться совместная работа руководителя и ансамбля по «выявлению самобытности исполнителей» [6, с. 3], к чему вообще должны стремиться коллективы, занимающиеся пропагандой народной культуры, фольклора. Уделяется внимание также использованию приема театрализа-

ции песен, развитию артистических способностей каждого участника коллектива. При организации репетиционного процесса необходимо обращаться к Положению конкретного конкурса, в раздел «критерии оценки».

Более продуктивная, осознанная работа ведется в том случае, если в коллективе практикуется рациональное деление на мини-группы (3 - 5 - 7 человек), чтобы иметь возможность работать по партиям, совершенствуя унисон, чистоту интонации, дикции, все виды ансамблей, строя и другие элементы хорового звучания.

Отличным приемом является ведение аудио- или видеозаписи репетиции, чтобы все участники процесса могли оценить свою исполнительскую практику и поработать над недостатками.

Полезным является проведение репетиций в просторном помещении, актовом зале. Связано это с тем, что при составе коллектива от двадцати человек, где часть поет, часть играет на народных инструментах, а некоторые участники вовлекаются в хореографические движения, появляется необходимость в расстановке каждого там, где он будет находиться в ходе выступления, при этом участник привыкнет к своему месту, как бы соотнесет себя с пространством.

Если на первых репетициях руководитель чувствует, что выбранное им произведение не совсем подходит для народного коллектива или не успеет «созреть» для показа на публике, заблаговременная замена произведения и сообщение об этом в оргкомитет исключит недоразумения и избавит от стресса участников ансамбля. Также молодому руководителю следует помнить, что репетиционный процесс не должен быть сведен лишь к натаскиванию или зубрежке конкурсной программы. Для создания творческого, продуктивного климата требуется вести социальную работу: подчеркивать достижения как каждого участника, так и коллектива в целом, находить время для общения между участниками репетиции, обмена впечатлениями о происходящем как в жизни, так и в мире музыки, приобщать к слушанию лучших образцов народной песни в творчестве авторитетных исполнителей и др. Однако не следует забывать, что именно репетиция - залог успешного выступления на конкурсе, поэтому основное внимание должно быть направлено на повышение качества выступления, представления своего творчества на суд аудитории.

По мере того как возрастает качество подготовки конкурсного репертуара, на репетиции приглашаются представители администрации Дома культуры, художник-модельер с целью просмотра конкурсных номеров и выяснения соответствия подобранного костюма, головного убора, музыкальных инструментов, реквизита и т.п. законам сцены, той или иной традиции, исполняемым песням. Рекомендации специалистов учитываются в последующей работе.

В ходе предконкурсных генеральных репетиций особенно значимо поддерживать коллектив, не огорчаться по поводу несущественных ошибок, побуждать каждого участника к наполнению звучания новыми красками; при этом коллектив воспринимается как единый организм, где каждый ощущает чувство ответственности за общее дело. Чем ближе к конкурсному дню, тем больше уменьшается нагрузка на голосовой аппарат взрослых участников коллектива, чтобы сохранить эмоциональный подъем, заряд энергии.

За неделю до отъезда руководитель оформляет всю требуемую документацию, проводит инструктаж по технике безопасности, особенностям пребывания в другом городе, формирует аптечку, предлагает список вещей, которые необходимо взять в поездку. Молодому руководителю следует обратиться к руководству с просьбой о возможности направить ему в помощь сопровождающего, так как нередко в другом городе возникают ситуации, когда необходимо в одно и то же время оперативно решать разные задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап реализации начинается с момента отъезда, и прекрасно, если получится организовать транспорт для проезда на конкурс всем составом, - от этого только дружней становится коллектив. Перед отъездом необходимо проверить наличие у каждого сценического костюма, народного шумового инструмента. Если коллектив вынужден перемещаться в течение длительного времени на транспорте, участникам целесообразно поспать. По приезде участники фестиваля-конкурса размещаются в гостинице, принимают пищу, осуществляют пешую прогулку или отдыхают - в зависимости от времени суток.

Несколько позже, по обстоятельствам, руководитель проводит небольшую репетицию, в ходе которой целесообразно не прогонять от начала до конца конкурсное произведение, а взять из него только несколько отрывков и проработать их на упражнениях. Хорошо на этом этапе использовать потенциал малых жанров русского фольклора: пословицы, присловицы, поговорки [7, с. 284] - это прекрасный материал настройки певчих на нужный лад.

Если организаторы предоставляют возможность акустической репетиции на сцене, где пройдет конкурс, этим, бесспорно, следует воспользоваться: наметить выход и уход коллектива, выбрать общую силу звука (в зависимости от размеров зала), обратить внимание на то, как расставлено звукоусиливающее оборудование (микрофоны, сценические мониторы), чтобы при выходе на них ориентироваться солистам и отдельным группам коллектива.

Молодому руководителю коллектива необходимо заранее прийти на регистрацию участников конкурса, разместив коллектив в гримерке, где каждый настраивает себя, переодеваясь в народный сценический костюм, примеряя соответствующие атрибуты, создавая свой образ.

При представлении концертной программы на фестивале-конкурсе молодой руководитель должен помнить, что в этот момент должны господствовать только положительные эмоции от совместной деятельности. Дирижер на сцене не присутствует, что типично для ансамблей народной песни, поэтому, с одной стороны, участникам дается некоторая творческая свобода, но, с другой стороны, присутствует внимание, сосредоточенность на исполнительстве.

Процесс выступления необходимо запечатлеть на видеокамеру для последующего просмотра и конструктивного обсуждения «дома», а также сохранения записи (как и фотографий) в портфолио коллектива.

По окончании выступления нелишним будет остаться ансамблю в качестве зрителя, чтобы просмотреть выступления других коллективов. Это даст общее представление о том, кто приехал на фестиваль-конкурс, окунуться в их культуру. После церемонии награждения делаются яркие фото коллектива на фоне банне-ра с логотипом конкурса, а также с другими коллективами, отдельными участниками, представителями жюри.

Библиографический список

Время, оставшееся до отъезда, можно уделить экскурсии, отдыху, прогулке - в зависимости от интересов каждого. Главное - договориться о месте и времени сбора.

Вернувшись с конкурса, на одной из репетиций желательно просмотреть видеозапись выступления и провести рефлексию за круглым столом, где каждый может выразить свое мнение, отметить, что удалось, на что следует обратить внимание, и что он получил для себя от поездки на конкурс. Такой разговор способствует повышению качества участия коллектива в фестивалях-конкурсах. Наградные документы, если таковые имеются, необходимо разместить на сайте Дома культуры и передать в творческий отдел.

Мы осознаем, что нам не удалось описать все особенности, связанные с участием взрослого коллектива в выездных фестивалях-конкурсах, так как каждый коллектив уникален, имеет свои условия для творчества, цели, задачи деятельности и т.п. Вместе с этим мы надеемся, что данная статья поможет молодому руководителю ансамбля народной песни в подготовке своего коллектива к фестивалю-конкурсу.

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (редакция от 18.07.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870/

2. Из прошлого в будущее. Теория и практика вокально-хорового образования. Избранные статьи. Составители Е.Д. Критская, А.Б. Критский. Москва: Экон-Информ, 2017.

3. Положение о присвоении (подтверждении) звания «Народный», «Образцовый» любительским творческим коллективам, постоянно действующим в муниципальных культурно-досуговых организациях Московской области, а также в иных организациях культуры Московской области иной формы собственности. Утверждено распоряжением Министерства культуры Московской области от 26.12.2018. № 15PB—143.

4. Энциклопедический музыкальный словарь. Составители Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. Ответственный редактор ГВ. Келдыш. Москва: Большая советская энциклопедия, 1956.

5. Руднева А.В. Состояние и пути дальнейшего развития русских народных хоров. Сборник статей по вопросам работы хоров художественной самодеятельности. Ответственный за выпуск А.И. Големба. Москва: Всесоюзный дом народного творчества имени Н.К. Крупской, 1957: 28 - 64.

6. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: методическое пособие. Москва: ВНМЦ НТ и КПР 1984.

7. Малые жанры русского фольклора = Пословицы, поговорки, загадки. Хрестоматия для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. Составитель В.Н. Морохин. Москва: Высшая школа, 1979.

References

1. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture (utv. VS RF 09.10.1992 N 3612-1) (redakciya ot 18.07.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1870/

2. Iz proshlogo v buduschee. Teoriya iprakiika vokal'no-horovogo obrazovaniya. Izbrannye stat'i. Sostaviteli E.D. Kritskaya, A.B. Kritskij. Moskva: 'Ekon-Inform, 2017.

3. Polozhenie o prisvoenii (podtverzhdenii) zvaniya «Narodnyj», «Obrazcovyj» lyubitel'skim tvorcheskim kollekiivam, postoyanno dejstvuyuschim v municipal'nyh kul'turno-dosugovyh organizaciyah Moskovskoj oblasti, a takzhe v inyh organizaciyah kultury Moskovskoj oblasti inoj formy sobstvennosti. Utverzhdeno rasporyazheniem Ministerstva kul'tury Moskovskoj oblasti ot 26.12.2018. № 15PB-143.

4. 'Enciklopedicheskijmuzykal'nyjslovar'. Sostaviteli B.S. Shtejnpress, I.M. Yampol'skij. Otvetstvennyj redaktor G.V. Keldysh. Moskva: Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya, 1956.

5. Rudneva A.V. Sostoyanie i puti dal'nejshego razvitiya russkih narodnyh horov. Sbornik statej po voprosam raboty horov hudozhestvennoj samodeyatel'nosti. Otvetstvennyj za vypusk A.I. Golemba. Moskva: Vsesoyuznyj dom narodnogo tvorchestva imeni N.K. Krupskoj, 1957: 28 - 64.

6. Specifika uchebno-vospitatel'nojraboty v fol'klornyh pevcheskih kollektivah: metodicheskoe posobie. Moskva: VNMC NT i KPR, 1984.

7. Malye zhanry russkogo fol'klora = Poslovicy, pogovorki, zagadki. Hrestomatiya dlya filologicheskih special'nostej universitetov i pedagogicheskih institutov. Sostavitel' V.N. Morohin. Moskva: Vysshaya shkola, 1979.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 37.035.6

Fomina A.S., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: as-sokolova@mail.ru

CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES AS ONE OF THE MAIN TOOLS FOR IMPLEMENTING THE PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS. The article deals with a problem of patriotic education of teenagers in modern Russia. The author analyzes the state of patriotic education during the existence of the USSR and after its break up. The work appeals to the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" and serves the main purpose of patriotic education of the adolescent, describes the leisure and cultural activity as a means of interaction between participants of the process of patriotic education of the younger generation, describes the levels of patriotic education of teenagers, development of which promotes the use of technology of cultural and leisure activities, indicates the tasks of patriotic education.

Key words: patriotic education, adolescents, patriotism, cultural and leisure activities.

А.С. Фомина, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: as-sokolova@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания подростков в современной России. Автор анализирует состояние патриотического воспитания во время существования СССР и после его распада. Обращается к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обозначает основную цель патриотического воспитания подростков, характеризует культурно-досуговую деятельность как средство взаимодействия между участниками процесса патриотического воспитания подрастающего поколения, описывает уровни патриотического воспитания подростков, развитию которых способствует использование технологий культурно-досуговой деятельности, обозначает задачи патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, подростки, патриотизм, культурно-досуговая деятельность.

В период существования Союза Советских Социалистических республик в патриотическом воспитании граждан партия следовала указаниям В.И. Ленина, считавшего, что победа в любой войне может быть определена состоянием духа

тех воинов, которые непосредственно участвуют в военных действиях на поле боя. Слова В.И. Ленина послужили целью для воспитания своих граждан в духе патриотизма, готовности самопожертвования за Отечество, отваги и героизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.