Научная статья на тему 'Особенности подготовки горных инженеров в области промышленной безопасности и охраны труда'

Особенности подготовки горных инженеров в области промышленной безопасности и охраны труда Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
453
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЕ ДЕЛО / MINING / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ТРУДА / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / MINING ENGINEER / ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ / FEATURES OF EDUCATION AND TRAINING / MINE SAFETY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Казанин Олег Иванович, Рудаков Марат Леонидович

На основе анализа условий и охраны труда на предприятиях горной отрасли показана актуальность проблемы подготовки персонала, как одного из основных факторов, определяющих безопасность производства. Рассмотрены особенности подготовки горных инженеров в области промышленной безопасности и охраны труда в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения «Горное дело». Подчеркнута необходимость периодического обучения инженеров по программам дополнительного образования. Показана возможность повышения качества подготовки за счет более активного вовлечения в процесс формирования, реализации и аккредитации программ высшего и дополнительного образования представителей профессионального горного сообщества как России, так и ведущих зарубежных стран. Также отмечена необходимость разработки профессиональных стандартов горных инженеров совместно представителями бизнеса и университетов горного профиля. Изложен опыт Национального минерально-сырьевого университета «Горный» по решению данных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Казанин Олег Иванович, Рудаков Марат Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATION AND TRAINING OF MINING ENGINEERS IN THE FIELD OF OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH

The paper, which is based on the analysis of occupational safety and health (OSH) status in the mining industry, deals with the problem of education and training of personnel. The very problem has been proved to be among the key milestones which safe production depends on. Specific features of education of mining engineers in the field of OSH are observed on the grounds of the federal state educational standard of higher education of the 3rd generation «Mining». The development and launching of advanced targeted training programmes for engineers are the matters of special importance, as well as participation of the Russian and international professional mining society in the development, launching, accreditation of the programmes of higher education and advanced training for mining engineers. Joint efforts of business community and mining universities seem to be necessary so that up-to-date professional standards of mining engineers will be developed and implemented. Being one of the exemplary higher education institutions in Russia, National University of mineral resources (‘University of mines') has gained practical experience in addressing the aforesaid challenges.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки горных инженеров в области промышленной безопасности и охраны труда»

© О.И. Казаннн, М Л. Рудаков, 2015

УДК 331.452:622.272

О.И. Казанин, М.Л. Рудаков

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

На основе анализа условий и охраны труда на предприятиях горной отрасли показана актуальность проблемы подготовки персонала, как одного из основных факторов, определяющих безопасность производства. Рассмотрены особенности подготовки горных инженеров в области промышленной безопасности и охраны труда в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения «Горное дело». Подчеркнута необходимость периодического обучения инженеров по программам дополнительного образования. Показана возможность повышения качества подготовки за счет более активного вовлечения в процесс формирования, реализации и аккредитации программ высшего и дополнительного образования представителей профессионального горного сообщества как России, так и ведущих зарубежных стран. Также отмечена необходимость разработки профессиональных стандартов горных инженеров совместно представителями бизнеса и университетов горного профиля. Изложен опыт Национального минерально-сырьевого университета «Горный» по решению данных вопросов. Ключевые слова: горное дело, безопасность, охрана труда, горный инженер, особенности подготовки

По запасам целого ряда твердых полезных ископаемых Россия занимает лидирующее положение в мире. Доля России в общемировых разведанных запасах угля, железа, никеля, меди, золота, серебра, редкоземельных металлов, фосфатов, бериллия составляет от 27 до 9-10 % [1]. В РФ добычу и переработку минерального сырья осуществляют более 600 шахт и рудников и около 400 карьеров и угольных разрезов. По данным Росстата, в 2013 году в отрасли было занято более 970 тысяч человек, в том числе порядка 105 тысяч горных инженеров.

Состояние условий и охраны труда в угольной отрасли России в целом остается неблагоприятным (см. рис. 1 по данным Росстата).

а

Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим

Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих Кем

Рис. 1. Динамика удельного веса работающих в горной отрасли в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам (а), а также динамика численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (б) за период 2009-2013 гг.

Как видно из рис. 1, удельный вес работающих отрасли в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, за период с 2009 по 2013 годы возросло с 40% до 46% и имеет тенденцию к увеличению. Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих изменялась в этот период волнообразно и определенную тенденцию выявить

сложно. Кроме того, показатели приведены для горной отрасли в целом, то есть суммарно для открытых и подземных работ по всем видам твердых полезных ископаемых. Если же рассмотреть отдельно, например, подземную добычу угля, то данные показатели будут значительно хуже средних по отрасли и аналогичных показателей таких стран, как США, Германия, Австралия.

Для изменения ситуации необходима реализация комплекса мер по совершенствованию нормативно-правовой базы проектирования и эксплуатации горных предприятий, внедрение более совершенной техники и технологии горного производства, мониторинга технологических процессов и окружающей среды, внедрение многофункциональных систем безопасности горных предприятий. Вместе с тем, как показывают результаты расследования аварий на горных предприятиях, а также целый ряд исследований [2], определяющим элементом системы безопасности горных предприятий является человек и без качественной подготовки персонала в области безопасности и охраны труда невозможно обеспечить безопасность производства в целом.

По экспертным оценкам [3] в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, а более 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. Рост требований к качеству трудовых ресурсов обусловлен обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий, необходимостью непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Учитывая глобальный характер обозначенных проблем, существенно возрастает роль интеграционных процессов как в области научных исследований по ключевым вопросам развития горных технологий, так и в сфере профессионального горного образования.

По данным учебно-методического объединения ВУЗов по образованию в области горного дела подготовка горных инженеров ведется в России в 32 ВУЗах и 26 филиалах ВУЗов. В 2011 году приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 года № 89 был утвержден и введен в действие федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки 130400 «Горное дело», предусматривающий моноин-

женерную подготовку по 12 специализациям. Сроки освоения образовательной программы составляют 5,5 лет, по окончании выпускникам присваивается квалификация «специалист» и специальное звание «горный инженер». Впервые трудоемкость освоения программы оценивается в зачетных единицах (аналог образовательных кредитов в зарубежных вузах), трудоемкость освоения всей программы составляет 330 зачетных единиц (60 зачетных единиц за учебный год). Вопросы безопасности производства рассматриваются как составная часть технологических курсов, а также в виде отдельных дисциплин, входящих в базовую (обязательную) часть учебного плана (табл. 1).

Другими элементами подготовки горных инженеров в области безопасности являются также учебные и производственные практики, продолжительностью от 2 до 6 недель проводимые, как правило, в летний период.

В качестве основной проблемы подготовки горных инженеров в нашей стране, в том числе в области безопасности, отмечается разрыв между требованиями к выпускникам со стороны ФГОС и актуальными требованиями предприятий реального сектора экономики. В частности, в обязанности работодателя с недавнего времени включены обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда [4] и системы управления промышленной безопасностью [5].

В табл. 2 приведен перечень документов, в которых сформулированы требования к подготовке горных инженеров, а также структуры, ответственные за разработку и утверждение этих документов.

Таблица 1

Дисциплины, связанные с безопасностью по ФГОС-3

Базовые дисциплины учебного плана Объем часов Зачетных единиц

Безопасность жизнедеятельности 180 5

Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело 324 9

Технология и безопасность взрывных работ 108 3

Таблица 2

Документы, определяющие требования к горным инженерам

Документ Разработчик Утверждает

ФГОС-3 Горное дело УМО ВУЗов Минобрнауки

Собственные образовательные стандарты университетов НИУ, Федеральные университеты Минобрнауки

Профессиональный стандарт по специальности «горный инженер» (не разработан) по методике РСПП Минтруд

Должностные инструкции Дирекция по персоналу предприятия Руководитель предприятия

Дополнительные документы Горного университета

Профессиональные паспорта выпускников Горного университета (проект) Горный университет, представители компаний Горный университет

Как видно из табл. 2, профессиональный стандарт по специальности «горный инженер» до сих пор не разработан. Тем не менее, для повышения качества подготовки горных инженеров и максимального учета требований предприятий в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» разработаны проекты паспортов выпускников Горного университета. Проекты разрабатывались с учетом квалификационных требований и положений должностных инструкций горных инженеров, работающих на горных предприятиях, в проектных организациях и научных центрах на тех позициях, на которые принимаются выпускники горных университетов сразу после окончания. Сформированный список компетенций по различным видам деятельности (организационно-управленческая, производственно-технологическая, проектная и научно-исследовательская) был распределен по дисциплинам учебного плана и практикам, а также структурирован по времени приобретения компетенций.

Другим обязательным элементом поддержания требуемого уровня безопасности предприятий является периодическое повышение квалификации работающих горных инженеров на краткосрочных курсах по программам, отражающим последние достижения в данной области. Национальный минерально-

сырьевой университет «Горный» предлагает широкий спектр программ дополнительного образования для инженерно-технических работников и руководителей горных предприятий. Программы формируются индивидуально для каждого предприятия с учетом пожеланий заказчика.

Отдельно следует отметить роль профессионального сообщества в обеспечении качества подготовки специалистов в области горного дела. Широкую известность завоевала такая международная организация как Общество горного дела, металлургии и геологоразведки (Society for Mining, Metallurgy and Exploration), которая объединяет профессионалов в области минерально-сырьевого комплекса из более чем 100 стран.

Помимо других сфер деятельности данное Общество является членом аккредитационного совета по инженерному делу и технологии (Accreditation Board for Engineering and Technology), деятельность которого направлена на обеспечение качества будущих инженеров и других профессионалов минерально-сырьевого комплекса. Общество предлагает множество краткосрочных курсов по наиболее актуальным проблемам отрасли, технические экскурсии на предприятия или геологические объекты, реализует ряд программ, в том числе образовательных и студенческих.

В России принят законопроект № 27Э-ФЗ, в соответствии с которым, начиная с 2016 года, также предусмотрена возможность профессионально-общественной аккредитации образовательных программ работодателями и их объединениями, а также саморегулируемыми организациями. В настоящее время в России созданы различные общественные объединения, деятельность которых направлена на развитие горной отрасли (Союз горнопромышленников России, саморегулируемые организации проектировщиков и др.), а также горного образования и науки (учебно-методическое объединение ВУЗов по образованию в области горного дела, Академия горных наук, консорциум горных университетов и др.). В то же время общественной организации, представляющей интересы всего профессионального сообщества и государства в горном деле до сих пор не создано. В 2013 году по инициативе Национального минерально-сырьевого университета «Горный» и Фрайбергской горной академии создан Всемирный форум университетов ресурсов и устойчивого развития (WFURS). В настоящее время форум объ-

единяет более 90 университетов ресурсов со всех континентов. В рамках WFURS принято решение о создании комиссий по аккредитации образовательных программ горных университетов на предмет соответствия концепции устойчивого развития.

Таким образом, в качестве основных направлений повышения качества подготовки горных инженеров в целом и в области безопасности и охраны труда в частности, можно выделить:

— Активизация участия профессионального горного сообщества в формировании, реализации и аккредитации программ высшего профессионального образования;

— Разработка профессиональных стандартов горных инженеров и включение требований стандартов в образовательные программы высшего профессионального образования;

— Повышение качества практик с реализацией совместных программ получения студентами рабочих профессий;

— Расширение номенклатуры, форм и доступности программ дополнительного образования;

— Расширение международного сотрудничества в разработке и реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Опарин В.Н. О состоянии и проблемах недропользования в России: минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых и фундаментальные проблемы облагораживания поверхности Земли. - Доклад на заседании Высшего горного совета. - Пермь, 01.10.2012.

2. Галкин В.А. НИИОГРу - 70 лет! Опыт развития отраслевого института / В.А. Галкин, А.М. Макаров, И.Ё. Кравчук, А.В. Соколовский. - Уголь. -2014. — № 7. - С. 4-11.

3. Пучков М.М. Развитие профессионального технического образования. — М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2011. - 97 с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм).

5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм.). ШИН

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Казанин Олег Иванович — доктор технических наук, профессор, декан, [email protected],

Рудаков Марат Леонидович — доктор технических наук, профессор, [email protected],

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

UDC 331.452:622.272

FEATURES OF EDUCATION AND TRAINING OF MINING ENGINEERS IN THE FIELD OF OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH

Rudakov Marat, PhD, Professor, E-mail: [email protected], National mineral resources university «University of Mines», Russia,

Kazanin Oleg, PhD, Professor, Dean of the Faculty of mining, E-mail: [email protected], National mineral resources university «University of Mines», Russia.

The paper, which is based on the analysis of occupational safety and health (OSH) status in the mining industry, deals with the problem of education and training of personnel. The very problem has been proved to be among the key milestones which safe production depends on. Specific features of education of mining engineers in the field of OSH are observed on the grounds of the federal state educational standard of higher education of the 3rd generation «Mining». The development and launching of advanced targeted training programmes for engineers are the matters of special importance, as well as participation of the Russian and international professional mining society in the development, launching, accreditation of the programmes of higher education and advanced training for mining engineers. Joint efforts of business community and mining universities seem to be necessary so that up-to-date professional standards of mining engineers will be developed and implemented. Being one of the exemplary higher education institutions in Russia, National University of mineral resources ('University of mines') has gained practical experience in addressing the aforesaid challenges.

Key words: mining, mine safety, occupational safety and health, mining engineer, features of education and training.

REFERENCES

1. Oparin V.N. O sostojanii i problemah nedropol'zovanija v Rossii: mineral'no-syr'evaja baza tverdyh poleznyh iskopaemyh i fundamental'nye problemy oblagorazhivanija poverhnosti Zemli (On the status and challenges of the subsurface use in Russia: mineral-raw material base of solid minerals and fundamental problems in the field of beautification of the surface of the Earth). Doklad na zasedanii Vysshego gornogo soveta. Perm', 01.10.2012.

2. Galkin V.A. NHOGRu 70 let! Opyt razvitija otraslevogo instituta (The 70-th anniversary of NIIOGR) / V.A. Galkin, A.M. Makarov, I.L. Kravchuk, A.V. Sokolovskij. Ugol'. 2014. No 7. pp. 4-11.

3. Puchkov M.M. Razvitie professional'nogo tehnicheskogo obrazovanija (The development of professional technical education). Moscow: Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossi-jskoj Federacii, 2011. 97 p.

4. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2001 № 197-FZ (s izm).

5. Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ «O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob#ektov» (s izm.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.