Научная статья на тему 'Вклад университетов Юга России в восстановление его горнорудного потенциала'

Вклад университетов Юга России в восстановление его горнорудного потенциала Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ГОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОН / РЕЗЕРВЫ / ПУТЕМ ТЕХНОЛОГИЯ / ДОБЫЧА МЕТАЛЛОВ / ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ / РУДА / ХВОСТЫ ОБОГАЩЕНИЯ / МЕХАНОХИМИЯ / UNIVERSITY / MINING EDUCATION / MINING ENTERPRISE / REGION / RESERVES / BY TECHNOLOGY / EXTRACTION OF METALS / LEACHING / ORE / TAILINGS / MECHANOCHEMISTRY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Разоренов Ю.И., Шульгатый Л.П., Дзеранов Б.В.

Дана историческая справка о рудных и нерудных месторождениях Юга России, причины их сегодняшнего состояния. Обозначена проблема разработки месторождений Юга России, заключающаяся в ослаблении темпов или полном прекращении их эксплуатации в пост-реформационный период нового времени. Охарактеризована роль горных ВУЗ ов Юга России в научно-техническом прогрессе горного производства на Северном Кавказе в ходе освоения природных богатств, формирующих минеральносырьевую базу российской государственности. Сформулирована концепция технологической модернизации горного производства как программа технологической конверсии горного производства на нетрадиционные технологии. Раскрыто содержание изменений в системе высшего образования, которое обогатилось новыми разделами наук, что потребовало интенсификации образовательного процесса. Охарактеризовано место федеральных округов Юга России в минерально-сырьевой базе России. Дана характеристика крупных рудных и нерудных месторождений с выделением значений Садонского и Тырныаузского месторождений. Дана историческая справка образования Новочеркасского политехнического института и Северо-Кавказского института цветных металлов и вклад их коллективов в науку и подготовку инженерных кадров для горного производства. Анонсированы направления совершенствования технологии добычи рудного и нерудного сырья с использованием селективной выемки руд, выщелачиванием бедных и некондиционных руд и утилизацией металлических отходов горно-металлургического производства с выщелачиванием в дезинтеграторе. Отмечены особенности подготовки горных инженеров. Сформулирована цель обучения в горных ВУЗах Юга России состоящая в том, чтобы научить горных специалистов гуманному обращению с природой, умению участвовать в защите природной среды и рациональном использовании природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF UNIVERSITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE RESTORATION OF ITS MINING POTENTIAL

Given the historical background of ore and non-ore fields of the South of Russia, the reasons for their current state. Set the problem field development of the South of Russia, namely, the weakening in the rate or complete cessation of their operation in the post-reformation era. The role of mining UNIVERSITIES in the South of Russia in scientific and technical progress of mining in the North Caucasus during the development of the natural resources that form the mineral resource base of the Russian statehood. Formulated the concept of technological modernization of mining technology as the program of converting from mining to non-traditional technology. Contents of changes in the system of higher education, which was enriched with new sections of Sciences, which required the intensification of the educational process. Characterized the position of the Federal districts of the South of Russia in mineral resources base of Russia. The characteristic of large ore and non-ore deposits with the allocation of values Zadonskogo and Tyrnyauz fields. Given historical background of education, Novocherkassk Polytechnic Institute, and North-Caucasian Institute of non-ferrous metals and their contribution of groups in research and training engineers for the mining industry. Announced directions of perfection of technology of extraction of ore and nonmetallic raw materials with the use of selective excavation of ore, leaching of poor and substandard ore and disposal of metal mining waste production, leaching into the cage. The peculiarities of the training of mining engineers. Formulated the aim of education in the mountain schools of the South of Russia which is to teach mountain professionals the humane treatment of nature, and the ability to participate in environmental protection and rational use of natural resources.

Текст научной работы на тему «Вклад университетов Юга России в восстановление его горнорудного потенциала»

УДК 622.3+378.6 ББК 33.33+74.58 Р 17

ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТОВ ЮГА РОССИИ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО ГОРНОРУДНОГО ПОТЕНЦИАЛА

(Рецензирована)

Разоренов Юрий Иванович,

доктор технических наук, профессор Северо-Кавказского государственного технологического университета. 362021, г. Владикавказ. Тел.: (867) 240 71 01, e-mail: yiri1963@mail.ru

Шульгатый Леонид Петрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: rektor@uim.ru

Дзеранов Борис Витальевич,

кандидат геолого-минералогических наук, доцент Северо-Кавказского горно-металлургического института, г. Владикавказ. Тел.: (867) 240 71 01, e-mail: info@skgmi-gtu.ru

Аннотация. Дана историческая справка о рудных и нерудных месторождениях Юга России, причины их сегодняшнего состояния. Обозначена проблема разработки месторождений Юга России, заключающаяся в ослаблении темпов или полном прекращении их эксплуатации в пост-реформационный период нового времени. Охарактеризована роль горных ВУЗ - ов Юга России в научно-техническом прогрессе горного производства на Северном Кавказе в ходе освоения природных богатств, формирующих минерально- сырьевую базу российской государственности. Сформулирована концепция технологической модернизации горного производства как программа технологической конверсии горного производства на нетрадиционные технологии. Раскрыто содержание изменений в системе высшего образования, которое обогатилось новыми разделами наук, что потребовало интенсификации образовательного процесса. Охарактеризовано место федеральных округов Юга России в минерально-сырьевой базе России. Дана характеристика крупных рудных и нерудных месторождений с выделением значений Садонского и Тырныаузского месторождений. Дана историческая справка образования Новочеркасского политехнического института и Северо-Кавказского института цветных металлов и вклад их коллективов в науку и подготовку инженерных кадров для горного производства. Анонсированы направления совершенствования технологии добычи рудного и нерудного сырья с использованием селективной выемки руд, выщелачиванием бедных и некондиционных руд и утилизацией металлических отходов горно-металлургического производства с выщелачиванием в дезинтеграторе. Отмечены особенности подготовки горных инженеров. Сформулирована цель обучения в горных ВУЗах Юга России состоящая в том, чтобы научить горных специалистов гуманному обращению с природой, умению участвовать в защите природной среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевые слова: университет, горное образование, горное предприятие, регион, резервы, путем технология, добыча металлов, выщелачивание, руда, хвосты обогащения, механохимия.

THE CONTRIBUTION OF UNIVERSITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE RESTORATION OF ITS MINING POTENTIAL

Razorenov Yury Ivanovich,

doctor of Engineering, professor of the North Caucasian state technological university. 362021, Vladikavkaz. Ph.: (867) 240 71 01, e-mail: yiri1963@mail.ru

Shulgaty Leonid Petrovich,

doctor of pedagogical sciences, professor of department of economy of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: rektor@uim.ru

Dzeranov Boris Vitalyevich,

candidate of geological and mineralogical sciences, associate professor of the North Caucasian mining and metallurgical institute, Vladikavkaz. Ph.: (867) 240 71 01, e-mail: info@skgmi-gtu.ru

Summary. Given the historical background of ore and non-ore fields of the South of Russia, the reasons for their current state. Set the problem field development of the South of Russia, namely, the weakening in the rate or complete cessation of their operation in the post-reformation era. The role of mining UNIVERSITIES in the South of Russia in scientific and technical progress of mining in the North Caucasus during the development of the natural resources that form the mineral resource base of the Russian statehood. Formulated the concept of technological modernization of mining technology as the program of converting from mining to non-traditional technology. Contents of changes in the system of higher education, which was enriched with new sections of Sciences, which required the intensification of the educational process. Characterized the position of the Federal districts of the South of Russia in mineral resources base of Russia. The characteristic of large ore and non-ore deposits with the allocation of values Zadonskogo and Tyrnyauz fields. Given historical background of education, Novocherkassk Polytechnic Institute, and North-Caucasian Institute of non-ferrous metals and their contribution of groups in research and training engineers for the mining industry. Announced directions of perfection of technology of extraction of ore and nonmetallic raw materials with the use of selective excavation of ore, leaching of poor and substandard ore and disposal of metal mining waste production, leaching into the cage. The peculiarities of the training of mining engineers. Formulated the aim of education in the mountain schools of the South of Russia which is to teach mountain professionals the humane treatment of nature, and the ability to participate in environmental protection and rational use of natural resources.

Keywords: university, mining education, mining enterprise, region, reserves, by technology, extraction of metals, leaching, ore, tailings, mechanochemistry.

Месторождения Юга России являются одними из первых по времени промышленного освоения минерально-сырьевой базы Российского государства. Сегодняшняя общая проблема их разработки заключается в ослаблении темпов или полном прекращении эксплуатации. Прекратили свою производственную деятельность Садонский свинцово-цинковый Тырныаузский вольфрамово-молибденовый комбинаты, в глубоком социально-экономическом кризисе оказался Восточный Донбасс, переходят на подземный способ разработки предприятия КМА. Проблемы горного производства в регионах Юга России объясняется радикальным изменением конъюнктуры металлов на рынке, ограничением условий торговли и обмена, проявляющейся угрозой минеральной безопасности России и др. факторами [1-5].

Основой технологической модернизации горного производства Юга России должны стать инновационные технологии добычи и переработки первичного сырья и хвостов обогащения и металлургии с использованием мало-затратных методов, эффективность которых будет определяться не столько приростом добычи металла из обогащенных участков, сколько полнотой использования недр. В вопросах подготовки горных специалистов университеты Юга России активно сотрудничают друг с другом, с Фрайбергской Горной академией,

университетами Китая, а также с научными подразделениями своих контрагентов-предприятий.

Научно-техническая революция современности породила новые отрасли производства, среди которых приоритетное место занимает горнодобывающая отрасль, обеспечивающая промышленность сырьем.

Образование обогатилось новыми разделами наук, что потребовало интенсификации образовательного процесса. В систему образования вошли доступные вычислительные и управленческие машины с хорошим математическим обеспечением, библиотекой прикладных программ, развитыми языками программирования высокого уровня и доступом в сеть Интернета. Это привело к информационной революции, в том числе и в образовании.

Активно разрабатываются методики использования в учебном процессе обучающих и контролирующих программ, текущего и итогового тестирования.

Доктрина и программа развития образования являются результатом коллективных усилий практиков и теоретиков образовательного дела. Качество образования во многом зависит от состояния вузовской науки, характеризующегося утечкой мозгов и радикальным сокращением исследований и разработок новой техники и технологий.

Изменяется содержание образования с учетом

интересов работодателей. Высшее образование становится ориентированным на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить «производственный» цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную на последующем [6-7].

В федеральных округах Юга России сосредоточено 3/4 российских запасов термальных и 1/3 минеральных вод, 2 % нефти, 7 % газа, 3,5 % угля, 3 % меди, 2 % цинка, 2 % золота, 2 % серебра, 2 % свинца и других полезных ископаемых. Северный Кавказ располагает 200 месторождениями нефти и газоконденсата и более 150 месторождениями газа. Разрабатывается около 80 % месторождений. Разведанные запасы превышают 185 млн. т нефти и около 400 млрд. м3 газа.

Уголь размещается на территории Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республики, в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае (г. Лабинск). Восточный Донбасс - угленосная территория площадью 70 тыс. км2. Вскрыты более 290 пластов и прослоев угля, в т. ч. мощностью более 0,5-0,9 м. Запасы угля до глубины 1500 м оцениваются в 10 млрд. т, 70 % из них - антрациты и полуантрациты.

Металлические руды представлены месторождениями: Тырныаузское (Кабардино-Балкария) и Ктитебердинское (Карачаево-Черкесия) вольфра-момолибденовых руд, Садонское (Северная Осетия-Алания) свинцово-цинковых руд, Урупское месторождение меди (Карачаево-Черкесия), медных руд Худесское и Кизил-Дере (Дагестан).

Краснодарский край, Дагестан и Северная Осетия-Алания располагают крупными запасами ртути. Кабардино- Балкария обладает промышленными запасами золота и висмута. В районе г. Шахты перспективна Керчигская золотая жила, а также месторождения никеля, меди и кобальта. Ростовская область - продолжение железорудной полосы Курской магнитной аномалии.

В Кабардино - Балкарии (р. Малк) добывают железные руды высокого качества.

Медно-колчеданные месторождения диабаз-спилит-кератофирового ряда расположены в мед-но-рудных районах: Большелабинском, Урупском, Даутском, Теберда-Кубанском и Худесском.

Тырныаузский тектоноблок включает в себя рассеянное в сланцах и кварцитах золотое оруде-нение. Висмутовая минеральная ассоциация с золотом не содержит молибденита и шеелита, в ней присутствуют арсенопирит, пирронит, халькопирит. Форма выделения золота пластинчатая, изо-метричная, нитевидная, размер зерен достигает 1,5 мм.Повышенные содержания сурьмы отмечены в вольфрамово-молибденовых рудах Тырныауза (до

0,004 %) и мышьяковых рудопроявлениях горы Сирх. Для Тырныаузского месторождения характерно вольфрамово-молибденовое оруденение.

В горной Осетии медно-пирротиновые месторождения с полиметаллами представлены Бурон-Саухохским рудным районом в бассейне реки Ар-дон. В Садонском тектоноблоке рудные пластины кварц-полиметаллического состава прослеживаются по простиранию на 6 км, по падению - на 2 км. Они слагают месторождения садонской группы: Садонское, Згидское, Архонское, Холстинское и др.

Помимо самостоятельных сурьмяно-мышья-ковых рудных проявлений сурьмяно-мышьяковая минерализация встречается в пределах месторождений (Садон, Уруп, Тырныауз и др.). Преобладают ртуть и мышьяк или ртуть и сурьма (Буриатское месторождение в Осетии).

Ртутные месторождения развиты на Западном Кавказе: Сахалинское, Медвежьегорское, Дефонов-ское, Фанарское, Дальнее и другие; на Восточном - Яргильское, Чафардагское, Гапцахское и другие в Дагестанском рудном районе.

Железосодержащие проявления известны в Лабинском, Мыстыбашском, Кинжальском и Тырныаузском тектоноблоках: месторождения Тышлы-Сырт, Хацавитая, Подорванное, Пцицар и Малкинское. Наиболее крупным является Малкин-ское железорудное месторождение.

Урупский горно- металлургический комбинат с 1968 г. эксплуатирует Урупское и Власе нчихин-ское месторождения меди.

Перспективны каменные соли (Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский край), барит, магнезиально-фосфатные руды (Адыгея), фосфориты (Ростовская и Волгоградская области), гипс (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Дагестан, Чечня), (рис. 2.9).

Широко представлено сырье для металлургической промышленности - кварциты, флюсовые известняки, формовочные глины, огнеупорные и тугоплавкие глины, доломиты, минеральные краски (Волгоградская и Астраханская области).

Важное значение имеют запасы мергелей - сырья для цементной промышленности. Это северо-запад Ростовской области, Волгоградская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан.

В Краснодарском крае мергели тянутся полосой от станицы Верхне-Баканской до г. Сочи. Особую ценность представляют месторождения мергелей в районе Новороссийска, состоящие из смеси карбонатных и глинистых пород в пропорции, оптимальной для производства цемента.

В Северной Осетии-Алании расположено одно из крупнейших в мире Боснийское месторождение

доломитов. Запасы его здесь оценивают в 230 млн. т, что составляет 10 % общероссийских запасов.

В районе Кавказских Минеральных Вод у подножья 17 гор вулканического происхождения на территории 60x30 км, сосредоточено более 120 минеральных источников 12 типов. В верховьях р. Малки расположена «Долина нарзанов», насчитывающая около 20 источников.

В Дагестане представлены все бальнеологические группы минеральных вод: сероводородные, углекислые, соляно-щелочные (21 %), йодо-бром-ные и борные, сульфатные, слаборадоновые, кремнистые, содо-глауберовые и др.

Кабардино-Балкария производит около 10 % всей выпускаемой в России минеральной воды. Оцененные запасы ее минеральных вод составляют более 12 тыс. м3 суточного дебита.

Месторождения Юга России являются одними из первых по времени объектами промышленного освоения минерально-сырьевой базы Российского государства. К глубокой древности восходят сведения о добыче цветных металлов Садона. В 1722 г. вышел именной указ Петра I о приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд. К 1773 г. относится открытие Курской магнитной аномалии. В1940 г. введен в эксплуатацию Тырны-аузский вольфрамово-молибденовый комбинат, а в 1968г.- Урупский горно-обогатительный комбинат.

В новейшей истории проблема разработки месторождений Юга России заключается в ослаблении темпов или полном прекращении их эксплуатации в постреформационный период нового времени [8-12].

Ртутные месторождения Краснодарского края являются телетермальными. Простота вещественного состава ртутных месторождений Краснодарского края связана со значительной удаленностью источников рудного вещества и высокой степенью сепарированности рудоносных растворов. Ценным минералом в них является киноварь. Месторождение Сахалинское разрабатывается, а месторожде-

ния Белокаменное, Дальнее и Каскадное остаются в резерве.В зо-х годах прошлого века Троицкое месторождение было крупнейшим поставщиком ртути для промышленности СССР.

Садонский свинцово-цинковый комбинат, имевший статус планово - убыточного с производственной мощностью 745 тыс. т. руды в год, в 2003 г. прекратил свою производственную деятельность. Прекратил деятельность и Тырныаузский вольфра-мово-молибденовый добывавший 7 млн. т. руды/ год. Не с полной нагрузкой работает Урупский горно-обогатительный комбинат. Угольная промышленность Восточного Донбасса оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе. Сложное время переживают горные предприятия соседней Курской магнитной аномалии.

Состояние горного производства в регионах Юга России объясняется резким изменением отношений в сфере получения сырья для металлургической промышленности: изменение конъюнктуры металлов на рынке, ограничение условий торговли и обмена, угрозы минеральной безопасности для России и др. факторами.

Проблемы отдельных добывающих регионов формируются исторически складывающимися экономическими, природными и технологическими факторами.

В освоении природных богатств, обеспечивающих базу российской государственности, территориальные институты горного направления Юга России принимали активное участие с первых шагов своего существования. Вклад университетов Юга России в развитие горных наук оценивается, исходя из специфики регионов и полноты решения стоящих перед ним задач в исторических срезах.

Южно-Российский государственный технологический университет (НПИ) имени М. И. Платова -первое высшее учебное заведение на юге России был учрежден в 1907 г. с использованием кадров Варшавского политехникума в качестве ядра его профессорско-преподавательского состава (рис.1) [13].

Рисунок 1. Южно-Российский государственный технологический университет

В ЮРГТУ трудились ученые с мировым именем, основатели важных направлений в горных науках: - Ауэрбах В.А., Успенский Н.С., Скочинский А.А., Шестаков В.А. и др. Учеными ЮРГТУ в свое время были разработаны крупные проекты федерального значения для регионов СССР и РФ, например:

- повторная отработка открытым способом на Никитовском ртутном руднике;

- долгосрочный прогноз технического прогресса на железорудных шахтах Урала и Казахстана и др.

Сегодня региональными проблемами является обеспечение конкурентоспособности добычи угля в Донбассе в условиях становления рынка при ухудшении сортности угля и снижения производственной мощности при реструктуризации производства, а также предотвращение деградации окружающей среды под влиянием горных работ. Число действующих шахт и добыча угля сократились в несколько раз [14-15].

Разрабатываются научные основы комплексной переработки хвостов углеобогащения с выпуском товарной продукции для поддержания экономики шахт, эксплуатирующих месторождения углей невысокого качества, включающие направления:

- оптимизация технологических схем при добыче разносортного сырья;

- выбор оптимальных параметров разработки месторождений угля в новых условиях;

- нейтрализация воздействия горного производства на окружающую среду.

Южно-Российский государственный технологический университет решает проблемы обеспечение конкурентоспособности добычи угля в условиях становления рынка при ухудшении сортности угля и снижения производственной мощности при реструктуризации производства, а также предот-

вращение деградации окружающей среды под влиянием горных работ. Разрабатываются научные основы комплексной переработки хвостов углеобогащения с выпуском товарной продукции для поддержания экономики шахт, эксплуатирующих месторождения углей невысокого качества.

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова - старейший вуз Юга России, достигший 110-летнего рубежа своей истории.

ВУЗ внес значительный вклад в развитие инженерного образования России, подготовив более 150 тыс. специалистов. В их числе - семь Героев Советского Союза, два Героя России, 23 Героя Социалистического труда, выдающиеся деятели науки, изобретатели и конструкторы, руководители предприятий, министерств и ведомств.

Базовой деятельностью ЮРГПУ являются фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационные технологии, направленные на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, соответствующих стратегическим задачам государства в обеспечении перехода от сырьевой экономики к экономике инновационного типа.

Комплексная подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется на основе научно-образовательного процесса с активным вовлечением студентов в научные исследования и опытно-конструкторские работы.

ЮРГПУ входит в число ведущих вузов СНГ, 50-ти лучших технических вузов России, 100 лучших российских вузов, ведущих вузов России по уровню зарплат выпускников. Первый вуз Юга России является центром науки, образования и культуры региона, продолжает быть одним из ведущих вузов страны.

В 1933 г. был утвержден устав Северо-Кавказского института цветных металлов [16].

Рисунок 2. Северо-Кавказский государственный технологический университет

Здесь трудились ученые - горняки с мировым именем: Агошков М. И., Стешенко А.И., Остроуш-ко И.А.

Освоению месторождений не только Северного Кавказа, но и Республик СССР и регионов РФ посвятили труды: Остроушко И.А., Демин Н.С., Емекеев В.И. и др. Объектами их исследований являются: ГУП «Садонский СЦК»; ОАО «Тырны-аузский ГОК»; ЗАО «Урупский ГОК», рудники Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель».

В 40-х годах для уменьшения разубоживания руд при выпуске одними из первых в мировой практике здесь применили гибкие разделяющие дерево - канатные перекрытия конструкции проф. Остроушко И.А. В 70-х годах был разработан первый в мировой истории горного производства проект выщелачивания балансовых руд [17].

Северо-Кавказский государственный технологический университет решает вопросы восстановления горного производства на месторождениях регионов СКФО и других регионов, использования селективной выемки богатых руд и выщелачиванием бедных и некондиционных руд; утилизации отходов горно-металлургического производства и др.

В СКГМИ более 7000 студентов обучаются по 34 специальностям и направлениям на 12 факультетах: горно-геологическом, металлургическом, электромеханическом, архитектурно-строительном, электронной техники, экономическом, юридическом, пищевых производств, информационных технологий, довузовской подготовки, заочном, повышения квалификации и переподготовки специалистов

На 47 кафедрах трудится высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, в составе которого десятки членов общественных академий и заслуженных деятелей науки.

В аспирантуре готовятся научные кадры по 38 специальностям. Функционируют 2 специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

К услугам студентов 52 учебных компьютерных класса на 780 рабочих места, более 150 лабораторий, научно-методических кабинетов и учебных полигонов.

Библиотека — одна из самых богатых и полных технических библиотек ВУЗов Северо-Кавказского региона располагает фондом из более полумиллиона томов технической, общественно-политической и художественной литературы

Материально-техническая база университета охватывает все сферы деятельности жизни как сотрудников, так и студентов. Студенческий городок

университета включает в себя 20 прекрасно оборудованных учебных корпусов, общежитие, столовая, спортивный комплекс со стадионом, ведомственный детский сад. Работает спорткомплекс с плавательным бассейном, а в Цейском ущелье - спортивно-оздоровительный лагерь «Цей».

Университетское издательство «Терек» с современной полиграфической базой издает всю необходимую учебную и научную литературу.

Проблемами РСО-Алания и КБР является восстановление добычи руд из месторождений полиметаллов Садона и вольфрамомолибденовых руд Тырныауза ввиду их неконкурентоспособности на рынке [18].

Для решения этих и других проблем в университетах развиваются направления: совершенствование технологии разработки рудного и нерудного сырья, использованием селективной выемки богатых руд и выщелачиванием бедных и некондиционных руд; утилизация отходов горно-металлургического производства с выщелачиванием в дезинтеграторе.

Программа исследований предусматривает поэтапное вовлечение в эксплуатацию новых производственных мощностей нижних горизонтов месторождений с увеличением объема добычи руды и объема товарной продукции в полтора раза, переход к ресурсосберегающей технологии с закладкой выработанного пространства, а также освоение технологий утилизации хвостов обогащения.

СКГМИ за время существования выпустил до 4 тыс., а ЮРГТУ - более 11 тыс. горных инженеров различной специализации. Университеты Юга России корректируют программы обучения с учетом потребностей в горных специалистах своих регионов.

Горному инженеру надо быть не только горным технологом, но и обогатителем, геологом, экономистом, экологом и т.д. Цель обучения в горных ВУЗах Юга России состоит в том, чтобы научить горных специалистов гуманному обращению с природой, умению участвовать в защите природной среды и рациональном использовании природных ресурсов [19-20].

Университеты Юга России активно сотрудничают в области подготовки горных специалистов с иностранными ВУЗами, а также с научными подразделениями своих контрагентов-предприятий.

Основой технологической модернизации горного производства Юга России являются инновационные технологии добычи и переработки первичного сырья и хвостов обогащения и металлургии, эффективность которых будет определяться не столько приростом добычи металла из обогащенных участков, сколько полнотой исполь-

зования недр до уровня безотходности в ходе освоения инновационных технологий.

Экономику регионов предполагается укреплять на основе консенсуса предприятий. Так, перспективы горной отрасли Республики Северная Осетия - Алания включают объединение горных предприятий с предприятиями Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики с координацией действий. Практически это сводится к созданию регионального гидрометаллургического предприятия.

Комплекс инструментов модернизации горного производства регионов включает в себя выщелачивание металлов химическими реагентами на всех переделах и повышение извлечения металлов путем механохимической активации.

Инновационные технологии позволяют вовлечь в производство неактивные ресурсы, которые ранее не участвовали в хозяйственном обороте, принося при хранении вред окружающей среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью деятельности горных университетов Юга России в новейшем времени является содействие выживанию депрессивных горных предприятий регионов при рациональном использовании внутренних резервов путем комбинировании традиционных и инновационных способов добычи металлов.

Развитие научно - технического прогресса горных отраслей регионов Юга России в близкой перспективе включают в себя направления: выщелачивание некондиционных руд; гидрометаллургическая переработка концентратов обогащения; извлечение металлов из хвостов обогащения меха-нохимическими методами; извлечение металлов из рудничных стоков; повышение качества нерудной продукции методами активация.

На предприятиях горной отрасли регионов Юга России трудятся и выпускники частного образовательного учреждения высшего образования «Южный институт менеджмента», созданного в октябре 1993 года в числе первых негосударственных образовательных учреждений на юге России (рис.3).

Современный институт, интегрированный в социально-экономическое развитие регионов Юга России, обеспечивает подготовку специалистов по ряду направлений, из которых горной отраслью востребованы: финансы и кредит, бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, управление малым бизнесом, финансовый менеджмент, маркетинг и др.

За 20 лет существования вузом подготовлено более 10 тысяч специалистов для отраслей экономики, органов власти, правоохранительных органов в Южном федеральном округе и других

регионах страны. В настоящее время в институте обучается 2500 студентов.

Рисунок 3. Южный институт менеджмента

В институте открыта магистратура по основным направлениям экономики и юриспруденции. Действует аспирантура по специальностям: экономика и управление народным хозяйством, финансы, денежное обращение и кредит, мировая экономика. Осуществляется переподготовка по 9 наиболее востребованным профессиональным программам и повышение квалификации по 28 программам. ВУЗ имеет современную научную библиотеку, спортивный зал, столовую .

Подготовка студентов осуществляется на факультетах экономики и управления, юридическом, высшей школе международного бизнеса, факультете заочного обучения.

В структуре института 15 кафедр, в том числе 8 выпускающих. В институте 8 оборудованных компьютерных классов на 235 мест, имеются специализированные кабинеты. Информационное пространство обеспечено более 250 компьютерами, 6 пунктами коллективного доступа, 4 серверами, 7 мультимедийными аудиториями.

Учебный процесс и научную работу в ЮИМ обеспечивает коллектив преподавателей и ученых, в составе которого доктора наук, профессора и кандидаты наук, доценты. Студентам ЮИМ предоставлена возможность пройти обучение на последнем году в западном вузе-партнере и получить российский и государственный диплом и диплом европейского вуза.

Южный институт менеджмента является членом Европейского Совета по Бизнес Образованию, объединяющим более 120 вузов стран мира.

Экономисты ЮИМ реальными делами уча-

ствуют в восстановлении былого потенциала Юга России.

Рекомендации ученых ВУЗов по практическому использованию мер возрождения горнодобывающего производства могут быть использованы при разработке планов и проектов развития регионов Юга России и других регионов, испытывающих сходные проблемы.

За время существования горные ВУЗы Юга России обеспечивали развитие горнодобывающих предприятий на основе науки и техники своего времени, опираясь на поддержку государства. С переходом на рыночные отношения эта задача не может решаться без использования новых достижений науки и практики горной и смежных отраслей, а также без государственной поддержки.

Необходимость освоения минерально-сырьевой базы ставит перед регионами Юга России задачу подготовки специалистов, которые будут работать в новой системе сотрудничества, обмена информацией и продуктами труда. Большое внимание уделяется развитию дистанционного и непрерывного образования. Внедряются новые инструменты организации направлений функционирования высшего образования. Высшее образование становится ориентированным на рынок труда.

Использование информационных технологий в учебном процессе развивается по направлениям:

- использование машинных методов контроля и самоконтроля знаний;

- версификация вариантов заданий;

- разработка технологических расчётов и составление программ на машинных языках;

- разработка имитационных обучающих комплексов.

Для выполнения практических работ и имитационных исследований применяются программы, реализующие типовые расчёты курсовых и контрольных работ. Программы позволяют интенсифицировать процесс профессиональной подготовки, проводить виртуальные исследования, моделируя поведение объекта.

В горном деле информационные технологии находят применение при проектировании технологических комплексов с использованием средств автоматизации производства. Система имеет целью обеспечение добычи и переработки полезного ископаемого при высокой эффективности затрат и рациональном использовании недр. Она усложнена изменчивостью параметров рудных месторождений и качества сырья.

Методы обучения горного специалиста связаны с методами мышления, которые в процессе взаимодействия педагогов и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в сущность вещей

и явлений: индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному, анализ и синтез, сравнение и сопоставление, дифференциация и интеграция.

Широкомасштабные изменения в сфере образования происходят в Европе. После принятия Болоньской Декларации Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования, в основе которых лежат самооценка, внешний аудит качества, публичность оценки качества, обеспечение прозрачности деятельности вузов, переход к реализации концепции «управление качеством образования».

Европейское высшее образование ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить «производственный» цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную на последующем, причем платную.

Практика применения двухступенчатой системы оценивается неоднозначно. Горные ВУЗы ее не приняли. К отказу от нее склоняются и другие ВУЗы, преимущественно технического профиля.

Современный этап развития горного производства ставит перед горной промышленностью новые задачи. Становится очевидной ограниченность запасов полезных ископаемых, поэтому при выборе технологических решений необходимо учитывать такие аспекты, как экологический урон окружающей среде и потери полезного ископаемого в недрах.

От горных инженеров ждут принятия нестандартных решений, поскольку известные способы управления состоянием массива не позволяют оптимально увязать основные требования к эксплуатации месторождения: экономику, полноту использования недр и экологию.

Месторождениям Юга России, как и другим месторождениям мира и России, предстоит пережить этап перехода на технологии подземной разработки с закладкой пустот твердеющими смесями, а также замену пирометаллургических процессов переработки многокомпонентных руд гидрометаллургическими.

Особенность концепции природо- сбережения состоит в резком увеличении сырьевой базы за счет вовлечения в производство считавшихся ранее некондиционными руд.

Необходимость конверсии технологий вызывается тем, что месторождения металлов, работая по существующей технологии, скоро отработают богатые участки и станут аналогами ныне действующих уже через несколько лет, а добыча металлов традиционными технологиями не обеспечит экономическую основу существования предприятий.

Сегодняшнему горному инженеру невозможно решать проблемы конверсии, не обладая специальными знаниями, в том числе экономическими. Эти дисциплины даются, как правило, без учета последних достижений науки и практики, уступая общественным дисциплинам. Горному инженеру надо быть не только горным технологом, но и технологом - переработчиком, гидрогеологом, экологом и т.д.

Цель модернизации образования в горном кластере Юга России состоит в том, чтобы научить горных специалистов гуманному обращению с природой, умению конструктивно участвовать в защите и улучшении природной среды и рациональном использовании природных ресурсов. Важно не только готовить специалистов в области охраны окружающей среды, но и давать образование по вопросам охраны окружающей среды.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вагин В.С., Голик В.И. Проблемы использования природных ресурсов южного федерального округа. - Владикавказ, 2005. - 192 с.

2. Голик В.И., Разоренов Ю.И., Страданченко С.Г., Прокопов А.Ю., Масленников С.А. Экспериментальное обоснование возможности извлечения металлов из хвостов обогащения угля // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2012. - № 5. - С. 128134.

3. Golik V.I., Khasheva Z.M., Shulgatyi L.P. Economical efficiency of utilization of allied mining enterprises waste // Journal of the Social Sciences. - 2015. - Т. 10. - № 6. - С. 750-754.

4. Голик В.И., Хашева З.М., Шульгатый Л.П. Экономика древнего Северного Кавказа // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015.

- № 3. - С. 69-76.

5. Голик В.И., Хашева З.М., Шульгатый Л.П. Экономический механизм конверсии горнодобывающей отрасли депрессивных регионов Юга России // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. - № 3 (15). - С. 27-32.

6. Воробьев А.Е., Разоренов Ю.И., Ваккер О.В. Высшее профессиональное образование в XXI веке. -Новочеркасск, 2011. - 211 с.

7. Golik V.I., Kozhiev Kh.Kh., Stradanchenko S.G., Khasheva Z.M., Shulgaty L.P. Array management using ore processing tailings // International Journal of Engineering and Applied Sciences. - 2016. - Т. 11.

- № 6. - С. 1223-1228.

8. Франкевич Ж.А., Горонкова Н.В. Угольная промышленность России: проблемы и перспективы развития. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2015. - №17. - С 104-110.

9. Разоренов Ю.И., Белодедов А.А., Шмаленюк С.А., Копач С.Н. Технология отработки тонких и средней мощности угольных пластов. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2013.

- №3. - С. 42-46.

10. Шестаков В.А., Белодедов А.А., Шаляпин В.Н., Твердохлебов В.Д., Разоренов Ю.И. Способ разработки крутопадающих рудных залежей малой и средней мощности системой подэтажного обрушения с гибкими разделяющими перекрытиями.

- Патент на изобретение RUS 2301334 28.12.2004.

11. Хашева З.М. Факторы формирования кризисных ситуаций в региональной экономической системе // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Сборник научных трудов.

- Краснодар, 2011. - С. 94-103.

12. Ляшенко В.И. Научно-технические предпосылки повышения экологической безопасности в горно-нодобывающем регионе// Черная металлургия. -2015. - № 1. - С. 21-30.

13. Черникова А. А., Петров В. Л. Подготовка горных инженеров в российских университетах исследовательского типа // Горный журнал. - 2015. - №8.

- С.115-121.

14. Разоренов Ю.И., Белодедов А.А., Шмаленюк С.А., Копач С.Н. Технология отработки тонких и средней мощности угольных пластов // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2013.

- №3. - С. 42-46.

15. Голик В.И. Природоохранные технологии разработки рудных месторождений. - М.: Инфра-М, 2014. - 192 с.

16. Приказ ВСНХ об организации Северо-Кавказского института цветных металлов. - М. 26.08.1931.

- №580.

17. Пагиев К.Х., Голик В.И., Габараев О.З. Наукоемкие технологии добычи и переработки руд. - Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 1998. - 571 с.

18. Golik V.I., Hasheva Z.M., Galachieva S.V. Diversification of the economic foundations of depressive mining region // The Social Sciences (Pakistan). - 2015. - №6 (10). - С. 746-749.

19. Golik V.I., Gabaraev O.Z., Maslennikov S.A., Khasheva Z.M., Shulgatyi L.P. The provision of development conversion perspectives into undeground one for russian iron ore deposits development // The Social Sciences. - 2016. - Т. 11. - № 18. - С. 4348-4351.

20. Golik V.I., Kozhiev Kh.Kh., Stradanchenko S.G., Khasheva Z.M., Shulgaty L.P. Array management using ore processing tailings // International Journal of Engineering and Applied Sciences. - 2016. - Т. 11.

- № 6. - С. 1223-1228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.