Особенности подготовки аграрных предпринимателей, научных кадров, специалистов и руководящих работников сельского хозяйства и местного самоуправления
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Гужин Александр Александрович
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и информационных технологий Московского государственного педагогического университета (филиал г. Покров)
Назаршоев Назаршо Моеншоевич
доктор исторических наук, профессор кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета
К настоящему времени стало ясным, что в условиях рынка эффективно управлять любыми обновляемыми с учетом его требований хозяйственными структурами могут далеко не все, а только лица с предпринимательскими навыками. Также следует иметь ввиду, что система образования в условиях развития гражданского общества во многом зависит от заинтересованности экономически активного населения, а ее необходимо системно формировать и развивать. В этом деле значительную роль могут сыграть объединения работодателей, ассоциации фермерских (крестьянских) хозяйств, иные общественные и профессиональные объединения, а также средства массовой информации. Ключевые слова: система образования, реформирование сельского хозяйства, управленческие кадры, аграрное образование, агробизнес, консультационная служба.
На первых этапах реформирования сельского хозяйства задача подготовки новых кадров сводилась преимущественно к обучению глав фермерских хозяйств. Однако и она осуществлялась на базе советского опыта подготовки арендаторов и руководителей арендных коллективов, которую осуществляли областные школы управления АПК. Естественно, что это обучение страдало консерватизмом и попытками бесплодной увязки механизмов предпринимательства с закономерностями ведения сохранявшего многие черты колхозно-совхозного строя.
Практика показала, однако, что эти подходы нуждаются в серьезных корректировках.
Современная система аграрного образования исходит из того, что сельские предприниматели подразделяются на индивидуальных, т.е. занятых в секторе малого предпринимательства, - крестьянских (фермерских) хозяйствах, - занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью лиц, и коллективных - занятых на предприятиях и в организациях, участвующих в хозяйственной предпринимательской, т.е. нацеленной на прибыль, деятельности.
В свою очередь, коллективные предприниматели подразделяются по степени взятого на себя риска, занимаемой должности и положению в коллективе - на рабочих-предпринимателей, менеджеров-предпринимателей и руководителей-предпринимателей.
Так как данные группы предпринимателей имеют различный круг и уровень функциональных обязанностей, они нуждаются в различной образовательной подготовке.
Наибольшего внимания на первых порах потребовало определение круга профессионально необходимых российским сельским предпринимателям (а предприниматель - это профессия) знаний и установление характера и содержания пробелов во владении ими этими знаниями, что и должно было лечь в основу их последующего обучения.
Определиться в этом помогли экспертные опросы и социологические исследования, проведенные вузами системы Минсельхоза Российской Федерации, а также анализ зарубежного опыта в области подготовки сельских предпринимателей.
Экспертные оценки и опросы показали, что наиболее актуальными для обучения новых российских предпринимателей, помимо специализации в той сфере, в которой они намереваются действовать, являются:
умение общения с людьми, особенно в частности управления коллективами; владение источниками информации о состоянии рыночной экономики, умение правильно отбирать такую информацию и ориентироваться в ней;
владение механизмами оперативной перестройки своей деятельности с учетом конъюнктуры рынка;
понимание тонкостей финансовых операций, кредитных, имущественных, земельных отношений, маркетинга и других дисциплин, связанных с рыночной экономикой;
способность оптимально оценивать соотношения спроса и предложения, прогнозировать экономическую ситуацию на рынке продукции и рабочей силы;
и, пожалуй, самое главное, овладение вариативным мышлением, которому в дореформенные десятилетия наша система аграрного образования уделяла практически не уделяла внимания, поскольку подготовка специалистов и других кадров велась для круга однотипных хозяйств, действовавших в однотипных условиях административно-командной системы.
Использование зарубежного опыта с учетом специфики российского аграрного дела и особенностей переходного к рынку периода позволило в сравнительно короткий срок в основном решить на приемлемом с методологической и практической
стороны уровне проблемы создания программ и методик подготовки сельских предпринимателей наиболее массовых типов: частных индивидуалов и предпринимателей-менеджеров.
В ходе этой работы выявился определенный дефицит в системе российского аграрного образования рыночно ориентированных экономических, правовых, экологических, технических знаний, преодолению которого в настоящее время уделяется много внимания. Выявилась методическая неграмотность большей части педагогических кадров, связанных с социально-экономическими дисциплинами.
К настоящему времени выстраивается организационно-материальная и концептуально-методическая структуры подготовки сельских предпринимателей, но крайне медленно. Она гибко учитывает модельные параметры их профессии, специфику ее типового разнообразия. Например, при обучении ключевых фигур современного сельского предпринимательства в основу учебных программ закладываются следующие параметры, предопределяющие способность управлять агробизнесом:
понимание сути, форм, методов предпринимательства в той структуре агробизнеса, в которой намеревается действовать будущий предприниматель;
умение взвешенно оценивать и находить оптимальные решения, выдвигать новые идеи, трезво оценивая их перспективность;
способность идти на обоснованный хозяйственный риск в условиях неопределенности отдельных параметров агробизнеса;
умение оперативно анализировать и давать профессиональную оценку результатам своей хозяйственной деятельности в связи с внутренней и внешней ситуацией ведения бизнеса;
способность устанавливать контакты, вести переговоры, заключать сделки и получать необходимые результаты.
Вместе с тем, система подготовки сельских предпринимателей еще далека от завершенности. Специалисты в этой области отмечают следующие недостатки:
программы, планы, тематика курсов подготовки сельских предпринимателей не вполне отвечают потребностям формирования высококвалифицированного профессионализма менеджеров и других субъектов агробизнеса, развития их способностей добывать и глубоко анализировать информацию, принимать необхо-
димые решения, идти на обоснованный хозяйственный риск;
преобладают все еще пассивные формы обучения, не дающие навыков принятия самостоятельных эффективных решений;
отсутствует соответствующая новым требованиям материально- техническая база обучения, имеет место слабое научно-методическое и информационное обеспечение учебного курса предпринимательства;
слабо используются эффективные модели "бизнес-инкубаторов";
существует дефицит педагогических кадров, подготовленных для преподавания дисциплин, соответствующих этим курсам;
отсутствует четкая система отбора предпринимателей для учебы.
При этом попытки организации обучения на основе опыта развитых стран, базирующегося на устоявшейся в них практике организации частного предпринимательства в сельском хозяйстве, оказался мало приемлемым. Поэтому все больше приходит осознание того, что подготовку правильнее вести с учетом, как отечественного, так и зарубежного опыта, а также специфических российских условий перехода предприятий различных форм собственности к новым организационным формам, соответствующим потребностям рыночной экономики. Однако при этом следует хорошо осознавать, что преемственность старых подходов без творческого переосмысления и глубоких изменений более бесперспективна, чем применение плохо адаптированных зарубежных методологий. Многое предстоит сделать коллективам вузов и колледжей по дальнейшему разнообразию форм и совершенствованию методов обучения.
Результаты научно-технической деятельности в АПК свидетельствуют о том, что, несмотря на крайне недостаточное финансирование, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение в последние годы, научные организации ведут активные исследования по актуальным фундаментальным и прикладным проблемам, имеющим важное народнохозяйственное значение. В настоящее время в Российской Федерации, по данным ВНИИЭСХ Россельхозакадемии, научные исследования, связанные с функционированием агропромышленного комплекса, проводят около 600 организаций, в числе которых и 39 аграрных вузов. Вместе с тем потенциал аграрной науки в последнее десятилетие суще-
ственно снизился. Это подтверждается динамикой не только количественных, но и качественных показателей его состояния.
В 1994 г. в сфере аграрной науки организаций насчитывалось 681 научных и образовательных учреждений. Их уменьшение произошло в основном за счет ликвидации части проектных организаций и самостоятельных конструкторских бюро, а также вследствие реструктуризации научных учреждений, проведенной в 1998-1999 гг. В 2017 году это число значительно уменьшилось за счет проведенной оптимизации Вузов по всей стране. Кроме того, произошло сокращение научно-исследовательских лабораторий и исследовательских институтов в вузах Минсельхоза России. Численность штатных сотрудников, ведущих в них научно-исследовательскую работу, уменьшилась за период 1991-2011 гг. с 6989 до 605 человек. И с 2012 по 2017 еще до 410 человек. В целом численность занятых в аграрной научной сфере за период с 1991 по 2012 г. уменьшилась более чем на треть. Наибольшее сокращение наблюдается в подразделениях Россельхозакадемии - около 1,5 тыс. ученых.
Анализ возрастной структуры научных кадров показывает, что сегодня их основу составляют работники, относящиеся к следующим возрастным группам: по докторам наук - от 50 до 69 лет, кандидатам - 40-59 лет; около 10% докторов наук имеют возраст 70 и более лет, 12,2% кандидатов наук находятся в возрасте 60 лет и старше. При этом, как видно из результатов выборочного обследования 101 института системы Россельхозакадемии, в 8 НИИ было не более 5 кандидатов наук, в 13 - от 6 до 10, в 29 - от 11 до 20, в 21 - от 21 до 40 и только в 30 - более 40 кандидатов наук. В 10 НИИ не было докторов наук, в 34 институтах их работало от 1 до 3, в 19 -от 4 до 5, в 17 - от 6 до 10, в 16 - от 11 до 20, в 3 - от 21 до 30 и в 2 - от 31 и более.
Одной из важнейших причин сложившейся ситуации является низкий уровень оплаты труда, что обусловливает уход молодых кадров в коммерческие структуры и даже отъезд на работу за рубеж, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на укомплектованность научных учреждений.
Поэтому крайне необходимо увеличение финансирования сельскохозяйственной науки и высшей школы с тем, чтобы увеличить не менее чем втрое оп-
0 3
Ю
S
*
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 о
лату труда высококвалифицированных кадров. Однако из этого не следует обязательность сохранения всех учреждений. Наверное, организации, не способные обеспечивать современный уровень научной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации должны сойти со сцены. То есть нам представляется разумным продолжение реструктуризации системы сельскохозяйственной науки, а также серьезно подойти к вопросам сохранения тех или иных высших учебных заведений и заведений системы дополнительного профессионального образования. Это позволит высвободить финансовые ресурсы на укрепление ведущих учреждений науки и высшей школы сельского хозяйства.
Большое внимание следует уделить развитию системы сельскохозяйственного консультирования, которая может быть создана с использованием потенциалов системы дополнительного профессионального образования и быть финансируемой в основном за счет бюджетов субъектов РФ. При этом некоторые про-ектно-технологические организации Россельхозакадемии могут войти в эти консультационные службы в качестве опытно- демонстрационных.
Развитие сотрудничества между молодыми учеными и консультационными службами, привлечение молодых ученых к работе в этих службах на основе заказов на конкретные разработки с финансированием через систему консультирования позволит существенным образом активизировать инновационные процессы в отрасли.
Запросы современной практики диктуют необходимость подготовки ученого нового типа - ученого-экспериментатора и ученого-педагога - творчески активной личности с широким кругозором и независимым мышлением, владеющего новейшими методиками исследования, информатики, компьютеризации, иностранными языками.
Этому должно способствовать совершенствование систем непрерывного образования, поиска и отбора талантливой молодежи в школах, колледжах, вузах, институтах, подготовки научных и научно-педагогических кадров через докторантуру, аспирантуру, соискательство, научную стажировку, предоставление творческих отпусков для подготовки диссертации.
В этом плане интересны примеры объединения ведущих вузов с НИИ. Так, в Орловской области в 2000 году был образован Университетский научно-образо-
вательный комплекс. В его состав вошли: Орловский государственный аграрный университет, Орловский государственный университет, ВНИИ зернобобовых и крупяных культур, ВНИИ селекции плодовых культур, Шатиловская опытная станция, филиал ЦЧО-Гипрозем, Ново-сильская агролесомелиоративная опытная станция имени Козьменко и Национальный парк «Орловское полесье».
Такая система очень похожа на широко известные системы государственных университетов США. Только по сравнению с их триединой системой, созданной еще в 1914 году, в приведенном нашем варианте отсутствует подсистема консультирования. Именно она и обеспечивает масштабное доведение всех новшеств до товаропроизводителей, обеспечивает так необходимую ученым и преподавателям практику, обеспечивает научно-методическую поддержку развития сельскохозяйственного производства в целом. У нас же все достижения научно-учебных комплексов по-прежнему остаются достижением немногих практиков.
Основными действующими лицами консультационной службы являются консультанты, обеспечивающие все виды консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей по необходимым им отраслям знаний. Консультанты должны иметь не только высокий уровень знаний по специальности, но и навыки в обучении, подготовке и выработке технологических и управленческих решений. Данный широкий спектр требований вытекает из задач, стоящих перед консультационной службой.
Одним из важнейших условий эффективного функционирования консультационных служб является подбор высококвалифицированных кадров, обеспечение их подготовки к ведению консультационной деятельности, непрерывное повышения их специальных знаний.
Формирование общероссийской системы подготовки кадров для обеспечения развития и эффективного функционирования сельских консультационных служб видится в качестве одной из первоочередных задач. В обеспечение этой задачи необходимо:
определиться с ролью и местом различных учебных и иных организаций, занимающихся проблемами консультирования, в единой системе подготовки кадров;
координация деятельности всех обучающих и иных организаций, занимающихся вопросами подготовки консультантов;
разработка программ, методических материалов, законодательных актов, нормативно-правовой документации, касающихся кадрового обеспечения деятельности службы.
Вопросы кадрового обеспечения консультационных служб нашли отражение в Отраслевой программе развития аграрного образования на 2002-2005 гг. и до 2010 года, утвержденной совместным приказом Минсельхоза России и Минобразования России от 12 июля 2002 г. № 619/2678. Программой предусматривается развитие консультационных служб как составной части системы непрерывного образования. Решением Совета информационно-консультационной службы АПК Российской Федерации от 12 сентября 2002 года предусматривается разработка системы мер, реализация которых уже в настоящее время позволяет значительно расширить и улучшить подготовку кадров для системы консультационного обслуживания сельских това-ропроизводителей,сельских территорий в целом.
Проект Министерства Сельского хозяйства РФ «Стратегия развития аграрного образования до 2020 г.». Данная стратегия нацелена на устранение целого ряда проблем: низкий уровень оплаты труда в отрасли, дефицит финансирования системы аграрного образования, слабая привлекательность, не престижность аграрного образования для большинства абитуриентов, не достаточный уровень качества подготовки студентов, что делает их не конкурентоспособными на рынке труда, поколенческие разрывы и отсутствие достаточных стимулов и мотивации научно-педагогических сотрудников.
Одним из путей решения проблем кадрового обеспечения на фоне негативных тенденций потери специалистов агропромышленного производства может явиться система консультационного обслуживания. Это своего рода механизм восполнения увеличивающихся потерь кадров на селе. Каждый высококвалифицированный специалист консультационной службы при наличии вполне доступных ресурсов может обслуживать по нескольку сельскохозяйственных предприятий, оказывая методическую и практическую помощь их отраслевым специалистам. Как уже показала практика в ряде регионов, услугами специалиста консультационной службы с успехом могут воспользоваться те хозяйства, которые в силу сложившихся обстоятельств в какой-то период времени лишились тех или
иных отраслевых специалистов. Регулярные посещения такого хозяйства консультантом, консультирование и контроль с его стороны позволяют хозяйству не терять своих позиций.
Как показывает мировой опыт, никакая иная система, кроме высокоразвитой консультационной системы, реально не способна обеспечить повышение квалификации фермеров и специалистов сельскохозяйственных организаций. Более того, в связи с тяжелым материальным положением практически всех хозяйствующих на сельских территориях структур, в том числе библиотек, районных администраций, подписные и покупные издания стали практически не доступны. В такой ситуации, опять-таки одним из наиболее действенных каналов распространения знаний и информации о новых достижениях науки и практики становится система сельскохозяйственных консультационных служб, которая создается в России. Она все успешнее берет на себя функции доведения знаний до сельскохозяйственных товаропроизводителей и является ключевым звеном в системе освоения научно-технических достижений и передового производственного опыта в сельском хозяйстве.
Имеется ряд проблем, которые сдерживают дальнейшее распространение и повышение эффективности работы информационно-консультационных служб.
Первая и главная проблема - финансирование.
Очень часто ситуация общего экономического кризиса в России, недостаточные возможности бюджетов толкают администрации регионов на решение чисто текущих проблем в ущерб стратегическим целям развития экономики. В частности, ими забывается то обстоятельство, что поступления в бюджет напрямую зависят от того, насколько эффективно работают сельхозпроизводители, что в значительной мере определяется результатами работы консультационных служб.
Второй проблемой большинства региональных консультационных служб можно считать недостаточную связь с научными организациями. Как доказано рядом авторов, для эффективного функционирования науки и широкомасштабного распространения научных знаний среди товаропроизводителей необходимо создание региональной системы освоения научных достижений. Консультационная служба в этой системе является промежуточным звеном между источниками новых знаний (научными, учебны-
ми и другими организациями) и его потребителями (сельхозпроизводителями). Ее роль заключается в получении научных достижений от разработчиков, их адаптации непосредственно к конкретным условиям производства и обеспечении их масштабного распространения.
Развитие системы сельскохозяйственных консультационных служб предполагает необходимость подготовки кадров для них. Как показывает опыт стран с развитой системой консультирования, консультант должен обладать не только специальными знаниями в своей профессиональной области, но и владеть методикой эффективной передачи знаний товаропроизводителям. И здесь исключительно велика роль центров обучения консультантов.
В настоящее время в обновленной сети дополнительного образования осуществляется обучение специалистов и руководителей сельского хозяйства дополнительным профессиям (менеджмент, маркетинг, бухучет, банковское дело и др.), дополнительным знаниям по ценообразованию, налогообложению, финансово-кредитному обеспечению, внешнеэкономической деятельности, юриспруденции, социологии и психологии, др., необходимым для более эффективного осуществления основных производственных функций в условиях рыночной экономики.
Особенно важно организовать непрерывную профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников органов управления сельским хозяйством субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Мы считаем, что нельзя создавать систему сельскохозяйственного консультирования без связи с решением вопросов будущего системы дополнительного профессионального образования. Последняя просто подлежит ликвидации или, если это возможно, трансформации в систему сельскохозяйственного консультирования, как это было сделано в выше отмеченных странах. Главное - обеспечение консультационных (в т.ч. обучающих) служб высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время кадры для работы в консультационных службах могут быть привлечены только из хозяйств (с хорошим опытом в части использования достижений НТП), из науки и высшей школы. В перспективе, когда станет возможным процесс стажировки молодых специалистов у высококвалифицированных консультантов, необходимо предус-
матривать привлечение наиболее подготовленных выпускников вузов, прошедших специальную подготовку в системе консультационных служб или иной специализированной системе подготовки, а не в ВУЗе, как предполагают некоторые организаторы кафедр информационно-консультационного обслуживания АПК.
Таким образом, система высшего образования должна будет еще в большей мере ориентироваться на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые должны быть ориентированы в большей мере на работу в науке, в консультировании, в системе среднего специального образования и органах управления, чем на работу в конкретных хозяйствах. Для работы в хозяйствах нового типа, с высоким уровнем механизации и очень ограниченной занятостью, необходимы хорошо подготовленные специалисты со средним образованием. Только в вертикально интегрированных структурах проявится потребность в специалистах с высшим образованием.
Важнейшей же частью программ кадрового обеспечения АПК должна стать подготовка руководителей сельхозпредприятий путем переподготовки перспективных в этом плане специалистов-исполнителей.
В этой связи особую актуальность приобретает организация работы по формированию обладающего высоким потенциалом резерва руководящих кадров. По данным органов управления АПК в 2003 г. в резерве значилось 10,3 тыс. чел., или 37 % к общей численности руководителей. Однако на освободившиеся в течение этого года 3,2 тыс. должностей руководителей хозяйств из резерва было назначено (избрано) всего лишь 853чел. (26 %), из них только 237 прошли специальную управленческую подготовку.
В большинстве субъектов РФ резерв кадров АПК имеется, в некоторых регионах даже с превышением численности работающих руководителей. Так, в республике Марий Эл и Саратовской области он составляет 104%, в Татарстане и Чувашии - 112 и 150%, Свердловской -113%.
Вместе с тем, в ряде субъектов Федерации этот показатель колеблется от 70 до 30 и менее процентов.
Анализ показывает, что большая часть сформированного резерва руководителей не проходит специальной управленческой подготовки, во многих регионах не организована работа по оценке персонала, поэтому в резерв и группы под-
© £
Ю
5
V
2 а
8
готовки менеджеров нередко зачисляются случайные люди, не обладающие необходимыми для руководителя качествами.
По этим причинам имеющийся резерв используется слабо, растет сменяемость, продолжает ухудшаться качественный состав руководителей сельскохозяйственных организаций.
Формирование резерва руководителей должно включать в себя обязательную профессиональную подготовку, переподготовку и стажировку кандидатов.
Из этого следует, что подготовка резерва руководителей является прерогативой и вузов, и других организаций, способных это обеспечить, включая консультационные службы.
В настоящее время ведется работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. №117 " О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса". Практически во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с этим постановлением разработаны долгосрочные программы кадрового обеспечения аграрного сектора экономики. В них значительное место отводится вопросам подготовки и переподготовки, повышению квалификации руководителей и специалистов.
В то же время по-прежнему крайне мало внимания уделяется проблемам не только подготовки, но и повышению квалификации и дополнительному профессиональному образованию кадров массовых профессий. Между тем вопросы эти сложные. Они не могут быть решены без последовательной целенаправленной работы на всех уровнях - от феде-
рального центра до конкретного предприятия, и главное, без соответствующей государственной поддержки.
Литература
1. Быкина Г.Н., Гужина Г.Н. Диагностика образовательной среды, как инструмент оценки качества преподавания дисциплин и модулей специальностей СПО // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 60-65.
2. Гужин А.А., Гужина Г.Н., Мумладзе Р.Г. Этика бизнеса (учебное пособие)// Русайнц. Москва, 2016. - 228 с.
3. Гужина Г.Н. Механизм устойчивости аграрных формирований в изменяющихся условиях хозяйствования// Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2008. № 4 (9). С. 178.
4. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда / Учебник М.: Изд-во «КНОРУС», 2011г. .-398 с.
5. Мумладзе Р.Г., Максимов А.Ф., Туш-канов М.П., Гужина Г.Н. и др. Менеджмент в агропромышленном комплексе// учебное пособие. КноРус. - Москва, 2011. - 384 с.
6. Назаршоев Н.М., Гужина Г.Н. Система управления должностным развитием кадров через индивидуальное карье-ростроительство //Инновации и инвестиции № 10. Москва 2016. - С. 275-279.
7. Петрухина Е.В., Гужина Г.Н., Гужин А.А. и др. Современные теории менеджмента. Монография// Издательство: Научное обозрение, Орел, 2014. - 110 с.
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Features of the training of agricultural entrepreneurs, academics, specialists and managers of agriculture and local government Guzhin A.A., Nazarshoev N.M. Moscow State Pedagogical University, State
University of Humanities and Technology It has now become clear that in the market conditions, far from everyone can manage effectively any business structures that are updated to meet their requirements, but only those with entrepreneurial skills. It should also be borne in mind that the education system in the conditions of the development of civil society depends largely on the interest of the economically active population, and it must be systematically formulated and developed. In this case, a significant role can be played by associations of employers, associations of farmer (peasant) farms, other public and professional associations, as well as the media. Key words: education system, agricultural reform, managerial personnel, agricultural education, agribusiness, advisory service.
References
1. Bykina G.N., Guzhina G.N. Diagnostics of the
educational environment as tool of assessment of quality of teaching disciplines and modules of specialties SPO//B collection: Innovative development of social and economic systems: conditions, results and opportunities Materials V of the International scientific and practical conference. 2017. Page 60-65.
2. Guzhin A.A., Guzhina G.N., Mumladze of R.G.
Etik of business (manual)//Rusaynts. Moscow, 2016. - 228 pages.
3. Uzhina G.N. Mekhanizm of stability of agrarian
formations in the changing managing conditions//the Bulletin of the Russian state agricultural correspondence university. 2008. No. 4 (9). Page 178.
4. Mumladze R.G., Uzhina G.N. Ekonomika and
sociology work / Textbook by M.: KNORUS publishing house, 2011 of.-398 pages.
5. Mumladze R.G., Maximov A.F., Tushkanov M.
P., Uzhina G.N., etc. Management in agro-industrial complex//the manual. Knorus. -Moscow, 2011. - 384 pages.
6. Nazarshoyev N.M., Uzhina G.N. A control system
of official development of shots through an individual karyerostroitelstvo//Innovations and investments No. 10. Moscow 2016. - Page 275-279.
7. Petrukhina E.V., Guzhina G.N., Guzhin A.A.,
etc. Modern theories of management. Monograph//Publishing house: Scientific review, Oryol, 2014. - 110 pages.