Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ АНСАМБЛЯ ДВУХ ДОМР И ГИТАРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ АНСАМБЛЯ ДВУХ ДОМР И ГИТАРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
домра / гитара / ансамблевое музицирование / полифоничность / художественная согласованность / domra / guitar / ensemble music making / polyphony / artistic consistency

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варанкина Виктория Михайловна, Курбанова Анна Сергеевна, Хаметова Айгуль Зельфировна

Авторы статьи, исследуя научную литературу об особенностях подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары, обращают внимание на то, что не очень богат музыкально-репертуарный материал для этих инструментов. Сложность заключается в том, что каждый инструмент имеет свою историю, своих композиторов, свою индивидуальность. Оригинальность и уникальность профессионального ансамблевого музицирования заключается в тембрально-звуковом исполнении, поэтому правильный подбор репертуара – это нахождение особых стилей, в которых можно услышать классическое, народное, фольклорное и современное исполнение и донесение до слушателей не однообразия какого-то одного инструмента, а музыкального диалога, его мелодичности и кантиленности. Средства выразительности, которыми обладает каждый инструмент, и равноправное партнерство исполнителей направлено на выполнение творческих задач, и все это зависит от качества подбора репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SELECTION OF REPERTOIRE FOR AN ENSEMBLE OF TWO DOMRAS AND A GUITAR

The authors of the article, examining the scientific literature on the peculiarities of selecting a repertoire for an ensemble of two domras and a guitar, pay attention to the fact that the musical repertoire material for these instruments is not very rich. The difficulty lies in the fact that each instrument has its own history, its own composers, its own personality. The originality and uniqueness of professional ensemble music making lies in the timbral and sound performance, therefore, the correct selection of the repertoire is to find special styles in which you can hear classical, folk, folklore and modern performance and convey to listeners, not the monotony of any one instrument, but a musical dialogue of melody and cantilence. The means of expression possessed by each instrument and the equal partnership of performers are aimed at fulfilling creative tasks and all this depends on the quality of the selection of the repertoire.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ АНСАМБЛЯ ДВУХ ДОМР И ГИТАРЫ»

Литература:

1. Mediascope. Ежегодный отчет о проведенных исследованиях уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) за 2023 год I [Электронный ресурс] II Mediascope : [сайт]. URL: https://mediascope.su/otc-rkn/ (дата обращения: 15.04.2024).

2. Ахметьянов, Д. З. Сторителлинг как технология создания медиаконтента (на примере передач UTV media) I Д. З. Ахметьянов, H. А. Ахметьянова II Филологические науки: состояние, перспективы, новые парадигмы исследований: Материалы VI Международной научной конференции, Уфа, 23 ноября 2023 года. Уфа: Уфимский университет науки и технологий, 2023. С. 26-31. EDN KYJTAF.

3. Бондарева, В. В. Сторителлинг в рекламных роликах авиакомпании S7 Airlines I В. В. Бондарева, В. Ми-галь II Коммуникационные процессы: теория и практика : Сборник материалов XVIII Международной научно-практической очно-заочной конференции, Краснодар, 24 ноября 2022 года. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2023. С. 74-89. EDN TQAPAW.

4. Комкова, Ю. А. Принципы медиадизайна и их применение в журналистском сторителлинге I Ю. А. Ком-кова II Государство и гражданское общество: уровень доверия, направления и эффекты коммуникаций в новых условиях : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Ульяновск, 30 ноября - 01 2023 года. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2023. С. 200-206. EDN RUGDAA.

5. Курбакова, О. Д. Сторителлинг как способ воздействия на чувства зрителя I О. Д. Курбакова, Е. О. Попова II Вестник филологических наук. 2022. Т. 2. № 4. С. 108-115. EDN IYXFDG.

6. Равочкин, H. H. Сторителлинг: влияние онлайн-историй на общественное сознание I H. H. Равочкин, Э. Анкири II Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 3 (7). С. 183-190. DOI 10.21603/27824799-2023-2-3-183-190. EDN GTHAHT.

7. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй I Аннет Симмонс; пер. с англ. Александра Ан-ваера. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 269 с.

8. David Armstrong. Managing by Storying Around. Crown Currency, 1992. 249 р.

References:

1. Mediascope. Ezhegodnyj otchet o provedennyh issledovaniyah upolnomochennoj organizacii po issledovaniyu ob"ema zritel'skoj auditorii telekanalov (teleprogramm, teleperedach) za 2023 god / [Elektronnyj resurs] // Media-scope : [sajt]. URL: https://mediascope.su/otc-rkn/ (data obrashcheniya: 15.04.2024).

2. Ahmet'yanov, D. Z. Storitelling kak tekhnologiya sozdaniya mediakontenta (na primere peredach UTV media) / D. Z. Ahmet'yanov, N. A. Ahmet'yanova // Filologicheskie nauki: sostoyanie, perspektivy, novye paradigmy issledovanij : Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Ufa, 23 noyabrya 2023 goda. Ufa: Ufimskij universitet nauki i tekhnologij, 2023. S. 26-31. EDN KYJTAF.

3. Bondareva, V. V. Storitelling v reklamnyh rolikah aviakompanii S7 Airlines / V. V. Bondareva, V. Migal' // Kom-munikacionnye processy: teoriya i praktika : Sbornik materialov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj ochno-zaochnoj konferencii, Krasnodar, 24 noyabrya 2022 goda. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, 2023. S. 74-89. EDN TQAPAW.

4. Komkova, YU. A. Principy mediadizajna i ih primenenie v zhurnalistskom storitellinge / YU. A. Komkova // Gosu-darstvo i grazhdanskoe obshchestvo: uroven' doveriya, napravleniya i effekty kommunikacij v novyh usloviyah : Vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik nauchnyh trudov, Ul'yanovsk, 30 noyabrya 01 2023 goda. Ul'yanovsk: Ul'yanovskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, 2023. S. 200-206. EDN RUGDAA.

5. Kurbakova, O. D. Storitelling kak sposob vozdejstviya na chuvstva zritelya / O. D. Kurbakova, E. O. Popova / / Vestnik filologicheskih nauk. 2022. T. 2. № 4. S. 108-115. EDN IYXFDG.

6. Ravochkin, N. N. Storitelling: vliyanie onlajn-istorij na obshchestvennoe soznanie / N. N. Ravochkin, E. Ankiri / / Virtual'naya kommunikaciya i social'nye seti. 2023. T. № 3(7). S. 183-190. DOI 10.21603/2782-4799-2023-2-3-183190. EDN GTHAHT.

7. Simmons A. Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istorij / Annet Simmons; per. s angl. Aleksandra Anvaera. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 269 s.

8. David Armstrong. Managing by Storying Around. Crown Currency, 1992. 249 р.

УДК 78.09 EDN GAMKBM

В.М. Варанкина, А.С. Курбанова, А.З. Хаметова ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ АНСАМБЛЯ ДВУХ ДОМР И ГИТАРЫ

Авторы статьи, исследуя научную литературу об особенностях подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары, обращают внимание на то, что не очень богат музыкально-репертуарный материал для этих инструментов. Сложность заключается в том, что каждый инструмент имеет свою историю, своих композиторов, свою индивидуальность. Оригинальность и уникальность профессионального ансамблевого музицирования заключается в тембрально-звуковом исполнении, поэтому правильный подбор репертуара - это нахожде-

ние особых стилей, в которых можно услышать классическое, народное, фольклорное и современное исполнение и донесение до слушателей не однообразия какого-то одного инструмента, а музыкального диалога, его мелодичности и кантиленности.

Средства выразительности, которыми обладает каждый инструмент, и равноправное партнерство исполнителей направлено на выполнение творческих задач, и все это зависит от качества подбора репертуара.

Ключевые слова: домра, гитара, ансамблевое музицирование, полифоничность, художественная согласованность

Для цитирования: Варанкина В.М., Курбанова А.С., Хаметова А.З. Особенности подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 88-93. EDN GAMKBM.

Viktoriia M. Varankina, Anna S.Kurbanova, Aigul Z.Khametova FEATURES OF THE SELECTION OF REPERTOIRE FOR AN ENSEMBLE OF TWO DOMRAS AND A GUITAR

The authors of the article, examining the scientific literature on the peculiarities of selecting a repertoire for an ensemble of two domras and a guitar, pay attention to the fact that the musical repertoire material for these instruments is not very rich. The difficulty lies in the fact that each instrument has its own history, its own composers, its own personality. The originality and uniqueness of professional ensemble music making lies in the timbral and sound performance, therefore, the correct selection of the repertoire is to find special styles in which you can hear classical, folk, folklore and modern performance and convey to listeners, not the monotony of any one instrument, but a musical dialogue of melody and cantilence. The means of expression possessed by each instrument and the equal partnership of performers are aimed at fulfilling creative tasks and all this depends on the quality of the selection of the repertoire.

Keywords: domra, guitar, ensemble music making, polyphony, artistic consistency

For citation: Varankina V.M., Kurbanova A.S., Khametova A.Z. Features of the selection of repertoire for an ensemble of two domras and a guitar // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 88-93. EDN GAMKBM.

Введение

Репертуар в ансамблевом исполнении играет существенную роль для любого художественно-творческого коллектива. Мастерски подобранный репертуар - это стимул для участников ансамбля качественного исполнения произведений, а для слушателей - знакомство с его музыкально-содержательной стороной, приобщение к мелодичности и певучести звучания инструментов, их созвучие в гармонии и красоте, что способствует развитию и совершенствованию у ценителей музыки художественного вкуса.

Ансамблевое исполнительство сегодня признается как особенное эстетическое инструментальное творчество. Формы коллективного музыкального исполнительства разнообразны и самобытны. Посещая концертный зал, слушатель будет знакомиться не только с первичностью классического исполнения произведений на традиционно-народных инструментах, он увидит и услышит на концертной эстраде баян, балалайку, гусли, домру, гитару, скрипку, виолончель, аккордеон. И такое тембрально-звуковое разнообразие поможет выявлению таланта и музыкально-художественного современного стиля исполнения произведений, исходя из правильности подбора репертуара [3].

Обращаясь к историческому наследию в подборе репертуара для ансамбля двух домр и гитары, особенно важно понять единство звучания этих инструментов. Гитара и родственные ей струнные щипковые инструменты, например лютня, ви-уэла - это исторический масштаб культурного фона, который позволяет понять и познакомиться с универсальностью и поэтикой исполнения произведений.

Домра - это воплощение многовековой эволюции струнно-щипкового инструментария, в котором соединились и Восток, и Запад. Созданный руками мастеров, инструмент в итоге приобрел марку русского национального колорита. Стремление раскрыть музыкально-выразительные возможности инструментов - это высокий профессионализм, поэтому подбор музыкального репертуара для такого рода ансамбля предусматривает возможность более полного использования средств выразительности, которой обладает каждый инструмент, и равноправное партнерство исполнителей в выполнении творческих задач. Это:

1. Эстетическая направленность и ценность подобранного репертуара для ансамблевого исполнения.

2. Оригинальность подбора музыкального репертуара, где отражается художе-

ственный принцип таких инструментов, как гитара и две домры.

3. Уникальность профессионального исполнения произведений, где максимально используется потенциал звучания в ансамбле гитары и двух домр, что дает возможность слушателю почувствовать музыкально-диалоговое звучание инструментов и красочность произведений [9].

В процессе изучения методических рекомендаций по подбору репертуара для ансамблей народных щипковых и струн-но-щипковых музыкальных инструментах мы, исходя из нашей практики, уяснили для себя, что произведения, включаемые в репертуар гитары и двух домр, должны отличаться интонационной конкретностью, музыкальностью языка, особой наглядностью художественных образов и выразительностью. Особенностями подбора произведений должны быть требования доступности его для восприятия. Доступность репертуара - важная характеристика для исполнителя и слушателя. Совершенное владение партией, которая поручена исполнителю, - это удовольствие для публики. Поэтому подбор произведения для таких инструментов, как две домры и гитара - это качество воспроизведения с точки зрения фактурно-сти, техничности и содержательности [8].

Материалы и методики исследования

Для изучения особенностей подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары нами использовался научно-исследовательский материал статей, диссертационные исследования по искусствоведению, музыкознанию, где обсуждались вопросы, посвященные ансамблевому музицированию и характерным особенностям щипковых музыкальных инструментов, струнных музыкальных инструментов, их совместное исполнение гармонично подобранных произведений. Кроме того, анализировался исторический материал, раскрывающий происхождение инструментов, а также музыкальный репертуар, созданный в прошлые времена.

Педагогические исследования, анализируемые нами, раскрыли методические принципы подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары [4].

Литературный обзор

В настоящее время в научных материалах об особенностях подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары анализируется академическое исполнительство. Чаще всего можно читать о том, что домра - это народный музыкальный инструмент, который способен лишь исполнять народную музыку. К.С. Лопатова, кандидат искусствоведческих наук, говорит в своем диссертационном исследовании о том, что под влиянием культурной политики России «менялись и судьбы музыкальных инструментов: то становились частью народного быта, то предавались забвению». В связи с такой постановкой проблемы, как утверждает автор, региональная культура поспособствовала социальной значимости и художественной результативности подбора репертуара для домр, что явилось стимулом для привлечения молодых композиторов к созданию новых произведений [5].

Эту точку зрения подтверждает и Е.Г. Скрябина: «... в сочинениях некоторых композиторов заметно усиливается поиск новых образов и в результате возникают необычные звучания, ранее не свойственные музыке, исполняемой на этом инструменте» [10].

Подбор и его особенность для репертуарного исполнения на классической гитаре, как утверждает Ганеев В.И., заключается в том, что «.по своему масштабу и художественной значимости не уступает репертуару для других академических инструментов. Его специфической особенностью можно считать склонность к обращению к национальным традициям» [2]. Ю.А. Финкельштейн характеризует гитару как звуковое преломление музыки, наделенной насыщенностью и колоритностью. «Она может звучать, как солирующая виолончель в низком регистре, как оркестр или хор».

Исследования показывают, что сегодня мало произведений, написанных для ги-

тары и домр, мало композиторов, которые посвящают свои музыкальные продукты этим инструментам, поэтому сложно говорить о будущем ансамблевого музицирования и особенностях подбора произведений для этих инструментов.

Результаты исследования

Сегодня, как показывают наши наблюдения, видна заинтересованность к разнородности инструментовки современных ансамблей. Появился и обозначился интерес к персонифицированным диатоническим составам, как, например, ансамблевому музицированию двух домр и гитары. Высказываются суждения, что каждый такой ансамбль вносит свежесть в колористку звучания, тембровую экспрессию, формирует модернистический настрой интонационного фона и уникальные смысловые оттенки. Говоря об особенностях подбора репертуара для ансамблевого музицирования, важно обратить внимание на природу его музыкального воспроизведения, а именно элементов корпоративности, взаимоотношений во время исполнения и слушания публикой произведений. Как показывает практика, во время исполнения в ансамблевом музицировании преобладает эмоциональное настроение. Оно проявляет себя в размышлении о сокровенном и вечном, добре и зле, о природе человека, его познании, красоте мысли, музыкальности, креативности и о наслаждении в передаче положительных эмоций для релаксации, и об освобождении от тяжб земного бытия, и о самообновлении. Поэтому внимание уделяется характерным особенностям гитары и домры, их воссоединению в ансамблевом звучании [7].

При подборе репертуара для гитары и двух домр необходимо обращать внимание на диапазон и фактурные возможности гитары и домры, проанализировать замысел композитора и найти такие средства переложения музыкального произведения для этих инструментов, которые сохранят первичность и оригинал, при этом широко раскроют и творчески обогатят материал репертуара.

Современные исследователи-

музыканты выявили, что данный репертуар чаще всего создается из переложения известной классической, народной музыки посредством простой или сложной обработки оригинала с элементами новой аранжировки. Исполняется и оригинальная музыка, которая пишется непосредственно для состава двух домр и гитары [6].

Преподаватель теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории, композитор Анисимова Елена Валерьевна в своем диссертационном исследовании «Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии» говорит о том, что «среди музыкальных средств выразительности, способных определить успех сочинения, одно из главных мест занимает тембровое оформление...., так как тембр... инструмента может тонко отразить смену образно-смысловых характеристик в концепции. произведения, а также создать национальный колорит звучания» [1].

Елена Валерьевна предложила свое видение собственного сочинения «На круги своя.» для малой и альтовой домры, его она представила на Второй Всероссийский конкурс композиторов «Ауапй» в 2020 году. Особенной композицией Ани-симовой Елены Валерьевны для двух домр и гитары стала «Элегия».

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что пока мало практики для подбора авторских сочинений ансамблевого музицирования двух домр и гитары. В основном составляется репертуар с помощью аранжировок или переложений классических и народных произведений. Так, например, мы для исполнения на этих инструментах собираем произведения отдельно для домры («Травушка-муравушка», «Перевоз Дуня держала», «На Муромской дорожке», «Светит месяц») и отдельно для гитары (Паганини Н. 18 сонат для скрипки и гитары, Пьяц-цолла А. «История танго», Джулиани М. «Серенада для флейты и гитары»). В процессе исполнения этого репертуара веду-

щим инструментом является либо гитара, либо домры.

Обсуждение

Любой музыкант - исполнитель подбирает репертуар, исходя из профессиональных качеств, держа в руках свой инструмент и музицируя на нем. Исполнитель не просто извлекает звуки, его стремлением является предложение погрузиться в мир музыкального исполнения и сконцентрироваться на монофо-ничном и полифоничном ансамблевом музицировании. Поэтому репертуар - это квинтэссенция в творчестве музыканта-исполнителя. Репертуар является особенным инструментарием, где происходит коммуникация музыканта-исполнителя и слушателя, их совместное знакомство с единением в ансамбль двух домр и гитары. Необычность и качественный подбор репертуара поспособствуют развитию такого ансамблевого музицирования и закреплению этого жанра как становления и развития инновационных направлений в музыке. Народные инструменты надолго воссоединяются с академическими инструментами.

Заключение

Особенности подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары увеличивают профессиональный интерес вариантов поиска и нахождения музыкальных произведений, которые будут способствовать тому, чтобы объединять созвучность, мелодичность, полифоничность гитары и домры. В современной музыкальной культуре ансамблевое музицирование можно представить как художественную согласованность, целостность и сбалансированность исполнения игры и слушания музыкальных произведений.

В современном мире инновационных преобразований для смешанных ансамблей, в частности двух домр и гитары, важно создание глубоких и развернутых произведений с характерными чертами композиции и многообразных фактурных средств. В особенностях подбора музыкального репертуара немаловажную роль могут сыграть новые приемы игры с введением элементов театрализации, что обогатит тембровое и красочное звучание русских народных инструментов.

Литература:

1. Анисимова Е.В. Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии : автореф. Дисс... на соискание ученой степени канд. искусствоведения по специальности: 17.00.02 Музыкальное искусство. Казань, 2011. 27 с.

2. Ганеев В.И. Репертуар для классической гитары как академического инструмента//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 1(55). С. 49-52.

3. Гунин В.Н., Гунина И.А. Ансамблевое музицирование на русских народных инструментах: прошлое и настоящее / / Вестник института мировых цивилизаций. Том 9. № 1(18). 2018. С.103-107.

4. Лопатова Е.С., Лебедев А.Е. Инструментальный универсализм в современном академическом исполнительстве на домре / / Манускрипт. 2019. Т.12. Выпуск 1. С.133-137.

5. Лопатова Е.С. Становление и развитие региональных традиций академического исполнительства на домре в России (на материале Среднего, Нижнего Поволжья и Урала) : автореф. дисс... на соискание ученой степени канд искусствоведения по специальности: 17.00.02 Музыкальное искусство, 2021. 18 с.

6. Лыгина Е.В. Принцип моделирования, как инструмент классификации инструментальных ансамблей с домрой // Philharmonica. International Music Journal. 2021. № 2. С. 11-17.

7. Макушкин В.В. Современные тенденции в камерно-ансамблевой музыке//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11(192) . С. 161-165.

8. Словцов Н.С. Методика подбора репертуара для самодеятельных духовых оркестров, оркестров и ансамблей народных инструментов [Электронный ресурс] URL:https://tambovcentr.ru/joomla/images/docs/metodichki/MR_Repertuar_narodnogo_orkestra_2023 .pdf?ysclid=lwempnjx30217022006 (дата обращения: 5.03.2024).

9. Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле : автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.02: Музыкальное искусство. 2006, Нижний Новгород. 16 с.

10. Скрябина Е.Г.О некоторых особенностях преломления фольклора в современных сочинениях для домры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.11. № 4(5). 2009. С. 1370-1376.

11. Финкельштейн Ю.А. Особенности сочинения для гитары Сергея Руднева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой. 2021. № 3 (74). С. 176-183.

References:

11. Anisimova E.V. Tembrovo-orkestrovoe myshlenie v simfonicheskoj muzyke kompozitorov Udmurtii : avtoref. diss... na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija po special'nosti: 17.00.02 Muzykal'noe iskusstvo. Kazan', 2011. 27 s.

2. Ganeev V.I. Repertuar dlja klassicheskoj gitary kak akademicheskogo instrumenta // Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovanija. 2020. № 1(55). S. 49-52.

3. Gunin V.N., Gunina I.A. Ansamblevoe muzicirovanie na russkih narodnyh instrumentah: proshloe i nastojashhee // Vestnik instituta mirovyh civilizacij. Tom 9, № 1(18). 2018. S.103-107.

4. Lopatova E.S., Lebedev A.E. Instrumental'nyj universalizm v sovremennom akademicheskom ispolnitel'stve na domre // Manuskript. 2019. T.12. Vypusk 1. S. 133-137.

5. Lopatova E.S. Stanovlenie i razvitie regional'nyh tradicij akademicheskogo ispolnitel'stva na domre v Rossii (na materiale Srednego, Nizhnego Povolzh'ja i Urala) : avtoref.diss... na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija po special'nosti: 17.00.02 Muzykal'noe iskusstvo. 2021. 18 s.

6. Lygina E.V. Princip modelirovanija, kak instrument klassifikacii instrumental'nyh ansamblej s domroj // Phil-harmonica. International Music Journal. 2021. № 2. S. 11-17.

7. Makushkin V.V. Sovremennye tendencii v kamerno-ansamblevoj muzyke // Vestnik Cheljabinskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2010. № 11(192) . S. 161-165.

8. Slovcov N.S. Metodika podbora repertuara dlja samodejatel'nyh duhovyh orkestrov, orkestrov i ansamblej narodnyh instrumentov [Jelektronnyj resurs] URL:https://tambovcentr.ru/joomla/images/docs/metodichki/MR_ Repertuar_narodnogo_orkestra_2023.pdf?ysclid=lwempnjx30217022006 (data obrashhenija: 5.03.2024).

9. Petropavlovskij A.A. Gitara v kamernom ansamble : avtoref. diss. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija po special'nosti: 17.00.02 Muzykal'noe iskusstvo. 2006, Nizhnij Novgorod. 16 s.

10. Skrjabina E.G.O nekotoryh osobennostjah prelomlenija fol'klora v sovremennyh sochinenijah dlja domry // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. T.11. № 4(5). 2009. S.1370-1376.

11. Finkel'shtejn Ju.A. Osobennosti sochinenija dlja gitary Sergeja Rudneva // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. AJa.Vaganovoj. 2021. № 3 (74). S. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.