У. Н. Ахмедов,
кандидат юридических наук
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ
PECULIARITIES OF PLANNING OF INDIVIDUAL INVESTIGATIVE ACTIONS INVOLVING UNDERAGE SUSPECTS AND ACCUSED
Статья посвящена научному осмыслению эффективности планирования производства следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. В ней анализируются и формулируются научно-обоснованные выводы относительно необходимости уточнения понятий несовершеннолетнего в уголовном процессе и планирования расследования; планирования проведения следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых; выявления типичных ошибок при планировании проведения следственных действий с участием несовершеннолетних; определения признаков, обстоятельств и условий при планировании следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
The article is devoted to scientific understanding of the effectiveness of planning for investigative actions involving underage suspects and accused persons. It analyses and draws evidence-based conclusions on the need to clarify the concepts of a minor in criminal proceedings and to plan an investigation; Planning investigations involving juvenile suspects and accused persons; identification of typical errors in the planning of investigative actions involving minors; identification of signs, circumstances and conditions when planning investigative actions involving juvenile suspects and accused.
Несовершеннолетние являются особой категорией лиц, выступающих в большинстве случаев полноправными участниками правоотношений. При наличии оснований и условий они выступают участниками уголовно-процессуальных правоотношений. Л. Р. Байдавлетова справедливо называет несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве «особой процессуальной фигурой» [1]. Особенности участия несовершеннолетних в уголовно-процессуальных правоотношениях обусловлены прежде всего уголовно-процессуальным статусом несовершеннолетних.
Как показали анализ российского уголовно-процессуального законодательства и изучение материалов правоприменительной практики, несо-
вершеннолетние в уголовном судопроизводстве могут быть наделены следующими статусами: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Должностные лица в рамках расследования по возбужденному уголовному делу уполномочены проводить следственные действия с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими и свидетелями.
Понятие несовершеннолетнего содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [2]. Но УПК РФ дает усеченное определение несовершеннолетнего в главе 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних». В ч. 1 ст. 420 УПК РФ закреплено, что требования главы 50 УПК РФ
могут применяться по уголовным делам в отношении тех лиц, которые не достигли к моменту совершения преступления возраста 18 лет. В главе 50 УПК РФ определение несовершеннолетнего дается применительно к несовершеннолетним, которые были наделены статусами подозреваемого или обвиняемого. Полагаем, это недостаток уголовно-процессуального законодательства. Необоснованно законодатель не упоминает несовершеннолетних, которые могут быть наделены статусами потерпевшего или свидетеля. Поэтому законодателю необходимо в УПК РФ закрепить правовое определение понятия несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства и дифференцировать эти понятия в уголовном и уголовно-процессуальном законах.
Несовершеннолетними подозреваемыми или обвиняемыми могут быть лица, которые достигли четырнадцати, но не достигли восемнадцати лет. Это возрастной критерий, который является существенным. А во всем остальном действуют общие правила, согласно которым несовершеннолетним подозреваемым является либо лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо лицо, которое задержано в соответствии со ст. 91 и ст. 92 УПК РФ, либо лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, либо лицо, которое уведомлено о подозрении в совершении преступления. Несовершеннолетним обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого либо вынесен обвинительный акт.
Производство некоторых следственных действий с участием или в отношении несовершеннолетних предполагает соблюдение следователем или дознавателем определенных требований, регламентированных УПК РФ и международными правовыми актами. Среди этих следственных действий законодателем выделены такие, как допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ), особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (ст. 191 УПК РФ). Следовательно, УПК РФ регламентирует процессуальный аспект проведения конкретных действий с участием несовершеннолетних.
Анализ материалов судебной и прокурорской практики показал, что следователи и дознаватели допускают как типичные или «незначительные», так и существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства в части проведения следственных действий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми. Эти нарушения связаны как с объективными, так и субъективными обстоятельствами.
Несмотря на то, что законодатель достаточно подробно регламентирует осуществление уго-
ловно-процессуальной деятельности в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, остается много неразрешенных вопросов, обуславливающих проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Среди обстоятельств, которые обуславливают возникновение проблем, связанных с производством процессуальных действий с участием несовершеннолетних, следует особо обратить внимание на вопросы организации и планирования проведения некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых.
Необходимо наряду с процессуальными требованиями также соблюдать некоторые требования относительно организации и проведения следственных действий с участием несовершеннолетних. Эти следственные действия можно характеризовать как сложные, потому что существуют дополнительные требования к проведению отдельных из них. К ним относятся, например, обязательное участие законного представителя, педагога, психолога, применение видеозаписи и т.п.
Планирование производства некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых имеет важное значение для проведения качественного следственного действия и для обеспечения собирания допустимых доказательств по делам несовершеннолетних. Как верно отмечают Е. П. Ищенко и Н. Н. Егоров, качество и сроки расследования находятся в прямой зависимости от качества планирования и организации следователем своей работы [3]. При этом необходимо уяснить, что планирование следственного действия отличается от планирования расследования уголовного дела прежде всего тщательной детализацией действий следователя, например предварительным изучением личности несовершеннолетнего, учетом характера конкретного следственного действия и разработкой вопросов, которые будут заданы.
УПК РФ не содержит понятия и определения планирования. В литературе встречаются различные определения планирования расследования преступления. Например, по мнению Ю. В. Бескровного, под планированием расследования следует понимать сложный мыслительный процесс, суть которого заключается в определении направлений и конкретных задач расследования [4]. В. А. Колесников планирование определяет как сугубо творческую деятельность субъектов управления по постановке целей и задач, выработке мероприятий, определению средств на какой-либо период времени и принятию управленческого решения по расследованию преступлений — плана [5].
Планирование и составление плана проведения следственного действия — это разные понятия.
Планирование — более широкая по значению и объему деятельность, которая включает также разработку различных видов планов в рамках осуществления уголовно-процессуальной деятельности. В литературе выделяют такие виды планов, как: план проведения конкретного следственного действия; план расследования определенного этапа в уголовном деле; общий план расследования уголовного дела и др. По мнению В. А. Колесникова, планирование является частью аналитической работы следователя [5]. Другими словами, ни планирование предварительного расследования, ни планирование проведения отдельных следственных и процессуальных действий не являются процессуально-правовыми терминами.
Следовательно, планирование напрямую не относится к числу законодательных, а соответственно, обязательных требований, предъявляемых при производстве предварительного расследования по уголовным делам. В таком случае должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних или с их участием, могут пользоваться приемами планирования, а могут игнорировать эти требования. В юридической литературе по вопросам планирования следственных действий отсутствует достаточное количество источников. Считаем, что это не совсем правильно как с позиции необходимости обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, так и необходимости формирования доказательственной базы по уголовным делам.
Планирование зависит от учета возрастных и социально-психологических особенностей лиц. Оно может выступить как организующее и направляющее начало при расследовании и при производстве следственного действия. Кроме того, планирование представляет собой процесс создания алгоритма (последовательности) осуществления следственных или иных процессуальных действий.
В криминалистике разделяют планирование при производстве расследования по делам несовершеннолетних на два вида:
1) планирование производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних;
2) планирование производства отдельных следственных или иных процессуальных действий с участием несовершеннолетнего.
Планирование производства следственных действий предполагает наличие определенных признаков. В качестве признаков планирования традиционно выделяют следующие:
- индивидуальность. Установление и учет всех деталей преступления;
- конкретность. Формулирование задач предварительного расследования. Выбор конкретных
способов решения задач. Определение конкретных следственных и процессуальных действий;
- реальность. Возможность проведения запланированных процессуальных действий в установленные сроки;
- динамичность. Возможность изменения и корректировки составленного плана с учетом изменения ситуации предварительного расследования.
Полагаем, при планировании расследования по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, надо учитывать следующее:
1) установление фактических обстоятельств и определение следственной ситуации;
2) установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, и проверка версий;
3) установление совокупности следственных и иных процессуальных действий, которые следует проводить в рамках уголовного дела;
4) определение порядка, сроков и последовательности проведения конкретных следственных и процессуальных действий;
5) определение исполнителей проведения конкретных следственных и процессуальных действий;
6) оценка результатов выполнения отдельных пунктов плана расследования.
Анализ правоприменительной практики органов предварительного расследования показал, что при расследовании преступлений несовершеннолетних в большинстве случаев составляется согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по расследованию уголовного дела, возбужденного по конкретным составам преступлений. Согласованный план, составленный следователем, утверждается руководителем следственного органа, согласованный план, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.
В этих планах указываются исходные данные об обстоятельствах преступления (время, место, предмет, орудие преступления и другие сведения); анализируются собранные доказательства (в частности, сведения и выводы, содержащиеся в заключениях экспертов, в протоколах допросов участников уголовного судопроизводства и т. п.); сведения об основаниях возбуждения уголовного дела; излагаются результаты осмотра места происшествия. План также содержит дату регистрации и возбуждения уголовного дела, номер КУСП и статью УК РФ.
Обязательным элементом согласованного плана является выдвижение следственной версии. Полагаем, необходимо выдвигать несколько версий, но одну из них следует рассматривать как главную. По этой версии необходимо в плане предусмотреть подробный перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для целей «отработки» всех версий.
План подписывается должностным лицом, у которого в производстве находится конкретное уголовное дело, и согласовывается как с начальником подразделения дознания, так и с начальником отдела уголовного розыска.
Подробный анализ таких планов показал и определенные недостатки для целей реализации как отдельных следственных действий, так и расследования преступлений несовершеннолетних в целом. Мы попытались проанализировать недостатки согласованных планов и предложить возможные пути их устранения.
К недостаткам этих планов следует относить следующее:
- версии, выдвигаемые следователем по расследованию преступлений, не согласуются с обстоятельствами совершения преступления несовершеннолетними, которые изложены в содержании составленного плана;
- при выдвижении двух и более версий необоснованно следователь, дознаватель не указывают перечень следственных действий, необходимых для проведения, а довольствуются типичной формулировкой, например, в плане ими указывается: «отработать на причастность к совершению данного преступления настоящего и бывших владельцев автомобиля». При этом не совсем процессуальным является термин «отработать». Полагаем, такие термины нельзя включать в планы расследования уголовного дела с участием несовершеннолетних. Для обоснования каждой официальной или рабочей версии следует определить совокупность возможных и достаточных следственных и процессуальных действий;
- некоторые планы имеют шаблонную форму, где следователь, дознаватель отмечают пункты, которые были выполнены или не выполнены, которые носят условно информативный характер и больше свидетельствуют об упущениях субъектов, осуществляющих расследование, чем о достаточной совокупности планируемых процессуальных и следственных действий;
- в большинстве планов следователем, дознавателем предлагается только одна рабочая версия, которая в целом может быть и не соответствующей действительности. В последующем такой подход может привести к затягиванию процесса расследования или к возврату в исходную ситуацию. Следовательно, высока вероятность, что будут утеряны сведения имеющие доказательственное значение;
- количество следственных и иных процессуальных действий, включенных в план по отработке всех версий, представляется нам недостаточным. Полагаем, в плане необходимо указывать совокупность всех возможных следственных действий в рамках расследуемого уголовного дела. Особенно если эти следственные действия проводятся с участием несовершеннолетнего;
- анализ согласованных планов показал, что в них, несмотря на название («следственные и оперативно-розыскные мероприятия»), может отсутствовать перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо проводить в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении несовершеннолетнего;
- к недостаткам также относятся планируемые сроки. Анализ планов показал, что при планировании сроков следственных действий субъекты расследования подходили к ним формально, например, планируется пункт «осмотреть изъятые документы с целью поиска и обнаружения протокола осмотра транспортного средства, срок — до 30 суток» и все другие планируемые следственные действия также планируется проводить сроком до 30 суток. При этом какие-то следственные действия необходимо планировать и проводить в более ускоренные сроки с целью обнаружения, фиксации и сохранения доказательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- основным недостатком, полагаем, можно признать формальный подход следователя, дознавателя к составлению самого плана расследования уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних. Субъекты расследования должны подходить более профессионально и ответственно к планированию расследования вышеуказанных уголовных дел.
Вышеуказанные недостатки планирования проведения следственных действий с несовершеннолетними, которые наделены статусами подозреваемого или обвиняемого, могут негативно влиять не только на результативность следственного действия с несовершеннолетним, но и в целом на ход и результат расследования уголовного дела, возбужденного в отношении несовершеннолетнего.
Полагаем, при составлении плана необходимо учитывать следующее:
1) Следственную ситуацию, которая сложилась по делу на определенном этапе расследования, так как она в каждом случае своеобразна. Другими словами, каждое преступление, совершенное несовершеннолетним, является индивидуальным по различным признакам (по способу совершения, субъектному составу, по мотивам и средствам совершения преступления и т. п.). Отсюда необходимо сделать вывод, что планы проведения следственных действий будет отличаться друг от друга. Соответственно, планирование не должно носить шаблонный характер.
2) Требования уголовно-процессуального законодательства, предъявляемые к структуре и последовательности доказывания по уголовным делам, регламентированные статьями 85—88 УПК РФ. Уголовно-процессуальное законодательство содержит не только ряд требований к проведению неко-
торых следственных действий с участием несовершеннолетнего, но и требования относительно процесса доказывания по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних. Эти требования относятся не только к порядку проведения следственных и процессуальных действий с участием несовершеннолетнего, но и к предмету доказывания по вышеуказанным уголовным делам.
3) Количество субъектов преступления и разницу в их возрасте. Такой вывод обусловлен как криминалистическим анализом преступности несовершеннолетних, так и требованием уголовно-процессуального законодательства относительно обязательности установления обстоятельств, свидетельствующих о существовании или отсутствии влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. В. Н. Карагодин предлагает при планировании допроса обвиняемого обязательно учитывать свойства его личности и особенности поведения на предыдущих этапах расследования [6]. А если подозреваемых или обвиняемых несколько, что характерно для преступлений, совершенных несовершеннолетними, то необходимо определить или установить несовершеннолетних, которые демонстрируют бесконфликтные признаки общения в ходе расследования уголовного дела, и прежде всего планировать проведение следственного действия с такими несовершеннолетними.
4) Проведение отдельных следственных действий с несовершеннолетним предполагает обязательное участие в них некоторых субъектов, к числу которых относятся законные представители, защитник, педагог, психолог. При необходимости и по усмотрению следователя, дознавателя допускается также участие сотрудников (инспекторов) подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и других лиц. В этом случае для проведения конкретного следственного действия необходимо организовать и планировать их своевременную явку к месту проведения следственного действия с участием несовершеннолетнего. При планировании следователю, дознавателю следует предварительно установить возможность участия этих лиц в следственном действии.
5) Следует также предварительно сформулировать вопросы, которые будут заданы несовершеннолетнему в ходе следственного действия. Субъекты расследования должны предположить примерное поведение несовершеннолетнего и предугадывать возможные варианты результатов следственного действия, производимого с участием несовершеннолетнего.
6) При планировании следственного действия с несовершеннолетним следователь, дознаватель должны учитывать возможность и необходимость применения соответствующих технических средств. В частности, в ч. 5 ст. 191 УПК РФ содержится
требование об обязательном применении видеозаписи (киносъемки) в следственных действиях с участием несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля. Следует при планировании проведения следственных действий с несовершеннолетними, наделенными статусами подозреваемого или обвиняемого, предусмотреть применение технических средств для целей фиксации хода и порядка следственных действий. Соответственно, при планировании следственного действия необходимо также учитывать присутствие специалиста, который будет применять эти технические средства. УПК РФ не содержит запрета на применение технических средств непосредственно следователем, но, полагаем, целесообразно привлекать специалистов для обеспечения высокого качества и фиксации получаемых сведений.
7) Из числа всех следственных действий, производимых с участием несовершеннолетнего, наделенного процессуальным статусом подозреваемого, обвиняемого, в главе 50 УПК РФ, регламентирующей особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, особенности закреплены только для проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. При проведении других следственных действий следователь самостоятельно определяет и выбирает тактику своего поведения с учетом всех вышеизложенных обстоятельств и требований уголовно-процессуального законодательства. К таким следственным действиям будут относится прежде всего очная ставка, проверка показаний на месте, опознание. При их проведении следует субъекту расследования предварительно изучить и требования уголовно-процессуального законодательства, и рекомендации, предложенные в научных сферах, а также мнения специалистов, занимающихся проблемами детской психологии и педагогики.
Таким образом, можно утверждать, что планирование и, как определенный итог этого процесса, составление плана проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего, наделенного статусом подозреваемого, обвиняемого, является крайне важной деятельностью следователя, дознавателя, направленной на обеспечение своевременного и эффективного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.
При планировании следственных действий с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым субъекты расследования должны учитывать комплекс следственных и процессуальных действий (не исключается также указание в плане отдельных оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения проведения некоторых следственных
действий), возможных и достаточных для установления предмета доказывания по уголовному делу, возбужденному в отношении несовершеннолетнего. Эффективное планирование следственного дей-
ствия с несовершеннолетним также призвано обеспечить допустимость доказательств, собранных и приобщенных к уголовному делу, в ходе дальнейшего судопроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байдавлетова Л. Р. Особенности проведения следственных действий с потерпевшими несовершеннолетнего возраста (на основе анализа уголовных дел) // Российский следователь. — 2016. — № 20. — С. 3—6.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
3. Ищенко Е. П., Егоров Н. Н. Криминалистика для следователей и дознавателей : научно-практическое пособие / под ред. А. В. Аничина. — М., 2009. — С. 256—262.
4. Бескровный Ю. В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. — 2010. — № 5.
— С. 2—3.
5. Колесников В. А. Методика планирования
— неотъемлемая часть аналитической управленческой деятельности в предварительном расследовании // Российский следователь. — 2017. — № 15.
— С. 14—17.
6. Карагодин В. Н. Расследование умышленных преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних : монография. — М. : Проспект, 2018. — С. 124.
REFERENCES
1. Bajdavletova L. R. Osobennosti provedeniya sled-stvennyh dejstvij s poterpevshimi nesovershennoletnego vozrasta (na osnove analiza ugolovnyh del) // Rossijskij sledovatel'. — 2016. — № 20. — S. 3—6.
2. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Feder-acii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 08.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 19.12.2020) // Sobranie za-konodatel'stva RF. — 2001. — № 52 (ch. I). — St. 4921.
3. Ishchenko E. P., Egorov N. N. Kriminalistika dlya sledovatelej i doznavatelej : nauchno-praktiches-koe posobie / pod red. A. V. Anichina. — M., 2009. — S. 256—262.
4. Beskrovnyj Yu. V. Planirovanie kak metod organizacii raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij // Rossijskij sledovatel'. — 2010. — № 5. — S. 2—3.
5. Kolesnikov V. A. Metodika planirovaniya — ne-ot"emlemaya chast' analiticheskoj upravlencheskoj deyatel'nosti v predvaritel'nom rassledovanii // Rossijskij sledovatel'. — 2017. — № 15. — S. 14—17.
6. Karagodin V. N. Rassledovanie umyshlennyh prestuplenij protiv zhizni, polovoj svobody i neprikos-novennosti nesovershennoletnih : monografiya. — M. : Prospekt, 2018. — S. 124.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ахмедов Ульви Низами оглы. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: ulvi27@mail.ru
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-48.
Akhmedov Ulvi Nizami ogli. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ulvi27@mail.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-48.
Ключевые слова: предварительное расследование; планирование; следственные действия; несовершеннолетние подозреваемые или обвиняемые.
Key words: preliminary investigation; planning; investigative actions; juvenile suspects or accused persons.
УДК 343.137.5