Научная статья на тему 'Особенности питания учащихся старших классов в лицее'

Особенности питания учащихся старших классов в лицее Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ И ЛИЦЕИСТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности питания учащихся старших классов в лицее»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2014. Том 4. № 11

Ю: 2014-11-977-Л-4268 Краткое сообщение

Желаев М.В.

Особенности питания учащихся старших классов в лицее

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России, кафедра общей гигиены и экологии

Ключевые слова: гигиена детей, здоровье школьников и лицеистов

Введение

Организация рационального питания детей и подростков является одним из важнейших факторов поддержания их состояния здоровья, гармоничного развития, а также эффективности обучения [2, 3, 5]. В связи с этим актуальной представляется проблема, связанная с выявлением алиментарных факторов риска, в том числе региональных [1, 4, 6, 7], влияющих на формирование здоровья учащихся различных форм современного обучения.

Цель исследования: комплексная сравнительная оценка фактического питания и пищевого статуса учащихся старших классов общеобразовательной школы и подростков-лицеистов.

Материал и методы

В исследовании по гигиенической оценке образа жизни, фактического питания, состояния здоровья в связи с характером питания были задействованы на добровольной основе 15 - 17-летние учащиеся одного из медико-биологических лицеев города Саратова. В основную группу вошли 40 девушек и 27 юношей, обучающихся в лицее. Группу сравнения составили 65 школьников 10 - 11-х классов общеобразовательных школ г.Саратова. Изучение образа жизни подростков осуществлялось методом анкетирования. Оценка фактического питания проводилась методом 24-часового воспроизведения суточного рациона в сочетании с анализом продуктового состава меню-раскладок. Сбалансированность рациона оценивались по величинам потребления основных питательных веществ, энергии и сравнивались с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (2008). Пищевой статус оценивался на основании соматометрических признаков: индекса массы тела Кетле (ИМТ), индекса «окружность талии / окружность бедра» (ОТ/ОБ).

Результаты

В результате исследований установлено, что фактическое питание школьников общеобразовательных школ и лицеистов старших классов несбалансированно и носит дефицитный характер, обусловленный характерной нерациональной иерархией продуктовых наборов, что согласуется с данными об особенностях питания учащихся в регионе [1, 3].

В структуре питания обращало на себя внимание низкое потребление молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, яиц. Потребление старшеклассниками молока было понижено на 55,6 - 64,2%, творога - на 82,8 - 90,5%. Потребность в мясе удовлетворялась у подростков в среднем на 77,3%. При этом дефицит белков животного происхождения в суточном рационе школьников составлял 13 - 18% от нормы. Содержание жиров в питании учащихся школ составляло 66,8±11,3 г/сутки; лицеистов -68,1±10,2 г/сутки, т.е также было примерно одинаковым и практически соответствовало физиологической потребности. Вместе с этим в обеих сравниваемых группах было уменьшено потребление растительных жиров на 30,3% и 35,1% соответственно. Квота углеводов, определяющих большую часть энергетического потенциала суточного рациона учащихся, в соответствии с нормативными величинами была снижена на 5 - 11% у лицеистов и соответствовала нормам в рационе школьников. При оценке меню сравниваемых учащихся отмечалось преобладание хлебобулочных, мукомольно-крупяных и кондитерских изделий на фоне невыполнения норм питания в обеих группах по свежим овощам и фруктам (дефицит пищевых волокон в рационе составлял до 73,3%). Исходя из этого, энергетическая ценность суточных рационов лицеистов была с дефицитом калорий до 20,2 %.

Среднесуточное потребление учащимися эссенциальных нутриентов характеризовалось как недостаточное, особенно в отношении кальция (408,7±41,6 мг - у лицеистов, и 465,9±56,8 мг - у старшеклассников общеобразовательных школ); отмечено смещение соотношения Ca/P - 1/4,2 - 1/3, 5. Выявлен значительный дефицит потребления учащимися витаминов, достигаемый в отношении витамина В6 - до 16%, РР до 20%, С до 22%, В1 до 34%, В2 до 36% от возрастных норм.

При оценке особенностей питания в исследуемых группах подростков у подавляющего большинства выявлены и нарушения режима питания, касающиеся кратности приема пищи, а также соблюдения временных интервалов.

Изучение показателей состояния здоровья обследованных детей и подростков показало высокую распространенность заболеваний, связанных с нарушениями питания. За 2013-2014 г.г. отмечен рост на 12% больных подростков-лицеистов и на 6% школьников старших классов с функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы. В структуре заболеваемости всех обследованных подростков первое место занимала патология желудочно-кишечного тракта. Изучение пищевого статуса учащихся старших классов на основании проведенных унифицированных антропометрических исследований с вычислением абсолютных (кг) и относительных (%) показателей их жировой, активной и мышечной массы тела, полученных в результате измерения толщины кожно-жировых складок в различных участках тела и величин охватных размеров конечностей, позволило выявить ряд особенностей.

Средние показатели длины и массы тела имели 78,6 и 70,1%, соответственно, подростки - лицеисты и школьники. При этом разброс показателей длины тела преобладал в основном у мальчиков, что можно было объяснить закономерностями темпов

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 11

ростовых процессов у учащихся в пубертатном периоде. У 4,5% юношей, обучающихся в лицеях, отмечались низкая масса тела или пониженный рост. Также было выявлено, что юношей-лицеистов, имеющих величины абсолютная мышечная масса тела и относительная мышечная масса тела ниже средних, было на 6,7% и 8,3% соответственно больше, чем школьников с высокими значениями мышечной массы тела. Эти данные свидетельствуют о том, что на момент наступления полового созревания среди мальчиков-лицеистов имеется преобладание лиц с более низкими параметрами как абсолютной, так и относительной жировой и мышечной массы тела.

В группе девушек-школьниц и девушек-лицеисток достоверных корреляционных взаимосвязей энергетической ценности пищевого рациона, содержания белков и жиров с антропометрическими параметрами получено не было, однако фактическая доля потребляемых моносахаридов напрямую коррелировала с индексом массы тела (r=0,38; p=0,04) и ОТ (r=0,33; p=0,04).

Обсуждение

Представленные данные состояния структуры питания и алиментарного статуса обследованных школьников и лицеистов показали формирование негативной тенденции по изучаемым параметрам. Оценка фактического питания учащихся выявила нарушения основных правил рационального питания: несоответствие энергетической ценности суточных рационов питания суточным энерготратам, несбалансированность рационов питания по всем пищевым нутриентам в группах обследуемых подростков. В значительной степени нарушения питания детей и подростков обусловлены дефицитом эссенциальных пищевых веществ в продовольственном сырье и продуктах питания, выращенных и произведенных в изучаемом регионе. Осложняет проблему также низкий уровень культуры питания учащихся.

Заключение

Полученные результаты диктуют необходимость дальнейшего совершенствования организации питания учащихся современных общеобразовательных учреждений, создания эффективной индустрии школьного питания с использованием специализированных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов для обеспечения подростков рациональным адекватным и сбалансированным питанием.

Литература

1. Верещагин А.И., Истомин А.В, Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю.В., Павлов Н.Н. Кластеры региональных особенностей питания детей и подростков с разным уровнем здоровья // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. - 2013. - №8. - С. 11-12.

2. Войтович А.А., Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Российский педиатрический журнал. - 2014. - № 1. - С. 38-40.

3. Елисеева Ю.В., Войтович А.А., Елисеев Ю.Ю. Гигиенические аспекты изучения состояния питания учащихся с различным уровнем здоровья // Профилактическая медицина. - 2013. - № 5. - С. 37-40.

4. Елисеев Ю.Ю., Сергеева С.В, Клещина Ю.В. Комплексные стратегии управления здоровьем детского населения в эндемичных по содержанию йода районах Саратовского региона // Гигиена и санитария. - 2014. - № 1. - С. 68-70.

5. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Мониторинг за контаминацией продовольственного сырья и пищевых продуктов токсичными элементами // Гигиена и санитария - 2013- №1 - С.81- 82

6. Истомин А.В., Елисеев Ю.Ю., Елисеева Ю.В. Обусловленность рисков здоровья детского населения химической контаминацией пищевых продуктов в регионе // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. - 2014. - №3. - С. 38-41.

7. Истомин А.В., Елисеева Ю.В., Сергеева С. В., Елисеев Ю.Ю. Гигиенические аспекты йодного дефицита у детского населения Саратовской области // Вопросы питания. - 2014. - Т. 83, № 3. - С. 63-68.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.