Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА У ДЕВУШЕК С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ'

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА У ДЕВУШЕК С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
питание / витаминный статус / ожирение / метаболический синдром / nutrition / vitamin status / obesity / metabolic syndrome

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю. В. Клещина Ю. Ю. Елисеев

Оценка фактического питания девушек с метаболическим синдромом выявила превышение энергетической ценности рациона за счет повышенного потребления жиров и углеводов (особенно моно- и дисахаридов), а также низкий уровень потребления витамина Е. Витаминный статус большинства девушек с метаболическим синдромом характеризовался дефицитом в крови и моче витаминов Е, С и В, различной степени выраженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю. В. Клещина Ю. Ю. Елисеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF NUTRITION AND VITAMIN SUPPLY IN GIRLS WITH METABOLIC SYNDROME

Assessment of actual nutrition in girls with metabolic syndrome revealed excess dietary energy value due to the higher intake of fat and carbohydrates (mono- and disaccharides in particular) and the low intake of vitamin E. The vitamin status of the majority of girls with metabolic syndrome showed varying blood and urinary vitamin E, C, and B, deficiencies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА У ДЕВУШЕК С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ»

гиена и санитария 1/2011

находилось практически на одинаковом уровне, содержание в других биоматериалах существенно различалось. Так, у лиц опытной группы содержание селена в эритроцитах достоверно (р < 0, 01) выше: 158 ± 7,6 мкг/л против 131 ±3,6 мкг/л в контрольной группе, выше также содержание селена в волосах и ногтях на 20,7 и 14,9% соответственно. Однако содержание селена в моче у лиц опытной группы достоверно (р < 0, 05) ниже, чем в контрольной группе, и составляет 216 ± 5,9 мкг/л против 238 ± 6,2 мкг/л. Полученные данные свидетельствуют, что у лиц, получавших рацион с адекватным содержанием как селена, так и метионина, селен более эффективно использовался организмом, что подтверждается более высоким уровнем селена в эритроцитах, волосах и ногтях. Улиц контрольной группы, получавших рацион с аналогичным уровнем селена, но низким содержанием метионина, селен быстрее выводится из организма. Можно предположить, что в условии неадекватного обеспечения организма метионином, т. е. если одновременно с селенметионином не поступает достаточное количество метионина, селенметио-нин вместо использования на построение селеновых белков начинает вовлекаться в другие, видимо, более значимые для организма, метаболические процессы, в которых участвует метионин. Но являясь только аналогичным метионину, селенметио-нин в данных реакциях может, с одной стороны, выступить конкурентным ингибитором ферментов, катализирующих данные реакции, с другой — быстрее разрушаться и выводиться из организма.

Предложенный нами механизм объясняет результаты исследований, показавших, что у крыс, получавших рацион с дефицитом метионина, относительно большая доля селена из селенметионина включалась в неспецифические белки (гемоглобин) и меньшая — в глутатионпероксидазу [4].

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что рацион с оптимальным содержанием метионина обладает выраженным селенос-берегающим эффектом и может быть использован как один из способов профилактики селенодефи-цитных состояний в регионах с недостаточностью селена в окружающей среде.

Литература

1. Голубкина Н. А., Шагова М. В., Спиричев В. Б., Букин Б. В. // Международный симпозиум "Питание и здоровье. Биологически активные добавки к пише". Тезисы докл. — М., 1996. - С. 36.

2. Голубкина Н. А. // Пробл. региональной экол. — 1998. — № 4. - С. 95-101.

3. Селен. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. - Женева: ВОЗ, 1989.

4. Селен в организме человека: метаболизм, актиоксидант-ные свойства, роль в канцерогенезе /Тутсльян А. В., Кня-жева В. А., Хотимченко С. А. и др. — М., 2002.

5. Сидельникова В. Д. // Проблемы биогеохимии и геохимической экологии. - М„ 1999. — Т. 23. - С. 81-99.

6. Combs G. F. // Proc. Distillers Feed Res. СопГ. - 1976. — Vol. 31. - P. 40-43.

7. Combs G. F. // Encyclopedia of Human Biology / Ed. R. Dul-bccco. - 2-nd Ed. - San Diego, 1997. - Vol. 7. - P. 743-754.

8. Som S., Basa S., Mukberjii D., Chatterjee I. B. // Curr. Sei. — 1980. - Vol. 49. - P. 195.

Поступила 23.12.09

О Ю. В. КЛЕЩИНА. Ю. 10 ЕЛИСЕЕВ, 2011 УДК 613.2:577.I6J:6I6-008.9-053.6-055.2

10. В. Клещина, Ю. 10. Елисеев

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА У ДЕВУШЕК С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

ГОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Росздрава

Оценка фактического питания девушек с метаболическим синдромом выявила превышение энергетической ценности рациона за счет повышенного потребления жиров и углеводов (особенно моно- и дисахаридов), а также низкий уровень потребления витамина Е. Витаминный статус большинства девушек с метаболическим синдромом характеризовался дефицитом в крови и моче витаминов Е, С и В, различной степени выраженности.

Ключевые слова: питание, витаминный статус, ожирение, метаболический синдром

Yu. V. Kleshchina, Уи. Уи. Eliseev. - THE SPECIFIC FEATURES OF NUTRITION AND VITAMIN SUPPLY IN GIRLS WITH METABOLIC SYNDROME

Assessment of actual nutrition in girls with metabolic syndrome revealed excess dietary energy value due to the higher intake of fat and carbohydrates (mono- and disaccharides in particular) and the low intake of vitamin E. The vitamin status of the majority of girls with metabolic syndrome showed varying blood and urinary vitamin E, C, and B, deficiencies.

Key words: nutrition, vitamin status, obesity, metabolic syndrome

В России серьезную озабоченность вызывают здоровье подростков и новые угрозы, которым оно подвергается на пути перехода к взрослому состоя-

Ктцина В. Ю. — доц. каф. общей гигиены и экологии, канд. мед. наук (8-8452-66-98-29); Елисеев Ю. Ю. — зав. каф. общей гигиены и экологии, д-р мед. наук, проф. (yeliseev55@mail.ni)

нию [4, 5]. В последние годы у подростков отмечается существенный рост алиментарно-обусловленных заболеваний, в том числе сопровождающихся избыточностью питания, приводящей к развитию серьезных осложнений, объединяемых понятием "метаболический синдром" (МС) [1]. Растущая распространенность ожирения среди подростков и высокая частота нарушений углеводного и липид-

ного обменов свидетельствуют об актуальности исследования проблемы MC в подростковой группе девушек, обучающихся в системе начального профессионального образования кулинарного профиля.

Поскольку в настоящее время связь MC и питания является общепризнанной [3], а в патогенезе нарушений метаболических процессов, в том числе липопероксидации, существенная роль принадлежит недостаточной витаминной обеспеченности организма [2, 6), изучили фактическое питание (с помощью метода 24-часового воспроизведения) и витаминный профиль 288 девушек 15—18 лет, обучающихся профессии повара. Критерием включения девушек в основную группу исследования явился показатель индекса массы тела (ИМТ) более 95-го центиля возрастных нормативов. Группу сравнения составили 103 аналогичного профиля обучения девушки с ИМТ < 25 кг/м2.

В группах обследуемых определяли ИМТ, окружность талии (ОТ), индекс окружность талии/ окружность бедра (ОТ/ОБ), проводили 3-кратное измерение артериального давления (АД) по стандартной методике (ВОЗ, 1992). Лабораторное обследование включало определение натощак уровня глюкозы крови, общего холестерина (ОХС), триг-лицеридов, липопротеинов высокой и низкой плотности (ЛПВП, ЛПНП). Коэффициент атеро-генности (КА) определяли по формуле А. Н. Климова: КА = (ОХС — ЛПВП)/ЛПВП. Состояние инсулинорезистентности (ИР) оценивали по малой модели гомеостаза (НОМА) с определением показателя ИРН0МЛ: ИРН0МЛ = глюкоза • иммунореак-тивный инсулин/22,5. ИР регистрировали при значениях ИРН0МА более 2,77 (Matthews D., 1985). Витаминный профиль организма девушек оценивали на основании содержания витаминов А, Е в сыворотке крови и витамина В, в моче, определяемого флюорометрическим методом на анализаторе биожидкости Флюорат-02-АБЛФ ("Люмекс", Россия), а также содержания витамина С в моче, определяемого методом титрования 2,6-дихлорфенолиндо-фенолятом натрия (реактив Тильманса).

MC устанавливали в соответствии с критериями, принятыми Международной группой по изучению ожирения (10TF) ВОЗ (2006), согласно которым обязательным является наличие ожирения (ОТ не ниже 90-го центиля) в сочетании с двумя из следующих компонентов: АД не ниже 90-го центиля для соответствующего возраста; повышение уровня толерантности к глюкозе более 1,7 ммоль/л, повышение глюкозы венозной плазмы натощак более 5,6 ммоль/л, снижение уровня ЛПВП менее 1,3 ммоль/л.

По данным комплексного клинико-лаборатор-ного обследования выявили, что в основной группе избыточную массу тела (по ИМТ) имели 39,4% учащихся, ожирение I и II степени — 50,8 и 9,8% соответственно. Средний уровень ИМТ в основной группе девушек составил 30,9 ± 5,1 кг/м2, в группе сравнения — 24,8 ± 3,9 кг/м2. MC выявили у 54,6% обследуемых. ИР как патогенетическую основу MC обнаружили у 58,1% девушек, однако у 24,6% учащихся основной группы ее изолированный харак-

Показатели липидного профиля девушек

Показатель

MC Ожирение без MC Без ожирения

ОХС, моль/л ЛПВП. моль/л ЛПНП, моль/л КА

6,07 ± 0.7* 1,3 ± 0,1 3,7 ± 0,3* 3,57 ± 0,7*

5,65 ± 0,5* 1,36 ± 0,2 3,2 ± 0,3 3,09 ± 0,5

4.48 ± 0,4 1.4 ± 0,1 2,6 ± 0,1 2,17 ± 0,3

Примечание. * — р < 0,05 по сравнению с контрольной группой.

тер не позволил диагностировать МС по общепринятым критериям. При оценке показателей липидного профиля обследованных девушек-подростков отметили статистически значимые различия в сравниваемых группах (см. таблицу). Артериальная гипертензия регистрировалась достоверно чаще (р = 0,008) среди девушек с МС (в 47,5% случаев), чем при ожирении без МС (21,8%).

Анализ данных анкет, характеризующих фактическое питание девушек, показал, что энергетическая ценность фактически потребляемых продуктов в фуппах обследованных на 12—28% превышала нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии. В суточном рационе девушек с МС потребление белков в 86,2% случаев соответствовало физиологической потребности.

Во всех сравниваемых группах учащихся отметили превышение потребления количества жиров и углеводов. Содержание жиров в группе девушек с МС составило 113,8 ± 5 мг/сут, с ожирением без МС — 116,1 ± 5,1 мг/сут, без ожирения — 102,3 ± 6,2 мг/сут. Основными источниками жиров в рационе обследованных девушек являлись: мясные продукты (30,9—35,8%), пищевые жиры (33,9— 40,1%), молочные продукты (7,8—11,5%).

Содержание углеводов в пищевом рационе обследованных превышало нормы потребления на 10,6—20,4%. Обращает внимание высокое содержание моно- и дисахаридов кондитерских изделий и сахара в рационах всех групп учащихся, обусловленное, по-видимому, доступностью для последних высококалорийной готовой продукции.

При анализе корреляционных взаимосвязей особенностей питания с антропометрическими данными в группе девушек с МС обнаружили, что ИМТ, ОТ и ОТ/ОБ положительно коррелируют с общей калорийностью суточного рациона и абсолютным содержанием макронутриентов. При этом максимальную силу корреляционной связи получили с абсолютным содержанием простых Сахаров в рационе и ИМТ (г = 0,67; р = 0,006), ОТ (г = 0,54; р = 0,005), индексом ОТ/ОБ (г = 0,5; р = 0,005). В группе девушек без ожирения достоверных корреляционных взаимосвязей энергетической ценности пищевого рациона, содержания белков и жиров с антропометрическими параметрами не выявили, однако фактическая доля потребляемых моносахаридов напрямую коррелировала с ИМТ (г =0,38; р = 0,04) и ОТ (г = 0,33; р = 0,04).

Анализ суточного потребления витаминов у девушек с МС выявил сниженное по сравнению с нормой поступление витаминов: В, на 34%, В2 на 43%, В6 на 21 %, РР на 38%, С на 24%. Достоверного

[гиена и санитария 1/2011

различия между группами по содержанию в рационе р-каротина, витаминов В, и В2 не обнаружили. Выявили, что девушки с МС потребляли достоверно большее количество витаминов А и С, а содержание витамина Е в их рационе, напротив, было достоверно ниже (22,7 ± 3,2 мг/сут), чем в группе обследованных без ожирения (34,2 ± 4,6 мг/сут).

Изучение витаминного статуса обследованных лиц показало, что концентрация витамина А у девушек с ожирением была пониженной по сравнению с группой сравнения и составляла в группе с МС 0,32 ± 0,06 мкг/мл, без МС 0,39 ± 0,06 мкг/мл, без ожирения 0,51 ± 0,08 мкг/мл, однако находилась в пределах допустимых значений (0,3—0,7 мкг/мл).

Среднее содержание витамина Е у девушек с ожирением с МС и без него было ниже допустимого уровня (8—12 мкг/мл) и составило 6,71 ± 0,9 и 7,02 ± 1 мкг/мл соответственно, что достоверно различается с показателями в группе девушек без ожирения (9,81 ± 1 мкг/мл).

При изучении часовой экскреции (50—90 мин) витамина С с мочой установили сниженное содержание показателя во всех сравниваемых группах: у девушек с МС — 0,27 ± 0,08 мг/ч, без МС -0,31 ± 0,08 мг/ч, без ожирения — 0,21 ± 0,06 мг/ч.

Содержание витамина В, в моче у обследованных девушек также статистически не различалось и составляло 20,7 ± 7,7 мкг/ч в группе с МС, 20,1 ± 6,7 мкг/ч в группе без МС, 17,9 ± 5,5 мкг/ч в группе обследованных без ожирения.

В результате проведенного исследования установили, что дефицит содержания в биологических жидкостях одного витамина у девушек с ожирением с МС регистрировался в 33,7% случаев, у девушек с ожирением без МС — в 35,9%. Снижение концентрации двух витаминов отметили соответственно в 38,8 и 40,1% случаев, трех витаминов — в 16,7 и 12,5%, частота дефицита по четырем исследуемым витаминам составила 9,1 и 5,2%.

Таким образом, проведенное комплексное кли-нико-лабораторное обследование девушек-подро-стков, обучающихся профессии повара, показало высокую распространенность среди данного контингента абдоминального ожирения и формирующихся на его фоне метаболических нарушений. С учетом медицинской и социальной значимости проблемы метаболических осложнений ожирения актуальным является поиск методов ранней диагностики и мероприятий, направленных на уменьшение массы абдоминально-висцерального жира, коррекцию пищевого поведения. Однако использование редуцированной диеты может негативно сказаться на витаминном балансе таких лиц. По результатам оценки фактического питания в настоящем исследовании установлено, что у девушек с МС выявляется, с одной стороны, превышение суточной калорийности рациона за счет повышенного потребления жиров и углеводов, с другой — низкий уровень потребления витамина Е. При анализе витаминного профиля у большинства лиц с МС в крови и моче зарегистрирован дефицит витаминов Е, С и В,.

Л итература

1. Аверьянов А. П. Ожирение у детей и подростков: клинико-метаболические особенности, лечение, прогноз и профилактика осложнений: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Саратов, 2009.

2. Дербенева С. А., Погожева А. А. // Вопр. пит. — 2003. — Т. 72, № 5. - С. 43-48.

3. Лобанова А. П. Распространенность компонентов метаболического синдрома и фактическое питание у пришлого населения Крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008.

4. Оншценко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды. — М., 2004.

5. Оншценко Г. Г. // Вопр. пит. - 2009. — Т. 78, № 1. — С. 16-21.

6. Biesalski Н. К. // Intern. J. Vit. Nutr. Res. - 1999. - Vol. 69, N 3. - P. 179-186.

Поступила 19.11.09

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2011 УДК 613.3!:556.314|-074(470.56)

Н. А. Голубкина', Т. И. Бурцева2, А. Ю. Гаценко3

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

'ГУ НИИ питания РАМН, Москва, 'Оренбургский государственный университет, 3ГОУ СПО Московский колледж управления и новых технологий

Исследовано качество грунтовых вод 22 районов Оренбургской области по показателям минерализации, рН, содержания ионов Se, CI, Pb, Cd, F, К и фенолов. Показано, что факторами риска для здоровья населения значительного количества районов являются высокие концентрации ионов фтора (5—12мг/л), высокая минерализация (> I г/л), щелочность (рН > 8,0). Установлены районы с загрязнением грунтовых вод ионами кадмия, свинца и фенолом. Данные содержания селена в питьевой воде (18—319 нг/л) и сыворотке крови доноров городов Оренбурга, Бузулук и Орска (86— 97мкг/л) не подтверждают данные литературы о загрязнении окружающей среды селеном и сравнимы с соответствующими данными для Московской области. Ключевые слова: грунтовые воды, минерализация, рН, селен, фтор, свинец, кадмий, калий, хлориды

N. A. Golubkina, Т. I. Burtseva, A. Yu. Gatsenko. - DRINKING WATER QUALITY INDICES IN THE ORENBURG REGION

The quality of underground waters from 22 areas of the Orenburg Region was studied from the values of mineralization and pH and the amounts of the ions of Se, CI, Pb, Cd, F, and phenols. High fluorine ion concentrations (5-12 mg/l), high mineralization (> 1 g/l), and alkalinity (pH > 8,0) were shown to be human risk factors in a considerable number of areas. Districts with cadmium, lead, and phenol ion-polluted underground waters were identified. The amount of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.