Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / потерпевший / расследование / первоначальный этап / следственное действие / доказательства / minors / victim / investigation / initial stage / investigative action / evidence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Владиславовна Равинская

В статье охарактеризована специфика первоначального этапа расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в первую очередь против здоровья, чести, достоинства, половой неприкосновенности и половой свободы личности. Особенности следственных действий рассматриваются через призму качества их производства в целях обеспечения полноты получения информации, значимой для последующих этапов расследования обозначенных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Владиславовна Равинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITY OF THE INITIAL STAGE OF INVISTIGATION OF CRIMES COMMITTED AGAINST MINORS

The article describes the specifics of the initial stage of investigation of crimes committed against minors, primarily against health, honor, dignity, sexual integrity and sexual freedom of the individual. The peculiarities of investigative actions are considered through the prism of the quality of the investigative measures so that completeness of information be obtained that is significant for subsequent stages of the investigation of such crimes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2024. № 3 (48). С. 64- 70 • CRIMINALIST. 2024;3(48):64-70

Научная статья УДК 343.13

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анна Владиславовна РАВИНСКАЯ

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ann96934348@yandex.ru

Аннотация. В статье охарактеризована специфика первоначального этапа расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в первую очередь против здоровья, чести, достоинства, половой неприкосновенности и половой свободы личности. Особенности следственных действий рассматриваются через призму качества их производства в целях обеспечения полноты получения информации, значимой для последующих этапов расследования обозначенных преступлений.

Ключевые слова: несовершеннолетние, потерпевший, расследование, первоначальный этап, следственное действие, доказательства

Для цитирования: Равинская А. В. Особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних // КриминалистЪ. 2024. №3(48). С. 64-70.

Original article

PARTICULARITY OF THE INITIAL STAGE OF INVISTIGATION OF CRIMES COMMITTED AGAINST MINORS

Anna V. RAVINSKAYA

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, ann96934348@yandex.ru

Abstract. The article describes the specifics of the initial stage of investigation of crimes committed against minors, primarily against health, honor, dignity, sexual integrity and sexual freedom of the individual. The peculiarities of investigative actions are considered through the prism of the quality of the investigative measures so that completeness of information be obtained that is significant for subsequent stages of the investigation of such crimes.

Keywords: minors, victim, investigation, initial stage, investigative action, evidence

For citation: Ravinskaya A. V. Particularity of the initial stage of investigation of crimes committed against minors. Criminalist. 2024;3(48):64-70. (In Russ.).

Первоначальный этап расследования преступлений — своеобразный фундамент последующей деятельности сле-

© Равинская А. В., 2024

дователя (дознавателя) по доказыванию обстоятельств, перечисленных в ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Рос-

сийской Федерации (далее — УПК РФ). Именно на обозначенном этапе показания участников уголовного процесса являются «непосредственными», т. е. не подвергшимися негативному воздействию различных факторов, в первую очередь субъективных, что повышает их достоверность. В то же время субъекту расследования необходимо своевременно определить круг неотложных следственных и иных процессуальных действий и приступить к их производству с целью полного обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления.

Изучение уголовных дел и анализ судебной практики о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, показали, что значительное число ошибок и нарушений, отрицательно сказавшихся на ходе и результатах предварительного следствия, допускается на его первоначальном этапе.

Т. В. Решетникова обозначенный этап расследования определяет как «период от возбуждения уголовного дела до окончания сбора доказательств, достаточных для предъявления обвинения» и подчеркивает, что «важной задачей первоначального этапа является сбор достаточных доказательств и тактико-психологической информации об основных обстоятельствах расследуемого события и виновности в выявленном преступлении конкретных лиц» [1, с. 220]. А. А. Закатов отмечает, что «именно на первоначальном этапе расследования принимаются экстренные меры к обнаружению и фиксации следов преступления, собиранию вещественных и иных доказательств» [2, с. 38].

Принимая во внимание, что рассматриваемый этап начинается с возбуждения уголовного дела, нами предлагается краткий анализ отмеченной стадии. Обычно поводом для возбуждения уголовного дела, по которому потерпевшим является лицо, не достигшее 18 лет, слу-

жит заявление очевидцев, родителей, родственников, узнавших о случившемся из первых уст, как правило, если потерпевший малолетний. При этом несовершеннолетние старшего подросткового возраста (15 — 17 лет) нередко сообщают самостоятельно о противоправных действиях в правоохранительные органы, что объясняется уровнем их психофизиологического развития.

Проверка информации о совершенном деянии, запрещенном уголовным законом, играет особую роль на первоначальном этапе расследования, поскольку обычно осложняется тем, что между событием и заявлением в правоохранительные органы проходит немало времени, причиной чего нередко является чувство страха и стыда потерпевшего (в основном по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности). Более того, нередко несовершеннолетние в силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта не осознают, что деяние, совершенное в отношении их, является преступным. Непонимание произошедшего, таким образом, оказывает влияние на уровень латентности рассматриваемых преступлений.

Проверка осуществляется путем реализации непринудительных способов собирания доказательств — получения объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребования и изъятия документов и предметов, их исследования, назначения судебных экспертиз, производства осмотра места происшествия и других согласно ст. 144 УПК РФ. При наличии достаточных оснований орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах установленной законом компетенции возбуждают уголовное дело (ст. 146 УПК РФ).

К сожалению, законодатель не конкретизировал особенности получения объяснения от несовершеннолетнего и

осуществления ряда других процессуальных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела, вследствие чего можно утверждать о неочевидности возможности субъекта проверки привлекать педагога и (или) психолога д ля содействия в проведении необходимых действий.

По справедливому мнению В. Н. Ка-рагодина, начинать проверку представляется логичным с опроса заявителей и установления психологического состояния несовершеннолетнего. Если очевидцы произошедшего с потерпевшим незнакомы, то у них выясняются исключительно обстоятельства наблюдавшегося ими события, а также признаки внешности и особенности поведения виновного. Кроме того, с участием очевидцев могут быть изготовлены композиционные или рисованные портреты субъекта преступления. Непосредственно у родителей либо иных близких родственников несовершеннолетнего кроме указанных выше вопросов выясняются личностные особенности и самочувствие потерпевшего после случившегося. Специалиста-психолога рекомендуется привлекать как можно раньше для определения возможности опроса, в последующем — допроса несовершеннолетнего потерпевшего, а также выбора наиболее эффективных приемов их проведения [3, с. 96-97].

Очевидно, что дети и подростки (вне зависимости от возраста) нуждаются в помощи специалиста в области психологии несовершеннолетних еще до возбуждения уголовного дела. Осмелимся утверждать, что поскольку законодатель допускает возможность привлечения специалиста для участия в перечисленных в ч. 1 ст. 144 УПК РФ действиях, в частности при получении объяснений, то законодательные препятствия привлечения психолога и (или) педагога отсутствуют.

После возбуждения уголовного дела начинается расследование преступления, в ходе которого устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию, осуществляется оценка полученных доказательств в соответствии с критериями, указанными в ст. 88 УПК РФ.

Так, Н. В. Кручинина полагает, что «деятельность, направленная на проверку достоверности доказательств, включает в себя несколько этапов, которые в целом вписываются в общий познавательный процесс. Так, речь идет о построении модели следственной ситуации, ее изучении, об определении ключевой проблемы, а также установлении основного направления расследования. После чего на основе имеющейся информации следователь разрабатывает следственные версии, изучает сформулированные версии, ставит новые задачи расследования, а также определяет модель решения таких задач» [4, с. 184].

При планировании расследования преступления следователь (дознаватель) выдвигает общие и частные следственные версии и выводит из них логические следствия, подлежащие проверке, с целью проведения которой он планирует, организует и осуществляет различные следственные и иные процессуальные действия и поручает сотрудникам органа дознания проведение необходимых оперативно-разыскных мероприятий.

План расследования должен предусматривать действия, направленные на проверку достоверности, уточнение фактических сведений, а также на поиск и сбор новых данных, предупреждение возможных попыток не только виновных, но и иных заинтересованных лиц скрыть следы преступления. Выбор первоначальных следственных действий и определение последовательности их проведения зависят от характера следственной ситуации.

Алгоритм, которому должен следовать субъект расследования, не опреде-

лен, в связи с чем невозможно обойти вниманием вопрос последовательности производства следственных и иных процессуальных действий, поскольку ответ на него способствует организации и планированию расследования преступления. Позволим себе предложить оптимальную, на наш взгляд, последовательность действий следователя (дознавателя) при расследовании преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Одним из основных доказательств виновности подозреваемого в совершении преступления в отношении лица, не достигшего возраста 18 лет, являются показания потерпевшего, в связи с чем предварительное следствие рационально начинать именно с его допроса при условии, что этому не препятствует его психическое, а в ряде случаев и физическое состояние. Если несовершеннолетний нуждается в соответствующей реабилитации, то допрос следует отложить до стабилизации его состояния. В любом случае взаимодействие с психологом, который способен оказать поддержку и психологическую помощь несовершеннолетнему, помочь в определении готовности последнего к производству следственных и иных процессуальных действий, является целесообразным.

Правила проведения допроса несовершеннолетнего определены в ст. 191 УПК РФ. Особенности психофизиологического развития детей и подростков предопределяют особый подход к ним на всех стадиях уголовного процесса, в связи с чем представляется правильным выделить специфику порядка и условий производства как допроса, так и других следственных действий с их участием.

Во время допроса потерпевшего субъект расследования, используя необходимые тактические приемы, должен получить полные и достоверные сведения об обстоятельствах, связанных с расследуемым преступлением, не травмируя при

этом психику несовершеннолетнего, которая и так подверглась негативному воздействию. В первую очередь следователю (дознавателю) следует установить психологический контакт с несовершеннолетним, учитывая его состояние, возрастные особенности развития.

Поскольку несовершеннолетние каждой возрастной категории — раннее детство (от рождения до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет); младший школьный возраст (от 6 —7 до 10 лет); средний школьный возраст (от 11 до 14 лет); старший школьный возраст (от 15 до 18 лет) [5, с. 86] — обладают определенными чертами характера и соответствующим уровнем развития, следователю (дознавателю) в процессе подготовки к допросу необходимо учитывать индивидуальные особенности несовершеннолетнего потерпевшего. При этом, независимо от возраста допрашиваемого, важно стремиться не только к конкретизации всех деталей произошедшего, но и к достоверному их изложению.

Так, при формировании доказательственной базы на первоначальном этапе расследования анализируемых преступлений отдельное внимание необходимо уделять проверке достоверности получаемой информации, поскольку ее главным источником является потерпевший, не достигший возраста 18 лет, а несовершеннолетние склонны к оговору невиновного лица по различным причинам: из мести, страха, неприязненного отношения, желания привлечь к себе внимание. Кроме того, они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (в возрасте до 16 лет) согласно ч. 2 ст. 191 УПК РФ, что затрудняет ход расследования в части производства допроса несовершеннолетнего и требует от следователя (дознавателя) профессионально коммуникативных качеств и подготовки.

Следственные действия с участием несовершеннолетних потерпевших должны проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 191 УПК РФ с применением видеозаписи, посредством которой запечатлевается психическое состояние допрашиваемого, особенности мышления и изложения преступного события, а также возможные попытки воздействия на него со стороны субъекта расследования, любых заинтересованных лиц. Кроме того, в дальнейшем видеозапись может являться объектом экспертного исследования, результаты которого помогут в обеспечении полного и объективного рассмотрения уголовного дела судом. Парадоксально, однако при наличии перечисленных положительных сторон применения видеозаписи существует проблема отказа несовершеннолетнего потерпевшего и (или) его законного представителя от видеофиксации. В условиях ограниченного объема публикации данная проблема лишь обозначается, однако подробно будет рассмотрена в последующих исследованиях.

Существенное значение при формировании доказательственной базы имеют результаты допроса не только потерпевшего, но и свидетелей (нередко несовершеннолетних), а также подозреваемого. Подозреваемые чаще всего вину в совершении инкриминируемого им деяния не признают, что объясняется спецификой инкриминируемого деяния — против половой неприкосновенности и половой свободы личности, чести, достоинства и здоровья несовершеннолетнего, в связи с чем в ходе их допроса применяется прием детализации показаний в целях получения сведений, известных только непосредственным участникам события.

Осмотр места происшествия имеет исключительное значение, он, как правило, предшествует большинству других следственных действий, поскольку уголовно-процессуальный закон допу-

скает возможность его производства до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Для обеспечения эффективности обнаружения следов преступления в ходе осмотра места происшествия используются сведения об обстоятельствах произошедшего, отраженные в сообщении о преступлении, объяснениях и иных сведениях. Подчеркнем необходимость изъятия в ходе осмотра места происшествия всех предметов, потенциально относящихся к событию преступления, в том числе предметов одежды подозреваемого и потерпевшего, с обязательным указанием в протоколе места их обнаружения.

Статья 196 УПК РФ ориентирована на обеспечение качества расследования преступлений, в частности совершенных в отношении несовершеннолетних. Следователь (дознаватель) инициирует производство судебных экспертиз с целью как установления обстоятельств преступления, способности потерпевшего давать показания, так и определения психического состояния и вменяемости подозреваемого, идентификации его по выявленным следам. Так, типичными судебными экспертизами являются комплексная психолого-психиатрическая, судебно-психологическая, судебно-медицинская и др.

Особое внимание предлагается уделить психолого-лингвистической экспертизе, которая незаменима и проводится с целью определения соответствия используемой потерпевшим лексики его возрасту и уровню развития. При производстве отдельных следственных действий с участием несовершеннолетнего обязательно применение видеозаписи (при условии, что несовершеннолетний и (или) его законный представитель не возражают против этого). Полученные материалы возможно направить на рассматриваемую судебную экспертизу, что имеет определенные преимущества для

всестороннего и объективного предварительного расследования.

Значительная часть преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, — это преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Как правило, в подобных случаях судебно-медицинской экспертизе предшествует освидетельствование потерпевшего, которое не заменяет экспертизу, при этом позволяет незамедлительно выявить и зафиксировать следы преступления, в дальнейшем необходимые для проведения соответствующих исследований. Важно отметить, что при проведении освидетельствования рационально применение фотографирования в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 179 УПК РФ, т. е. с согласия освидетельствуемого лица, если возникает необходимость его обнажения.

В связи с тем, что под следами преступления понимаются любые изменения среды, возникшие в результате совершения преступления, освидетельствование несовершеннолетнего не ограничивается выявлением повреждений на его теле, должно также устанавливаться наличие различных веществ — грязи, крови, иных жидкостей. Во всех случаях в ходе освидетельствования у потерпевшего необходимо получать срезы краев ногтевых пластин для производства судебно-медицинской экспертизы.

Наличие следов преступления на одежде и личных вещах несовершеннолетнего потерпевшего обусловливает неотложность их выемки и осмотра. Отсутствие следов на изъятых объектах является основанием для выдвижения и проверки версии о возможности оговора. Например, если из показаний потерпевшего следует, что его одежда была разорвана во время совершения насильственных действий, а вещь при тщательном ее осмотре оказывается целой либо следователю (дознавателю) удается

установить, что предъявленный предмет одежды и вовсе не был на потерпевшем в момент преступного посягательства, можно установить ложность заявления и побудить лицо к даче правдивых показаний. В ходе детального осмотра объектов, изъятых в ходе выемки, субъект расследования должен обеспечить полноту фиксацрш обнаруженных на вещах следов в протоколе осмотра предметов, сфотографировать, принять меры к их сохранности.

В отношении подозреваемого освидетельствование, выемка и осмотр его одежды проводятся с учетом специфики следообразования, например, если виновным совершено преступление против жизни, здоровья и (или) половой неприкосновенности либо половой свободы личности, прежде всего должно бьггь обращено внимание на признаки, присущие попыткам оказать ему сопротивление: следы от зубов, ногтей и др.

Резюмируя, подчеркнем, что при расследовании анализируемых преступлений наиболее значимыми первоначальными следственными и иными процессуальными действиями являются: допрос непосредственно заявителя или иного источника информации о преступлении; осмотр места происшествия; допрос свидетелей, в том числе членов семьи, родственников, близких несовершеннолетнего, друзей, одноклассников (несовершеннолетние информацию о совершенном в отношении их преступлении нередко доверяют именно ровесникам); допрос подозреваемого (в любом случае), его освидетельствование, осмотр и выемка его одежды (при совершении преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности либо половой свободы личности); освидетельствование несовершеннолетнего потерпевшего (в любом случае), его допрос, осмотр и выемка одежды (при совершении преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности либо

половой свободы личности); назначение типичных судебных экспертиз.

На первоначальном этапе расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, следственные и иные процессуальные действия направлены главным образом на выявление и установление ключевых обстоятельств произошедшего, причастности конкретного лица к совер-

шению преступления. Эффективность и качество организации и планирования первоначального этапа расследования зависят от профессионализма следователя (дознавателя), своевременного выбора им следственных и иных процессуальных действий, знания тактики их производства, особенно с участием несовершеннолетних потерпевших разной возрастной категории.

Список источников

1. Решетникова Т. В. Некоторые организационно-тактические особенности первоначального этапа расследования незаконного предпринимательства (ст. 171 У К РФ) // Общество и право. 2010. № 5. С. 219-222.

2. Закатов А. А. О производстве первоначальных неотложных следственных действий // Межвузовский сборник научных трудов, Свердловск. 1988. С. 35—39.

3. Карогодин В. Н. Расследование умышленных преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних : монография. Москва : Проспект, 2018. 212 с.

4. Кручинина Н. В. Проблемы теории и практики проверки достоверности уголовно-реле-вантной информации в досудебном процессе : монография. Москва : Вердикт-1М, 2003. 296 с.

5. Равинская А. В. «Несовершеннолетие» через призму уголовного процесса, детской психологии и психиатрии // Криминалисть. 2023. № 4 (45). С. 85—91.

Информация об авторе

А. В. Равинская — аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

Information about the author

A. V. Ravinskaya — Postgraduate Student at the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.