формуле: р = 80 - 1/2Тас. Трансаортальный кровоток оценивали в 5-камерной позиции с верхушки с определением максимальной скорости кровотока и интеграла скорость -время периода изгнания ПИ и периода изометрического расслабления ПИР. Также измерялась линейная скорость кровотока над дугой аорты. Минутный объем кровообращения вычислялся по формуле: MOK= Vлин.xSAx60/103, где Vлин. - средняя линейная скорость кровотока (см/с) в восходящей части аорты, SA - площадь поперечного сечения дуги аорты (см2). SA определялась по номограмме Фрухта, учитывающей возраст, пол и вес. ЧСС, АДс, АДдас, АДср измеряли тахоосциллогра-фическим методом на кардиомониторах Nihon Kohden (Япония) в режиме on-line. Итоговая обработка результатов проведена с использованием пакета программ для статистических исследований Microsoft Office Excel 2007.
Результаты и обсуждение
Применение «натяжных» методов при пластике больших дефектов брюшной стенки приводит к подъему ВБД. Это связано с тем, что пластика грыжевых ворот местными тканями при послеоперационных вентральных грыжах уменьшает объем брюшной полости. Увеличению ВБД способствует и вправление содержимого грыжевого мешка в брюшную полость. Измерения ВБД, проведенные у больных с большими вентральными грыжами в послеоперационном периоде (основная исследуемая группа), показали
наличие ВБГ. Ее пик соответствовал II степени ВБГГ 10,8±1,5 мм рт. ст.
Результаты измерений состояния гемодинамики у больных, оперированных по поводу больших вентральных грыж, показали, что исходные данные достоверно не отличались от контрольных значений (таблица). Оперативное лечение и, как следствие, острая ВБГ у пациентов подгруппы оперированных «ненатяжным» способом привели к значимому возрастанию ЧСС, показателей АД, ОПСС, КСД и снижению параметров, отражающих производительность сердца и предна-грузку, таких как УО и ФВ. Подчеркнем, что на послеоперационном этапе все гемодинамические показатели достоверно отличались от исходных параметров и группы сравнения.
Острое повышение ВБД определяет характерные изменения состояния кровообращения - снижение насосной функции сердца (СИ) и ДНЛЖ с увеличением ОПСС. Быстрое снижение ВБД также ведет к типичным изменениям, противоположным тем, которые возникают в ответ на повышение ВБД.
В заключение представим общую картину того, каким образом быстрые изменения ВБД могут влиять на гемодинамику. Рост давления в брюшной полости замедляет кровоток по нижней полой вене и уменьшает венозный возврат. Кроме того, высокое ВБД оттесняет диафрагму вверх и увеличивает среднее внутригрудное давление, которое передается на сердце и сосуды.
Выводы:
1. Имеются однонаправленные изменения гемодинамических параметров в ответ на острое повышение внутрибрюш-ного давления при хирургическом лечении больных с большими вентральными грыжами. Эти изменения выражаются в снижении СИ и ДНЛЖ, повышении ОПСС, АД и ЧСС.
2. Реакции гемодинамики на декомпрессию брюшной полости при хирургическом лечении больных с кишечной непроходимостью противоположны тем, которые наблюдаются при остром повышении ВБД: возрастает СИ и ДНЛЖ, снижается ОПСС, АД и ЧСС.
3. При быстрых, в течение минут, колебаниях ВБД изменения гемодинамического профиля носят типичный характер и мало зависят от причин, вызвавших эти колебания.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Лилли Л. Патофизиология сердечно-сосудистой системы. - М.: Бином, 2010. - С.315-328.
2. Райдинг Э. Эхокардиография. - М.: Мед Пресс-Информ, 2010. - С.98-206.
3. ЦыпинЛ.Е, Микелсон В.А., Чусов К.П. и др. // Анестезиология и реаниматология. - 2007. - №1. - С.30.
4. Мхоян Г.Г., Акопян Р.В., Оганесян А.К. // Анестезиология и реаниматология. - 2007. - №5. - С.40.
5. Krebs J, PelosiP., Tsagogiorgas С., Luecke MAT. // Critical Care. - 2009. - N3. - Р.160.
6. Malbrain М. // Medicine Reports. - 2009. - N1. - Р. 88.
7. Zhang М, Zhang G, Yuan W et al. // World Gastroenterol. - 2008. - Vol.14, N22. - Р.3574-3578.
Поступила 17.08.2015 г. Статья размещена на сайте www.mednovosti.by (Архив МН) и может быть скопирована в формате Word.
Особенности периферической крови новорожденных с задержкой внутриутробного развития
Гараева С.З.
Азербайджанский медицинский университет, Баку_
Garayeva S.Z.
Azerbaijan Medical University, Baku
Features of the peripheral blood of newborns
with intrauterine growth restriction
Резюме. При сравнительном анализе результатов общего анализа крови в группе новорожденных с задержкой внутриутробного развития и в контрольной группе практически здоровых новорожденных наблюдали статистически достоверное различие в уровнях общего гемоглобина, гематокрита, среднего содержания гемоглобина в эритроците, среднего объема эритроцитов, в количестве и скорости оседания эритроцитов. Все это свидетельствует о возможном наличии какой-либо эритроцитарной патологии у новорожденного. Это может быть гетерозиготное или гомозиготное состояние талассемий, аномальных гемоглобинов, сочетаний альфа- или бета-талассемии с одним из четырех аномальных гемоглобинов (HbS, HbD, HbE, HbC), встречаемых среди населения Азербайджанской Республики.
Ключевые слова: задержка внутриутробного развития, периферическая кровь, доношенный новорожденный, ранний неонатальный период.
Медицинские новости. — 2016. — №1. — С. 68-70. Summary. Comparative analysis of the results of the general analysis of blood groups of infants with a diagnosis of intrauterine growth restriction and healthy newborns, included in the control group, a statistically significant difference in the levels of total hemoglobin, hematocrit, the average content of hemoglobin, mean corpuscular volume, in the number of red blood cells as well as in erythrocyte sedimentation rate. All this indicates the possible presence of any red cell pathology in the newborn. This may be heterozygous or homozygous thalassemia, abnormal hemoglobins, combination of alpha or beta-thalassemia, one of the four abnormal hemoglobin (HbS, HbD, HbE, HbC) found among the population of the Azerbaijan Repubiic. Keywords: intrauterine growth restriction, peripheral blood, term newborn, early neonatal period. Meditsinskie novosti. - 2016. - N1. - P. 68-70.
Неонатальный период - время адаптации ребенка к внеутробным условиям существования - очень важен для формирования состояния здоровья на все последующие годы жизни [1]. Система красной крови наиболее активно участвует в механизмах адаптации плода и новорожденного как к родовому стрессу, так и к изменившемуся типу дыхания после рождения. Особенно это касается системы эритрона, обеспечивающего функцию тканевого дыхания - основного звена адаптации [2, 3].
Показатели крови и динамика их изменений у новорожденных хорошо изучены и стали уже частью референтных данных этого контингента детей [4]. Однако до сих пор нет достоверных сведений о том, как влияют на эти процессы условия эмбрио-фетогенеза, как система эритрона взаимосвязана с патологическим течением периода новорожденности. Малоизученными остаются показатели красной крови и их связь с особенностями адаптации в раннем неонатальном периоде у детей с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР). Такая информация очень важна для полноценной экспертной оценки состояния здоровья новорожденных и прогнозирования формирования патологии в будущем [5]. По-видимому, характеристика состояния системы эритрона новорожденных детей, особенно с ЗВУР становление которой в раннем онтогенезе происходит под влиянием многих факторов, приводящих к хронической внутриутробной
гипоксии, будет отличаться от имеющихся нормативных данных.
Материалы и методы
Обследуемые новорожденные дети были разделены 2 группы: 315 доношенных новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития (основная группа) и 119 доношенных новорожденных детей, родившихся с нормальными антропометрическими показателями (контрольная группа). Материал для исследования -кровь доношенных новорожденных на первый и пятый дни после рождения. Клинические исследования проводились на базе научно-исследовательского института педиатрии им. К.Фараджевой и Республиканского перинатального центра.
Выполнен клинический анализ крови новорожденных с диагнозом ЗВУР а также анализ крови новорожденных контрольной группы на автоматическом счетчике крови Beckman Koulter. Изучались следующие показатели: RBG - количество эритроцитов, HGB - гемоглобин, HCT - гематокрит, MCV - средний объем эритроцитов, МСН -содержание гемоглобина в 1 эритроците, МСНС - содержание гемоглобина в эритроцитах, RDW - ширина распределения гемоглобина по объему.
Статистическая обработка экспериментального материала проводилась методом вариационной статистики при помощи программного обеспечения MS Excel-2010. Различия считались статистически значимыми при значении уровня различий сравниваемых величин p<0,05.
Результаты и обсуждение
Как в контрольной группе, так и в группе новорожденных с ЗВУР общий анализ крови проводили дважды: на первый и пятый дни после рождения. Наблюдали уменьшение общего гемоглобина по сравнению с первым днем как в контрольной группе, так и в группе с ЗВУР. Однако установлены статистически отличающиеся значения общего гемоглобина между контрольной группой и группой с ЗВУР. Так, средний уровень общего гемоглобина в контрольной группе в первый и пятый дни составил 17,6±0,2 и 15,4±0,1 г/дл соответственно; в группе с ЗВУР - 13,5±0,1 и 11,5±0,1 г/дл соответственно.
Количество эритроцитов в основной группе детей с ЗВУР также отличалось (было меньше) от данных контрольной группы. Так, в контрольной группе - 4,53+0,07 х1012/л (первый день) и 4,32+0,06х1012/л (пятый день) соответственно, в основной группе - 4,0+0,04х х 1012/л и 3,63+0,05 х 1012/л соответственно.
Уровень гематокритного числа в основной группе был ниже, чем в контрольной группе, и составил 37,8±0,4% на первый день и 35,6±0,4% на пятый день после рождения. В контрольной группе: соответственно 51,5±0,7% (первый день) и 45,8±0,3% (пятый день).
В группе новорожденных с ЗВУР наблюдали микроцитоз и гипохро-мию. Уровни среднего объема эритроцитов (МО) и средней концентрации
МИД Клинический анализ периферической крови новорожденных
Показатель Основная группа (n=315) Контрольная группа (n=119)
Первый день Пятый день Первый день Пятый день
HGB, г/дл 13,5±0,1 (10-17,8)*** 11,5±0,1 (8,8-13,6)""" *** 17,6±0,2 (15,6-19,4) 15,4±0,1 (15-16)"""
RBC, х 1012/л 4,00±0,04 (3,22-4,98)*** 3,63±0,05 (2,23-4,64)""" *** 4,53±0,07 (3,9-5,42) 4,32±0,06 (3,64-4,9)"
HCT % 37,8±0,4 (29,7-52,2)*** 35,6±0,4 (29-50,7)""" *** 51,5±0,7 (37,8-54,7) 45,8±0,3 (41,6-49,4)"""
MCHC, % 32,9±0,2 (26,8-37,5)*** 32,2±0,2 (26-36)" *** 35,5±1,0 (3,64-36,9) 34,9±0,2 (30,1-36,2)
MCH, пг 29,8±0,2 (24,4-37,1)*** 29,1±0,2 (24-34,6)" *** 35,7±0,4 (28,6-36,8) 33,3±0,3 (28-34,4) """
MCV мкм3 (фл) 85,5±0,3 (81,1-94,3)*** 83,7±0,6 (74,2-128)"" *** 95,9±0,5 (91,8-99,9) 94,5±0,3 (92,1-97,4) ""
WBC, х109/л 17,2±0,5 (7,2-29,7)** 15,4±0,5 (7,2-29,7)"" * 14,1±0,6 (9,8-23) 12,6±0,7 (8,4-20)
Мон, % 3,94±0,31 (1-15) * 3,72±0,33 (1-18,9) * 2,52±0,15 (1-4) 1,90±0,16 (1-4)""
Пал, % 3,00±0,13 (1-7) 2,91±0,11 (1-6) 3,37±0,19 (2-5) 3,26±0,17 (2-5)
Сегм, % 31,1±0,7 (14-58)*** 29,5±0,6 (17-50)*** 37,9±1,2 (30-58) 39,7±1,3 (24-50)
Лимф, % 27,8±0,9 (10-58)*** 26,1±0,9 (12-56) *** 39,3±1,6 (24-53) 36,8±1,7 (20-56)
RDW, % 14,3±0,3 (2,5-20,5) 15,1±0,3 (0,5-17,2) 14,1±0,2 (12,2-15,4) 15,0±0,1 (14-17,2)"""
ECS, мм/ч 12,8±0,5 (5-24)*** 11,8±0,4 (5-20)*** 8,0±0,7 (4-21) 7,7±0,4 (4-11)
Примечания: статистическая значимая разница с показателями: контрольной группы: * - р,<0,05; ** - р1<0,01; *** - р1<0,001; 1 дня: л - р0<0,05; лл - р0<0,01; ллл - р0<0,001.
№ 1 • 2016
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
гемоглобина в эритроците (МСН) в данной группе статистически отличались от показателей контрольной группы. Средний объем эритроцитов в контрольной группе: 95,5±0,9 мкм3 (первый день) и 94,5±0,3 мкм3 (пятый день); в основной группе новорожденных: 85,5±0,3 мкм3 (первый день) и 83,7±0,6 мкм3 (пятый день).
Средняя концентрация гемоглобина в эритроците в группе новорожденных с ЗвУр составила 29,8±0,2 пг (первый день) и 29,1±0,2 пг (пятый день), что статистически отличалось от контрольной группы: 35,7±0,4 пг (первый день) и 33,3±0,3 пг (пятый день). Следовательно, у детей с диагнозом ЗВУР чаще наблюдается микроцитоз и гипохромия эритроцитов, что свидетельствует о наличии эритроци-тарной патологии у новорожденного.
Концентрация лейкоцитов при клиническом исследовании крови в группе детей с ЗВУР статистически достоверно превышал уровень контрольной группы. В первый день рождения у новорожденных с ЗВУР уровень лейкоцитов составлял 17,2±0,5 х109/л, в пятый день - 15,4±0,5
х109/л; в контрольной группе количество лейкоцитов было следующим: первый день -14,1±0,6 х 109/л, пятый день -12,6±0,7 х109/л.
Анализ лейкоцитарной формулы показал достоверные различия в лимфоцитах, сегментных палочках и моноцитах. Уровень моноцитов в группе с ЗВУР превышал таковой в контрольной группе. Количество сегментных палочек и лимфоцитов в группе у детей с ЗВУР было существенно пониженным.
Таким образом, на основании сравнительного анализа результатов общего анализа крови в группах новорожденных с ЗВУР и в группе практически здоровых новорожденных сделан вывод о статистически достоверных различиях в уровнях общего гемоглобина, гематокрита, среднего содержания гемоглобина в эритроците, среднего объема эритроцитов, в количестве и скорости оседания эритроцитов. Все это обусловливает необходимость дальнейшего изучения уровней различных типов гемоглобинов и гемоглобиновых фракций при ЗВУР и
свидетельствует о возможном наличии какой-либо эритроцитарной патологии у этих новорожденных. Это может быть гетерозиготное или гомозиготное состояние талассемий, аномальных гемоглобинов, сочетаний альфа- или бета-талассемии с одним из четырех аномальных гемоглобинов (HbS, HbD, НЬЕ, НЬС), встречаемых среди населения Азербайджана.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бахмутова Л.А., Кривенцев Ю.А. и др. // Вестник Рос. воен.-мед. акад. - 2009. - №1. - С.451.
2. Kamath U, Rao G, Kamath S.U., Rai L. // Indian J. Clin. Biochem. - 2006. - Vol.21, N1. - P.111-115.
3. Буданцев А.В. // Акушерство и гинекология. -2003. - №1. -, С.11-16.
4. Amburgey Ö.A., Ing E, Badger G.J., Bernstein I.M. // J. Maternal-Fetal Neonatal Medici. - 2009. - Vol.22, N9. - P.740-744.
5. Плюснина Н.Н., Газиева И.А., Чистякова Г.Н., Захарова С.Ю. // Мать и дитя: м-лы IX Рос. форума. -М., 2007. - С.613.
Поступила 06.10.2015 г.
Статья размещена на сайте www.mednovosti.by (Архив МН) и может быть скопирована в формате Word.
Инфекция, вызванная вкусом гепатита С, у больных pаком молочной железы, живущих в Азеpбайджане
Мамедов М.К., Рагимов А.А., Мамедова Т.Н.
Национальный центр онкологии, Баку, Азербайджан
Mamedov M.K., Rahimov A.A., Mamedova TN.
National Center of Oncology, Baku, Azerbaijan
Infection caused with hepatitis C virus among breast cancer patients
living in Azerbaijan
Резюме. Проанализированы результаты серологического исследования сыворотки крови 2682 больных раком молочной железы (РМЖ) и 218 больных с доброкачественными опухолями молочной железы (ДО). Исследование проводилось для выявления антител к вирусу гепатита С (anti-HCV). Anti-HCV выявлены у 8,1% больных РМЖ и у 3,7% больных с ДО. Среди беременных женщин и здоровых доноров крови эти антитела были выявлены в 3,7 и в 3,9% случаев соответственно. Частота выявления anti-HCV у больных РМЖ возрастала по мере увеличения клинической стадии этого заболевания.
Ключевые слова: серологическое исследование сыворотки крови, рак молочной железы, доброкачественные опухоли молочной железы, вирус гепатита С, антитела, anti-HCV.
Медицинские новости. — 2016. — №1. — С. 70-72. Summary. The authors analysed results of serological testing of 2682 blood serums of patients wtth breast cancer (BC) and 218 patient with benign tumors of breast (BTB) performed for detecting of antibodies to hepatitis C virus (anti-HCV). It was demonstrated that anti-HCV were detected at 8.1% serum of BC patients and at 3.7% serums of BTB. These antibodies were detected at 3.7% serums of pregnant women and at 3.9% healthy blood donors. The frequency of anti-HCV detecting increased as far as clinical grade of BC increased. Keywords: serological testing blood serums, breast cancer, benign tumors of breast, hepatitis C virus, antibodies, anti-HCV. Meditsinskie novosti. - 2016. - N1. - P. 70-72.
Еще в конце 1980-х годов в наших наблюдениях было показано, что среди находящихся в онкологическом стационаре женщин, больных раком молочной железы (РМЖ), серологические маркеры инфицирования вирусом гепатита В выявлялись в несколько раз чаще,
нежели среди здоровых женщин соответствующего возраста [1]. Это обстоятельство позволило нам предположить, что среди этого же контингента онкологических больных могут часто выявляться и серологические маркеры инфицирования вирусом гепатита С (ВГС) [2].
В конце 1992 г. нами было проведено соответствующее серологическое наблюдение, в ходе которого, наряду с образцами сыворотки крови безвозмездных доноров и больных острым вирусным гепатитом, была исследована и сыворотка крови больных РМЖ [3]. Полученные