Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА СМЕРТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА СМЕРТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛКНОВЕНИЕ СО СМЕРТЬЮ / СТРАХ СМЕРТИ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бахриева Г.В.

В статье анализируются особенности отношения к проблеме переживания страха смерти в разных культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EXPERIENCE OF FEAR OF DEATH IN DIFFERENT CULTURES

The article analyzes the features of the relationship to the problem of experiencing the fear of death in different cultures.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА СМЕРТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ»

УДК 159.99

Бахриева Г.В. студент 3 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА СМЕРТИ В РАЗНЫХ

КУЛЬТУРАХ

Аннотация. В статье анализируются особенности отношения к проблеме переживания страха смерти в разных культурах.

Ключевые слова. Столкновение со смертью, страх смерти, религия, культура.

Bahrieva G. V.

student 3 year, Faculty of ""Psychological and Pedagogical" Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopo FEATURES OF EXPERIENCE OF FEAR OF DEATH IN DIFFERENT CULTURES

Annotation. The article analyzes the features of the relationship to the problem of experiencing the fear of death in different cultures.

Keywords. Collision with death, fear of death, religion, culture.

Постановка проблемы: Смерть это проблема, которая сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Смерть - важнейший компонент культуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании в виде относительно устойчивых значений.

Этот феномен окружен тайной, основа всей культуры заключается в том, что бы приоткрыть занавесь этой тайны. Осмысление феномена смерти лежит в основе процесса формирования социокультурной среды Разнообразие же ценностных систем формируется благодаря различным смысловым наполнениям этого феномена.

Образующими ингредиентами социально-культурной среды являются соответствующие символы, ритуалы, а так же мифы, связанные с переживанием смерти. Ценностные и психологические особенности относительно ситуации столкновения со смертью зависят от комплекса социальных, экономических отношений, основанных на общественной психологии, религии и культуре. Таким образом, мы предполагаем, что особенности отношения к смерти могут быть связаны с принадлежностью к той или иной культуре, религии.

Цель статьи: Проанализировать особенности переживания страха смерти в различных культурах

Основное изложение материала: В психоанализе тревога и страх относительно своей смерти воспринимается как должное. Результаты многих

исследований в этой области свидетельствуют о том, что часто степень страха собственной смерти или поглощённость мыслями о смерти зависит от того, какое место занимает смерть в его культуре [3].

Т.А. Гаврилова описала результаты исследований проведенных П. Гандом, касательно роста религиозно-мотивированного терроризма. Результаты этих исследований показали, что наиболее низкая танатическая тревога присуща представителям ислама, христиане же напротив, показали наиболее высокие результаты относительно обеспокоенности по поводу собственной смерти, представители же индуизма заняли в этой иерархии промежуточное положение [2].

Штребе изучив универсальность реакций на горе, обнаружил, что отношение к смерти обусловлено культурно-историческим аспектом. Некоторые реакции на смерть, которые считаются нормой в обществе, могут не разделяться большинством скорбящих, а быть выражением культурных традиций. В одних культурах смерть рассматривается как переход на верхнюю ступень социальной иерархии, в других как переход в благословенное существование [10].

Страх смерти существует в каждой культуре, общество в надежде преодолеть смерть затрачивает значительные усилия, но победа над смертью всегда мнимая. В архаических обществах вместо затрачивания неоправданных усилий на преодоление страха смерти было выработано позитивное отношение к ней [10].

Только в социальном контексте, где смерть другого человека представляется в виде ритуалов и коллективных действий, возможно субъективное ее осмысление. На основе этих ритуалов основывается вся традиционная культура. Такого рода ритуалы осуществляют две задачи, в первых человек осознает, что его ожидает процесс трансформации, во вторых ритуал готовит человека к настоящей физической смерти.

Сложные ритуалы, которые проводятся в честь значимых событий (день рождение, совершеннолетие, свадьба, рождение ребенка и т.д.) учат человека испытывать переходы с одной стадии жизни на другую, умирая в одной роли рождаться в другую [4].

В подобных обществах сознание племени преобладает над личным «Я» личности. Именно этот фактор способствует менее болезненной утрате индивидуальности в момент умирания, по сравнению с культурами, где на первый план выходит личностное «эго» человека. В условиях общины процесс умирания и сама смерть предполагает оказания коллективной поддержки умирающему. Во время проводов умершего в последний путь принято выражать горе и гнев, ведь общество теряет важного члена своей группы [3].

В концепции реинкарнации принято верить в продолжение существования после смерти, не только вне телесного посмертного существования, а даже возможность перерождения в мир в иной форме. Такая вера имела место даже в раннем христианстве. В буддизме, индуизме

и джайнизме вера в реинкарнацию преобразовывается, объединяясь с верой в карму. Согласно карме заслуги и грехи человека, имевшие место в предыдущей жизни определяют его последующее перерождение [3,8]. С. Гроф писал, что для некоторых философских и религиозных систем, в том числе и вера в реинкарнацию процесс умирания приобретает большее значение, нежели жизнь [3].

В других системах жизнь на земле воспринимается как наказание, испытание, а смерть как воссоединение с Господом и возвращение «домой».

Специфическое отношение к смерти, сложилось и в традиционной европейской культуре (античность и средние века). Отношение к смерти зависело от ее характера, только значимая в социальном плане смерть имела смысл. Гибель И. Христа ради спасения человечества рассматривалась как образцовая [10].

В традиционном обществе смерть воспринималась знаковым событием, наполненным социальным и сакральным смыслом, которая возвышала и одушевляла культуру жизни.

Переоценка ценностей, которая произошла в Новое время, была связана с желанием отделить смерть от социальной и культурной жизни. Это привело к формированию массового общества, которое рассматривается многими авторами как тупик модернизации культуры и полной ликвидации ценностей. Попытки загнать смерть в определенные рамки либо затаить делают ее еще более неуловимой и необъяснимой.

В постиндустриальном же обществе наоборот, феномен смерти занимает центральное место в культуре, приобретая более технологичный и эстетичный образ. Подобно архаичному обществу, смерть снова становится фактором социализации и формирования культурной идентичности.

Религиозное мировоззрение и мировосприятие имеет определённые положительные психотерапевтические черты по отношению к мировоззренческим позициям нерелигиозных людей.

В западной культуре, где основной религией принято считать христианство, люди склонны к эмпатии и чувствительности, у них, как правило, позитивная картина мира. Отношение к смерти у христиан относительно спокойное, благодаря вере в то что, жизнь в согласии с заповедями Библии открывает путь к раю после физической смерти. В некоторых крайне трудных жизненных ситуациях смерть может даже восприниматься как желательная. Но даже в таких случаях не может быть речи об отсутствии страха смерти, возможно только замещение более сильным состоянием веры и надежды [10].

Неотъемлемой частью любого религиозного восприятия являются психологические феномены веры и надежды. Во многом решающее значение в отношении к смерти играют эти феномены. Вера и надежда в рай зависит от уровня религиозности человека, чем более религиозный человек, тем сильнее вера и надежда, тем он увереннее в жизни и позитивней его картина мира [8].

Существует очень много общего в отношении к проблеме жизни и смерти между христианской и мусульманской религией. Это вполне естественно, так как христианство, ислам и иудаизм являются тремя ведущими монотеистическими религиями мира и исходят из одних и тех же корней.

Наряду с общими догмами существуют так же и различия между мусульманством и христианством. В отношениях человека с Богом в христианской вере преобладает чувство любви, в исламе же больший акцент делается на покорности перед Богом. Одним из главных отличий ислама от христианства является то, что в христианстве спасение приходит через Иисуса, поэтому грешник на кресте может покаяться во всем, и получит спасение, в то время как в исламе рай нужно заслужить на протяжении всей жизни, а покаяние совершенное под страхом смерти на последнем вздохе считается лицемерием. Для христиан - Бог «есть Любовь», Он прощает человека, если он своим внутренним состоянием предоставит возможность этому. Для мусульман - Аллах Милостивый, Милосердный и Справедливый, мусульманин должен заслужить рай, который является наградой за покорность [9,10].

Согласно исламу жизнь дана человеку как испытание, проверка на добродетельность, а смерть человека наступает только по воле Аллаха

Основными догмами ислама можно выделить следующие: жизнь человеку дарует Аллах, и только он вправе забрать ее, лишить себя жизни считается большим грехом; жизнь дается человеку только один раз. Чтобы попасть в рай, который является единственной целью мусульманина, нужно прожить своюжизнь по писанию Корана, в котором можно найти ответы на все вопросы; честь в исламе превыше жизни; все в этом мире происходит по воле Аллаха.

Согласно исламу, смерть человека будет такой же, какой была его жизнь. Душу праведного мусульманина встречают ангелы и бережно сопровождают ее, души же грешников ангелы встречают иначе. Таким образом, в соответствии с Кораном, для настоящего мусульманина смерть это радость, а для грешника - это начало страданий и мучений, даже сам факт смерти для него является ужасным [9].

Исходя из этого, можно сказать, что и в каждой религии смерть рассматривается как переход в другой мир, даже как спасение. Предпочтение в религиозных взглядах отдается жизни после смерти. Страх смерти преодолевается благодаря общественным ритуалам и обрядам. Страх смерти присущ в основном грешникам, осушившимся Бога. Истинно религиозные же люди верят, что смерть воссоединит их с всепрощающим Господом, либо способствует их перерождению в новую жизнь.

Использованные источники:

1. Альмедер Р. Реинкарнация. Жизнь после смерти. - М.:, 1991. - С. 230-248.

2. Гаврилова Т.А. Экзистенциональный страх смерти и танатическая тревога.//Прикладная психология. - № 6. - 2001. - С.1-6.

3. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246с.

4. Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. - М., 1991. - С. 401-412.

5. Демичев А.В. Фигуры танатоса. - СПб., 1991. - 213с.

6. Дубровина Н.И. «Посмертный опыт» или «вспышка пережитого»?//Человек. - 1991. - № 2.

7. Моуди Р. Жизнь после жизни. По ту сторону смерти. - М., 1994. - С. 7076.

8. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти.//Интернет: http://tvasm.i-connect.com/atheism

9. Смерть в Коране [Электронный ресурс] URL // http: //skorbim. сот/статьи/смерть_в_коране. html

10. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре//Человек. -№ 5. - М., 1991.

УДК 159.99

Бахриева Г.В. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СМЕРТИ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ

ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Аннотация. Данная работа посвящена изучению проблемы образа смерти у представителей восточнославянских этносов.

Ключевые слова. Смерть, «позитивный» образ, «негативный» образ, отношение, восточнославянская этническая группа.

Bahrieva G. V.

Student 4 year, Faculty of ""Psychological and Pedagogical"" GBUUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol FEATURES OF THE IMAGE OF DEATH IN THE EAST AND SLAVIC ETHNIC GROUP Annotation. This work is devoted to the study of the problem of the image of death in representatives of the East Slavic ethnic groups.

Keywords. Death, "positive" image, "negative" image, attitude, East Slavic ethnic group.

Постановка проблемы: Смерть - естественное завершение жизненного цикла любого человека, но каждый из нас относится к ней по -своему, это может зависеть от вероисповедания, культуры, ценностных ориентиров и т.д. В России существует огромный недостаток исследований,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.