УДК 159.9
DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-105-121
Особенности переживания ситуации пандемии СОУГО-19 людьми творческой и не творческой профессии
Оксана В. Гавриченко
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности ситуации прохождения периода пандемии СОУГО-19 представителями творческой и не творческой сферы деятельности. Демонстрируется спектр актуальных психологических проблем, исследуемых в русле проблем психологии повседневности и транзитивности. Рассматривается, как пандемия эпидемии СОУГО-19 изменила мир и повлияла на такие аспекты нашей жизни, как: работа, учеба, проведение досуга и т.д. Описывается, как пандемия коронавируса выявила множество неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на психическое и психологическое здоровье. Выборка исследования - 216 человек (N=216). Из них: 101 человек - это представители творческих профессий; 115 человек - представители не творческой сферы деятельности. Результаты исследования демонстрируют, что представители творческой сферы деятельности более успешно прошли ситуацию самоизоляции в условиях пандемии СОУГО-19 благодаря индивидуально-личностным характеристикам таким, как: открытость новому опыту, толерантность к неопределенности, которые способствуют успешному преодолению сложных жизненных ситуаций, где присутствует высокая степень неизвестности. Данные исследования подтверждают общую тенденцию, что представители творческих профессий будут психологически более устойчивы в ситуации изменчивости современного транзитивного пространства.
Ключевые слова: повседневность, транзитивность, пандемия, неопределенность, СОУГО-19, толерантность, интолерантность, толерантность к неопределенности, профессиональная деятельность, творческие профессии
Для цитирования: Гавриченко О.В. Особенности переживания ситуации пандемии СОУГО-19 людьми творческой и не творческой профессии // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 105-121. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-105-121
© Гавриченко О.В., 2022
ISSN 2073-6398 • Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4
Features of experiencing the COVID-19 pandemic situation by people of creative and non-creative professions
Oksana V. Gavrichenko
Russian State University for the Humanities, Moscow,, Russia, [email protected]
Abstract. The psychological features of the situation of the COVID-19 pandemic by representatives of the creative and non-creative spheres of activity are examined in the article. The spectrum of actual psychological problems studied in line with the problems of psychology of everyday life and transitivity is demonstrated. It is considered as a pandemic of the COVID-19 epidemic that changed the world and affected such aspects of our lives as: work, study, leisure activities, etc. It is described how the coronavirus pandemic has revealed many unfavorable factors affecting mental and psychological health. The sample of the study is 216 people (N=216). Of these: 101 people are representatives of creative professions. 115 people are representatives of non-creative fields of activity. The results of the study demonstrate that representatives of the creative field of activity have more successfully passed the situation of self-isolation in the conditions of the COVID-19 pandemic due to individual and personal characteristics such as openness to new experiences, tolerance to uncertainty, which contribute to the successful overcoming of difficult life situations characterized by a high degree of uncertainty. These studies confirm the general trend that representatives of creative professions will be psychologically more stable in a situation of variability of modern transitive space.
Keywords: everyday life, transitivity, pandemic, uncertainty, COVID-19, tolerance, intolerance, tolerance to uncertainty, professional activity, creative professions
For citation: Gavrichenko, O.V. (2022), "Features of experiencing the COVID-19 pandemic situation by people of creative and non-creative professions", RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 4, pp. 105-121, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-105-121
Введение
Проблемы изучения идентичности, вопросов социализации, профессиональной реализации и развития личности в условиях глобализации и в ситуации постоянно меняющихся реалий окружающего пространства в настоящее время приобретают особое значение и становятся актуальными для исследований психологии, социологии и антропологии. Таким актуальным на-
правлением на данный момент является антропология современности, затрагивающая изучение аспектов, связанных с трансформацией современного мира. Этот подход интегрирует научные разработки разных сфер знания о человеке [Гусельцева 2022].
Спектр актуальных психологических исследований, посвященных проблемам повседневности и транзитивного пространства, достаточно широк. Он охватывает разные сферы жизни людей от института брака [Гавриченко, Зотова, 2020] и специфических личностных проблем тревожности и перфекционизма [Гавриченко, Бубновская 2021] до последствий пандемии коро-навируса [Иванова 2020; Полева 2021; Марцинковская 2022].
Действительно, ситуация последних лет, связанная с эпидемией COVID-19, радикальным образом изменила мир и повлияла на такие аспекты нашей повседневности, как работа, учеба, проведение досуга и т.д. Ситуация с ковидом привела к переструктурированию жизненного пространства и изменению привычных сценариев поведения людей в данный кризисный период жизни. Проблемы пандемии оказали воздействие на психическое и эмоциональное благополучие населения. Люди любого возраста, образования и профессий по-разному реагировали на введение ковидных ограничений и по-разному справлялись с вынужденной ситуацией изоляции [Марцинковская 2022].
Современные исследования последствий эпидемии COVID-19 выявляют множество неблагоприятных факторов для психики людей. Это профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия, феномен дистресса у медицинских работников [Петриков и др. 2020] и увеличение депрессий и тревоги у людей разных сфер деятельности [Marques et al. 2020].
Успешность в профессиональной деятельности и сформировавшаяся профессиональная идентичность может рассматриваться как признак здоровой, гармонично развивающейся личности [Reardon, Lenz 1999].
В зарубежной психологии особое место в разработке вопроса о связи профессии с индивидуально-личностными характеристиками человека занимает концепция, разработанная 1966 году Дж. Холлондом. Суть его подхода заключается в соединении теории выбора профессии и теории личности. Профессиональный выбор и успешность профессиональной деятельности обусловлены личностными особенностями человека: его ценностными ориентациями, интересами, установками, отношениями. Каждый человек может быть отнесен к одному из выделенных им 6 типов или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Так, творческих людей Дж. Хол-ланд относит к артистическому А-типу. Данный подход стал-
кивается с определенной долей критики со стороны научного сообщества, однако на сегодняшний день эта концепция активно используется в изучении психологических феноменов профессиональной деятельности [Седых 2009].
В отечественной психологии людей, чьи профессиональные интересы связаны с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью, принято относить к типу «человек - художественный образ». Е.А. Климов подчеркивает, что целью профессиональной деятельности людей данного типа является изобретение чего-то нового. Для представителей таких профессий характерны следующие индивидуально-личностные черты: осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающегомира, людей, событий, вещей; способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо; готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой; умение нестандартно мыслить и подходить к решению проблемы под неожиданным углом зрения; стремление к различной творческой самодеятельности [Климов 1997].
У людей творческих профессий наличие некоторых индивидуально-личностных характеристик способствует более успешному преодолению сложных жизненных ситуаций. Через такой личностный феномен как «толерантность к неопределенности» мы можем попытаться объяснить поведение человека в трудных жизненных обстоятельствах при отсутствии необходимой информации. «Толерантность к неопределенности» дает возможность человеку принять ситуацию изменчивости или избежать ее [Stoycheva 2010].
Целью исследования является изучение связей особенностей переживания ситуации пандемии и индивидуально-личностных характеристик у людей творческих и не творческих профессий.
Гипотеза исследования состоит в том, что в связи со своими личностными особенностями представители творческих профессий будут справляться с ситуацией пандемии легче, относиться к ней более позитивно, чем представители не творческих профессий.
Выборка
В исследовании приняли участие 216 человек (N=216). Из них: 101 человек - это представители творческих профессий (47 студентов и 54 профессионала). 115 человек - представители не творческой сферы деятельности (53 студента и
62 профессионала). Средний возраст респондентов - 32,7 - от 18 до 62 лет. Общее количество мужчин - 67 человек, а женщин -149 человек.
В группу творческих профессий вошли: писатели (художественная литература) и поэты; разные виды сценаристов (компьютерные игры, сериалы на ТВ, сценарии мероприятий); художники, иллюстраторы, мультипликаторы; дизайнеры (ландшафтные и интерьера); представители актерской и режиссерской сферы; артисты цирка; скульпторы; музыканты, композиторы; танцоры и певцы. Группу не творческих профессий представляли: бухгалтеры, продавцы в магазинах (продукты, одежда, парфюм, электроника и др.), военные, менеджеры, медики, специалисты в компьютерной сфере. При распределении профессий на две группы использовались списки профессий Дж. Холланда.
Методики и статистические методы исследования
Для выявления уровня выраженности интересующих нас личностных черт, а именно: экстраверсия, нейротизм, добросовестность, открытость опыту, толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, использовались следующие методики:
- «Новый опросник толерантности к неопределенности» [Корнилова 2010];
- «Большая пятерка» / «Пятифакторный опросник личности» в адаптации А.Б. Хромова [Хромов 2000];
- авторская «Анкета об особенностях переживания пандемии», разработанная под конкретные задачи нашего исследования. Анкета состояла из 35 утверждений, степень согласия с каждым из которых респонденты оценивали по шкале от 1 до 5 (где 1 - совершенно не согласен; 2 - скорее не согласен; 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее согласен; 5 - совершенно согласен). Утверждения анкеты делятся на 2 группы: в первую входят утверждения, отражающие позитивное отношение к ситуации пандемии, а во вторую группу вошли утверждения, связанные с негативным отношением к ситуации пандемии. Бланк анкеты представлен в приложении 1.
Статистическая обработка осуществлялась в программе IBM SPSS STATISTIC 26 версии. Для проверки нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка. Для анализа различий - статистический метод не-параметрическогокритерия групповых различий U-Манна-Уитни и критерий ранговой корреляции Спирмена. Как в случае с поиском групповых различий, так и в случае с выявлением корреляций к результатам применялась поправка Бонферрони.
Данное исследование проводилось совместно с Анной-Марией Туомонен в период пандемии COVID-19 в 2020-2021 гг.
Анализ и обсуждение результатов
Статистические показатели, полученные нами в результате обработки данных всех представителей данной выборки по методикам, направленным на изучение толерантности и инто-лерантности к неопределенности, и данных по выявлению личностных черт с помощью пятифакторного опросника личности у людей творческих и не творческих профессией, мы можем представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Анализ различий показателей выраженности по критерию (и-Манна-Уитни) индивидуально-личностных характеристик у людей творческих и не творческих профессий
Показатель* Творческие профессии Не творческие профессии
Толерантность к неопределенности 63,91 44,76
Интолерантность к неопределенности 35,8 57,01
Добросовестность 42,45 51,23
Открытость опыту 58,53 43,81
Примечания: *В таблице присутствуют только те статистические показатели, межгрупповые различия, которые остались значимыми после поправки Бонферрони.
Как видно из таблицы 1, значимые показатели толерантности к неопределенности и открытости опыту у респондентов, являющихся представителями творческой группы профессий, выше, чем у респондентов, являющихся представителями нетворческой группы профессий. Возможно, это связанно с тем, что именно творческая среда предполагает открытость принципиально новым и необычным ситуациям. Показатели же интолерант-ности к неопределенности и добросовестности у респондентов, являющихся представителями творческой группы профессий, достоверно ниже, чем у респондентов, являющихся представителями не творческой группы профессий. Это, вероятно, может быть связано с тем, что люди не творческих профессий больше нервничают в ситуации неопределенности, вызванной пандемией, и в силу своей профессиональной деятельности привыкли чет-
ко выполнять задание и серьезно относиться к обязательствам перед другими.
Для выявления психологических особенностей, связанных с переживаниями пандемии COVID-19 людьми творческих и не творческих профессий, нами была разработана анкета, состоящая из 35 утверждений, каждое оценивалось по шкале от 1 до 5 (где 1 - совершенно не согласен; 2 - скорее не согласен; 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее согласен; 5 - совершенно согласен). Вопросы анкеты были поделены на 2 группы: в первую вошли утверждения, связанные с позитивным отношением к пандемии; во вторую - вопросы, отражающие негативное отношения участников исследования к пандемии коронавируса.
К первой группе положительных утверждений относятся следующие: 3. Моя работа/учеба стала для меня отдушиной и источником позитивных эмоций во время пандемии; 4. У ситуации, связанной с пандемией, определенно есть свои плюсы; 6. Из-за ситуации с пандемией я стал(а) много времени уделять своим хобби; 9. Творчество помогает мне во времена пандемии; 17. Как ни странно, пандемия стала для меня своеобразным подарком; 19. Пандемия научила меня чему-то новому; 21. Для меня было очень ценно иметь возможность погрузиться в свой внутренний мир во время пандемии; 23. Я чувствую, что благодаря пандемии стал(а) богаче как личность; 27. Пандемия дала мне внутренний толчок для саморазвития; 30. Пандемия - уникальный опыт, из которого я смогу извлечь пользу так или иначе; 31. Если плохих эмоций и мыслей становилось слишком много во время пандемии, я всегда знал(а), как дать им выход; 32. Общий уровень моей активности во время пандемии только возрос; 35. Я воспринял(а) условия пандемии как вызов или игру.
Статистически значимые результаты, полученные нами в ходе обработки анкет всех представителей данной выборки по первой группе вопросов, мы можем представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Анализ положительных утверждений переживания ситуации пандемии COVID-19 людьми творческих и не творческих профессий
Тематика вопроса* Значение критерия U-Манна-Уитни Значение критерия и-Манна-Уитни по
но творческим профессиям не творческим профессиям
3. работа/учеба отдушина 4,4 2, 5
4. у пандемии есть плюсы 4,2 3, 1
6. больше времени для хобби 3,98 3, 44
9. творчество помогает 4,7 3.34
17. пандемия как подарок 3,28 2,4
19. пандемия учит новому 4,39 3,46
21. внутренний мир 4,59 3,03
23. преображение 4,48 3,18
27. саморазвитие 4,67 2, 87
30. уникальный опыт 4,47 3,35
31. выход для «-» эмоций 4,3 2,71
32. активность выросла 3,79 2,46
35. пандемия - вызов/игра 4,16 2, 6
Примечания: *В таблице присутствуют только те показатели межгрупповых различий, которые остались значимыми после поправки Бонферро-ни.
Анализируя полученные ответы, можно говорить о том, что представители творческих и не творческих профессий показза-ли .значимые раззличия в 23 из 35 утверждений анкеты, то есть в двух третьих случаев от общего количества утверждений. Из 23 представленных в таблице утверждений анкеты 13 показзателей у представителей творческих профессий выше, чем у представителей профессий не творческих. Заметим, что смысл всех 13 этих утверждений связзан с поззитивным, оптимистичным отношением к пандемии и/или с наличием некоего средства, способа, умения справляться с воззникавшими в связзи с ней психологическими трудностями.
Во вторую группу отрицательных утверждений по отношению к пандемии вошли следующие вопросы: 2. Из-за пандемии мое настроение оставляет желать лучшего; 5. События, связзанные с пандемией, вькзывают у меня тревогу; 8. Работать/учиться во время пандемии мне стало только тяжелее; 10. События, связзан-ные с пандемией, вымывают у меня разздражение; 12. Я .замечаю, что невеселые мысли чаще, чем обычно, приходили в мою голову во время пандемии; 13. Некоторые обстоятельства, связанные с пандемией, вымывают во мне гнев; 14. Тяжелее всего во время пандемии на мне сказалась невозможность жить моей обычной жизнью, делать некоторые обычные вещи; 16. События, связанные с пандемией, вызывают у меня растерянность; 28. Пандемия лишила меня чувства безопасности, стабильности; 33. Жизнь во время пандемии стала более тусклой и неинтересной.
Статистически значимые результаты, полученные нами в ходе обработке анкет всех представителей данной выборки по второй группе вопросов, мы можем представить в виде таблицы 3.
Таблица 3
Анализ отрицательных утверждений переживания ситуации пандемии COVID-19 людьми творческих и не творческих профессий
Тематика вопроса* Средние значение (и-Манна-Уитни) по творческим профессиям Средние значение (и-Манна-Уитни) по не творческим профессиям
2.настроение не очень 2,51 3,61
5. есть тревога 2,53 3,3
8. стало тяжелее 2,74 4,01
10. есть раздражение 2,65 3,5
12. невеселые мысли 2,71 3,71
13. гнев из-за пандемии 2,13 2,64
14. нет привычной жизни 2,46 3,87
16. растерянность 2,43 3,37
28. нет стабильности 2,21 2,97
33. жизнь потускнела 2,59 3,65
Примечания: *В таблице присутствуют только те показатели межгрупповых различий, которые остались значимыми после поправки Бонферро-ни.
Из результатов, представленных в таблице 2, мы видим, что средние статистические значения, связанные с отрицательными переживаниями ситуации эпидемии COVID-19, у представителей творческой сферы деятельности более низкие, нежели у людей, занимающихся не творческой работой. Заметим, что смысл всех 10 утверждений нашей анкеты связан с негативным, пессимистичным отношением к пандемии, который как раз фиксируется у людей из обычной сферы деятельности. Если люди из творческой группы могли во время изоляции продолжать заниматься литературной (писательской) деятельностью, играть на музыкальных инструментах или рисовать, то специалисты из сферы, связанной с не творческой работой (системные администраторы, менеджеры и бухгалтеры), остались на самоизоляции вне привычной профессиональной сферы.
В таблице 4 для сопоставления отображены статистические данные, полученные в результате обработки методик по изучению толерантности и интолерантности к неопределенности, а также методик по выявлению индивидуально-личностных черт у представителей творческих профессий.
Таблица 4
Сравнительный анализ корреляций данных (и-Манна-Уитни) толерантности и интолерантности к неопределенности и индивидуально-личностных черт с результатами анкеты у представителей творческих профессий
Показатели* Коэффициент корреляции Показатели*
Толерантность к неопределенности -0,579 Интолерантность к неопределенности
0,384 Экстраверсия
0, 591 Открытость опыту
Интолерантность к неопределенности -0,376
Экстраверсия 0,507
-0,460 Добросовестность
Пандемия изменила мою повседневную жизнь 0,347
Работать/учиться во время пандемии стало тяжелее 0, 374
Примечания: *В таблице отражены только те корреляции, которые остались значимыми после поправки Бонферрони.
Исходя из представленных корреляционных данных, мы можем говорить о том, что у людей творческих профессий толерантность к неопределенности имеет связь прямого типа с экстраверсией и открытостью опыту и связь обратного типа с интолерантностью к неопределенности. Открытость опыту у респондентов творческих профессий демонстрирует прямую связь с экстраверсией и обратную - с интолерантностью к неопределенности. Экстраверсия же у представителей данной группы отрицательно связана с добросовестностью и положительно - с утверждением анкеты о том, что пандемия значительно изменила жизнь у респондента. Также наблюдаетсяобратная связь между утверждениями анкеты «Работать/учиться во время пандемии мне стало только тяжелее».
Анализируя статистические данные результатов методик по изучению толерантности и интолерантности к неопределенности и данные методик индивидуально-личностных черт в группе представителей не творческих профессий и сопоставляя их с результатами, полученными в ходе анкетирования участников данной группы нашей выборки, мы можем представить сравнительный анализ материала в виде таблицы 5.
Таблица 5
Сравнительный анализ корреляций данных (и-Манна-Уитни) толерантности и интолерантности к неопределенности и индивидуально-личностных черт с результатами анкеты у представителей не творческих профессий
Показатели* Коэффициент корреляции Показатели*
Толлерантность к неопределенности - 0, 590 Интолерантность к неопределенности
0, 576 Открытость опыту
Интолерантность к неопределенности -0, 469
Экстраверсия 0, 42.5
Из-за пандемии настроение не очень 0,330 Нейротизм
-0, 414 У пандемии есть свои плюсы
Пандемия значительно изменила мою жизнь - 0,324
0, 462 Из-за пандемии настроение не очень
Примечания: *В таблице отражены только те корреляции, которые остались значимыми после поправки Бонферрони.
У людей не творческих профессий толерантность к неопределенности имеет связь прямого типа с открытостью опыту и связь обратного типа с интолерантностью к неопределенности. Открытость опыту у респондентов с не творческими профессиями демонстрирует прямую связь с экстраверсией и обратную - с интолерантностью к неопределенности. Утверждение из анкеты - «Из-за пандемии мое настроение оставляет желать лучшего» - у данных испытуемых положительно связано с ней-ротизмом и отрицательно - с утверждением из анкеты - «У ситуации, связанной с пандемией, определенно есть свои плюсы». Также утверждение из анкеты - «Пандемия значительно изменила мою повседневную жизнь» - имеет связь прямого типа с утверждением из анкеты - «Из-за пандемии мое настроение оставляет желать лучшего» - и обратного типа - с утверждением из анкеты «У ситуации, связанной с пандемией, определенно есть свои плюсы».
Выводы
Показатели толерантности к неопределенности и открытости опыту у респондентов, являющихся представителями творческой группы профессий, выше, чем у респондентов, являющихся
представителями не творческой группы профессий, а показзатели по добросовестности и интолерантности к неопределенности -наоборот ниже.
Респонденты творческих и не творческих профессий обнаружили .значимые раззличия в 23 из 35 утверждений анкеты об особенностях переживания пандемии. 13 из 23 утверждений отражают поззитивное отношение к ситуации пандемии, и все 13 по-каззателей - выше у людей творческих профессий. Остальные 10 утверждений из 8 выявленных корреляций (как в случае с представителями творческих профессий, так и в случае с представителями не творческих профессий) лишь по одной корреляции демонстрируют связзь какой-либо личностной черты с одним из утверждений анкеты об особенностях переживания пандемии. В случае с людьми творческих профессий .это положительная корреляция между утверждением анкеты о том, что пандемия ззначительно изменила жизнь респондента и экстраверсией; а не творческих - положительная корреляция между нейротизмом и утверждением «Из-за пандемии мое настроение оставляет желать лучшего».
Заключение
Проанализировав эмпирические данные об индивидуально-личностных особенностях людей творческих профессий и сравнив их с аналогичными данными людей не творческих профессий, мы можем утверждать, что у респондентов творческих профессий более высокие показатели по экстраверсии, открытости опыту и толерантности к неопределенности и более низкие показатели по добросовестности, нейротизму и интолерантно-сти к неопределенности по сравнению с респондентами не творческих профессий.
Представители выборки из группы творческих профессий демонстрируют более высокие показатели в тех утверждениях анкеты, где отражено позитивное отношение к ситуации пандемии; и, напротив, более низкие показатели в тех утверждениях анкеты, в которых заключено негативное отношение к пандемии.
Анализ анкет представителей творческих профессией говорит о том, что люди из данной выборки готовы быть более гибкими, относиться к пандемии как к вызову или игре, из которой творческая личность может выйти победителем, обогатив свой внутренний мир, получив новый опыт и открыв для себя новые позитивные возможности как для личностного, так и профессионального развития.
Обобщая полученные данные, мы можем говорить о том, что представители творческой сферы деятельности более успеш-
но прошли ситуацию самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 благодаря индивидуально-личностным характеристикам таким, как: открытость новому опыту, толерантность к неопределенности, способствующих успешному преодолению сложных жизненных ситуаций, для которых характерна высокая степень неизвестности и изменчивости.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в определении ряда других внешних и внутренних факторов, вносящих вклад в особенности переживания пандемии COVID-19, а также в валидизации нашей анкеты.
Приложение № 1 Анкета об особенностях переживания пандемии COVID-19
Инструкция: В таблице ниже Вы найдете ряд утверждений. Оцените степень своего согласия с каждым приведенным утверждением по шкале от 1 до 5 и поставьте отметку в соответствующей графе таблицы. 1 - совершенно не согласен, 2 - скорее не согласен, 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее согласен; 5 - совершенно согласен
Читайте утверждения внимательно и последовательно. Старайтесь отвечать честно и не думать над ответами слишком долго. Помните, что здесь нет и не может быть правильных и не правильных ответов, так как Вы выражаете свое личное мнение!
1 2 3 4 5
1. Пандемия значительно изменила мою повседневную жизнь.
2. Из-за пандемии мое настроение оставляет желать лучшего.
3. Моя работа/учеба стала для меня отдушиной и источником позитивных эмоций во время пандемии.
4. У ситуации, связанной с пандемией, определенно есть свои плюсы.
5. События, связанные с пандемией, вызывают у меня тревогу.
6. Из-за ситуации с пандемией я стал(а) много времени уделять своим хобби.
7. Пандемия — большой удар по всем нам.
8. Работать/учиться во время пандемии мне стало только тяжелее.
9. Творчество помогает мне во времена пандемии.
10. События, связанные с пандемией, вызывают у меня раздражение.
11. Пандемия позволила мне уделить время тем делам и занятиям, до которых долго не доходили руки.
12. Я замечаю, что невеселые мысли чаще, чем обычно,приходили в мою голову во время пандемии.
13. Некоторые обстоятельства, связанные с пандемией, вызывают во мне гнев.
14. Тяжелее всего во время пандемии на мне сказалась невозможность жить моей обычной жизнью, делать некоторые обычные вещи.
15. Сильнее всего пандемия сказалась на мне именно снижением моих финансовых возможностей.
16. События, связанные с пандемией, вызывают у меня растерянность.
17. Как ни странно, пандемия стала для меня своеобразным подарком.
18. Я соблюдал(а) предписанные меры самоизоляции.
19. Пандемия научила меня чему-то новому.
20. Когда я думаю о пандемии и тем, что с ней связано, я ощущаю прилив страха.
21. Для меня было очень ценно иметь возможность погрузитьсяв свой внутренний мир во время пандемии.
22. Пандемия кажется мне катастрофичной по своим последствиям для разных сфер жизни общества.
23. Я чувствую, что благодаря пандемии стал(а) богаче как личность.
24. Я думаю, что вокруг темы пандемии развиты излишние шумиха и паника.
25. Некоторая вынужденная отстраненность от социума на фоне пандемии плохо сказалась на мне.
26. Мне кажется, я переживаю пандемию тяжелее, чем большинство других людей.
27. Пандемия дала мне внутренний толчок для саморазвития.
28. Пандемия лишила меня чувства безопасности,стабильности.
29. Сравнивая свою жить до пандемии и сейчас, я вижу скорее положительные изменения в ней.
30. Пандемия — уникальный опыт, из которого) я смогу извлечь пользу так или иначе.
31. Если плохих эмоций и мыслей становилось слишком много во время пандемии, я всегда знал(а), как дать им выход.
32. Общий уровень моей активности во время пандемии только возрос.
33. Жизнь во время пандемии стала более тусклой и неинтересной.
34. Во время пандемии у меня часто возникало чувство, что никому больше нет до меня дело.
35. Я воспринял(а) условия пандемии как вызов или игру.
Благодарность
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 20-013-00075 «Человек в повседневности: психологическая феноменология и закономерности».
Acknowledgment
This work was supported by the Russian Foundation for Fundamental Research, project "Person in everyday life: psychological phenomenology and determinates", no. 20-013-00075.
Литература
Гавриченко, Зотова 2020 - Гавриченко О.В., Зотова И.Г. Отношение к браку у замужних и разведенных женщин // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 4. С. 53-69. Гавриченко, Бубновская 2021 - Гавриченко О.В., Бубновская Е.А. Пер-фекционизм и тревожность как феномен самоотношения в молодом и зрелом возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 4. С. 65-81.
Гусельцева 2022 - Гусельцева М.С. Человек и мир в ситуации изменений: трансдисциплинарный подход // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 12-34. Иванова 2022 - Иванова Е.В. Пандемия и жизнестойкость личности: Обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 3 нояб. 2020. URL: https://psy.su/feed/8681/ (дата обращения 10 сент. 2022).
Климов 1997 - Климов Е.А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 295 с.
Корнилова 2010 - Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-инто-лерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 30. № 1. С. 74-86.
Марцинковская 2022 - Марцинковская Т.Д. Динамика психологического благополучия в ситуации транзитивности и пандемии // Новые психологические исследования. 2022. № 2. С. 88-102.
Петриков и др. 2020 - Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских ра-
ботников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 8-45.
Полева 2021 - Полева Н.С. COVID-19. Некоторые аспекты фрустрации повседневности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 84-99.
Седых 2009 - Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. С. 54-68. Хромов 2000 - Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
Marques et al. 2020 - Marques L, Bartuska F.D., Cohen J.N., Youn S.J. Three steps to flatten the mental health need urve amid the COVID-19 pandemic // Depression and Anxiety. 2020. no. 37 (5). P. 405-406. Reardon, Lenz 1999 - Reardon R.C., Lenz J.G. Hollands Theory and Career Assesment // Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol. 55. P. 102113.
Stoycheva 2010 - Stoycheva K. Tolerance for ambiguity, creativity, and personality // Bulgarian Journal of Psychology (SEERCP 2009 Conference Papers, Part Two). 2010. Vol. 1-4. P. 178-188.
References
Gavrichenko, O.V. and Zotova, I.G. (2020), 'Attitudes towards marriage in married and divorced women", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 4, pp. 53-69.
Gavrichenko, O.V. and Bubnovskaya, E.A. (2021), "Perfectionism and anxiety as a phenomenon of self-attitude in young and mature age", RSUH/ RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 65-81. Guseltseva, M.S. (2022), "Man and the world in a situation of change: a transdisciplinary approach", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 12-34.
Ivanova, E.V. (2020), "Pandemic and Personal Resilience: A Review of Psychological Research", Psikhologicheskaya gazeta [Electronic], available at: https://psy.su/feed/8681/ (Accessed 10 Sept. 2022).
Klimov, E.A. (1997), Osnovy psikhologii [Fundamentals of psychology], ^bure and sports, UNITI, Moscow, Russia, 259 p.
Kornilova, T.V. (2010), "Tolerance-intolerance of ambicuity new questionnaire", Psychological Journal, vol. 31, no. 1, pp. 74-86. Khromov, A.B. (2000), Pyatifaktornyj oprosnik lichnosti: Uchebno-metodicheskoe posobie [Five-factor personality questionnaire: An educational
and methodological guide], Kurgan State Publishing House University, Kurgan, Russia, 23 p.
Marques, L., Bartuska, F.D., Cohen, J.N. and Youn, S.J. (2020), "Three steps to flatten the mental health need urve amid the COVID-19 pandemic", Depression and Anxiety, no. 37 (5), pp. 405-406.
Martsinkovskaya, T.D. (2022), "Dynamic of psychological well-being in the situation of transitivity and pandemic", New Psychological Research, no. 2, pp. 88-102.
Petrikov, S.S., Holmogorova, A.B., Syroegina, A.U., Mikita, U., Roi, A.P. and Rahmanova, A.A. (2020), "Professional burnout, symptoms of emotional distress and distress in medical workers during the COVID-19 epidemic", Counseling psychology and psychotherapy, vol. 28, no. 2, pp. 8-45. Poleva, N.S. (2021), "COVID-19 Some aspects of everyday life's frustration", Novy'e psikhologicheskie issledovaniya, no. 2, pp. 84-99. Reardon, R.C. and Lenz, J.G. (1999), "Holland's Theory and Career Assesment", Journal of Vocational Behavior, vol. 55, pp. 102-113.
Sedykh, A.B. (2009), "John Lewis Holland's contribution to the psychology of professions and careers (on the 90th anniversary of the birth of the famous scientist)", Man. Community. Management, no. 2, pp. 54-68. Stoycheva, K. (2010), "Tolerance for ambiguity, creativity, and personality", Bulgarian Journal of Psychology (SEERCP 2009 Conference Papers, Part Two), vol. 1-4, pp. 178-188.
Информация об авторе
Оксана В. Гавриченко, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Oksana V. Gavrichenko, Cand. of Sci. (Psychology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]