Научная статья на тему 'Особенности педагогического процесса развития творческой активности детей средствами пластических искусств'

Особенности педагогического процесса развития творческой активности детей средствами пластических искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневетская Е. В., Сурина Л. Б.

В статье обосновывается актуальность развития творческой активности ребенка в рамках интеграции психофизиологических и педагогических подходов; выделены общефилософские основания, определяющие ценностно-смысловую концепцию общего образовательного процесса; обоснованы объективные психологические закономерности развития творческой активности личности через выделение психофизиологических факторов, характеризующих развитие ребенка в процессе ведущей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического процесса развития творческой активности детей средствами пластических искусств»

ББКЧ411.355+Ю984.5

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

Е.В. Вишневетская, Л.Б. Сурина ЮУрГУ

В статье обосновывается актуальность развития творческой активности ребенка в рамках интеграции психофизиологических и педагогических подходов; выделены общефилософские основания, определяющие ценностносмысловую концепцию общего образовательного процесса; обоснованы объективные психологические закономерности развития творческой активности личности через выделение психофизиологических факторов, характеризующих развитие ребенка в процессе ведущей деятельности.

Проблема развития творческой активности личности в условиях образовательного учреждения обусловлена возрастающей потребностью общества в гуманном подходе к внутреннему миру личности, в гармоничном развитии ее индивидуальных и психологических ресурсов.

В основе понимания сути данной проблемы выделяются различные философские подходы, определяющие основные концептуальные тенденции к сути, основополагающим характеристикам и элементам творческой деятельности. Философские основания формируют методологическую основу ценностносмысловой концепции, объединяющей структурные элементы художественно-эстетической деятельности в целостную функциональную систему, позволяющую определять общую направленность процесса развития личности в ее творческих проявлениях. В классических философско-психологических моделях творческая активность личности рассматривается через призму самореализации, интропси-хического и психосоциального конфликта, а также в русле модели согласованности. Концептуальный смысл моделей самосовершенствования и самореализации раскрывает методологические принципы описания процесса творческой активности человека в психологических терминах, устанавливающих связь отраженных феноменологических портретов с исследованиями психологических характеристик индивидуальности.

В психологии индивидуальные характеристики взаимосвязаны с актуальной ведущей деятельностью. Творческая активность как

категория, характеризующая деятельное состояние человека, анализируется в структуре ведущей деятельности. Такая активность в области художественного творчества начинается с активной избирательности и целенаправленности восприятия и превращается из чувственного образа в логическую мысль, т.е. в творческую активность сознания. В классических психолого-педагогических исследованиях показано, что ребенок, способный к активному визуальному мышлению, владеющий мыслительными операциями моделирования и комбинирования, тяготеет к решению творческих задач, посредством которых знания, добытые творческим путем, трансформируются в творческие и когнитивные способности взрослой личности. В результате развития такой активности формируется потребность познаний более высокого рода [4].

Эмоциональность в этом смысле рассматривается как основная психофизиологическая характеристика детского возраста, определяющая особенности психических состояний и общее психологическое развитие личности. Поэтому вопросы о развитии творческой активности ребенка анализируются нами через различные психофизиологические характеристики, отражающиеся в особенностях его эмоционального поведения. Анализируются преобладающий эмоциональный фон, эмоциональный тон ощущений, вегетативные реакции и особенности его эмоциональной компетентности, непосредственно отражающейся в процессе создания продуктов художественнотворческой деятельности. Именно эмоциональность, рассматриваемая в контексте пси-

хофизиологических оснований общей эмоциональной компетентности ребенка, придает качественное своеобразие его творческой активности. На разных возрастных этапах творческая активность ребенка проективно отражается в авторских продуктах художественнотворческой деятельности, интерпретация которых в терминах психодинамического подхода, позволяет охарактеризовать его психологические особенности (серия последовательно выполняемых работ), а также актуальное психическое состояние (единичные продукты). Психофизиологические характеристики творческой активности непосредственно связаны с содержательно-процессуальными особенностями педагогического процесса, в котором она и развивается, и проявляется.

В этом контексте при описании специфики педагогического процесса мы сталкиваемся с выраженным противоречием между признанием творческой активности как одного из значимых процессов, взаимосвязанного с развитием эмоциональной сферы личности, чаще описанного в психофизиологических терминах, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогического процесса по развитию творческой активности детей, представленного в педагогической науке, с другой стороны.

Таким образом, в определении особенностей педагогического процесса развития творческой активности средствами пластических искусств наиболее актуальными являются следующие положения:

1) выделение общефилософских оснований, определяющих ценностно-смысловую концепцию общего образовательного процесса;

2) обоснование объективных психологических закономерностей развития творческой активности личности через выделение психофизиологических факторов, характеризующих развитие ребенка в процессе ведущей деятельности;

3) определение необходимых педагогических условий, включающих: анализ содержания на основе использования возможностей средств пластических искусств; разработку эффективных форм, методов и приемов, активизирующих творческий процесс; описание особенностей среды как психологического пространства, поддерживающего развитие творческой активности ребенка.

Однако при анализе актуальных теоретических вопросов и интеграции философских оснований, психофизиологических теорий, лежащих в основании объяснения творческой

Особенности педагогического процесса

развития творческой активности детей... активности, а также педагогических концепций, объясняющих возможности организации педагогического процесса по развитию творческой активности, мы сталкиваемся с трудностями, прежде всего, категориальной «стыковки» философских, психофизиологических и педагогических концепций. Такие трудности обусловлены как сложностью самих теорий, так и противоречивым категориальным аппаратом. Отсюда проработка единых методологических вопросов ведется нами в соответствии со спецификой общенаучной парадигмы, отраженной в классической терминологии, употребляемой в междисциплинарных философско-психологических и психологопедагогических исследованиях.

Общефилософские основания, определяющие ценностно-смысловую концепцию общего образовательного процесса. В философских подходах выделяются дуалистические концепции представлений о различном, в том числе и творческом, опыте человека: Через призму философских противопоставлений души и тела, рассудка и страстей, когниций и эмоций выделяются ценностно-смысловые основания взаимосвязи «разума» и «страстей» (чувств), направляющих активную деятельность личности. В описании творческого процесса в теории Канта анализируется структура сознания, в которой творческая способность воображения является соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что он (рассудок) обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия, т.е. творчество он определяет как основу познания.

К XIX веку сформировались представления, изучающие процесс познания, мотивации эмоций к пониманию сути творческого процесса. Шеллинг показал, что творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, рассматривая чувственное отношение искусства к природе как средство преобразования действительности [9]. Фихте идею о синтетической природе творческого мышления преобразует в универсальный синтетический метод и рассматривает творческий процесс в виде бесконечного ряда последовательных синтезов.

В начале XX столетия с появлением радикального биохевеоризма (Павлов, Уотсон, Скиннер) изучаются объективные стимулы

(научения), а также поведенческие реакции, отводя эмоциям наряду с когнициями второстепенную роль. Концепцию творчества чаще рассматривают как предметнопрактическую деятельность, как «производство» в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Параллельно с этим, вне рамок академической психологии, аналитическая традиция (Фрейд) рассматривает эмоции как центральный элемент, охватывающий вопросы нравственного развития, бессознательного, инфантилизма, а также защитных механизмов. Так, чувственный опыт, эмоциональные впечатления становятся значимыми для формирования личности, ее психического здоровья и адекватного функционирования.

К середине XX века биологические модели психологии (Томкинс, Боулби) восстанавливают за эмоциями центральную роль в процессе адаптации человека в окружающей среде. Эмоции через проекцию отражаются в процессе и продуктах художественнотворческой деятельности. В философии оформляется развернутая концепция творчества Бергсона и Вертгеймера, которая вводит определение визуального мышления как средства формирования замысла, идеи, гипотезы, схемы перехода к новому образу. Именно в пункте этого перехода локализуется максимальное умственное усилие, требующее предельного напряжения от личности, определяя его как необходимый инструмент познания и практического действия, т.е. ее собственной активности в актуальной деятельности [1].

Таким образом, в философских представлениях неразрывная связь художественнообразного и абстрактно-логического мышления, творческой и когнитивной сфер чаще неразделимы в процессе творчества, и опосредованно отражены в самой специфике творческой деятельности.

Психологические закономерности развития творческой активности личности. Собственная активность ребенка рассматривается как специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: творческой, эмоциональной, волевой и личностной [7]. Творческая является специфичной гранью собственной активности, в основе которой лежат взаимосвязанные линии психического развития ребенка. Л.С. Выготский, A.B. Запо-

рожец выделяют возраст 5-7 лет как сенситивный период для формирования активной художественно-творческой деятельности [3]. На этом возрастном этапе существуют процессы саморазвития и самореализации. Процесс собственной активности ребенка обусловлен преимущественно процессами созревания и объясняет индивидуальную траекторию саморазвития личности.

Процесс развития творческой активности, вероятно, связан с процессами онтогенетического развития, в которых ведущую роль играет взрослый, организующий психологическое пространство и образовательную среду. Эти два типа активности тесно связаны между собой. Творческая активность, следовательно, связана с собственной активностью детей и развивающимися у них психическими процессами, свойствами, состояниями и психическими образованиями. В изобразительной деятельности продукты художественнотворческой деятельности являются посредниками в коммуникации. Овладевая определенным диапазоном средств пластических искусств, дети получают новую возможность самовыражения, формирования нового личностного опыта и через него достижения самореализации, которая (возможность) недоступна в других формах деятельности. Развитие творческой активности детей посредством приобщения их к художественно-эстетической деятельности как актуальной в этот возрастной период взаимосвязано с развитием их эмоциональной сферы. Эмоциональность как основная психофизиологическая характеристика ребенка отражается в его актуальных психических состояниях и особенностях развития психологических процессов (познавательных и эмоционально-волевых) и свойств (мотивации и направленности, способности характерологических качеств).

Творческая активность, включаясь в структуру развития эмоциональной сферы, находит свое отражение в процессе создания и результатах художественной деятельности. Вопросы о развитии творческой активности ребенка рассматриваются нами через различные психофизиологические характеристики, отражающиеся как в особенностях его эмоционального поведения, так и в интеллектуальной деятельности, взаимосвязанной с эстетическими и познавательными эмоциями.

В основе развития познавательных эмоций лежит творческая активность ребенка. Возникая в результате столкновения с новыми

сторонами окружающей действительности, познавательные эмоции оказывают стимулирующее влияние на познавательные психические процессы, вырабатывают индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию творческой активности детей. Таким образом, творческая активность непосредственно взаимосвязана с развитием познавательных эмоций ребенка, являясь одной из физиологических предпосылок ведущей деятельности [2]. Эстетические эмоции оказываются одной из физиологических предпосылок для его эмоциональноэстетической деятельности. Определенный уровень творческого процесса, возможно, связан с физиологическими изменениями. Эмоциональный компонент через проективное отражение связан с ритмичной активностью определенных физиологических систем, способных резонировать на ритмичные внешние воздействия, воспринимаемые органами чувств [8].

Интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной сферы, как и развитие всех других сложных органических систем, в том числе освоение основ рисунка, живописи, композиции, подчинено принципу системной дифференциации (от простого к сложному). Так, в художественной области общий метод обучения рисованию изначально выражается в формуле «от общего - к частному», т.е. развитие ребенка идет от освоения однороднопростых форм к формам более разнородносложным, со все более сложной внутренней дифференциацией структур и функций.

При рассмотрении взаимодействия эстетических, познавательных эмоций как компонентов развития творческой активности в художественной деятельности возникает необходимость выделения общих психологических закономерностей процесса творческой деятельности.

Достижение любого более высокого (чем предыдущий) уровня активности в художественной деятельности ребенка характеризуется интенсивным процессом активизации визуального мышления, которое является необходимым первоначальным этапом, становления данного уровня и выполняет в этом отношении важную роль однородно-простого образования. В творческой сфере однороднопростые образования выступают как своеобразные, эффективные средства познания сложных объектов, сложных связей и зависимостей, находящихся на пределе познаватель-

ных возможностей ребенка [7]. Поэтому алгоритм: от художественного восприятия через воображение к визуальному мышлению - определяется как основная закономерность процесса творческой деятельности.

К наиболее существенным, с позиций изобразительного искусства, мыслительным операциям относятся обратимые пары: анализ

- синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация, ассоциация - диссоциация. Особенностью развития у детей визуального мышления является взаимосвязь данного процесса с развитием мыслительных операций образной репрезентации. Данный процесс рассматривается нами через теорию образной репрезентации [10], где установлена взаимосвязь развития визуального мышления с развитием пространственно-временных способностей к изучению основ композиции.

Творческий акт включает неразрывную связь эмоциональных характеристик, образного и абстрактно-логического мышления, т.е. чувственной и когнитивной сфер, неразделимых в творческом процессе. Творческая активность занимает доминантное положение. Формируясь из поисковой активности, через поддерживаемое в сенситивный период исследовательское поведение творческая активность становится основой творческих способностей, развитие которых может быть направлено на сохранение психического здоровья и самореализацию личности.

Являясь психологическим инструментом (в виде АРТ-техник), направлена на устранение внутренних противоречий через безопасное эмоциональное реагирование путем манипуляции со средствами пластических искусств; противоречий между субъектом и окружающей средой путем создания продуктов художественного творчества, являющихся посредниками в коммуникации; противоречий между личностью и социальной средой путем самовыражения через создание личностного образа в виде инсталляций, вписанных в объективное пространство социальной среды. Устранение противоречий в данном аспекте происходит либо через изменение субъектом самого себя на основе творческой деятельности, либо через преобразование окружающей среды посредством создания продуктов художественного творчества [3].

Активность проявляется активность внутри организма в виде физиологических, нейрофизиологических, психических процес-

сов, а отражается вне его - в виде субъективных реакций, поведенческих актов, деятельности, общения, познания, созерцания как на индивидуально-субъектном, так и на индивидуально-личностном уровнях.

Психологические закономерности развития ребенка определяют специфику процесса развития творческой активности как одной из психологических характеристик, включенных в структурно-функциональную систему развития личности. Процесс развития творческой активности взаимосвязан с закономерностями развития когнитивной и эмоциональной сфер, включенных в равной мере в деятельностное поведение, которое направленно на инициирование самостоятельности, настойчивости при решении творческих задач в процессе адаптации индивида.

Педагогические условия. Под педагогическим процессом развития творческой активности мы понимаем систему действий взрослого, направленную на сопровождение творческой деятельности ребенка как ведущего вида деятельности, в основе которой лежат психофизиологические закономерности когнитивного и эмоционального развития личности. Развитие творческой активности детей средствами пластических искусств возможно в специально организованном педагогическом процессе. В основе такого процесса нами рассматривается необходимый комплекс педагогических условий. Процесс такого развития будет эффективным, если:

1) вариативность образовательных программ основана на учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

2) педагогический процесс предполагает поэтапное расширение диапазона средств пластических искусств: от организации картинной плоскости к композиционному проектированию;

3) развивающая среда формируется на основе установления психологического контакта взрослого с ребенком, создающего психологическое пространство «творческой свободы» при совместном творчестве;

4) содержание учебного материала определяется с учетом доминирования его развивающих возможностей в направлении от освоения операций образной репрезентации до композиционного выражения пластической идеи;

5) реализация содержания образовательного процесса осуществляется в форме ролевой игры, включенной в структуру классического АРТ-тренинга.

В вариативных образовательных программах используется общие принципы и особенности индивидуального психического развития ребенка, а также возможности расширения диапазона средств пластических искусств, поддерживающих это развитие.

В расширении диапазона средств пластических искусств используется принцип - развитие художественного восприятия через творческое воображение к определенному уровню визуального мышления. Эмоциональ-но-смысловое отражение актуального содержания осуществляется через специальные знаково-символические средства, которые сами не являются носителями личностных смыслов, а лишь используются для построения или отождествления образного выражения этих смыслов по принципу: от плоскостного изображения к объему; от освоения операций образной репрезентации до выражения пластической идеи средствами композиции. Этими средствами являются цвет, форма, композиция.

Психологический компонент является основой тематической структуры, связанной с развитием собственной активности ребенка, и включает анализ субъективной позиции от дистанционной до ассоциированной.

Творческая среда в своей основе предполагает позитивный психологический контакт между участниками образовательного процесса. Формирование среды творческой свободы направлено на развитие и воспитание личности ребенка, активизацию его интеллектуальной, мотивационно-эмоциональной, волевой сфер. При моделировании творческой среды особое значение имеют ее диагностика, учет позитивного и негативного потенциалов, изучение потребностей и мотивов участников

- как коллективных, так и индивидуальных.

Образовательный процесс, организующийся в среде творческой свободы, характеризуется высокой внутренней мотивированностью детей к творческой деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным настроением, дает им возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет проявлять самостоятельность.

Формирование учебного материала основано на реализации художественных характеристик образа и частных правил построения композиции, которая содержит ряд логических законов для усиления выразительности передаваемого содержания. В качестве общих

принципов выступают особые композиционные закономерности: статики-динамики (покоя-движения); устойчивости-шаткости объекта; выделение доминанты (фигуры и фона); изображение ритма (орнамент) и хаоса (сгущение-разряжение); контрастов-нюансов (по смыслу, по форме, по цвету).

Форма реализации содержания определяется с учетом особенности ролевой игры как ведущей деятельности ребенка. Во время ролевой игры происходит включение ребенка в педагогический процесс, который содержит в себе условия для освоении детьми различных средств, являющихся в художественной практике инструментами для выражения собственных цдей автора. Ролевая игра, включенная в структуру классического АРТ-тренинга, позволяет использовать ресурсы тренинговой игры со сменой ролевых и психологических позиций, используя продукты художественно-творческой деятельности как посредников в коммуникации.

В задачу тренинговой игры входит обоснование и обсуждение условий для приобретения нового личностного опыта детей, где роль педагога (в системе ролевого взаимодействия педагог - ребенок) заключается не только в создании мотивации и постановке проблем, но и в заражении творчеством, в совместном поиске путей решения проблемы. Не только в обсуждении результатов и закреплении впечатлений, но и в помощи достижения максимального успеха каждого воспитанника. Педагогическое взаимодействие, организованное в данной форме, выступает как условие, поддерживающее развитие творческой активности ребенка.

Таким образом, определены особенности педагогического процесса по развитию творческой активности детей средствами пластических искусств, в основе которых рассмотрены актуальные философские подходы к пониманию общей направленности педагогического процесса. Определяется необходимость определение роли и места творческой активности в психическом развитии ребенка. В этом контексте важной характеристикой является взаимосвязь когнитивной и эмоциональной сфер, которые, как общепсихологические характеристики, имеют объективные закономерности своего развития и определяются биологическими и социальными факторами. Творческая активность ребенка, входящая в структуру психологических характеристик, развивается в системе общих, биологически и

социально обусловленных функциональных характеристик, способствующих адаптации детей. Специальным образом организованный педагогический процесс как социальный фактор, может сопровождать развитие творческой активности и, следовательно, строиться на основе общих законов ее естественного развития и функционирования. Необходимыми условиями такого процесса являются: построение вариативных образовательных программ; учет возрастных индивидуальных особенностей детей; ориентация на психологопедагогическое сопровождение процесса творческой деятельности; последовательное расширение средств пластических искусств, используемых в обучении; применение форм занятий, ориентированных на особенности ведущей деятельности ребенка. Реализация вышерассмотренных условий направлена на повышение эффективности образовательного процесса по развитию творческой активности детей.

Литература

1. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / М. Вертгеймер; общ. ред. С.Ф. Горбова, И.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.-336 с.

2. Выготский, Л. С. Вообраоюение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский -М., 1991.-31 с.

3. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка/А.В. Запорожец//Избранные психологические труды: в 2 т.- М.: Педагогика;1986. -Т. 1,-С. 25-30.

4. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994. -304с.

5. Изгард, К Эмоции человека / К Изгард. -М.:Изд-воМГУ, 1980. -440с.

6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

7. Поддъяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1982. - С. 128-132.

8. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-256 с.

9. Шеллинг, Ф.В. Сочинения: пер. с нем.: в 2 т. / Ф.В. Шеллинг; сост. и ред. А.В. Гулыга -М:Мысль, 1989. -Т.2.-639с.

10. ВщеЫа, В.К //Ы1р://рз1 webzone.ru/st/ 096500.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.