Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / VISUAL LEARNING METHODS / VISUALIZATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF DEONTOLOGICAL TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Светлана Владимировна

Рассматривается этимология таких понятий, как «патриотизм», «методы обучения», «принцип наглядности» в трудах отечественных и зарубежных ученых. Описан порядок проведия эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей патриотического воспитания в образовательных организациях деонтологического типа с использованием наглядных методов обучения. Сделан сравнительный анализ полученных результатов и сформулированы выводы. Описаны разработка и области применения «Календаря памятных дат России в 2020/21 уч. г.» для проведения занятий по морально-психологической подготовке обучающихся образовательной организации «Уральский юридический институт МВД России» в 2020/21 уч. г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PATRIOTIC EDUCATION BASED ON VISUAL LEARNING METHODS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF DEONTOLOGICAL TYPE

The article examines the etymology of such concepts as “patriotism”, “learning methods”, “principle of visualization” in the works of domestic and foreign scientists. The empirical research, aimed at studying the features of patriotic education based on visual learning methods in educational organizations of deontological type, is described in detail. The comparative analysis of the results is carried out and conclusions are drawn. The article describes the development and the areas of application of “The Calendar of Memorable Dates in Russia in the 2020/2021 Academic Year” for organizing moral and psychological training for students at Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the 2020/2021 academic year.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК [378.1]

DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-33-40

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Светлана Владимировна Ларионова

подполковник полиции, преподаватель

larionova_s.v@mail.ru

Уральский юридический институт МВД России,

Екатеринбург, Россия

Аннотация. Рассматривается этимология таких понятий, как «патриотизм», «методы обучения», «принцип наглядности» в трудах отечественных и зарубежных ученых. Описан порядок проведия эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей патриотического воспитания в образовательных организациях деонтологического типа с использованием наглядных методов обучения. Сделан сравнительный анализ полученных результатов и сформулированы выводы. Описаны разработка и области применения «Календаря памятных дат России в 2020/21 уч. г.» для проведения занятий по морально-психологической подготовке обучающихся образовательной организации «Уральский юридический институт МВД России» в 2020/21 уч. г.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, наглядные методы обучения, наглядность, образовательная организация деонтологического типа.

PECULIARITIES OF PATRIOTIC EDUCATION BASED ON VISUAL LEARNING METHODS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF DEONTOLOGICAL TYPE

S. V. Larionova

Police lieutenant colonel, teacher

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article examines the etymology of such concepts as "patriotism", "learning methods", "principle of visualization" in the works of domestic and foreign scientists. The empirical research, aimed at studying the features of patriotic education based

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

33

on visual learning methods in educational organizations of deontological type, is described in detail. The comparative analysis of the results is carried out and conclusions are drawn. The article describes the development and the areas of application of "The Calendar of Memorable Dates in Russia in the 2020/2021 Academic Year" for organizing moral and psychological training for students at Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the 2020/2021 academic year.

Keywords: patriotic education, patriotism, visual learning methods, visualization, educational organization of deontological type.

Ученые трактуют понятия «патриот» и «патриотизм» по-разному: М. Фасмер называет патриота сыном отечества, земляком, соотечественником [11, с. 217]; В. И. Даль считает, что патриот - это человек, «полный любви к отчизне» [2, с. 24]; С. И. Ожегов трактует патриотизм, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]; Д. И. Ушаков описывает патриотизм как «любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу» [9, с. 68]; Н. М. Карамзин выделял три составляющие элемента патриотизма: «гражданская любовь, физическая любовь к Родине и политическая любовь» [3, с. 70]; М. В. Ломоносов много своих работ посвятил патриотизму, говоря о том, что «...только через чувство гордости за любые достижения своей страны, через чувство сопереживания, волнения за свою Родину и интересы своего народа родится победа» [Цит. по: 8, с. 186].

В рамках данной статьи опишем проделанную научно-исследовательскую работу, в которой взяты за основу определения патриотизма как одной из наиболее значимых ценностей, являющейся важнейшим духовным качеством личности и проявляющейся в активной деятельности и самореализации личности на благо Родины, и патриотического воспитания как многоплановой, систематической, целенаправленной деятельности педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.

Цель проведенной научно-исследовательской работы состояла в анализе и оценке использования наглядных методов обучения в процессе патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций деонтологического типа.

34

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• проанализировать состояние исследуемой проблемы в исторической, психолого-педагогической теории и практике;

• сравнить результаты до и после проведения мероприятий практической направленности с использованием наглядных методов обучения в процессе патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций деонтологического типа;

• подготовить «Календарь памятных дат России в 2020/21 уч. г.»;

• разработать рекомендации по изучению памятных дат в истории России в системе единого дня государственно-правового информирования личного состава 4-го курса факультета подготовки следователей в 2020/21 уч. г. (дополнительные вопросы).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

• теоретические: анализ литературных источников, научных публикаций по данной проблематике; синтез и обобщение теоретической информации по проблеме исследования;

• эмпирические: анкетирование (для сбора данных составлена анкета).

Экспериментальной базой исследования стал ФКГОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России» (УрЮИ МВД России) с общим охватом 50 человек. Анкетирование проводилось весной и летом 2020 г. В исследовании принимали участие обучающиеся (курсанты) 3-го курса (специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности).

Опишем основные этапы исследования: первый этап включал в себя проведение первичного опроса; второй этап - проведение мероприятий по формированию патриотизма с использованием наглядных материалов; третий этап - повторное проведение опроса и четвертый этап заключался в подготовке «Календаря памятных дат России в 2020/21 уч. г.» (далее - Календарь), который был разработан в августе 2020 г., и написании рекомендаций по изучению памятных дат истории России в системе единого дня государственно-правового информирования личного состава уже 4-го курса (за время проведения

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

35

исследования 3-й курс успел стать 4-м) факультета подготовки следователей в 2020/21 уч. г. (дополнительные вопросы).

Область применения создаваемого Календаря широка: он может быть использован в образовательном процессе по всем специальностям высшего образования, реализуемым в образовательной организации системы МВД России при освоении таких учебных дисциплин, как «История», «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел», «Профессиональная этика и служебный этикет»; при подготовке обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования (например, программе подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по учебной дисциплине «Технологии и методика профессионально-ориентированного обучения»); при подготовке сотрудников, включенных в кадровый резерв на руководящие должности территориальных органов МВД России; а также при подготовке дополнительных вопросов для проведения занятий в системе единого дня государственно-правового информирования личного состава в системе морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Для патриотического воспитания обучающихся были использованы наглядные методы обучения. В методическом словаре терминов и понятий наглядные методы обучения описываются как «общедидактические методы обучения, предусматривающие широкий показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира либо специальных образцов (наглядных пособий) с целью облегчения понимания, запоминания и использования содержания наглядных пособий в практической деятельности [1, с. 153]». В педагогическом словаре наглядность - это «принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения [4, с. 121]». Отметим, что принцип наглядности, сформулированный Я. А. Комен-ским в XVII в., и в наши дни остается важнейшим принципом дидактики. Реализуется он в процессе обучения наглядными методами, без которых полноценное обучение и воспитание невозможно [5, с. 384] (здесь нельзя не сказать о том, что в условиях формирования личности гражданина патриотическое воспитание имеет стратегическое значение для будущего российского государства [7]).

36

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

В ходе работы, проанализировав теоретический материал, мы составили анкету и провели опрос среди обучающихся (курсантов) 3-го курса образовательной организации системы МВД России и сделали выводы, что количественные показатели изменились по всем вопросам за время проведения исследования (таблица).

Результаты анкетирования обучающихся (курсантов) 3-го курса

Варианты ответов Первичный опрос, чел. Повторный опрос, чел.

Что такое патриотизм?

Любовь к Родине (гордость за достижения и культуру своей Родины) 26 (52 %) 22 (44 %)

Любовь к семье и дому (привязанность к месту своего рождения, к месту жительства) 14 (28 %) 12 (24 %)

Любовь к людям (эмпатия, толерантность, любовь к человечеству в целом и к каждому представителю в отдельности) 10 (20 %) 16 (32 %)

Что, на Ваш взгляд, оказывает большее влияние на формирование патриотизма?

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн 22 (44 %) 18 (36 %)

Смотры и конкурсы патриотической песни 4 (8 %) 6 (12 %)

Спортивные соревнования 14 (28 %) 10 (20 %)

Просмотр документальных и художественных фильмов патриотической направленности, наглядные материалы (книги, буклеты, презентации, стенная печать и т. д.) 10 (20 %) 16 (32 %)

Что, по Вашему мнению, нужно делать для воспитания патриота в России?

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн 14 (28 %) 18 (36 %)

Смотры и конкурсы патриотической песни 6 (12 %) 2 (4 %)

Спортивные соревнования 10 (20 %) 6 (12 %)

Просмотр документальных и художественных фильмов патриотической направленности, наглядные материалы (книги, буклеты, презентации, стенная печать и т. д.) 8 (16 %) 14 (28 %)

Создание организаций патриотической направленности 12 (24 %) 10 (20 %)

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

37

Исходя из полученных результатов, было обнаружено, что по первому вопросу анкеты произошло уменьшение показателей по вариантам «Любовь к Родине (гордость за достижения и культуру своей Родины)» и «Любовь к семье и дому (привязанность к месту своего рождения, к месту жительства)» на 8 % и 4 % соответственно, при этом результаты по варианту «Любовь к людям (эмпатия, толерантность, любовь к человечеству в целом и к каждому представителю в отдельности)» увеличились на 12 %.

Наиболее значимое увеличение показателей (12 %) зафиксировано в варианте ответа «Просмотр документальных и художественных фильмов патриотической направленности, наглядные материалы (книги, буклеты, презентации, стенная печать и т. д.)» по второму и третьему вопросам. Есть основание полагать, что это произошло после проведения мероприятий патриотической направленности.

Далее несмотря на пандемию, которая вносит свои коррективы в проведение мероприятий патриотической направленности, на втором этапе проведения научно-исследовательской работы в Уральском юридическом институте МВД России была проведена при помощи видеоконференцсвязи следующая работа:

• подготовлен буклет к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памяти дедов будем достойны!»;

• подготовлен ролик к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памяти дедов будем достойны!», размещенный на официальном сайте УрЮИ МВД России [10];

• проведена Международная научно-практическая конференция «Патриотизм и образование: становление профессионала», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (20 мая 2020 г.);

• организован мастер-класс «Формирование навыков совместной работы в малых группах при осуществлении поисковой деятельности»;

• в рамках Международной научно-практической конференции «Патриотизм и образование: становление профессионала», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (20 мая 2020 г.), подготовлен доклад «Проблемы становления личности на современном этапе развития общества»;

• организованы просмотры художественных и документальных фильмов по военной тематике («Маршалы Победы. В двух частях», «Спасти Ленинград», «Рубеж», «Т-34», «28 панфиловцев», «Сталинград», «Брестская крепость», «Собибор»).

38

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Таким образом, в ходе проведенного исследования было отмечено, что использование наглядных методов обучения в процессе патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций деонтологического типа имеет свои особенности. Это обусловлено спецификой организации патриотического воспитания в этих образовательных организациях.

Список литературы

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Москва: ИКАР, 2009. 448 с. Текст: непосредственный.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах / В. И. Даль. Москва: ТЕРРА, 1995. Т. 3: М-П. 560 с. Текст: непосредственный.

3. Карамзин, Н. М. Избранные сочинения: в 2 томах / Н. М. Карамзин. Москва: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с. Текст: непосредственный.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2000. 176 с. Текст: непосредственный.

5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 томах / Я. А. Коменский. Москва: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с. Текст: непосредственный.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. Москва: Оникс, 2009. 1359 с. Текст: непосредственный.

7. Об утверждении Концепции молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года: приказ Департамента молодежной политики Свердловской области от 1.11.2018 г. № 202. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 550250981/. Текст электронный.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

39

8. Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) / Г. Е. Павлова. Москва: Наука, 1988. 465 с. Текст: непосредственный.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 томах / под ред. Д. Н. Ушакова. Москва: ТЕРРА, 1996. Т. 3. 720 с. Текст: непосредственный.

10. Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: кйр8://УРЮИМВД.РФ. Текст: электронный.

11. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 томах / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1996. Т. 3. 832 с. Текст: непосредственный.

Для цитирования: Ларионова, С. В. Особенности патриотического воспитания в образовательных организациях деонтологического типа с использованием наглядных методов обучения / С. В. Ларионова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 33-40. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-33-40.

40

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.