Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
парламентаризм / президентская республика / противостояние парламента и президента / parliamentarism / presidential republic / opposition between parliament and the president

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ким Ен Ун

Особенности парламентаризма в Республике Корея связаны с тем, что он возник после образования Республики Корея в 1948 г. И с тех пор Корея всего год была республикой с нормальной парламентской деятельностью, а в остальное время парламент действовал в условиях либо военной диктатуры, либо президентской республики, причем около 50 лет в условиях оппозиционного большинства в парламенте. При этом Конституция страны не предусматривала роспуска парламента. В условиях демократизации, большинство избирателей составила мелкая буржуазия со свойственной ей неустойчивостью, что приводило к противостоянию парламента и президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARLIAMENTARISM IN THE REPUBLIC OF KOREA

parliamentarism, presidential republic, opposition between parliament and the president

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»

PAKSIUTOV Georgii Davidovich, Cand. Sci. (Econ.), Senior Research Fellow, Center for Japanese studies, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. Address: 117997, Russian Federation, Moscow, Nakhimovskiy prospect, 32. E-mail.: gpaksyutov@mail.ru

JAPANESE PARLIAMENT: HISTORY, STRUCTURE, TOPICAL CHALLENGES

Abstract. The article discusses the development of parliamentary and electoral system in Japan, beginning with the establishment of the first parliament in 1890. The main stages of the development of the electoral system are traced over the pre-World War II period, and the particular importance of the 1947 Constitution is highlighted. In 1955, the right and the centrist political forces joined to create the LDP, which became the dominant political force in the decades to follow. We observe that the era of LDP's dominance is marked by certain characteristics that became the persistent features of Japan's political life, such as the de-facto prevalence of the executive branch over the parliament and the collision of interests of the business and the political circles. We also discuss the reasons of the political system's stability, which remains even in spite of the recent corruption-related scandals and the crisis of the public trust in the LDP's leadership. In conclusion, we argue that the stability of the Japanese political system is likely to persist.

Keywords: Japanese parliament, Japanese electoral system, Japanese political culture, the 1955 system, Liberal Democractic Party

КИМ Ен Ун — кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук. Россия, г. Москва, Нахимовский проспект, 32. Электронная почта: kim@iccaras.ru, kimkorea@list.ru

10.56700/и4478-7355-4637-х

особенности парламентаризма в республике корея

Аннотация. Особенности парламентаризма в Республике Корея связаны с тем, что он возник после образования Республики Корея в 1948 г. И с тех пор Корея всего год была республикой с нормальной парламентской деятельностью, а в остальное время парламент действовал в условиях либо военной диктатуры, либо президентской республики, причем около 50 лет в условиях оппозиционного большинства в парламенте. При этом Конституция страны не предусматривала роспуска парламента. В условиях демократизации, большинство

избирателей составила мелкая буржуазия со свойственной ей неустойчивостью, что приводило к противостоянию парламента и президента.

Ключевые слова: парламентаризм, президентская республика, противостояние парламента и президента.

Парламентаризм в Южной Корее возник после образования Республики Корея в 1948 г. и с тех пор претерпел серьезные изменения. Из 75 лет истории парламентаризма 40 лет пришлись на периоды правления диктаторов. как гражданских, так и военных. При этом, поскольку Конституция Республики Корея, как в момент ее составления в 1948 г., а также в 1987г., положившем конец военным режимам и начавшем процесс демократизации в обществе, так называемой Шестой Республике, составлялась под сильным влияем США. Отсюда, не только слова в Конституции о народе как источнике власти в стране, но и другие провозглашаемые демократические права.

Принятая в 1948 г. Конституционным Собранием Конституция Республики Корея, определяющая функции парламента, была составлена под административным и политико-идеологическим контролем США, которые на момент составления этого Основного закона страны сохраняли свой оккупационный режим в южной части страны и дали добро на сепаратное провозглашение своей государственности, осуществив раскол нации, на протяжении более тысячи лет жившей в единой стране.

При этом, естественно, США учитывали существовавшие тогда в освободившихся от колониального ига странах надежды, стремления к демократии. Поэтому была принята республиканская форма государственной власти, при которой, как и в США, четко провозглашалось разделение властей, причем такое разделение, которое по идее должно было уравновешивать влияние и возможности каждой из ветвей власти. Хотя практика показывает, что исполнительная власть в силу особенностей государственного управления, с учетом подконтрольного аппарата чиновников, силовых ведомств, в том числе вооруженных сил, полиции, прокуратуры, сил безопасности, имеет больше рычагов влияния на политику, экономику, культуру, образование и в целом на общество. Поэтому, хотя по примеру США главой государства был президент, Конституция предусматривала, что он избирается парламентом. При этом парламент наделялся правом вынесения вотума недоверия (импичмента) президенту, соответственно, и отрешения его от власти. Но было предусмотрено, что это право парламента было не абсолютным, т.к. правомочность решения парламента об импичменте президента решает суд, который, собственно, своим решением о поддержке решения парламента отрешает президента от власти.

Влияние США сказалось также и в том, что Конституция РК даже в годы правления диктаторов не предусматривала роспуска парламента никем, ни решением президента, ни самим парламентом. В то же время в истории парламентаризма Республики Корея были три случая разгона парламента. Но все они связаны с военными переворотами 1961, 1972,

1980 гг., т.е. с насильственным захватом или узурпацией власти. Кроме того, был почти десятилетний период, когда существенно были ограничены полномочия парламента в рамках так называемой Конституции Юсин, принятой после военного переворота 1972 г., когда парламент был лишен парламентского контроля, а также принятия решений по государственным делам и фактически превратился только в законодательный орган, лишившись своей главной функции представительного органа. Кроме того, по этой Конституции треть парламента просто назначалась так называемым Общенациональным гражданским собранием, который был полностью под контролем главы военной хунты, именовавшимся президентом.

Первоначально США учли, что Южная Корея является унитарным государственным образованием, поэтому парламент был однопалатным. Но был период, когда в течение 8 лет (1952—1960 гг.) парламент состоял из двух палат, причем так называемая верхняя палата советников состояла из членов, назначенных самим президентом. Это было связано с тем, что когда в соответствии с Конституцией должны были состояться выборы президента, бывший в то время главой государства Ли Сын Ман, боясь, что парламент его не поддержит, внес в парламент предложение о выборах президента не парламентом, как это предусмотрено Конституцией, а всенародным голосованием, т.к. в парламенте по итогам выборов 1950 г. партия президента получила всего четверть депутатских мандатов и было очевидно, что парламент не проголосует за повторное избрание Ли Сын Мана главой государства. Понятно, что парламентское большинство было против предложения президента. Тогда он просто арестовал и посадил 49 депутатов парламента в тюрьму (как говорили в свое время, был бы человек, статья найдется), что дало возможность ему протащить этот закон [Торкунов, Денисов, Ли, 2008: 208]. Понятно, что США, наверное, были в некотором смущении (если только они испытывают такое чувство из-за поступков своих сателлитов), поэтому Ли Сын Ман решил продемонстрировать лишний раз свое верноподданничество перед США и сформировал на манер США двухпалатный парламент. Но за 12 лет своего правления он так и не посмел разгонять парламент.

После Апрельской революции 1960 г. Ли был вынужден отказаться от поста президента, и американцы, как в 1945 г. его привезли на самолете ВВС США из Америки, так и в мае 1960 г. вывезли его на самолете ВВС США обратно в Америку.

После этого наступил период демократической эйфории, либеральные силы, пришедшие на волне этой эйфории к власти, решили выстроить структуру власти по образцу США и в Конституции прописали двухпалатный парламент. Но просуществовал этот либеральный двухпалатный парламент немногим более полугода и был разогнан в результате военного переворота 16 мая 1961 г. Через два с половиной года была принята новая Конституция и избран уже однопалатный парламент. С тех пор парламент оставался однопалатным.

По принятой всенародным голосованием в 1987 г. новой редакции Конституции Республика Корея является президентской республикой, с достаточно сильными полномочиями президента. Например, в отличие от США, где все министры подлежат утверждению Конгрессом, в РК обязательным является только утверждение парламентом представленной президентом кандидатуры премьер-министра. Но если парламент даже 10 раз откажет президенту в утверждении премьер-министра, он не имеет права распускать парламент. Представление кандидатур заместителей премьера и министров также подлежит обсуждению в парламенте, но президент может проигнорировать решение парламента и в любом случае через две недели после направления в парламент этих кандидатур он официально назначает их в должности. Он также наделен правом назначать трех из 9 членов Конституционного суда (трех делегирует председатель Верховного Суда и еще трех — парламент).

Вместе с тем парламент является сильной ветвью власти в стране, часто серьезно ограничивающий действия президента. Например, структура правительства утверждается в соответствии с законом. Президент не может по своему произволу создавать новые или ликвидировать какой-то существующий правительственный орган. Например, еще в период выборной кампании ныне действующий президент Юн Сок Ёль заявил о своем решении ликвидировать Министерство по делам женщин и семьи. Он не смог это сделать, т.к. парламент не дал согласия на изменение структуры правительства.

Можно также отметить, что за первые тридцать лет после принятия Конституции парламент дважды в 2004 и 2016 гг. объявлял импичмент президенту, причем во второй раз успешно. Кроме того, поскольку к составлению текста редакции Конституции имели прямое отношение американцы, Конституция составлена явно с большим уклоном в сторону власти парламента. И это, как представляется, объясняется стратегией США с дальним, долговременным прицелом. Конституция 1987 предусматривала, что президент избирается только на один пятилетний срок, тогда как парламент избирается со сроком полномочий в 4 года. В составлении этой конституции, как и в 1948 и в 1963 гг., активное участие принимали представители Государственного департамента и юристы-специалисты в области конституционного права США. Они учли, что в истории РК было всего 3 президента, которые занимали пост президента более 5 лет. И все они, являясь верными союзниками США, все же через 5—7 лет пытались как-то хотя бы обозначить видимость отстаивания своих национальных интересов. Так, Ли Сын Ман, зная о позиции США по поводу острова Токдо (в документах Всемирной географической организации остров именуется как скала Лянкур. США отказались в текст Сан-Францисского мирного договора с Японией включить этот остров в список изъятых из юрисдикции Японии и использовали его в качестве мишени для бомбометания авиацией США), все же в 1956 г. создал там пост Морской полиции, обозначив тем самым принадлежность острова Корее, что вообще-то исторически было оправ-

данно. Или. Например, во второй половине 70-х годов президент Пак Чон Хи, в свое время по настоянию американского командования освобожденный от смертного приговора за участие в выступлении офицеров и слушателей офицерского училища в г. Есу в знак протеста против направления их на остров Чечжудо для подавления восстания местного населения и проводивший индустриализацию своей страны по предложенным властями США методам, начал налаживать отношения с СССР и Северной Кореей, а также пытался договориться о строительстве в РК АЭС французского производства, хотя атомные станции строились в стране полностью на оборудовании и технологии американской фирмы «Вестингауз». Избрание президента только на один пятилетний срок заведомо обрекает его на положение временщика, т.к. за это время невозможно ни выработать долгосрочных программ, ни реализовать их, ни набрать необходимой харизмы и будет находиться под контролем США.

У парламентариев сроки полномочий не ограничиваются, они зависят от избирателей. В Южной Корее были депутаты, которые избирались 9 раз депутатами, значительная часть депутатов избирается от 2 до 4 раз, но есть и те, кто избирался и до сих пор избирается 5 и 6 раз депутатом. Естественно, что у них больше опыта и знаний о механизме политической жизни страны и они могут переиграть президента в политической борьбе.

Кроме того, различия в сроках избирательных кампаний парламента и президента в капиталистической стране с большой долей мелкой буржуазии приводит к тому, что партия, чьим кандидатом является избранный президент, теряет парламентское большинство и президент либо вступает в должность при оппозиционном парламенте, либо на этапе выполнения своих полномочий парламент становится оппозиционным. Это создает довольно серьезную проблему в управлении государственными делами, поскольку президент не может инициировать ни роспуска парламента, ни досрочных парламентских выборов.

Это приводило к тому, что даже при правлении диктатора Ли Сын Мана были случаи, когда авторитет президентской власти был так низок, что в парламенте большинство мест принадлежало оппозиционным партиям. Так, на парламентских выборах в мае 1950 г. партия правящего президента получила всего четверть депутатских мандатов, что грозило параличом государственного управления страной. Через месяц после выборов началась Корейская война 1950—1953 гг., которая, конечно, сняла вопрос о взаимоотношениях президента и парламента, ибо в условиях войны все ветви власти должны консолидироваться.

В 1952 г., еще в период продолжения войны, ставшей к тому времени ожесточенной, но позиционной в районе 38 параллели, когда президенту Ли Сын Ману нужно было протащить вопреки норме Конституции, предусматривающей о двух сроках полномочий президента, поправку в Конституцию, которая давала бы ему возможность быть избранным президентом без ограничения сроков полномочий. Выше отмечалось, как он решил этот вопрос.

А в 1969 г., когда президенту Пак Чон Хи также нужно было принять постановление парламента о его третьем сроке, опять-таки в нарушение нормы Конституции, он попросту вывез лояльных ему депутатов на автобусах в одно из правительственных зданий, и они там проголосовали так, как ему было нужно.

За годы существования парламента его разгоняли в результате военных переворотов трижды, а в период с 1972 по 1980 год все основные решения в области законодательства принимались органом, который назвался Общегражданское собрание и который на одну треть назначался президентом, остальные две трети избирались по двухмандатным округам, так что в любом случае президент имел в этом собрании две трети голосов, которые позволяли ему принимать любые решение по управлению государством, хотя формально парламент как таковой существовал, но с резко обрезанными полномочиями. Почему США не вводили санкции против военных и иных диктаторов за такие нарушения Конституции? Ответ очевиден: все эти диктаторы — Ли Сын Ман, Пак Чон Хи, Чон Ду Хван — пришли к власти и проводили политику ярого антикоммунизма. Так что они были, конечно, в некоторых отношениях «сукиными сынами», но все-таки были их, американскими, «сукиными сыновьями», как выразился один американский президент относительно диктатора Никарагуа в 30-50-е годы Анастасио Сомосы.

Так что можно было бы считать, что реальная история парламентаризма в РК насчитывает последние 35 лет после принятия в результате давления народа Конституции 1987 года, которая вступила в действие с февраля 1988 г.

Республика Корея — унитарное государство, и поэтому в стране, в отличие, например, от таких же унитарных государств, как Япония, КНР, Польша, Румыния, Италия, имеется только однопалатный парламент. Число членов парламента ограничено 300, точнее, не может быть больше 300. Большинство, 254 депутата, избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе. Остальные 46 депутатов избираются по общенациональному партийному списку. Поскольку парламент выражает волю народа и служит народу, заседания Национального собрания должны быть открыты для публики. Объявить закрытым заседание парламента могут в порядке исключения либо депутаты большинством голосов или спикер по соображениям национальной безопасности.

Всякий парламент отражает расстановку политических сил на момент выборов. В РК многопартийная система. Но в парламент могут войти только партии, которые получили поддержку не менее 5% избирателей, участвовавших в выборах.

Это касается как избрания по одномандатным округам, так и по общенациональному списку. Поэтому, например, в 2002 г. Демократическая трудовая партия, сумевшая избрать по одномандатному округу только двух депутатов, но по общенациональному списку получившая 13,4% голосов, была представлена в парламенте. Конституция РК разрешает

и самовыдвижение кандидатов в депутаты парламента. Каждый раз насчитывается несколько независимых. Правда, для создания фракции, которая получает от государства финансирование на свою парламентскую деятельность, должна иметь не менее 20 депутатов. И еще один момент важный: в 1988 г., на первых выборах в парламент РК по новой Конституции, боролись за места в парламенте 4 основные партии и ряд мелких. Поэтому было сформировано 4 фракции. Логика политической борьбы привела к следующему: уже через 14 лет в стране стала формироваться двухпартийная система, которая окончательно установилась в 2012 г. В 2024 г. году были попытки нескольких видных политиков, не получивших поддержки своих партий, лидерами которых они были в свое время, создать третью партию. Как и ожидалось, без результатов, потому что они пытались объединить в свою партию как консерваторов, так и либералов. Хотя история парламента знает не один пример перехода депутата из одной фракции одной партии в фракцию другой партии. На выборах 2024 г. ни один самовыдвиженец не смог получить депутатский мандат. Все более становится ясным, что в РК, как в любой капиталистической, особенно в развитой стране, успех выборов зависит от организации и денег.

Особенностью работы парламента Южной Кореи является фактически сложившаяся двухпартийная система власти больше похожая на США, чем на Великобританию. Этими двумя партиями являются консерваторы, которые меняли название своей партии за последние 30 лет 9 раз и сейчас называются Гукмины хим, т.е. Народная сила. Вторая партия — либеральная, но не такая отмороженная, как в США, также поменявшая в течение последних 30 лет 10 раз свое название, но в любом случае она пыталась в своем названии сохранить слово «демократическая», она могла быть просто демократической или Объединенной, Переобъединенной, Открытой. В последние 10 лет носит название Тобуро (Тобуро — вместе, так что это Объединенная демократическая партия, но использующая другое название объединения, которым так богат корейский язык) Демократическая партия. В отличие от США, где одна из двух партий, имеющая хотя бы на один голос больше, чем соперник, забирает все посты председателей комитетов, в РК посты председателей комитетов парламента распределяются пропорционально депутатским мандатам. Поэтому сейчас в парламенте РК большинство председателей комитетов — члены оппозиционной президенту Демократической партии Тобуро.

Важное значение при выборах в парламент имеют партийные назначения кандидатов по округам. И здесь происходят большие баталии, часто приводящие к внутренним расколам в партиях. Связано это с тем, что в отличие от периода военных диктатур и в первые годы Шестой Республики, когда партии были вождистскими и была довольно жесткая внутренняя дисциплина, т.к. иначе оппозиция не могла бы проводить своих людей в парламент, в условиях демократизации практически в каждой из двух основных партий существует три фракции: главная — пролидерская, еще называемая основная, затем — не пролидерская или не основная

и третья, которая не примыкает ни к одной из этих фракций. И когда настает пора выдвижения кандидатов в депутаты от партии, начинаются обиды, почему такого-то депутата не выдвинули, а такого-то выдвинули. Они часто приводят к тому, что по одному округу выдвигаются два депутата от одной партии, подрывая свои позиции, т.к. в Южной Корее ни при выборах президента, ни при выборах депутатов не бывает второго тура. Обиды депутатов часто связаны с тем, что депутатская деятельность не входит в трудовой стаж, и для депутата, работавшего в органах государственной власти, т.е. в исполнительной власти, возврат в исполнительную власть исключается. В Южной Корее служащий исполнительной власти только один раз в своей трудовой деятельности может поступать на работу в эти органы. Точно так же работники правоохранительных органов с момента регистрации в качестве кандидата, а иногда и с момента подачи заявления о намерении баллотироваться в депутаты любого уровня, увольняются без права возвращения в систему этих органов. Кроме того, упомянутые ранее организацию и деньги может обеспечить только крупная партия. Это все они могут получить от выдвинувшей их партии. Необходимо также учитывать, что по законодательству РК избирательная кампания для кандидата в депутаты длится всего две недели. Это время, когда он может на улицах встречаться с людьми, агитировать, разъяснять свою программу. Кандидату в депутаты нельзя устраивать обеды, ужины для избирателей, делать им подарки. Для всех депутатов, госслужащих, преподавателей и учителей всех уровней угощение кого-нибудь обедом-ужином или вручение подарков стоимостью выше 30 тыс. вон (22 доллара. Завтрак в гостинице 4—5 звездочек стоит от 25 до 35 тыс. вон, а шведский стол в дневное и вечернее время в ресторане в гостиницах 5 звездочек стоит 60—70 тыс. вон. 1 доллар стоит 1365 вон 11 мая 2024 г.) запрещено.

Есть еще один момент, связанный с депутатской деятельностью. Ни один депутат, хоть семь или 9 раз избиравшийся депутатом, не получает депутатскую пенсию. Как только заканчивается срок депутатских полномочий, он оказывается без работы и без пенсии, что называется на вольных хлебах, т.к. за ним не сохраняется место бывшей работы. Был период до 2022 г., когда депутаты парламента из парламентского бюджета выделяли бывшим депутатам по 1 млн вон в месяц на вспомоществование (МРОТ — 1,5 млн вон). С приходом к власти президента Юна это убрали, т.к. в пенсионном законодательстве не предусмотрена депутатская пенсия или надбавка. В этом смысле это, конечно, реальное служение народу.

Особенностью формирования органов управления парламентом является отражение в нем конфуцианских норм.

Спикером может быть избран только депутат, старший по срокам исполнения депутатских полномочий. Пока не было спикера, который не был бы избран менее 6 сроков депутатом. Если есть депутаты со сроками полномочий 7 или более раз в партии большинства, то именно он будет избран спикером. Два вице-спикера избираются из числа депутатов от двух основных партий, избранных 4 и более раз. Председателем Коми-

тета парламента может быть избран только депутат, который избирался членом парламента 3 и более раз. Поэтому депутаты первого и второго созывов не могут быть избраны в руководящие органы парламента. Дело не в геронтократии, а в целесообразности, чтобы руководящий состав хорошо понимал особенности парламентской процедуры, а это дается только с опытом. Лидером фракции (в РК лидер парламентской фракции парламента — один из руководящих работников партии, не входящий в состав высшего совета партии, состоящего из 6 человек, включая непременно не менее одной женщины и одного молодого депутата (имеется в виду в возрасте до 40 лет) также может быть избран депутат не менее чем 4 сроками полномочий. Для исключения любого члена требуется одновременное голосование двух третей или более от общего числа членов Национального собрания.

Спикеры и вице-спикеры избираются сроком на 2 года. Это тоже сделано, чтобы не было злоупотреблений. Поэтому, наверное, РК занимает первое место в мире по числу бывших спикеров парламента, как и бывших министров.

Очередная сессия Национального собрания созывается один раз в год на условиях, предусмотренных Законом. Это в основном бюджетная сессия, и начинается она 1 сентября. Внеочередные сессии Национального собрания созываются по просьбе президента или одной четвертой или более от общего числа членов. Период проведения очередных сессий не должен превышать ста дней (сентябрь—декабрь), а внеочередных сессий (февраль, март, апрель, май, 1 июня и 16 августа) — до последнего дня месяца внеочередной сессии, максимально тридцати дней 2024,

^.4,5]. При этом в феврале, апреле и в июне одна неделя выделяется для парламентских вопросов к правительству и его органам и учреждениям.

Отмечу также, что депутаты парламента Южной Кореи, в стране с развитой рыночной экономикой, не являются отмороженными рыночниками, которые считают, что рынок все решит, поэтому в стране довольно много государственных предприятий — все аэропорты, речные вокзалы, автовокзалы и земли под ними являются государственными. Статья 119 Конституции устанавливает, что «экономический порядок Республики Корея должен основываться на уважении свободы и творческой инициативы предприятий и отдельных лиц в экономических вопросах. Так же отмечается, что «государство может регулировать и координировать экономические дела в целях поддержания сбалансированного роста и стабильности национальной экономики, обеспечения надлежащего распределения доходов, предотвращения доминирования рынка и злоупотребления экономической властью и демократизации экономики посредством гармонии между экономическими агентами».

Парламент также наделен полномочиями парламентского контроля, т.е. может проверять государственные дела или расследовать конкретные вопросы государственных дел и может требовать представления докумен-

тов, непосредственно связанных с этим, личной явки свидетеля и предоставления свидетельских показаний или заявлений о мнении. Каждый год каждое министерство, государственный орган, в том числе Конституционный суд, Верховный суд, Счетная палата, все министерства и другие государственные органы, включая министерство обороны и разведку. должны отчитаться о своей работе перед соответствующим профильным Комитетом парламента. Если по результатам этих слушаний парламент придет к мнению о необходимости отстранения вышеупомянутых чиновников из-за нарушения ими Конституции или других актов при исполнении служебных обязанностей, Национальное собрание может принять ходатайства об их импичменте. Импичмент может быть выдвинут одной третью или более от общего числа членов Национального Собрания и требует одновременного голосования большинства от общего числа членов Национального Собрания для принятия. Что касается импичмента президента, то здесь ситуация другая. Предложение об импичменте президента должен быть предложен большинством от общего числа членов Национального собрания и утвержден двумя третями или более от общего числа членов Национального собрания. Решение парламента об импичменте должно быть утверждено Конституционным судом, причем двумя третями числа членов КС. За последние 20 лет парламент два раза объявлял импичмент президенту, во второй раз, в 2017 г. импичмент был поддержан Конституционным судом, который вынес решение об отрешении президента от должности.

В соответствии со статьей 52 Конституции Законопроекты могут быть внесены членами Национальной ассамблеи или исполнительной властью. Но непосредственно на обсуждение и принятие проект закона вносится особым Министерством законодательства, для которого готовит все проекты Институт законодательства при Правительстве страны.

Процедура вступления законов с силу — обычная для стран с президентской формой правления. Принятый парламентом закон в течение двух недель должен быть подписан президентом и опубликован. Президент обладает правом вето. При этом он письменно объясняет свое мнение о причинах принятия такого решения, но без права требовать изменить какую-то формулировку или какую-то статью или отдельный параграф. Парламент может преодолеть вето президента по условиям, изложенным в п.4. статьи 53 Конституции, т.е. двумя третями принимающих участие в заседании депутатов, которых должно быть более половины списочного состава парламента. Это важная норма, две трети участвующих в голосовании, а не общего числа депутатов, при наличии кворума, т.е. более половины общего числа депутатов. При этом президент обязан преодолевший президентское вето закон обнародовать в течение 5 дней, в противном случае это сделает спикер парламента.

Парламент в соответствии со статьями 60 и 61 Конституции берет под свой контроль внешнюю политику, так в его компетенцию включены: право давать согласие на заключение и ратификацию договоров,

касающихся взаимной помощи или взаимной безопасности; договоров, касающихся важных международных организаций; договоров о дружбе, торговле и судоходстве; договоров, касающихся любого ограничения суверенитета; мирных договоров; договоров, которые будут обременять государство или народ с важным финансовым обязательством; или договоры, связанные с законодательными вопросами, а также право давать согласие на объявление войны, направление вооруженных сил в иностранные государства или размещение иностранных войск на территории Республики Корея.

10 апреля 2024 г. в Республике Корея состоялись очередные парламентские выборы. Парламент обновился на 45процентов (впервые избраны 135 депутатов), в том числе 60 женщин, что также является рекордным показателем в РК. Второй раз избраны депутатми 77, третий раз — 47, четвертый раз — 24, 5 раз — 13 и 4 человека избраны в 6 раз. Средний возраст депутатов 56,3 года. Из них в возрасте от 50 до 59 лет 150 человек, от 60 до 69 лет — 100, старше 70 лет — 6, от 30 до 39 лет — 14. Как видно, выпали из числа депутатов люди в возрасте от 40 до 49 лет и младше 30 лет. Среди депутатов ранее имели судимость 28% (из них по одному разу 54; 2 раза — 21; 3 раза — 7; 4 раза — 3; 5 раз — 1 депутат, не служили в армии 48 человек (это относится только к мужчинам)9. По образованию 157 человек окончили магистратуру, 110 — бакалавриат, 29 закончили магистратуру без защиты дипломной работы, поэтому не имеют звания магистра10.

Некоторые аналитики считают результат сохраняющим статус-кво, бывший до выборов. Другие считают существенно важным. Как и до выборов большинство мест в парламенте получила оппозиционная Демократическая партия Тобуро. Так что президенту придется работать в условиях враждебного парламента. Внешне все выглядит как сохранение статус-кво. Но если до выборов президентская партия имела 122 депутатских мандата из 300, то сейчас у нее 108 мандатов. Демократическая партия Тобуро имела на момент выборов 166 мандатов. Сейчас у нее 175 депутатов. Правда, на выборах 2020 года партия получила 180 депутатских мандатов. Внешне выглядит так, что ее позиции ухудшились. Но к ныне избранным 175 депутатам, которые начнут свою парламентскую деятельность с 1 июня, нужно присоединить 12 депутатов от партии Инновационная партия Чо Гука и еще двух одномандатников от партий, которые не смогли преодолеть трехпроцентный барьер (это партия Новое будущее и Прогрессивная партия, которые будут союзниками Демократической партии Тобуро). Эти двое являются противниками президента и поддер-

9 В РК к судимости относятся и административные правонарушения, например, нарушение правил дорожного движения.

10 22СН 135Э (Цой Пхен Чон, Хан Чжу Хон. Средний возраст избранных 22 созыва депутатов 56,3 года, В первый раз избраны 135 человек.) — Доступ: https://www.yna.co.kr/view/AKR2024 0411163000001?sectюn=electюn2024/wmner-mterview/mdex (проверено: 18.04.2024)

живающей его партии. Таким образом, безусловными противниками, оппозицией являются 189 депутатов.

Три депутата избраны от Партии новых реформ (Гехек синдан). Это бывшие члены пропрезидентской партии, вышедшие из партии в знак протеста против политики президента, в том числе бывший лидер партии, которого сторонники президента под надуманным предлогом сняли с должности по совершено неприличному обвинению. Поэтому как представляется, эти трое будут также настроены критически к действиям президента.

Итоги выборов нужно рассматривать как поражение политики лично президента Юн Сок Ёля. Он проделал огромную работу, подключив своих бывших сослуживцев-прокуроров и других деятелей силовых служб в попытке запугать оппозиционных деятелей, дискредитировать лидера оппозиции, даже пытался посадить его в тюрьму (кстати, это первый случай с начала демократизации страны, т.е. Шестой Республики, когда исполнительная власть пыталась посадить лидера главной оппозиционной партии в тюрьму, лишить его депутатского мандата, затеяв судебное преследование.

Винят не партийное руководство, не политику партии в целом, а президента в поражении партии консерваторов в оплоте консерваторов — на Юго-Востоке. От него отвернулась большая часть молодежи, с которой он активно заигрывал, его не поддержали и пожилые избиратели, недовольные ухудшением экономического положения в стране. Не случайно его рейтинг популярности после парламентских выборов упал на 11% и составил всего лишь 24%, а отрицательно оценивают его деятельность 68% [^ШЦ. 2024]. В политической жизни сложилась очень сложная ситуация: в самой пропрезидентской парти достаточно много депутатов, которые недовольны президентом, возлагая на него ответственность за поражение партии на выборах. Выше отмечалось, что в каждой крупной партии Республики Корея есть сторонники лидера, есть не сторонники лидера и есть противники лидера. Поэтому оппозиции достаточно по каким-то вопросам привлечь даже ситуационно на свою сторону самое малое 8 депутатов, чтобы вынести недоверие президенту. А таковых там наберется гораздо больше, разумеется, многое зависит от конкретной ситуации в экономике, политике правительства и президента страны. Так что предстоит три года, а может быть, и меньше лет для драматических политических треволнений в Республике Корея.

Список литературы

Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. — М.: ОЛМА, Медиа групп, 2008. — 544 с.

[Л|д 2024. 3. 12.] [ШШ Я120372ё, 2024. 3. 12., (Закон о Национальном собрании. (вступил в действие 12.3.2024. Номер закона : 20372, 12.3.2024. Частично изменен) Доступ: https://www.law.go.kr/

%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B5%AD%ED%9A%8C%EB%B2%95. (проверено 18.04.2024)

Щ от. 2024. Х1Х1Ш 11%p 23%-flS Щ

(Рю Ми На. Рейтинг президента Юна снизился на 11% до 23%...Самый низкий показатель после инаугурации). Доступ: https://www.yna.co.kr/ view/AKR20240419060700001?section=politics/all&site=major_news01 (проверено 19.04.2024)

S3S, 22Q 135§

(Цой Пхен Чон, Хан Чжу Хон. Средний возраст избранных 22 созыва депутатов 56,3 года, В первый раз избраны 135 человек.) — Доступ: https:// www.yna.co.kr/view/AKR20240411163000001?section=election2024/winner-interview/index (проверено: 18.04.2024)

KIM En Un, Cand. Sci. (Philos.), Docent, Leading Researcher at the Center for Korean Studies of the Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. Russia, Moscow, Nakhimovsky prospect, 32. Email: kim@iccaras.ru, kimkorea@list.ru

FEATURES OF PARLIAMENTARISM IN THE REPUBLIC OF KOREA

Abstract. The Constitution of the Republic of Korea was created with the active participation of American specialists, however, in some innovations relating to the president and parliament there are significant differences from US norms. For example, in the Constitution of 1948, and then in constitutions under military regimes and during the period of democratization, the parliament is unicameral. The latest constitution, adopted in October 1987, established different terms of office for the president and parliament. The President can only serve one five-year term. Therefore, the years of presidential and parliamentary elections coincide only once every 20 years. This creates very complex political and legal problems not only in the country's governance system, but also in the overall vector of economic and socio-political development. It often happens that either the president is forced to start his work with an opposition parliament, or the parliament becomes opposition as a result of elections, which can take place at the beginning or middle of the president's term. President Yun Seok-yeol took office on May 10, 2022, when the opposition party had a significant majority in parliament. He had big plans for restructuring the government and reforms, but he understood that the opposition, led by his opponent in the elections, would not allow him to pass the relevant laws through parliament. He set a course for changing the composition of parliament in the elections on April 10, 2024, so that after the elections for the remaining three years of his presidential term, he could pass the necessary laws through parliament, where he hoped he would be able to obtain a loyal composition. Two weeks before the parliamentary elections on April 10, 2024, his approval rating was 34%. The election results are as follows: the presidential party (Gukmin Him - People Power) received a total of 108 parliamentary seats, the main opposition party (Toburo Minjudan Democratic Party of Toburo) - 175, a party that emerged just a month before the elections under the significant name Choguk Heksin Dan (Innovation Party Homeland) - 12, Gehek Sindan Party (New Reform Party) - 3, Seroun Mire Party (New Future) - 1, Chinbo Dan (Progress

Party) - 1. The main reason for this result of the parliamentary elections is a negative assessment of the president's activities, although economic reasons also played a role, including rising prices for consumer goods, primarily food. A week after the elections, public opinion polls showed that the president's popularity rating was only 23%, and the number of people who assessed his activities negatively was 68%.

Over the past 20 years, in almost all party factions in parliament, three main ones have been distinguished - the so-called zhuryu (main current), i.e. a group loyal to the leader of the party and faction, then the bijuryu group (not the main current) - not part of the main group, it can sometimes have up to 25% of the deputies and its opposition can greatly weaken the position of the main current. And finally, the third group is banzhuryu, i.e. anti-main stream, deputies who often do not agree with the course of the party and faction at all. In this situation, naturally, the opposition will try to use some kind of pretext to impeach the president. During parliamentary decisions to impeach the president in 2004 and 2016 opposition managed to attract votes from at least two dozen deputies from the presidential party. And now the task is to attract at least 8 deputies from the ruling party. Since there are several dozen deputies who are skeptical about Yoon Seok Yeol's presidency, the task does not impossible.

Keywords: parliamentarism, presidential republic, opposition between parliament and the president

ПОПОВ Александр Вячеславович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт востоковедения РАН/Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия 363S272@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9094-0S1S

10.56700/с3273-3894-4901-т

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ 2024 ГОДА В ИНДОНЕЗИИ

Аннотация. Статья посвящена итогам состоявшихся 14 февраля 2024 г. президентских и парламентских выборов в Индонезии, формированию коалиций по выдвижению претендентов на высшие посты в государстве и политическим перипетиям, связанным с этим выдвижением. Анализируются предпосылки уверенной победы Прабово Субьянто и его напарника Гибрана Ракабуминга Рака, а также новый расклад сил в парламенте Индонезии в связи с успехом на выборах и поддерживающей их коалиции политических партий. Раскрываются итоги и механизм избрания кандидатов от политических партий в парламент Индонезии по избирательным округам.

Ключевые слова: Индонезия, выборы, Прабово Субьянто, президент, партия, парламент.

Л Л февраля 2024 г. в Индонезии состоялись всеобщие выборы, на ко-± Т-торых на 5-летний срок избирались президент и вице-президент, члены обеих палат парламента, а также члены законодательных собра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.