ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
Особенности овладения графической деятельностью
учащимися начальной школы
© 2017 Корашвили Н. Ш., Адамова А. Р.
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Цель исследования: определить, какие именно трудности в графической деятельности связаны с наличием конкретных ошибок в письме. Методы. Анализ навыков графической деятельности осуществлялся с помощью методики Векслера; анализ письменных ошибок проводился на основе проверки письменных работ детей. Результаты. Экспериментальное исследование показало: на разных возрастных этапах дети испытывают различные затруднения в графической деятельности, что проявляется в наличии различных ошибок в тетрадях. Вывод. Присутствует значимая связь между графическими школьными ошибками и графическими заданиями. Графическая деятельность влияет на уровень сформированности письменной речи
Ключевые слова: графическая деятельность, письмо, письменные школьные ошибки.
Формат цитирования: Корашвили Н. Ш., Адамова А. Р. Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 5-9.
Peculiarities of Primary Schoolchildren's Graphic Activity Mastering
© 2017 Nina Sh. Korashvili, Asiyat R. Adamova
Dagestan State University,
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]
ABSTRACT. Aim. To define which of the graphic difficulties connected with the presence of specific writing mistakes. Methods. The analysis of graphic skills through the Vexler's technique; analysis of graphic mistakes through the validation of children's paper works. Results. The experimental research shows that in different age-stages children have different writing difficulties. Conclusion. There is the meaningful correlation between school writing mistakes and graphic tasks. The graphic activity influences on the level of graphic activity.
Keywords: graphic activity, writing, school writing mistakes.
For citation: Korashvilli N. Sh., Adamova A. R. Peculiarities of Primary Schoolchildren's Graphic Activity Mastering. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 5-9. (In Russian)
Введение
Термин «графическая деятельность» используется в психологии по-разному: с од-
ной стороны, он понимается как деятельность, связанная с графическими изображениями (геометрия, аксонометрия, чер-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017
чение и др.), переводом из двумерных изображений в трехмерные и - наоборот. С другой стороны, это компонент, входящий в сложную структуру учебной деятельности. Здесь графическая деятельность представлена в виде письма.
Выделяют три вида нарушений письма:
1) трудности почерка, возникающие вследствие нарушений моторики, зрительного восприятия и моторных-двигательных компонентов графической деятельности;
2) трудности письма, обусловленные проблемами звуко-буквенного анализа, проявляющиеся в пропусках и перестановках букв, слогов, слов. При этом трудности первого типа (проблемы с почерком) могут отсутствовать;
3) трудности, связанные с присутствием проблем и первого, и второго типа.
При этом следует учитывать, что в процессе письма равноценную роль играют как моторно-двигательная сфера, так и уровень сформированности зрительного восприятия и моторно-зрительной координации [6].
Детям с описанными выше трудностями характерны нарушения почерка. При этом искажается высота, ширина и наклон букв, присутствует медленный темп письма, линии дрожат и прерываются, буквы и слова имеют нарушения в соединениях [2].
С нарушениями письма и формированием всей графической деятельности связаны и сложности в звукобуквенном анализе. При этом возникают сложности в чтении ребенка. Оно становится монотонным и нечетким. Слово ребенок зачастую читает или по слогам, или - называет отдельные буквы. При этом теряется смысл прочитанного как для слушающих, так и для самого ребенка. Если ребенок пытается контролировать почерк, то страдает звуко-буквенный анализ, и - наоборот.
Поэтому так важно с самого начала обучения письму уделять внимание анализу прочитанного, осознанно выделять фонемы и переводить их в графемы. Если такая работа проводиться не будет, то в процессе дальнейшего обучения этот процесс почти невозможен.
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является важнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на со-
гласованное взаимодействие всех уровней организации движений. К началу младшего школьного возраста этот процесс, как правило, уже завершен [4; 8]. Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития крупной и мелкой моторики. Они с трудом срисовывают геометрические фигуры и печатные буквы, испытывают трудности при проведении прямых линий и вырезании фигур из бумаги. Такие трудности присущи не только первоклассникам и учащимся начальной школы, но и сохраняются в средней школе.
К трудностям обучения относится и достаточно часто встречающееся у учеников начальной школы «зеркальное письмо» [3; 6]. В отличие от обычного, здесь сканирование производится не слева - направо, а, наоборот - справа налево. При этом дети плохо различают похожие буквы, детали которых могут иметь противоположную направленность в пространстве и различную ориентацию.
Наряду с феноменом зеркальности с трудностями письма связывают и наличие у детей дисграфии.
Термин «дисграфия» означает нарушение (расстройство) письма, при этом наблюдаются замены, пропуски и перестановки букв и слогов, а также их слияние. Дисграфию связывают как с речевыми нарушениями вообще, так и с недостаточной сформированностью речи.
Дисграфия - стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е., руководствуясь фонематическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [1].
В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова.
Значительный процент детей, имеющих трудности обучения письму в начальной школе составляют школьники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья (часто болеют дети с астеническим состоянием). Особую группу составляют леворукие дети. Трудности при обучении письму могут быть спровоцированы переучиванием леворуких детей. У детей-
левшей часто нарушена зрительно-двигательная координация, умение анализировать проективные отношения между объектами, ослаблены процессы контроля и внимания [3; 7].
Нарушения в письме у детей могут быть очень разными и проявляться индивидуально. Иногда это - значительные искажения почерка, в других случаях - почерк красивый, но встречаются перестановки и пропуски букв, слогов, слов. Встречается зеркальное письмо, тремор (дрожание рук) - показатель того, что моторная программа пока еще не сформировалась [3].
Таким образом, чтение и письмо являются сложными процессами, включающими в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы - зрительное, акустическое, пространственное восприятие, тонкую моторику и др. Кроме того, овладение чтением и письмом требует развития саморегуляции и контроля, произвольной организации деятельности. Особенно это относится к письму. В письменной речи ребенок должен действовать произвольно в отношении выбора фонетических, семантических и синтаксических средств. Эта речь ориентирована на ее понимание другими, а потому требует от ребенка сложнейших операций произвольного построения смысла, что, по существу, определяет монологический характер письменной речи. С произвольностью связана большая сознательность письменной речи по сравнению с устной [6].
Цель и методы исследования
Целью представленного здесь исследования являлось выявление особенностей графической деятельности детей младшего школьного возраста. Предполагалось определить - какие именно письменные школьные ошибки учащихся начальной школы можно определить с помощью графической методики Векслера, и - какие именно трудности в копировании определенных графических фигур методики связаны с наличием конкретных ошибок в письме.
Выборку исследования составили 60 детей в возрасте от 6,5 до 10 лет. С целью диагностики сформированности уровня графической деятельности использовалась методика «Геометрические фигуры» Векс-лера, направленная на выявление навыков правильного копирования формы фигур и их пространственного положения. Анализ письменных ошибок проводился на основе проверки письменных работ детей. Была
применена типология школьных ошибок, предложенная Ахутиной Т. В. в модификации Корашвили Н. Ш. [1; 5].
Экспериментальная часть
На первом этапе исследования был проведен сопоставительный анализ встречающихся письменных ошибок в работах учащихся первых, вторых и третьих классов. Результаты анализа продемонстрировали неоднозначную картину: на разных возрастных этапах дети испытывают различные затруднения в графической деятельности, что проявляется в наличии различных ошибок в тетрадях.
В первом классе чаще встречается ошибка № 1 - «присутствие неровного почерка». Эта ошибка выявилась у 23 % учащихся. Вероятно, это связано с трудностями овладения навыком письма и недостаточной сформированностью зрительно-моторной координации.
Во втором классе у 20 % детей присутствовали в большей мере два типа ошибок - ошибка № 4 - «пропуск букв» и ошибка № 15 - «трудности по школьным предметам». Данная ошибка напрямую не связана с ошибками в письме, однако, отмечается здесь, так как во втором классе детям явно труднее учиться и затруднения встречаются по многим предметам.
В третьем классе наиболее распространены (у 20 % детей) также два типа письменных ошибок. При этом остается ошибка № 4 - «пропуск букв» и появляется ошибка № 7 - «фонетическая замена букв», что, вероятно, связано с несформирован-ностью звукового анализа, фонематического слуха, кодирования. Здесь ошибки уже явно носят специфический характер и связаны с речью.
На втором этапе исследования в соответствии с целями данного исследования с помощью методов математической статистики был проведен сопоставительный анализ связи письменных школьных ошибок с трудностями изображения геометрических фигур графической методики Векслера.
Корреляционный анализ (по Спирмену) на уровне статистической значимости p<0,05 показал:
Обнаружена значимая связь между графической ошибкой № 2 - «буквы или слишком большие или слишком маленькие» (г=0,535607) и трудностями изображения третьей фигуры. Это связано с тем, что при наличии данной ошибки между линиями при изображении фигуры не соблюдаются пропорции.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
Ошибка №13 - ребенок «не дописывает буквы в словах» (г=0,608726) связана с трудностями изображения девятой фигуры, то есть данная ошибка влияет на то, что при изображении фигуры прорисовывает не все детали.
Между трудностями воспроизведения восьмой фигуры и ошибкой № 1 - «неровный почерк» (г=-0,872872), также была выявлена обратная корреляция. Так как неровный почерк и дрожащие линии, перехлест фигур при копировании - все это показатель плохой сформированности ЗМК (зрительно - моторной координации).
Между школьной ошибкой № 4 - «пропуск букв» - и трудностями при воспроизведении второй фигуры, выявлена отрицательная корреляция (г=-0,745356). То есть, чем чаще встречается данная ошибка, тем ниже будет уровень по данной фигуре.
Выводы
Сравнительный анализ полученных данных продемонстрировал неоднозначную картину: на разных возрастных этапах дети испытывают различные затруднения в гра-
1. Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе. М. : Секачев В. Ю. 2016. 56 с.
2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма. Пособие по обучению детей 5-7 лет. М. : Дрофа, 2017. 64 с.
3. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. М. : Дидакт, 2013. 80 с.
4. Берштейн Н. А. Физиология движений. М. : Наука, 1990. 494 с.
5. Корашвили Н. Ш. Сопоставление стратегий выполнения графических заданий и типов латеральности у детей старшего дошкольного и
1. Ahutina T. V. Nejropsiholog v shkole [Neuropsychologist at school] Moscow, Sekachev V. Ju. Publ., 2016. 56 p. (In Russian)
2. Bezrukih M. M. Stupen'ki k shkole. Azbuka pis'ma. Posobie po obucheniju detej 5-7 let [Steps to school. Alphabet of writing. Manual for teaching 5-7 years old children]. Moscow, Drofa Publ., 2017. 64 p. (In Russian)
3. Bezrukih M. M. Kak nauchit rebenka pisat' krasivo [How to teach a child a good spelling]. Moscow, Didakt Publ., 2013. 80 p. (In Russian)
4. Bershtejn N. A. Fiziologija dvizhenij [Physiology of movements]. Moscow, Nauka Publ., 1990. 494 p. (In Russian)
5. Korashvili N. Sh. Comparison of strategies to perform graphics tasks and types of laterality of senior preschool and younger schoolchildren.
фической деятельности, что проявляется в наличии различных ошибок в тетрадях.
Сопоставительный анализ связи письменных школьных ошибок с трудностями изображения геометрических фигур графической методики Векслера выявил наличие значимых связей между конкретными графическими ошибками и трудностями в изображении определенных фигур. Графическая деятельность влияет на уровень сформированности письменной речи, так как именно в ней формируются навыки ориентации в пространстве листа, правильное списывание с доски, почерк, соблюдение границ рабочей строки, полей и другие особенности учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы психологов и учителей начальной школы, как в плане диагностики и консультирования, так и для построения коррекционных программ - и для детей обычных общеобразовательных школ, и для детей классов КРО (коррекционно-развивающего обучения).
младшего школьного возраста // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С. 278-283.
6. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие. СПб. : Речь, 2003. 330 с.
7. Моника Р. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб. : Речь, 2010. 200 с.
8. Мухина В. С. Хвостов А. А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. М. : Академия, 2007. 624 с.
Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Proceedings of Dagestan State University]. 2013. No. 4. Pp. 278-283. (In Russian)
6. Kornev A. N. Narushenie chtenija i pis'ma u detej. Uchebno-metodicheskoe posobie [The damage of children's reading and writing processes: Teaching methodical manual]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2003. 330 p. (In Russian)
7. Monika R. B., Panasjuk E. V. Trening vzai-modejstvija s neuspevajushhim uchenikom [The interaction training with a backward pupil]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2010. 200 p. (in Russian)
8. Muhina V. S. Hvostov A. A. Vozrastnaja psihologija. Detstvo, otrochestvo, junost' [Age Psychology. Childhood. Adolescence. Youth]. Moscow, Academia Publ., 2009. 624 p. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Корашвили Нино Шалвовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности (ПРиПД), факультет психологии и философии (ФПФ), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Адамова Асият Рабадановна, магистр кафедры ПРиПД, ФПФ, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 03.02.2017г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nino Sh. Korashvili, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Development of Psychology and Professional Activity (DPPA), the faculty of Psychology and Philosophy (PP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Asijat R. Adamova, master, the chair of DPPA, the faculty of PP, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: asiyat.adamova. [email protected]
Received 03.02.2017.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 002:372.8
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями психического развития аутистического спектра
© 2017 Маллаев Д. М. 1 Гаджиева Н. М. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Центр лечебной педагогики, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Определить роль будущих педагогов-психологов в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде и создании доступности в получении образовательных услуг. Методы. Рассмотрена методика и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также психоконсультирование родителей и учителей в инклюзивном образовательном пространстве. Результаты. Включение в профессиональную подготовку педагогов-психологов специальных знаний и практических навыков, обеспечивающих эффективную организацию психолого-педагогического сопровождения детей в условиях совместного обучения различных категорий развития и особенно с аутистическими расстройствами. Вывод. Включение в систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями психического развития аутистического спектра педагогов-психологов будет обеспечивать взаимодействие между специалистами дефектоло-гами, родителями и управленцами инклюзивной школы.
Ключевые слова: дети с нарушениями психического развития аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детский аутизм, психологическая помощь семье.
Формат цитирования: Маллаев Д. М., Гаджиева М. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями психического развития аутистического спектра // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 9-14.