Научная статья на тему 'Особенности оценки рейтингового потенциала российских государственных вузов'

Особенности оценки рейтингового потенциала российских государственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТЬИ WEB OF SCIENCE / РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ / ЦИТИРУЕМОСТЬ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ / СРЕДНИЙ БАЛЛ ЕГЭ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ) / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ / WEB OF SCIENCE ARTICLES / RATING OF RUSSIAN UNIVERSITIES / CITATION OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS / GRADE POINT AVERAGE OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION / EDUCATION SERVICES / INNOVATION POTENTIAL / SCIENTIFIC POTENTIAL / RUSSIAN SCIENCE CITATION INDEX / COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагерев Роман Юрьевич, Зедгенизов Антон Викторович, Бурков Дмитрий Германович

Приведена методика оценки потенциала образовательных учреждений, используемая в Российской Федерации для распределения бюджетных мест между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. На основе данной методики разработаны рекомендации по разработке стратегии управления университетом, а также подходы к управлению деятельностью научно-педагогических работников (НПР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагерев Роман Юрьевич, Зедгенизов Антон Викторович, Бурков Дмитрий Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION FEATURES OF RUSSIAN STATE UNIVERSITY RATING POTENTIAL

The article describes the methods to assess educational institution potentials used in the Russian Federation for budget places distribution among the state educational institutions of higher professional education. Based on the methods under consideration the authors work out recommendations on developing the strategy for university management and approaches to control the activities of the teaching staff as well.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки рейтингового потенциала российских государственных вузов»

УДК 738

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

© Р.Ю. Лагерев1, А.В. Зедгенизов2, Д.Г. Бурков3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведена методика оценки потенциала образовательных учреждений, используемая в Российской Федерации для распределения бюджетных мест между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. На основе данной методики разработаны рекомендации по разработке стратегии управления университетом, а также подходы к управлению деятельностью научно-педагогических работников (НПР).

Ил. 9. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: статьи Web of Science; рейтинг российских вузов; цитируемость научных публикаций; средний балл ЕГЭ; образовательные услуги; инновационный потенциал; научный потенциал; российский индекс научного цитирования (РИНЦ); конкурентоспособность российских вузов.

ESTIMATION FEATURES OF RUSSIAN STATE UNIVERSITY RATING POTENTIAL R.Yu. Lagerev, A.V. Zedgenizov, D.G. Burkov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the methods to assess educational institution potentials used in the Russian Federation for budget places distribution among the state educational institutions of higher professional education. Based on the methods under consideration the authors work out recommendations on developing the strategy for university management and approaches to control the activities of the teaching staff as well. 9 figures. 2 tables. 2 sources.

Key words: Web of Science articles; rating of Russian universities; citation of scientific publications; grade point average of the Unified State Examination; education services; innovation potential; scientific potential; Russian Science Citation Index; competitiveness of Russian universities.

В «Российской газете» от 19.02.2013 г. опубликован официальный документ о порядке проведения конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению [1]. В документе рассмотрены требования и условия проведения конкурса, включая количество контрольных цифр приема по направлению подготовки, устанавливаемых по результатам конкурса образовательному учреждению.

Согласно опубликованному документу бюджетные места распределяются между вузами с учетом показателя потенциала (рейтинга) образовательного учреждения, рассчитываемого для каждого вуза по следующим показателям деятельности:

а) средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ) студентов, принятых на обучение по очной форме;

б) средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими и (или) юридическими лицами;

в) количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science («Сеть науки») в расчете на 100 научно-педагогических работников (HПP);

г) количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science за три года в расчете на сто HПP;

1Лагерев Роман Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405694, e-mail: v01@istu.edu

Lagerev Roman, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Logistics on Transport, tel.: (3952) 405694, e-mail: v01@istu.edu

2Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com

Zedgenizov Anton, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Logistics on Transport, tel.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com

3Бурков Дмитрий Германович, студент, тел.: 89041100583, e-mail: dimichherman@mail.ru Burkov Dmitry, Student, tel.: 89041100583, e-mail: dimichherman@mail.ru

д) количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых (российский индекс научного цитирования - РИНЦ) за три года в расчете на сто НПР;

е) внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР;

ж) доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР в расчете на одного НПР;

з) доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчете на одного НПР;

и) доходы образовательного учреждения от образовательной деятельности из иностранных источников в расчете на одного НПР;

к) доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного НПР;

л) отношение средней заработной платы НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;

м) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся в собственности и/или оперативном управлении, в расчете на одного студента;

н) процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения.

Показатели потенциала образовательного учреждения, РРЦ рассчитываются отдельно по направлениям подготовки:

- по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста (специалитета):

Л

ppv =

' н1+н2 мх + м2 ф1 + ф2 v л*

о +—2 + —^—2 + 1 2 + и i/5 + 1^пг /k + т

3

- + n,

(1)

- по программам магистратуры

' н + н м + м ф + ф.

ppv =

о + -1 1 + ^х^г + и I/5 +

f sj + ф3}

2

2

2

2

■ + n,

(2)

здесь О - показатель образовательного учреждения по среднему баллу ЕГЭ студентов, рассчитанный по формуле:

о =

бс + бс2 к + к 2

2

где БС1 - сумма средних баллов ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ по программам бакалавриата (специалитета) в предшествующем году; БС2 - сумма средних баллов ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме на места с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими или юридическими лицами по программам бакалавриата (специалитета) в предшествующем году; К1 - суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ по программам бакалавриата (специалитета) в предшествующем году; К2 - суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме обучения на места с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими или юридическими лицами по программам бакалавриата (специалитета) в предшествующем году; Н1 - количество публикаций в рефера-тивно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на сто НПР; Н2 - доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на одного НПР; М1 - доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчёте на одного НПР; М2 - доходы образовательного учреждения от образовательной деятельности из иностранных источников в расчёте на одного НПР; Ф1 - доходы образовательного учреждения из всех источников в расчёте на одного НПР; Ф2 - отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ; И - общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся в собственности или оперативном управлении, на одного студента; Пк - средний бал ЕГЭ k-го студента, рассчитанный как отношение суммы результатов ЕГЭ k-го студента, признаваемых как результат вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), по которым поступило не менее десяти человек; К - количество студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по соответствующему направле-

нию подготовки (специальности); Т- процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения; Sj - количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в базе научного цитирования Web of Science и РИНЦ, за три года в расчете на сто НПР:

s = ,100

; npr

где W - количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в базе научного цитирования Web of Science, за три года; R - количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в РИНЦ за три года; NPR - количество НПР; Ф3 - внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР; N - возможность образовательного учреждения организовывать обучение за счет средств федерального бюджета по ООП в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса (определяется экспертами конкурсной комиссии самостоятельно, поэтому в анализе будет принято 0).

При этом позиция образовательного учреждения в рейтинге определяется в порядке убывания величины нормированного значения показателя деятельности образовательного учреждения, рассчитанной по формуле

i

v - у

v -1

х 100%

где V - число уникальных значений показателей в наборе данных по указанному показателю; VI - позиция образовательного учреждения (начиная с первой) в рейтинге, содержащего только уникальные значения этого показателя;

Авторы задались целью провести небольшой численный эксперимент оценивающих методик (1), (2) и постараться определить основные стратегические направления развития деятельности российских вузов. Поскольку в документе не указана размерность показателей Н1, М1, М2, Фь, будем считать, что доход на единицу ППС принимается в тыс. руб.

Наибольший интерес для авторов представляют переменные Нь и Бу, определяющие публикационную активность профессорско-преподавательского состава учреждения. Проанализируем зависимость потенциала образовательного учреждения от публикационной активности его научно-педагогических работников (рис. 1):

Рис. 1. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от увеличения публикационной активности НПР (верхняя прямая - по программе бакалавриата; нижняя - по программе магистратуры)

Графики, представленные на рис. 1, показывают наличие слабой корреляционной зависимости между показателем «потенциал научного учреждения» и «публикационная активность НПР»: увеличение числа публикаций в Web of Science на 20% повышает потенциал образовательного учреждения лишь на 0,03% по бакалавриату (специалитету) и на 0,02% по магистратуре, что является весьма несущественным приростом по сравнению с трудозатратами на издание стаей.

Следующий анализируемый показатель - доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на одного НПР - Mi (рис. 2).

Анализ приведенных на рис. 2 данных характеризует наличие тесной связи между потенциалом и доходами образовательного учреждения от НИОКР. Увеличение доходов от НИОКР на 20% повышает показатель потенциала образовательного учреждения на 3,6% по бакалавриату и 2,5% по магистратуре, что примерно в 100 раз (!) больше по сравнению с показателем «публикационная активность НПР».

Рис. 2. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста доходов по НИОКР (верхняя прямая - по программе магистратуры; нижняя -

по программе бакалавриата)

Рис. 3. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста доходов из всех источников на 100 НПР (верхняя прямая - по программе магистратуры; нижняя - по программе бакалавриата)

Данные рис. 3 характеризуют наличие еще более тесной связи между показателем «потенциала научного учреждения» и «доходы из всех источников», прирост которого на 20% приводит к увеличению рейтинговой оценки учреждения на 6,24 и 4,36% по бакалавриату и магистратуре соответственно.

На рис. 4 показано отсутствие связи между рейтингом образовательного учреждения и величиной средней заработной платы НПР.

На графиках, представленных на рис. 5-9, показана зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от других факторов.

0,018

чо ОЧ

К

I

(Ч «

^ (и

х £

- п £ 2

Н £

8 I

И

о. (б с §

(О (б

.

Ю О

0,016 0,014 0,012 0,01 0,008 0,006 0,004 0,002 0

-0,002

у = 0,0005х - 0,0000 R2 = 1,0000

у = 0,000х - 0,000 R2 = 1,000

5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 Прирост среднего заработка НПР, %

35,0

Рис. 4. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста среднего заработка НПР (верхняя прямая - по программе магистратуры; нижняя - по программе бакалавриата)

Рис. 5. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста площади учебных лабораторий (верхняя прямая -по программе магистратуры; нижняя - по программе бакалавриата)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста среднего

бала ЕГЭ к-го студента по бакалавриату

Рис. 7. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста числа выпускников, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания

образовательного учреждения, по бакалавриату

Рис. 8. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения

от прироста количества цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в базе научного цитирования Web of Science и РИНЦ за три года в расчете на сто НПР,

по магистратуре

Рис. 9. Зависимость прироста показателя потенциала образовательного учреждения от прироста внутренних затрат образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР

по магистратуре

На основании приведенных данных, с использованием полученного коэффициента корреляции составлена рейтинговая таблица для рассматриваемых показателей, определяющих стратегию управления российскими

вузами (табл. 1, 2).

Таблица 1

_Ранжирование показателей деятельности по бакалавриату_

Показатель деятельности российского вуза Корреляция Рейтинг показателя

Количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на сто НПР 0,0015 5

Доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на одного НПР 0,01838 2

Доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного НПР 0,3125 1

Отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ 0,0005 6

Общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности или в оперативном управлении на одного студента 0,0081 3

Средний бал ЕГЭ к-го студента 0,006 4

Процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения, в предшествующем году 0,3125 1

Таблица 2 Ранжирование показателей деятельности по магистратуре

Показатель деятельности российского вуза Корреляция Рейтинг показателя

Количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчёте на сто НПР 0,0010 6

Доходы образовательного учреждения от НИОКР в расчёте на одного НПР 0,1285 3

Доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного НПР 0,2184 2

Отношение среднего заработка НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате экономике страны соответствующего субъекта РФ 0,0004 7

Общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности или в оперативном управлении на одного студента 0,0085 5

Количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в рефе-ративно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и РИНЦ, за три года в расчете на 100 НПР 0,096 4

Внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследо-

вательские разработки по соответствующей области науки в расчете на 0,424 1

одного НПР

Анализ данных, приведенных в табл. 1 и 2, позволяет определить приоритетные направления деятельности российских вузов: обеспечивать трудоустройство выпускников, нести значительные затраты на НИОКР и стремиться увеличивать доходы от всех видов деятельности. При этом увеличение числа публикаций в ре-феративно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и уровень заработной платы ПНР практически не влияют на рейтинг учебного заведения, что полностью противоречит принципам проекта распоряжения Правительства РФ в части увеличения до 2,44% доли публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, и постановлению Правительства «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».

Библиографический список

1. Российская газета. 2013. 19 февраля. Федеральный выпуск № 6011.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: минорб-науки. рф/до куме нты/3208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.