Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕЦЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕЦЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустраиваемость / молодежный рынок труда / технологии трудоустройства / адаптация на рынке труда / транспрофессиональность / конкурентоспособность. / employability / youth labor market / employment technologies / adaptation in the labor market / transprofessionalism / competitiveness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Особенности Оценки Профессиональный Компеценций Выпускников Вузов На Основе Вероятностного Подхода

Необходимость формирования алгоритмов трудоустройства выпускника вуза один из современных трендов рынка труда. В качестве критерия оценки эффективности распределения выпускников выбирается их профессиональная компетенция. Трудоустройство выпускников на основе оценки мпетенций означает оценка приобретеных ими знаний, умений, навыков в разных сферах трудоустройства и освоение новых методов адаптации на рынке труда. Подготовка выпускников к реалиям современного рынка труда — задача и забота вуза, так как индикатор «уровень трудоустройства выпускников вузов» является одним из главных критериев эффективности обучения и показателем его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSING THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY GRADUATES BASED ON THE PROBABILISTIC APPROACH

The need to form employment algorithms for university graduates is one of the modern trends in the labor market. Their professional competence is selected as a criterion for assessing the effectiveness of the distribution of graduates. Employment of graduates based on competency assessment means assessing the knowledge, skills and abilities they have acquired in various areas of employment and mastering new methods of adaptation in the labor market. Preparing graduates for the realities of the modern labor market is the task and concern of the university, since the indicator “level of employment of university graduates” is one of the main criteria for the effectiveness of training and an indicator of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕЦЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПОДХОДА»

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕЦЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПОДХОДА

Кучимов М.К.

ТАСУ, ст. преп., zafar210980@mail.ru тел:97-410-04-06

Аннотация: Необходимость формирования алгоритмов трудоустройства выпускника вуза - один из современных трендов рынка труда. В качестве критерия оценки эффективности распределения выпускников выбирается их профессиональная компетенция. Трудоустройство выпускников на основе оценки мпетенций означает оценка приобретены^ ими знаний, умений, навыков в разных сферах трудоустройства и освоение новых методов адаптации на рынке труда. Подготовка выпускников к реалиям современного рынка труда — задача и забота вуза, так как индикатор «уровень трудоустройства выпускников вузов» является одним из главных критериев эффективности обучения и показателем его конкурентоспособности.

Annotation: The need to form employment algorithms for university graduates is one of the modern trends in the labor market. Their professional competence is selected as a criterion for assessing the effectiveness of the distribution of graduates. Employment of graduates based on competency assessment means assessing the knowledge, skills and abilities they have acquired in various areas of employment and mastering new methods of adaptation in the labor market. Preparing graduates for the realities of the modern labor market is the task and concern of the university, since the indicator "level of employment of university graduates" is one of the main criteria for the effectiveness of training and an indicator of its competitiveness.

Key words: employability, youth labor market, employment technologies, adaptation in the labor market, transprofessionalism, competitiveness.

Ключевые слова: трудоустраиваемость, молодежный рынок труда, технологии трудоустройства, адаптация на рынке труда, транспрофессиональность, конкурентоспособность.

В нашей стране студенческих бирж труда (СБТ), сотрудники которых содействуют трудоустройству студентов как на вpeменную работу во внеучебное время, так и на постоянную после окончания учебного заведения.

Положение молодежи в сфере занятости является наиболее трудным. Деструктивные процессы в узбекском обществе, изменение нравственных идеалов ведет к росту психической и социальной дезадаптированностй индивидов и групп. Современное состояние психологической теории и практики требует всестороннего изучения проблемы трудоустройства молодых специалистов, влияния безработицы на личность студента, разработки мер по её профилактике и методов подготовки выпускников вузов к поиску работы. Возрастает потребность в квалифицированных специалистах, способных оказать студентам эффективную психологическую помощь при трудоустройстве.

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами: недостатком у них практических умений и навыков, отсутствием необходимой квалификации; нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые и организационныс издержки, связанные с профессиональным переобучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию профессии; необходимостью предоставления ряда льгот, предусмотренных Трудовым Кодексом РУз в отношении молодежи; отсутствием у молодых специалистов привычки работать в соответствии с правилами внутреннего распорядка, установленными работодателями; уходом молодых рабочих (юношей) с предприятия в связи с призывом в

Вооруженные Силы и молодых женщин в декретный отпуск в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Сотрудники [1] студенческой биржи труда призваны оказывать содействие в трудоустройстве выпускников вузов, консультировать студентов в сфере занятости, помогать адаптироваться к современньм рыночным условиям, оказывать психологическую поддержку студентам.

Психологическая практика оказания помощи при трудоустройстве населения, которая активно развивается в последние годы, опережает теоретические исследования в этой области. Это приводит к тому, что различные авторы зачастую описывают одни и те же психологические подходы к трудоустройству и для безработногс имеющего опыт профессиональной деятельности, и для молодог. специалиста, включающегося в трудовую деятельность сразу посль окончания учебного заведения. В связи с этим подчёркиваете необходимость выделения проблемы психологической помощи студентам в процессе их профессионального становления.

Подчёркивается, что психологическая целпость профессионально деятельности для личности определяется возможностью самовыражения проявления творчества, применения своих способностей.

Возможность выразить себя в деятельности, в профессии является основной потребностью личности как субъекта труда. Особо подчёркивается, что развитие личности и, в частности, способностей человека происходит не в любой активности, а в деятельности, нормально напряженной за счет инициативы, мотивов.

Определяется психологическое содержание профессиональной деятельности сотрудников СБТ, которое включает в себя не только оказание содействия студентам-выпускникам, обращающимся с целью поиска работы, в их трудоустройстве путем профессионального консультирования, но и решение проблем профессионального выбора выпускниками вуза и их психологической адаптации к условиям рьшка труда [2]. Сознательный выбор профессиональной направленности достигается путём формирования представления о будущем образе жизни, социальном статусе, а также за счёт координации социальных притязаний и способностей студента, а также учёта ситуации на местном рынке труда.

Основной составной частью профессиональной деятельности сотрудников СБТ является общение с клиентами, когда общение есть труд, т.е. затрата самих себя. Результативность беседы сотрудника СБТ с клиентом обеспечивается знаниями законодательства, нормативных документов, инструкций, приказов, но более всего зависит от психологической компетентности работника, поскольку особенностью межличностных отношений в сфере оказания услуг студентам является то, что участники делового взаимодействия находятся в разных социальнопсихологических условиях.

Выявлены основные этапы консультирования сотрудниками СБТ студентов, обращающихся в поисках работы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Основные этапы консультирования студентов сотрудниками студенческой биржа

труда

Этапы консультирования Содержание этапа Функции сотрудника СБТ

Подготовительный этап Знакомство сотрудника со студентом, сбор о нём предварительных сведений Выявление запросов студента, предварительная гипотеза и стратегия его профессионального самоопределения

Первичная профдиагностика

Информационно-профес сиональное консультирование с целью определения интересов, склонностей, жизненных ценностей дента

Разъяснение в процессе информационной консультации первичных рекомендаций трудоустраивающемуся студенту

Углубленная консультация

Беседа с целью выявления

индивидуально-психологических свойств

личности студента, определения уровня его интеллектуального развития, прогнозирования его возможностей

Сопоставление полученных результатов обследования

студента, прогнозирование

успешности его трудоустройства по специальности

Заключительная корректирующая консультация

Консультация по

оказанию психологической поддержки

Подготовка письменных рекомендаций ден

Рекомендация посетить факультативный курс «Технология поиска работы», занятий в клубе «Старт в трудовую жизнь»

Выдача профессиональной характеристики рекомендации

_студенту_

Снятие психологического напряжения студента, коррекция

уровня притязаний к конкурентоспособности на рынке труда; развитие коммуникативных способностей и пр. практических

умений, необходимых при самостоятельном поиске работы

По результатам анализа литературы и анкетирования определён перечень деловых качеств, необходимых для оптимального выполнения сотрудником СБТ своих функциональных обязанностей. Он включает в себя дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность, трудолюбие, хозяйственность, коммуникабельность, исполнительность, умение доводить порученное дело до конца, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, умение слушать людей, энергачность. Нетерпимо проявление сотрудниками таких человеческих пороков, как безответственность, вероломство, грубость, властолюбие, жадность, зависть, интриганство, лень, распущенность, сладострастие, лицемерие, недисциплинированность, непорядочность, нечестность, подлость, предательство, хамство.

В результате исследования выявлено, что на СБТ с целью поиска работы обращаются не только студенты вузов, которые составляют большинство из всех обратившихся, но и техникумов, училищ и даже учащиеся школ. Так, в 2001 г. 1% обратившихся по проблемам трудоустройства составили учащихся школ, 3% - учащиеся ПТУ, 4% - студенты ссузов, 92% - студенты вузов.

Успешная реализация сотрудниками своих функциональных обязанностей определяется чёткой постановкой задач СБТ, которые включают в себя разработку предложений по совершенствованию молодежной политики в регионе, сбор, обобщение и внедрение передового опыта по вопросам молодежной занятости, взаимодействие с предприятиями и другими службами по вопросам трудоустройства, информирование студентов о состоянии рынка труда, проведение профессионального консультирования студентов и выпускников, ищущих работу, подбор для них подходящих вариантов трудоустройства - как временного, так и постоянного, обучение трудоустраивающихся практическим умениям представления себя через резюме, в процессе телефонного общения, при личной встрече с работодателем [3].

По мере развития СБТ последовательно расширяется сеть гарантированных психологических услуг, предоставляемых как работодателям (подбор персонала по их требованиям, проведение психологического тестирования кандидатов, организация прохождения ими необходимых учебно-производственных практик в организации, презентация специалиста), так и определяющимся на работу студентам (профессиональное информирование, профессиональное консультирование выпускников вуза; психологическая диагностика как один из методов профессионального психологического подбора и отбора кадров).

Психологическое содержание деятельности сотрудников СБТ может быть успешно реализовано при осознании взаимозависимости между коллегами, формировании их общей ответственности за работу, что достигается за счёт повышения уровня удовлетворенности сотрудников общением, профессиональным взаимодействием, укреплением их внутренней сплоченности, осознания своих интеллектуальных ресурсов как результата взаимодействия.

В качестве главной цели профессиональной деятельности сотрудника СБТ выделяется психологическое консультирование студентоввыпускников по вопросам трудоустройства. При этом особенностью консультирования является отсутствие заданной длительности контачта с клиентом, ориентация на отсутствие заданных шаблонов деятельности, то есть высокое психическое напряжение.

Профессиональная деятельность сотрудников СБТ по подготовке студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы опирается на ряд этических принципов, сформулированных в практической психологии, ваиснейшими из которых являются доступность, конфиденциальность информации, уважение студента.

Специфика профессиональной деятельности сотрудника СБТ находит свое выражение в четырёх основных функциях: диагностической, профилактической, консультативной, прогностической.

С целью проведения психологического анализа деятельности сотрудника СБТ и выработки требований к его профессиональным качествам, имеющим отношение к процессу оказания психологической помощи студентам, было проведено эмпирическое исследование, состоящее из трех этапов. На первом этапе проводилось экспертное оценивание наиболее значимых признаков профессиональной деятельности сотрудников СБТ. Экспертами в нашем исследовании выступили высококвалифицированные специалисты в области психологии и руководители кадровых агентств (23 чел.). По оценке экспертов, главной целью профессиональной деятельности сотрудника СБТ является психологическая подготовка студентов-выпускников к самостоятельному поиску работы, что представлено на таблице 4.

Таблице 4

Мнение экспертов по приоритетности целей в деятельности сотрудншсов

студенческой биржа труда

№ позиции в опроснике Позиция, отражающая цель деятельности Кол-во экспертов, выбравших позицию в % Средний ранг

1 Оказание поддержки посредством эмпатического слушания 100% 1.35

2 Профессиональное консультирование выпускников вуза по вопросам удо ст ойства 100% 1.71

ТАЪЛИМ МУАММОЛАРИ

3 Психологическая подготовка студентов-выпускников к самостоятельном поис аботы 100% 3.21

4 Психологическая диагностика с дентов 100% 3.71

Экспертам также было предложено определить наиболее распространенные проблемы в деятельности сотрудника СБТ, которые представлены на рисунке 2 и в

таблице 5.

Таблица 5

Мнение экспертов о наиболее распространённых психологических проблемах _в деятельности сотрудниов студенческой биржи труда_

№ позиции в опроснике Позиция, отражающая психологическую проблему Кол-во экспертов, выбравших позицию в % Средний ранг

1 Эмоциональное выгорание со дника 1000/0 1.43

Психологический стресс,

2 связанный с особенностями объекта деятельности 100% 2.0

Высокое нервно- 100%

3 психическое напряжение 2.5

Эксперты проранжировали наиболее значимые профессиональнопсихологические качества сотрудника. После подсчета средних ранговых значений по каждому предложенному качеству был получен список, представленный в таблице 6, в котором наиболее важными качествами эксперты считают эмпатию, профессионализм в области психологии, коммуникативность.

Таблица 6

Средние ранговые оценки профессионально важных качеств _сотрудника_

Ранговая оценка Профессионально важные качества сотрудника

1 Эмпатия

2 Коммуникабельность

3 Артистизм

4 Суггестив ггестивность

5 Толе антностъ

6 Наблюдательность

7 Конформизм

8 Эмоциональная авновешенность

9 Интуитивность

10 Профессионализм в области психологии

11 Экспрессивнось

12 Высокая конценация внимания

13 Способность к психической само е ляции

14 Профессионаьная креативность

Для выявления структурных связей рассматриваемых профессионально-психологических качеств (ППК) сотрудника был проведен корреляционный и факторный анализ эмпирических данных. Полученные результаты позволяют сгруппировать рассматриваемые ППК по 3 факторам, получившим следующую интерпретацию: фактор 1 - профессионализм в области психологии, фактор 2 - интуитивность, фактор 3 -коммуникативные качества. Процент объясненной дисперсии - 54,7 %.

Результаты опроса свидетельствуют также о такой значимой стороне профессиональной подготовки сотрудников, как обучение навыкам саморегуляции и важной роли супервизии состояния сотрудника как необходимом звене в организации их деятельности [4].

На третьем этапе исследования на основе теоретического обобщения и эмпирических данных была составлена информационная профессиограмма сотрудника СБТ.

Профессиональное общение сотрудников носит целенаправленный характер и строится в соответствии с определенными принципами, среди которых могут быть выделены принципы поддержки, принятия, помощи в проявлении и вербализации чувств клиента, совместного поиска трудоустройства. В [5] системе общения со студентами -клиентами студенческой биржи труда особое значение приобретают принципы «консультирования на равных» и «психологическая помощь в подготовке к самостоятельному поиску работы».

Специфика организации общения в системе «сотрудник - клиент» проявляется как сочетание перцептивных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, протекающих на основе развитой саморегуляции. Сотрудник СБТ мобилизует все имеющиеся средства для достижения контакта (владение состоянием, телом и мимико-выразительными средствами, настроенными на контакт).

Заключение. Профессиональное общение сотрудника имеет продуктивные и репродуктивные аспекты с преобладанием продуктивных, когда ситуация общения требует подключения творческого потенциала личности. В практике студенческих бирж труда существуют также наработанные модели, алгоритмы консультирования, среди которых наиболее распространенными являются профессиональное информирование обратившихся студентов; профессиональное консультирование выпускников вуза; профессиональный психологический подбор и отбор; психологическая диагностика как один из методов профессионального психологического подбора и отбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучимов М. К. Системный подход к трудоустройству выпускников вузов. Образование и инновационные исследования, Международный научно-методический журнал. |Лист:153-156| (№10/2023 oktyabr), http://interscience.uz/

2. Kuchimov M.K. Model Of Management Of Employment Of University Graduates.//Bulletin of TUIT: Management and Communication Technologies 18.10.2023., Tashkent .№-3(46) -P.33-39

3. Maruf Kuchimovich Kuchimov Development of a visual programming algorithm for bim-models using module of structures by dynamo module// "International Scientific Journal" ISJ Theoretical & Applied Science Philadelphia, USA issue 03, volume 83 published March 30, 2020 Journal available by link: http://t-science.org/arxivDOI/2020/03-83.html

4. Fazilov A. Sh. Kuchimov M. K. "System analysis and optimization of information processing in information systems"// International scientific and practical conference | Pages: 127-130| |UTTING EDGE-SCIENCE// USA ISBN 978-1-64945-245-0 DOI:

http://doi.org/10.37057/U_6 Primedia E-launch LLC, 5518 Flint St, Shawnee, 66203, USA PRIMEDIA E-LAUNCH Science editor: G. Kolne

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кучимов М.К. Совершенствование механизма управления трудоустройством выпускников ВУЗа. КарДУ ХАБАРЛАРИ Илмий-назарий, услубий журнал 5/1(60) 2023 Сентябрь -октябрь. Лист-152-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.