Научная статья на тему 'АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустраиваемость / молодежный рынок труда / технологии трудоустройства / адаптация на рынке труда / транспрофессиональность / конкурентоспособность / employability / youth labor market / employment technologies / adaptation in the labor market / transprofessionalism / competitiveness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучимов М.К.

Необходимость формирования алгоритмов трудоустройства выпускника вуза-один из современных трендов рынка труда. В качестве критерия оценки эффективности распределения выпускников выбирается их профессиональная компетенция. Трудоустройство выпускников на основе оценки мпетенций означает оценка приобретеных ими знаний, умений, навыков в разных сферах трудоустройства и освоение новых методов адаптации на рынке труда. Подготовка выпускников к реалиям современного рынка труда — задача и забота вуза, так как индикатор «уровень трудоустройства выпускников вузов» является одним из главных критериев эффективности обучения и показателем его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMS FOR MANAGING THE EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES BASED ON DETERMINING PROFESSIONAL COMPETENCIES

The need to form employment algorithms for university graduates is one of the modern trends in the labor market. Their professional competence is selected as a criterion for assessing the effectiveness of the distribution of graduates. Employment of graduates based on competency assessment means assessing the knowledge, skills and abilities they have acquired in various areas of employment and mastering new methods of adaptation in the labor market. Preparing graduates for the realities of the modern labor market is the task and concern of the university, since the indicator “level of employment of university graduates” is one of the main criteria for the effectiveness of training and an indicator of its competitiveness

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Кучимов М.К.

ТАСУ, ст. преп., zafar210980@mail.ru тел:97-410-04-06

Аннотация: Необходимость формирования алгоритмов трудоустройства выпускника вуза-один из современных трендов рынка труда. В качестве критерия оценки эффективности распределения выпускников выбирается их профессиональная компетенция. Трудоустройство выпускников на основе оценки мпетенций означает оценка приобретены^ ими знаний, умений, навыков в разных сферах трудоустройства и освоение новых методов адаптации на рынке труда. Подготовка выпускников к реалиям современного рынка труда — задача и забота вуза, так как индикатор «уровень трудоустройства выпускников вузов» является одним из главных критериев эффективности обучения и показателем его конкурентоспособности.

Annotation: The need to form employment algorithms for university graduates is one of the modern trends in the labor market. Their professional competence is selected as a criterion for assessing the effectiveness of the distribution of graduates. Employment of graduates based on competency assessment means assessing the knowledge, skills and abilities they have acquired in various areas of employment and mastering new methods of adaptation in the labor market. Preparing graduates for the realities of the modern labor market is the task and concern of the university, since the indicator "level of employment of university graduates" is one of the main criteria for the effectiveness of training and an indicator of its competitiveness

Key words: employability, youth labor market, employment technologies, adaptation in the labor market, transprofessionalism, competitiveness.

Ключевые слова: трудоустраиваемость, молодежный рынок труда, технологии трудоустройства, адаптация на рынке труда, транспрофессиональность, конкурентоспособность.

Введение

Востребованность выпускников вузов на современном рынке труда выступает одной из главных движущих сил реформирования отечественной системы образования и все чаще связывается с конкурентоспособностью на рынке труда и выпускника, и самого вуза. Наряду с улучшением академического качества обучения, которому принадлежит особое место в структуре профессионального образования, и расширением академической мобильности именно данная проблема все чаще упоминается представителями государства, вузовской общественности и бизнес-сообщества. Сегодня, в ситуации постоянных динамических изменений в жизни общества, эта проблема еще более обострилась. По оценке специалистов, идет формирование воспроизводственной системы нового технологического уклада, становление и рост которой будет определять глобальное экономическое развитие в ближайшие два-три десятилетия [1].

В системе профессионального образования подготовка выпускников вузов к современному рынку труда является очень важной. Общество в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образовательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту потребность и при этом не ориентироваться на сиюминутный спрос, а осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда [2].

В современных условиях трудоустраиваемость выпускников вузов выступает и как приобретение компетенций в разных сферах трудоустройства, освоение новых методов

адаптации на рынке труда, различных способов выстраивания своей карьеры, и как социальная технология, проявляющаяся и осваиваемая на личностном уровне каждым студентом, повышающая его конкурентоспособность во внешней среде.

В данном случае технологизация отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм — модель поведения — в условиях изменяющейся социальной реальности, который повысит эффективность его взаимодействия. А выпускник вуза, используя действующие алгоритмы — эффективные модели поведения на рынке труда — будет проявлять себя в статусе субъекта рынка труда, акцентируя свою деятельность на продуктивную мотивацию, ориентируясь на выработку профессиональной пригодности и овладение надпрофессиональными компетенциями.

Ключевой задачей для всех участников рынка становится обеспечение качества кадрового ресурса. Поэтому возрастает значение специальной подготовки и определенных знаний в области психологии, демографии у специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере. Выпускник, который выходит на рынок труда и попадает в руки кадровиков, сегодня находится в сложном положении: он вынужден вновь сдавать экзамены для поступления на службу, проходить тестирование и анкетирование, проявлять коммуникативные и общесоциальные компетенции.

Рынок труда демонстрирует высокий уровень технологизации деятельности профессиональных агентов — участников рынка труда, и этот процесс является требованием времени. Объем проблем, с которыми сталкиваются участники рынка труда, требует алгоритмизации деятельности, ее формализации.

Серьезной проблемой для современных выпускников становится сам процесс трудоустройства, который в современных условиях требует маркетингового подхода и очень часто связан с определением «продажной стоимости продукта», в качестве которого выступает выпускник вуза. Такие модели поведения сегодня готово демонстрировать лишь небольшое количество выпускников вузов. Во многом такое положение объясняется тем, что в процессе трудоустройства кандидату важно представлять, что именно ожидает его на каждом этапе, чтобы демонстрировать эффективные образцы поведения.

Вузы сегодня вынуждены также становиться активными участниками процесса трудоустройства своих выпускников, а следовательно, ориентироваться на потребности рынка труда. Ведь востребованность выпускника на рынке труда выступает индикатором эффективной деятельности современного вуза. На первый взгляд вузы имеют возможности самостоятельно трудоустраивать подготовленные ими кадры.

Стандартный набор есть практически у всех вузов: сотрудничество с работодателями, практика студентов на предприятиях, долгосрочные договоры, участие в ярмарках вакансий, центры содействия трудоустройству. Кроме вузовских центров на площадках наиболее крупных учебных заведений работают межвузовские региональные, они консолидируют заявки работодателей и обрабатывают информацию о выпускниках большинства образовательных учреждений.

Результаты

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были определены следующие частные задачи:

1. Изучить состояние проблемы обучения математическому моделированию и программированию.

2. Провести анализ возможностей математического моделирования информационных систем как средства усиления оптимизации обработки информации в таких системах.

3. Разработать методику обучения математическому моделированию процессов в информационных системах, как средства усиления эффективности обработки информации

с использованием современных средств вычислительной техники.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности использования разработанных методических моделей для проведения занятий математическое моделирование и программирование.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования,

- изучение педагогического опыта преподавателей, анализ личного опыта работы в группах различного профиля в качестве учителя программирования,

- педагогический эксперимент;

-проведение открытых уроков и методических семинаров для преподавателей

ВУЗов.

Обсуждение

Постановка задачи оптимизации.

Сформулируем задачу оптимизации. Введем следующие обозначения:

1=1, k - интенсивность заявок поступающих на обработку от ьго абонента, характеризует возникновение связи между абонентом <с1» и сервером;

1=1, k - интенсивность обработки заявок в От - величина, обратная интервалу времени от момента возникновения запроса на передачу в моноканал до момента активизации канальной станции для выхода информации в моноканал или с момента активизации канальной станции для приёма информации из моноканала до момента её выдачи абоненту. Этот параметр является единым для обработки в блоке абонента «I» для потоков 1=1,к;

- интенсивность обработки заявок в моноканале, поступающих от всех абонентов - обратная величина среднего времени передачи информации по моноканалу;

1/^м2 - интервал увеличения времени обработки заявки в моноканале за счет возникновения конфликтов (среднее время отсрочки). Тр - время передачи информационного пакета в среде передачи; Тз - время задержки передачи пакета в среде;

т т - максимальное время распространения сигнала в среде передачи;

Целевая функция: из принятого ранее критерия эффективности функционирования ИС с различными методами доступа необходимо максимизировать пропускную способность

при следующих ограничениях

С=Б(Х) -> тах (1)

/ № < 1 (2)

Тз / т т <1 (3)

Т т /Тр <1 (4)

> 0 (5)

№ > 0 (6)

Тз > 0 (7)

Т т > 0 (8)

Тр > 0 (9)

Выражения для целевой функции для различных методов доступа определены, остальные характеристики определяются на основе разработанных математических

моделей.

Заключение

Таким образом, современный рынок труда формулирует совершенно новые вызовы: вузам необходимо формировать алгоритмы управления занятостью выпускников, которые должны обладать адаптивностью, т. е. способностью заблаговременно и оперативно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на ее функционирование, путем принятия адекватных управленческих решений, вплоть до внесения корректив в стратегию регулирования трудоустройства молодежи [4]. Ответом на данные вызовы должно стать формирование у выпускников необходимых компетенций трудоустраиваемости, что позволит молодому специалисту выйти на рынок труда в качестве активного его субъекта и успешно адаптироваться в условиях динамичных изменений. Для вузов данный подход позволяет реализовать дифференцированность и вариабельность практических задач, обозначить алгоритмы достижения каждым выпускником вуза определенных качеств и характеристик, которые расширяли бы их личные перспективы на рынке труда с точки зрения их трудоустройства и успешности в выбранной профессии. В этом случае целенаправленные алгоритмизированные действия участников процесса могут восприниматься как инструмент социального управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fazilov, A. S., & Kuchimov, M. K. (2020). Development of a visual programming algorithm for bim-models using module of structures by dynamo module. //ISJ Theoretical & Applied Science, |Volume:83||Issue:03|./TAS-03-83-8 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS Scopus ASCC: 2201.-P.30-33.

2. Maruf Kuchimovich Kuchimov Development of a visual programming algorithm for bim-models using module of structures by dynamo module// "International Scientific Journal" ISJ Theoretical & Applied Science Philadelphia, USA issue 03, volume 83 published March 30, 2020 Journal available by link: http://t-science.org/arxivDOI/2020/03-83.html

3. Fazilov A. Sh. Kuchimov M. K. "System analysis and optimization of information processing in information systems"// International scientific and practical conference | Pages: 127-130| |UTTING EDGE-SCIENCE// USA ISBN 978-1-64945-245-0 DOI: http://doi.org/10.37057/U_6 Primedia E-launch LLC, 5518 Flint St, Shawnee, 66203, USA PRIMEDIA E-LAUNCH Science editor: G. Kolne

4. Кучимов М.К. Разработка алгоритма и программного комплекса моделей управления эффективным трудоустройством выпускников вуза. Ик;тисодиёт тармоклари инновацион ривожланишида ахборот-коммуникация технологиларининг ахамияти Республика илмий-техник анжуманнинг маърузалар туплами 1-кисм, 2021 Тошкент. -Б. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.