Научная статья на тему 'Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на рынке туристских услуг'

Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / стратегия компании / SWOT-анализ / сфера туризма и гостеприимства / Tourism / Company Strategy / SWOT analysis / Tourism and Hospitality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имамутдинов Марат Марселевич, Хакимова Резида Рамиловна, Абдрафикова Элина Асфаровна

В статье рассматривается анализ конкурентных позиций организации как сложный многоступенчатый процесс; основные решения о корректировке или смене стратегии компании; ряд ме-тодик, которые формируют различные подходы к конкурентоспособности организации в сфере туризма и гостеприимства; критерии оценки конкурентоспособности предприятия; примерные направления ис-следования деятельности фирм-конкурентов; мероприятий для составления программы повышения кон-курентоспособности компании на рынке. По мнению многих авторов на сегодняшний день, отсутствует конкурентная методика управления конкурентоспособностью предприятия. При этом внешняя среда способствует появлению новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью, но, тем не менее, каждая методика имеет определенные ограничения и поэтому организации необходимо подстраи-вать ту или иную методику конкретно к своим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A COMPANY IN THE MARKET OF TOURIST SERVICES

The article considers the analysis of the organization’s competitive position as a complex multi-stage process; main decisions on adjusting or changing the company's strategy; a number of techniques that form various approaches to the competitiveness of the organization in the field of tourism and hospitality; criteria for assessing the competitiveness of an enterprise; approximate areas of study of the activities of competing firms; events for drawing up a program to increase the company's competitiveness in the market. According to many au-thors today, there is no competitive methodology for managing the competitiveness of an enterprise. At the same time, the external environment contributes to the emergence of new methods and approaches to competitiveness management, but, nevertheless, each methodology has certain limitations and therefore organizations need to tai-lor a particular methodology specifically to their conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на рынке туристских услуг»

УДК 327

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

1 Имамутдинов М.М., 2Хакимова Р.Р., 3Абдрафикова Э.А.

ami .kpfu@gmail.com

1 Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Россия 23 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: В статье рассматривается анализ конкурентных позиций организации как сложный многоступенчатый процесс; основные решения о корректировке или смене стратегии компании; ряд методик, которые формируют различные подходы к конкурентоспособности организации в сфере туризма и гостеприимства; критерии оценки конкурентоспособности предприятия; примерные направления исследования деятельности фирм-конкурентов; мероприятий для составления программы повышения конкурентоспособности компании на рынке. По мнению многих авторов на сегодняшний день, отсутствует конкурентная методика управления конкурентоспособностью предприятия. При этом внешняя среда способствует появлению новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью, но, тем не менее, каждая методика имеет определенные ограничения и поэтому организации необходимо подстраивать ту или иную методику конкретно к своим условиям.

Ключевые слова: туризм, стратегия компании, SWOT-анализ, сфера туризма и гостеприимства.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

Введение. Конкуренция является важнейшей чертой рыночной экономики и одним из показателей эффективной деятельности предприятия. Именно конкуренция способствует применению творческого потенциала личности, формирует условия для самореализации в экономике посредствам создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

На сегодняшний день конкурентоспособность - один из самых главных показателей функционирования предприятия, это подтверждается тем, что в большинстве стран мира приняты законы о конкуренции, а также созданы органы, регулирующие вопросы конкуренции.

Основой конкурентоспособной экономики страны, является конкурентоспособность всех ее составляющих. Следовательно, главной задачей всех фирм - победа в конкурентной борьбе. Победа должна достигаться не случайным путем, а как закономерный итог грамотных и постоянных действий фирмы и зависит от того на сколько фирма и ее продукция лучше по сравнению с аналогами.

С точки зрения развития общества конкуренция - борьба старого и нового: новые технологии, новые товары, новые потребности людей. Новые типы организации. На данном этапе развития конкуренция является движущей силой, способствующая постоянному развитию предприятий и повышению своей конкурентоспособности. Она определяет уровень развития, степень удовлетворения потребностей, эффективность производства предприятия по сравнению с подобными объектами на данном рынке.

На данном этапе значительным условием реализации конкуренции, как многостороннего процесса осуществления конкурентных отношений является управление конкурентоспособностью предприятия.

Управление конкурентоспособностью предприятия - деятельность, направленная на формирование управленческих решений, направленные на противостояние различным внешним воздействиям, в соответствии с целями организации. В современной теории управления принято выделять 4 уровня конкурентоспособности, к которым необходимо применять определенные методы управления.

Первый уровень конкурентоспособности предполагает нейтральное управление. При данном уровне менеджеры выпускают продукцию, не заботясь о конкурентах. Данный подход может принести компании успех, если на рынке существует свободное место от конкурентов. Многие российские компании не зависимо от их масштабов, функцио-

Казанский вестник молодых ученых

нируют на данном уровне конкурентоспособности. Этим компаниям присуши следующие черты: небольшое значение уделяется мотивации и квалификации работников; следование примитивной ценовой конкуренции; непонимание управления в целом; совершенствование методов, форм, систем управления считается не столь важным.

Причиной преобладания организаций первого уровня на российском рынке является его ненасыщенность и слабая внутренняя конкуренция. Потребителю не остается выбора, как приобретать импортную продукцию.

Организации второго уровня стремятся соответствовать по всем параметрам своим конкурентам, как в отрасли, так и в регионе. Они полностью копируют технические приемы, методы организации, приобретают сырье и материалы у тех же поставщиков, стремясь воспроизвести всю деятельность конкурентов-лидеров.

Компания третьего уровня присущи следующие черты: на российском рынке, действуют единицы таких компаний; предприятие полностью ориентировано на потребителя и удовлетворение его нужд; инновации и любые другие изменения при производстве продукции могут быть одобрены в том случае, когда появиться уверенность в их одобрении конечными потребителями.

При данном уровне успех в конкурентной борьбе зависит не столько о производства, сколько от управления, его качества и эффективности.

Организации четвертого уровня являются лидерами и опережают конкурентов на многие годы. Они могут составить конкуренцию любому предприятию по всему миру, в различных аспектах.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребованный товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

Методы. Теоретической основой данного исследования послужили труды классиков экономической теории и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и конкурентоспособности, а также формирования конкурентных преимуществ в условиях рыночного хозяйствования.

Результаты и обсуждение. При проведении SWOT-анализа необходимо выявить слабые и сильные стороны (strengths и weaknesses), которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе организации в сфере гостеприимства и туризма; а также угрозы и возможности (opportunities и threats), которые благоприятствуют или препятствуют эффективному функционированию и развитию [1, с. 16].

На основании полученных данных составляется таблица SWOT.

После составления таблицы SWOT необходимо ответить на следующие вопросы: имеет ли фирма какие-либо сильные стороны или достоинства, на которых должна основываться стратегия; какие слабости призвана нейтрализовать разрабатываемая стратегия; какие возможности фирма может эффективно использовать, соотносясь с имеющимися ресурсами и опытом; какие возможности являются наилучшими с точки зрения руководства; какие угрозы внешней среды должно предвидеть руководство.

Таблица

Общая форма таблицы SWOT-анализа_

- Сильные стороны Слабые стороны

Возможности Каким образом можно использовать сильную сторону для развития бизнеса благодаря использованию возможности? Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны? Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие организации в сфере туризма и гостеприимства

Угрозы Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия в сфере туризма и гостеприимства? -

Политические науки

Эксперт должен определить все возможные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке программы повышения конкурентоспособности туристской организации. Вырабатывая программу, следует помнить, что возможности могут переходить в угрозы и наоборот [2, с. 74].

Неиспользованная своевременно возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. К критериям оценки конкурентоспособности предприятия в сфере туризма и гостеприимства относятся: на оперативном уровне - показатель конкурентоспособности услуг. Методами оценки являются: эвристический (экспертный), комплексный (интегральный); на тактическом уровне - комплексный показатель состояния предприятия. К методам оценки относятся: методики комплексных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия; на стратегическом уровне -рост стоимости предприятия. Подходами к оценке являются: сравнительный, затратный, доходный, опционный.

Не менее популярной и эффективной методикой оценки конкурентоспособности организации в сфере туризма и гостеприимства является проведение сравнительного анализа ведущих конкурентов [3, с. 71]. Для проведения анализа необходимо найти информацию о конкурентах, продемонстрировать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определив сферу влияния каждого из них на рынок. В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке. Кроме того, возможно использование материалов совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций [4, с. 15].

Сравнительный анализ конкурентов проводится с целью: выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов; определения по совокупной оценке местоположения изучаемого предприятия на рынке относительно рассматриваемых конкурентов; выбора и разработки стратегии по отношению к конкретным конкурентам.

Наиболее часто встречающейся в литературе методикой является оценка основных конкурентов по некоторому числу факторов с помощью балльной системы. Данная оценка производится экспертным путем, например, ранжирование всех параметров для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов, в которой пять баллов означает «отлично», а один балл - «неудовлетворительно» [5, с. 13].

Таким образом, можно сделать вывод, что если по какому-либо параметру проставлена оценка «1», то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки «5» - предприятие туриндустрии является лидером по данному параметру. Для наибольшей информативности оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий [6, с. 17].

Оценивая результативность деятельности предприятий-конкурентов на рынке туристских и гостиничных услуг и завоевания ими сильных позиций можно выделить следующие факторы, требующие изучения (указаны примерные направления исследования деятельности фирм-конкурентов): имидж фирмы; концепция услуг, на которой базируется деятельность фирмы; качество услуг, уровень их соответствия мировому уровню; мощность производственной базы, которая характеризует возможности перестраиваться на реализацию новых туристских услуг и наращивать объемы выпуска уже освоенных (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек); предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей; уровень рекламной деятельности; политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане отношениями с государственными и местными властями [7, с. 25].

В процессе анализа общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия в сфере сервиса и туризма по отношению к основным конку-

Казанский вестник молодых ученых

рентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров необходимо повышать конкурентоспособность [8, с. 21].

Одним из эффективных способов оценки возможностей фирмы является графический способ - построение многоугольника конкурентоспособности. По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб измерений (часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, можно провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

Выводы. Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов в сфере сервиса и туризма используются для определения конкурентных преимуществ исследуемой компании и ее перспектив в конкурентной борьбе. На основании полученных результатов руководство предприятия может сделать выбор мероприятий для составления программы повышения конкурентоспособности компании на рынке.

Заключение. Для предпринимательской деятельности в индустрии туризма характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Главными задачами анализа конкурентоспособности является: оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции (услуг); изучение факторов, воздействующих на ее уровень; разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.

Конкурентоспособность товаров и услуг - понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения аналогичной продукции или одинаковых услуг применительно к территории (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же услуга может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Конкурентное преимущество - это преимущество товара и услуги в чем-либо, отличающее его от конкурентных товаров/услуг и обеспечивающее ему превосходство на рынке.

Литература

1. Черченко Н.В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н.В. Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. 2012. № 3. С. 72-75.

2. Говорова Н.А. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н.А. Говорова // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 69-105.

3. Еременко В.И. Недобросовестная конкуренция и исключительные права на результаты интеллектуальной собственности. // Законодательство и экономика 2010. № 7. С. 81-124.

4. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. Москва: Эксмо-Пресс, 2010. 460 с.

5. Комелькова Л.С. Рынок туристических услуг. // Практический маркетинг/ Л.С. Комелькова. Минск, БГУ, 2013. 341 с.

6. Грибов В.Д. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. М.: Финансы и статистика, 2012. 336 с.

7. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции / Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк. Мн.: Новое знание, 2011. 238 с.

8. Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения / А.Н. Соломатин, П.В. Петров. М.: Инфра-М, 2014. 220 с.

Политические науки

FEATURES OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A COMPANY IN THE MARKET OF TOURIST SERVICES

1 M. Imamutdinov, 2 R. Khakimova, 3 E. Abdrafikova

1 Kazan National Research Technical University A.N. Tupolev-KAI, Kazan, Russia 2' 3 Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract: The article considers the analysis of the organization's competitive position as a complex multistage process; main decisions on adjusting or changing the company's strategy; a number of techniques that form various approaches to the competitiveness of the organization in the field of tourism and hospitality; criteria for assessing the competitiveness of an enterprise; approximate areas of study of the activities of competing firms; events for drawing up a program to increase the company's competitiveness in the market. According to many authors today, there is no competitive methodology for managing the competitiveness of an enterprise. At the same time, the external environment contributes to the emergence of new methods and approaches to competitiveness management, but, nevertheless, each methodology has certain limitations and therefore organizations need to tailor a particular methodology specifically to their conditions.

Keywords: Tourism, Company Strategy, SWOT analysis, Tourism and Hospitality

Acknowledgements: This work was carried out in accordance with the Program of the Government of the Russian Federation for the competitive growth of Kazan Federal University.

Сведения об авторах

Имамутдинов Марат Марселевич, студент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, г. Казань, Россия. ami.kpfu@gmail.com

Хакимова Резида Рамиловна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Абдрафикова Элина Асфаровна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Marat Imamutdinov, student, Kazan National Research Technical University A.N. Tupolev-KAI. Kazan, Russia. ami.kpfu@gmail.com

Rezida Khakimova, student, Kazan Federal University. Kazan, Russia.

Elina Abdrafikova, student, Kazan Federal University. Kazan, Russia.

Дата поступления 27.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.