Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка экологической безопасности / урбанизированная рекреационная территория / объекты транспортного строительства / биосферная совместимость / факторы / environmental safety assessment / urbanized recreational territory / transport construction objects / biosphere compatibility / factors

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н М. Ветрова, Н В. Бакаева, Т В. Вереха

В современных условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения экологической безопасности на урбанизированных территориях рекреационной специализации. Одной из главных задач становится разработка комплекса защитных мер, направленных на предотвращение деградации природных систем и комплексов в результате негативного техногенного воздействия объектов дорожно-транспортного комплекса и растущей автомобилизации. Данное исследование направлено на уточнение методического подхода к оценке экологического состояния урбанизированных рекреационных территорий в зоне влияния транспортных систем. Авторами определены основные проблемы развития транспортной инфраструктуры на примере Республики Крым. Систематизированы факторы экологической безопасности урбанизированных рекреационных территорий с учетом техногенного влияния объектов транспортного строительства. Разработана и обоснована структурно-логическая схема формирования экологического состояния урбанизированной рекреационной территории при влиянии транспортных систем. Проанализированы особенности формирования объектов транспортного строительства в зависимости от вида рекреационных услуг территории. Осуществлена оценка значимости параметров транспортной системы для различных рекреационных услуг с учетом экологической безопасности объектов транспортного строительства. Предложен авторский подход к оценке экологического состояния урбанизированной рекреационной территории в зоне влияния объектов транспортного строительства посредством применения интегрального показателя, обобщающего характеристики экологической комфортности территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ASSESSING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF URBANIZED RECREATIONAL TERRITORIES IN THE TRANSPORT CONSTRUCTION OBJECTS DESIGN

In modern conditions, the issues of ensuring environmental safety in the urbanized territories of recreational specialization are of particular importance. One of the main tasks is the development of a complex of protective measures aimed at preventing the degradation of natural systems and complexes as a result of the negative technogenic impact of the objects of the road transport complex and growing motorization. This study is aimed at clarifying the methodological approach to assessing the environmental state of urbanized recreational territories in the zone of influence of transport systems. The authors defined the main problems of the development of transport infrastructure on the example of the Republic of Crimea. The environmental safety factors of urbanized recreational territories are systematized, taking into account the technogenic influence of transport construction objects. The structural and logical scheme of the formation of the environmental state of an urbanized recreational territory with the influence of transport systems has been developed and substantiated. The features of the formation of transport construction objects are analyzed, depending on the type of recreational services of the territory. The significance of the parameters of the transport system for various recreational services was evaluated, taking into account the environmental safety of transport construction objects. An author’s approach to assessing the environmental condition of the urbanized recreational territory in the zone of influence of transport construction objects through the use of an integral indicator, which generalizes the characteristics of the environmental comfort of the territory, has been proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

о

m i-

U

w

CO

О X

и

УДК 625.7/8.502.3/8 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-1-38-48

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРБАНИЗИРОВАННЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ

0

1 ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

о

Н. М. Ветрова, д-р техн. наук, профессор, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), ^ xaoc.vetrova.03@mail.ru, Москва, Россия, к Н. В. Бакаева, д-р техн. наук, профессор, Национальный исследовательский Московский о государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Научно-исследовательский

I-

и

институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), natbak@mail.ru, Москва, Россия,

и Т. В. Вереха, старший преподаватель, Крымский федеральный университет х им. В. И. Вернадского, tanyanik13@bk.ru, Симферополь, Россия

со

VO О

т

О В современных условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения экологической бе-

ф зопасности на урбанизированных территориях рекреационной специализации. Одной из главных задач становится разработка комплекса защитных мер, направленных на предотвращение деградации природных систем и комплексов в результате негативного техногенного воздействия g объектов дорожно-транспортного комплекса и растущей автомобилизации. Данное исследовали ние направлено на уточнение методического подхода к оценке экологического состояния урбанизированных рекреационных территорий в зоне влияния транспортных систем. Авторами определены основные проблемы развития транспортной инфраструктуры на примере Республики £ Крым. Систематизированы факторы экологической безопасности урбанизированных рекреаци-S онных территорий с учетом техногенного влияния объектов транспортного строительства. Раз-СП работана и обоснована структурно-логическая схема формирования экологического состояния урбанизированной рекреационной территории при влиянии транспортных систем. Проанализированы особенности формирования объектов транспортного строительства в зависимости от вида рекреационных услуг территории. Осуществлена оценка значимости параметров транспортной системы для различных рекреационных услуг с учетом экологической безопасности объектов транспортного строительства. Предложен авторский подход к оценке экологического состояния урбанизированной рекреационной территории в зоне влияния объектов транспортного строительства посредством применения интегрального показателя, обобщающего характеристики экологической комфортности территории.

In modern conditions, the issues of ensuring environmental safety in the urbanized territories of recreational specialization are of particular importance. One of the main tasks is the development of a complex of protective measures aimed at preventing the degradation of natural systems and complexes as a result of the negative technogenic impact of the objects of the road transport complex and growing motorization. This study is aimed at clarifying the methodological approach to assessing the environmental state of urbanized recreational territories in the zone of influence of transport systems. The authors defined the main problems of the development of transport infrastructure on the example of the Republic of Crimea. The environmental safety factors of urbanized recreational territories are systematized, taking into account the technogenic influence of transport construction objects. The structural and logical scheme of the formation of the environmental state of an urbanized recreational territory with the influence of transport systems has been developed and substantiated. The features of the formation of transport construction objects are analyzed, depending on the type of recreational services of the territory. The significance of the parameters of the transport system for various recreational services was evaluated, taking into account the environmental safety of transport construction objects. An author's approach to assessing the environmental condition of the urbanized recreational territory in the zone of influence of transport construction objects through the use of an integral indicator, which generalizes the characteristics of the environmental comfort of the territory, has been proposed.

Ключевые слова: оценка экологической безопасности, урбанизированная рекреационная территория, объекты транспортного строительства, биосферная совместимость, факторы.

Keywords: environmental safety assessment, urbanized recreational territory, transport construction ob-38 jects, biosphere compatibility, factors.

Введение

В условиях увеличения объемов производства и численности населения произошло осознание важности для человечества защиты природной среды от растущего антропогенного воздействия. При этом необходимы комплексные природо-защитные усилия, которые могут предотвратить деградацию природных систем и комплексов. Особое значение вопросы обеспечения экологической безопасности имеют на урбанизированных территориях рекреационной специализации, что определяется необходимостью экологически безопасных и благоприятствующих восстановлению здоровья человека характеристик среды для организации рекреационных процессов.

Одним из главных техногенных факторов формирования проблем экологической безопасности является дорожно-транспортный комплекс. Нарушение л анд-шафтной целостности, загрязнение придорожной территории, транспортный шум, вредные выбросы в окружающую среду и ряд других видов влияния являются агрессивным воздействием транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры (дороги, АЗС, СТО, объекты вдоль дорог по оказанию услуг населению, использующему транспорт).

Также одной из причин возникновения техногенного воздействия, влияющего на экологическое состояние урбанизированной территории, является растущая автомобилизация — на каждую тысячу россиян приходится 318 легковых машин, зарегистрированных в нашей стране на 1 января 2022 года [1]. В Крыму уровень автомобилизации составляет около 200 автомобилей на 1000 человек населения [2]. Влияние автотранспорта на окружающую среду выражается в основном в выбросах в атмосферу токсикантов с отработанными газами двигателей внутреннего сгорания [3].

Для принятия защитных мер необходимо оценивать концентрацию загрязнений, их распространение от автомобильной дороги и объектов транспортной инфраструктуры и в комплексе выявлять влияние автотранспортного комплекса на уровень экологической безопасности территории. Кроме того, при поиске эффективных решений по применению биопозитивных

систем должны рассматриваться технологии по переработке создаваемых в транспортном комплексе отходов и компенсации техногенных воздействий в зоне действия объектов транспортного строительства.

Анализ научных разработок [4—11] по указанным аспектам позволяет сформулировать междисциплинарные задачи решения экологических проблем экономики и социума на урбанизированных рекреационных территориях. Известные наработки [12—14] содержат:

— анализ проблем обеспечения экологической безопасности территорий при проектировании и эксплуатации объектов транспортного строительства;

— систематизацию факторов формирования экологически безопасного состояния рекреационных урбанизированных территорий с учетом антропогенного и техногенного влияния объектов транспортного строительства;

— количественные критерии оценки экологической безопасности с учетом особенностей воздействия объектов транспортного строительства на урбанизированной рекреационной территории;

— алгоритм обеспечения экологической безопасности урбанизированной рекреационной территории при проектировании объектов транспортного строительства с учетом антропогенных воздействий на окружающую среду;

— обоснование рекомендаций по разработке проектных решений объектов транспортного строительства, учитывающих возможные негативные антропогенные воздействия от этих объектов в период строительства и эксплуатации.

Целью данного исследования является уточнение методического подхода к оценке экологического состояния урбанизированных рекреационных территорий в зоне влияния транспортных систем.

Материалы и методы

Исследование методов обеспечения экологической безопасности в части применения инженерных разработок, включая совершенствование технических и технологических подходов при проектировании дорожных систем выполняли ученые различных научных школ: Сарбаев В. И., Ларин О. Н., Трофименко Ю. В., Бака-

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

39

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

40

ева Н. В., Матюшин Д. В., Луканин В. Н., Донченко В. В., Иванова Ю. П., Азаров В. Н. и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании теоретико-прикладных подходов по указанной проблематике основываемся на разработанной учеными Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) концепции биосферной совместимости в части необходимости сохранения баланса биотехносферы при имеющемся потенциале биосферы [12]. Учитывая разработанную систему принципов возможно оценить и спрогнозировать уровень урбанизации, численность рекреантов, комфортность пространства по уровню шума и плотности застройки по отношению к возможностям территории поддерживать нужные параметры по самоочищению воздуха, восстановлению водных, фито-, бальнеоресурсов, а также по параметрам естественных ландшафтов и природным комплексов.

Уникальность географического расположения Республики Крым заключается большой протяженностью береговой линии вдоль Черного моря, вследствие чего:

— республика обладает огромным туристическим потенциалом, учитывая количество курортных городов вдоль Черного и Азовского морей и уникальных природных характеристик;

— республика обладает четырьмя торговыми портами и уникальной исторически сложившейся системой морского общественного транспорта. Торговые пути морского сообщения соединяют Россию с крупнейшими торговыми морскими путями, проходящими по Средиземному морю, благодаря транзиту через Турцию и странами Европейского союза через Румынию, Венгрию.

Принимая во внимание особенности географического расположения Республики Крым, транспортная инфраструктура является необходимым элементом развития и экономического роста. В связи с этим реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры является важным фактором развития республики.

На данный момент для Республики Крым отмечаются проблемы транспортной связанности ее субъектов. Одной из главных проблем является отсутствие прямой связи и удаленность крупных железнодорожных узлов в Симферополе и

Джанкое от торговых портов, располагающихся в Керчи, Феодосии и Ялте.

Единственным сообщением, которое одинаково соединяет все города республики и занимает доминирующую позицию, является автомобильное сообщение, для которого существует проблема отсутствия систематического поддержания и модернизации автомобильной сети дорог (до вступления в силу государственных программ развития региона, начиная с 2014 года). В настоящее время всего лишь 34,36 % автомобильных дорог соответствует нормативам [2].

Еще одной значимой проблемой является отсутствие возможности раскрытия полного потенциала транспортной системы республики. В связи с односторонним прекращением автомобильной и железнодорожной связи республики с материковой частью через территорию Украины были нарушены исторически сложившиеся транспортные связи. На данный момент единственный доступный сухопутный путь с полуострова пролегает через Керченский мост, имеющий ограничен -ную пропускную способность и удаленное расположение от главных региональных центров (городов Симферополь и Севастополь).

На побережье Южного берега Крыма протяженностью территории около 160— 190 км сконцентрировано до 46 % рекреационных объектов и на Западном побережье протяженностью территории около 100 км — 37 % [18, с. 17].

Рассматривая систему факторов экологической безопасности урбанизированных рекреационных территорий с учетом техногенного влияния объектов транспортного строительства, отметим, что она всегда охватывает две группы — природные (рассмотрены очень подробно во многих работах [14—17]) и техногенные (рис. 1).

Нами выделены [14, с. 147] следующие техногенные факторы в зоне влияния транспортной системы при строительстве и эксплуатации ее объектов (см. рис. 1). Система застройки (2.1), связанная со схемами транспортных потоков, инфраструктурных объектов, оказывает воздействие в процессе создания и эксплуатации в форме нарушения естественных ландшафтов и загрязнений сред от транспорта и этих объектов. Хозяйственная специализация

ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ЗОНЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

1. Природные

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.

Географические Климатические Геологические Природные Особенности

особенности особенности особенности ресурсы биоценозов

2. Техногенные

2.1. Система застройки территории 2.2. Рекреационная специализация экономики 2.3. Уровень развития техники и технологии 2.4. Система потребления природных ресурсов

— схемы расселения — схема объектов — технические — потребление

территории; рекреационной параметры видов рекреационных

— площади для — специализации; транспорта; ресурсов;

хранения отходов; — заповедные зоны; — энергопотребление; — потребление местных

— дорожные — объекты культурно- — водопотребление; природных ресурсов

транспортные познавательные; — коммуникационные

комплексы — пляжи системы

_ВИДЫ АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ ВЛИЯНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

— изменение естественного ландшафта (оползни, просадки, провалы, дорожные системы);

— урбанизация территории (рост плотности застройки);

— загрязнение сред от транспортного комплекса (выбросы);

— снижение комфортности территории (шум, нарушение параметров воздуха, освещенность)

ПАРАМЕТРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УРБАНИЗИРОВАННОЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИ ВЛИЯНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

— экологическая комфортность ландшафта — Кл;

— экологическая комфортность застройки — К3;

— экологическая комфортность транспортных коммуникаций — К^;

— экологическая комфортность по качеству атмосферного воздуха — Кав;

— экологическая комфортность по акустическим параметрам (шум) — К^;

— экологическая комфортность по биопозитивности и эстетике территории — К6эс

О) ^

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования экологического состояния урбанизированной рекреационной территории с учетом транспортных систем

в форме «рекреационная специализация» (2.2) формирует систему транспортных коридоров при наличии специальных объектов размещения рекреантов с особыми требованиями по экологическим комфортным параметрам и одновременно определяет необходимость поддержки сохранения заповедных территорий, лесопарковых зон, приморских пляжных зон с учетом действующих и новых дорог.

Развитие видов транспорта (2.3) и его техническое сопровождение (объемы энергоресурсов различных видов, схемы поставки их) оказывают непосредственное влияние на экологию (в виде выбросов, отходов, инфраструктурных объектов) и должны быть учтены с позиции минимизации воздействия. Также следует учитывать сложившиеся в рамках специа-

лизации системы потребления природных ресурсов (2.4), которые требуют логистических и коммуникационных транспортных систем и могут создавать экологические угрозы из-за близости от зон рекреации.

Так, на Крымском полуострове функционируют добывающие и перерабатывающие природные ресурсы предприятия с высоким уровнем опасных выбросов и отходов, например, химический анклав Красноперекопск — Армянск (рис. 3). Для них создана система транспортных коридоров железнодорожного и автомобильного транспорта для перевозки готовой продукции.

Учитывая воздействие перечисленных техногенных факторов, представляется возможным систематизировать измене-

41

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

о

и

Ш

IX

о

СР

I-

и

Рис. 2. Система транспортных коммуникаций Республики Крым: а) схема железнодорожных путей сообщения; б) сеть автодорог

и О х и о с

о

со Ф Ю ч;

О ^

и Ф т X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

ТА Г

Рис. 3. Зоны добычи природных ресурсов Крыма

42

ния экологического состояния территории, обусловленные воздействием объектов транспортного строительства:

— изменение естественного ландшафта в формах провалов, просадок, оползней, суффозионных процессов, которые формируются застройкой в результате изменения природного гидрологического и геологического балансов;

— рост плотности застройки, снижение природных свойств техноландшафтов, накопление отходов жизнедеятельности;

— ингредиентное загрязнение атмосферного воздуха, водной среды и почвы, акустическое загрязнение;

— снижение параметров рекреации среды жизнедеятельности [14].

Результаты и обсуждение

Структура объектов транспортного строительства в урбанизированном рекреационном регионе может быть различной (табл. 1) в связи с особенностями оказания рекреационных услуг:

— культурно-познавательный туризм (экскурсионные услуги): предполагает использование различных видов транспорта и развитой транспортной инфраструктуры — автобусы, микроавтобусы, легковые автомобили, каршеринг; характеризуется не только сезонностью, но и специфическим видом транспорта — канатные дороги, подъемники, фуникулеры и др.;

— лечебно-оздоровительная рекреация (санаторное лечение, включая прием ми-

неральных вод и лечебных грязей, оздоровление и т. п.): транспорт необходим для доставки рекреантов к месту рекреации — авиатранспорт, железнодорожный транспорт, междугородние автобусы и внутрирегиональные автобусные и автомобильные перевозки от транспортных центров (вокзалы, аэропорты) к месту размещения;

— восстановление потенциала и отдых (взрослые и дети): транспорт необходим для доставки в регион — авиационный, железнодорожный, морской и перемещение внутри региона — автомобильный, общественный транспорт;

— комплексная рекреация (санаторно-курортное лечение, отдых и восстановление потенциала, культурно-познавательные экскурсии) — предполагает все виды транспортного сопровождения.

Объекты транспортного строительства оцениваются по совокупности параметров: протяженность дорог, инфраструктура, плотность движения, класс дорог, схема дорог и ряд других. При этом к параметрам таких систем следует относить также характеристики, которые обеспечи-

вают экологичность транспортных комплексов, — нарушенность ландшафта дорожными объектами, загрязнения среды транспортом (воздух, водные объекты, шум), уровень насаждений в зоне транспортных объектов (табл. 2).

Значимость параметров транспортной системы с учетом экологического состояния выявлена по результатам опроса рек-реантов и экспертов — работников рекреационных предприятий, проведенного в 2019 году в Республике Крым. Для оценки экологического состояния принята пяти-бальная шкала: «1» — минимальная степень значимости и «5» — максимальная значимость параметров объектов транс -портного строительства.

Рассматривая структурно-логическую схему формирования экологического состояния урбанизированной территории рекреационной специализации в зоне влияния транспортных систем (см. рис. 1), учитываем, что это особая территория, которая должна обеспечивать наиболее комфортные условия человеческому организму по температуре воздуха, кислородному балансу, психологическим реакци-

Таблица 1

Особенности формирования объектов транспортного строительства в зависимости от вида рекреационных услуг территории

О) ^

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

Оказываемая рекреационная услуга Вид транспортных услуг Вид транспортных средств Объекты транспортного строительства

1. Туризм (спортивный, познавательный) — доставка к урбанизированной рекреационной территории; — экскурсии на транспорте; — перемещения на л ичном транспорте Авиатранспорт, ж.-д. транспорт, водный (морской, речной) транспорт, автобусы, автотранспорт (автомобили) Автодорога (магистраль, регионального значения, местного значения), АЗС, локальные СТО

я о ж о Я а 2. Лечебно-оздоровительная рекреация — доставка к урбанизированной рекреационной территории Авиатранспорт, ж.-д. транспорт, водный (морской, речной) транспорт Автодорога (местного значения), АЗС, локальные СТО

1 я о § й « а * а 3 3. Восстановление и отдых (взрослые, дети) — доставка к урбанизированной рекреационной территории; — экскурсии на транспорте; — перемещения на личном транспорте Авиатранспорт, ж.-д. транспорт, водный (морской, речной) транспорт, автобусы, автотранспорт (автомобили) Автодорога (регионального и местного значения), АЗС, локальные СТО

03 4. Комплексная рекреация — доставка к урбанизированной рекреационной территории; — экскурсии на транспорте; — перемещения на личном транспорте Авиатранспорт, ж.-д. транспорт, водный (морской, речной) транспорт, автобусы, электротранспорт (троллейбусы, канатные дороги), автотранспорт Автодорога (магистраль, регионального значения, местного значения), АЗС, локальные СТО

43

№1, 2023

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

ям, освещенности, акустической комфортности, эстетике городских ландшафтов.

В рамках представленной структурно -логической схемы формирования экологического состояния урбанизированной рекреационной территории в зоне влияния объектов транспортного строительства и видов антропогенного влияния таких объектов считаем целесообразным уровень экологической безопасности территории в зоне влияния транспортных объектов оценивать на основе интегрального показателя с учетом шести комплексных характеристик экологической комфортности:

— ландшафта (Кл);

— застройки (Кз);

— транспортных коммуникаций (Ктк);

— атмосферного воздуха (Кав);

— по акустическим параметрам (шум) Кш;

— биопозитивности и эстетики территории (Кбэс).

Данные комплексные характеристики определяются системой следующих показателей (табл. 3).

1. Уровень экологической комфортности ландшафта — Кл:

1.1. Степень нарушенности естественного ландшафта, балл;

1.2. Площадь оползней, м2;

1.3. Площадь просадок, м2;

1.4. Площадь подмывов, м2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Уровень экологической комфортности застройки — Кз:

2.1. Площадь территории на 1000 жите-

2

лей, м .

3. Уровень экологической комфортности транспортных коммуникаций — Ктк:

3.1. Площадь дорог на 1000 жителей,

м2;

3.2. Качество дорог (покрытие, мощность, пропускная способность — количество транспортных единиц в час).

4. Уровень экологической комфортности атмосферного воздуха — Кав:

4.1. Объем выбросов, м3;

4.2. Химический состав выбросов.

5. Уровень экологической комфортности по акустическим параметрам (шум) — Кш:

5.1. Уровень шума (Уш), Дб;

5.2. Цикл шума по времени воздействия (1ш), ч.

6. Уровень экологической комфортности по биопозитивности и эстетике — Кбэс:

6.1. Показатель озеленения, ед. насаждений /1 пог. м дороги;

6.2. Уровень эстетики (Эстет), балл.

После сбора совокупности показателей

и проведения расчетов темпов их изменений за текущий период по отношению к предыдущему характеристики экологической безопасности и комфортности территории оцениваются балльным методом по шкале:

1 балл — если отмечается снижение характеристики (темп изменения меньше 1) — «ухудшение экологического состояния»;

Таблица 2

Оценка значимости параметров транспортной системы для различных рекреационных услуг с учетом экологической безопасности объектов транспортного строительства, балл

Показатели значимости, балл

Протяженность дорог внутрирегиональных Инфра-структурные объекты Нарушен-ность ландшафта Загрязнение среды Наличие на-сажде-ний Сум-мар-ная оценка

воздуха воды акустическое

1 2 3 4 5 6 8 9

Автомобильный туризм 5 5 2 3 1 3 4 23

Санаторно-курортный 2 2 3 5 5 5 5 27

профиль

Отдых и восстановление 3 3 3 5 5 4 5 28

потенциала

Комплексная рекреаци- 5 5 5 5 5 5 5 35

онная услуга

44

Источник: разработка авторов по результатам опроса в 2019 году в Республике Крым.

Таблица 3

Оценка уровня экологической безопасности урбанизированной рекреационной территории в зоне объектов транспортного строительства по уровню экологической

безопасности

О)

о

О

№ п/п

Характеристика

Показатели характеристики

Формула

Тенденция

Экологическое состояние

Экологическая комфортность ландшафта — Кл

— степень нару-шенности ландшафта — кл1;

— площадь оползней — кл2;

— площадь просадок — кл3;

— площадь подмывов — кл4

кл1 = ^тех/^общ тер кл2 = ^оп/^общ тер кл3 = ^пр/^общ тер кл4 = ^под/^общ тер

к1/к0 > 1 к1/к0 = 1 к7к0 < 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

Экологическая комфортность застройки — Кз

— площадь застройки на 1000 жителей —

кз1;

— оптимальные схемы внутренних дорог — кз2

кз1 ^застр/Чнас,

где 8засТр — площадь застройки; Чнас — количество населения

кзУк01 > 1 кз1/ко1 = 1 к^/к^ < 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

Экологическая комфортность транспортных коммуникаций —

Ктк

— площадь дорог на 1000 жителей —

ктк1;

— качество дорог (покрытие);

— количество транспортных единиц в час —

ктк2

ктк1 ^дор/Чнас,

где 8дор — площадь дорог; Чнас — 1000 жителей

ктк2 = ^нов/Кнас, где

§нов — площадь дорог с новым покрытием

к1к 1/к0к 1 < 1

к1к 1/к0к 1 = 1

к1к 1/к0к 1 > 1

к1к 2 /к0к 2 < 1

к1к 2 /к0к 2 = 1

кж 2/к0к 2 > 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

Экологическая комфортность атмосферного воздуха — Кав

— объем выбросов — кав1;

— химический состав выбросов —

кав2

кав1 =

кав2 = ^Л0, где 1 — количество видов химических загрязнений в выбросах

к1/к0 < 1 к1/к0 = 1 к1/к0 > 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологическая комфортность по акустическим параметрам (шум) — Кш

— уровень шума —

кш1;

— цикл шума —

кш2

кш1 = Уш1/Уш0

кш2 /

к1/к0 > 1 к1/к0 = 1 к1/к0 < 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

Экологическая комфортность по биопозитивности и эстетики —

Кбэс

— уровень озеленения — кбИо1;

— уровень эстетики — кэс2

кбио1 ^оз/^тер

кэс2 = Эстет1/Эстет0

к1/к0 > 1 к1/к0 = 1 к1/к0 < 1

1 балл — ухудшение ЭС

2 балла — стабильное ЭС

3 балла — улучшение ЭС

45

1

2

3

4

5

6

D m i-

U

w

CO

О X

О ^

и a О CP

О

a

ca

U

CD iX О CP

I-

u

и о

X

и a с

О

со ф

VO ч;

О ^

U

ш

т

о (Г)

Таблица 4

Классификация состояния урбанизированной рекреационной территории по уровню экологической безопасности в зоне объектов транспортного строительства

Вид состояния

Нормальное Допустимое

Низкое

Недопустимое

Значение ЭС

15 < ЭСУРТ < 18

12 < ЭСУРТ < 15

9 < ЭСУРТ < 12

6 < ЭСУРТ < 9

Характеристика состояния УРТ по уровню экологической безопасности

Достаточный уровень ЭБ — комфортные условия для населения и рекреантов

Допустимый уровень ЭБ — незначительные нарушения — в пределах верхней границы нормы ПДК содержания вредных веществ, незначительные нарушения ландшафта, увеличение показателей шума

Низкий уровень — превышены границы нормы ПДК вредных веществ, значительные нарушения ландшафта, существенно превышен допустимый уровень шума

Недопустимый уровень экологического состояния — нарушения, требующие безотлагательного принятия мер для устранения

2 балла — если характеристики стабильны (темп изменения равен 1) — «стабильное экологическое состояние»;

3 балла — если отмечается рост характеристики (темп изменения больше 1) — «улучшение экологического состояния».

Уровень экологического состояния урбанизированной рекреационной территории в зоне влияния объектов транспортного строительства предлагается оценивать по интегральному показателю — ЭСурТ, обобщающему указанные характеристики экологической комфортности: К1 (Кл; Кз; Кав; Ктк; Кш; Кбэс).

ЭС

УРТ

= X

K =

X k.

_ in

n

46

где к1П — показатели по указанным характеристикам комфортности территории в зоне влияния транспортных объектов.

Минимальный уровень ЭСурТ может составлять 6 баллов, максимальный — 18 баллов.

Предложенный подход к оценке экологического состояния может быть применен для выявления влияния новых объектов транспортного строительства на стадии проектирования, когда анализируется показатель ЭСПурТ с учетом предложенной классификации состояния урбанизированной рекреационной территории по уровню экологической безопасности в зоне объектов транспортного строительства (табл. 4)..

Если ЭСурТ > ЭСУрт — экологическое состояние урбанизированных рекреаци-

онных территории ухудшится после реализации проекта строительства или реконструкции объекта транспортной структуры, то рекомендовано вернуться на стадию проектирования для доработки проекта с учетом мероприятий по улучшению экологического состояния в зоне влияния объекта.

В случае, если выполняется неравенство ЭСУрт > ЭСурт, принимается решение о принятии проекта строительства или реконструкции объекта транспортной структуры к утверждению.

Заключение

Таким образом, задачи биосферной совместимости системы урбанизированных зон и окружающей природной среды выходят на первый план для урбанизированных территорий, имеющих рекреационную привлекательность. При проектировании и реализации проектов транспортных объектов данная задача требует специальной оценки с учетом антропогенных факторов и природных условий.

Исследование выполнено за счет средств государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 3.2.1.2.

The research was carried out at the expense of the state program of the Russian Federation "Scientific and Technological development of the Russian Federation", within the framework of the Plan of Fundamental scientific research of the Ministry of Construction of Russia and RAAСS, topic 3.2.1.2.

1

Библиографический список

2004/01/11.htm, дата доступа 04.03.2023.

2. Автомобильные новости. — URL: https://news.drom.ru/85779.html, дата доступа 04.03.2023.

3. Муровский С. П., Муровская А. С. Воздействие автомобильного транспорта на загрязнение ат-

к

Региональные различия автомобилизации в России и в мире. — URL: http://geo.1september.ru/ о

л

Ф

мосферного воздуха Феодосии // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического универси- к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тета. - 2011. — № 27. — С. 119—125. q

4. Волков А. В. Экологическая безопасность транспортных систем // Современные тенденции разви- ^ тия науки и технологий. — 2017. — № 1—4. — С. 12—16. ф

5. Резер С. М., Ларин О. Н., Альметова З. В. Об институциональных мерах поддержки транзитных q перевозок // Транспорт: наука, техника, управление. — 2018. — № 5. — С. 3—7. а

6. Сарбаев В. И. Системный подход к проблемам обеспечения экологической безопасности авто- п мобильного транспорта / Материалы II Международной научно-практической конференции q «Прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных ин- Q формационных технологий» 14—17 мая 2013 г. — Майкоп, 2013. — С. 189—197.

7. Луканин В. Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: учеб. для вузов. — М.:

Высшая школа, 2003. — 273 с. О

8. Трофименко Ю. В., Жданов В. Л. Оценка уровня техногенной опасности городских транспорт- т ных потоков // Безопасность в техносфере. — 2009. — № 1. — С. 23—27. л

9. Донченко В. В., Кунин, Ю. И., Казьмин Д. М. Комплексный подход к формированию транспор- с тной политики мегаполисов в условиях перегруженности улично-дорожных сетей // Журнал ав- в томобильных инженеров. — 2010. — № 1 (60). — С. 38—45.

10. Бакаева Н. В., Матюшин Д. В. Обеспечение безопасности среды жизнедеятельности города на принципах биосферной совместимости (на примере инженерно-строительных объектов) // Эко- _0 номика строительства и природопользования. — 2020. — № 1 (74). — С. 5—16.

11. Иванова Ю. П., Соловьева Т. В., Дериченко А. В., Боженкова А. С., Маркин В. С., Азаров В. Н. Влияние транспортных магистралей на формирование шума в городской среде и способы его О снижения // Инженерный вестник Дона. — 2020. — № 1. — С. 21. о

12. Ильичев В. А., Колчунов В. И., Гордон В. А. Методика прогнозирования показателей биосферо- ^

совместимости урбанизированных территорий // Градостроительство. — 2010. — № 1. — С. 37—43. О

со

О

ТЗ О Ш

Г)

13. Bakaeva N., Afonina M., Vetrova N., Chernyaeva I., Gaysarova A. Happy city: Well-being, comfort and safety of its residents | Счастливый город: благополучие, комфортность, безопасность // Project n Baikal. — 2022. - № 73. - P. 40-47. в

Q

14. Ветрова Н. М., Вереха Т. В., Меннанов Э. Э., Судьева Д. В. Экологическая безопасность урбанизированных рекреационных территорий в зоне влияния объектов транспортного строительства // Экономика строительства и природопользования. — 2022. — № 1—2 (82—83). — С. 145—151.

15. Багрова Л. А., Багров Н. В., Преображенский В. С. Рекреационные ресурсы. Подходы к анализу понятий // Известия Академии наук СССР. Серия Географическая. — 1977. — № 2. — С. 5—12.

16. Оборин М. С. Оценка возможности использования потенциальных природных лечебных ресурсов в курортно-рекреационной деятельности региона // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2018. — Т. 24. — № 3. — С. 4—14.

17. Ошовская Н. В. Теоретические подходы к компонентной оценке природно-ресурсного потенциала курортно-туристической территории // Экономика строительства и природопользования. — 2018. — № 3 (68). — С. 30—35.

18. Эколого-экономические аспекты функционирования региональных систем: монография / Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Н. М. Ветровой. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 244 с.

19. Рекреационное хозяйство Крыма. — URL: https://tourlib.net/statti_tourism/zujko.htm, дата доступа 04.03.2023.

FEATURES OF ASSESSING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF URBANIZED RECREATIONAL TERRITORIES IN THE TRANSPORT CONSTRUCTION OBJECTS DESIGN

N. M. Vetrova, Ph. D. (Technical Sciences), professor, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia; Russian Academy of Architecture and Building Science Research Institute of Building Physics, xaoc.vetrova.03@mail.ru Moscow, Russia, N. V. Bakaeva, Ph. D. (Technical Sciences), professor, Moscow State University of Civil engineering (National Research University), Russian Academy of Architecture and Building Science Research Institute of Building Physics, natbak@mail.ru, Moscow, Russia, T. V. Verekha, Senior Lecturer, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, tanyanik13@bk.ru, Simferopol, Russia

47

o

m i-

U

U

O CP

o

m <D VO

References

. Regional'ny'e razlichiya avtomobilizacii v Rossii i v mire [Regional differences in motorization in Russia and

in the world]. URL: http://geo.1september.ru/2004/01/11.htm, access date 04.03.2023 [in Russian].

g 2. Avtomobilnye novosti [Car news]. URL: https://news.drom.ru/85779.html, access date 04.03.2023

X [in Russian].

O 3. Murovskij S. P., Murovskaya A. S. Vozdejstvie avtomobilnogo transporta na zagryaznenie atmosfernogo

O vozduxa Feodosii [The impact of road transport on air pollution in Feodosia]. Scientific notes of the Crimean

ij Engineering and Pedagogical University. 2011. № 27. P. 119—125 [in Russian].

¡^ 4. Volkov A. V. Ekologicheskaya bezopasnost' transportnych sistem [Environmental safety of transport sys-

^ tems]. Modern trends in the development of science and technology. 2017. № 1—4. P. 12—16 [in Russian].

iE 5. Rezer S. M., Larin O. N., ATmetova Z. V. Ob institucionalnych meraxpodderzhki tranzitnych perevozok

x [On institutional measures to support transit traffic] // Transport: science, technology, management. 2018.

ö № 5. P. 3—7 [in Russian].

m 6. Sarbaev V. I. Sistemnyjpodxodkproblemam obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti avtomobilnogo transporta [A systematic approach to the problems of ensuring the environmental safety of road transport]. Ma-

<5 terials of the II International scientific and practical conference "Applied aspects of geology, geophysics

x and geoecology using modern information technologies" 14—17 may 2013. Maikop. 2013. P. 189—197 [in Russian].

q 7. Lukanin V. N., Trofimenko Yu. V. Promy'shlenno-transportnaya ekologiya: uchebn. dlya vuzov [Industrial

_o and transport ecology]. M.: Vysshaya shkola, 2003. 273 p. [in Russian].

u 8. Trofimenko Yu. V., Zhdanov V. L. Ocenka urovnya texnogennoj opasnosti gorodskix transportnyxpotokov

^ [Assessment of the level of technogenic danger of urban traffic flows]. Security in the technosphere. 2009.

u № 1. P. 23-27 [in Russian].

g 9. Donchenko V. V., Kunin Yu. I., Kaz'min D. M. Kompleksnyjpodxod k formirovaniyu transportnojpolitiki

megapolisov v usloviyach peregruzhennosti ulichno-dorozhnych setej [An integrated approach to the formation of the transport policy of megacities in the conditions of congestion of street and road networks]. Journal of Automotive Engineers. 2010. № 1 (60). P. 38—45 [in Russian]. Ö 10. Bakaeva N. V., Matyushin D. V. Obespechenie bezopasnosti sredy' zhiznedeyatelnosti goroda na principax u biosfernoj sovmestimosti (na primere inzhenerno-stroitelnych obektov) [Ensuring the safety of the living en-

vironment of the city on the principles of biospheric compatibility (on the example of engineering and ¡5 construction facilities)]. Construction economic and environmental management. 2020. № 1 (74). P. 5—16

O [in Russian].

O 11. Ivanova Yu. P., Solov'eva T. V., Derichenko A. V., Bozhenkova A. C., Markin V. S., Azarov V. N. Vli-yanie transportny x magistralej na formirovanie shuma v gorodskoj srede i sposoby ego snizheniya [The influence of highways on the formation of noise in the urban environment and ways to reduce it]. Don Engineering Gazette. 2020. № 1 [in Russian].

12. Ihichev V. A., Kolchunov V. I., Gordon V. A. Metodikaprognozirovaniyapokazatelej biosferosovmestimosti urbanizirovannych territorij [Methodology for predicting indicators of biosphere compatibility of urbanized territories]. Urban planning. 2010. № 1. P. 37—43 [in Russian].

13. Bakaeva, N., Afonina, M., Vetrova, N., Chernyaeva, I., Gaysarova, A. Happy city: Well-being, comfort and safety of its residents. Project Baikal. 2022. (73). P. 40—47.

14. Vetrova N. M., Verexa T. V., Mennanov E\ E\, Sud'eva D. V. Ekologicheskaya bezopasnost' urbanizirovannych rekreacionnych territorij v zone vliyaniya ob'ektov transportnogo stroitel'stva [Ecological safety of urbanized recreational territories in the zone of influence of transport construction objects]. Construction economic and environmental management. 2022. № 1—2 (82—83). P. 145—151 [in Russian].

15. Bagrova L. A., Bagrov N. V., Preobrazhenskij V. S. Rekreacionnye resursy'. Podxody' k analizu ponyatij [Recreational resources. Concept Analysis Approaches] // Proceedings of the Academy of Sciences of the USSR. Series Geographic 1977. № 2. P. 5—12 [in Russian].

16. Oborin M. S. Ocenka vozmozhnosti ispol'zovaniya potencialnych prirodnych lechebnych resursov v kurortno-rekreacionnoj deyatelnosti regiona [Assessment of the possibility of using potential natural healing resources in the resort and recreational activities of the region]. Bulletin of the Transbaikal State University. 2018. T. 24. № 3. P. 4—14 [in Russian].

17. Oshovskaya N. V. Teoreticheskiepodxody' k komponentnoj ocenkeprirodno- resursnogopotenciala kurortno-turisticheskoj territorii [Theoretical Approaches to the Component Assessment of the Natural Resource Potential of a Resort and Tourist Territory]. Construction economic and environmental management. 2018. № 3 (68). P. 30—35 [in Russian].

18. Ekologo-ekonomicheskie aspekty funkcionirovaniya regionalnych sistem: monograflya [Ecological and economic aspects of the functioning of regional systems: monograph] / pod obshhej red. d-ra texn. nauk, prof. N. M. Vetrovoj. — Simferopol: IT "ARIAL", 2019. — 244 p. [in Russian].

19. Rekreacionnoe chozyajstvo Krima [Recreational economy of Crimea]. URL: https://tourlib.net/ statti_tourism/zujko.htm, access date 04.03.2023 [in Russian].

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.