Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / компетенции / высшая математика / практическая направленность обучения / профессионально ориентированная задача / teaching / competencies / higher mathematics / the practical direction of training / professionally oriented problem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссаренко Елена Валентиновна

В статье анализируется роль процесса обучения высшей математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Рассматриваются аспекты процесса оценки уровней сформированное™ общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов. В работе выделены уровни сформированное™ компетенций инженеров-аграриев. Для определения уровня сформированное™ различных видов компетенций установлена взаимосвязь между результатами обучения по дисциплине и критериями оценивания уровня компетенций. Целью исследования является разработка оценочных средств для объективной оценки уровней сформированное™ компетенций. Предложено использование профессионально ориентированного информационного содержания контрольно-измерительных материалов по математике. В рамках контроля по высшей математике проанализированы различные формы, методы и средства оценивания компетенций. Приведены примеры разработки заданий для фонда оценочных средств дисциплины. Обосновано, что включение в оценочные средства задач практического содержания способствует объективной проверке умений и навыков обучающихся применять математические знания при решении задач профессиональной деятельности. Результаты статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавателями высшей математики в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссаренко Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the process of teaching higher mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is analyzed in the article. The aspects of the process of assessing the levels of formation of general professional and professional competencies of students of agrotechnological universities are considered. The levels of competence formation of agricultural engineers are selected in the work. The relationship between the results of training in the discipline and the criteria for assessing the level of competencies is established to determine the level of formation of various types of competencies. The purpose of the study is to develop evaluation tools for the objective assessment of the levels of competence formation. The use of professionally oriented information content of control and measuring materials in mathematics is proposed. The various forms, methods and means of assessing competencies are analyzed as part of higher mathematics control. The examples of the development of tasks for the fund of evaluation tools of the discipline are given. It is proved that the inclusion of problems of practical content in the evaluation tools contributes to the objective test of students' skills and abilities to apply mathematical knowledge in solving problems of professional activity. The results of the article can be used in the educational process by teachers of higher mathematics in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни страны. 10 декабря 1928 года Н.К. Крупская, выступая с речью на Всесоюзном совещании женщин Востока, говорила: «Я не знаю, все ли сделано в этом отношении у вас, в национальных республиках». Далее она обратила внимание руководящих работников этих республик, чтобы они принимали практические меры, обеспечивающие раскрепощение женщин: «Я считаю необходимым, - говорила Н.К. Крупская, - чтобы в совпартшколах, в обыкновенных школах, на соответствующих курсах обществоведения был раздел, в котором освещался бы вопрос о раскрепощении женщин, вопрос о путях ведущих к раскрепощению».

При ближайшем руководящем участии Н.К. Крупской в национальных республиках проделана большая работа по просвещению женщин, выдвижению их на руководящую работу. В частности, в Якутской АССР в 1924 году в советско-партийной школе обучалось 8 женщин-батрачек из якутских улусов. В 1957 г. на первом курсе Совпартшколы учится 9 женщин. Н.К. Крупская, как пролетарская революционерка, человек благородной души и глубокий знаток чаяний и стремлений нацменьшинств Советской России, особый интерес проявляла к быту и жизни народов Крайнего Севера.

Бывший заведующий красного чума Томмотского района С. Петров, имевший счастье видеться и беседовать с замечательным человеком, крупнейшим деятелем народного образования в СССР Н.К. Крупской, в своих воспоминаниях пишет: «В конце беседы тов. Крупская спросила, какой мы национальности? Мы ответили, что большинство из нас якуты. Надежда Константиновна заметила, что нужно развивать национальную культуру и дорожить национальными обычаями. Особенно подчеркнула она необходимость проведения большой работы среди кочевых народностей (эвенков, эвенов, чукчей)» [3,С. 18].

Выводы. Таким образом, многосторонняя работа, которую проводила Надежда Константиновна Крупская по воспитанию и подготовке национальных кадров учителей и культурно - просветительских работников, ее постоянная помощь школам и дошкольным учреждениям, оставила глубокий след в истории той великой культурной революции, которая произошла в Якутской Автономной ССР за годы Советской власти. Великая революционерка и выдающийся деятель народного образования Н.К. Крупская была наставником, учителем и вдохновителем якутских учителей, успешно выполняющих задачу подготовки молодых строителей коммунизма в нашей стране. Сегодня необходимо распространять и всячески приветствовать переизданий педагогических трудов почетного академика, Н.К. Крупской.

Литература:

1. Афанасьев, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В.Ф. Афанасьев. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1966. - 344 с.

2. Афанасьев, В.Ф. Н.К. Крупская и Якутия / В.Ф Афанасьев. - Якутск: ЯГУ, 1957. - 44 с.

3. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. - 182 с.

4. Воспоминания о Н.К. Крупской / под ред. A.M. Арсентьева, B.C. Дридзо, А.Е. Кравченко. - М.: Издательство "Просвещение", Москва, 1966. - 494 с.

5. Константинов, H.A. История педагогики / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1965. - С. 173.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Комиссаренко Елена Валентиновна

Физико-технический институт (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В статье анализируется роль процесса обучения высшей математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Рассматриваются аспекты процесса оценки уровней сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов. В работе выделены уровни сформированности компетенций инженеров-аграриев. Для определения уровня сформированности различных видов компетенций установлена взаимосвязь между результатами обучения по дисциплине и критериями оценивания уровня компетенций. Целью исследования является разработка оценочных средств для объективной оценки уровней сформированности компетенций. Предложено использование профессионально ориентированного информационного содержания контрольно-измерительных материалов по математике. В рамках контроля по высшей математике проанализированы различные формы, методы и средства оценивания компетенций. Приведены примеры разработки заданий для фонда оценочных средств дисциплины. Обосновано, что включение в оценочные средства задач практического содержания способствует объективной проверке умений и навыков обучающихся применять математические знания при решении задач профессиональной деятельности. Результаты статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавателями высшей математики в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: обучение, компетенции, высшая математика, практическая направленность обучения, профессионально ориентированная задача.

Annotation. The role of the process of teaching higher mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is analyzed in the article. The aspects of the process of assessing the levels of formation of general professional and professional competencies of students of agrotechnological universities are considered. The levels of competence formation of agricultural engineers are selected in the work. The relationship between the results of training in the discipline and the criteria for assessing the level of competencies is established to determine the level of formation of various types of competencies. The purpose of the study is to develop evaluation tools for the objective assessment of the levels of competence formation. The use of professionally oriented information content of control and measuring materials in mathematics is proposed. The various forms, methods and means of assessing competencies are analyzed as part of higher mathematics control. The examples of the development of tasks for the fund of evaluation tools of the discipline are given. It is proved that the inclusion of problems of practical content in the evaluation tools contributes to the objective test of students' skills and abilities to apply mathematical knowledge in solving problems of professional activity. The results of the article can be used in the educational process by teachers of higher mathematics in higher educational institutions.

Key words: teaching, competencies, higher mathematics, the practical direction of training, professionally oriented problem.

Введение. Подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля всегда являлась одной из важнейших задач системы высшего образования. Компетенции современных выпускников вузов как интегральные качества личности должны обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому в числе центральных задач российской системы высшего образования в области проектирования компетентностно-ориентированных основных образовательных программ находится обеспечение соответствия требований будущих работодателей к результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования влечет за собой обновление содержания образования и соответствующей среды обучения, которое обеспечивало бы достижение этого соответствия. Ученые отмечают необходимость совершенствования образовательного процесса в направлении изменения содержания образования и применения активных технологий и форм обучения, а также активизации самостоятельной работы обучающихся и использования элементов дистанционного обучения [2, С. 135].

Мониторинг и диагностика деятельности студентов, а также уровня сформированности их компетенций играют ведущую роль при проектировании образовательного процесса. Результаты освоения основной образовательной программы или планируемые результаты обучения - это ожидаемые и измеряемые «составляющие» компетенций: теоретические знания, практические умения и навыки, а также опыт деятельности, которые должен демонстрировать обучающийся после освоения той или иной учебной дисциплины. Для осуществления процедур контроля успеваемости обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые позволяют оценить достижение запланированных в основной образовательной программе результатов ее освоения и уровень сформированности всех заявленных в ней компетенций. Наличие разнообразных форм и методов контроля во многом определяет эффективность и результативность учебной работы студентов. Компетенции вырабатываются параллельно в ходе всех форм учебной работы обучающихся: освоения отдельных учебных дисциплин, прохождения практик, самостоятельной работы и выполнения научно-исследовательской работы. В агротехнологических вузах высшей математике отводится особая роль. Изучив данную дисциплину, будущий специалист должен быть способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических наук, и использовать их в профессиональной деятельности: использовать методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности; решать задачи профессиональной деятельности на основе использования математического аппарата; осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач; применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств процессов с использованием современной вычислительной техники. Таким образом, в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дисциплина "Высшая математика" предполагает формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. Актуальной остается проблема поиска современных форм, методов и средств обучения, в условиях которых возможно эффективное формирование и оценка уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике.

Компетенция - это личностное образование, которое характеризует способность использовать опыт определенной деятельности при решении задач профессиональной деятельности и вопросов, выходящих за ее пределы, и дает возможность эффективно действовать в определенной ситуации. На основе анализа методической литературы, психолого-педагогических исследований и работ современных авторов, а также результатов собственного педагогического опыта можно сделать вывод, что в качестве структурных элементов процесса формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по математике можно выделить мотивационный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты [3, С. 18]. Сформированность всех компонентов данного процесса позволит будущим инженерам-аграриям не просто иметь представление о высшей математике как учебной дисциплине, но и научит применять математический аппарат при решении различных задач профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогические особенности формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике обусловлены умением будущих специалистов воспринимать и анализировать математическую информацию, трансформировать теоретические знания в профессиональную деятельность, осуществлять инновационную деятельность в профессиональной сфере на основе математической подготовки. В связи с этим можно определить следующие уровни сформированности компетенций инженеров-аграриев:

- начальный уровень характеризуется поверхностным характером математических знаний, низкой степенью готовности к их применению в профессиональной деятельности, стремлением выполнять действия по образцу, ограниченными умениями использовать информационные технологии;

- базовый уровень предполагает обладание базовыми теоретическими знаниями в области высшей математики, умение применять математические знания в стандартных ситуациях профессиональной деятельности, а также применять прикладные математические технологии для решения типовых задач профессиональной деятельности;

- высокий уровень отличается глубоким и полным овладением учебным материалом, умением анализировать, обобщать и систематизировать математические знания с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Для определения уровня сформированности различных видов компетенций необходимо установить взаимосвязь между результатами обучения по дисциплине и критериями оценивания уровня компетенций (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике

Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии оценивания уровня компетенций

Начальный Базовый Высокий

Знать: основные математические понятия и методы исследования явлений и процессов, основы применения математических моделей и методов. Знает основные понятия математики и способы их получения через компьютерные сети; общие сведения о возможностях употребления математической символики для записи текстовых задач в символьном виде. Знает алгоритмы, схемы и рекомендации для решения типовых математических формализованных задач. Знает теоретические обоснования используемых в решении формул и алгоритмов; основные приемы составления алгоритмов (структурных схем) решения нестандартных задач математики.

Уметь: использовать математический аппарат для обработки технической и экономической информации и анализа данных, связанных с использованием оборудования и надежностью технологических систем, применять математические знания на междисциплинарном уровне. Способен проводить традиционные расчеты, но не может обоснованно оценить их результаты; способен обобщить результаты анализа, но с выводами затрудняется. Способен решать профессиональные задачи с применением математических методов; способен обобщить результаты проведенного анализа и сделать соответствующие выводы. Способен критически оценивать процесс выбора математических методов для эффективного решения профессиональных задач; способен использовать современные математические методы и приемы вплоть до формирования выводов и заключений по результатам его проведения.

Владеть: понятиями, используемыми для описания математических моделей и методов, их взаимосвязью; навыками математического стиля мышления и методами построения математических моделей профессиональных задач. Владеет основными навыками применения математического аналитического инструментария, но не способен связать их с конкретной профессиональной задачей; владеет как теоретическими, так и практическими навыками проведения логического анализа. Способен применять навыки проведения математических аналитических процедур для решения профессиональных задач; владеет на высоком уровне этапами проведения логического анализа. Критически оценивает алгоритмы решения профессиональных задач на основе результатов данных проведенных расчетов; способен самостоятельно проводить логический анализ с формированием выводов и предложений.

Характеристика начального уровня позволяет утверждать о разрозненности компонентов компетенций. Процесс формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике необходимо организовать так, чтобы актуализировались мотивы и ценностные ориентиры студентов. Это обеспечивает переход на более высокий уровень сформированности компетенций.

Базовый уровень требует от студентов понимания существенных сторон математической информации и владения общими принципами составления алгоритма действий, установления связей между материалом из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи. В то же время он характеризуется фундаментальностью математических знаний и нуждается в большей профессионализации, направленной на развитие профессиональных мотивов, под влиянием которых у студентов конструируется цель познавательной деятельности будущего специалиста. Сталкиваясь с задачами профессиональной деятельности, студенты обнаруживают недостаточный объем знаний, умений и навыков, что влияет на потребности и формирует мотивы профессионального самосовершенствования. Это обусловливает переход к новому уровню сформированности компетенций.

Высокий уровень требует от будущих специалистов воспроизведения и преобразования усвоенной информации для ее применения в разнообразных ситуациях, наличие навыков самостоятельного критического оценивания учебной информации, умений решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.

Для определения уровня сформированности компетенций специалисты предлагают различные подходы к разработке оценочных средств. Технологический подход построения и применения оценочных средств с декомпозицией компетенций по индикаторам (знать, уметь, владеть) и их детализацией по этапам позволяет провести качественный контроль и анализ уровня формируемых компетенций по конкретному направлению подготовки и избежать практики составления универсальных заданий, формально пригодных для оценивания образовательных результатов в любом направлении подготовки, в том числе за счет включения в материалы оценочных средств практико-ориентированных задач по специфическому направлению подготовки [1, С. 208]. Применение задач профильного содержания, кейс задач, задач ситуаций преподаватели высшей математики считают одним из основных средств оценивания сформированности индикаторов достижения компетенций [4, С. 88].

В рамках текущего контроля по высшей математике используются различные формы, методы и средства оценивания компетенций: контрольные работы, тесты, коллоквиумы, индивидуальные задания.

В рамках контрольной работы в письменной форме происходит оценка теоретических знаний высшей математики и методов решения задач, а также умений использовать основные понятия и методы высшей математики в профессиональной деятельности и навыков их применения при решении профессионально-ориентированных задач. Рассмотрение таких задач

позволит углубленно изучить профессионально значимые вопросы и эффективно применять математические методы в профессиональной деятельности. Например:

А

1 0

-1 1

0 -1

-1 0

0 1

для системы /

нивелирных ходов с двумя узловыми точками известны матрицы

Р

Н

1

О

2

V

»у

Найти матрицу обратных весов, воспользовавшись формулой

Рк~1 = АРИХ Ат

Использование тестов позволяет объективно оценить полноту охвата материала в рамках учебной дисциплины и количественно измерить уровень знаний обучающихся. Процесс тестирования отличается технологичностью, быстротой проведения и проверки. Для объективной оценки уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов необходимо выявить знание испытуемых математических методов решения задач профессиональной деятельности. Для этого необходимо, чтобы содержание заданий было связано с содержанием специальных дисциплин. Например:

если в ходе теодолитной съемки для составления топографического плана получены данные, записанные в таблицу в

(х; у) „ „ у = ах + Ъ

виде пар чисел 4 ', то для составления линеинои зависимости ^

- метод наименьших квадратов;

- метод множителей Лагранжа;

- метод вариации произвольной постоянной;

- метод Бернулли.

При этом при составлении педагогических тестов по математике рекомендуется использовать максимально разнообразные по форме задания, чтобы избежать быстрой утомляемости испытуемого и привыкания к данной форме заданий. Тест в виде логической цепочки позволяет проверить способность испытуемого применять полученные теоретические знания при решении прикладных задач. Например:

между данными используется:

В ходе

теодолитной съемки для

составления топографического плана получены экспериментальные точки (1;3),(2;4), (3;2,5), (5;0,5)

функциональная зависимость

У

величины от величины X .

у - ах + 6

получение функции на основании 26 у =--X+ 35

экспериментальных данных по 159

методу наименьших 35

квадратов

а)

139а -116 = 21 11а - 4 6 = 10

[39а -116 = 0 11а + 4 6 = 0

[39а +116 = 21 11а + 46 = 10

г)

\а +116 = 21 ¡11а + 6 = 10

9 а + 6 = 2 а + 4 6 = 1

Коллоквиум направлен на совершенствование мыслительно-практической деятельности студентов. В ходе устного индивидуального опроса обучающихся, которым предлагается раскрыть одну из тем учебного курса, основываясь на полном анализе ее теоретических положений и практических приложений, происходит углубление и развитие междисциплинарных связей. Такие вопросы, как «Определенный интеграл и его механические приложения», значительно усиливают профессиональный интерес студентов и дают верное представление о возможностях математического аппарата при изучении спецдисциплин и решении разнообразных профессионально-ориентированных задач.

Индивидуальные задания по математике выдаются студентам для формирования умений и навыков решать практические задания. Задания, составленные из типовых задач, решение которых осуществляется по образцу, и профессионально-ориентированные задачи-задания, решение которых требует творческого подхода и использование нестандартных методов решения, позволяют продемонстрировать применение приобретенных теоретических знаний на практике. Например: чтобы уменьшить трение жидкости о стенки и дно канала, нужно смачиваемую ею площадь сделать возможно малой. Требуется найти размеры открытого прямоугольного канала с площадью сечения 4,5 м2, при которых смачиваемая площадь будет наименьшей.

Итоговый контроль знаний по высшей математике проводится, как правило, в форме письменного экзамена. С целью оценки не только фундаментальной математической подготовки, но и способности выбора математических методов для эффективного решения задач профессиональной деятельности в билеты рекомендуется включать профессионально-ориентированные задачи. Например:

5

найти наибольшую возможную площадь прямоугольного земельного участка периметру, выделяемого под полевой стан, если задана длина изгороди ^ 1000

с длинои изгороди, равной его

Соблюдение принципа профессиональной направленности, согласно которому задача должна служить средством связи теории с практикой, при разработке оценочных средств по высшей математике усиливает профессионализацию курса и способствует объективной проверке умений и навыков обучающихся применять математические знания для исследования реальных процессов и решения задач профессиональной деятельности.

Выводы. Профессионально ориентированное информационное содержание контрольно-измерительных материалов по высшей математике способствует эффективному формированию и объективной оценке уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по высшей математике.

Литература:

1. Борисова,Е.В. Педагогическая технология разработки оценочных средств / Е.В.Борисова, М.А. Шестакова // Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. - 2018. - №4. - С. 207-214

2. Ершова, О.В. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда / О.В. Ершова, Э.Р. Муллина // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №9. - С. 133-136

3. Комиссаренко, Е.В. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов на занятиях по математике / Е.В. Комиссаренко // Стратегии развития современной науки -2021. - №6. - С. 16-20

4. Щукина, Н.В. Формирование общепрофессиональной компетенции у будущих аграриев посредством математических дисциплин / Н.В. Щукина, О.Б. Смирнова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2022. - Том 11, № 4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-obscheprofessionalnoy-kompetentsii-U" buduschih-agrariev-posredstvom-matematicheskih-distsiplin (дата обращения: 21.04.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры социального управления и конфликтологии Кондратенко Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социального управления и конфликтологии Митяева Анна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К

ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация. Формирование «социально-адаптивной компетентности» выпускников сельских школ к обучению в вузе зависит от целого ряда объективных и субъективных причин, включая и мотивацию этих студентов к обучению в вузе, их готовность к учебной деятельности, уровень сформированности умений и навыков учебной деятельности, их психологические особенности, бытовые проблемы, которые приходится преодолевать приехавшим в город студентам, и т.д. Для того, чтобы правильно выстроить траекторию развития социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, необходимо определить ее начальный уровень, выявить факторы, определяющие ее формирование. Цель исследования достигалась путем диагностики степени формирования «социально-адаптивной компетентности» студентов - выпускников сельских школ, для чего использовалось анкетирование как метод опроса. Полученные в результате констатирующего среза результаты позволяют правильно организовать процесс их адаптации к образовательному процессу вуза, включая оказание им образовательной, психологической, бытовой помощи; повысить эффективность самого процесса адаптации сельских студентов, учесть весь комплекс трудностей адаптации, определить причины возникновения трудностей в адаптации к образовательному процессу в вузе.

Ключевые слова: социально-адаптивная компетентность, высшее образование, выпускники сельских школ, анкетирование, мотивация к обучению, готовность к учебной деятельности.

Annotation. The formation of «socio-adaptive competence» of rural school graduates to study at a university depends on a number of objective and subjective reasons, including the motivation of these students to study at a university, their readiness for academic activities, the level of formation of skills and abilities of educational activities, their psychological characteristics, everyday problems that students who come to the city have to overcome. In order to correctly build the trajectory of the development of socio-adaptive competence of rural school graduates to study at a university, it is necessary to determine its initial level, identify the factors determining its formation. To achieve this goal, a study of the level of formation of «socially adaptive competence» of rural students was carried out using the questionnaire method. The results of the study make it possible to properly organize the process of their adaptation to the educational process of the university, including providing them with educational, psychological, and household assistance; increase the effectiveness of the process of adaptation of rural students, take into account the whole complex of adaptation difficulties, identify the causes of difficulties in adapting to the educational process at the university.

Key words: socio-adaptive competence, higher education, graduates of rural schools, questionnaires, motivation to study, readiness for educational activities.

Введение. Вопрос формирования «социально-адаптивной компетентности» выпускников сельских школ к обучению в вузе остается актуальным и сегодня, несмотря на все большее стирание границ между городским и сельским образом жизни, прежде всего благодаря телевидению и интернету. Остаются особенности и в мотивации этих студентов к обучению в вузе, в уровне их готовности к учебной деятельности, уровне сформированности умений и навыков учебной деятельности, сохраняются их психологические особенности выпускников сельских школ, существуют бытовые проблемы, которые приходится преодолевать приехавшим в город студентам, и т.д.

Правильное выстраивание траектории развития социально-адаптивной компетентности выпускников сельских школ к обучению в вузе, их адаптации к учебному процессу, необходимо определить начальный уровень их социально-адаптивной компетентности, выявить факторы, определяющие ее формирование.

Поэтому нам необходимо было провести диагностику степени формирования «социально-адаптивной компетентности» студентов - выпускников сельских школ, для чего использовалось анкетирование как метод опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.