Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCIES / HIGHER MATHEMATICS / THE PRACTICAL DIRECTION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссаренко Елена Валентиновна

В статье исследуется практическая направленность обучения математике в высших учебных заведениях. Рассматривается роль процесса обучения математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Анализируется эффективность применения различных интерактивных методов обучения и решения задач практического содержания при обучении высшей математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссаренко Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL DIRECTION OF TEACHING HIGHER MATHEMATICS AS A MEANS OF IMPLEMENTING A COMPETENCE APPROACH

The article studies the practical direction of teaching mathematics in higher educational institutions. The role of the process of teaching mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is considered. The effectiveness of using a variety of interactive teaching methods and solving the tasks of practical content in the process of teaching higher mathematics is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

Для всех вышеперечисленных упражнений не требуется специального помещения, поэтому их можно успешно выполнять в классе огневой подготовки, непосредственно перед основными занятиями.

Выводы. Наблюдения при работе со спортсменами свидетельствуют о том, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса стрелков на этапах подготовки. Важной и неотъемлемой частью тренировки является систематическое использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие координационных способностей.

Такой подход к организации огневой подготовки способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского [5].

Ценностные ориентации сотрудника МВД проявляются в стремлении к постоянному профессиональному совершенствованию [9]. Внедрение рассмотренных видов тренировок в процесс огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России не требует использования специальных стрелковых помещений (тир), боевого огнестрельного оружия и тренажеров, а также позволит достичь следующих положительных результатов:

- развитие координационных способностей будущего правоохранителя;

- умение бороться с эмоциональным напряжением в экстремальных ситуациях;

- развитие мелкой моторики, которая в экстремальной ситуации позволит выполнять все действия с огнестрельным оружием точно и быстро;

- в случае внезапного огневого противостояния полицейский «не впадет в состояние ступора» и на высоком профессиональном уровне выполнит свои функциональные обязанности.

Литература:

1. Буткевич С.А. Обеспечение Общественной безопасности в Республике Крым: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации» 13 марта 2015 г. - г. Краснодар. - 2015. - С. 185-191.

2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. / А.А. Васильков. - Ростов н/д: Феникс, 2008. - 381 с.

3. Меньшикова К.С. Методика формирования готовности сотрудников ОВД применить табельное огнестрельное оружие // Эпоха науки. - Ачинск. - 2016. - № 5. - С. 20

4. Развитие координационных способностей // URL: https://studme.org/122268/meditsina/razvitie_koordinatsionnyh sposobnostey (дата обращения: 16.05.20)

5. Светличный Е.Г., Жамборов А.А., Каспер С.В. Совершенствование тактических навыков обращения с огнестрельным оружием у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с использованием опыта IPSC // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. -Выпуск 64 (2). - С. 149-153.

6. Светличный Е.Г., Максимова Е.И. Применение тактических приемов IPSC в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов // Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств» 15-16 июня 2017 г. - Иркутск. - 2017г. В 2-х томах., С. 334-338.

7. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Выживание сотрудника полиции в случаях, связанных с применением или угрозой применения огнестрельного оружия // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. -№ 4 (34). - С. 176-178.

8. Физиологическая и биомеханическая основа координационных способностей \\ https://studopedia.net/3_29162_fiziologicheskaya-i-biomehanicheskaya-osnova-koordinatsionnih-sposobnostey.html (16.05.20)

9. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Комиссаренко Елена Валентиновна

Академия биоресурсов и природопользования (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье исследуется практическая направленность обучения математике в высших учебных заведениях. Рассматривается роль процесса обучения математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Анализируется эффективность применения различных интерактивных методов обучения и решения задач практического содержания при обучении высшей математике.

Ключевые слова: образование, компетентностный подход, компетенции, высшая математика, практическая направленность обучения.

Annоtation. The article studies the practical direction of teaching mathematics in higher educational institutions. The role of the process of teaching mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is considered. The effectiveness of using a variety of interactive teaching methods and solving the tasks of practical content in the process of teaching higher mathematics is analyzed.

Keywords: education, competence-based approach, competencies, higher mathematics, the practical direction of training.

Введение. В настоящее время содержание высшего образования определяется образовательными стандартами, представляющими собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. При разработке программ бакалавриата университет формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Таким образом, в рамках любой дисциплины определяющей становится способность будущего специалиста применять полученные знания в профессиональной деятельности. Компетентностный подход в системе высшего образования направлен на решение проблемы подготовки компетентного специалиста, отличающегося способностью и готовностью к решению возникающих перед ним профессиональных проблем и задач.

В работах ученых, посвященных исследованию сущности понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентный», нет единого и однозначно понимаемого подхода к их определению. Среди педагогов и исследователей выделяются две основные группы авторов, которые при толковании понятий «компетенция» и «компетентность» либо отождествляют их, либо дифференцируют.

В рамках отождествления понятий «компетентность» и «компетенция», авторы подчеркивают их практическую направленность и действенную сторону. Позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.

С точки зрения второй группы ученых понятие «компетентность» в сравнении с понятием «компетенция» намного шире. Сторонники этого подхода считают, что понятия «компетентность» и «компетенция» являются родственными, но не тождественными. Компетенция рассматривается как круг полномочий, обобщенный образ действий или социальная норма в некоторой области, которые обеспечивают продуктивное выполнение деятельности в ней. Компетентность определяется через способность результативно действовать в некоторой области, которая зависит от совокупности знаний, умений и навыков, ценностей, мотивов, поведенческих компонентов и т.д. В пределах своей компетенции лицо может быть компетентным в определенных вопросах, то есть обладать компетентностью в некоторой области, или некомпетентным.

В словаре иностранных слов данные термины трактуются так: «Компетенция (от лат. competentia принадлежность по праву) - 1) круг полномочий какого-либо органа или лица; 2) круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетентный (от лат. competens (competentis) соответствующий; способный) - 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области» [3, с. 247].

Несмотря на многообразие подходов к интерпретации данных понятий, очевидно, что образовательные компетенции, формируемые в результате познавательной деятельности, являются необходимыми для развития личности современного специалиста.

Компетентность выпускника вуза формируется не только в процессе изучения специальных дисциплин, но и в процессе освоения всех фундаментальных дисциплин. Обучающиеся агротехнологических направлений подготовки аграрных вузов изучают курс «Высшая математика» в течении первых трех семестров обучения. Данная дисциплина является одной из самых сложных для студентов начальных курсов нематематических специальностей, что обусловлено целым рядом факторов: неоднородность математической подготовки абитуриентов; абстрактность математики; сокращение количества аудиторных часов; слишком большой объем материала, который должен быть изучен в ограниченные сроки; преобладание традиционных методов организации учебного процесса и т.д. Поэтому проблема повышения эффективности процесса обучения высшей математике остается актуальной во многих инженерных вузах. Задача преподавателя организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся не просто получили представление о высшей математике как учебной дисциплине, но и научились правильно применять математические знания в профессиональной деятельности и решать с помощью математического аппарата практические задачи.

Изложение основного материала статьи. Анализ самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» позволил выделить основные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, формируемые у обучающихся в процессе изучения высшей математики:

- способность решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;

- способность применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности;

- способность использовать в практической деятельности специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, биохимии, математики для освоения физических, химических, биохимических, биотехнологических, микробиологических, теплофизических процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья;

- способность владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных для анализа технологических процессов при производстве продуктов питания из растительного сырья;

- способность осуществлять профессиональную деятельность, применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания;

- способность решать задачи, относящиеся к профессиональной деятельности в области геодезии и дистанционного зондирования, на основе математических и естественнонаучных знаний;

- готовность применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук;

- способность представлять современную научную картину мира на основе знаний основных положений, законов и методов естественных наук и математики;

- способность принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности.

Таким образом, высшая математика имеет важнейшее значение не только с общеобразовательной, но и с профессиональной точки зрения для обучающихся агротехнологических направлений подготовки, так как для решения задач профессиональной деятельности будущий инженер должен овладеть математическими методами постановки и разработки различных вариантов решения проблемы, анализа этих вариантов и прогнозирования полученных результатов.

Исследователи отмечают, что компетентностный подход в высшем образовании определяет изменение содержания обучения, происходит переориентация содержания дисциплины на методы обучения, ориентированные на практику [1]. Разработка и внедрение в учебный процесс различных интерактивных занятий по высшей математике на кафедре общетехнических дисциплин Академии биоресурсов и природопользования показала, что применение активных и интерактивных методов обучения на аудиторных занятиях по высшей математике дает возможность преподавателям добиться высоких результатов в реализации практической направленности обучения. В ходе проблемной лекции педагог, формируя проблемные ситуации, получает возможность направить познавательную активность аудитории на решение теоретических или практических проблем с привлечением достоверных данных из профессиональной области обучающихся, подтверждающих реальность описываемой в условии ситуации. Лекция-презентация содействует повышению качества профессиональной подготовки студентов инженерных направлений подготовки вузов за счет демонстрации в интерактивном режиме применимости математики, ее объектов и методов на практике. В процессе деловой игры, посвященной решению прикладных вопросов математики и профессионально-ориентированных задач, преподаватель может устранить противоречие между абстрактным характером математики и реальным характером будущей профессиональной деятельности выпускников за счет решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным практическим ситуациям. Метод анализа конкретных ситуаций позволяет организовать занятие по высшей математике таким образом, что обучающиеся получают возможность по конкретной ситуации, описание которой отражает некоторую профессионально-ориентированную проблему, актуализировать комплекс теоретических знаний, необходимый для ее разрешения, а также выработать умения и навыки их практического применения.

С другой стороны, ученые продолжают исследовать важную роль, которую играют задачи практического характера с реальной постановкой вопроса [2]. Специфическими особенностями изучения математики являются ее универсальность и фундаментальность. Ведущая роль в процессе изучения дисциплины принадлежит теоретическим знаниям, но для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся необходимо, чтобы и содержание учебного материала курса высшей математики способствовало демонстрации того, что математический аппарат ориентирован на его дальнейшее использование в профессиональной деятельности будущих инженеров-аграриев. Цель преподавателя -сформировать у обучающихся нужное представление о роли математики и ее методов как при изучении спецдисциплин, так и при решении разнообразных практических задач. Учитывать профессиональную направленность при отборе содержания курса математики можно с помощью хорошо известных приемов.

Рассмотрение вводных задач практического содержания, приводящих к определению нового для обучающегося математического понятия, позволяет обосновать, что абстрактные понятия и факты, изучаемые в курсе высшей математики, возникли из жизненных задач и служат основой при изучении многих спецдисциплин. Например, скорость определяется с помощью производной первого порядка; ускорение - это вторая производная; истинные ошибки функции, обусловленные систематическими ошибками аргументов, выражаются в виде дифференциала; определенный интеграл - это путь, пройденный точкой за промежуток времени; второй закон Ньютона является дифференциальным уравнением второго порядка; для оценки истинной ошибки функции коррелированных аргументов используют разложение данной функции в ряд Тейлора и т.д. Использование материала дисциплин циклов естественно-научной и профессионально-практической подготовки для наглядной иллюстрации практической направленности математического материала является необходимым условием более осознанного изучения курса высшей математики.

Решение профессионально-ориентированных задач, раскрывающих применение математических умений и навыков на практике, и моделирование различных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, способствует демонстрации того, что курс высшей математики предназначен для обеспечения базовой математической подготовки студентов, позволяющей успешно решать прикладные инженерные задачи, и активно используется в профессиональной деятельности будущих инженеров аграрного сектора экономики. Решение задач, описывающих реальную ситуацию, которая может возникнуть в профессиональной деятельности будущего специалиста, и требующих перевода на язык математических моделей, позволяет формировать у обучающихся взгляд на высшую математику как на науку, необходимую в жизни. Анализ задач с неизвестными характеристиками некоторого объекта из области профессиональной деятельности, которые надо исследовать по имеющимся известным характеристикам используя средства высшей математики, способствует прочному усвоению математических знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Рассмотрение задач, демонстрирующих взаимосвязь математики со специальными дисциплинами, акцентирует внимание студентов на том, что математика необходима для успешного обучения. Соблюдение таких необходимых требований при постановке задачи практического содержания, как: доступность обучающимся нематематического материала; реальность описываемой в условии ситуации; достоверность числовых значений используемых параметров и достоверность полученного решения позволяет повысить авторитет математических знаний в инженерном образовании.

Практическая направленность обучения высшей математике способствует формированию не просто умений и навыков, а общепрофессиональных и профессиональных компетенций, то есть таких умений и навыков, которые непосредственно сопряжены с опытом их применения в практической деятельности.

Выводы. Основной целью высшего образования сегодня является подготовка компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к непрерывному самообразованию и профессиональному росту. Анализ самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего образования агротехнологических направлений подготовки позволил установить, что роль математики в современной науке и технике требует от инженеров аграрного сектора экономики серьезной математической подготовки. Будущих профессионалов необходимо обеспечить математическими знаниями, умениями и

навыками на уровне, достаточном для анализа и решения практических задач. Внедрение на занятиях по высшей математике в Академии биоресурсов и природопользования интерактивных методов обучения способствовало организации профессионально направленной математической подготовки обучающихся. Наполнение курса профессионально-ориентированным содержанием позволило демонстрировать студентам приложение тех или иных математических методов в выбранной ими специальности. Таким образом, в условиях сегодняшней образовательной парадигмы, предъявляющей новые требования к качеству знаний профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, практическая направленность обучения высшей математики является одним из эффективных средств организации учебного процесса, направленного на овладение ключевыми образовательными компетенциями.

Литература:

1. Абдусаламов Р.А., Пирметова С.Я. Реализация компетентностного подхода к преподаванию дисциплины «Математика» в вузе // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. №6А. С. 210-217.

2. Гарькина И.А. Формирование компетенций бакалавров при изучении дисциплины «высшая математика» в строительном вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2019. - №4 (61). - URL: http://www.surgpu.ru/nauchnaya-deyatelnost/vestnik-surgpu/vse-nomera/4-61-2019/statya-5/.

3. Словарь иностранных слов / зав. ред. В.В. Пчелкина. - М.: Рус. яз., 1988. - 624 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема речевого развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. В работе в качестве одного из ведущих средств речевого развития дошкольников обоснована игра, которая является ведущим видом деятельности детей в данный период взросления. В исследовании обоснованы дидактические возможности коммуникативно-игровых действий дошкольников, обозначены особенности и педагогические условия организации игр речевой направленности.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность детей дошкольного возраста, речевое развитие дошкольников, народные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, коммуникативно-игровые действия, содержание коммуникативно-игровой деятельности, дидактические цели игровой деятельности, педагогические условия.

Annotation. The article deals with the problem of speech development of preschool children in kindergarten. In this work, as one of the leading means of speech development of preschool children, the game is justified, which is the leading activity of children in this period of growing up. The study substantiates the didactic possibilities of communication and game actions of preschool children, identifies the features and pedagogical conditions of organizing speech-oriented games.

Keywords: game, games activities preschool children, speech development preschoolers, folk games, play-dramatisation, role play, communicative games, communicative games action, content, communicative and play activities, didactic purpose of gaming activities, pedagogical conditions.

Введение. Игра занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста. Она является ведущим видом деятельности дошкольников. Иными словами, игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы проходят наиболее активно. Не составляет исключения и речевое развитие дошкольников. Однако эффективное развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности предусматривает особую организацию игр, учет дидактических целей, обеспечение ряда педагогических условий.

Изложение основного материала статьи. «Основа речевого развития у ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве. Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива» [2, с. 188].

По мнению Ю.И. Широченко, «важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются» [11, с. 315].

Так, основным фактором личностного развития, в том числе и речевого, в дошкольном возрасте является игра. Это обосновывается тем, что в период дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности.

Игра является деятельность, которая отражает действительность путем ее активного преобразования. В игре ребенок творчески преобразует действительность, что его окружает, дети дополняют повествования-размышления друг друга, высказывают замечания, вопросами исправляют действия, уточняют и обогащают свои представления.

По мнению Ю.И. Широченко, данный вид деятельности создает «наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.