Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В БОКСЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В БОКСЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / БОКС / ТРЕНЕРЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соломахин Олег Борисович, Мамонов Денис Вячеславович, Мавлиев Фанис Азгатович, Барейчев Артур Владимирович, Макейчев Андрей Владимирович

Введение. В любом виде спорта, в силу особенностей соревновательного характера, связанных с эмоциональным напряжением спортсменов, необходимо обеспечение психологической подготовки как в течение тренировочного процесса, так и непосредственно во время соревнований. В боксе такая необходимость особенно актуальна, так как в данном виде спорта спортсмены часто сталкиваются с экстремальными, а в отдельных случаях с критическими ситуациями, для преодоления которых требуется высокий уровень морально-волевых качеств, выдержки и самообладания. Психологическая устойчивость боксеров является одной из важнейших составляющих для обеспечения надлежащей степени готовности к спортивным достижениям, ввиду чего важно выявить как практическую значимость и степень применения психологической подготовки на практике, так и потребность в ее улучшении и доработке. Для получения данной информации и ее анализа было проведено анкетирование для выявления особенностей отношения тренеров к психологической подготовке в боксе. Целью данного исследования является определение мнения тренеров о влиянии психологической подготовки на соревновательную деятельность в боксе. Методика и организация исследования. Было проведено анкетирование 28 тренеров по боксу различного возраста, стажа занятий, работающих на территории Российской Федерации и в Республике Казахстан. Результаты исследования. Проведенное исследование показало высокую значимость психологической подготовки в боксе по мнению тренеров, а также необходимость ее дальнейшего улучшения в некоторых аспектах. Вывод. Исходя из результатов выполненной работы можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка является одной из важнейших составляющих в подготовке боксеров к соревнованиям, а также была выявлена необходимость в её совершенствовании и акцентировании на ней большего внимания в применении на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соломахин Олег Борисович, Мамонов Денис Вячеславович, Мавлиев Фанис Азгатович, Барейчев Артур Владимирович, Макейчев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ATTITUDE OF COACHES TO PSYCHOLOGICAL PREPARATION IN BOXING

Introduction. In any sport, due to the peculiarities of the competitive nature associated with the emotional stress of athletes, it is necessary to provide psychological preparation both during the training process and directly during the competition. In boxing, such need is especially relevant, since in this sport, athletes often face extreme, and in some cases critical situations, which require high level of moral and volitional qualities, endurance and self-control to overcome them. The psychological stability of boxers is one of the most important components to ensure the appropriate degree of readiness for sports achievements, which is why it is important to identify both the practical significance and degree of application of psychological training in practice, and the need for its improvement and refinement. To obtain this information and analyze it, a survey was conducted to identify the peculiarities of the attitude of coaches to psychological preparation in boxing. The purpose of this study is to determine the impact of psychological preparation on competitive activity in boxing based on the opinion of boxing coaches. Methodology and organization of the study. The survey was conducted of 28 boxing coaches of various ages, length of service, working in the territory of the Russian Federation and in the Republic of Kazakhstan. Research results. The study showed the high importance of psychological training in boxing, according to coaches, as well as the need for its further improvement in some aspects. Conclusion. Based on the results of the work performed, it can be concluded that psychological preparation is one of the most important components in the preparation of boxers for competitions, and the need for its improvement and emphasis on it in practice was identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В БОКСЕ»

3. Ковалева, А.В. Анализ вариабельности ритма сердца и возможности его применения в психологии и психофизиологии / А.В. Ковалева, Е.Н. Панова, А.К. Горбачева // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 1. - С. 35-50.

4. Рябцев, С.М. Аттенционные характеристики спортсменов высокого класса, занимающихся пулевой и стендовой стрельбой / С.М. Рябцев, А.Л. Корепанов, О.Н. Кажарская, О.А. Кон-драшихина, Т.А. Жмурова // Мир педагогики м психологии. - 2021. - № 7(60). - С. 27-36.

5. Савинкина, А.О. Апробация методики диагностики помехоустойчивости спортсменов в условиях системы виртуальной реальности / А.О. Савинкина, Д.К. Корнеев // Экстремальная деятельность человека. - 2018. - № 3 (49). - С. 3-7.

6. Соловьева, С.Л. Психическая саморегуляция. Пособие по самопомощи (начало) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика : электронный научный журнал. - 2019. - № 4(26). - URL: http://www.medpsy.ru/climp/2019_4_26/article05.php (дата обращения: 01.03.2022.)

REFERENCES

1. Gross, I.L. (2012), "Influence of physical exercises on the effectiveness of pistol shooting", Bulletin of sports science, № 5б зз. 52-54.

2. Kasatkin, V.N., Akhmerova K.Sh., and Grushko, A.I. (2014), "Two-level examination of the mental preparedness of athletes", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 11-17.

3. Kovaleva, A.V., Panova, E.N., and Gorbacheva, A.K. (2013), "Analysis of heart rate variability and the possibility of its application in psychology and psychophysiology", Modern foreign psychology, No. 1, pp. 35-50.

4. Ryabtsev, S.M., Korepanov, A.L., Kazharskaya, O.N., Kondrashikhina, O.A., and Zhmurova, T.A. (2021), "Attention characteristics of high-class athletes involved in bullet and clay shooting", World of Pedagogy and Psychology, No. 7(60), pp. 27-36.

5. Savinkina, A. O., and Korneev, D.K. (2018), "Approbation of the methodology for diagnosing the noise immunity of athletes in a virtual reality system", Extreme human activity, No. 3 (49), pp. 3-7.

6. Solovieva, S.L. (2019), "Psychic self-regulation. Self-help manual (beginning)", Clinical and medical psychology: research, training, practice: electronic scientific journal, Vol. 7, No. 4 (26), available at: http://www.medpsy.ru/climp/2019_4_26/article05.php.

Контактная информация: yahont17@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2022

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В БОКСЕ

Олег Борисович Соломахин, кандидат педагогических наук, профессор, Денис Вячеславович Мамонов, магистрант, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Артур Владимирович Барейчев, старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань; Андрей Владимирович Макейчев, старший преподаватель, Ленар Манс-урович Ахметгалеев, преподаватель, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, Казань

Аннотация

Введение. В любом виде спорта, в силу особенностей соревновательного характера, связанных с эмоциональным напряжением спортсменов, необходимо обеспечение психологической подготовки как в течение тренировочного процесса, так и непосредственно во время соревнований. В боксе такая необходимость особенно актуальна, так как в данном виде спорта спортсмены часто сталкиваются с экстремальными, а в отдельных случаях с критическими ситуациями, для преодоления которых требуется высокий уровень морально-волевых качеств, выдержки и самообладания. Психологическая устойчивость боксеров является одной из важнейших составляющих для обеспечения надлежащей степени готовности к спортивным достижениям, ввиду чего важно выявить как

практическую значимость и степень применения психологической подготовки на практике, так и потребность в ее улучшении и доработке. Для получения данной информации и ее анализа было проведено анкетирование для выявления особенностей отношения тренеров к психологической подготовке в боксе. Целью данного исследования является определение мнения тренеров о влиянии психологической подготовки на соревновательную деятельность в боксе. Методика и организация исследования. Было проведено анкетирование 28 тренеров по боксу различного возраста, стажа занятий, работающих на территории Российской Федерации и в Республике Казахстан. Результаты исследования. Проведенное исследование показало высокую значимость психологической подготовки в боксе по мнению тренеров, а также необходимость ее дальнейшего улучшения в некоторых аспектах. Вывод. Исходя из результатов выполненной работы можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка является одной из важнейших составляющих в подготовке боксеров к соревнованиям, а также была выявлена необходимость в её совершенствовании и акцентировании на ней большего внимания в применении на практике.

Ключевые слова: психологическая подготовка, эмоциональное напряжение, бокс, тренеры, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p579-583

FEATURES OF ATTITUDE OF COACHES TO PSYCHOLOGICAL PREPARATION

IN BOXING

Oleg Borisovich Solomakhin, the candidate of pedagogical sciences, professor; Denis Vyacheslavovich Mamonov, the master student, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior research associate, Arthur Vladimirovich Bareychev, the senior teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Andrey Vladimirovich Makeichev, the senior teacher, Lenar Mansurovich Akhmetgaleev, the teacher, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev

Abstract

Introduction. In any sport, due to the peculiarities of the competitive nature associated with the emotional stress of athletes, it is necessary to provide psychological preparation both during the training process and directly during the competition. In boxing, such need is especially relevant, since in this sport, athletes often face extreme, and in some cases critical situations, which require high level of moral and volitional qualities, endurance and self-control to overcome them. The psychological stability of boxers is one of the most important components to ensure the appropriate degree of readiness for sports achievements, which is why it is important to identify both the practical significance and degree of application of psychological training in practice, and the need for its improvement and refinement. To obtain this information and analyze it, a survey was conducted to identify the peculiarities of the attitude of coaches to psychological preparation in boxing. The purpose of this study is to determine the impact of psychological preparation on competitive activity in boxing based on the opinion of boxing coaches. Methodology and organization of the study. The survey was conducted of 28 boxing coaches of various ages, length of service, working in the territory of the Russian Federation and in the Republic of Kazakhstan. Research results. The study showed the high importance of psychological training in boxing, according to coaches, as well as the need for its further improvement in some aspects. Conclusion. Based on the results of the work performed, it can be concluded that psychological preparation is one of the most important components in the preparation of boxers for competitions, and the need for its improvement and emphasis on it in practice was identified.

Keywords: psychological preparation, emotional stress, boxing, coaches, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая подготовка боксеров имеет одно из главных значений в соревновательной деятельности для достижения положительных результатов в боксе. Влияние морального состояния спортсмена непосредственно взаимосвязано с уровнем его подготовленности к соревнованиям и использования в полном объеме всех необходимых физических качеств, в том числе и рациональным использованием технических и тактических навыков [4]. Родионов А.В., Горбунов Г.Д., и другие специалисты по психологии в сфере

спорта выделяют психологической подготовке важную роль в спортивной деятельности, особенно при подготовке к соревнованиям [1]. Кроме того, повышенное внимание психологической подготовке уделяется и такими специалистами в области науки о спорте, как Платонов В.Н., Матвеев Л.П. Платонов В.Н. выделяет неотъемлемую связь физической и технической подготовки спортсменов с психологической подготовкой, в частности - с решением проблем психологического стресса в спорте [2, 3].

Несмотря на то, что психологическая составляющая при подготовке боксеров к соревнованиям является одной из важнейших задач в процессе подготовки боксеров к соревнованиям, данному аспекту уделяется недостаточное внимание со стороны как общепринятых стандартов, так и со стороны практики - при построении тренировочного процесса. В «Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «бокс» от 09.02.2021 № 62 требования к психологической подготовке представлены лишь косвенным образом, в отличие от физических качеств, однако психологическая готовность представляет не менее важное значение для достижения поставленных целей на соревнованиях. В связи с изложенным выше, целью нашего исследования является выявление мнения тренеров о психологической подготовке в боксе и особенностях её применения при подготовке к соревнованиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методом анкетирования было опрошено 28 тренеров по боксу, работающих на территории Российской Федерации, а также в Республике Казахстан. В анкетировании участвовали 89% мужчин и 11% женщин. Средний возраст опрашиваемых составлял 36 лет, средний стаж тренерской деятельности - 14 лет. Анкета была составлена на основании вопросов научной статьи: «Анкета для изучения вопросов психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта» Серебренниковой Н.А., Шаган В.П. [5]. В анкету были включены вопросы, необходимые для выявления отношения тренеров по боксу к психологической подготовке и её особенностям при подготовке спортсменов.

Результаты были подвергнуты статистическому анализу с применением одновыбо-рочного критерия хи-квадрат в программе IBM SPSS 20, уровень использованной статистической значимости а=0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На вопрос, касающийся необходимости систематической психодиагностики, большинство тренеров (78,6%, p=0,002) ответили положительно, указав необходимость подобных диагностик, в связи с возможностью корректировать весь процесс подготовки, но в то же время небольшая часть не сочли данную диагностику строго необходимой, а лишь признали частичную необходимость подобного анализа (21,4%).

При ответе на вопрос касательно эффективности психологической подготовки наряду с остальными видами подготовки в боксе (3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние)» теоретической подготовке отдали предпочтение 32,1% тренеров, указав значительное влияние данного вида подготовки на результативность в боксе, 50% опрашиваемых отметили среднее влияние, и 17,9% участников опроса считают, что теоретическая подготовка не является решающим фактором, определяющим рост спортивного мастерства боксёров в сравнении с остальными видами подготовки (p>0,05). В отношении физической (функциональной) подготовки тренеры выразили более высокую значимость в процессе становления мастерства спортсменов: 75% респондентов (p=0,008) отметили функциональную подготовку как одну из наиболее важных составляющих, и 25% опрашиваемых отметили среднее воздействие на успешный исход спортивной деятельности, наряду с остальными видами подготовки. Что касается технико-тактической подготовки, то её важность была отмечена тренерами ещё более выражено: 85,7% участников опроса (p<0,001) обозначили технико-тактическую подготовку как

одну из наиболее существенных среди других приведённых видов подготовки, и только 14,3% тренеров выбрали вариант ответа «среднее влияние». При наличии всех приведённых видов подготовки в вариантах ответов, абсолютно все тренеры отметили значительное влияние психологической подготовки на результативность в боксе - не менее, чем влияние остальных видов подготовки, что свидетельствует о равноценной важности психологической подготовки в боксе, помимо остальных составляющих тренировочного процесса.

На вопрос относительно того, на какой период времени целесообразно осуществлять планирование психологической подготовки спортсменов в боксе, наибольшее количество тренеров (57,1%, р=0,025) выступили за то, чтобы осуществлять планирование психологической подготовки на год, меньшая часть опрашиваемых (25%) отдали предпочтение планированию на конкретные соревнования и лишь некоторые из участников (17,9%) выбрали вариант «на месяц». Отрицательный вариант ответа не был выбран ни в одном из случаев.

В вопросе по направленности психологической подготовки участники анкетирования разделились во мнениях (р>0,05): в качестве наиболее предпочитаемого ответа (50%) выбрали вариант связанный с «собственная саморегуляция» и «изменение психологического статуса соперника», также существенное количество тренеров (35,7%) выбрали только «собственную саморегуляцию» и минимальное количество (14,3%) - отметили только «изменение психологического статуса соперника».

Касательно вопроса целесообразности конкретного практического применения психологической подготовки в тренировочном процессе посредством использования «моделирования ситуаций» в рамках психологической подготовки спортсменов в боксе, тренеры имели различные точки зрения: подавляющее большинство тренеров (64,3%, р=0,001) выбрали вариант а - да, является, некоторые из опрашиваемых (28,6%) выразили некоторое сомнение, но при этом всё же не исключив целесообразность применения «моделирования ситуаций» в рамках психологической подготовки выбрав вариант б - не всегда, в некоторых случаях, и лишь небольшой процент тренеров (7,1%) отметили вариант в - не знаю, не могу ответить.

Половина респондентов (50%, р=0,031) считают, что необходимо преимущественно выполнять проработку морально-волевых качеств спортсмена, готовности к тренировочному и соревновательному процессу, целенаправленности на успех, стремление к победе, также значительное количество тренеров (39,3%) выступают за формирование эмоционально-волевой и чувственной сферы личности спортсмена, которая проявляется в эмоциональном возбуждении, решимости, уверенности, и небольшая часть опрашиваемых (10,7%) считают, что главным образом необходимо развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, анализ, сосредоточенность.

При ответе на вопрос, касающийся выбора времени выполнения работы, направленной на психологическую подготовку спортсменов в боксе, участники разделились во мнениях примерно поровну (р>0,05): одна половина опрошенных тренеров (53,6%) выбрали осуществлять непосредственно во время тренировочного процесса, и вторая половина (46,4%) - во время теоретико-тактических собраний (статистическо-аналитического разбора тренировочной и соревновательной деятельности), что представляет возможным применение психологической подготовки и в первом, и во втором случае.

При определении того, насколько часто уделяется внимание психодиагностике спортсменов на практике, большинство опрашиваемых (53,6%, р=0,009) ответили, что психодиагностика проводится только на начальном этапе подготовительного периода, меньшее количество (39,3%) ответили, что проводится по необходимости, в крайних случаях, если есть видимые проблемы или спортсмен сам просит о помощи, и самый минимальный процент участников опроса (7,1%) ответили, что проводится несколько раз за подготовительный и соревновательный период (в начале, середине, в конце). В то же вре-

мя существенное количество тренеров (p=0,031, 50% тренеров) считают, что необходимо проведение психодиагностики несколько раз за подготовительный и соревновательный период (вначале, середине, в конце), также многие из тренеров (39,3%) выступили за то, чтобы проводить психодиагностику спортсменов только на начальном этапе подготовительного периода, и лишь минимальное оставшееся количество (10,7%) - по необходимости.

Так же в анкете был представлен вопрос, касающийся конкретного направления психологической подготовки, с разделением категорий направлений, каждая из которых оценивалась отдельно. Наиболее важным, по мнению большинства тренеров, принявших участие в опросе (64,3%, p<0,001), является внимательность и концентрация, при этом 17,9% респондентов отметили значимость выше среднего, 10,7% опрашиваемых - среднюю значимость, и 7,1% участников опроса считают, что данные характеристики являются наименее значимыми при имеющихся других вариантах ответа.

ВЫВОДЫ

Данные, полученные при проведении анкетирования, свидетельствуют о том, что все тренеры считают важным и необходимым применение психологической подготовки наряду с теоретической, физической (функциональной) и технико-тактической подготовкой, кроме этого, большинство опрошенных (78,6%, p=0,002) отмечают необходимость использования психодиагностики в ходе учебно-тренировочных занятий. Из всего спектра предложенных вариантов (аспектов) психологической подготовки, наиболее важной, согласно мнению респондентов, является проработка морально-волевых качеств спортсмена (50%, p=0,031). Касательно важности и актуальности конкретного направления психологической подготовки, на которое необходимо акцентировать внимание, большинство участников анкетирования выделили внимательность и концентрацию (64,3%, p<0,001).

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - Москва : Советский спорт, 2007. - 296 с.

2. Матвеев, Л.П. Спортсменам о спортивной форме / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1966. - 56 с.

3. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. -808 с.

4. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. -Москва : Академический проект, фонд «Мир», 2004. - 576 с.

5. Серебренникова Н.А. Анкета для изучения вопросов психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / Н.А. Серебренникова, В.П. Шаган // Наука, образование и культура. - 2019. - № 6. - С. 47-51.

REFERENCES

1. Gorbunov, G.D. (2007), Psychopedagogy of sports, 3rd ed., Soviet sport, Moscow.

2. Matveev, L.P. (1966), Sportsmen about sports uniforms, Physical culture and sport, Moscow.

3. Platonov, V.N. (2004), General theory of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic Literature, Kiev.

4. Rodionov, A.V. (2004), Psychology of physical education and sports, Academic Project, Mir Foundation, Moscow.

5. Serebrennikova, N.A. and Shagan, V.P. (2019), "Questionnaire for studying the issues of psychological preparation of athletes in game sports", Science, education and culture, No. 6, pp. 47-51.

Контактная информация: denis.m7492@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 26.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.