также создания инновационной психотехнологии законотворчества, научно обоснованного единого психологического подхода к законотворческому процессу.
2. Опираясь на современный высокий уровень развития психологических наук, принимая во внимание социально-психологический заказ общества, можно констатировать, что в настоящее время созрели все необходимые условия для разработки психологии законотворчества как теоретико-прикладного направления правовой психологи, а на ее основе — инновационной психотехнологической модели законотворчества. Использование данной психотехнологии позволит значительно повысить эффективность профессиональной парламентской деятельности депутатов.
Литература:
1. Косопкин, А.С. Психология парламентского законотворчества. М.: Наука, 2006. С. 4
2. Юдина, Е.В. Юридическая психология для студентов вузов / под ред. Л.Д. Столяренко. Сер. Шпаргалки [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2005. С. 7.
3. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко [и др.].
- М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 34.
4. Керимов, Д.А. Потребность, интерес, право // Правоведение. 1971. № 4. С. 97.
5. Новик, Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск: Университетское, 1989. С. 26-30.
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
- СПб., 1909. Т. 1. С. 171.
7. Noll, Р. Theorie ter Gesetzgebung. Berlin, 1973. S. 5.
© Кибак И.А., 2011
СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А.В. Горячев, Ю.Н.Казаков
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
A.V. Goryachev, Y.N. Kazakov
PARTICULAR RELATIONSHIP RUSSIAN YOUTH TO PARTICIPATE IN MASS EVENTS OF A POLITICAL NATURE
В статье рассмотрены особенности отношения современной российской молодёжи к политике вообще, и в частности к участию в массовых мероприятиях политического характера, в связи с чем приводятся результаты статистических исследований.
Ключевые слова: молодёжь, социально-политическая активность, политические массовые мероприятия.
In this article аre resulted Russian modern youth basic characteristics of political consciousness, considered features of political mass actions holding, given student's age youth politically directed mass actions attendancestatistics analysis.
Keywords: youth, social-political activity, political mass actions.
Отношение современной молодёжи к политике. Процесс образования нового типа политической культуры в России связан с разрушением прежних систем ценностей, а там где продолжают доминировать старые ценностные ориентации и социальные стереотипы, это зачастую отражается в противоречивых результатах осуществления социально-политических и экономических реформ.
Политическая социализация является неотъемлемым атрибутом функционирования всех типов современных общественных систем. Это производная, составная часть более общего явления - социализации, представляющей собой процесс формирования общественных качеств индивида, его адаптация и включение в социальную среду.
Как явление, политическая социализация охватывает все социальные группы, в том числе и молодежь, а также отдельного индивида, живущего и действующего в обществе. По содержанию она представляет собой непрерывный процесс освоения индивидом политических ценностей и традиций, социальных стереотипов и образцов политического поведения, его включения в различных формах в политику.
Молодежь 90-х годов была мало социализирована, не интересовалась политикой и была слабо включена в общественную и политическую жизнь страны. Совершенно иная ситуация сегодня. Нынешний политический класс, особенно после «оранжевых революций» на постсоветском пространстве, демонстрирует повышенный интерес к молодежи. В стране появилось множество молодежных организации, а большинство партий «обзавелись» «молодежными крыльями», в результате чего возникло ощущение заметной политизации российской молодежи.
Однако результаты исследований этого не подтверждают. Доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности, по-прежнему ничтожно мала. Примерно на том же уровне, что и в 90-х гг., остается число молодых россиян, активно интересующихся политикой. Одновременно сократилась доля молодежи, которая «факультативно» интересуется политикой («от случая к случаю») и с трети почти до половины - не интересуется вовсе. Определенное безразличие молодежи к политике объективно обусловлено. Спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, локализован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Но по мере увеличения социальных связей (институт, армия, работа и т.д.) происходит перераспределение жизненных интересов в сторону общественного и политического участия.
Снижение интереса к политике сопровождается отчетливой тенденцией де-идеологизации как населения в целом, так и молодежи. С 1997г. сократилось число приверженцев всех основных идейно-политических течений современной России -«левых», «правых», «центристов», «национал-патриотов». В наибольшей степени в глазах молодежи потускнела идеология «центризма», претендующая на нахождение некоего синтеза, вбирающая в себя «все хорошее» и отбрасывающая «все плохое» других идеологических доктрин. И, напротив, выросло число тех, кто себя никак идеологически не идентифицирует. Среди старшего поколения фиксируются аналогичные изменения настроений, но не столь значительные. Единственное течение, доля сторонников которого за последние годы не сократилась, - это сторонники самостоятельного русского пути развития. Среди молодежи в возрасте 23-24 лет число симпатизирующих национал-патриотической идеологии сравнительно велико и достигает, в то время как в младших группах (17-21 год) их доля мала. Таким образом, предрасположенность некоторой части молодежи к национальной, а в ряде случаев - националистической идеологии, действительно имеет место.
В среде молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая часть молодежи аполитична (причины - недоверие политикам, большое количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических убеждений. Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных молодых людей.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально.
Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие свидетельствует об ослаблении её влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами. Политические ориентации молодежи тесно связаны с её социально-экономическим положением.
Отношение современной молодёжи к молодежным организациям и движениям. В последнее время появилось множество самых разных молодежных объединений, в том числе и политических. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что среди них крайне мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов. Подавляющее большинство из них - либо молодежные отделения ведущих политических партий, либо политические проекты, созданные старшим поколением для решения каких-то конкретных политических задач. Неслучайно большинство молодежи демонстрируют индифферентное отношение ко многим из них. Лишь пятая часть что-то знает или слышали о деятельности молодежных организаций и движений, в то время как более половины опрошенных ничего о них не знают, а треть затруднились с ответом.
Ровно половина молодежи не смогла или не захотела выразить свои симпатии какому-либо из существующих в современной России молодежному объединению. Небольшая часть симпатизирует «Молодой гвардии» и движению «Наши». Демократические молодежные организации (СПС, «Яблоко») пользуются поддержкой очень небольшой группы молодёжи. Левые молодежные организации вызывают несколько большую поддержку, как и национал-патриотические молодежным движениям. Поскольку в названиях многих молодежных движений присутствует указание на их принадлежность к той или иной политической партии, то можно предположить, что при ответе на вопрос о своих симпатиях многие молодые люди ориентировались не столько на «молодежные крылья» этих партий, сколько на сами эти партии.
При этом на молодежные организации, ни взрослые политические партии не являются в глазах многих россиян, в том числе и молодых, «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя.
Как показывает практика, именно политические партии или молодёжные движения, как правило, являются организаторами политических массовых мероприятий.
Особенности проведения политических демонстраций в современной России. В общемировой практике зачастую политическая демонстрация является формой протеста против ухудшения социально-экономических условий жизни, причём достаточно часто инициатором этих демонстраций является именно прослойка студенческой молодёжи. Однако в России, как видно из таблицы 1, только каждый десятый молодой человек готов выйти на улицы для защиты своих социальных и экономических прав. Подавляющее большинство предпочитает решать вопрос индивидуально, пытаясь повысить своё благосостояние засчёт дополнительных заработков. Значительная часть молодёжи вообще не имеет своего мнения по данному вопросу и полагается на советы родителей. Таким образом, мы видим, что молодёжь России представляет собой достаточно разрозненную, атомизированную, не имеющую консолидированной жизненной позиции массу.
Зачастую, политические демонстрации в России проводятся радикально настроенными политическими движениями: националистическими, леворадикальными и другими. На данные мероприятия собирается большое количество агрессивно настроенных молодых людей, многие из которых находятся в состоянии алкогольного опьянения, что обычно приводит к беспорядкам и столкновениям. Вкупе с активным освещением данных событий в СМИ, всё это создаёт в обществе стереотип политического массового мероприятия, как опасного для общества.
С другой стороны, в России имеет место быть привлечение молодёжи различными молодёжными организациями на массовые политические мероприятия путём предоставления его участникам определённых материальных благ (денежное вознаграждение, льготы при обучении в университете и.т.п.). Такой подход, безусловно, порочен, так как движение, использующее такие методы, полностью дискредитирует себя в глазах общества и вряд ли может рассматриваться как серьёзная политическая сила. Однако, к сожалению, для российской молодёжи, имеющей доминантную установку на получение материальной прибыли (табл. 1), данный метод является весьма действенным и позволяет организаторам решать сиюминутные задачи, такие как обеспечение высокой явки посетителей и, как следствие, создание видимости большой народной поддержки того или иного движения.
Таблица 1
Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, % (Горшков М.К. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М.: ИНаБ № 4, ИС РаН, 2007)
Старшее поколение Молодежь
1997 г. 2007 г. 1997 г. 2007 г.
1. Вступлю в политическую партию 1 1 1 2
2. Приму участие в акциях протеста 19 17 8 11
3. Возьмусь за оружие для отстаивания интересов 5 4 6 4
4. Приму решение о выезде из России в другую страну 5 8 1 2 11
5. Буду изыскивать способы дополнительного заработка 61 73 6 2 59
6. Никак не буду реагировать, буду терпеть дальше 12 14 5 8
7. Поступлю так, как поступят мои родители 1 1 1 0 16
8. Как-то еще 2 3 2 0
9. Затрудняюсь ответить 16
Подводя итог вышеперечисленному, мы можем сказать, что в сознании российского общества политический митинг это: либо сборище агрессивно настроенных юнцов, либо хорошо отрежиссированный спектакль с заранее прописанными ролями. Соответственно интерес людей (в.т.ч. молодых) к посещению данного вида массовых мероприятий будет минимален.
В ходе экспериментального исследования группы учащейся молодёжи, нами были получены следующие результаты:
1) Политические демонстрации посещаются студентами крайне редко: всего 3% опрошенных нами студентов заявили, что регулярно посещают массовые политические мероприятия. Большинство студентов предпочитают посещать мероприятия, носящие нейтральную политическую окраску -музыкальные концерты, городские праздники, реже - спортивные состязания.
2) Половина опрошенных студентов считают политические демонстрации и митинги наиболее опасными массовыми мероприятиями с точки зрения возникновения происшествий. При этом большинство студентов полагает, что на данных мероприятиях возможны такие происшествия, как драки и столкновения участников митингов друг с другом и с силами правопорядка. Таким образом, исходя из полученных сведений, мы можем сделать следующий вывод.
Молодёжь не считает нужным и интересным для себя посещать политические демонстрации ввиду следующих причин:
- отсутствие веры у молодёжи в возможность отстоять свои взгляды и позиции с помощью политических акций (табл. 1);
- несоответствие программ молодёжных политических движений (а значит и акций, проводимых этими движениями) реальным целям и интересам молодёжи, отсутствие авторитета молодёжных организаций среди самих молодых людей;
- социальная апатия значительной части молодых людей;
-опасность столкновений с полицией и возникновения других происшествий в связи с частым посещением политических демонстраций радикально настроенными группами граждан.
Возвращение студенческой молодёжи к активной политической жизни является важнейшей задачей российского общества. Ни для кого не секрет, что молодого человека, не имеющего сформированных политических взглядов, гораздо легче втянуть в различные радикальные политические движения. Мы видим решение данной проблемы в приведении в соответствие целей основных молодёжных движений и реальных проблем молодых людей, предоставления возможностей для их самореализации и самовыражения в рамках молодёжных политических движений.
© Горячев А.В., 2011 © Казаков Ю.Н., 2011
ПСИХОЛОГИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
А.А. Благинин, И.В. Ольховая