Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ / ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ / ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубец Ольга Дмитриевна, Меженин Михаил Сергеевич

В статье рассматривается болезнь ребенка как фактор, влияющий на тип отношения к нему родителей. Тип отношения к ребенку рассмотрен в паре с понятием «отношение к болезни ребенка». Приведены результаты эмпирического исследования, описаны направления деятельности по профилактике деструктивных типов отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стародубец Ольга Дмитриевна, Меженин Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF PARENTS TO A CHILD IN FAMILIES RAISING A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITY

The article considers the child's illness as a factor affecting the type of attitude of parents to the child. The type of attitude to the child is considered in conjunction with the concept of «attitude to the child's illness». The results of an empirical study are presented, the directions of activities for the prevention of destructive types of attitudes are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

УДК 159.923

Стародубец Ольга Дмитриевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: olstar73@mail.ru Меженин Михаил Сергеевич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: numbskinned@yandex. ru Starodubets Olga Dmitrievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: olstar73@mail.ru Mezhenin Mikhail Sergeevich Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: numbskinned@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF PARENTS TO A CHILD IN FAMILIES RAISING A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITY

Аннотация. В статье рассматривается болезнь ребенка как фактор, влияющий на тип отношения к нему родителей. Тип отношения к ребенку рассмотрен в паре с понятием «отношение к болезни ребенка». Приведены результаты эмпирического исследования, описаны направления деятельности по профилактике деструктивных типов отношения.

Аbstract. The article considers the child's illness as a factor affecting the type of attitude of parents to the child. The type of attitude to the child is considered in conjunction with the concept of «attitude to the child's illness». The results of an empirical study are presented, the directions of activities for the prevention of destructive types of attitudes are described.

Ключевые слова: отношение к ребенку, отношение к болезни, легкая умственная отсталость.

Key words: attitude to the child, attitude to the disease, mild mental retardation.

DOI: 10.22250/20730284_2023_100_79

Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного психологического сопровождения данной категории семей. Чтобы сопровождение было эффективно, необходимо знать психологический портрет, атмосферу семьи и модель ее поведения в отношении ребенка.

Начнем с анализа ключевых понятий: А. Варга и В. Столин определяют отношение родителей

к своему ребенку как «систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка» [2].

Родительское отношение - один из важнейших компонентов, формирующих личность ребенка. Исходя из родительского отношения, ребенок формирует представление о себе, о людях, об окружающем мире в целом. Модель поведения родителей с ребенком формирует его ценности, уверенность в защищенности (или незащищенности), собственной значимости. А. Варга и В. Столин выделяют пять параметров родительского отношения:

«Принятие - отвержение» - эмоциональное отношение к ребенку.

«Кооперация» - стремление родителя встать на точку зрения ребенка в спорных вопросах.

«Симбиоз» - межличностная дистанция в общении с ребенком, когда родитель старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино, постоянно ощущая тревогу за ребенка.

«Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ему во всем свою волю.

«Маленький неудачник» - стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель не доверяет своему ребенку, сетует на его неуспешность и в связи с этим пытается оградить ребенка от трудностей жизни, и непрерывно контролировать его действия.

Когда мы говорим о ребенке с ОВЗ, одной из составляющих родительского отношения будет отношение к его болезни, которое определяется по следующим параметрам (В.Е. Каган, И.П. Журавлева):

1) интернальность. Родитель видит причиной болезни ребенка: себя, или же какие-то не зависящие от родителя факторы;

2) тревожность. Тревожные реакции на болезнь ребенка;

3) нозогиния - степень преувеличения/преуменьшения значимости болезни ребенка;

4) контроль активности - тенденцию родителей к ограничению активности ребенка во время болезни;

5) общая напряженность.

Влияние отношений родителей к детям носит многообразный характер. В семье с «теплыми контактами» и уважительным отношением у детей активнее формируются такие качества как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. В авторитарных семьях формирование этих качеств затрудняется, а в ряде случаев становится невозможным. Г.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в собственном поведении детей и становятся моделью их дальнейших контактов с окружающими. В свою очередь дети, вырастающие в психологически комфортных условиях, строят свои отношения с окружающими на такой моральной основе. «Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство», - отмечал А.С. Макаренко [1, с. 123].

И тут очень важен вопрос, насколько эта модель поведения, сформированная установками родителей, будет удовлетворять потребности ребенка в адаптации. Особенно важно это для детей с ОВЗ, в частности, для детей с интеллектуальными нарушениями, процесс адаптации которых и без того затруднен.

Говоря об интеллектуальных нарушениях, в данном случае мы рассматриваем детей с диагнозом F70: (легкая умственная отсталость). Исследование проводилось на матерях этих детей, средний

возраст ребенка - 12 лет.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга [3]. Это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется в первую очередь нарушением способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Дети с умственной отсталостью нуждаются в дополнительной социализации, особом подходе при воспитании и обучении. Важно выработать такую модель родительского отношения, которая будет способствовать адаптации ребенка и реализации его потребностей. Чтобы понять, какие аспекты родительского отношения подлежат коррекции, было проведено исследование. Цель его - изучение специфики родительского отношения к детям с умственной отсталостью. Понятие «родительское отношение» рассмотрено в паре с понятием «отношение к болезни».

Гипотеза исследования: для родителей в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, характерен высокий уровень тревоги в отношении болезни ребенка, а также высокий уровень общей напряженности. База исследования: ГБУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница». Выборка - 20 человек (женщины) в возрасте от 32 до 39 лет. Методики: Опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).

Рис. 1. Результаты диагностики родительского отношения.

На рис. 1 представлен график «Опросник родительского отношения». Здесь несколько шкал. Первая отражает степень положительного принятия ребенка, одобрение его интересов, планов. Из этого следует, что у большинства родителей выражен средний уровень принятия, у 15 % опрошенных явно преобладает отвержение.

Сразу заметны показатели шкалы кооперации, которая отвечает за проявление взрослым искреннего интереса к деятельности ребенка. У 95% кооперация находится на высоком уровне. Такие показатели весьма прогнозируемы, так как кооперация является простейшим способом сохранить функционирование семьи. Но даже если показатели кооперации предельно высокие, это не обеспечивает столь же высокий уровень принятия ребенка. Разница между кооперацией и принятием заключается в том, что первая реализуется в совместной деятельности, принятие же, обеспечивается внутренним эмоциональным ресурсом родителя. Такие показатели шкалы кооперации можно воспринимать, (по крайней мере в определенной доле случаев) как способ поддержания функционирования семьи

без эмоциональной вовлеченности родителя.

Шкала «Симбиоз» показывает, какую психологическую дистанцию устанавливает родитель со своим ребенком. На высокий и низкий уровни показателей данной шкалы приходится по 5% опрошенных. Среднее распределение значений по этой шкале свидетельствует скорее о соблюдении нормальной психологической дистанции с ребенком.

Стоит обратить внимание и на шкалу «Авторитарная гиперсоциализация». Среди опрошенных 60%демонстрируют средний уровень выраженности данного параметра: авторы методики отмечают, что средний показатель может означать хорошие педагогические способности родителей. У 35% ют низкие показатели по данной шкале, что свидетельствует об ослабленном контроле родителей за действиями ребенка.

Очень важной является шкала «Маленький неудачник». Большинство опрошенных родителей (85%) не считает своего ребенка беспомощным. Скорее, наоборот, неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Это подтверждается и прочими шкалами: «симбиоз», показатели по которой не превышают рамки нормы, а особенно шкала «авторитарная гиперсоциализация», согласно которой у 35% опрошенных контроль за действиями ребенка ослаблен, что противоречит идее, будто ребенок постоянно нуждается в заботе, опеке и внешнем контроле («маленький неудачник»).

Рис. 2. Результаты диагностики отношения к болезни ребенка.

Далее рассмотрим показатели отношения родителей к болезни ребенка (рис. 2). Низкие показатели уровня интернальности говорят о том, что родители очень редко воспринимают себя ответственными за болезнь ребенка, лишь 10 % опрошенных возлагают вину за болезнь полностью на себя, однако и полностью уверенных в своей непричастности родителей нет.

Очень показателен уровень тревоги, с которой большая часть родителей относится к болезни ребенка: у 50% тревога выражена очень явно, еще 50 % демонстрируют нейтральное отношение. В случае с хроническим заболеванием ребенка такие показатели будут считаться нормальными, тем не менее за тревогой может укрываться деструктивный образ действий родителя по отношению к себе и к ребенку. Здесь может быть одно из главных направлений терапии.

Показатели нозогинии свидетельствуют о том, что большинство родителей относится к болезни ребенка нормально, не преувеличивая ее тяжести. Здесь свою роль играет также временной фактор, поскольку средний возраст ребенка с данным типом ОВЗ в исследовании - 12 лет, за такое время у родителей вырабатывается определенный уровень толерантности, и они перестают воспринимать болезнь как потрясение. Тем не менее, 10% опрошенных родителей свойственно занижать

тяжесть болезни, а 5% - преувеличивать.

Шкала «Контроль активности» достаточно однозначна. Опираясь на нее, мы можем сказать, что абсолютному большинству родителей свойственен нормальный уровень ограничений, применяемых к ребенку на время болезни. Она хорошо соотносится со шкалой «Авторитарная социализация» из предыдущего графика, особенно учитывая, что «Контроль активности», распространяется только на болезнь, и в данном случае, умеренные ограничения будут выступать обычным педагогическим приемом.

Таким образом, анализируя весь пласт полученных данных, можно сказать, что по большинству измеренных показателей родители детей с умственной отсталостью находятся в границах нормы. Обобщая, можно заключить, что средний родитель относится к ребенку с умственной отсталостью нормально, не предъявляя сверхтребований, и без пренебрежительного отношения. Обратить внимание стоит также и на особенно выраженный высокий уровень кооперации, который может объясняться необходимостью действовать совместно для обеспечения благополучия ребенка и семьи. Если же говорить о перспективах терапевтической и психокоррекционной работы, то основной проблемой тут видится высокий уровень тревоги относительно болезни ребенка, который выражен у многих опрошенных родителей. В планах - разработка тренинга, направленного на увеличение толерантности к неопределенности родителей детей с данным типом ОВЗ, с тем, чтобы уменьшить уровень психологического дискомфорта, который сказывается на детях.

1. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: В 3 т.- М., 1983. - Т. 1. - С. 123.

2. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / редактор-составитель Д.Я. Райго-родский. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002. - 667 с.

3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.