Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ К ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ К ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ / ВЛИЯНИЕ УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дударева Александра Андреевна, Атрушкевич Алина Юрьевна

В данной статье представлены результаты исследования, направленного на изучение отношения педагогов к школьной травле. В ходе работы был разработан опросник «Отношение учителей к буллингу», в дальнейшем проверенный на гомогенную надежность, исходя из которой из опросника были убраны слабо коррелирующие друг с другом пункты. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о негативном отношении учителей к явлению школьной травли. Однако одновременно с этим около трети опрошенных педагогов считает себя некомпетентными в вопросах профилактики буллинга. Поскольку именно учителя несут ответственность за формирование климата в детском коллективе, а также всестороннее развитие личности в целом, изучение отношения и установок педагогов, связанных с буллингом, может помочь в определении способов профилактики школьной травли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дударева Александра Андреевна, Атрушкевич Алина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ATTITUDE OF TEACHERS OF SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF KARELIA TO BULLYING AT SCHOOL

This article presents the results of a study aimed at studying the attitude of teachers to school bullying. In the course of the work, the questionnaire "Teachers' attitude to bullying" was developed, later tested for homogeneous reliability, based on which weakly correlating points were removed from the questionnaire. The results obtained during the study indicate a negative attitude of teachers to the phenomenon of school bullying, but at the same time, about a third of the teachers surveyed consider themselves incompetent in the prevention of bullying. Since it is teachers who are responsible for the formation of the climate in the children's collective, as well as the comprehensive development of the personality as a whole, studying the attitudes and attitudes of teachers regarding bullying can help in determining ways to prevent school bullying.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ К ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАЕ

Психология

Т. 7, № 4. С. 47—51

Научная статья УДК 159.9

ДУДАРЕВА Александра Андреевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) alexandradudareva2001@gmail.com

Алина Юрьевна

АТРУШКЕВИЧ

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) atrushkevich.alina@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ К

ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ

Благодарности. Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, № соглашения КГРК-21/Н5-18.

Для цитирования: Дударева А. А., Атрушкевич А. Ю. Особенности отношения педагогов школ Республики Карелия к травле в школе // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 4. С. 47—51.

Несмотря на большое количество научных статей, исследований и множество разработанных рекомендаций, проблема буллинга в школе остаётся по-прежнему актуальной. Педагог — это именно тот взрослый, который может предотвратить развитие процесса травли в классе или помочь ученикам с ней справиться. Именно отношение педагога к приемлемости агрессивного поведения и его внимание к межличностным отношениям в классе могут сыграть ключевую роль в борьбе с буллингом. В научной психологической литературе недостаточно работ об отношении учителей к школьной травле. Также отсутствуют и инструменты, с помощью которых можно выявить отношение педагогов к травле.

В каждой научной работе, связанной с травлей в школе, можно найти определение буллинга. При этом единого общепринятого понятия нет, и это значительно осложняет развитие борьбы с этим явлением.

В публикациях российских педагогов, психологов, социальных работников используется понятие «буллинг» в значении, которое дано в книге «Детская и подростковая психотерапия» под общей редакцией Д. Лэйна и Э. Миллера: это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Содержание этого понятия совпадает с описанием буллинга у Д. Олвеуса [Теплова : 196].

Это определение передаёт основную суть данного явления, но не учитывает все его

Принята к публикации: 12.10.2022; Размещена в сети: 25.12.2022

Научный руководитель:

Теплова Лидия Ивановна Рецензент: А. А. Малышко

Статья поступила: 14.09.2022;

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования, направленного на изучение отношения педагогов к школьной травле. В ходе работы был разработан опросник «Отношение учителей к буллингу», в дальнейшем проверенный на гомогенную надежность, исходя из которой из опросника были убраны слабо коррелирующие друг с другом пункты. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о негативном отношении учителей к явлению школьной травли. Однако одновременно с этим около трети опрошенных педагогов считает себя некомпетентными в вопросах профилактики буллинга. Поскольку именно учителя несут ответственность за формирование климата в детском коллективе, а также всестороннее развитие личности в целом, изучение отношения и установок педагогов, связанных с буллингом, может помочь в определении способов профилактики школьной травли.

Ключевые слова: школьная травля, влияние учителя, учитель, образовательная среда, профилактика буллинга

отличительные черты. Более всеобъемлющий характер носит определение Е. Роланда: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [Волкова : 22].

Таким образом, мы можем определить буллинг как насилие, которое осуществляется систематически и продолжительное время одним человеком или группой лиц по отношению к более слабому с физической или психологической стороны человеку.

В психологической литературе по теме школьной травли приведены исследования влияния особенностей личности учителя на частоту возникновения травли, вовлеченность учеников в травлю, а также на степень виктимизации ребенка [Новикова : 7]. От личности учителя зависит формирование норм общения в классе, степень безопасности среды, установление благоприятного психологического климата и здоровой конкуренции [Утемисова : 3].Таким образом, педагог играет ключевую роль в развитии не только всего коллектива в целом, но и каждого ребенка в частности. Именно поэтому так важно изучить установки учителя, его отношение к проблеме школьной травли. Ведь только так можно понять, почему данная проблема сохраняет свою актуальность, и выяснить, какие меры необходимы для ее решения.

В ходе изучения научной литературы на данную тему было найдено множество статей, которые изучают роль учителя в детерминации и предупреждении буллинга в образовательной среде, дают рекомендации учителю для профилактики буллинга и т.д. Однако тема отношения педагогов к школьной травле недостаточно изучена.

Целью нашего исследования является изучение отношения педагогов к буллингу. Для этого были опрошены 70 учителей разных школ города Петрозаводск и Пряжинского городского поселения. 61 % из них работает в качестве классных руководителей. Опыт работы респондентов - от года до более чем 15 лет: 37 % учителей имеют опыт работы до 5 лет, 17 % - от 5 до 15 лет, 46 % учителей имеют опыт работы более 15 лет. Опрос был предъявлен испытуемым посредством как бумажных анкет, так и гугл-формы. В анкете можно было указать свое имя или псевдоним. Большая часть учителей предпочла указать имя.

Для выявления отношения педагогов был разработан список, состоящий из 54 утверждений. Одни утверждения были направлены на выявление отношения к явлению травли в школе, другие - на то, как педагог понимает свою роль в случае школьной травли. После проведения опроса пункты подверглись статистическому анализу по шкале надежности с использованием коэффициента альфа Кронбаха. В результате анализа были получены коэффициенты по шкале «Отношение к буллингу» - 0,678 по шкале «Роль педагога в ситуации травли» - 0,667. Проведенный анализ позволил подготовить набор суждений для дальнейшей работы над опросником.

В ходе исследования нами было определено, что учителя негативно относятся к школьной травле.

1

■ отношение

■ негативное- отношение

■ абсолютно неглнвное йтнспиение

Рис. 1. Отношение учителей к буллингу (%)

При изучении диаграммы (рисунок 1) можно увидеть, что большинство учителей имеет абсолютно негативное отношение (70 %) и негативное отношение (29 %) к буллингу. Нейтрально к школьной травле относится лишь 1 % преподавателей, и никто из респондентов не относится к данному феномену положительно.

7

■ негативное отношение

■ нейтральное отношение

■ позитивное отношение

Рис. 2. Отношение учителей к их участию в разрешении школьной травли (%)

В соответствии с данными Рисунка 2, большая часть респондентов нейтрально относятся к участию в разрешении школьных конфликтов. 7 % испытуемых относятся к этому негативно, а 29 % - позитивно. Никто из учителей не ответил по данной шкале на уровне «абсолютно позитивно». Так, большинство учителей не считают важным вмешиваться в школьный конфликт.

При подробном изучении ответов педагогов на вопросы опросника были сформулированы следующие выводы: практически все учителя (95 %) считают травлю в школе неприемлемым явлением. Примерно такое же количество опрошенных педагогов уверено, что игнорировать конфликт между учащимися нельзя (97 %). Большая часть преподавателей считает обязанностью педагога в случае фиксации явления травли в классе уведомлять об этом администрацию школы (83 %). Также практически все респонденты считают, что при возникновении ситуации травли учитель должен вмешаться (98 %).

Педагоги считают важным работу с детьми и школьным коллективом и установление позитивных взаимоотношений в нем. Так, учителя готовы оказывать поддержку ученику, оказавшемуся в роли жертвы, и считают, что загруженность педагога не является причиной игнорировать работу по оптимизации межличностных отношений учеников.

Учителя уверены, что вся психологическая атмосфера в школе должна быть неприемлемой для возникновения школьной травли (88 %). Множество респондентов (82 %) огорчает любое неконструктивное общение учеников друг с другом. Большинство педагогов (90 %) утверждает, что вызвать беспокойство могут ситуации не только физического причинения вреда ученику другими учителями. Соответственно, может быть сделан вывод, что преподаватели обращают внимание и на другие виды проявления насилия: психологическое насилие и кибербуллинг. Так, для учителей является серьезной проблемой то, что в классе может быть ученик, с которым никто не желает общаться (92 %).

Также стоит отметить, что для педагогов важно сотрудничество с родителями в разрешении подобного рода ситуаций. Это подтверждает тот факт, что 90 % респондентов подчеркивают необходимость приглашения родителей в случае конфликта в ученическом коллективе. Также большой процент педагогов (87 %) считает, что воспитанием правил общения детей должны заниматься не только сами учителя, но и родители. Кроме этого, учителям важно и сотрудничество со школьными психологами и социальными педагогами, поскольку 78 % испытуемых отмечают, что в случае нарушения коммуникации между

учениками самым правильным решением является обращение к психологу или социальному педагогу.

Присутствует ряд вопросов, по которым мнение опрошенных педагогов неоднозначно: треть учителей (33 %) на вопрос «В силах педагога школы избежать явления буллинга» отвечает «И да и нет, пополам» что может свидетельствовать о неуверенности учителей в своих способностях и возможностях в решении данной проблемы, а также может подтвердиться и тем, что 24 % опрошенных заявляют о недостаточности компетенций учителя для разрешения конфликтов между учениками. Больше трети опрошенных (38 %) предполагают, что школа не может самостоятельно справиться с агрессивными проявлениями учеников.

К тому же необходимо обратить внимание на пункты опросника, отражающие уровень информированности учителей в вопросах, связанных с решением подобных ситуаций. Так, треть опрошенных педагогов (33 %) считает эффективным поставить виновника издевательств в ситуацию, в которой он может испытать на себе роль жертвы. 30 % учителей отмечают, что эффективно вызывать на педсовет виновников издевательств. Также необходимо отметить и уровень компетенции учителей в вопросах возникновения травли в школе, что отражают следующие полученные результаты: большая часть учителей (63 %) считает, что агрессивные ученики - это плод воспитания семьи, 30 % опрошенных согласны с тем, что жертвами буллинга становятся дети с особенностями внешности или поведения, и их нужно научить вести себя иначе и выглядеть приемлемо.

Таким образом, был сделан вывод, что учителя абсолютно негативно относятся к феномену буллинга. Они понимают, что несут ответственность за детей, а также за социально-психологический климат детского коллектива и хотят и готовы помочь ученикам справиться с ситуацией травли. Также учителя готовы сотрудничать с родителями, психологами и социальными педагогами школ. Однако необходимо отметить недостаточное информирование учителей о способах сопротивления школьной травле и помощи учащимся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волкова Е. Н. Психология подросткового буллинга. Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. 206 с.

Новикова М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78—97.

Теплова Л. И. Психологические характеристики подростков, подвергающихся буллингу в школе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого- педагогические науки. 2020. № 4. С. 196—203.

Утемисова Г. У.Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 27-34.

Original article

Psychology

bachelor's degree, Petrozavodsk State University Alexandra A. DUDAREVA (Petrozavodsk, Russian Federation)

alexandradudareva2001@gmail.com

bachelor's degree, Petrozavodsk State University Alina Yu. ATRUSHKEVICH (Petrozavodsk, Russian Federation)

atrushkevich.alina@gmail.com

FEATURES OF THE ATTITUDE OF TEACHERS OF SCHOOLS OF THE REPUBLIC

OF KARELIA TO BULLYING AT SCHOOL

Abstract. This article presents the results of a study aimed at studying the attitude of teachers to school bullying. In the course of the work, the questionnaire "Teachers' attitude to bullying" was developed, later tested for homogeneous reliability, based on which weakly correlating points were removed from the questionnaire. The results obtained during the study indicate a negative attitude of teachers to the phenomenon of school bullying, but at the same time, about a third of the teachers surveyed consider themselves incompetent in the prevention of bullying. Since it is teachers who are responsible for the formation of the climate in the children's collective, as well as the comprehensive development of the personality as a whole, studying the attitudes and attitudes of teachers regarding bullying can help in determining ways to prevent school bullying.

Keywords: school bullying, teacher influence, teacher, educational environment, bullying prevention

For citation: Dudareva A. A., Atrushkevich A. Yu. Features of the attitude of teachers of schools of the Republic of Karelia to bullying at school. StudArctic Forum. 2022; 7(4): 47—51.

REFERENCES

Novikova M. A. The influence of the school climate on the occurrence of bullying: domestic and foreign research experience // Education issues. 2019. No. 2. P. 78—97.

Teplova L. I. Psychological characteristics of adolescents exposed to bullying at school // Izvestiya Baltiyskaya gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psychological and pedagogical sciences. 2020. No. 4. P. 196—203.

Utemisova G. U. Relevance of the study of the bullying problem: the current state of the problem // Pedagogical education in Russia. 2020. No. 4. P. 27—34.

Volkova E. N. Psychology of adolescent bullying. Nizhny Novgorod : Mininsky University. 2021. 206 p.

Scientific adviser:

Lidia I. Teplova Reviewer: A. Malyshko

Paper submitted on: 09/14/2022; Accepted on: 10/12/2022; Published on: 12/25/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.