Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ К ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ К ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОТНОШЕНИЕ К ТРАВЛЕ / РОДИТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Локтюшева Злата Феликсовн, Дударева Александра Андреевна

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось изучение отношения родителей подростков к явлению буллинга в школе. В ходе работы был разработан специализированный опросник, проверенный на гомогенную надежность с помощью критерия альфа Кронбаха. Полученные результаты свидетельствует о негативном отношении родителей к школьной травле, а также о высокой значимости для них компетенции педагога при работе с детским или подростковым коллективом. Кроме того, было выявлено, что родители осознают ответственность за воспитание своих детей и считают, что травля может прекратиться, если в этот процесс вмешается взрослый человек. Изучение отношения к буллингу родителей как субъектов образовательного процесса позволит определить степень остроты проблемы, и способно повлиять на то, как и в какой степени с ними необходимо работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Локтюшева Злата Феликсовн, Дударева Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE ATTITUDE OF PARENTS OF TEENAGERS TO SCHOOL BULLYING

The article presents the results of a study aimed at studying the attitude of parents of adolescents to the phenomenon of bullying at school. In the course of our work, we developed a specialized questionnaire tested for homogeneous reliability using the Cronbach's alpha criterion. The results obtained indicate the negative attitude of parents to school bullying, as well as the high importance for them of the teacher's competence when working with a children's or adolescent team. In addition, it was revealed that parents are aware of the responsibility for the upbringing of their children and believe that bullying can stop if an adult intervenes in this process. Studying the attitude of parents to bowling as subjects of the educational process will determine the severity of the problem, determine how and to what extent it is necessary to work with them.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ К ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

Т. 7, № 4. С. 62—67

Научная статья УДК 159.9

ЛОКТЮШЕВА Злата Феликсовна

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Психология

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) loktyulen@icloud.com

ДУДАРЕВА Александра Андреевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) alexandradudareva2001@gmail.com

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕМ ПОДРОСТКОВ К ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛЕ

Научный руководитель:

Теплова Лидия Ивановна Рецензент: Е. О. Бурачевская

Статья поступила: 05.09.2022; Принята к публикации: 12.10.2022; Размещена в сети: 25.12.2022

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось изучение отношения родителей подростков к явлению буллинга в школе. В ходе работы был разработан специализированный опросник, проверенный на гомогенную надежность с помощью критерия альфа Кронбаха. Полученные результаты свидетельствует о негативном отношении родителей к школьной травле, а также о высокой значимости для них компетенции педагога при работе с детским или подростковым коллективом. Кроме того, было выявлено, что родители осознают ответственность за воспитание своих детей и считают, что травля может прекратиться, если в этот процесс вмешается взрослый человек. Изучение отношения к буллингу родителей как субъектов образовательного процесса позволит определить степень остроты проблемы, и способно повлиять на то, как и в какой степени с ними необходимо работать. Ключевые слова: буллинг, безопасность образовательной среды, отношение к травле, родители школьников, школа

Благодарности. Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, № соглашения КГРК-21/Н5-18.

Для цитирования: Локтюшева З. Ф., Дударева А. А. Выявление отношения родителей подростков к школьной травле // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 4. С. 62—67.

Современное общество стремительно меняется, и неустойчивая социокультурная ситуация влияет в том числе на школьную среду. На сегодняшний день остается актуальной проблема травли в школе, с которой сталкиваются подростки, родители и педагоги. Четверть современных российских подростков хотя бы раз участвовала в буллинге, 13% школьников становились жертвами этого явления. [Соловьев : 3]. Часто родители или не знают о проблемах ребенка в школе, или пытаются решить ее неконструктивно. Огромное влияние на риск возникновения травли оказывает отношение к данному явлению всех субъектов образовательной среды, в том числе и родителей. В научной психологической литературе нет исследований, направленных на изучение отношения к школьной травле. Помимо этого, нет и специализированных инструментов, с помощью которых его можно выявить.

Одной из основных трудностей, связанных с исследованием буллинга, является отсутствие общепринятого определения данного явления.

Классическим считается определение, предложенное Д. Олвеусом: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [Волкова : 21]. Это определение, в целом, сохраняет свою актуальность, но не затрагивает все аспекты данного явления. Более всеобъемлющий характер носит определение Е. Роланда: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со

стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [Волкова : 22].

Критериями буллинга, позволяющими отличить его от других видов деструктивных воздействий, являются следующие: неоднократность и/или периодичность травматических действий; умысел, намеренность нанесения вреда; неравенство возможностей жертвы и обидчика (физическое и/или социальное превосходство обидчика); невозможность для жертвы покинуть или прекратить ситуацию, провоцирующую или воспроизводящую преследование. [Волкова : 24]

Таким образом, на основе проведённого анализа был сделан вывод о том, что под понятием «буллинг» понимается насилие, которое осуществляется систематически и продолжительное время одним человеком или группой лиц по отношению к более слабому с физической или психологической стороны человеку, который в сложившейся ситуации оказывается не способным себя защитить и лишен возможности ее покинуть. Эти действия выполняются для получения психологического и физического удовлетворения обидчиком.

Данное исследование направлено на изучение травли, происходящей во время образовательного процесса, поэтому также важно определить, какие формы может принимать буллинг в образовательном учреждении.

В настоящее время определено несколько видов школьной травли. Так, Н.А. Гришаева выделяет физическое и психическое насилие в буллинге [Гришаева : 66]. А.А. Бочавер дополняет этот список такой разновидностью травли, как кибербуллинг. [Бочавер : 179].

Исходя из этого можно выделить такие основные формы буллинга как физический, психологический (эмоциональный) и кибербуллинг.

Чтобы всесторонне рассмотреть проблему родительского отношения к школьной травле, необходимо также проследить их отношение к каждому из проявлений данного явления.

В настоящее время достаточно большое количество исследований посвящено проблеме буллинга как в зарубежной, так и в отечественной психологии. С различных сторон рассматриваются вопросы от методов и методик выявления и диагностики и возможностей профилактики буллинга в современной образовательной среде до изучения индивидуальных и средовых закономерностей возникновения данного явления.

К сожалению, работ, посвященных выявлению отношения субъектов образовательной среды к буллингу, недостаточно, несмотря на тот факт, что социальные установки окружающей ребенка среды по отношению к агрессии и насилию в целом, влияют на возможность возникновения данного явления. Это подтверждает необходимость дальнейшего изучения как темы насилия и буллинга в целом, так и отношения к ним.

Целью исследования было изучение отношения родителей школьников к буллингу.

В исследовании приняло участие 130 родителей школьников в возрасте от 23 до 55 лет, среди которых 124 женщины и 6 мужчин. Соответственно, важно отметить преобладание женского контингента в выборке. Дети испытуемых обучаются с 1 по 11 классы в школах Республики Карелии. Методика была предъявлена респондентам в электронном виде, посредством гугл-формы. Опрос проходил анонимно.

В силу отсутствия инструментов для изучения отношения родителей к школьной травле был создан специализированный опросник, состоящий из 42 пунктов. В результате обработки результатов по критерию альфа Кронбаха было выявлено наличие двух шкал (отношение родителей к травле и роль взрослых в ситуации травли). Также были выделены 6 пунктов, слабо коррелирующих с основными шкалами, поэтому при подсчете результатов они не учитывались.

В ходе исследования было выяснено, что почти все родители негативно относятся к явлению школьной травли. Это иллюстрируют результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Отношение родителей к школьной травле (%)

Рассматривая круговую диаграмму (рис. 1), отражающую отношение родителей к буллингу, можно отметить, что 58% родителей имеют абсолютно негативное отношение к школьной травле, а 38% родителей негативное отношение. Лишь 1% испытуемых считает школьную травлю приемлемой, и 3% родителей нейтрально относятся к этому феномену.

По данной шкале можно получить минимум 19 и максимум 95 баллов. При выявлении связи между возрастом ребенка и отношением родителей к школьной травле были получены следующие результаты: средний балл родителей, чьи дети ходят в начальную школу, составляет 80 баллов, в среднюю - 79 баллов, в старшую - 81. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение родителей к буллингу не зависит от возраста их ребенка.

Также была проанализирована связь между отношением родителей к буллингу и количеством детей в семье. Так, было определено, что чем больше детей в семье, тем хуже родительское отношение к школьной травле.

Перейдем к рассмотрению результатов, отражающих отношение родителей к участию взрослых в разрешении школьной травли, представленных на рисунке 2.

■ абсолютно позитивное отношение ■ позитивное отношение

■ нейтральное отношение

Рис.2. Отношение родителей к участию взрослых в разрешении школьной травли (%)

При рассмотрении результатов, полученных с помощью опросника, можно утверждать, что испытуемые отводят ключевую роль в разрешении ситуации травли в школе взрослым. Так, 70% испытуемых считают, что при возникновении ситуации буллинга должны вмешиваться как учителя, так и родители (рис. 2). 9% родителей нейтрально относятся к участию взрослых в разрешении школьных конфликтов. Родители, считающие, что взрослые вмешиваться не должны, отсутствуют.

Было выяснено, что чем больше детей в семье, тем лучше отношение родителей к участию взрослых в разрешении ситуации школьной травли. Также были проанализированы

результаты, иллюстрирующие отношение родителей к участию и роли педагогов в разрешении ситуации буллинга, представленные на рисунке 3.

4 1

я абсолютно позитивное отношение ■ позитивное отношение » нейтральное отношение * негативное отношение

Рис.3. Отношение родителей к участию педагогов в разрешении школьной травли (%)

Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что для родителей школьников важен профессионализм преподавателя, поскольку лишь 1% испытуемых считает, что при буллинге учитель не должен вмешиваться, и 4% имеют нейтральное отношение к данной проблеме. Для остальных участников исследования важно, чтобы учитель пресекал травлю в школе (рис. 3).

Также важно проследить отношение и готовность родителей к собственному участию в разрешении проблемы школьной травли; отражающие данный фактор результаты представлены на рисунке 4.

■ абсолютно позитивное отношение • позитивное отношение

■ нейтральное отношение

Рис.4. Отношение родителей к своему участию в разрешении школьной травли (%)

Большая часть родителей готова брать ответственность за пресечение травли в школе и на себя, поскольку в ходе исследования люди, которые негативно относились бы к своему участию в травле, отсутствуют. Всего 21% респондентов индифферентно относится к данному вопросу, остальные родители считают, что должны вмешаться в ситуацию, связанную с буллингом (рис. 4).

При подробном рассмотрении ответов родителей на пункты опросника были получены следующие результаты: по мнению респондентов, важную роль в разрешении школьных конфликтов играет учитель. Так, 92% родителей считает, что если учитель зафиксировал явление травли в классе, то он обязан сообщить об этом родителям. Кроме того, для родителей

важно, чтобы учитель занимался сплочением класса, поскольку почти все респонденты полагают, что классному руководителю следует заниматься установлением доброжелательного социально-психологического климата в детском или подростковом коллективе (96%).

Большинство родителей полагает, что психологическая атмосфера должна быть такой, чтобы травля как явление не возникала. 83% родителей считают, что предотвратить травлю помогает взаимное уважение педагогов и учеников. 93% родителей считают необходимостью для учителя быть в тесной связи с родительским коллективом, чтобы предупредить притеснения кого-либо в классе. Родители считают, что дети в случае травли должны обращаться к учителям. Кроме того, родители в большинстве своем считают, что учителя могут предотвратить школьную травлю. Таким образом, для родителей является важным профессионализм учителей, их умение сплотить коллектив и создать благоприятную школьную атмосферу. Помимо этого, родители готовы идти на сотрудничество с учителями и помогать в разрешении конфликтов. Они доверяют педагогам, опираются на их авторитетность и хотели бы, чтобы дети делились с педагогами своими проблемами.

Сами же родители, по мнению респондентов, должны заниматься воспитанием правил общения детей (70%) и нести ответственность за поступки своего ребенка (89%). Важно отметить, что родители школьников не считают, что помощь ребенку, находящемуся в позиции жертвы, ведет к несамостоятельности - тем самым можно понять, что родители готовы поддержать и защитить своих детей в ситуации школьной травли. Далее было выяснено, что 94% родителей считают, что их дети всегда могут обратиться к ним за помощью. Более половины опрошенных родителей (67%) не согласны с тем, что только перевод ребенка в другую школу будет эффективным решением в ситуации травли. В целом, можно отметить, что родители считают, что психологическая травма жертвы буллинга, самих агрессоров и даже наблюдателей травли, оказывает негативное влияние на личность.

Если касаться темы кибербуллинга, то родители школьников полагают, что травля в интернете может представлять серьёзную опасность (90%).

В завершении необходимо отметить, что 98% родителей против школьной травли. Однако интересно отметить, что на утверждение «Я считаю, что наказывать ребенка физически - неприемлемо» лишь 60% испытуемых ответили, что абсолютно не согласны с утверждением, 25% отметили, что не согласны, однако бывают исключения.

Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что родители не воспринимают школьную травлю как норму и готовы помочь своим детям пережить ее. Также для родителей важно сотрудничество с учителями, поскольку они опираются на их авторитетность и опыт работы с детскими коллективами. Кроме того, необходимо отметить, что они осознают ответственность за воспитание своих детей и понимают, что школьная травля может закончиться, если вмешается авторитетный взрослый. Результаты исследования демонстрируют, что в современной школе важно создавать родительские собрания, лекции, вебинары и прочие мероприятия, направленные на просвещение родителей в данной проблеме и способах ее решения. Также важно развитие профессиональной компетентности в этой теме среди учителей, поскольку именно на них возлагают ответственность родители.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бочавер А. А. Кибербуллинг : травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177—191.

Волкова Е. Н. Психология подросткового буллинга. Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. 206 с.

Гришаева Н. А. Буллинг в школе // Психологические науки : теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). Москва : Буки-Веди, 2015. С. 66—68.

Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3. С. 13—17.

Original article

Psychology

bachelor's degree, Petrozavodsk State University Zlata F. LOKTUSHEVA (Petrozavodsk, Russian Federation)

loktyulen@icloud.com

bachelor's degree, Petrozavodsk State University Alexandra A. DUDAREVA (Petrozavodsk, Russian Federation)

alexandradudareva2001@gmail.com

IDENTIFICATION OF THE ATTITUDE OF PARENTS OF TEENAGERS TO

SCHOOL BULLYING

Abstract. The article presents the results of a study aimed at studying the attitude of parents of adolescents to the phenomenon of bullying at school. In the course of our work, we developed a specialized questionnaire tested for homogeneous reliability using the Cronbach's alpha criterion. The results obtained indicate the negative attitude of parents to school bullying, as well as the high importance for them of the teacher's competence when working with a children's or adolescent team. In addition, it was revealed that parents are aware of the responsibility for the upbringing of their children and believe that bullying can stop if an adult intervenes in this process. Studying the attitude of parents to bowling as subjects of the educational process will determine the severity of the problem, determine how and to what extent it is necessary to work with them. Keywords: bullying, educational environment safety, attitudes towards bullying, students' parents, school

For citation: Loktusheva Z. F., Dudareva A. A. Identification of the attitude of parents of teenagers to school bullying.

StudArctic Forum. 2022; 7(4): 62—67.

REFERENCES

Bochaver A. A. Cyberbullying: harassment in the space of modern technologies // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. No. 3. P. 177—191.

Grishaeva N. A. Bullying at school // Psychological sciences : theory and practice : materials of the III International Scientific Conference (Moscow, June 2015). Moscow : Buki-Vedi, 2015. P. 66—68.

SolovyovD. N. Model of bullying prevention among teenage schoolchildren // Online journal "SCIENCE Studies". 2014. No. 3. P. 13—17.

Volkova E. N. Psychology of adolescent bullying. Nizhny Novgorod : Mininsky University, 2021. 206 p.

Scientific adviser:

Lidia I. Teplova Reviewer: E. Burachevskaya

Paper submitted on: 09/05/2022; Accepted on: 10/12/2022; Published on: 12/25/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.