Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ОЦЕНКА / БЕЛОРУССКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Островский Артём Михайлович

Проведённое экспериментальное обследование белорусских юношей и девушек позволило более полно изучить особенности их отношения к своему здоровью. Очевидно практическое значение данного исследования для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью у белорусской молодёжи. Только на основе такого изучения может быть разработан и применён курс коррекционно-развивающих занятий, ориентированных на изменение отношения белорусской молодёжи к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Островский Артём Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES TOWARDS THEIR HEALTH AT THE BELARUSIAN YOUTH

Conducted a pilot survey of Belarusian young people allowed to more fully examine the features of their attitude towards their health. Obvious practical importance of this study for possible future work towards appropriate representations about healthy lifestyles and create the installation for the creative attitude to their own health at the Belarusian youth. Only on the basis of such a study can be developed and applied course correctional-educational activities aimed at changing the attitude of the Belarusian youth to a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЁЖИ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 2. С. 61-68.

УДК 796/799 ББК 75.0

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЁЖИ

А. М. Островский

УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, Белоруссия

Проведённое экспериментальное обследование белорусских юношей и девушек позволило более полно изучить особенности их отношения к своему здоровью. Очевидно практическое значение данного исследования для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью у белорусской молодёжи. Только на основе такого изучения может быть разработан и применён курс коррекционно-развивающих занятий, ориентированных на изменение отношения белорусской молодёжи к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, оценка, белорусская молодёжь.

Здоровый образ жизни — важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее развитие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов личности в интересах общества и всестороннее удовлетворение человеческих потребностей, основанных на высоконравственной морали [7]. Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является физическое и духовное развитие молодёжи, мотивация к здоровому образу жизни [4; 5].

Проблемы здоровья и здорового образа жизни традиционно рассматривались медициной, затем к ним обратилась клиническая и общая психология. В последнее время эти проблемы вошли в сферу интересов социальной психологии, которая занялась исследованием механизмов, ориентирующих на здоровый образ жизни, его пропагандой, адаптацией к стрессу, изучением эффективности кампаний против табакокурения или употребления наркотиков [6]. Однако наука до сих пор не даёт однозначного ответа на многие вопросы, относящиеся к сущностным характеристикам и критериям здорового образа жизни юношей и девушек, не вскрывает сущности мотивации к здоровому образу жизни, её состав, структуру, функции, уровни развития, процесс её формирования.

Молодёжь находится в группе риска, среди них наибольшее количество употребляющих алкоголь, курящих [2]. Учащиеся и студенты не сразу адаптируются к новым условиям. В процессе адаптации к меняющимся условиям среды они

забывают о своём здоровье, и даже если раньше они вели здоровый образ жизни, правильно питались, занимались спортом, то в условиях обучения многие не имеют такой возможности по тем или иным причинам. Среди учащихся и студентов широко распространены факторы риска дезадаптации к обучению, обусловленные нарушением правил гигиены умственного труда: нарушение сна, низкая двигательная активность, неполноценный отдых в рабочие и воскресные дни. Эти и другие нарушения приводят к раннему утомлению и переутомлению, которые являются факторами риска для здоровья и успешности обучения [3].

В связи с этим научные исследования по проблемам здоровья и здорового образа жизни молодёжи являются актуальными и представляют большую ценность.

Целью исследования является изучение особенностей отношения к своему здоровью у белорусской молодёжи.

Материал и методы исследования. Выборочную совокупность данного исследования составили 300 студентов и учащихся, из них 100 студентов Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, 100 студентов Гомельского государственного педагогического колледжа им. Л. С. Выготского и 100 учащихся средней общеобразовательной школы № 21 г. Гомеля. Возраст испытуемых — от 17 до 22 лет.

Все испытуемые прошли психологическое тестирование, которое было направлено на изучение особенностей отношения к своему здоровью у белорусской молодёжи. Данное тестирование

осуществлялось в несколько этапов, в групповой и индивидуальной форме. Для изучения отношения испытуемых к своему здоровью использовался опросник «Отношение к здоровью» [1], состоящий из 10 вопросов, которые были распределены по четырём шкалам: когнитивной, эмоциональной, поведенческой и ценностно-мотивационной.

Испытуемым раздавали текст опросника и зачитывали следующую инструкцию: «Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 — абсолютно не согласен или совершенно не важно;

2 — не согласен, это не важно;

3 — скорее не согласен;

4 — не знаю (не могу ответить);

5 — скорее согласен, чем нет;

6 — согласен, очень важно;

7 — абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами ответ обведите кружком или

отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и, исходя из этого, выбирайте ответ. Обратите внимание, что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 10. Спасибо за сотрудничество!»

Анализ полученных с помощью опросника данных осуществлялся на нескольких уровнях:

- каждое утверждение было проанализировано в отдельности;

- анализ данных проводился по каждому вопросу (интерпретировались все утверждения, входящие в данный вопрос);

- каждый блок вопросов или шкала были рассмотрены по отдельности (анализировались все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).

При анализе отношения к здоровью выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена,

поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

- на когнитивном уровне: степень осведомлённости или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;

- на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;

- на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;

- на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) использовалась процедура контент-анализа: при анализе определений понятия «здоровье», полученных при исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц — элементов содержания — рассматривались существенные признаки здоровья, а также определялась частота их встречаемости (% от общего числа опрошенных).

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам выполнения задания представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях:

1. Оценка различных сфер жизни, важных для испытуемых в данный момент.

Из семи возможных вариантов ответа на вопрос, относящийся к ценностно-мотивационной сфере личности, 80 % девушек высоко оценили счастливую семейную жизнь как сферу, важную для них в данный момент. Большинство девушек (90 %) оценили очень высоко фактор материального благополучия. 88 % респондентов женского пола высоко оценили наличие верных друзей в их жизни. Подавляющее большинство обследуемых девушек (97 %) очень высоко оценили состояние здоровья как фактор, важный для них в данный момент жизни. Это может говорить о положи-

тельном отношении к своему здоровью среди девушек в возрасте от 17 до 22 лет. 88 % девушек оценили интересную работу как важный в жизни фактор. Такая ценность, как признание окружающих

э была оценена испытуемыми женского пола несколько ниже, 74 % девушек посчитали этот фактор важным в жизни. Фактор независимости высоко оценили 72 % девушек. Что касается испытуемых-юношей, то их ответы на данный вопрос выглядят несколько иначе. 70 % представителей мужского пола оценили семейную жизнь как важный фактор, 92 % юношей очень высоко оценивают материальное благополучие как важную сферу жизни. Этот результат схож с результатом обследования испытуемых-девушек. Абсолютно все юноши (100 %) очень высоко оценили следующие факторы: наличие верных друзей в жизни, состояние здоровья и интересную работу. Это может говорить о том, что юноши, как и девушки, положительно относятся к своему здоровью и считают этот фактор немаловажным в жизни. Признание окружающих было оценено высоко только 72 % юношей, а фактор независимости или свободы высоко оценили 62 % испытуемых мужского пола.

2. Средства, необходимые для того, чтобы добиться успеха в жизни.

Данный вопрос, относящийся к ценностно-мо-тивационной сфере личности, был представлен 7 пунктами. Большое количество испытуемых-девушек (83 %) положительно оценили такой фактор, как хорошее образование. 74 % девушек сочли материальный достаток как фактор, необходимый для того, чтобы добиться успеха в жизни. 81 % представительниц женского пола считают способности фактором, необходимым для успеха. Удачу или везение как фактор, необходимый для того, чтобы добиться успеха в жизни, высоко оценили также 81 % испытуемых. 84 % девушек оценивают фактор здоровья как необходимый для успеха в жизни. Упорство и трудолюбие высоко оценили 82 % девушек. И, наконец, фактор под названием «нужные связи» 76 % девушек сочли необходимым, для того чтобы добиться успеха в жизни. По данному вопросу респонденты-юноши получили следующие результаты. 64 % юношей считают хорошее образование фактором, необходимым для того, чтобы добиться успеха в жизни. Процент испытуемых, высоко оценивший данный пункт, несколько ниже, чем в группе девушек. Возможно, это обусловлено

тем, что девушки более ответственно относятся к получению образования. 70 % испытуемых мужского пола высоко оценивают такой фактор, как материальный достаток. 88 % юношей считают способности фактором, необходимым для успеха. Всего 38 % юношей сочли удачу или везение средством, необходимым для того, чтобы добиться успеха в жизни. Этот показатель гораздо ниже показателя в группе девушек, что может быть обусловлено тем, что юноши обычно рассчитывают на себя и свои силы, не придавая особого значения везению или удаче. 72 % юношей высоко оценили здоровье как фактор, благодаря которому можно добиться успеха. Такой фактор, как упорство и трудолюбие, 88 % испытуемых-юношей считают важным для достижения успеха. И, наконец, 56 % юношей оценили «нужные связи» как фактор, необходимый для того, чтобы добиться успеха в жизни.

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?

На данный вопрос испытуемым необходимо было дать свой ответ, пунктов для выбора готового ответа предусмотрено не было. 22 % девушек на данный вопрос ответили, что здоровье — это твоё самочувствие, состояние. 8 % испытуемых женского пола считают, что здоровье — это то, что не купишь за деньги. Здоровый образ жизни без вредных привычек считают здоровьем 24 % девушек. 11 % девушек ответили, что здоровье — это хороший обмен веществ, нормальная работа всех органов, хорошее физическое и психическое состояние человека. Данное определение наиболее близко к определению ВОЗ: здоровье — состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 16 % испытуемых считают здоровье состоянием организма, на которое влияет человек и окружающая среда. Ещё 16 % девушек считают здоровьем такое состояние организма, когда ничего не беспокоит. Здоровье — это состояние абсолютного душевного равновесия — 3 % представительниц женского пола дали такое определение здоровью. Испытуемые-юноши иначе ответили на данный вопрос. 15 % юношей считают здоровье состоянием, самочувствием человека. Тем, что не купишь за деньги, считают здоровье 2 % испытуемых. Здоровье — это здоровый образ жизни, без вредных привычек — такой ответ дали 12 % представителей мужского пола. Большинство юношей (34 %) дали ответ, наиболее близкий к определе-

нию ВОЗ: здоровье — это хороший обмен веществ, нормальная работа всех органов, хорошее физическое и психическое состояние человека. Данный показатель выше, чем в группе девушек, что говорит о том, что юноши наиболее чётко представляют, что такое здоровье и из каких компонентов оно состоит. 10 % юношей считают, что здоровье — это состояние организма, на которое влияет человек и окружающая среда. Ещё 18 % респондентов-юношей сказали, что здоровье — это когда ничего не беспокоит. И, наконец, состоянием абсолютного душевного равновесия назвали здоровье 9 % юношей.

4. Источники информации в области здоровья.

Данный вопрос предлагает оценить, какое влияние на осведомлённость испытуемых в области здоровья оказывает информация, полученная из различных источников. Вопрос относится к когнитивной сфере личности. В группе девушек были получены следующие результаты. 76 % испытуемых-девушек высоко оценили влияние СМИ на осведомлённость в области здоровья. Большинство девушек (88 %) считают весьма важной информацию, полученную от врачей. Чуть меньшее количество девушек (86 %) высоко оценили информацию, которая поступает к ним из газет и журналов. 84 % представительниц женского пола очень высоко оценивают информацию, которую предоставляют им друзья и знакомые. И, наконец, 71 % девушек считают, что влияние на осведомлённость в области здоровья оказывает информация, полученная из научно-популярных книг о здоровье. Довольно высокие показатели по всем пунктам могут говорить о том, что большая часть современных девушек интересуется вопросами здоровья, используя при этом различные источники информации. В группе юношей по данному вопросу были получены следующие результаты. 38 % респондентов высоко оценили влияние СМИ на осведомлённость в области здоровья. Большое количество испытуемых (62 %) очень высоко оценили информацию, полученную от врачей-специалистов. Информация, поступающая из газет и журналов, высоко оценивается 34 % юношей. Такой источник информации о здоровье, как друзья и знакомые, высоко оценили 42 % представителей мужского пола. И, наконец, 38 % юношей считают, что влияние на осведомлённость в области здоровья оказывает информация, полученная из научно-популярных книг о здоровье. Полученные результаты несколько ниже, чем в группе девушек, однако,

можно заметить, что в группе юношей наибольшее значение придаётся информации о вопросах в области здоровья, которая поступает именно от врачей-специалистов, а не из каких-либо других источников, что говорит о положительном отношении к здоровью.

5. Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на состояние здоровья.

По данному вопросу, относящемуся к когнитивной сфере личности, в группе девушек были получены следующие результаты. 71 % девушек считают, что качество медицинского обслуживания является фактором, который оказывает наиболее существенное влияние на состояние здоровья. 86 % представительниц женского пола в качестве такого фактора назвали экологическую обстановку. Большая часть девушек (91 %) высоко оценили профессиональную деятельность как фактор, который оказывает влияние на здоровье. 87 % девушек относят особенности питания к таким факторам. Абсолютно все девушки (100 %) высоко оценили вредные привычки как фактор, оказывающий наиболее существенное влияние на состояние здоровья. 76 % девушек назвали образ жизни таким фактором. Большая часть респондентов (96 %) считают, что недостаточная забота о своём здоровье — это фактор, который оказывает существенное влияние на состояние здоровья. В качестве факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние здоровья, выбрали «другое» 50 % испытуемых-девушек. В группе юношей по данному вопросу были получены несколько иные результаты. 38 % юношей назвали качество медицинского обслуживания фактором, который оказывает влияние на состояние здоровья. Экологическую обстановку, как фактор, влияющий на здоровье, высоко оценили 69 % респондентов. 76 % испытуемых-юношей считают профессиональную деятельность таким фактором. 72 % юношей назвали в качестве такого фактора особенности питания. Вредные привычки, как фактор, оказывающий наиболее существенное влияние на состояние здоровья, высоко оценили 78 % юношей. Это довольно высокий показатель, но он ниже, чем в группе девушек, что может быть обусловлено тем, что девушки более ответственно относятся к своему здоровью и избегают вредных привычек. 66 % юношей назвали образ жизни фактором, оказывающим влияние на здоровье. Большая часть юношей (88 %) высоко оценили недостаточную заботу о своём здоровье. И, наконец, 14 % ис-

пытуемых назвали в качестве фактора, оказывающего наиболее существенное влияние на состояние здоровья, пункт «другое».

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас всё благополучно?

На данный вопрос, относящийся к эмоциональной сфере личности, в группе девушек были получены следующие результаты. Считают себя спокойными 82 % опрошенных девушек. Большинство представительниц женского пола (90 %) чувствуют себя довольными, когда у них всё благополучно со здоровьем. 85 % считают себя счастливыми, а 89 % высоко оценили ответ «мне радостно». 70 % опрошенных респондентов-девушек чувствуют, что им ничего не угрожает. Чувствуют безразличие 48 % девушек. 72 % девушек дали ответ «ничто особенно не беспокоит меня», а 88 % опрошенных испытуемых чувствуют уверенность в себе, когда со здоровьем всё благополучно. Чувствуют себя свободными 87 % девушек, а чувство удовлетворения было высоко оценено также 87 % респондентов. Юноши несколько иначе ответили на данный вопрос. В группе испытуемых-юношей были получены следующие результаты. Спокойными себя считают 70 % опрошенных юношей. Подавляющее большинство юношей (96 %) высоко оценили ответ «я доволен». 68 % считают себя счастливыми, а радостными себя чувствуют 56 % респондентов. 52 % считают, что им ничего не угрожает, когда у них всё благополучно со здоровьем. Безразличие ощущают 46 % юношей, а 64 % ничто особенно не беспокоит, когда всё благополучно со здоровьем. 62 % испытуемых чувствуют уверенность в себе, 70 % высоко оценили пункт «я чувствую себя свободно». И, наконец, 74 % юношей испытывают чувство удовлетворения, когда у них всё благополучно со здоровьем.

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья?

По данному вопросу в группе испытуемых-девушек были получены следующие результаты. Спокойными считают себя 44 % девушек. Сожаление испытывают 60 % испытуемых, 77 % девушек считают себя озабоченными, а 49 % опрошенных ощущают чувство вины. Большая часть девушек (82 %) высоко оценили ответ «я расстроен», а всего 26 % респондентов ощущают страх. 52 % девушек чувствуют раздражение, когда узнают об ухудшении своего здоровья. 64 % чувствуют себя подавленно, а 67 % встревожены и сильно нервничают. Чувство стыда испы-

тывают 28 % опрошенных девушек. Для ответов юношей на данный вопрос характерна иная картина. 36 % испытуемых чувствуют спокойствие, когда узнают об ухудшении своего здоровья. Испытывают сожаление 52 % опрошенных, а 56 % юношей считают себя озабоченными в такой момент. Всего 22 % юношей испытывают чувство вины, а 48 % ощущают себя расстроенными, когда узнают об ухудшении здоровья. Испытывают страх 34 % испытуемых-юношей, а 42 % высоко оценили ответ «я раздражён». Подавленность ощущают 54 % юношей, встревожены и сильно нервничают 22 % респондентов. И, наконец, чувство стыда испытывают всего 12 % юношей. Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод: девушки более внимательно относятся к состоянию своего здоровья, и при ухудшении самочувствия склонны испытывать чувства более разнообразные, чем у юношей.

8. Средства, используемые для поддержания здоровья.

Данный вопрос относится к поведенческой сфере, в группе девушек были получены следующие результаты. 64 % девушек занимаются физическими упражнениями для поддержания своего здоровья. Придерживаются диеты 55 % опрошенных респондентов, а 58 % высоко оценили ответ «забочусь о режиме сна и отдыха». 30 % опрошенных девушек используют для поддержания своего здоровья метод закаливания, 51 % девушек посещает врача с профилактической целью, чтобы поддержать состояние своего здоровья. За своим весом следят 66 % девушек, а 57 % ходят в баню или сауну. Большинство девушек (80 %) избегают вредных привычек, чтобы поддержать своё здоровье. Спортивные секции посещает 51 % опрошенных респондентов. 43 % девушек для поддержания здоровья практикуют специальные оздоровительные системы, а 41 % опрошенных девушек высоко оценили ответ «другое». Что касается ответов юношей на данный вопрос, то были получены следующие результаты. 40 % опрошенных юношей занимаются физическими упражнениями для поддержания своего здоровья. Диеты придерживаются 42 % испытуемых, а 54 % юношей заботятся о режиме сна и отдыха. Закаливаются для поддержания здоровья 44 % опрошенных, а посещают врача с профилактической целью всего 24 % юношей. За своим весом следят 66 % юношей, 56 % ходят в баню или сауну, а 74 % опрошенных юношей избегают вредных привычек для поддержания своего здоровья.

50 % респондентов посещают спортивные секции, а специальные оздоровительные системы практикуют только 34 % юношей. Ответ «другое» был высоко оценён 36 % юношей.

Оценив полученные данные, можно сделать следующие выводы: девушки более интересуются состоянием своего здоровья и средствами, с помощью которых можно его поддержать. Однако юноши не далеко отстают от девушек, особенно в вопросе избегания вредных привычек в целях поддержания своего здоровья.

9. Причины недостаточной или нерегулярной заботы о своём здоровье.

Данный вопрос относится к ценностно-моти-вационной сфере личности, в группе девушек были получены следующие результаты. Из всех опрошенных девушек 40 % считают, что им нет необходимости заботиться о своём здоровье, т. к. они здоровы. Также 58 % ответили, что им не хватает силы воли для того, чтобы позаботиться о своём самочувствии, а 48 % опрошенных девушек высоко оценили ответ «у меня нет на это времени». Высоко оценили ответ «нет компании» 39 % девушек, а 27 % отдали предпочтение ответу «не хочу себя ни в чём ограничивать». Всего 23 % опрошенных респондентов высоко оценили ответ о том, что они не знают, что нужно делать для поддержания своего здоровья, а 34 % считают, что для этого у них нет соответствующих условий. Чуть меньше половины опрошенных девушек (46 %) считают, что для поддержания своего здоровья необходимы большие материальные затраты, а 41 % высоко оценили ответ «есть более важные дела». И, наконец, 42 % опрошенных девушек высоко оценили ответ «другое», однако не указали конкретных причин недостаточной заботы о своём здоровье. В группе юношей были получены схожие результаты. 36 % опрошенных юношей считают, что у них нет необходимости заботиться о здоровье. Чуть больше половины (54 %) ответили, что им не хватает силы воли, а 42 % ответили, что им не хватает времени на заботу о своём здоровье. Высоко оценили ответ «нет компании» 30 % юношей, а ответ «не хочу себя ни в чём ограничивать» был высоко оценён 38 % респондентов. 36 % юношей не знают, что необходимо делать для поддержания своего здоровья. Также 36 % опрошенных юношей высоко оценили ответ «нет соответствующих условий». Высоко оценили ответ «необходимы большие материальные затраты» 34 % юношей, а большая часть опрошенных респондентов (86 %) высоко

оценили ответ «есть более важные дела». Ответ «другое» был высоко оценён 34 % юношей, однако они, так же как и девушки, не указали других возможных причин нерегулярной заботы о своём здоровье.

10. Действия при недомогании.

В группе девушек по данному вопросу были получены следующие результаты. Обращаются к врачу 65 % опрошенных девушек. Меньше половины (36 %) стараются не обращать внимания на возникшее недомогание, а большая часть девушек (79 %) высоко оценили ответ «сами принимаете меры, исходя из прошлого опыта». Из всех опрошенных 36 % девушек обращаются за советом к друзьям, а 45 % опрошенных респондентов высоко оценили ответ «другое», однако не указали конкретных действий, которые они предпринимают, если чувствуют недомогание. В группе юношей по данному вопросу, относящемуся к поведенческой сфере личности, были получены следующие результаты. Меньше половины опрошенных юношей (44 %) высоко оценили ответ «обращаюсь к врачу». Как и в группе девушек, так и в группе юношей 36 % стараются не обращать внимания на возникшее недомогание. Опять-таки, как и в группе девушек, в группе юношей большая часть опрошенных респондентов (76 %) высоко оценили ответ «сами принимаете меры, исходя из прошлого опыта». Меньше половины юношей (36 %) обращаются за советом к друзьям, а 26 % респондентов высоко оценили ответ «другое», но без указания других возможных действий, которые они предпринимают при чувстве недомогания.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что как юноши, так и девушки, обращают внимание на состояние своего здоровья, стараются заботиться о нём, предпринимают все возможные меры при возникшем недомогании.

Заключение. Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что как у юношей, так и у девушек присутствует положительная мотивация к здоровому образу жизни, однако необходимо обозначить некоторые различия в мотивации к здоровому образу жизни у юношей и у девушек.

Юноши дают более правильное определение понятия «здоровье», схожее с определением ВОЗ, однако менее высоко, чем девушки оценивают влияние различных информационных источников на осведомлённость в области здоровья. Девушки

склонны более внимательно относиться к состоянию своего здоровья, большое значение придают информации о здоровье, полученной от врачей-специалистов, чего нельзя сказать о юношах, которые очевидно из-за боязни врачей очень редко посещают медицинские учреждения в целях профилактики. Кроме того, девушки знают большее количество средств для поддержания своего здоровья, к примеру, используют специальные оздоровительные системы, а юноши склонны поддерживать своё здоровье традиционными, всем известными способами, такими как контроль веса, забота о режиме сна и отдыха и т. д.

Кроме того, большинство юношей недооценивают профилактическую заботу о своём здоровье. К одной из основных причин недостаточной заботы о здоровье большинство юношей отнесли такой пункт, как «есть более важные дела», что может говорить о том, что юноши всё же не до конца понимают всю важность и первостепен-ность профилактической заботы о состоянии своего здоровья.

Однако с помощью вышеописанных опросников были выявлены не только различия в моти-

вации к здоровому образу жизни между юношами и девушками, но и определённые сходства. К примеру, абсолютное большинство девушек и юношей очень высоко оценили вредные привычки как фактор, оказывающий наиболее существенное влияние на состояние здоровья. Кроме того, значительная доля юношей и девушек старается избегать вредных привычек, что свидетельствует о наличии положительной мотивации здорового образа жизни среди белорусской молодёжи. Следует отметить также и тот факт, что при возникновении чувства недомогания как юноши, так и девушки прибегают к помощи врачей-специалистов, что говорит о том, что нашу молодёжь волнует состояние своего здоровья.

Таким образом, только на основе специального изучения отношения к здоровью и наличия специфических мотивов к ведению здорового образа жизни у учащихся и студентов может быть разработана профилактическая программа и применён курс коррекционно-развивающих занятий, ориентированных на изменение отношения белорусской молодёжи к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Березовская, Р. А. Отношение к здоровью / Р. А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2005. С. 100-110.

2. Волохова, Н. П. Особенности влияния социального окружения студента на приобщение к здоровому образу жизни / Н. П. Волохова // В мире науч. открытий. 2011. № 9.1 (21). С. 399-407.

3. Житницкая, Э. А. Психогигиенические и валеологические проблемы адаптации к обучению студентов младших курсов / Э. А. Житницкая, Л. Н. Гречман, А. А. Шеметова, Н. П. Волохова // Проблемы образовательной и социально-психологической адаптации молодёжи в г. Иркутске : материалы науч.-практ. конф., Иркутск, 19 нояб. 2010 г. Иркутск : ИГЛУ, 2010. С. 26-32.

4. Изуткин, Д. А. Формирование здорового образа жизни / Д. А. Изуткин // Совет. здравоохранение. 1984. № 11. С. 8-11.

5. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодёжи / А. В. Мартыненко, Ю. В. Ва-лентик, В. А. Полесский и др. М. : Медицина, 1988. 765 с.

6. Татарникова, Л. Г. Я и моё здоровье : учеб. пособие по валеологии. Ч. 1 / Л. Г. Татарникова, И. Ю. Глинянова. Волгоград : Перемена, 1995. 144 с.

7. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. Минск : Кн. дом, 2003. 856 с.

8. Елисеев, Е. В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность / Е. В. Елисеев, М. В. Трегубова, А. В. Белоедов, И. А. Бакшутов // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физ. культура. 2012. № 28 (287), вып. 32. С. 6-11.

Сведения об авторе

Островский Артём Михайлович — магистр медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Гомельского государственного медицинского университета, Гомель, Белоруссия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 2. P. 61-68.

ATTITUDES TOWARDS THEIR HEALTH AT THE BELARUSIAN YOUTH

A.M. Ostrovsky

Master of Medicine, Assistant of the Department of Public Health and Health of Gomel State Medical University,

Gomel, Belarus

Conducted a pilot survey of Belarusian young people allowed to more fully examine the features of their attitude towards their health. Obvious practical importance of this study for possible future work towards appropriate representations about healthy lifestyles and create the installation for the creative attitude to their own health at the Belarusian youth. Only on the basis of such a study can be developed and applied course correctional-educational activities aimed at changing the attitude of the Belarusian youth to a healthy lifestyle.

Keywords: healthy living, health, assessment, Belarusian youth.

References

1. Berezovskaja, R. A. Otnoshenie k zdorov'ju / R. A. Berezovskaja [Attitude to health] // Praktikum po psi-hologii zdorov'ja / pod red. G. S. Nikiforova. SPb. : Piter, 2005. S. 100-110.

2. Volohova, N. P. Osobennosti vlijanija social'nogo okruzhenija studenta na priobshhenie k zdorovomu ob-razu zhizni [The peculiarities of the influence of the social environment of the student in the introduction to healthy life] / N. P. Volohova // V mire nauch. otkrytij. 2011. № 9.1 (21). S. 399-407.

3. Zhitnickaja, Je. A. Psihogigienicheskie i valeologicheskie problemy adaptacii k obucheniju studentov mladshih kursov [Psycho-hygienic and valeological problems of adaptation to the training of Junior high school students] / Je. A. Zhitnickaja, L.N. Grechman, A. A. Shemetova, N. P. Volohova // Problemy obrazovatel'noj i social'no-psihologicheskoj adaptacii molodjozhi v g. Irkutske : materialy nauch.- prakt. konf., Irkutsk, 19 no-jab. 2010 g. Irkutsk : IGLU, 2010. S. 26-32.

4. Izutkin, D. A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni [Formation of a healthy way of life] / D. A. Izutkin // Sovet. zdravoohranenie. 1984. № 11. S. 8-11.

5. Martynenko, A. V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodjozhi [Formation of healthy lifestyle of youth] / A. V. Martynenko, Ju. V. Valentik, V. A. Polesskij i dr. M. : Medicina, 1988. 765 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tatarnikova, L. G. Ja i mojo zdorov'e [I and my health]: ucheb. posobie po valeologii. Ch. 1 / L. G. Ta-tarnikova, I. Ju. Glinjanova. Volgograd : Peremena, 1995. 144 s.

7. Shuhatovich, V. R. Zdorovyj obraz zhizni [Healthy lifestyle] / V. R. Shuhatovich // Jenciklopedija sociolo-gii. Minsk : Kn. dom, 2003. 856 s.

8. Eliseev, E. V. Vovlechenie shkol'nikov s razlichnymi kognitivnymi i dvigatel'nymi zadatkami v aktivnuju gruppovuju fizkul'turno-sportivnuju obrazovatel'nuju dejatel'nost' [Engaging students with different cognitive and motor inclinations in the active group of sports and sports education activities] / E. V. Eliseev, M. V. Tregubova, A. V. Beloedov, I. A. Bakshutov // Vestn. Juzh.-Ural. gos. un-ta. Ser. Obrazovanie, zdravoohranenie, fiz. kul'tura. 2012. № 28 (287), vyp. 32. S. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.