Научная статья на тему 'Особенности отношений учеников с детским церебральным параличом и учителей в рамках очно-дистанционной формы надомного обучения'

Особенности отношений учеников с детским церебральным параличом и учителей в рамках очно-дистанционной формы надомного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ / ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветвицкая Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию взаимоотношений учителя и ученика в рамках дистанционного надомного обучения. Основные выводы: у учителей, работающих в рамках дистанционного обучения, при взаимодействии с детьми с церебральным параличом, существуют трудности. Прослеживается тенденция влияния психоэмоционального состояния учителя на отношения с учениками с детским церебральным параличом в процессе дистанционного обучения. Эмоциональный дискомфорт, недовольство собой, боязнь неудачи, по сути, заниженная самооценка учителя, работающего в рамках дистанционного обучения, не позволяет им раскрыться в отношениях с учениками. Необходима специальная подготовка учителей для работы в новой модели обучения дистанционном обучении, т.к. в удаленном общении есть своя специфика, которая вызывает трудности в общении и понимании участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветвицкая Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the relations of the students with cerebral palsy and teachers as a part-distance form of home education

The article is devoted to the study of the relationship between teachers and students through distance learning and home education. Main findings: teachers working in the framework of distance learning, during interaction with the children with cerebral palsy, find difficulties. The trend of the influence of psychoemotional state of the teacher on the relationship with the students with cerebral palsy in the process of distance learning has been revealed. Emotional discomfort, dissatisfaction, fear of failure, in fact, low self-esteem of the teachers working in the framework of distance learning, do not allow them to open themselves in the relationship with students. Special training is required for teachers to work under the new model of learning distance learning, as the remote communication has its own specifics, which causes difficulties in communicating and understanding of the participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «Особенности отношений учеников с детским церебральным параличом и учителей в рамках очно-дистанционной формы надомного обучения»

// J. Sport Biomech. - 1992. - No. 8. - P. 165-173.

7. Sanders, R.H. Evolution of Technique in flat-water kayaking / R.H. Sanders, J. Baker // Science and Practice of Canoe and Kayak - High - Performance Training / editor V. Issurin. - Tel-Aviv, Israel : Photo-Line Ltd, 1998. - P. 67-81.

REFERENCES

8. Pomeransev, A.A. Influence aero- and hydrodynamic factors on sprint results in rowing on a kayak, dissertation, Moscow.

9. Dolnik, Ju.A. and Ganzhenko J.V. (1978), “Research of indicators of working activity of women in rowing on kayaks at passage of a distance of 500 m”, Rowing: the Year-book, pp. 71-77.

10. Ganzhenko, Ju.V. Krasnopevtsev, G.M. and Usoskin E.G. (1978), “Estimation of technical skill in rowing on kayaks and a canoe”, Rowing: the Year-book, pp..79-84.

11. Issurin, V.B. (1986), Biomehanika of rowing on kayaks and a canoe, Physical culture and sports, Moscow.

12. Hohlov, I.N., Ganzhenko, J.V., Morzhevikov, N.V., Dolnik, J.A. and Dunaev A.F. (1978), “Quantitative an estimation of quality of performance of working effort in rowing”, Rowing: the Yearbook, pp. 84-85.

13. Aitken, D. and Neal, R. (1992), “An on-water analysis system for qualify during kayak events”, J. Sport Biomech, No. 8, pp. 165-173.

14. Sanders, R. H. and Baker, J. (1998), “Evolution of Technique in flatwater kayaking”, Science and Practice of Canoe and Kayak - High - Performance Training (editor. V. Issurin), Photo-Line Ltd, Tel-Aviv, Israel, pp. 67-81.

Контактная информация: irina.grin.97@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 159.9.072.432

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ УЧЕНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ

НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Владимировна Ветвицкая, медицинский психолог,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (ГБОУ «Центр «Динамика»)

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимоотношений учителя и ученика в рамках дистанционного надомного обучения. Основные выводы: у учителей, работающих в рамках дистанционного обучения, при взаимодействии с детьми с церебральным параличом, существуют трудности. Прослеживается тенденция влияния психоэмоционального состояния учителя на отношения с учениками с детским церебральным параличом в процессе дистанционного обучения. Эмоциональный дискомфорт, недовольство собой, боязнь неудачи, по сути, заниженная самооценка учителя, работающего в рамках дистанционного обучения, не позволяет им раскрыться в отношениях с учениками. Необходима специальная подготовка учителей для работы в новой модели обучения - дистанционном обучении, т.к. в удаленном общении есть своя специфика, которая вызывает трудности в общении и понимании участников образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, детский церебральный паралич, отношение к учителю, отношение ученика, виртуальное общение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p34-39

FEATURES OF THE RELATIONS OF THE STUDENTS WITH CEREBRAL PALSY AND TEACHERS AS A PART-DISTANCE FORM OF HOME EDUCATION

Tatyana Vladimirovna Vetvitckaya, the medical psychologist,

The state special (correctional) comprehensive school for the pupils with disabilities (type VI) No. 616 Admiralteisky district of St. Petersburg “habilitation Centre with individual forms of education “Dynamics" (GBOUthe “Centre “Dynamics")

Annotation

The article is devoted to the study of the relationship between teachers and students through distance learning and home education. Main findings: teachers working in the framework of distance learning, during interaction with the children with cerebral palsy, find difficulties. The trend of the influence of psychoemotional state of the teacher on the relationship with the students with cerebral palsy in the process of distance learning has been revealed. Emotional discomfort, dissatisfaction, fear of failure, in fact, low self-esteem of the teachers working in the framework of distance learning, do not allow them to open themselves in the relationship with students. Special training is required for teachers to work under the new model of learning - distance learning, as the remote communication has its own specifics, which causes difficulties in communicating and understanding of the participants of the educational process.

Keywords: distance learning, cerebral palsy, attitude toward teacher, student attitude, virtual communication.

В настоящее время много уделяется внимания дистанционным видам обучения. Быстрое развитие новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющие обеспечить не только новое качество образования, но и обучение социальнонезащищенных, часто - стигматизированных групп населения (в частности, людей с ограниченными возможностями здоровья), сделав для них образование более доступным. При этом очень важно, чтобы учитель был способен овладеть новыми технологиями, методами и приемами обучения [4, 6]. Проблема отношений в специальном образовании в системе «учитель - ученик» находится в той области психологических исследований, где пересекаются сферы интересов психологии личности, специальной, педагогической и возрастной психологии. Гуманистические отношения играют ключевую роль в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологические принципы развития, лежащие в основе данного подхода, предполагают синхронное развитие личности учителя и ученика с ОВЗ в пространстве и динамике педагогических отношений, возникающих в процессе их совместной деятельности в рамках дистанционного обучения.

Отношение учителя ДО к учащимся с ОВЗ является одним из главных факторов, определяющих общую удовлетворенность учителя, основанную на самореализации его личности в профессиональной деятельности. Так же решение задач, связанных с вопросами влияния учителя дистанционного обучения на отношение ученика с ограниченными возможностями здоровья невозможно вне рассмотрения на межличностные отношения. Так как они влияют как на раскрытие личностного потенциала учителя, так и его партнера по взаимодействию - ученика с ограниченными возможностями здоровья, что тесно связано с процессом личностного развития их, как участников образовательного процесса.

Актуальность изучения взаимоотношений учителя и ученика в рамках дистанционного обучения обусловлена целым рядом факторов и спецификой современного состояния образования в России и в мире.

Дистанционное обучение - это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий [2, 5].

Как утверждают А.А. Реан и Я.Л. Коломинский [3], рассматривать методы обучения и воспитания без внимания к коммуникативным процессам нельзя. Педагогическая коммуникация - важная часть педагогического процесса. Сегодняшняя специфика такой коммуникации - ее опосредованность новыми информационно-коммуникационными технологиями.

В рамках нашего исследования нам представляется важным посмотреть на современного учителя как на объект психолого-педагогического исследования. Данная работа посвящена исследованию особенностям личности учителя, который работает с детьми с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) в рамках дистанционного обучения. То, как учитель оценивает себя, и как относится ученик по отношению к педагогу.

В исследовании приняли участие 115 учителей [1]. Учителя, принимавшие участие в исследовании, работают в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика». Участники эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную.

В экспериментальную группу вошли 63 учителя старшей школы, которые осуществляют образовательную деятельность в рамках дистанционного обучения.

В контрольную группу вошли 52 учителя школы, которые обучают детей в традиционной модели в очной школе.

Так же в исследовании принимали участие дети с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП-спастическая диплегия), имеющие диагноз - детский церебральный паралич и обучающиеся в надомной форме с применением дистанционных технологий в рамках Национального проекта "Образование" по направлению "Дистанционное обучение детей-инвалидов" в количестве 41 человека в возрасте от 13-17 лет ( средний возраст испытуемых составил 15±2,4 лет).

В процессе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Исследование личностных особенностей учителей работающих в рамках дистанционного обучения на базе коррекционной школы VI вида.

2. Исследование личностных особенностей учителей работающих в коррекционной школе VI вида.

3. Исследование отношение детей к учителям, обучающих детей с ДЦП в рамках дистанционного обучения.

Анализ данных, полученных при исследовании учителей с помощью опросника самоотношения ОСО (Столин, Пантелеев) в экспериментальной и контрольной группы показал, что в экспериментальной группе данные практически всех факторов располагаются в нижнем диапазоне показателей. В контрольной же группе практически все данные располагаются в среднем и высоком диапазоне показателей. Так по шкале самоуважение, самопринятие, саморуководство и самопоследовательность в экспериментальной группе учителей дистанционного обучения были продемонстрированы показатели ниже принятой среднестатистической норме в данной методике. В некоторых случаях отмечалась заниженная самооценка у респондентов, в частности по фактору самопринятие (34 балла - 43%, при норме 40^45 баллов). По шкале самоуверенность в экспериментальной группе было получено 40 баллов, в контрольной же группе по данному показателю 66 баллов (р>0,05). По шкале саморуководство - самопоследовательность так же отмечается разность в показателей в исследуемых нами группах: учителя дистанционного обучения -40%, учителя школы 62% (р>0,05). Можно предположить, что учителя дистанционной модели обучения, по сравнению с учителями школы, испытывают некий дефицит общения с коллегами и с большой группой детей, и поэтому не уверены в своих профессио-

нальных действиях. Сомнение в себе отражается на контроле за своими профессиональными манипуляциями - снижен самоконтроль и последовательность в деятельности.

Нами был использован опросник Реана, мотивация на успех отмечена у достоверного большинства учителей очной школы. В целом по выборке она составила 72,1%. При этом позитивная мотивация у учителей дистанционного обучения была выражена в 18%. Разница между исследуемыми группами оказалась статистически значимой (р>0,05). Таким образом, у учителей школы положительная мотивация оказалась существенно выше, чем у учителей дистанционного обучения

В задачу нашего эксперимента входило посмотреть на то, как дети оценивают учителей, которые с ними работают. В своих ответах на анкету Рогова «Учитель глазами ребенка» ученики с ОВЗ отметили высокий уровень компетенции учителя дистанционного обучения как специалиста в 87,5% случаях. Только в 50% случаях дети с детским церебральным параличом отметили эмоциональность педагога, в данной анкете под эмоциональностью определяется степень симпатии ученика к учителю. Поведенческий компонент общения был продемонстрирован в 25% случаях, что позволяет предположить о трудностях в реальном взаимодействии учителя дистанционного обучения и ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Исследуя результаты, по ЦТО (по А.М. Эткинд) можно отметить, что в группе школьников с ОВЗ, участвующих в эксперименте положительную оценку для учителей ДО выбрали 38% учащихся. Нейтральное отношение к учителю экспериментальной группы было выявлено в у 50% учащихся детей с ОВЗ. Отрицательное отношение к учителям, работающих в рамках ДО выявлено в 12% случаев у учеников с ОВЗ.

Рассмотрение корреляционных зависимостей в экспериментальной группе показало наличие положительных связей между данными, полученными почти в каждой методике.

Положительные корреляции между компонентами самоотношения свидетельствуют о том, что снижение интенсивности одного из компонентов приводит к снижению интенсивности всех остальных компонентов. По-видимому, полученные связи могут быть интерпретированы как одно из проявлений трансформации эмоционального дискомфорта (вследствие заниженной самооценки) в склонность к недовольству собой.

Положительные корреляции между компонентами субъективного контроля свидетельствуют о том, что учителя экспериментальной группы не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, полагают, что многое зависит от удачи и поэтому снижен контроль над своими действиями. По-видимому, полученные связи могут быть интерпретированы как сниженный контроль за своими действиями, поступками в значимых сферах жизни - семейной, профессиональной, личностной.

У учеников с ограниченными возможностями здоровья полученные связи могут быть интерпретированы как нежелание общаться с учителем, можно говорить о том, что общение с учителем не приносит ребенку удовольствие. Отношение учителя к ученику формально, эмоционально не окрашено, что позволяет говорить о дискомфорте в общении в диаде учитель-ученик.

Прослеживается тенденция влияния психоэмоционального состояния учителя на отношения с учениками с ограниченными возможностями здоровья в процессе дистанционного обучения. Эмоциональный дискомфорт, недовольство собой, боязнь неудачи, по сути, заниженная самооценка учителя, работающего в рамках дистанционного обучения, не позволяет им раскрыться в отношениях с учениками. Учителя традиционной школы менее восприимчивы к неудачам, более эмоциональны, настроены на положительные производственные отношения, открыты в общении с коллегами и учениками. Видимо учителя, которые имеют опыт ежедневной работы в школе, чаще общаются с коллегами, специалистами, делятся своими педагогическими наблюдениями каждый день, больше времени проводят в живом общении с детьми (уроки, перемены), что помо-

гает им решать трудные ситуации сразу, не накапливая их.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ

У учителей, работающих в рамках дистанционного образования, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, существуют трудности в самовыражении, снижена эффективность в профессиональной значимой сфере. Отношение к учителю дистанционного обучения глазами учеников с ограниченными возможностями здоровья говорит о недостаточно понятном взаимодействии, которое возникает, вероятно, в силу личностных особенностей педагога и особенностей виртуального общения.

Психологическая поддержка учеников дистанционного обучения проводиться посредством on-line консультаций с психологом при помощи программы Skype. Обсуждаются проблемы, которые возникают при общении с учителем в процессе обучения. Так же обсуждаются личные проблемы детей, связанные с взаимоотношениями с родителями и со сверстниками. Многие ребята, обучаясь по программе дистанционного обучения, несколько раз в неделю приезжают в школу и проходят очные встречи с психологом и педагогом, что способствует улучшению личного контакта.

Психологическая помощь учителям осуществляется в виде индивидуальных и групповых консультаций, где обсуждаются вопросы трудности взаимодействия с детьми с церебральным параличом, особенности личностного развития детей и их возможности с учетом индивидуальных особенностей. Так же с педагогами и тьюторами (особые педагоги, они сопровождают ребенка при обучении) проводятся семинары и тренинги. Занятия с педагогами несут в себе как информативную направленность, так и на познание себя, своего внутреннего мира, своих реакций на происходящее вокруг и на снятие напряжения. Все это способствует развитию внутреннего потенциала педагога и учащегося и, снижает конфликтные зоны, для того, чтобы педагогический альянс ученика и учителя был успешен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветвицкая, Т.В. Особенности личности учителя дистанционного надомного обучения, работающего с детьми с ДЦП / Т.В. Ветвицкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 162. - С. 302-306.

2. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

3. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский . -СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 574 с.

4. Холодкова, И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения / И. В. Холодкова // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 87-88.

5. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков В. А. - СПб., 2004. - 416 с.

6. Шернина, Н.С. К вопросу о построении модели дистанционного обучения с применением технологий инновационной компьютерной дидактики // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 9. - С. 10-27.

REFERENCES

1. Vetvitskaya, T.V. (2013), “Features of the identity of the teacher of the distance home learning working with children with cerebral spastic infantile paralysis”, News of the Russian State Pedagogical University Of A.I. Herzen, No. 162, pp. 302-306.

2. Ed. Polat E.S. (2006), Pedagogical technologies of distance learning, Academy, Moscow.

3. Rean, A.A. and Kolominsky, Ya.L. (2008), Social pedagogical psychology, Prime-Evroznak, St. Petersburg.

4. Holodkova, I.V. (2009), “Organization of distance learning on the basis of integration of internal and remote forms of education”, Informatics and education, No. 1, pp. 87-88.

5. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

6. Shernina H.C. (2010), “To a question of creation of model of distance learning with application of technologies of innovative computer didactics”, Instance and virtual learning, No. 9, pp. 10-27.

Контактная информация: taniu@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2014.

УДК 338.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ОБЩЕГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В СТРАНАХ БРИКС

Мария Лавровна Горбунова, доктор экономических наук, профессор,

Вячеслав Николаевич Овчинников, студент,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация

В статье авторы пытаются ответить на вопрос, почему развивающиеся страны все чаще претендуют на проведение международных спортивных мероприятий. Осуществлен сравнительный анализ динамики некоторых макроэкономических показателей Краснодарского края и Британской Колумбии - региональных столиц Зимних олимпийских игр 2014 и 2010 годов соответственно. На основании полученных результатов авторы приходят к выводу, что экономическим поводом для участия развивающихся стран в символической борьбе за право принять на своей территории международное спортивное мероприятие может являться необходимость ускоренного развития общей инфраструктуры их городов и регионов, что обеспечит более высокие темпы экономического роста на подготовительном этапе и, вероятно, будет способствовать росту их экономик в последующие годы.

Ключевые слова: международное спортивное мероприятие, страны БРИКС, общая инфраструктура, Зимние олимпийские игры, олимпийский деловой цикл.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p39-44

INTERNATIONAL SPORTING EVENTS AS A CATALYST OF THE GENERAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND ECONOMIC GROWTH IN THE BRICS

COUNTRIES

Maria Lavrovna Gorbunova, the doctor of economical sciences, professor, Vyacheslav Nikolaevich Ovchinnikov, the student,

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Annotation

In the present article, the authors try to answer the question why the developing countries claim to host the international sporting events more often. A comparative analysis of the dynamics of some macroeconomic indicators of the Krasnodar Region and British Columbia - the regional capitals of the Winter Olympic Games in 2014 and 2010 respectively, has been conducted in the paper. The authors conclude that the economic motivation for the participation of the developing countries in a competition process for the right to host an international sporting event on their territory can be a need to accelerate the development of the general infrastructure of their cities and regions which will provide a higher rate of economic growth in the preparatory phase and will probably promote the growth of their economies in the coming years.

Keywords: international sporting event, the BRICS countries, general infrastructure, Winter Olympic Games, Olympic business cycle.

В последние годы отмечается устойчивый интерес стран БРИКС, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, к проведению международных спортивных мероприятий. В период с 2008 по 2018 годы, каждая из этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.