ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2014. № 1.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 342.94
А.М. Васильев*, Н.А. Васильева**
ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Васильев А.М., Васильева Н.А. Особенности отдельных стадий производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. - Статья .
В данной статье мы попытались раскрыть административное расследование, которое, являясь начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксирование и квалификацию, а особенно в отношении несовершеннолетних .
Ключевые слова: право, закон, несовершеннолетний, статья, расследование, протокол .
Vasiliev A.M. Vasilieva N.A. Peculiarities of different stages of procedures on administrative offences committed by minors. - Article .
In this article we have tried to reveal the administrative investigation, which, as the initial stage of the procedure on administrative offences, is a set of proceedings aimed at establishing the circumstances of offences, their registration and qualifications, and special attention is paid to minors .
Keywords: right, law, minor, article, investigation, protocol .
Васильєв О.М., Васильєва Н.А. Особливості окремих стадій ведення справ про адміністративні правопорушення неповнолітніх. - Стаття
У даній статті ми спробували розкрити адміністративне розслідування, яке є початковою стадією ведення справ про адміністративні правопорушення та являє собою комплекс процесуальних дій, спрямованих на встановлення обставин правопорушення, їх фіксування та кваліфікацію, особливо стосовно неповнолітніх
Ключові слова: право; закон; неповнолітній; стаття; розслідування; протокол .
Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Начало административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющим признаки правонарушения, то есть наличие повода (процессуального основания), так как необнаруженное правонарушение
(латентное) не вызывает административнопроцессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении . Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть: заявления граждан, сообщений
* Васильев Алексей Михайлович - профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики, Кубанский государственный университет (КубГУ), филиал в г. Тихорецке, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, г. Армавир, Краснодарский край, Россия .
** Васильева Наталья Александровна - преподаватель кафедры философии, права и социальногуманитарных дисциплин Армавирской государственной педагогической академии (АГПА), г. Армавир, Краснодарский край, Россия
представителей общественности, учреждений, предприятий и организации, печатных и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка. Которые можно подразделить на три группы Первая - обстоятельства, имеющие для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. Другую группу составляют обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для определения вида и размера наказания [1, с. 145].
Процессуальным документом, подводящим итоги расследования по административному делу, является протокол.
Протокол должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28. 5). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о несовершеннолетнем, ином правонарушителе, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Закон предусмотрел и иные сроки составления протокола после проведенного административного расследования (ч . 3 ст. 28 . 5, ст. 28 .7). Срок административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В статье 28 .7 КоАП РФ указаны основания и виды правонарушений, по которым возможно административное расследование. В этот перечень не включены административные правонарушения, по которым дано право членам комиссий составлять протоколы (абз 2 части 5 ст 28 3) В соответствии с указанной нормой члены комиссии вправе составлять протоколы по четырем составам административных правонарушений
К ним относятся следующие категории дел: неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению; вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ [2, с. 176].
Введение этой новеллы в закон об административных правонарушениях обязывает комиссии скорректировать свои права, определенные в п . «д» статьи 28 Положения о комиссиях. Указанным нормативным актом комиссиям предоставлено право возбуждать дела по собственной инициативе Перечень дел, которые комиссии могут рассматривать по собственной инициативе, не установлен Положением о комиссиях На практике чаще всего это право применялось к родителям несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались дела об их противоправном поведении В настоящее время содержание ст. 28 Положения о комиссиях должно применяться с учетом Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации В соответствии со статьей 1 3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации Поэтому проявление инициативы комиссии в возбуждении дел об административных правонарушениях должно ограничиваться рамками и предписаниями норм КоАП РФ Если раньше комиссии, проявляя инициативу в рассмотрении дела, проводили сбор обстоятельств совершения правонарушения без регламентации сроков такой подготовки, то в настоящее время члены комиссии при составлении протоколов должны руководствоваться исключитель-
но нормами кодекса [3, с. 66]. Право членов комиссий составлять протоколы, как представляется, может быть реализовано при осуществлении комиссиями правозащитных функций, а также функций контроля за условиями содержания, воспитания, обучения и за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики, при рассмотрении дел, выяснении причин и условий противоправного поведения несовершеннолетних, работе с письменными и устными обращениями несовершеннолетних, их родителей и законных представителей [4, с. 188].
Совершенно очевидно, что комиссии при осуществлении функций государственного контроля за условиями содержания, воспитания, обучения могут выявлять и другие административные правонарушения, в том числе нарушение санитарноэпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, норм и правил противопожарной безопасности и другие В этих случаях комиссии в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних должны незамедлительно в соответствии с ч .2 ст. 9, ч . 1 ст. 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» информировать органы, уполномоченные составлять протоколы о таких правонарушениях [5, с. 98].
Срок направления протокола в орган, уполномоченный его рассматривать, определен в статье 28. 8 КоАП РФ. Протокол направляется в течение суток с момента его составления Если протокол и другие документы составлены неправомочным лицом, неправильно, если в них неполно представлены и оформлены другие материалы, которые невозможно восполнить при рассмотрении дела (ч 3 ст 28 8, п 4 ч 1 ст 29 4), то они возвращаются в орган или должностному лицу, их вставившему, для надлежащего оформления Об этом выносится определение Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнени-
ями возвращаются в комиссию в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков Законом предписано, что недостатки протокола устраняются в течение трех дней со дня их получения . Думается, что комиссия должна контролировать выполнение своего определения, которое обязательно подлежит исполнению лицом, которому оно адресовано.
При изучении дел комиссией в порядке подготовки к рассмотрению, выяснению и разрешению вопросов, перечисленных в ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, о принятом решении выносится определение (постановление) лишь в случае необходимости К примеру, о возвращении дела и других материалов для дооформления, о передаче протокола по подведомственности, о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 . 5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения, издание акта амнистии; действия лица в крайней необходимости; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть лица, в отношении которого возбуждено административное производство, или наличие постановления
о прекращении дела по этому же событию, или возбуждения уголовного дела по этим же обстоятельствам) [6, с. 105].
Сроки давности привлечения к административной ответственности, рассмотрения дел и обжалования постановлений (определений) комиссий определяются статьей 4 5 кодекса, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть внесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения К примеру, правонарушение совершено 9 декабря, а поступивший в комиссию протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должны рассматриваться
10 февраля Дело в данном случае подлежит прекращению . При длящемся административном правонарушении (проживание гражданина России без удостоверения личности или регистрации - ст 19 15) двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения (выявления) административного правонарушения В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня принятия решения (т е вынесения постановления) об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения Практика показывает, что факты вынесения постановления о назначении административного наказания после истечения срока давности довольно распространены В данных случаях необходимо выносить постановления о прекращении за истечением срока исковой давности привлечения к ответственности либо на стадии подготовки дел к рассмотрению в порядке ст 29 1 либо в период рассмотрения дела
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности лишь в одном случае: если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства Время, с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления дела в комиссию по месту жительства лица при исчислении срока давности не учитывается (ч 5 ст 4 5) [7, с 13]
Наряду с этим законом (ст 29 5 КоАП РФ) установлено, что дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также подведомственные комиссиям дела о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков
или одурманивающих веществ (ст. 6 . 10) и дела об ответственности родителей за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических веществ в общественных местах (ст 20 22) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство
Как свидетельствует практика, значительная доля несовершеннолетних совершает правонарушения на территории другого субъекта Российской Федерации [5, с 78]
Однако законодатель это обстоятельство не включил в основание для приостановления срока давности Попытки на практике расширительно толковать содержание ч 5 ст 4 5 КоАП РФ незаконны При любых обстоятельствах в отношении несовершеннолетних срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться в общем порядке
При назначении наказания комиссия обязана выяснять и учитывать не только обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст 4 2), но и отягчающие ее (ст 4 3) В число обстоятельств, отягчающих административную ответственность, включено повторное совершение однородного административного правонарушения, но лишь в том случае, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности Лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст 4 6 КоАП РФ) в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания . Так, окончанием исполнения постановления об объявлении несовершеннолетнему предупреждения считается день, когда это постановление ему объявлено с соблюдением
процедурных предписаний закона Днем исполнения постановления, о наложении штрафа является день, когда с несовершеннолетнего полностью взыскана сумма, указанная в постановлении Соблюдение указанных требований закона будет зависеть от организации делопроизводства в комиссиях и надлежащей подготовки дела к рассмотрению в порядке ст. 29.1 КоАП РФ Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении унифицированы (ст. 29. 6 КоАП РФ) для всех категорий дел (за исключением дел, перечисленных в ч 3 указанной статьи) - это пятнадцать дней со дня получения комиссией протокола об административном правонарушении и других материалов . Таким образом, для комиссий сроки рассмотрения дел остались прежние
Данная норма предусмотрела возможность продления комиссией срока рассмотрения дела, но не более чем на один месяц . Продление комиссией срока рассмотрения дела (ч . 2 ст. 29.6 КоАП РФ) возможна лишь в двух случаях: 1) если от участников производства по делу поступило ходатайство; 2) в случае, если есть необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств правонарушения В указанных случаях комиссия выносит мотивированное постановление При продлении срока комиссия должна соблюдать срок давности привлечения к административной ответственности Он остается неизменный, и дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок с момента совершения правонарушения .
В главе 23 кодекса содержится перечень руководителей государственных органов, структурных подразделений, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях. Комиссия, получая для рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, перечисленных в ч .2 ст. 23. 2 КоАП РФ (безбилетный проезд, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения), при подготовке
дела к рассмотрению (ст 29 1) обязана проверить, компетентным ли органом (лицом) направлены эти дела в комиссию Данная позиция не включена в перечень вопросов в ст 29 1 подлежащих выяснению при подготовке дела к слушанию . Это вытекает из норм главы 3 кодекса Если будет установлено, что протокол и иные материалы направлены в комиссию лицом, неправомочным рассматривать дела об административном правонарушении, комиссия, как представляется, обязана возвратить протокол и материалы лицу, правомочному его рассматривать, ибо только это лицо вправе решать вопрос - принимать меры административного наказания или направить дело в комиссию для разрешения по существу
Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, совершившим административное правонарушение, потерпевшим, законным представителем несовершеннолетнего, защитником и представителем (ст. 25. 1-25. 3, 25. 5 КоАП РФ). Жалоба на постановление комиссии подается непосредственно в комиссию в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления Комиссия в течение трех дней должна направить жалобу со всеми материалами дела в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения комиссии по делам несовершеннолетних. Законом предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в районный суд, уполномоченный ее рассматривать (п 2 ч 1 ст. 30 .1, ч . 3 ст. 30 . 2, ст. 30 . 3) [5, с. 187].
Последняя стадия производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних - это исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних
В течение трех суток со дня вступления в законную силу постановление о наложении штрафа комиссией направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать к исполнению постановле-
ние Если имеется несколько постановлений в отношении одного и того же несовершеннолетнего - каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно [8, с 76]
Постановление о назначении несовершеннолетнему административного наказания в виде штрафа, по которому производство исполнено полностью, с отметкой об исполнении возвращается в комиссию и дело комиссией снимается с контроля
Возможны возвращения неисполненных постановлений по причине неверно указанных данных о жительстве, учебе, работе лица, подвергнутого административному наказанию, либо родителей или иных законных представителей, или отсутствия у них имущества, на которое может быть обращено взыскание Это не может служить препятствием для нового обращения к исполнению постановления в пределах сроков давности исполнения постановления (ст. 31. 9 КоАП РФ).
Список литературы
1 . Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности Социологический и юридический аспекты / Ю.А. Денисов . - Л .: Изд-во Ленингр . ун-та, 1983. - 142 с
2. Шергин А. П. Административная юрисдикция / А. П. Шергин. - М. : Юрид. лит , 1979 - 144 с
3. Колибаба Г. Н . Современное административное право России: пути его познания . Учебное пособие / Г.Н. Колибаба. - М .: РИО ВЮЗИ, 2007. - 77 с.
4. Арсеньева М . Ц. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению / М .Ц. Арсеньева, В .Д. Ермаков, В .В . Панкратов . - М . : ВНИИ-ПУЗиП, 1990. - 188 с.
5. Кустова М. В. Проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних: Дисс . ... канд . юрид . наук / М . В. Кустова. - СПб . : Санкт-Петербургский гос ун-т, 1991 - 219 с
6. Кустова М. В. Обеспечение прав несовершеннолетних в административном производстве / М В Кустова // Вестник ЛГУ Сер . 6, право . - 1991. - № 2. - С . 105-108.
7. Кустова М. В. Проблемы совершенствования производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних: Автореф .... дисс. канд . юрид . наук / М В Кустова - С -Пб , 1991 - 19 с
8. Абдуллаев Э. И. Административные правонарушения несовершеннолетних: ав-тореф . дис. ... канд. юрид . наук / Э . И. Абдуллаев - М , 2001 - 18 с
9. Бельский К .С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К .С . Бельский // Государство и право . - М . : Наука, 1999. - № 12. - С . 12-20 .
УДК 34. 07
А.В. Жадан*
ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО МАНДАТА СОТРУДНИКОВ ГИБДД
МВД РОССИИ
Жадан А.В. Понятие и отличительные признаки административного мандата сотрудников ГИБДД МВД России. - Статья .
* Жадан Александр Владимирович - преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, г. Уссурийск, Приморский край, Россия