ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА, ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРОЛЛЕЙБУСА
Ю.Я. Комаров, канд. техн. наук, доцент В.С. Метлев, магистрант М.Н. Дятлов, старший преподаватель А.В. Лемешкин, канд. техн. наук, доцент Д.А. Бердников, магистрант
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10181
Аннотация. В статье представлены результаты анализа профессиональной деятельности водителя троллейбуса, осуществляющего маршрутные пассажирские перевозки в условиях крупного города с помощью методов наблюдения, экспертного интервьюирования и анализа доступных литературных источников. В результате обработки полученной информации разработана профессиокарта профессиональной деятельности водителя. Определены специфические особенности отбора, обучения и трудовой деятельности водителя троллейбуса.
Ключевые слова: водитель троллейбуса, анализ профессиональной деятельности, профессиональный отбор.
С увеличением маршрутов и количества подвижного состава пассажирских автотранспортных средств, возникли проблемы техногенного характера. В частности, появились экологические проблемы, связанные со значительными вредными выбросами в атмосферу. Перенасыщение транспортными потоками улично-дорожной сети привело к большему числу опасных и аварийных ситуаций и значительному снижению быстроты, надежности и безопасности автотранспортных перевозок [1, 2].
Психологическая модель (портрет) специалиста-профессионала определяет перечень достоинств, которыми он должен обладать. Особенности профессионального труда и требования к специалистам разных профессий описываются в психограммах по конкретным профессиям (специально-
стям). Существует два вида психограмм. К первому виду относится профессиокарта, выполняющая функцию самой общей ориентировки в профессии. Это краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей (описание трудовых действий, основных личностных качеств, требуемых для профессии; описание социальных условий труда, виды учебных заведений и т. д.). Второй вид - психограмма с описанием производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку [3].
В таблице представлен вариант разработанной профессиокарты трудовой деятельности водителя троллейбуса.
Таблица 1. Структура профессиокарты водителя троллейбуса
Раздел Содержание раздела
Проведение отбора водителей троллейбуса Для отбора кандидатов, создается комиссия, которая состоит из: начальника парка; заместителя по эксплуатации парка; специалиста отдела кадров; представителя профсоюза; начальника конечной станции.
Основные критерии и вопросы, для отбора кандидата Лицо старше 21 года, но моложе 40 лет; семейное положение, (состав семьи); предыдущее место работы, причины ухода; место проживания с учетом удаленности от парка (приоритет лицам, проживающим в зоне подачи служебного транспорта); судимость; наличие военного билета у мужчин, если не служил, то по какой причине; наличие других категорий прав.
Обучение водителей троллейбуса Теоретическая подготовка продолжается в течение трех месяцев на территории работодателя; учебное вождение в количестве 287 часов.
Повышение квалификации При безаварийной работе в течение трех лет, водитель может быть направлен на курсы повышения квалификации. Срок обучения 2 месяца, после успешной сдачи экзаменов, присваивается классность, приказом по объединению. Следующее повышение квалификации водитель может пройти через 2 года безаварийной езды.
В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, трудовым распорядком или графиком работы.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать 12 часов.
Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в
трудовом договоре или приложении к нему.
Исследования и анализ трудовой деятельности водителей пассажирского автотранспорта показали, что рассматриваемый вид профессиональной деятельности требует развития различных психофизиологических свойств и личностных качеств, непосредственно влияющих на надежность оператора при возникновении опасных и аварийных ситуаций [4, 5].
Авторами работы разрабатываются психофизиологические тестовые задания для оценки профессиональных качеств водителя в условиях, приближенных к его трудовой деятельности [6, 7].
Оценки уровня развития некоторых качеств из группы сенсомоторных реакций в условиях, приближенных к профессиональной деятельности водителя позволит более эффективно оценивать его способности на этапе профессионального отбора.
Библиографический список
1. Качество пассажирских перевозок: возможность исследования методами социологии: учеб. пособ. (гриф). Доп. УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов / В.А. Гудков, М.М. Бочкарева, Н.В. Дулина, Н А. Овчар; ВолгГТУ. - Волгоград, 2008. - 162 с.
2. Комаров, Ю.Я. Повышение уровня безопасности на пассажирском автотранспорте с использованием комплексного подхода к профессиональному отбору водителей / Ю.Я. Комаров, М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2014. - №10. - C. 18-22.
3. Батаршев, А.В., Алексеева, И.Ю., Майорова, Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
4. Комаров Ю.Я., Кудрин Р.А., Лифанова Е.В., Дятлов М.Н. Определение профессионально важных качеств водителей, необходимых для эффективного управления пассажирским автотранспортом / Ю.Я. Комаров, Р.А. Кудрин, Е.В. Лифанова, М.Н. Дятлов // Наука и техника транспорта. - 2016. - № 2. - C. 14-18.
5. КомаровЮ.Я., Кудрин Р.А., Лифанова Е.В., Дятлов М.Н. Психофизиологические особенности трудовой деятельности водителей пассажирского автотранспорта / Ю.Я. Комаров, Р.А. Кудрин, Е.В. Лифанова, М.Н. Дятлов // Автотранспортное предприятие. - 2015. - № 11. - C. 7-10.
6. Дятлов М.Н., Агазадян А.Р., Шабалина О.А. Аппаратно-программный комплекс для тестирования профессиональных качеств водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора / М.Н. Дятлов, А.Р. Агазадян, О.А. Шабалина // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2016. - № 12 (150). - C. 48 -52.
7. Comparison of Testing Results of Drivers on the Road Traffic Simulator and on the Set of Psychological Tests [Электронный ресурс] / A.N. Todorev, O.A. Shabalina, M.N. Dyatlov, R.A. Kudrin, Yu.Ya. Komarov // Proceedings of the IV International research conference «Information technologies in Science, Management, Social sphere and Medicine» (ITSMSSM 2017) / ed. by O.G. Berestneva [et al.]. - [Published by Atlantis Press], 2017. - P. 430-433. -(Ser. Advances in Computer Science Research (ACSR) ; Vol. 72). - URL : https://www.atlantis-press.com/proceedings/itsmssm-17.
FEATURES OF SELECTION, TRAINING AND IMPROVING TROLLEYBUS DRIVERS QUALIFICATIONS
Yu.Y. Komarov, candidate of technical sciences, associate professor V.S. Metlev, graduate student M.N. Dyatlov, senior lecturer
A.V. Lemeshkin candidatetechnical sciences, associate professor D.A. Berdnikov, graduate student Volgograd state technical university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article presents the results of an analysis of the professional activity of a trolleybus driver who performs passenger route transportation in a large city using the methods of observation, expert interviewing and analysis of available literature sources. As a result of processing the information received, a professional card of the driver's professional activity has been developed. The specific features of the selection, training and work activities of the trolleybus driver are defined.
Keywords: trolley bus driver, analysis of professional activity, professional selection.