ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
С.А. Старых, аспирант А.Р. Шатунова, студент
Юго-Западный государственный университет (Россия, г. Курск)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления таможенного дела в рамках функционирования Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал действовать с 1 января 2015 года, став правопреемником Таможенного союза. Основой функционирования ЕАЭС является договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане. В настоящее время в Союз входят пять государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения.
Таможенное законодательство является правовой базой таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС.
Для государств - участников евразийской интеграции характерен высокий уровень комплементарности хозяйственных комплексов и транспортной инфраструктуры. Транспортные коридоры государств Содружества сформированы на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являются основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. При этом все страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей. Договор о ЕАЭС на таможенной территории Союза предусматривает применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС, который устанавливает единые ставки ввозных таможенных пошлин.
В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
а) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
б) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;
в) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.
Применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от страны происхождения товаров.
В Евразийском экономическом союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.
Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств - членов Евразийского экономического союза. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза - национальным законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
В Таможенный кодекс ЕАЭС внесен ряд новшеств, которых не было в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.
В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значительное влияние на развитие таможенного администрирования. Среди них: возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов, и сокращение сроков принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.
Экономики стран-участниц ЕАЭС дополняют друг друга, а многочисленные кооперационные связи образовывают целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом, что позволяет в рамках евразийской интеграции избежать конкуренции хозяйственных комплексов и обеспечить таможенно-тарифную и нетарифную защиту единого промышленного комплекса ЕАЭС. Данный аспект
обеспечивает возможность нахождения консенсуса по широкому спектру вопросов экономического регулирования, политики взаимодействия с третьими странами. При этом Россия как крупнейшее государство ЕАЭС обеспечивает достаточную разность экономических потенциалов интеграционного объединения, связанную с привлекательностью российского рынка для членов ЕАЭС, а также с их стремлением получить доступ к российскому рынку, инвестициям и технологиям.
По оценкам Российской академии наук, общий рост совокупного ВВП стран Евразийского экономического союза к 2030 г. превысит 2,5%, суммарный эффект от интеграционных связей для России оценивается более чем в 630 млрд долл. При этом расчеты, проведенные на базе вычислительной модели общего равновесия, свидетельствуют о крайне незначительной выгоде от участия России в альтернативных глобальных интеграционных проектах (табл. 1).
Таблица 1. Экономический потенциал участия России в глобальных зонах свободной торговли (в % к ВВП)_
Последствия образования зоны свободной торговли Со странами ЕАЭС Без стран ЕАЭС
Краткосрочная Перспектива Долгосрочная перспектива Краткосрочная перспектива Долгосрочная перспектива
При участии во Всеобъемлющем Региональном экономическом партнерстве 0,49 1,24 -0,01 0,05
При участии в Транстихоокеанском партнерстве 0,17 0,41 0 -0,01
При участии вТрансатлантическом партнерстве 0,81 1,98 0 0,01
Таким образом, можно выделить следующие важные аспекты, которые отличают Таможенный кодекс ЕАЭС:
- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;
- разработка модернизированного Таможенного кодекса, заменяющего
собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;
- создание национальных систем «единого окна»;
- расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ре-cypc]:http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_163855/.
2. Официальный сайт Евразийском экономической комиссии. [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/.
ECULIARITIES OF CUSTOMS IN THE U-RAZIYSKOGO ECONOMIC UNION
S.A. Stanch, postgraduate R.A. Shatunova, student South-West state university (Russia, Kursk)
Abstract. The article discusses the features of implementation of customs Affairs in the framework of the Eurasian economic Union.
Keywords: customs, customs regulations, customs and tariff regulation.