Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
669
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУКОГРАД / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРАВОВОЙ СТАТУС / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чурикова Александра Игоревна

Данная статья посвящена вопросам осуществления местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации. Анализируется содержание федеральных законов, определяющих формирование правовой основы организации и функционирования особой категории муниципальных образований наукоградов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

И ТВОРЧЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чурикова Александра Игоревна, Новосибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Е-шаИ: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам осуществления местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации. Анализируется содержание федеральных законов, определяющих формирование правовой основы организации и функционирования особой категории муниципальных образований наукоградов.

Ключевые слова: наукоград, научно-производственный комплекс, правовой статус, местное самоуправление.

Формирование инновационных процессов науки и производства страны, развитие эффективной системы местного самоуправления в последнее годы послужило появлению в Российской Федерации новых видов территориальных производственно-организационных образований, известных на сегодняшний день как наукограды.

Впервые понятие «наукоград» появилось вначале 1990-х гг., которое изначально носило более обобщенный характер, объединяя подобные города и поселки в комплекс поселений со схожими проблемами развития.

Основу системы управления развития наукограда составляет система органов муниципального управления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наукограды являются муниципальными образованиями со статусом городского округа. Данный статус дает возможность населению наукограда решать достаточно обширный круг вопросов местного значения, установленный законом для городских округов [1].

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность и особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах является Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Российской Федерации». Исходя из данного закона, наукоград представляет собой муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники [2].

Наукограды являются различными по своей структуре образования. Как правило, это проявляется не только в их происхождении, численности населения, статусе, но и в особенностях направлений их деятельности.В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около семи основных специализаций наукоградов. Среди них:

1. Авиастроение, ракетостроение и космические исследования;

2. Электроника и радиотехника;

3. Автоматизация, машино- и приборостроение;

4. Химия, химическая физика и создание новых материалов;

5. Ядерный комплекс;

6. Энергетика;

7. Биология и биотехнология.

На сегодняшний день городов, которые имеют официальный статус наукограда в Российской Федерации, четырнадцать [3].

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно обладать научно-производственным комплексом, расположенным на территории данного муниципального образования. Такого рода комплекс должен быть градообразующим и соответствовать критериям:

1. Численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 % численности работающих на территории данного муниципального образования;

2. Объем научно-технической продукции в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, которые расположены на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, должна составлять не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, также могут входить юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

1. Научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, которые осуществляют научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров, при наличии у них государственной

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

аккредитации в случаях, закрепленных законодательством Российской Федерации;

2. Организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства [4].

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. При присвоении статуса наукограда муниципальному образованию, Правительство Российской Федерации утверждает наиболее приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также экспериментальных разработок исследований.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций наукоградов Российской Федерации, которые выделяются в соответствии с «Порядком предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682.

Субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов РФ, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Российским законодательством компетенцией по прекращению статуса наукограда обладает Правительство Российской Федерации. Основанием для прекращения статуса наукограда может являться истечение срока, установленного Правительством Российской Федерации в процессе присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации.

Кроме того, законодатель предусмотрел, что в_ ряде случаев могут быть проведены мероприятия по досрочному прекращению статуса наукограда - в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

В случае досрочного прекращения статуса наукограда, городское поселение, которое имело статус наукограда, сохраняет статус городского округа [5].

На сегодняшний день наукограды играют большую роль в национальной научной системе Российской Федерации. Они являются одним из важнейших элементов инновационной среды страны. Также очень важно, что наукограды -это комплексные организации, которые обеспечены не только оборудованием и лабораториями, но и специализированными университетами, занимающимися

»

11

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

подготовкой высококвалифицированных кадров. В наукоградах так же располагаются предприятия, специализирующиеся на производстве высокоточной и наукоёмкой продукции в соответствующем научном направлении.

Государство возлагает на наукограды ряд функций, за осуществлением которых ведётся контроль и при выявлении нарушений наукоград может досрочно лишиться своего статуса. Так же проверяется целевой характер расходования выделяемых средств.

Таким образом, поддержка наукоградов, которые специализируются на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, является одной из важнейших условий конкурентоспособности России в мировой экономике.

Литература:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.

2. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 15.

3. Доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Федеральному Собранию Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document.

4. Капицин В. О некоторых правовых аспектах развития наукоградов в России // Самоуправление. 2012. № 5.

5. Резникова А.В., Котрин В.В. Направления оптимизации муниципальной системы управления наукоградом // География и природные ресурсы. Социально-экономические вопросы географии. 2006. № 4. С. 89-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.