И ТВОРЧЕСТВА
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чурикова Александра Игоревна, Новосибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
Е-шаИ: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам осуществления местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации. Анализируется содержание федеральных законов, определяющих формирование правовой основы организации и функционирования особой категории муниципальных образований наукоградов.
Ключевые слова: наукоград, научно-производственный комплекс, правовой статус, местное самоуправление.
Формирование инновационных процессов науки и производства страны, развитие эффективной системы местного самоуправления в последнее годы послужило появлению в Российской Федерации новых видов территориальных производственно-организационных образований, известных на сегодняшний день как наукограды.
Впервые понятие «наукоград» появилось вначале 1990-х гг., которое изначально носило более обобщенный характер, объединяя подобные города и поселки в комплекс поселений со схожими проблемами развития.
Основу системы управления развития наукограда составляет система органов муниципального управления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наукограды являются муниципальными образованиями со статусом городского округа. Данный статус дает возможность населению наукограда решать достаточно обширный круг вопросов местного значения, установленный законом для городских округов [1].
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность и особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах является Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Российской Федерации». Исходя из данного закона, наукоград представляет собой муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники [2].
Наукограды являются различными по своей структуре образования. Как правило, это проявляется не только в их происхождении, численности населения, статусе, но и в особенностях направлений их деятельности.В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около семи основных специализаций наукоградов. Среди них:
1. Авиастроение, ракетостроение и космические исследования;
2. Электроника и радиотехника;
3. Автоматизация, машино- и приборостроение;
4. Химия, химическая физика и создание новых материалов;
5. Ядерный комплекс;
6. Энергетика;
7. Биология и биотехнология.
На сегодняшний день городов, которые имеют официальный статус наукограда в Российской Федерации, четырнадцать [3].
Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно обладать научно-производственным комплексом, расположенным на территории данного муниципального образования. Такого рода комплекс должен быть градообразующим и соответствовать критериям:
1. Численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15 % численности работающих на территории данного муниципального образования;
2. Объем научно-технической продукции в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, которые расположены на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, должна составлять не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, также могут входить юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке на территории данного муниципального образования:
1. Научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, которые осуществляют научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров, при наличии у них государственной
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
аккредитации в случаях, закрепленных законодательством Российской Федерации;
2. Организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства [4].
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. При присвоении статуса наукограда муниципальному образованию, Правительство Российской Федерации утверждает наиболее приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также экспериментальных разработок исследований.
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций наукоградов Российской Федерации, которые выделяются в соответствии с «Порядком предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682.
Субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов РФ, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с Российским законодательством компетенцией по прекращению статуса наукограда обладает Правительство Российской Федерации. Основанием для прекращения статуса наукограда может являться истечение срока, установленного Правительством Российской Федерации в процессе присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации.
Кроме того, законодатель предусмотрел, что в_ ряде случаев могут быть проведены мероприятия по досрочному прекращению статуса наукограда - в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
В случае досрочного прекращения статуса наукограда, городское поселение, которое имело статус наукограда, сохраняет статус городского округа [5].
На сегодняшний день наукограды играют большую роль в национальной научной системе Российской Федерации. Они являются одним из важнейших элементов инновационной среды страны. Также очень важно, что наукограды -это комплексные организации, которые обеспечены не только оборудованием и лабораториями, но и специализированными университетами, занимающимися
»
11
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
подготовкой высококвалифицированных кадров. В наукоградах так же располагаются предприятия, специализирующиеся на производстве высокоточной и наукоёмкой продукции в соответствующем научном направлении.
Государство возлагает на наукограды ряд функций, за осуществлением которых ведётся контроль и при выявлении нарушений наукоград может досрочно лишиться своего статуса. Так же проверяется целевой характер расходования выделяемых средств.
Таким образом, поддержка наукоградов, которые специализируются на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, является одной из важнейших условий конкурентоспособности России в мировой экономике.
Литература:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.
2. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 15.
3. Доклад Комитета по вопросам местного самоуправления Федеральному Собранию Российской Федерации «О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document.
4. Капицин В. О некоторых правовых аспектах развития наукоградов в России // Самоуправление. 2012. № 5.
5. Резникова А.В., Котрин В.В. Направления оптимизации муниципальной системы управления наукоградом // География и природные ресурсы. Социально-экономические вопросы географии. 2006. № 4. С. 89-90.